тельность, инициативность, целеустремленность, обусловленных опытом исследовательской деятельности и обеспечивающие самостоятельную исследовательскую деятельность.
Как доказывает проведенная опытно-экспериментальная работа, исследовательская компетентность старшеклассников формируется в результате самостоятельной исследовательской деятельности и обеспечивает учащемуся полноценную реализацию процесса индивидуального познания, результатом которого является выработка системы научного объяснения мира, как личностно-деятельностная характеристика, с одной стороны, и осуществление процесса саморазвития и самореализации как личностно-ценностная характеристика, с другой стороны.
Исследовательская компетентность определяется через следующие составляющие:
- общеучебные способы деятельности (анализировать, синтезировать, классифицировать и т.д.)
- специфические исследовательские способы деятельности (проводить эксперимент, моделировать, верифицировать результаты исследования)
- убеждения и смыслы (активность и самостоятельность в реализации собственных целей).
Данный вывод позволяет конкретизировать конечные результаты, которые определяют направления педагогической деятельности по формированию исследовательской компетентности учащихся. К ним мы относим:
- реализацию внутренних мотивов к исследовательской деятельности;
- сформированность общеучебных и исследовательских умений и навыков;
- самоорганизацию учащимися своей исследовательской деятельности.
В качестве внутренних мотивов к исследовательской деятельности нами рассматривается наличие познавательных мотивов, которые по классификации А.К. Марковой [6] включают в себя: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Наличие таких познавательных мотивов рассматривалось нами как характеристика высокого уровня исследовательской компетентности старшеклассников. В экспериментальной группе, где были созданы все выявленные педагогические условия эффективной реализации исследовательской деятельности старшеклассников, 93% учащихся продемонстрировали наличие познавательных мотивов при занятиях исследовательской деятельностью. Высокого уровня развития исследовательских умений и навыков достигли 75% старшеклассников в этой группе, а характер целевыполнения был представлен следующим распределением: 54% учащихся достигли высокого уровня, 46% -среднего уровня.
Таким образом, в процессе реализации исследовательской деятельности происходит формирование исследовательской компетентности старшеклассника как результата педагогической деятельности и собственной исследовательской практики учащегося.
Библиографический список
1. Леонтович, А.В. О воспитании исследовательского способа мышления у школьников. Ученые и учителя // Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов : сб. статей. - М., 2002.
2. Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001.
3. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебн. пособие. - М.: «Ось-89», 2006.
4. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004.
5. Вихорева, О.А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования детей: теоретикометодологический аспект: монография. - Челябинск: Изд. центр «Уральская Академия», 2008.
6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.
Статья поступила в редакцию 29.10.09
УДК 378.6:37.017
О.М. Гайдукова аспирант АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МВДРОССИИ
КАК ценностной ориентации личности у курсантов вузов
В работе описан феномен толерантности как ценностной ориентации личности, выделены особенности ее формирования у курсантов вузов МВД, представлена авторская программа формирования толерантности личности в процессе профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, толерантность, воспитание, ценность, ценностные ориентации личности, принципы учебно-воспитательного процесса.
Сущностной характеристикой современного этапа развития цивилизации принято считать возникновение глобального информационного общества. Интенсивное развитие информационных технологий, создание единого информационного пространства, интеграция мирового сообщества способствуют возрастанию роли коммуникации, позитивного взаимодействия на основе толерантности. Мировое сообщество как источник социального заказа образованию требует специалистов, сопоставимых и соизмеримых по своим профессиональным компетенциям, способных извлекать из факта непохожести друг на друга не поводы для конфликтов, а дополнительные ресурсы для совместной конструктивной деятельности [1, ^ 35].
Сегодня групповое освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия, толерантность, коммуникабельность востребованы так, как никогда раньше. Особую значимость эти качества приобретают в процессе профес-
сионального становления сотрудников органов внутренних дел, поскольку тенденции развития современного российского государства требуют перехода органов внутренних дел от карательного воздействия к оказанию правоохранительной помощи, что в свою очередь предъявляет новые высокие требования к профессионализму и образованности сотрудника органов внутренних дел.
Система профессионального образования призвана готовить человека к эффективному функционированию в обществе, выработке стратегий, позволяющих сочетать задачи самореализации с потребностями общества и государства. Кроме того, в концепции образования просматривается смещение акцентов профессионального образования с вооружения профессиональными знаниями и умениями -на профессиональное развитие обучающихся, которое требует новых профессиональных качеств, основой формирования для которых, на наш взгляд, и должна стать толерантность.
Анализ теоретической литературы по проблемам толерантности показывает, что педагогический аспект значительно отстает от философского рассмотрения проблемы, психологического, социологического, политологического срезов. Приходится признать, что проблемам воспитания и обучения толерантности все еще уделяется недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности, в том числе и в повседневной педагогической практике; ощущается недостаточная глубина исследования проблемы толерантности как одной из ценностных ориентаций личности, а также способов и приемов ее развития в процессе профессионального образования.
