Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современной школе'

Формирование ценностных ориентаций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2236
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СКОЛИОЗ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ВЕДУЩИЙ МОТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / VALUES / SYSTEM OF VALUES / SCOLIOSIS / SEMANTIC SPHERE OF PERSONALITY / VALUE ATTITUDE / INCLUSIVE EDUCATION / SOCIAL DEVELOPMENT SITUATION / LEADING MOTIVE OF ACTIVITY / CHILDREN WITH A PHYSICAL CONDITION / UNIVERSAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижакова Галина Ивановна, Дуда Ирина Викторовна

Проблема и цель. Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоровья в современной школе. Целью статьи является предъявление анализа результатов исследования ценностных ориентаций школьников, больных сколиозом и учащихся с нарушением слуха. В статье представлен обзор литературы по проблеме формирования личности: философский, психологический, педагогический аспекты, а также литература по проблеме обучения и воспитания школьников с нарушением слуха и больных сколиозом. Методологической основой исследования послужили труды А.М. Гендина, его работы о личности как субъекте ценностного освоения действительности; работы Д.А. Леонтьева о том, что ценностные ориентации отражены в смысловой сфере личности и раскрывают принятие и интериоризацию личностью социальных ценностей; работы В.В. Николаевой о том, что любое хроническое заболевание встроено в систему смысловой сферы личности и оказывает значительное влияние на отношение личности к окружающей действительности. Основанием выбора методов исследования явилось понимание структуры ценностных ориентаций как совокупности когнитивного, эмоциональнооценочного и поведенческого компонентов, которые реализуются через знание и понимание сущности ценностей, эмоциональное отношение к ним, готовность к их реализации в поведении и деятельности. Использовались методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, адаптированная В. Ядовым, методика «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», модифицированная И.П. Шаховой, методика «Ценностные ориентации» (авторы О.И. Мотков, Т.А. Огнева), метод экспертных оценок педагогов, метод неоконченных предложений, анкета «Определение ценностных ориентаций старшеклассников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина). В заключение представлен анализ результатов исследования. Результаты. Представлен сравнительный анализ направленности ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоровья и школьников, не имеющих хронические заболевания. Полученные данные подтверждают положение гипотезы о том, что доминирующей в системе ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоровья является ценность здоровья, которая воспринимается ими как смыслообразующая, определяющая дальнейшую направленность поведения и деятельности. Заключение. В силу актуальности и практической значимости проблемы обозначена необходимость выявления и научного обоснования подходов, способствующих формированию ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной практике. Авторский вклад заключается в осуществлении теоретического анализа научной литературы, определении и обосновании методов исследования, обработке и анализе данных изучения сформированности ценностных ориентаций школьников с нарушением слуха и больных сколиозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUES OF STUDENTS WITH A PHYSICAL CONDITION IN MODERN SCHOOL

Problem and purpose. The article is devoted to the problem of formation of values of schoolchildren with a physical condition in modern school. The purpose of the article is to present an analysis of the results of the study of values of schoolchildren with scoliosis and students with hearing impairment. The article presents a review of literature on the problem of personality formation: philosophical, psychological, pedagogical aspects, as well as literature on the problem of teaching and educating schoolchildren with hearing impairment and with scoliosis. The methodological basis of the study was the works of A.M. Gendin, his work on the individual as a subject of value assimilation of reality; the works of D.A. Leont,ev saying that values are reflected in the semantic sphere of the individual and reveal the acceptance and internalization of the social values by the individual; the works of V.V. Nikolaeva, who writes that any chronic disease is built into the system of the sense sphere of the personality and has a significant influence on the attitude of the personality to the surrounding reality. The basis for the choice of research methods was the understanding of the structure of values as a combination of cognitive, emotional-evaluative and behavioral components that are realized through knowledge and understanding of the essence of values, emotional attitude towards them, readiness for their implementation in behavior and activities. We used the methodology “The System of Values” by M. Rokiж, adapted by V. Yadov, the method “Complex study of self-esteem and values”, modified by I.P. Shakhova (authors O.I. Motkov, T.A. Ogneva), the method of expert evaluations of teachers, the method of unfinished sentences, the questionnaire “Determining values of high school students” (M.I. Lukyanova, N.V. Kalinina). In conclusion, the article presents the analysis of the results of the study. Results. A comparative analysis of the orientation of values of students with a physical condition and schoolchildren who do not have chronic diseases is presented. The obtained data confirm the hypothesis that the value of health that is dominant in the system of values of schoolchildren with a physical condition is perceived by them as meaningful, which determines the further direction of behavior and activity. Conclusion. Due to the urgency and practical importance of the problem, it is necessary to identify and scientifically substantiate the approaches that contribute to the formation of values of schoolchildren with a physical condition in modern educational practice. The author,s contribution consists in the theoretical analysis of scientific literature, the definition and justification of research methods, processing and analysis of data on the formedness of values of schoolchildren with hearing impairment and suffering from scoliosis.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современной школе»

001: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-01

УДК 37.01(075.8)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Г.И. Чижакова (Красноярск, Россия), И.В. Дуда (Красноярск, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования ценностных ориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современной школе. Целью статьи является предъявление анализа результатов исследования ценностных ориентаций школьников, больных сколиозом и учащихся с нарушением слуха. В статье представлен обзор литературы по проблеме формирования личности: философский, психологический, педагогический аспекты, а также литература по проблеме обучения и воспитания школьников с нарушением слуха и больных сколиозом.

