ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ1
Воспитательные ценности, образовательные ценности, ценностные ориентации, личность с соматическим хроническим заболеванием, смысловая сфера личности, сколиоз, дифференцированное обучение, индивидуализация обучения, индивидуально-адаптивная школа, воспитательное пространство, школа-интернат.
В Федеральной программе развития образования на 2000-2010 гг. в качестве одной из ведущих выделяется задача формирования у школьников направленности на ценности здоровья и здорового образа жизни. Решение этой задачи возможно при условии осмысления традиционной системы формирования ценностных ориентаций школьников в образовательном пространстве с позиции аксиологического подхода, что позволяет сформировать у них ценностные ориентиры на поддержание и укрепление здоровья как базовой ценности человека; личностную и профессиональную самореализацию; эффективное взаимодействие в обществе. Данная проблема осложняется относительно школьников с ограниченными возможностями здоровья (рассмотрим ее на примере детей со сколиотическим заболеванием, проходящих курс консервативного лечения основного и сопутствуюших заболеваний в условиях школы-интерната).
Проблема формирования ценностных ориентаций личности школьника исследуется в работах А.М. Гендина, М.Г. Казакиной, Т.Н. Мальковской, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, М.И. Шиловой и др. Подходы к их формированию раскрывают совокупность педагогических приемов, средств, обеспечивающих становление системы устойчивых отношений личности школьника, принятие ими образовательных, воспитательных ценностей как базовых для человека, развитие установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры (Е.В. Бондаревская, Б.С. Круглов, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Прозументова и др.).
Анализ научных исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников позволил выявить противоречия между сложностью процесса формирования ценностных ориентаций, отражающих содержательную сторону направленности личности больных сколиозом школьников, и недостаточно выраженной ориентацией образовательной практики на решение названной задачи; наличием объективно заданного потенциала в образовании для формирования ценностных ориентаций школьников и его недостаточной востребованностью в реальном учебно-воспитательном процессе школы-интерната для больных сколиозом детей; стремлением больных сколиозом школьников к сохранению и укреплению здоровья, самоопределению, самореализации как базовых ценностей и отсутствием организационно-педагогических условий, способствующих реализации названного стремления в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.
Указанные противоречия, актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее практическая значимость обусловили выбор темы нашего исследования. В статье мы попытаемся выявить, обосновать организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната и представить данные опытно-экспериментальной работы.
В психолого-педагогической литературе ценностные ориентации личности трактуются как ее готовность к определенному способу действия в соответствии с установкой личности
на те или иные ценности материальной и духовной культуры (Г.Н. Прозументова, Г.П. Сав-кина и др.). Ценностная ориентация отражена в смысловой сфере личности, характеризует структуру основных личностных смыслов отражаемого субъектом мира и выражает отношение личности к тем объектам, ради которых развертываются деятельность и общение (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев и др.).
Ведущей идеей педагогических исследований по проблеме формирования ценностных ориентаций личности выступают обеспечение сознательного выбора личностью общезначимых ценностей и формирование на их основе индивидуальной системы ценностных ориен-таций, обеспечивающих саморегуляцию личности и направленность ее поведения и деятельности (М.И. Бурова-Илиева, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, Т.М. Мальковская и др.). Ценностные ориентации школьников изучаются в единстве и взаимосвязи когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова).
Личность школьника с хроническими соматическими заболеваниями, в том числе сколиозом, определяется как измененная: изменяется содержание ведущего мотива деятельности. Имеющийся мотив заменяется новым, который направлен на сохранение здоровья, и в целом происходит постепенное переподчинение всей мотивационной сферы этому новому мотиву [Николаева, 1987]. Соматический недуг преломляется через призму уже сформированных (формирующихся) мотивов и оказывается встроенным в систему смысловой сферы личности (Б.В. Зейгарник, А.Ш. Тхостов и др.). Болезнь сужает пространство возможной активности больного сколиозом школьника, создает дефицитарные условия для развития его личности, изменяет ценностные ориентиры. У больного сколиозом школьника формируется иной стиль поведения, изменяется оценка себя и своего места среди близких. Это приводит к перестройке всей структуры личности, изменению ее направленности на те или иные ценности. Ранее значимые ценности, такие как образование, познание, творчество, утрачивают актуальность, доминантными становятся ценности здоровья и стремление к его сохранению.