Проблема толерантности начинается сегодня не с глобальных общечеловеческих вопросов, а, прежде всего с жизненных позиций и ценностей каждого человека, уровня развития государств, большинство из которых являются полиэтническими.
Современное полиэтническое государство имеет множество весьма серьезных проблем. В одном государстве «соседствуют» различные общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом, но и биологическими различиями (физиологические характеристики, питание и т. д.), особенностями психической структуры личности. В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов (например, евреи). На сегодняшний день государства сталкиваются с проблемами групп, между которыми раньше отношения были сведены к минимуму, а те, с которыми возникали более тесные связи, зарождались, как правило, в условиях экономической и политической необходимости.
Россия тоже является поликультурным государством. Ученые отмечают, что в России сегодня наиболее широко распространены этно- и религиофобия, антисемитизм и сино-фобия. Эти фобии связаны с постоянной миграцией этих и других народов в Россию вызывает у других людей опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства» [2].
Подобная реакция вызывает усиление агрессивности, распространение в обществе фашистских и шовинистических идей. Ближайшим следствием является кровопролитные распри, террористические выпады против мирных граждан (например, неоднократные выступления скинхедов). Возникает вопрос: возможно ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Ответы на него не могут быть однозначными, поскольку сама проблема слишком противоречива. Однако попытки ее решения существуют как в международном, так и российском масштабе, они нашли свое отражение прежде всего в законодательных актах и декларациях, в которых толерантность закреплена как принцип взаимодействия людей (Всеобщая декларация прав человека, Международная конвенция о ликвидации всех форм массовой дискриминации, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларация принципов толерантности(принята ООН в 1995 г.) и др.).
В России главный документ для определения отношения общества и государства к понятию «толерантность» - Конституция (ст. 19 «...Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности...») [3, с. 10].
Таким образом, толерантность как принцип взаимодействия людей закреплена во многих основополагающих международных и отечественных нормативно-правовых актах.
В рамках реализации принципа толерантности в России 25 августа 2001 г. была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и
профилактика экстремизма в российском обществе» (20012010 гг.) в ходе реализации которой были выявлены следующие глубинные факторы социальных рисков: рост гипермобильности населения, приводящий к ломке привычных социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями общества, и тем самым к росту вероятности социальных конфликтов; восприятие проявлений жестокости; ксенофобии, этно-фобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и явное или неявное санкционирование использования на их основе негативных образцов агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп; использование языка вражды в СМИ, создание радикальных сайтов.
Наиболее явно указанные выше моменты проявляются в жизни различных социальных групп повышенного общественного внимания (молодые люди, мигранты, национальные меньшинства). Проведенный мониторинг исследования отношения молодых людей к национализму и экстремизму показал, что отсутствие у них позитивных ценностных ориентиров нередко приводит к тому, что жестокость, экстремизм становятся социальной нормой, а насилие признается как одобряемый способ разрешения национальных конфликтов. 34, 2 % опрошенных относятся с безразличием к любым радикальным молодежным группам (в. т. ч. и к скинхедам).
В милицейской статистике также встречаются факты неоправданного проявления жестокости, агрессии сотрудников органов внутренних дел по отношению к гражданам, что является вопиющим фактом нарушения не только профессиональной этики, но и нарушением прав и свобод человека и гражданина. Все это является убедительным доказательством необходимости активизации государственной политики по толерантности в России. Как отмечает директор Института социологии РАН М. Горшков необходимо расширить нормативно-правовую базу и создать систему экспертизы, дающей оценку различного рода проявлениям жестокости, экстремизма и агрессии [4, с. 9].
Таким образом, для реализации принципа толерантности в общероссийском масштабе необходима четко спланированная и целенаправленная политика государства, совершенствование законодательства, реализация образовательных проектов, направленных на формирование культуры толерантности.
Подчеркивая значимость феномена толерантности как основополагающего принципа взаимодействия между людьми, нельзя не коснуться теоретического значения понятия «толерантность».
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении веков. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Термин уже прочно вошел в научную лексику, что же касается лексики повседневной, то, как пишет А.Г. Асмолов, это понятие не только «не приобрело прописку в обыденном сознании граждан России, но и чаще всего средний гражданин вообще не имеет представления о семантике термина» [5, с. 61], что связано с его иноязычным заимствованием и происхождением.
Латинский термин «Ыегапйа» означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, ассоциировался с такими понятиями как боль, зло. С другой стороны, значение слова Ыего -«кормить, питать» и глагола ЫЬ -«считать своим ребенком, воспитывать, пестовать» напрямую связывают с идеей подпитывания или «воспитания» человека и, в конечном счете, образования личности. Вероятно, расхождения между русским «терпимость» и европейским «толерантность» существенны из-за потери в русском языке именно этого аспекта в структуре понятия.
Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно, оно означает «способность, умение мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам» [6, с. 1341]. Аналогом «толерантности» в русском языке считают «терпимость».