Методологической основой исследования послужили труды A.M. Гендина, его работы о личности как субъекте ценностного освоения действительности; работы Д.А. Леонтьева о том, что ценностные ориентации отражены в смысловой сфере личности и раскрывают принятие и интериоризацию личностью социальных ценностей; работы В.В. Николаевой о том, что любое хроническое заболевание встроено в систему смысловой сферы личности и оказывает значительное влияние на отношение личности к окружающей действительности.

Основанием выбора методов исследования явилось понимание структуры ценностных ориентаций как совокупности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов, которые реализуются через знание и понимание сущности ценностей, эмоциональное отношение к ним, готовность к их реализации в поведении и деятельности. Использовались методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, адаптированная В. Ядовым, методика «Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций», модифицированная И.П. Шаховой,

методика «Ценностные ориентации» (авторы О.И. Мотков, Т.А. Огнева), метод экспертных оценок педагогов, метод неоконченных предложений, анкета «Определение ценностных ориентаций старшеклассников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина). В заключение представлен анализ результатов исследования.

Результаты. Представлен сравнительный анализ направленности ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоровья и школьников, не имеющих хронические заболевания. Полученные данные подтверждают положение гипотезы о том, что доминирующей в системе ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоровья является ценность здоровья, которая воспринимается ими как смыслообразующая, определяющая дальнейшую направленность поведения и деятельности.

Заключение. В силу актуальности и практической значимости проблемы обозначена необходимость выявления и научного обоснования подходов, способствующих формированию ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной практике.

Авторский вклад заключается в осуществлении теоретического анализа научной литературы, определении и обосновании методов исследования, обработке и анализе данных изучения сформированно-сти ценностных ориентаций школьников с нарушением слуха и больных сколиозом.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, сколиоз, смысловая сфера личности, ценностное отношение, ценностная установка, инклюзивное образование, социальная ситуация развития, ведущий мотив деятельности, дети с ограниченными возможностями здоровья, общечеловеческие ценности.

Постановка проблемы. В настоящее время актуализировалась проблема формирования ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоро-

вья в связи с ориентацией общества на поддержание и укрепление здоровья как базовой ценности человека. Для современной школы одной из ведущих в связи с этим является задача фор-

мирования у школьников направленности на ценности здоровья и здорового образа жизни. Решение этой задачи возможно при условии осмысления традиционной системы формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в образовательном пространстве с позиции аксиологического подхода. Целью статьи является предъявление анализа результатов исследования ценностных ориентаций школьников, больных сколиозом и учащихся с нарушением слуха.

Методологической основой исследования послужили труды A.M. Ген дина, его работы о личности как субъекте ценностного освоения действительности; работы Д.А. Леонтьева о том, что ценностные ориентации отражены в смысловой сфере личности и раскрывают принятие и интериоризацию личностью социальных ценностей; работы В.В. Николаевой о том, что любое хроническое заболевание встроено в систему смысловой сферы личности и оказывает значительное влияние на отношение личности к окружающей действительности.

Рассмотрим сущность ценностных ориентаций. Понятие «ценностная ориентация» было введено У. Томасом и Ф. Знанецким, которые рассматривали ценностную ориентацию как установку личности, определяющую направленность ее поведения [Чижакова, 2014]. Понятие «ценностная ориентация» в философии рассматривается во взаимосвязи с такими ценностными категориями, как «норма», «мораль», «ценность», «нравственность» [Чижакова, 2014]. В педагогике ценностные ориентации трактуются как ценностное отношение, характеризующее взаимосвязь объектного и субъектного, внешнего и внутреннего и определяющее направленность личности на ценностные объекты [Казакина,1989]; связующий элемент сознания и самосознания; вербализованные и осознанные субъектом идеологические, политические, моральные, эстетические основания оценивания объектов [Яницкий, 2010]. В основе функционирования ценностных ориентаций лежат ценности. Они отражаются в сознании индивида, его отношении к окружающей

действительности и проявляются в поведении и деятельности. В приведенных определениях понятия «ценностная ориентация» лежит философское понимание сущности названной категории, где предметом рассмотрения оказывается не только отношение человека к окружающему миру, но и сам механизм его внутренней сознательной деятельности, его духовно-волевая организация и нравственная природа. Мы считаем, что ценностные ориентации основываются на знании о ценностях; обнаруживаются в ценностном отношении к окружающей действительности и проявляются в ценностном поведении как целенаправленных действиях, регулируемых принятыми ценностями. В целом ценностные ориентации являются интегратив-ной характеристикой, ядром целостности личности. Они включают систему установок, субъективных отношений к явлениям, событиям, к собственной роли личности в них, являются регулятором ее поведения и деятельности.

