Научная статья на тему 'Аксиология профессионально-педагогического образования'

Аксиология профессионально-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1169
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / AXIOLOGY / AXIOLOGICAL FUNCTION OF EDUCATION / EDUCATIONAL VALUES / CLASSIFICATION OF EDUCATIONAL VALUES / SYSTEM OF VALUES / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижакова Галина Ивановна

В статье с учетом аксиологической направленности образования раскрывается значимость ценностных ориентаций учителя как его субъекта, подчеркивается актуальность аксиологической функции образования, представлена и охарактеризована классификация образовательных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGY OF VOCATIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION

Taking into account axiological orientation of education in this paper, we reveal the importance of the value system of teachers as the subject of education; the relevance of axiological function of education is highlighted; the classification of educational values is presented and described.

Текст научной работы на тему «Аксиология профессионально-педагогического образования»

АКСИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

AXIOLOGY OF VOCATIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION

Г.И. Чижакова G.I. Chizhakova

Аксиология, аксиологическая функция образования, образовательные ценности, классификация образовательных ценностей, ценностные ориентации, ценностные установки.

В статье с учетом аксиологической направленности образования раскрывается значимость ценностных ориентаций учителя как его субъекта, подчеркивается актуальность аксиологической функции образования, представлена и охарактеризована классификация образовательных ценностей.

Axiology, axiological function of education, educational values, classification of educational values, system of values, values.

Taking into account axiological orientation of education in this paper, we reveal the importance of the value system of teachers as the subject of education; the relevance of axiological function of education is highlighted; the classification of educational values is presented and described.

Любая образовательная система существует в определенном социокультурном пространстве и взаимодействует с ним. Посредством образования ценности передаются от одного поколения к другому. Однако было бы неверно рассматривать образование только как транслятор накопленных культурой и обществом ценностей. В образовании заложены условия, способствующие появлению новых ценностей, оказывающих влияние на ценностные ориентации общества, так как оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования новых жизненных умений и способностей, расширения возможностей формирования практического опыта. Внешнее образовательное пространство, отражающее все общезначимые ценности, способствует формированию внутренней образовательной среды (интересов, склонностей, ценностных ориентиров) самих детей.

Ценностные ориентации образования могут не совпадать с ориентациями общества. К примеру, для современного общества характерно отсутствие ориентации на духовные ценности. В то же время гуманистический характер образования, отражающий приоритет общечеловеческих ценностей, формирует духовность человека. Включаясь в социальнокультурные отношения, ребенок как носитель ценностного сознания, отношения, поведения оказывает влияние на ценностные ориентации общества. Образовательные ценности, таким образом, являются не репро-

Any educational system exists in a particular socio-cultural environment and interacts with it. Values are transmitted from one generation to the next through education. But it would be wrong to regard education only as a translater of the values accumulated by culture and society. Education is based on the conditions which are conducive to the emergence of the new values that influence the value system of society, as it is where new information is creatively assimilated, new life skills and abilities are formed, opportunities for getting practical experience are developed. external educational environment that reflects all the values which are important, contributes to the formation of internal educational environment (interests, aptitudes, values) of children themselves.

systemofvaluesineducationmaynotcoincide with the values of society. For example, modern society is characterized by the lack of focus on spiritual values. at the same time, humanistic character of education, reflecting the priority of human values, forms human spirituality. By being engaged in social and cultural relations, a child as the bearer of value consciousness, attitude and behavior has an impact on the value system of society. Thus, educational values are not reproductive but productive, able to define the future strategy of education and influence

дуктивными, а продуктивными, способными определять дальнейшую стратегию образования и оказывать влияние на базовые процессы, происходящие в культуре и обществе. Если в культуре и обществе доминируют ценности потребления, то это не означает, что образование должно формировать потребителя, оно может формировать у личности культуру потребления.

Важно учитывать устойчивость образовательных ценностей в обществе, чтобы избежать противоречия между желательными и вознаграждаемыми обществом образцами поведения и деятельности (Н.Д. Ни-кандров).

