Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций школьников: теоретический и практический аспекты'

Формирование ценностных ориентаций школьников: теоретический и практический аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1651
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ С СОМАТИЧЕСКИМ ХРОНИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / СКОЛИОЗ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-АДАПТИВНАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / VALUE / PEDAGOGICAL VALUES / EDUCATIONAL VALUES / VALUE ORIENTATIONS / INDIVIDUALS WITH CHRONIC SOMATIC DISORDERS / SCOLIOSIS / STUDENT-ORIENTED EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / BOARDING SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дуда Ирина Викторовна, Сидоренко Оксана Александровна

В статье раскрываются особенности формирования ценностных ориентаций школьников с соматическими заболеваниями в педагогической теории и образовательной практике. Значимым для авторов является изучение направленности ценностных ориентаций старшеклассников, больных сколиозом, с целью оказания им помощи в вопросах личностного и профессионального становления. Анализируются результаты реализованных в опытно-экспериментальной работе организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников и определяются перспективы дальнейших исследований в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical perspectives of the formation of value orientations in high school students

Value orientations of students with somatic disorders are discussed, and approaches to their formation in theoretical and applied pedagogy are described. The authors focus on the tendencies in value orientations among senior high school students who suffer from scoliosis, looking for ways to facilitate their self-development. The results of empirical organizational-pedagogical work aimed at the formation of value orientations in such students are analyzed, and prospects for further research are outlined.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций школьников: теоретический и практический аспекты»

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ1

Воспитательные ценности, образовательные ценности, ценностные ориентации, личность с соматическим хроническим заболеванием, смысловая сфера личности, сколиоз, дифференцированное обучение, индивидуализация обучения, индивидуально-адаптивная школа, воспитательное пространство, школа-интернат.

В Федеральной программе развития образования на 2000-2010 гг. в качестве одной из ведущих выделяется задача формирования у школьников направленности на ценности здоровья и здорового образа жизни. Решение этой задачи возможно при условии осмысления традиционной системы формирования ценностных ориентаций школьников в образовательном пространстве с позиции аксиологического подхода, что позволяет сформировать у них ценностные ориентиры на поддержание и укрепление здоровья как базовой ценности человека; личностную и профессиональную самореализацию; эффективное взаимодействие в обществе. Данная проблема осложняется относительно школьников с ограниченными возможностями здоровья (рассмотрим ее на примере детей со сколиотическим заболеванием, проходящих курс консервативного лечения основного и сопутствуюших заболеваний в условиях школы-интерната).

Проблема формирования ценностных ориентаций личности школьника исследуется в работах А.М. Гендина, М.Г. Казакиной, Т.Н. Мальковской, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, М.И. Шиловой и др. Подходы к их формированию раскрывают совокупность педагогических приемов, средств, обеспечивающих становление системы устойчивых отношений личности школьника, принятие ими образовательных, воспитательных ценностей как базовых для человека, развитие установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры (Е.В. Бондаревская, Б.С. Круглов, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Прозументова и др.).

Анализ научных исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников позволил выявить противоречия между сложностью процесса формирования ценностных ориентаций, отражающих содержательную сторону направленности личности больных сколиозом школьников, и недостаточно выраженной ориентацией образовательной практики на решение названной задачи; наличием объективно заданного потенциала в образовании для формирования ценностных ориентаций школьников и его недостаточной востребованностью в реальном учебно-воспитательном процессе школы-интерната для больных сколиозом детей; стремлением больных сколиозом школьников к сохранению и укреплению здоровья, самоопределению, самореализации как базовых ценностей и отсутствием организационно-педагогических условий, способствующих реализации названного стремления в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.

Указанные противоречия, актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы нашего исследования. В статье мы попытаемся выявить, обосновать организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната и представить данные опытно-экспериментальной работы.

В психолого-педагогической литературе ценностные ориентации личности трактуются как ее готовность к определенному способу действия в соответствии с установкой личности

на те или иные ценности материальной и духовной культуры (Г.Н. Прозументова, Г.П. Сав-кина и др.). Ценностная ориентация отражена в смысловой сфере личности, характеризует структуру основных личностных смыслов отражаемого субъектом мира и выражает отношение личности к тем объектам, ради которых развертываются деятельность и общение (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев и др.).

Ведущей идеей педагогических исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций личности выступают обеспечение сознательного выбора личностью общезначимых ценностей и формирование на их основе индивидуальной системы ценностных ориен-таций, обеспечивающих саморегуляцию личности и направленность ее поведения и деятельности (М.И. Бурова-Илиева, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Т.М. Мальковская и др.). Ценностные ориентации школьников изучаются в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова).