Подходы к формированию ценностных ориентаций раскрывают совокупность педагогических приемов, средств, обеспечивающих становление системы устойчивых отношений личности школьника, принятия ими образовательных, воспитательных ценностей как базовых для человека, формирование установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры в работах таких ученых, как Е.В. Бондарев-ская, Б.С. Круглов, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Прозументо-ва и др. [Дуда, 2010].

В теории проблема формирования ценностных ориентаций школьников рассматривается современными учеными в различных направлениях - соотношение ценностных ориентаций и интересов школьников [Леонтьев, 1996], психологические аспекы формирования ценностных ориентаций и интересов школьников [Тихонова, 2015], зависимость социальной активности личности от ее ценностных ориентаций [Крюков, Данилкова, 2003]. Проводятся исследования по изучению влияния региональных условий на формирование ценностных ориентаций школьников [Тимофеева, 2009; Соколов, 2013], семьи на ценностные ориентации и интересы школь-

ч

с m

о | a U

о

Рч

W

m

н о

Рч <

о ^ 5 ^

о ^

Рч W

« с «

S

X

н и

м

ников, здоровья школьника на направленность его ценностных ориентаций [Собкин, 1997; Реут, 1999; Дуда, 2010]. Разработаны практические рекомендации по формированию ценностных ориентаций школьников [Белогорцев, 2017].

Практический опыт формирования ценностных ориентаций раскрывается на материале субъектов разного возраста и отражает особенности формирования ценностных ориентаций школьников, студентов, преподавателей. У младших школьников педагоги в основном исследуют вопросы формирования общечеловеческих ценностей и нравственных качеств [Козлова, 2001; Калинина, Скоморохова, 2014; Чиплие-ва, 2016]. Данная группа исследований немногочисленна. Это объясняется тем, что, с одной стороны, система ценностных ориентаций у школьников данного возраста только формируется, она нестабильна, иерархия ценностей подвижна, в большей степени зависима от требований значимых для ребенка взрослых; с другой - отсутствуют диагностические материалы,позволяющие изучать ценностные ориентации школьников этого возраста.

Изучаются вопросы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Именно старший подростковый возраст признается учеными О.С. Богдановой, И.В. Дубровиной, A.B. Кирьяковой, Т.Н. Мальковской, И.М. Осмоловской как оптимальный для формирования ценностных ориентаций [Казакина, 1989; Клепиков, 2011; Логутова 2015]. Это положение аргументируется тем, что на данном возрастном этапе происходят изменения в различных сферах личности, которые являются предпосылками формирования ценностных ориентаций.

В частности, исследованиями H.A. Волковой, которая изучает динамику ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик школьников, установлено, что изменения в системе ценностных ориентаций являются важнейшим показателем возрастного развития. Эта динамика обнаруживается в смене доминирующих ориентаций, при усилении или ослаблении структурированности всей системы. Исследователем выделены периоды становления

ценностных ориентаций в пределах школьного обучения. Первый период (1-4 классы) характеризуется формированием высокоинтегриро-ванной плеяды ценностей, структурообразующим компонентом которой является ориентация на нравственные показатели. Второй период (5-7) классы начинается с резких деструктивных изменений, сменяющихся усилением связности показателей. В конце периода образуется высокоинтегрированная плеяда, в центре которой находится интеллектуально-волевой блок. Отличительной чертой третьего периода (8-10 классы) является усиление тесноты связей и перемещение в центр плеяды ориентации на людей и общество. Наиболее вариативны ориентации на интеллектуальные характеристики и на других людей. Ориентации на нравственные характеристики и материальные ценности более стабильны [Казакина, 1989; Журавлев, Дро-бышева, 2008; Калинина, 2011].

ФГОС НОО отмечает необходимость формирования национальных ценностей, ценности семьи и общества, эстетических потребностей, ценностей и чувств, а также готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, направленные на выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. В том числе в ФГОС подчеркивается необходимость обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - детей с ограниченными возможностями здоровья. В педагогической науке недостаточно исследований, выявляющих особенности ценностных ориентаций школьников с соматической патологией, не определены педагогические условия их формирования. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаева, А.Ш. Тхостов отмечают, что личность школьника с хроническими соматическими заболеваниями определяется как измененная. Изменяется содержание ведущего мотива деятельности. Имеющийся мотив заменяется новым, который

направлен на сохранение здоровья, и в целом происходит постепенное переподчинение всей мотивационной сферы этому новому мотиву. Необходимо также отметить, что соматический недуг, преломляясь через призму уже сформированных или формирующихся потребностей и мотивов, приобретает различный по своему индивидуальному наполнению личностный смысл, то есть болезнь оказывается встроенной в систему смысловой сферы [Дуда, 2010].

При этом любая хроническая болезнь ставит человека в психологически особые жизненные обстоятельства, создает особую социальную ситуацию развития психики человека. Это отражается как на развитии субъекта, так и на течении заболевания.