Учитель является носителем определенной системы ценностей, которая воплощается в мировоззрении как аксиологически представленной картине мира и служит регулятором его профессиональной деятельности. Именно система ценностей, выполняющая социально-регулятивную функцию, является важным механизмом включения учителя в систему глобальных общественных отношений. Таким образом, внешнее поведение и характеристика общественных связей педагога показывают его вовлеченность в сферу профессиональной деятельности, которая определяется ценностными ориентациями (макродиспозиции). Последние определяют конкретные установки, которыми учитель руководствуется при решении конкретных педагогических задач (микродиспозиции). Микродиспозиции позволяют составить суждение о направленности учителя на внутренние (отражающие сущность педагогической деятельности) или внешние (отражающие условия, в которых осуществляется профессионально педагогическая деятельность) ценности. С внешними ценностями все понятно. Стремление получать хорошую заработную плату, иметь большой отпуск, да еще и в летнее время, не настолько регламентированный график работы, как, к примеру, на производстве ничего плохого не имеет. Плохо, если направленность учителя на внешние ценности доминирует, а внутренние расцениваются как малозначительные.

В современных условиях существенно изменились и продолжают меняться функции учителя, поэтому его ценностные ориентации становятся предметом пристального внимания и изучения учеными философами, психологами, педагогами. Действительно, учитель не только обучает детей, но и является их духовным наставником, носителем общечеловеческих ценностей, таких как истина, долг, справедливость, свобода, честь, совесть и др. Являясь универсальными уста-

the processes occurring in culture and society. if consumption values dominate in culture and society, it does not mean that education should form the consumer, it can form individual consumer culture.

it is important to take into account the sustainability of educational values in society, in order to avoid contradictions between the patterns of behavior and activity desired and rewarded by society (N.D. Nikandrov).

The teacher is a bearer of a certain value system, which is embodied in the outlook as in axiologically presented picture of the world and serves as a regulator of their career. a value system that performs social and regulatory function is the one that is an important tool for the inclusion of the teacher in the system of global public relations. thus, the external behavior and characteristics of public relations of the teacher show their involvement in the sphere of vocational activity, which is determined by the system of values (macrodispositions). the latter determine the specific values which the teacher is guided by while solving specific educational issues (microdispositions). Microdispositions allow forming a judgment about the focus of the teacher on the internal (reflecting the essence of pedagogical activity) or external (reflecting the conditions in which vocational pedagogical activity is realized) values. Everything is clear about external values. the desire to earn good salary, have long vacation, especially in summer, not very scheduled work, for example, at a plant, is not that bad. But it is bad if teachers focus on external values dominates, and the inner ones are regarded as minor.

in modern conditions a teacher's functions have changed and are still changing, so their value system is becoming the subject of intense scrutiny and study by scientists, philosophers, psychologists and educators. indeed, the teacher does not simply teach children, but is also their spiritual leader, the bearer of universal valuessuch as truth, duty,justice, freedom, honor, conscience, etc. these universal values direct the teacher to understanding and respect for child individuality, belief in the need for a humane approach to them, development of their educational skills. the focus

новками учителя, общечеловеческие ценности ориентируют его на понимание и уважение личности ребенка, веру в необходимость гуманного подхода к нему, развитие своих педагогических способностей. Направленность учителя на общечеловеческие ценности отражает понимание того, что профессиональнопедагогическая деятельность носит гуманистический характер. Это становится стержнем его профессиональной деятельности, концептуальной идеей, а сама деятельность приобретает личностный смысл.

В настоящее время обращение к образовательным ценностям характерно для всей мировой общественности. Почему?

Обращение к образовательным ценностям принято начинать с английского философа Р. Питерса, который в 60-е годы XX века выявил основные источники основания образования: Культуру, Общество, Индивид. Названные источники, по утверждению Р. Питерса, находятся во взаимосвязи и одновременно противодействуют друг другу. Подавление одного из источников приводит к образовательному и социокультурному кризису, выход из которого осуществляется тогда, когда подавляемый источник начинает занимать лидирующее положение, при этом нейтрализуя другие источники основания образования. Установившийся, по утверждению Питерса, к средине XX века баланс между названными источниками был затем нарушен возрастанием объема информации и развитием различных идеологий, вследствие чего конфликт между ними обострился и в настоящее время продолжается на новом уровне.