Изучение и анализ сформированности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников проводился на базе муниципального образовательного учреждения «Школа-интернат среднего (полного) общего образования № 1 им. В.П. Синякова» г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 280 человек, в том числе 120 школьников старших классов с различной степенью выраженности сколиотической болезни.
Основанием выбора методов исследования явилось понимание структуры ценностных ориентаций как совокупности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов, которые реализуются через основные содержательные составляющие: знание и понимание сущности ценностей, эмоциональное отношение к ценностям, готовность к их реализации в поведении и деятельности.
Сформированность ценностных ориентаций больных сколиозом школьников определялась с помощью методики «Ценностных ориентацию» М. Рокича, адаптированной А. Гошта-утасом, А. Семеновым, В. Ядовым, анкеты «Определение ценностных ориентаций старшеклассников» М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой, метода неоконченных предложений, экспертных оценок, самоотчетов школьников. Названные методики являлись взаимодополняющими, дающими более точное представление о сформированности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников, их направленности на значимые ценности.
Исследование показало, что при ранжировании терминальных ценностей по значимости старшеклассники в качестве наиболее значимых определили ценности здоровья (1 место), наличие хороших и верных друзей (2 место). Далее по степени снижения значимости - уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, любовь, свобода (3, 4, 5, 6 места соответственно). Как наименее значимые школьники отметили ценности интересной работы (13 место), продуктивной жизни (14 место), творчества (15 место), познания (16 место), развития (17 место), счастья других (18 место).
В качестве малозначимых и незначимых были указаны ценности образования, воспитания, самоконтроля, являющиеся приоритетными для здоровых школьников старшего школьного возраста (данные центра комплексных социологических исследований КГПУ [Гендин и др., 2004]), поэтому с целью уточнения значимости основных базовых ценностей была использована анкета «Определение ценностных ориентаций старшеклассников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина), данные которой в целом подтверждают вышеуказанные результаты.
Эмоциональное отношение больных сколиозом школьников к основным ценностям выявлялось при помощи анкеты «Определение ценностных ориентаций старшеклассников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина) и метода неоконченных предложений. Была зафиксирована исходная распределенность школьников по типу эмоционального отношения к ценностям: позитивное - 43 человека (35,8 %), негативное - 48 человек (40 %), нейтральное -29 человек (24,2 %), что свидетельствует о преобладании у школьников, больных сколиозом, отрицательного или нейтрального отношения к базовым ценностям.
При изучении проявления ценностных ориентаций больных сколиозом учащихся использовался метод независимых характеристик. Оценки экспертов о проявлении ориентаций старшеклассников на базовые ценности по степени их значимости распределились следующим образом: 23 школьника (19,2 %) с высокой степенью значимости ценности общественно-полезной деятельности; 16 школьников (13,3 %) по шкалам «Другой-ценность» и «Ответственность как ценность», 13 школьников (шкала «Познание как ценность»), 6 школьников (шкала «Я-ценность»). По мнению экспертов, наиболее низкую значимость проявления поведенческого компонента школьники продемонстрировали по шкалам «Ответственность как ценность» и «Познание как ценность» - 64 человека (53,3 %) и 59 человек (49,2 %) соответственно.
В целом результаты исследования свидетельствуют о том, что у больных сколиозом школьников ценностные ориентации не сформированы как в когнитивном, эмоциональном, поведенческих планах, так и в плане их направленности на ценности познания, позитивного восприятия себя и другого как личности, общественно-полезной деятельности, ответственности как личностного качества.
Результаты теоретического анализа, данные изучения сформированности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников позволили определить организационно-педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.
В качестве первого условия мы выделили осуществление дифференциации и индивидуализации обучения больных сколиозом школьников с целью формирования у них направленности на ценность образования как значимую для их успешности в дальнейшей жизнедеятельности посредством реализации концепции многоуровневой дифференциации, индивидуальных образовательно-лечебных программ, организации деятельности Индивидуально-адаптивной школы.
При осуществлении дифференциации и индивидуализации обучения больных сколиозом школьников принимались во внимание их индивидуальные характеристики: степень сколиоза, наличие сопутствующих заболеваний, обученность, обучаемость, образовательные потребности школьников. Дифференциация и индивидуализация обучения больных сколиозом школьников базировались на принципах признания права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, единства и целостности образования, интеграции традиционных и инновационных подходов к обучению больных сколиозом школьников, системности управления учебно-воспитательным и лечебным процессами.