Результаты исследования. В рамках деятельности научной аксиологической школы в течение пятнадцати лет изучается направленность ценностных ориентаций школьников с хроническими заболеваниями, осуществляется их сравнение с направленностью ценностных ориентаций здоровых школьников.

Изучение Г.И. Чижаковой, И.В. Дудой ценностных ориентаций 120 школьников старших классов с различной степенью выраженности сколиотической болезни, проведенное на базе школы-интерната № 1 г. Красноярска в 2002-2005 гг., свидетельствует о том, что у больных сколиозом школьников ценностные ориентации не сформированы как в когнитивном, эмоциональном, поведенческих планах, так и в плане их направленности на ценности познания, позитивного восприятия себя и другого как личности [Дуда, 2010]. Доминирующей в системе ценностных ориентаций больных сколиозом школьников является ценность здоровья, которая воспринимается ими как смыслообразующая, определяющая дальнейшую направленность поведения и деятельности. 119 респондентов присвоили данной ценности наибольший ранг. При проведении опытно-экспериментальной работы авторы опирались на результаты исследований, осуществляемых коллективом преподавателей Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. A.M. Гендиным, М.И. Сер-

геевым, В.И. Усаковым, В.В. Шабуниным изучались ценностные ориентации здоровых школьников и учащихся с хроническими заболеваниями. Ими было установлено, что у школьников с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых, на первом месте находится ценность здоровья как наиболее значимая, являющаяся регулятором их поведения и деятельности. В качестве малозначимых и незначимых были указаны ценности образования, воспитания, самоконтроля, являющиеся приоритетными для здоровых школьников старшего школьного возраста (данные центра комплексных социологических исследований Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева [Гендин и др., 2004]. В образовательном процессе школы были реализованы организационно-педагогические условия, способствующие формированию у школьников ценностных ориентаций.

Дифференциация и индивидуализация были определены в качестве значимого органи-зационно-педагогического условия формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитатель-ном процессе школы-интерната, так как они позволяют адаптироваться больным сколиозом детям к новой среде, в которой протекает их познавательная деятельность, к требованиям новых учителей, коллективу сверстников. При разработке и реализации данного организационно-педагогического условия мы опирались на ценностный аспект образования, который, по мнению ряда ученых, прежде всего есть процесс становления и развития целостной системы представлений личности о мире, так как оно дает возможность ориентироваться в окружающем социуме и осуществлять жизнедеятельность.

Значимым представлялось также создание воспитательного пространства в школе. В определении стратегии и тактики его построения учитывался тот факт, что ценности творчества, активной деятельной жизни, общественного признания занимают последние места в иерархии ценностей больных сколиозом школьников, в то время как названные ценности у здо-

ч

с m

о | a U

о

Рч

W

m

н о

Рч <

о ^ 5 ^

о ^

Рч W

« с «

S

X

н и

м

ровых школьников занимают лидирующие позиции. Данные ценности относятся прежде всего к сфере человеческих отношений, всесторонне учитывают основные потребности личности, интегрируют в себе направленность на социальную адаптацию и индивидуализацию личности.

Поскольку одним из основных психотравми-рующих факторов нахождения больного сколиозом ребенка в школе-интернате является отрыв ребенка от семьи (в школе-интернате больные сколиозом школьники находятся шестидневную неделю), значимым условием мы рассматривали взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната.

Мы учитывали, что именно в процессе общения с членами семьи ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает определенными умениями и навыками, формирует сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы, ценности; развивает духовные потребности, нравственные и эстетические чувства. Реализация названных условий осуществлялась в течение трех лет. По окончании опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты. Значительно изменилось ранговое место ценности познания (переместилась с 16 на 2 место). В числе предпочитаемых школьниками указываются ценности профессиональной самореализации: творчество - 4 место (было 15), интересная работа - 6 место (было 13); ценности межличностного общения (общественное признание) - 5 место (было 9). Значимым моментом мы считаем изменение рангового места ценности развития (9 ранговое место вместо 17). Положительным фактом является возрастание значимости интеллектуальных ценностей в иерархии инструментальных ценностных предпочтений школьников, больных сколиозом. Так, ценность образованности стала занимать 3 ранговое место по сравнению с 16 на начало опытно-экспериментальной работы, ценность самоконтроля - 5 место по сравнению с 15. Положительной тенденцией является становление ценности эмоционального мироощущения (жизнерадостность) в качестве значимой (6 место по сравнению с 16 местом).