В словарях иностранных слов обнаруживается биологомедицинское значение понятия «толерантность»: 1) отсутст-
вие иммунологической реактивности, т.е. потеря способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение; 2) способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда [7, с. 752], т.е. терпеть.
Наиболее полно сущность толерантности изложена в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году ООН на конференции по вопросам образования, науки и культуры. «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности... Толерантность - прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. ... Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки своих убеждений и признает такое же право за другими.. » [8]. Вследствие этого толерантность предполагает, что с одной стороны за человеком остается право на независимость, самостоятельность взглядов и суждений, а с другой он не должен ограничивать свободу другого, уважая его позицию, точку зрения, привычки, верования, которые, в свою очередь, не должны быть противопоставлены идее толерантности.
Важной особенностью толерантности во всех толкованиях понятия является отсутствие претензии на абсолютную истину; все теории, позиции, точки зрения имеют право на существование и признание в том случае, если они не противоречат толерантности, не подавляют одни идеи для пользы существования других.
В процессе становления научной мысли категория «толерантность» претерпевала изменения от веротерпимости до осознания культурного многообразия, признания за человеком неотчуждаемых прав и свобод, поощрение инициатив и альтернатив, уважительное отношение к другому.
По мнению многих исследователей, сама жизнь заставляет выдвинуть на передний план проблему толерантности и воспитания толерантного человека, определить феномен толерантности с позиции педагогического подхода. Рассматривая понятие толерантности в контексте разработки практических педагогических технологий, Г.У. Солдатова выделяет четыре основные компонента: психологическую устойчивость; систему позитивных установок; комплекс индивидуальных качеств; систему личностных и групповых ценностей [9, с. 46]. Выделение этих компонентов является, на наш взгляд, наиболее удачным, так как позволяет педагогу вести планомерную работу по формированию толерантности, создавая при этом условия для осуществления надпредметного подхода.
В педагогике принцип терпимости, толерантности занимает одну из важнейших позиций. Еще В.А. Сухомлинский создал программу воспитания школьников, среди педагогически значимых элементов которой он выделял то, что относится к воспитанию душевности: таких качеств, характеризующих личность как толерантную: чуткость, тактичность, деликатность, чувствительность, способность к сопереживанию, радость общения, доброжелательность, благодарность, ласка, сердечность, отзывчивость, уважение достоинств других. Воспитывать ребенка, считал В.А. Сухомлинский, надо так, «чтобы он сердцем чувствовал другого человека»[10, с. 76]. На основе чувств, по его мнению, формируется система моральных привычек, среди которых он выделяет, например, привычку помогать слабым независимо от того, близкие это или чужие люди.
Не меньшее внимание В.А. Сухомлинский уделяет и духовному воспитанию. К нему он относит формирование ценностных ориентаций, выделяя в качестве самой большой ценности человека, а также формирование знаний о нравственно ценном и положительном. Важным методом формирования духовного единения подростков В.А. Сухомлинский считал спор, дискуссию, диалог. Ярким проявлением толерантности педагога выступает эмпатическое понимание ученика. Эмпатия характеризует ту ступень перехода к общению, тот момент его становления на базе толерантности, когда между
субъектами при обнаружении ими общих точек соприкосновения возникает эмоциональная связь. Эмпатия включает в качестве составляющей веру учителя в возможности ученика.
Более того, воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности является важнейшей стратегической задачей образования, без решения которой невозможно представить себе систему образования, реализующую сложную иерархию целей и ценностей [11, с. 585].
При анализе проблемного поля толерантности должны быть учтены и понятия, имеющие по отношению к ней обратный знак, прежде всего интолерантность (нетерпимость). Диапазон проявления интолерантности широк: от обычной невежливости до геноцида, умышленного уничтожения людей. К особенно тяжелым формам интолерантности можно отнести расизм, ксенофобию, этноцентризм, агрессивный национализм, эксплуатацию, религиозный фанатизм, тоталитаризм, сексизм. В основе этих явлений лежит отрицание ценности человеческой личности как таковой.
Таким образом, содержательный анализ основных подходов к феномену толерантности позволяет выявить основные уровни понимания термина «толерантность»:
1) толерантность на уровне психофизической переносимости неблагоприятных воздействий;
2) толерантность как терпимое отношение к представителям других групп, наций или неприятным, неприемлимым поступкам и собеседникам
3) толерантность как ценность, включающая в себя принятие уникальности другого человека, отличающейся системы мировоззрения;
4) толерантность как качество личности.
Мы опираемся на понимание феномена толерантности как личной ценности, которая формируется на основе свободного и ответственного выбора человека и выражается в терпимом отношении ко всему иному на основе доброжелательного отношения, сопереживания и уважения.
Понятия «ценность», «ценностные представления»,
«ценностные ориентации», «ценностные отношения» часто в научной литературе выступают синонимами.
Сегодня мы рассматриваем толерантность в ряду явлений, которым человек придает особый положительный смысл, то есть относит к ряду ценностей.