При реализации концепции многоуровневой дифференциации (В.М. Монахов, В.А. Орлов, В.В. Фирсов) были определены 4 группы школьников в соответствии с их индивидуальными характеристиками. Внутренняя дифференциация позволяла реализовать вариативность темпа изучения учебного материала, выбор учебных занятий, различных видов де-
ятельности школьников и помогала учителю осуществлять педагогическую поддержку различного характера в зависимости от уровня обученности и обучаемости больных сколиозом школьников. Поскольку внутренняя дифференциация не могла затронуть все звенья учебного процесса, использовалась внешняя дифференциация обучения, которая была направлена на углубленное изучение ряда предметов в зависимости от того, из какого профиля общеобразовательной школы учащийся пришел в школу-интернат, и реализовывалась с учетом образовательных потребностей больных сколиозом школьников, их профессионального самоопределения.
Одной из особенностей школы-интерната является то, что процессы обучения и лечения осуществляются одновременно. Приоритетность лечения приводит к нарушению целостности урока и, как следствие, пробелам в знаниях учащихся. Поэтому была создана Индивидуально-адаптивная школа (ИАТТТ), позволяющая больному сколиозом школьнику построить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию. Деятельность ИАШ осуществлялась в нескольких направлениях: устранение пробелов в знаниях у слабоуспевающих школьников; углубленное изучение отдельных предметов; работа логопедических и психологических групп, в том числе с использованием компьютерных технологий; довузовская подготовка.
В целом дифференциация и индивидуализация обучения больных сколиозом школьников позволили им осуществить переоценку предлагаемых извне ценностей; сформировать ценностное отношение к познавательной деятельности на основе выбора познавательных ценностей; осуществить коррекцию системы ценностных ориентаций.
В качестве второго условия мы обозначили создание и освоение воспитательного пространства школы-интерната посредством организации совместной деятельности педагогов и школьников. При создании и освоении воспитательного пространства школы-интерната учитывались следующие моменты: отрыв ребенка от семьи в течение всей рабочей недели; обедненность социальных контактов школьников; утрата возможности посещения кружков, секций, клубов в системе дополнительного образования; проведение досуговой деятельности, соответствующей интересам и склонностям школьников.
Больной сколиозом школьник рассматривался как субъект освоения и как активный субъект создания воспитательного пространства. С этой целью школьники включались в различные виды творческой деятельности (художественную, театральную, исследовательскую и др.), осуществляя ее в коллективе, группе, автономно. Это позволяло школьникам обогатить реальный жизненный опыт, осознать свои склонности и способности к той или иной деятельности, по возможности осуществить выбор профессии.
Были созданы творческие микрогруппы, микропространства, разновозрастные группы, обладающие определенным воспитательным потенциалом. Деятельность творческих микрогрупп была построена на основе компенсаторных возможностей школьников и направлена на разработку проектов, проведение исследований, подготовку концертов, организацию выставок, проведение акций и др. Микрогруппы действовали на основе принципа добровольности. Инициатива в их создании принадлежала в основном старшим школьникам, взрослые оказывали необходимую поддержку.
Создание и освоение воспитательного пространства в школе-интернате позволило больным сколиозом школьникам сформировать опыт творческой деятельности, новые жизненные умения, принять нравственные ценности, реализовать интересы, обеспечить формирование их ценностных ориентаций в ситуации осознанного выбора ценностей.
Третьим условием мы обозначили взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната. При определении названного условия мы исходили из того, что заболевание сколиозом, создавая «дефицитарную социальную ситуацию развития» (В.В. Николаева), может приводить к изменению типа родительского отношения. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями школьников осуществлялось на основе принципов: гуманистической направленности; признания преимущественного права роди-
телей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей; системности; открытости; креативности. Оно включало в себя организационное, информационно-просветительское, психолого-педагогическое, досуговое направления. Основными задачами организационного направления были включение родителей в процесс управления школой-интернатом, обеспечение их участия в работе Научно-методического координационного центра школы-интерната, попечительского совета посредством создания родительских объединений.