Изменилось соотношение школьников, больных сколиозом, по уровню проявления ценностей в деятельности и общении. По мнению экспертов, поведенческий компонент ценностных ориентаций больных сколиозом школьников значительно улучшился по шкалам «Познание как ценность», «Я-ценность» «Ответственность как ценность». Так, по шкале «Познание как ценность» с высоким уровнем сформированное™ поведенческого компонента ценностных ориентаций стало 32 школьника (26,6 %) по сравнению с 13 респондентами (10,8 %) на начало опытно-экспериментальной работы; по шкале «Я-ценность» - 29 человек (24,2%) по сравнению с 6 (5 %); по шкале «Ответственность как ценность» - 53 человека (44,7 %) по сравнению с 16 (13,3 %). Реализация разных форм дифференциации и индивидуализации обучения больных сколиозом школьников ориентирует их на развитие познавательной активности посредством целенаправленного воздействия на мотива-ционную сферу личности; обеспечение их самостоятельной работы, в том числе исследовательского характера, что способствует усвоению ценностной информации на личностно-смысловом уровне, принятию ценностей как личностно значимых, осуществлению осознанной коррекции направленности ценностных ориентаций на ценности образования, здоровья.

Включение больныхеколиозом школьников в работу по индивидуальным образовательно-лечебными программам стимулирует школьников к самостоятельному познанию, развитию целеполагания, рефлексии, контрольно-оценочной деятельности, что обеспечивает принятие и формирование готовности к реализации ценностей в поведении, деятельности, общении.

Организации деятельности Индивидуально-адаптивной школы способствует ценностному отношению к процессу познания, приобретению социального опыта, сознанию учения как личностного смысла, формированию позитивного отношения к процессу познания в целом и направленности его на ценность образования как значимую для личностного развития.

Создание и освоение воспитательного пространства школы-интерната посредством включения больных сколиозом школьников в разнообразные виды деятельности (ученического самоуправления, трудовой, культурно-досуговой, спортивной, коммуникативной и др.), использование вариативных форм (фольклорные праздники, клубы, конкурсы и др.) обеспечивает обмен ценностями, развитие потребности в позитивной ценностной ориентировке школьников с целью принятия воспитательных ценностей как нравственной основы личности.

Организация совместной проектной деятельности педагогов и учащихся, их родителей способствует формированию ценностных ориентаций на основе сотрудничества, сотворчества через создание атмосферы доверительности, взаимопонимания, диалогичности в общении.

Реализация различных форм взаимодействия педагогического коллектива с родителями больных сколиозом учащихся (Университет педагогических знаний, психолого-медико-педагогический консилиум, семейная гостиная, телефон доверия и др.) позволяет создать ценностно-смысловое пространство педагогов, учащихся, родителей как субъектов целостного учебно-воспитательного процесса, что способствует формированию ценностных ориентиров поведения школьников.

В пилотажном исследовании, проведенном И.В. Дудой и М.А. Лукаевой в 2016 г., выявлялись особенности ценностных ориентаций младших подростков с нарушением слуха. По результатам исследования были разработаны методические рекомендации для педагогов по формированию ценностных ориентаций данной категории детей. Исследование проводилось на базе КГСОУ «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида». В нем принимали участие 24 учащихся в возрасте 10-12 лет. Дети имеют сенсоневраль-ную тугоухость.

С целью исследования ценностной сферы младших подростков использовались методики «Комплексное изучение самооценки и ценност-

ных ориентаций», модифицированной И.П. Шаховой, «Ценностные ориентации» (авторы О.И. Мотков, Т.А. Огнева), метод экспертных оценок педагогов [Маслова, 2013].

Обработка данных позволила выявить наличие у школьников достаточно четкой картины ценностей (разница относительного веса между наиболее и наименее значимыми ценностями составляет 5 баллов). Дети способны определяться со своими предпочтениями и стремлениями, отделять главные жизненные цели от второстепенных, ориентироваться в морально-нравственной сфере, выявляя позитивно, негативно и нейтрально ценные аспекты.

Наибольший вес в группе школьников с нарушением слуха имеют ценности «хорошо учиться» (вес составляет 5,7 балла), второе место занимает ценность «здоровый» (5,2 балла), «умный» (вес составляет 4,6 балла). Незначимыми ценностями являются ценности «красивый» (вес составляет 1,9 балла) и «веселый» (вес составляет 1,2 балла). Таким образом, для школьников высокозначимыми являются ценности здоровья, успешной учебной деятельности, интеллектуального развития и аккуратности.

Результаты исследования ценностных ориентаций по методике «Ценностные ориентации» (авторы О.И. Мотков, Т.А. Огнева) позволил выявить значимость для школьников таких ценностей, как «хорошее материальное благополучие», «саморазвитие личности», «известность, популярность», «уважение и помощь людям, отзывчивость», «физическая привлекательность, внешность», «теплые, заботливые отношения с людьми», «высокое социальное положение», «творчество», «семья», «здоровье».

Самую высокую значимость для младших школьников с нарушением слуха имеет ценность «семья», на втором месте по значимости ценность «здоровье», среднюю значимость имеют такие внутренние ценности, как «теплые, заботливые отношения с людьми», «уважение и помощь людям, отзывчивость», «саморазвитие личности», менее значимы для них такие ценности, как «высокое социальное положение», «творчество».