Личность школьника с хроническими соматическими заболеваниями, в том числе сколиозом, определяется как измененная: изменяется содержание ведущего мотива деятельности. Имеющийся мотив заменяется новым, который направлен на сохранение здоровья, и в целом происходит постепенное переподчинение всей мотивационной сферы этому новому мотиву [Николаева, 1987]. Соматический недуг преломляется через призму уже сформированных (формирующихся) мотивов и оказывается встроенным в систему смысловой сферы личности (Б.В. Зейгарник, А.Ш. Тхостов и др.). Болезнь сужает пространство возможной активности больного сколиозом школьника, создает дефицитарные условия для развития его личности, изменяет ценностные ориентиры. У больного сколиозом школьника формируется иной стиль поведения, изменяется оценка себя и своего места среди близких. Это приводит к перестройке всей структуры личности, изменению ее направленности на те или иные ценности. Ранее значимые ценности, такие как образование, познание, творчество, утрачивают актуальность, доминантными становятся ценности здоровья и стремление к его сохранению.

Изучение и анализ сформированности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников проводился на базе муниципального образовательного учреждения «Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1 им. В.П. Синякова» г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 280 человек, в том числе 120 школьников старших классов с различной степенью выраженности сколиотической болезни.

Основанием выбора методов исследования явилось понимание структуры ценностных ориентаций как совокупности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов, которые реализуются через основные содержательные составляющие: знание и понимание сущности ценностей, эмоциональное отношение к ценностям, готовность к их реализации в поведении и деятельности.

Сформированность ценностных ориентаций больных сколиозом школьников определялась с помощью методики «Ценностных ориентацию» М. Рокича, адаптированной А. Гошта-утасом, А. Семеновым, В. Ядовым, анкеты «Определение ценностных ориентаций старшеклассников» М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой, метода неоконченных предложений, экспертных оценок, самоотчетов школьников. Названные методики являлись взаимодополняющими, дающими более точное представление о сформированности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников, их направленности на значимые ценности.

Исследование показало, что при ранжировании терминальных ценностей по значимости старшеклассники в качестве наиболее значимых определили ценности здоровья (1 место), наличие хороших и верных друзей (2 место). Далее по степени снижения значимости - уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, любовь, свобода (3, 4, 5, 6 места соответственно). Как наименее значимые школьники отметили ценности интересной работы (13 место), продуктивной жизни (14 место), творчества (15 место), познания (16 место), развития (17 место), счастья других (18 место).

В качестве малозначимых и незначимых были указаны ценности образования, воспитания, самоконтроля, являющиеся приоритетными для здоровых школьников старшего школьного возраста (данные центра комплексных социологических исследований КГПУ [Гендин и др., 2004]), поэтому с целью уточнения значимости основных базовых ценностей была использована анкета «Определение ценностных ориентаций старшеклассников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина), данные которой в целом подтверждают вышеуказанные результаты.

Эмоциональное отношение больных сколиозом школьников к основным ценностям выявлялось при помощи анкеты «Определение ценностных ориентаций старшеклассников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) и метода неоконченных предложений. Была зафиксирована исходная распределенность школьников по типу эмоционального отношения к ценностям: позитивное - 43 человека (35,8 %), негативное - 48 человек (40 %), нейтральное -29 человек (24,2 %), что свидетельствует о преобладании у школьников, больных сколиозом, отрицательного или нейтрального отношения к базовым ценностям.

При изучении проявления ценностных ориентаций больных сколиозом учащихся использовался метод независимых характеристик. Оценки экспертов о проявлении ориентаций старшеклассников на базовые ценности по степени их значимости распределились следующим образом: 23 школьника (19,2 %) с высокой степенью значимости ценности общественно-полезной деятельности; 16 школьников (13,3 %) по шкалам «Другой-ценность» и «Ответственность как ценность», 13 школьников (шкала «Познание как ценность»), 6 школьников (шкала «Я-ценность»). По мнению экспертов, наиболее низкую значимость проявления поведенческого компонента школьники продемонстрировали по шкалам «Ответственность как ценность» и «Познание как ценность» - 64 человека (53,3 %) и 59 человек (49,2 %) соответственно.

В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что у больных сколиозом школьников ценностные ориентации не сформированы как в когнитивном, эмоциональном, поведенческих планах, так и в плане их направленности на ценности познания, позитивного восприятия себя и другого как личности, общественно-полезной деятельности, ответственности как личностного качества.

Результаты теоретического анализа, данные изучения сформированности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников позволили определить организационно-педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.