Вне зависимости от уровня потребностей и возникших на их основе ценностей, они оказывают влияние на человеческую деятельность, поведение, общение, жизнь, развитие культуры. Это влияние проявляется и осуществляется в зависимости от характера ценностей и их носителя (субъекта) -индивида (личные ценности), социальной группы (групповые ценности), всего человечества (общечеловеческие ценности).
Индивидуальные (личные) ценности интегрируют поведение и переживания отдельного человека, придавая личности целостность. В личных ценностях конкретизируются ценности общества, которые подчас выступают моральными нормами, общеобязательны для всех и не вызывают сомнения у подавляющего большинства людей.
В научных исследованиях личные ценности рассматриваются как ценностные ориентации личности - система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества.
Понятие ценностных ориентаций было введено в психологии как аналог философского понятия ценностей и четкое концептуальное разграничение между ними отсутствует. В целом, однако, понятно, что речь идет о способе дифференциации ценностей общества по степени их значимости для конкретной личности.
По мнению исследователя М.С. Миримановой ценностные ориентации, формируемые в процессе социализации личности, предполагают определенные этапы или фазы: познание или присвоение личностью ценностей общества; осознание себя в мире и преобразование образа собственного «Я», бази-
руясь на присвоенных личностью ценностях; построение, формирование жизненной перспективы [12, с. 217].
Таким образом, ценностные образования представляют собой важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний.
Ценности дают импульс для познавательных, эмоциональных и волевых процессов, играющих важную роль в построении жизненной перспективы и системы потребностей. Чтобы толерантность стала ценностной ориентацией человеку необходимо направить свою деятельность на овладение ею. Толерантность тогда станет личностной ценностью человека, когда он сам определит ее как таковую.
Формирование системы ценностей, становление ценностных ориентаций личности является целью и основой воспитания. Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, они определяют особенности характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения.
Ценности, на которые опирается отдельный человек, в конечном счете, являются онтологическими представлениями, которые закрепляются в декларируемой системе ценностей. Онтологические представления не поддаются воздействию, ценностные ориентации более лабильны, на них можно воздействовать. В современном обществе многие существовавшие ранее ценности стали как бы устаревшими, их существование необязательно, на смену им появляются и устанавливаются новые, соответствующие реалиям современной жизни. Следовательно, существует возможность «искусственного» (внешнего, но ненасильственного) внедрения ценностей (через систему воспитания и обучения, средства массовой информации).
Современный мир превратился в зону повышенной конфликтности, столкновений. В этой ситуации появление такой ценности как толерантность закономерно, она приобретает статус общечеловеческой ценности, ценностной ориентации личности и важного социального качества. Человеку важно стремиться быть толерантным не потому, что от него этого требуют другие, а потому, что он сам должен понять -так будет лучше ему и всем людям.
Таким образом, ценностные ориентации -осознанные представления субъекта о собственных ценностях. Ценностные ориентации отражают содержание и смысл существования личности. Толерантность как ценностная ориентация личности предполагает самостоятельный и осознанный выбор отрефлексированных ценностей, позволяющих использовать их в целях саморегуляции и самоконтроля.
Как мы уже отмечали выше, ценностные ориентации -система устойчивых отношений личности к окружающему миру и себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры личности.
В процессе профессионального образования наряду с получением знаний, конкретных умений и навыков происходит становление и оформление системы ценностных ориентаций личности. Однако, на наш взгляд, чтобы достичь своей цели -формирования у специалиста комплекса знаний, умений, навыков, профессионально значимых и личных качеств, необходимо, чтобы знания как отражение общечеловеческой и материальной культуры, стали личностнозначимыми, получили эмоциональную окраску и трансформировались в ценностные ориентации, в том числе и толерантность.
Ценностные ориентации раскрывают цели, отражают идеалы, характеризуют интересы, потребности, убеждения личности. В качестве условий успешного формирования ценностных ориентаций личности необходимо рассматривать успешное включение курсантов как будущих сотрудников органов внутренних дел в различные виды деятельности: учебной, общественно-полезной, профессиональной, научноисследовательской, направленной на развитие потенциала личности и ее профессиональное самоопределение.
Под формированием толерантности как ценностной ориентации личности курсантов мы понимаем организаторскую деятельность педагогов в процессе профессионального обучения. Формирование толерантности связано с изменениями в самой личности курсанта, которые происходят планомерно, в соответствии с поставленными целями. При этом сами курсанты должны являться не только объектом, но и субъектом своего собственного формирования и развития.
Мы считаем, что процесс формирования толерантности как ценностной ориентации личности будет эффективным, если учебно-воспитательный процесс учреждения профессионального образования (в данном случае Барнаульского юридического института МВд России (БЮИ МВД России)) строить на принципах междисциплинарности, поликультурности, оптимизации и практической направленности.
Принцип междисциплинарности предполагает: выявление взаимосвязей между компонентами всего учебного процесса; опора на знания, полученные по одной учебной дисциплине при изучении других и их интеграция; применение общих методов и приемов преподавания. Реализация этого принципа способствует обеспечению единства и направленности процесса формирования толерантности как ценностной ориентации личности.