<С £

С т

о

ь

X ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

У детей с нарушением слуха меньшее значение имеют такие внутренние ценности, как служение людям (уважение и помощь людям, отзывчивость) и общение с другими людьми (теплые, заботливые отношения с людьми). Анализ комментариев показал, что дети с нарушением слуха сталкиваются с трудностями в общении с людьми, а особенно со сверстниками с нормальным слухом, что проявляется в насмешках, издевательствах и т.п.

Эксперты (классные руководители, учителя и воспитатели) отмечают, что школьники с нарушением слуха в меньшей мере ориентированы на общественную деятельность, самостоятельные социальные пробы, ожидают внешнего алгоритма, помощи и подсказок со стороны взрослого.

Результаты исследований показали, что в большей степени у младших школьников с нарушением слуха сформированы ценности здоровья и семейной жизни. У большинства младших школьников с нарушением слуха отсутствуют ценностные ориентации на выполнение социальных функций. Кроме того, у данной категории школьников часто возникают сложности в принятии социальных ролей.

Данные проведенного исследования свидетельствуют, что ценностные ориентации младших подростков с нарушением слуха обладают определенным своеобразием. В иерархии их ценностных ориентаций первые места занимает ценность здоровья, и эта ценность определяет их деятельность, поведение, отношение к сверстникам, в отличие от здоровых школьников.

Все эти факторы приводят к тому, что адекватной социальной адаптации не происходит, ребенок не может полностью реализовать свои потребности. Успешное формирование ценностных ориентаций у данной категории школьников необходимо, на наш взгляд, начинать не только с его личностного развития, но и с изменений той среды, в которой он воспитывается. Преобладающий в системе «педагог - воспитанник» опекающий стиль отношений и директивная направленность действий со стороны взрослого приводит к возникновению несформированно-

сти мотивационной сферы (отсутствие внутреннего плана деятельности); неадекватного уровня притязаний; потребительскому отношению к окружающим; пассивности в деятельности; непринятию себя, частой смене настроения; нарушению системы целеполагания. По нашему мнению, необходимо обратить внимание на организацию социально и личностно значимой деятельности для детей с хроническими заболеваниями; использование технологий, активизирующих процессы развития самосознания и самооценки, формирующих установку на коррекцию негативного поведения; развитие взаимоотношений между взрослыми и детьми на основе сотрудничества, диалога. При этом важно создавать условия для формирования у школьников положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях в пространстве доброжелательного отношения к ребенку. Это позволит развивать положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, его коммуникативную и социальную компетентность, формировать нормы нравственного поведения, социальные навыки, готовность помочь другим людям, доброжелательность, внимательность к окружающим, самостоятельность.

Заключение. В целом результаты исследования ценностных ориентаций школьников с хроническими заболеваниями, полученные в 2002-2005 и в 2016 гг. доказывают, что система ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоровья отличается от системы ценностных ориентаций здоровых в когнитивном, эмоциональном, поведенческом планах и требует специального изучения. Необходимо выявление и научное обоснование подходов, способствующих формированию ценностных ориентаций школьников с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной практике.

Библиографический список

1. Акинина Е.Б. Психологические особенности обучения студентов-инвалидов по слуху // Акмеология образования. 2009. № 1. С. 139-142.

2. Белогорцев H.H. Формирование ценност- 13. ных ориентаций обучающихся современного вуза // Молодой ученый. 2017. № 1.

С. 434-436.

3. Гендин А.М. и др. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных услови- 14. ях / А.М. Гендин, М.И. Сергеев, В.И. Усаков,

B.В. Шабунин. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 228 с.

4. Дуда И.В. Ценностные ориентации больных сколиозом школьников: диагностика, формирование: монография / Краснояр. гос. 15. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 264 с.

5. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Динами- 16. ка ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях раннего экономического образования // Вестник практической психологии образования. 2008. № 4. 17.

C. 25-31.

6. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989. 85 с.

7. Калинина A.B. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. 2011. № 1. С. 46-50. 18.

8. Калинина Л.В., Скоморохова М.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников. Изд. 2-е, испр. и 19. доп. Иркутск: ВСГАО, 2014. 217 с.

9. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям // Воспитание школь- 20. ников. 2011. № 8. С. 18-22.

10. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С. 98-101. 21.

11. Крюков В.В., Данилкова М.П. Основные концепции теории ценностей. Новосибирск: 22. Изд-во НГТУ, 2003 104 с.

12. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вест- 23. ник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1996. № 4. С. 35-44.

Логутова Е.В. Особенности ценностных ориентаций старших школьников профильных классов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/ article/=2386

Маслова Ю.А. Проблема использования методик диагностики смысловой сферы при работе с неслышащими обучающимися // Стратегия дошкольного образования: модусы и векторы: междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2013.

Обухова Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка. М., 1993. 224 с.

Овчинников О.М. Ценностные ориентации подростков с дезадаптивным поведением // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 1. С. 151-155. Пенин Г.Н. Понаморева З.А. Красильнико-ва O.A. Кораблева Л.В. Воспитание учащихся с нарушением слуха специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях: учеб. пособие / под. ред. проф. Г.Н. Пе-нина и доц. З.А. Понаморевой. СПб.: КАРО, 2006 496 с.