В качестве первого условия мы выделили осуществление дифференциации и индивидуализации обучения больных сколиозом школьников с целью формирования у них направленности на ценность образования как значимую для их успешности в дальнейшей жизнедеятельности посредством реализации концепции многоуровневой дифференциации, индивидуальных образовательно-лечебных программ, организации деятельности Индивидуально-адаптивной школы.

При осуществлении дифференциации и индивидуализации обучения больных сколиозом школьников принимались во внимание их индивидуальные характеристики: степень сколиоза, наличие сопутствующих заболеваний, обученность, обучаемость, образовательные потребности школьников. Дифференциация и индивидуализация обучения больных сколиозом школьников базировались на принципах признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, единства и целостности образования, интеграции традиционных и инновационных подходов к обучению больных сколиозом школьников, системности управления учебно-воспитательным и лечебным процессами.

При реализации концепции многоуровневой дифференциации (В.М. Монахов, В.А. Орлов, В.В. Фирсов) были определены 4 группы школьников в соответствии с их индивидуальными характеристиками. Внутренняя дифференциация позволяла реализовать вариативность темпа изучения учебного материала, выбор учебных занятий, различных видов де-

ятельности школьников и помогала учителю осуществлять педагогическую поддержку различного характера в зависимости от уровня обученности и обучаемости больных сколиозом школьников. Поскольку внутренняя дифференциация не могла затронуть все звенья учебного процесса, использовалась внешняя дифференциация обучения, которая была направлена на углубленное изучение ряда предметов в зависимости от того, из какого профиля общеобразовательной школы учащийся пришел в школу-интернат, и реализовывалась с учетом образовательных потребностей больных сколиозом школьников, их профессионального самоопределения.

Одной из особенностей школы-интерната является то, что процессы обучения и лечения осуществляются одновременно. Приоритетность лечения приводит к нарушению целостности урока и, как следствие, пробелам в знаниях учащихся. Поэтому была создана Индивидуально-адаптивная школа (ИАТТТ), позволяющая больному сколиозом школьнику построить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию. Деятельность ИАШ осуществлялась в нескольких направлениях: устранение пробелов в знаниях у слабоуспевающих школьников; углубленное изучение отдельных предметов; работа логопедических и психологических групп, в том числе с использованием компьютерных технологий; довузовская подготовка.

В целом дифференциация и индивидуализация обучения больных сколиозом школьников позволили им осуществить переоценку предлагаемых извне ценностей; сформировать ценностное отношение к познавательной деятельности на основе выбора познавательных ценностей; осуществить коррекцию системы ценностных ориентаций.

В качестве второго условия мы обозначили создание и освоение воспитательного пространства школы-интерната посредством организации совместной деятельности педагогов и школьников. При создании и освоении воспитательного пространства школы-интерната учитывались следующие моменты: отрыв ребенка от семьи в течение всей рабочей недели; обедненность социальных контактов школьников; утрата возможности посещения кружков, секций, клубов в системе дополнительного образования; проведение досуговой деятельности, соответствующей интересам и склонностям школьников.

Больной сколиозом школьник рассматривался как субъект освоения и как активный субъект создания воспитательного пространства. С этой целью школьники включались в различные виды творческой деятельности (художественную, театральную, исследовательскую и др.), осуществляя ее в коллективе, группе, автономно. Это позволяло школьникам обогатить реальный жизненный опыт, осознать свои склонности и способности к той или иной деятельности, по возможности осуществить выбор профессии.

Были созданы творческие микрогруппы, микропространства, разновозрастные группы, обладающие определенным воспитательным потенциалом. Деятельность творческих микрогрупп была построена на основе компенсаторных возможностей школьников и направлена на разработку проектов, проведение исследований, подготовку концертов, организацию выставок, проведение акций и др. Микрогруппы действовали на основе принципа добровольности. Инициатива в их создании принадлежала в основном старшим школьникам, взрослые оказывали необходимую поддержку.

Создание и освоение воспитательного пространства в школе-интернате позволило больным сколиозом школьникам сформировать опыт творческой деятельности, новые жизненные умения, принять нравственные ценности, реализовать интересы, обеспечить формирование их ценностных ориентаций в ситуации осознанного выбора ценностей.

Третьим условием мы обозначили взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната. При определении названного условия мы исходили из того, что заболевание сколиозом, создавая «дефицитарную социальную ситуацию развития» (В.В. Николаева), может приводить к изменению типа родительского отношения. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями школьников осуществлялось на основе принципов: гуманистической направленности; признания преимущественного права роди-

телей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей; системности; открытости; креативности. Оно включало в себя организационное, информационно-просветительское, психолого-педагогическое, досуговое направления. Основными задачами организационного направления были включение родителей в процесс управления школой-интернатом, обеспечение их участия в работе Научно-методического координационного центра школы-интерната, попечительского совета посредством создания родительских объединений.