Принцип поликультурности предполагает создание плодотворного взаимодействия разных культур, это связано с тем, что реально в пространстве образовательного учреждения объективно взаимодействуют множество культур. Каждый курсант привносит культуры своей семьи, друзей и родителей, этнической группы, к которой он принадлежит. Это, в свою очередь, обогащает картину мира курсантов, позволяет оградить сознание учащихся от стереотипов в отношении тех или иных социальных групп. Существенным следствием и результатом действия принципа поликультурности является умение замечать, понимать, принимать и учитывать в своих действиях альтернативное мнение
Принцип оптимизации обучения предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно-материальных, социально-психологических, эстетических и других условий для его реализации. Оптимальный выбор методов, средств в процессе формирования толерантности у курсантов обусловливается сложностью и многомерностью самого понятия «толерантность», соответственно, применением в деятельности педагога комплекса наиболее действенных в плане практической результативности всех форм и методов: комплексного планирования и конкретизации задач образования, воспитания и развития; выделение в содержании главного и существенного; дифференциация и индивидуализация обучения, полагающая оптимальное сочетание различных форм работы [13, с. 113].
Современная трактовка принципа практической направленности предполагает востребованность полученных знаний, умений и навыков в жизни, их применение на практике. Например, курсант должен не только сам знать, куда необходимо обратиться для восстановления нарушенных прав, как вести себя в сложной жизненной ситуации, но и в рамках своих профессиональных обязанностей суметь объяснить другим людям. Этот подход направлен на развитие у курсантов навыков правомерного и толерантного поведения.
Практическая работа по формированию толерантности как ценностной ориентации личности курсантов была осуществлена путем реализации разработанной нами программы «Формирование толерантности как ценностной ориентации личности: от теории к практике»:
Пояснительная записка
В истории человечества и нашей страны можно выявить множество фактов, свидетельствующих о национально-религиозной нетерпимости и бескомпромиссности, что не могло не возыметь своего эффекта -многие сегодняшние проблемы -результат подобного рода проявлений.
Современные события в России и мире свидетельствуют
о процессах интеграции и глобализации и доказывают пагуб-
ность идей религиозной, национальной, политической непримиримости, преодолеть которую невозможно без формирования толерантности. Ведущая роль в преодолении традиций интолерантности (нетерпимости) принадлежит образовательным институтам. Отсюда вытекает практическая необходимость разработки образовательных программ, направленных на формирование толерантности, что в свою очередь является и целью предлагаемого курса.
В ходе реализации программы решается ряд познавательных, развивающих и воспитательных задач:
1) формирование представлений об окружающем мире как социальной действительности, основанной на плюрализме и поликультурности;
2) преодоление стереотипов в отношении различных социальных и культурных групп, допущение альтернативных точек зрения, терпимость к инаковости;
3) осознание многомерности социальной действительности на основе развития критического мышления;
4) выработка навыка ведения диалога, что необходимо для процессов позитивного социального взаимодействия;
5) формирование ключевых компетенций, в том числе и профессиональных.
По своей структуре предлагаемая программа состоит из четырех частей:
Первая (теоретическая) часть программы посвящена рассмотрению системы понятий, в рамках которой становится возможным осмысление термина «толерантность». Вторая (историческая) часть, знакомит учащихся с основными историческими этапами формирования понятия «толерантность», конкретно-историческими формами ее реализации. В третьей (практической) части представлена тематика практических занятий, направленных на диагностику сформированности и уровень толерантности личности. Четвертая (методическая) часть содержит рекомендации и методические материалы к занятиям по формированию толерантности как ценностной ориентации личности.
Представляется целесообразным проведение занятий в форме лекций, семинарских и практических занятий. Выбор методов, приемов и средств обучения будет зависеть от содержания учебного материала и учебных задач. Предлагаемый курс может изучаться как самостоятельно, так и путем включения его элементов в другие курсы и дисциплины.
1 Теоретические основы толерантности как ценностной ориентации
личности
1.1. Происхождение термина «толерантность» и формирование его современного значения
Появление термина «толерантность» в античности. Формирование толерантности как религиозной терпимости в средние века. Эпоха Нового времени -формирование толерантности как неизбежной и необходимой культурной и религиозной терпимости. Формирование современного значения понятия «толерантность» в XX веке. Многообразие значений термина толерантность. Толерантность как нравственный принцип. Толерантность как ценность общественная и личностная. Толерантность как взаимопонимание. Интолерантность. Толерантность в поликультурном и многонациональном обществе. Структура, признаки, условия проявления толерантности, особенности формирования толерантного сознания и поведения.
1.2. Основные подходы к изучению толерантности (междисциплинарный подход)
Толерантность с позиции философского, психологического, политологического, этического, социологического, педагогического, социокультурного подходов.
1.3. Принцип толерантности и права человека. Нормативно-правовая база толерантности
Роль толерантности в гражданском обществе. Толерантность и демократия. Основные нормативно-правовые акты, определяющие правовое поле толерантности.