Психология глухих детей / Институт коррек-ционной педагогики Российской академии образования. 2-е изд. М., 2006. Реут М.Н. Конформизм в процессе социализации неслышащей молодежи // Высшая школа в условиях социокультурных изменений. Казань: ТИСБИ, 1999. 222 с. Собкин B.C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 94 с. Соколов Э.В. Культура и ценности. СПб.: Питер, 2006. 228 с.

Тимофеева C.B. Проблема ценностей и формирования ценностных ориентаций личности: монография / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск: КрасГАУ, 2009. 299 с. Тихонова К.О. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников // Психологические науки. 2015. № 30.

Î

ч

с m

о

ь

X

щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

« s

X

H U

W

м

24. Чижакова Г.И. и др. Комплексный подход к осуществлению сопровождения студентов со специальными образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе / Чижакова Г.И., М.К. Добровольская, Г.П. Карлов, B.C. Нургалеев // Программа открытой дискуссии «Здоровье нации и инновационное развитие России»: матер. V Ассамблеи всемир. форума «Интеллектуальная Россия», Москва, Санкт-Петербург, 19-23 октября 2009 г.). М.: Национальный центр санитарного просвещения населения, 2009. С. 122-133.

25. Чижакова Г.И. Развитие ценностных представлений в отечественной педагогике: кол. монография // Развитие личности в условиях обновленного образования / Красно-яр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. С. 232-273.

26. Чижакова Г.И. Становление самообразовательной компетенции как ценности у будущих бакалавров-педагогов в процессе интерактивного обучения // Фундаментальные исследования. 2015. № 2, ч. 8. С. 1768-1773.

27. Чиплиева А.Д. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Современная педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika. snauka.ru/2016/10/6193

28. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбазвузиздат, 2000. 203 с.

29. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка // Сурдопедагогика как наука: пер. с нем. М., 2003. 216 с.

DOI: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-01

THE FORMATION OF VALUES OF STUDENTS WITH A PHYSICAL CONDITION IN MODERN SCHOOL

G.I. Chizhakova (Krasnoyarsk, Russia), I.V. Duda (Krasnoyarsk, Russia)

Abstract

Problem and purpose. The article is devoted to the problem of formation of values of schoolchildren with a physical condition in modern school. The purpose of the article is to present an analysis of the results of the study of values of schoolchildren with scoliosis and students with hearing impairment. The article presents a review of literature on the problem of personality formation: philosophical, psychological, pedagogical aspects, as well as literature on the problem of teaching and educating schoolchildren with hearing impairment and with scoliosis.

The methodological basis of the study was the works of A.M. Gendin, his work on the individual as a subject of value assimilation of reality; the works of D.A. Leont'ev saying that values are reflected in the semantic sphere of the individual and reveal the acceptance and internalization of the social values by the individual; the works of V.V. Nikolaeva, who writes that any chronic disease is built into the system of the sense sphere of the personality and has a significant influence on the attitude of the personality to the surrounding reality.

The basis for the choice of research methods was the understanding of the structure of values as a combination of cognitive, emotional-evaluative and behavioral components that are realized through knowledge and understanding of the essence of values, emotional attitude towards them, readiness for their implementation in behavior and activities. We used the methodology "The System of Values" by M. Rokic, adapted by V.

References

1. Akinina E.B. Psychological features of teaching students with hearing impairment // Acmeol-ogy of education. 2009. No. 1. P. 139-142.

2. Belogortsev N.N. The formation of values of students in modern university // Young Scientist. 2017. No. 1. P. 434-436.

3. Gendin A.M. Conditions and Factors of the Formation of a Healthy Lifestyle of Students in Modern Conditions [Text] / A.M. Gendin, M.I. Sergeev, V.I. Usakov, V.V. Shabunin. Krasnoyarsk: RIO KSPU, 2004. 228 p.

4. Duda I.V. The system of values of schoolchildren with scoliosis: diagnosis, formation (mon-

Yadov, the method "Complex study of self-esteem and values", modified by I.P. Shakhova (authors O.I. Motkov, T.A. Ogneva), the method of expert evaluations of teachers, the method of unfinished sentences, the questionnaire "Determining values of high school students" (M.I. Lukyanova, N.V. Kalinina). In conclusion, the article presents the analysis of the results of the study.

Results. A comparative analysis of the orientation of values of students with a physical condition and schoolchildren who do not have chronic diseases is presented. The obtained data confirm the hypothesis that the value of health that is dominant in the system of values of schoolchildren with a physical condition is perceived by them as meaningful, which determines the further direction of behavior and activity.

Conclusion. Due to the urgency and practical importance of the problem, it is necessary to identify and scientifically substantiate the approaches that contribute to the formation of values of schoolchildren with a physical condition in modern educational practice.

The author's contribution consists in the theoretical analysis of scientific literature, the definition and justification of research methods, processing and analysis of data on the formedness of values of schoolchildren with hearing impairment and suffering from scoliosis.