В рамках информационно-просветительского направления проводились родительский лекторий, тематические родительские собрания, открытые занятия, индивидуальные и групповые беседы, работа телефона доверия, выпуск информационных листов и др. Психолого-педагогическое направление реализовывалось посредством проблемного и тематического консультирования родителей, проведения проблемных семинаров, ролевых и деловых игр, психопрофилактических занятий в тренинговом режиме. В процессе реализации досугового направления была организована работа «Семейной гостиной». Оформлялись семейные фотоальбомы и выставки «Наши семейные традиции», «Наша родословная», «Праздники нашей семьи» и др.; разрабатывались семейные генеалогические проекты «Дерево жизни»; проводились коллективные творческие дела «Край родной любимый», «Наш школьный двор» и др.; организовывались праздники, фестивали, районные и городские выставки. По окончании учебного года наиболее активные родители награждались призами и подарками, изготовленными школьниками.
Взаимодействие педагогического коллектива с родителями учащихся школы-интерната позволило установить между взрослыми и школьниками отношения сотрудничества, партнерства; сформировать опыт совместной творческой деятельности; нормализовать отношения школьников и родителей; оказать позитивное влияние на формирование ценностных ориентаций школьников.
В целом опытно-экспериментальная работа выявила положительную динамику сформи-рованности ценностных ориентаций больных сколиозом школьников.
По окончании опытно-экспериментальной работы изменился сам набор терминальных ценностей больных сколиозом школьников, занимающих верхние позиции в иерархии. На первом месте по-прежнему остается ценность здоровья как наиболее значимая для школьников, являющаяся регулятором их поведения и деятельности. Значительно изменилось ранговое место ценности познания (переместилась с 16 на 2 место). В числе предпочитаемых школьниками указываются ценности профессиональной самореализации: творчество - 4 место (было 15), интересная работа - 6 место (было 13); ценности межличностного общения (общественное признание) - 5 место (было 9). Значимым моментом мы считаем изменение рангового места ценности развития (9 ранговое место, было 17).
Положительным фактом является возрастание значимости интеллектуальных ценностей в иерархии инструментальных ценностных предпочтений старшеклассников, больных сколиозом. Так, ценность образованности стала занимать 3 ранговое место по сравнению с 16 на начало опытно-экспериментальной работы, ценность самоконтроля - 5 место по сравнению с 15. Показатели эмоционального отношения указывают на увеличение количества школьников по показателю «позитивное эмоциональное отношение» к базовым ценностям с 43 (35,8 %) до 93 человек (77,5 %), снижение процента школьников по показателю «негативное эмоциональное отношение» к базовым ценностям с 29 (24,2 %) до 21 человека (17,5 %).
По окончании опытно-экспериментальной работы изменилось соотношение школьников, больных сколиозом, по уровню проявления ценностей в деятельности и общении. По мнению экспертов, поведенческий компонент ценностных ориентаций больных сколиозом школьников значительно улучшился по шкалам «Познание как ценность», «Я-ценность» «Ответственность как ценность». Так, по шкале «Познание как ценность» с высоким уровнем сформированности поведенческого компонента ценностных ориентаций стало 32 школьника (26,6 %) по сравнению с 13 респондентами (10,8 %) на начало опытно-экспе-
риментальной работы; по шкале «Я-ценность» - 29 человек (24,2 %) по сравнению с 6 (5 %); по шкале «Ответственность как ценность» - 53 человека (44,7 %) по сравнению с 16 (13,3 %).
Таким образом, доказана эффективность выявленных, научно обоснованных и реализованных в опытно-экспериментальной работе организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в учебно-воспитательном процессе школы-интерната.
Данное исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием ценностных ориентаций больных сколиозом школьников, и открывает объектное поле дальнейших исследований по проблемам выявления и теоретического обоснования технологий формирования ценностных ориентаций больных сколиозом школьников в образовательных учреждениях, взаимосвязи их ценностных ориентаций и мотивации познавательной деятельности и др.
Библиографический список
1. Бобровникова З.П. Обучение и воспитание детей, больных сколиозом. М.: Просвещение, 1982. 104 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
3. Гендин А.М., Сергеев М.И., Усаков В.И., Шабунин В.В. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных условиях. Красноярск: РИО КГПУ, 2004. 228 с.
4. Дуда И.В. Формирование ценностных ориентаций школьников, больных сколиозом, в учебно-воспитательном процессе школы-интерната // Вестник КГУ. Красноярск: ИЦ КГУ, 2006. С. 4953. (Гуманитарные науки).
5. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989. 85 с.
6. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987. 166 с.
7. Сидоренко О.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса в процессе их подготовки в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 200 с.
8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.
9. Собкин В.С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 94 с.