1.4. Многообразие и единство человечества
Человек как биологический вид. Различие и единство биологических признаков человека: расы и их признаки.
Этническое многообразие мира. Племя, народность, нация. Понятия «национальный характер», «национальная ментальность». Национальный вопрос. Интернационализация и национализм в современном мире.
Политические и социально-экономические различия между государствами. Проблема «Север-Юг». Принцип мирного урегулирования межгосударственных конфликтов.
Социальная стратификация общества. Социальный статус. Профессиональная дифференциация. Социальная мобильность в современном обществе. Толерантность как механизм взаимодействия социальных групп и отдельных личностей.
1.5. Ценности и ценностные ориентации личности
Человек -индивид, индивидуальность, личность. Различия в темпераменте, характере, образе жизни отдельных людей. Уникальность человека. Понятия «ценность», «ценностные ориентации личности». Классификации ценностей. Социализация личности и ее роль в становлении системы ценностей человека. Профессиональнозначимые ценности личности.
1.6. Толерантность в системе ценностных ориентаций личности
Место толерантности в системе ценностных ориентаций личности. Механизм формирования толерантности. Толерантное мышление, толерантное поведение, толерантное сознание.
Раздел II. История толерантности: от древности до наших дней
2.1. История толерантности и интолерантности в древности
Зарождение проблемы толерантности. Конфликт и его основные формы. Община как элемент социальной организации. Деление общества на полноправных и неполноправных. Варно-кастовая система Индии. Древняя Греция и Рим. Институт гражданства в полисах. Рабство как форма насилия над человеком. Формирование политических и личных прав. Утверждение принципа частной собственности. Острые социальные конфликты: крестьянские войны в Китае, гражданские войны в Риме, восстания рабов в Риме. Сецессия как мирный способ урегулирования социальных конфликтов.
Международные отношения: сотрудничество, мирные договоры между государствами, посредничество в межгосударственных отношениях. Институт заложничества. Римское право -разработка норм правоотношений меду людьми.
Религиозная терпимость в языческих религиях. Христианство и проблема религиозной терпимости в монотеистических религиях. Христианские идеи всеобщего равенства людей. Отсутствие расовой нетерпимости.
Античная философия и идеи терпимости. Человек -мера всех вещей.
2. 2. Толерантность и интолерантность в средние века
Библия и христианство как непререкаемый авторитет. Борьба с язычеством. Религиозная догма и отклонение от нее (еретики). Раскол христианства на православие и католицизм. Инквизиция как способ борьбы с инакомыслием. Крестовые походы против мусульман и Византии. Ислам, борьба суннизма и шиизма.
Сословия и корпорация в средневековой Европе. Человек -член корпорации и сословия. Стереотипы в восприятии всего нового в обыденной жизни. Негативное отношение к чужакам. Дуализм мировоззрения: Бог и дьявол, аскетизм и карнавальная культура.
Первые проявления идей терпимости в художественных произведениях, закрепление прав человека в уставах городов, цехов. Раннее Возрождение, стремление к свободомыслию, утверждение прав человека на его свободное развитие и существование.
2. 3. Толерантность в Новое время
Реформация как период абсолютной религиозной нетерпимости. Формы нетерпимости: лишение гражданских прав, погромы, изгнания, религиозные войны и т. д. Веротерпимость
как нравственный принцип у гуманистов. Аугсбургский религиозный мир: ограничение веротерпимости, Нантский эдикт: опыт «навязанной толерантности».
Эпоха Просвещения и распространение идей толерантности. Закрепление идей толерантности в концепции «естественных прав человека». Толерантность как конституционная норма в «Декларации независимости», Конституции США, «Декларации прав человека и гражданина» во Франции.
Становление парламентских режимов в Европе в XIX веке. Либерализм -политика толерантности. Идеи нетерпимости: революционный социализм и этнорасизм. Идеи социального реформирования общества.
2. 4. История толерантности и интолерантности в новейшей истории
Первая мировая война и утрата веры в гуманизм. Лига наций и формирование международного гуманитарного права. Ненасильственное сопротивление английским империалистам как пример истинной толерантности. Пролетарская солидарность как пример кажущейся толерантности. Национал-социализм как философия господства. Вторая мировая война как апофеоз нетерпимости. Геноцид народов.
«Холодная война»: идеологическое противостояние и принципиальная интолерантность. Концепции «гарантированного уничтожения», «мирного сосуществования», «конвергенции», «разрядки, «нового политического мышления» как пример толерантности в политике.
ООН и ее роль в формировании толерантности как культуры мира. Принятие Декларации принципов толерантности в 1995 г., Конвенции о запрещении финансирования терроризма в 2002 г., Декларации о культурном разнообразии.
Национально-этнические и религиозные конфликты во 2-й половине XX -начале XXI века. Глобальные проблемы человечества. Исламский фундаментализм и терроризм.
2.5. Проблема толерантности в современной России
Формирование толерантного мышления в условиях краха тоталитарного режима, формирования гражданского общества и демократического государства.