Key words: values, system of values, scoliosis, semantic sphere of personality, value attitude, inclusive education, social development situation, leading motive of activity, children with a physical condition, universal values.

ograph). Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2010. 264 p.

5. Zhuravlev A.L., Drobysheva T.V. Dynamics of values of the personality of younger schoolchildren in the conditions of early economic education // Bulletin of Practical Psychology of Education. 2008. No. 4. P. 25-31.

6. Kazakina M.G. Values of schoolchildren and their formation in a collective [Text] / M.G. Kazakina. L., 1989. 85 p.

7. Kalinina A.V. Orientation of junior schoolchildren to moral values // Primary school. 2011. No. 1. P. 46-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<C

t

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h о я

EÎ W H

s о

Рч

W

0

1

X %

«

« о

W V

s

ь

1-4

<с п

W

с

« s

X

H

и

w м

8. Kalinina L.V., Skomorokhova M.I. The formation of moral values of junior schoolchildren. Edition 2, revised and enlarged. Irkutsk: Publishing house of FGBOU VPO "VSGAO", 2014. 217 p.

9. Klepikov V.N. Psychological and pedagogical mechanism of familiarizing children with universal human values // Education of schoolchildren. 2011. No. 8. P. 18-22.

10. Kozlova S. Moral education of children in the modern world / S. Kozlova // Preschool upbringing. 2001. No. 9. P. 98-101.

11. Kryukov V.V., Danilkova M.P. Basic concepts of the theory of values. Novosibirsk: Publishing house of NSTU, 2003. 104 p.

12. Leont'ev D.A. From social values to personal ones: sociogenesis and phenomenology of values of activity regulation // Bulletin of Moscow University, 14, Psychology. 1996. No. 4. P. 35-44.

13. Logutova E.V. Features of value orientations of senior schoolchildren of profile classes // Modern problems of science and education. 2015. No. 6. [Electronic resource], URL: https://sci-ence-education.ru/en/article/=2386

14. Maslova Yu.A. The problem of using diagnostic techniques for the semantic sphere when working with deaf students / Yu.A. Maslova // Preschool Education Strategy: Modes and Vectors: International Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don, 2013.

15. Obukhova T.I. Impact of hearing impairment on the child's mental development. M., 1993. 224 p.

16. Ovchinnikov O.M. Values of adolescents with disadaptive behavior // Scientific problems of humanitarian research. 2011. No. 1. P. 151-155.

17. Penin G.N., Ponomareva Z.A., Krasilnikova O.A., Korableva L.V. Education of students with hearing impairment in special (correctional) educational institutions: Textbook / Ed. by Prof. G.N. Penin and Assoc. Prof. Z.A. Ponamoreva. SPB.: KARO. 2006. 496 p.

18. Psychology of Deaf Children / Institute of Correctional Education of the Russian Academy of Education. Edition 2. M., 2006.

19. Reut M.N. Conformism in the process of socialization of deaf young people / High school

in conditions of sociocultural changes. Kazan, TISBI, 1999. 222 p.

20. Sobkin V.S. A teenager with a hearing defect: value orientations, life plans, social connections. An empirical study. M.: TSSO RAO, 1997. 94 p.

21. Sokolov E.V. Culture and values. St. Petersburg: Piter, 2006. 228 p.

22. Timofeeva S.V. The problem of values and the formation of the system of values of the individual: [monograph] / S.V. Timofeeva; Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Krasnoyarsk State Agrarian University. Krasnoyarsk: KrasSAU, 2009. 299 p.

23. Tikhonova K.O. Formation of senior pupils' values // Psychological sciences. No. 30, 2015.

24. Chizhakova G.I. A comprehensive approach to accompanying students with special educational needs in the educational process // Open discussion program "The Health of the Nation and the Innovative Development of Russia" (Proceedings of the 5th Assembly of the World Intellectual Russia Forum, Moscow, St. Petersburg, 19-23 October, 2009). Moscow: National Center for Public Health Education, 2009. 176 p. P. 122-133 (co-authored by Dobrovolskaya M.K., Karlov G.P., Nurgaleev V.S.)

25. Chizhakova G.I. Development of value representations in domestic pedagogy: collective monograph / Personality development in conditions of renewed education. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev. Krasnoyarsk, 2014. P. 232-273.

26. Chizhakova G.I. The formation of self-education-al competence as a value in future bachelor's teachers in the process of interactive learning // Fundamental Research. 2015. No. 2 (8). P. 1768-1773.

27. Chiplieva A.D. The formation of values in younger schoolchildren as a psychological and pedagogical problem // Modern Pedagogy. 2016. No. 10 [Electronic resource], URL: http://premier.gov.ua/eng/

28. Yanitsky M.S. Personality values as a dynamic system. Kemerovo: Kuzbazuzizdat, 2000. 203 p.

29. Yann P.A. Education and training of a deaf child / Surdopedagogy as a science (translated from German). M., 2003. 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.