В рамках информационно-просветительского направления проводились родительский лекторий, тематические родительские собрания, открытые занятия, индивидуальные и групповые беседы, работа телефона доверия, выпуск информационных листов и др. Психолого-педагогическое направление реализовывалось посредством проблемного и тематического консультирования родителей, проведения проблемных семинаров, ролевых и деловых игр, психопрофилактических занятий в тренинговом режиме. В процессе реализации досугового направления была организована работа «Семейной гостиной». Оформлялись семейные фотоальбомы и выставки «Наши семейные традиции», «Наша родословная», «Праздники нашей семьи» и др.; разрабатывались семейные генеалогические проекты «Дерево жизни»; проводились коллективные творческие дела «Край родной любимый», «Наш школьный двор» и др.; организовывались праздники, фестивали, районные и городские выставки. По окончании учебного года наиболее активные родители награждались призами и подарками, изготовленными школьниками.

Взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната позволило установить между взрослыми и школьниками отношения сотрудничества, партнерства; сформировать опыт совместной творческой деятельности; нормализовать отношения школьников и родителей; оказать позитивное влияние на формирование ценностных ориентаций школьников.

В целом опытно-экспериментальная работа выявила положительную динамику сформи-рованности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников.

По окончании опытно-экспериментальной работы изменился сам набор терминальных ценностей больных сколиозом школьников, занимающих верхние позиции в иерархии. На первом месте по-прежнему остается ценность здоровья как наиболее значимая для школьников, являющаяся регулятором их поведения и деятельности. Значительно изменилось ранговое место ценности познания (переместилась с 16 на 2 место). В числе предпочитаемых школьниками указываются ценности профессиональной самореализации: творчество - 4 место (было 15), интересная работа - 6 место (было 13); ценности межличностного общения (общественное признание) - 5 место (было 9). Значимым моментом мы считаем изменение рангового места ценности развития (9 ранговое место, было 17).

Положительным фактом является возрастание значимости интеллектуальных ценностей в иерархии инструментальных ценностных предпочтений старшеклассников, больных сколиозом. Так, ценность образованности стала занимать 3 ранговое место по сравнению с 16 на начало опытно-экспериментальной работы, ценность самоконтроля - 5 место по сравнению с 15. Показатели эмоционального отношения указывают на увеличение количества школьников по показателю «позитивное эмоциональное отношение» к базовым ценностям с 43 (35,8 %) до 93 человек (77,5 %), снижение процента школьников по показателю «негативное эмоциональное отношение» к базовым ценностям с 29 (24,2 %) до 21 человека (17,5 %).

По окончании опытно-экспериментальной работы изменилось соотношение школьников, больных сколиозом, по уровню проявления ценностей в деятельности и общении. По мнению экспертов, поведенческий компонент ценностных ориентаций больных сколиозом школьников значительно улучшился по шкалам «Познание как ценность», «Я-ценность» «Ответственность как ценность». Так, по шкале «Познание как ценность» с высоким уровнем сформированности поведенческого компонента ценностных ориентаций стало 32 школьника (26,6 %) по сравнению с 13 респондентами (10,8 %) на начало опытно-экспе-

риментальной работы; по шкале «Я-ценность» - 29 человек (24,2 %) по сравнению с 6 (5 %); по шкале «Ответственность как ценность» - 53 человека (44,7 %) по сравнению с 16 (13,3 %).

Таким образом, доказана эффективность выявленных, научно обоснованных и реализованных в опытно-экспериментальной работе организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.

Данное исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием ценностных ориентаций больных сколиозом школьников, и открывает объектное поле дальнейших исследований по проблемам выявления и теоретического обоснования технологий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в образовательных учреждениях, взаимосвязи их ценностных ориентаций и мотивации познавательной деятельности и др.

Библиографический список

1. Бобровникова З.П. Обучение и воспитание детей, больных сколиозом. М.: Просвещение, 1982. 104 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

3. Гендин А.М., Сергеев М.И., Усаков В.И., Шабунин В.В. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных условиях. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 228 с.

4. Дуда И.В. Формирование ценностных ориентаций школьников, больных сколиозом, в учебно-воспитательном процессе школы-интерната // Вестник КГУ. Красноярск: ИЦ КГУ, 2006. С. 4953. (Гуманитарные науки).

5. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989. 85 с.

6. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. 166 с.

7. Сидоренко О.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса в процессе их подготовки в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 200 с.

8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.

9. Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.