Этноконфессиональные конфликты в современной России (Чечня, Ингушетия, Осетия). Борьба с сектами (сатанизм, ваххабизм и др.), с проявлениями национализма, антисемитизма и фашизма.
Толерантность в российской семье. Проявления интоле-рантности и меры по оздоровлению климата в семье.
Государственная политика России в сфере толерантности. Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе». 16 ноября - День толерантности в России. Гражданские инициативы: правозащитные, антифашистские, анти-расистские организации.
Раздел Ш. Толерантность: от теории к практике
3.1. Добро и зло: за и против
Категории добра и зла в философии. Обыденное восприятие «добра» и «зла». Роль зла в мире. Толерантность и ее соотношение с категориями «добра» и «зла».
3.2. Ответственность и свобода человека
Ответственность как профессиональнозначимая черта
характера человека. Мера свободы и ответственности в жизни человека. Ограничение свободы как вынужденная мера воздействия на человека. Толерантность как показатель ответственности. Толерантность как ограничение свободы человека.
3.3. Цель оправдывает средства?
Цель как конечный результат любого вида человеческой деятельности. Виды целей. Способы и средства достижения целей. Мотивы выбора средств достижения цели. Толерантность как средство достижения цели.
3.4. Принимай другого таким, каков он есть
Восприятие человека человеком. Причины неприятия.
Правила толерантного общения.
3.5. Как решать конфликты?
Природа конфликта. Конструктивные способы решения конфликта. Влияние конфликта на личность человека.
3.6. Границы человеческого терпения
Терпение и толерантность: соотношение понятий. Необходимость терпения во взаимоотношениях между людьми. Границы терпения.
3.7. Симпатия, антипатия и эмпатия
Основные формы проявления симпатии, антипатии, эмпатии. Причины их появления. Эмпатия как составляющая толерантности.
3.8. Место толерантности в работе сотрудника органов внутренних дел
Профессиональные качества сотрудника органов внутренних дел их влияние на эффективность работы. Толерантность как личное и профессиональное качество и необходимость его формирования.
3.9 Оценка толерантности
Определение уровня сформированности толерантности и места толерантности в системе ценностных ориентаций личности и коллектива.
Методические рекомендации к курсу
Современные методы обучения и воспитания выступают необходимым условием формирования толерантности как ценностной ориентации личности. Предложения по использованию форм обучения носят рекомендательный характер и могут быть изменены в зависимости от целей, возможностей обучаемых и пр.
«Происхождение термина «толерантность» и формирование его современного значения» (лекция), «Основные подходы к изучению толерантности (междисциплинарный подход)» (круглый стол), «Принцип толерантности и права человека. Нормативно-правовая база толерантности» (практикум), «Многообразие и единство человечества» (семинар -диспут), «Ценности и ценностные ориентации личности» (тренинг), «Толерантность в системе ценностных ориентаций личности» (проект), «История толерантности и интолерантности в древности» (семинар), «Толерантность и интолерантность в средние века» (семинар), «Толерантность в Новое время» (практикум), «История толерантности и интолерантности в новейшей истории» (круглый стол), «Проблема толерантности в современной России» (мозговой штурм), «Добро и зло: за и против» (философский стол), «Ответственность и свобода человека» (дискуссия), «Цель оправдывает средства?» (тренинг), «Принимай другого таким, каков он есть» (тренинг), «Как решать конфликты?» (ролевая игра), «Границы человеческого терпения» (тренинг), «Симпатия, антипатия и эмпатия» (тренинг), «Место толерантности в работе сотрудника органов внутренних дел» (тренинг), «Оценка толерантности» (тренинг).
При разработке программы мы исходили из следующих этапов механизма формирования толерантности:
1) познание окружающего мира;
2) присвоение личностью ценностей общества;
3) осознание себя в мире и преобразование образа Я, базируясь на присвоенных личностью ценностях, и трансформация их в ценностные ориентации личности, в том числе и толерантность;
4) в соответствии с ценностной ориентацией «толерантность» построение личностью поведения, формирование сознания и системы отношений;
5) построение, формирование жизненной перспективы, программы саморазвития.
В программе необходимость формирования толерантности определялась ее влиянием на успешность социальной и профессиональной адаптации, уровень профессиональной подготовленности, саму личность курсанта как будущего гражданина и специалиста.
В качестве показателей уровня сформированности толерантности выступали характеристики личности, которые позволяют говорить о ее толерантности:
1) гуманность, умение видеть в человеке положительное, перцепция, симпатия, эмпатия, любовь, милосердие, терпимость, свобода, ответственность, уверенность в себе, чувство юмора;
2) позитивная лексика и оценки (речь), доброжелательность в мимике и жестах (невербальная информация), стрем-
ление и способность к диалогу, стремление и способность к сотрудничеству, склонность к пониманию (взаимопониманию), уважение (взаимоуважение);
3) способность жить в условиях неопределенности (стрессоустойчивость, гибкость, вариативность);
4) способность к самопознанию и учет собственных особенностей, рефлексия, саморегуляция, самообладание.
Вышеуказанные характеристики позволяют оценить не только уровень сформированности толерантности, но и профиль ролевого поведения курсантов в фрустрационных (стрессовых и чрезвычайных) жизненных ситуациях. Кроме того, все перечисленные характеристики толерантности являются профессионально значимыми качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел.
Средствами контроля явились тестовые методики оценки уровня сформированности ценностных ориентаций личности, методика по определению организаторских и коммуникативных качеств специалиста-профессионала, опрос испытуемых, опрос преподавателей, контрольные занятия.
В результате целенаправленного психолого-педагогиче-ского воздействия по формированию толерантности курсантов экспериментальной группы произошли следующие позитивные изменения: возросло понимание значения толерантности как наиболее конструктивного способа взаимодействия современного человека в межличностной и профессиональной сферах; изменилась шкала ценностных ориентаций, среди которых толерантность стала занимать более значимое место; проявились тенденции к саморазвитию, самоактуализации, а это в свою очередь повлияет на профессиональное будущее
курсантов; в учебно-воспитательном процессе стали проявляться субъект-субъектные отношения; акцент, который делался на толерантности как на ценностной ориентации личности, позволил реализовать личностный потенциал курсантов, что определяет их дальнейшее успешное личностное и профессиональное развитие; использование адекватных методик диагностики толерантности способствовало более точному выбору методов и приемов для формирования толерантности как ценностной ориентации личности; разработанная программа по формированию толерантности как ценностной ориентации личности реализует принципы междисциплинарности, поликультурности, оптимизации и практической направленности обучения, способствует становлению системы субъ-ект-субъектных отношений; обеспечивает формирование толерантности как ценностной ориентации личности через систему педагогических воздействий, а также способствует становлению курсанта как личности и будущего сотрудника органов внутренних дел.
Кроме того, для успешного формирования толерантности мы рекомендуем:
- проведение занятий по формированию толерантности в течение всего периода обучения курсантов не только на спецкурсе, но и на других предметах с использованием возможностей их содержания;
- организация работы по формированию толерантности не только у курсантов, но и курсовых командиров и преподавателей;
- постоянное совершенствование средств и методов по формированию толерантности как ценностной ориентации личности.
Библиографический список
1. Колесникова, И.В Толерантность как основа конструктивной деятельности . - М.: Прометей, 2004.
2. Новик, В. Духовный смысл толерантности [электронный ресурс] // www.tolerance.ru
3. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2000.
4. Добрынина, Е.А. Тройка по толерантности // Российская газета. - 2007. - № 58.
5. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию. - М.: Смысл, 2000.
6. Большой энциклопедический словарь / Гл.ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1991.
7. Современный словарь иностранных слов. - Спб.: Дуэт, 1994.
8. «Декларация принципов толерантности» [электронный ресурс] // http://www.dspace.ru/html/1280.index.html
9. Солдатова, Г.У. Практическая психология толерантности или Как сделать так, чтобы зазвучали струны человеческой души // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: Издательство МГУ, 2003. - Вып. 6
10. Сухомлинский, В.А. Воспитание коллективизма у учеников. - М.: Просвещение, 1986.
11. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. - М.: Наука, 2003.
12. Мириманова, М.С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. - М.: Прометей, 2004.
13. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Просвещение, 1982.
Статья поступила в редакцию 18.09.09
УДК 74. 202. 2
В.М. Жураковская, канд. пед. наук, доц. КузГПА, г. Новокузнецк, E-mail: gveraбб@,mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ «ОДИН УЧЕНИК - ОДИН НОУТБУК»
В статье рассматривается проблема цифрового неравенства как неравного доступа к информационным технологиям, раскрываются способы ее решения в России, одним из которых является реализация модели «один ученик - один ноутбук». Автором статьи разработана модель «один ученик - один ноутбук» с использованием педагогических технологий обогащения индивидуального опыта учащихся, ориентированных на развитие его индивидуальности. Модель реализуется на предмете обществознание и включает такие компоненты, как концептуальный, содержательный, процессуальный, методический, аналитический.
Ключевые слова: цифровое неравенство, модель «один ученик - один ноутбук», технологии обогащения индивидуального опыта учащихся, реализуемые в рамках модели.
«Цифровое неравенство» - проблема наступившего века. Современное понятие «цифрового неравенства» было сформулировано на Всемирном саммите по вопросам информационного сообщества, прошедшем в 2003 г. в Женеве. Под ним понимают неравный доступ граждан к ИКТ. «Цифровое неравенство», или «цифровой разрыв» -глобальная проблема, связанная с неравномерным распространением информационных технологий. Суть проблемы состоит в следующем: возможности, предоставляемые современными цифровыми техноло-
гиями, поистине огромны, но пользоваться ими для достижения своих социальных и экономических целей может лишь небольшой процент населения Земли. Это происходит в силу того, что доступ к информационным технологиям ограничен высоким «денежным порогом» как для государства, так и для населения. Показателем качества информационного обеспечения является степень использования населения интернета [1].