Р. Питерс, кроме того, выделил критерии образования и в качестве первого назвал ценности, так как образовательный процесс - это передача не любого, а значимого знания, обладающего определенной ценностью. Именно ценности позволяют отличать образование от обучения (например, подчеркивал Р. Питерс, обучение искусству пыток нельзя считать образовательным процессом).

Наличие другого критерия - понимание связи своих действий и их места в целостной модели жизни - также позволяет отличить образование от обучения (обученный человек - не всегда образованный человек).

Осмысленность, осознанность знания - критерий, отличающий образование от внушения.

Образовательные ценности изучаются педагогической аксиологией - междисциплинарной отраслью

of the teacher on the universal values reflects understanding of the fact that vocational and pedagogical activity is humanistic. This is the core of their vocational activity, the conceptual idea, while the activity itself has personal meaning.

Currently, the appeal to the educational values is typical for the entire world community. Why?

The appeal to the educational values is considered to come from the English philosopher R. Peters who in the 60-ies of the XX century revealed the main sources of the base of education: Culture, Society, individual. According to R. Peters, the sources mentioned above interact and at the same time counteract with each other. Suppression of one of the sources leads to educational and socio-cultural crisis, the way out of which iscarriedout when the suppressed source begins to take the lead neutralizing other sources of the base of education. According to Peters, the balance between these sources fixed up to the middle of the XX century was then broken due to the increase in the volume of information and the development of various ideologies, resulting in their intensified conflict which is going on at the next level now.

R. Peters also highlighted the criteria of education and referred values to the main one as educational process is not the transfer of any but of valid knowledge, which has a certain value. Values allow distinguishing education from teaching (for example, R. Peters emphasized that learning the art of torture can not be considered to be educational process).

The presence of other criteria that is understanding of the relationship between ones actions and their place in the holistic model of life also allows distinguishing education from training (a trained person is not always an educated person).

Meaningfulness, awareness of knowledge is a criterion which distinguishes education from suggestion.

Educational values are studied by pedagogical axiology that is an interdisciplinary branch of knowledge, whose outlines began to emerge in the second half of the 80-ies of the XX century withinthe philosophyof education. itsappearance

знания, контуры которой начали складываться со второй половины 80-х годов XX века в рамках философии образования. Ее появление обусловлено потребностью общества в развитии духовно-нравственного потенциала личности. В настоящее время актуализировались ценностные подходы к образованию, что находит отражение в содержании государственных стандартов нового поколения. К примеру, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование в качестве основных объектов профессиональной деятельности магистров выделяет обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, здоровьесберегающие технологии образования.

Традиционно образование выполняло следующие функции: компенсаторную, позволяющую восполнить по каким-либо причинам недостающее знание; адаптирующую, дающую возможность индивиду приспособиться к постоянно меняющемуся миру, к изменениям в сфере производства; развивающую, позволяющую индивиду сохранять социальную активность и участвовать в общественных процессах; креативную, предоставляющую возможность развития творческого потенциала личности на всех этапах ее жизнедеятельности; функцию культурного наследования, обеспечивающую приобщение школьников к богатствам мировой культуры и их участие в сохранении, освоении, обогащении культурных ценностей; преобразующую, направленную на педагогизацию всех сфер жизнедеятельности общества.

Названные функции включают в себя определенные аксиологические установки, затрагивают ценностные аспекты обучения и воспитания личности, в то же время они не в полной мере раскрывают сущностные характеристики образования, входящие в его аксиологические основания. Рассмотрим эти характеристики.

Мы видим, что в настоящее время в качестве приоритетной Стандарт выделяет аксиологическую функцию образования, которая отражает подходы к его содержанию, организации, управлению с учетом сохранения и укрепления физического, психического здоровья как основополагающих ценностей человека. Действительно, в философии человек представлен неразрывной триадой: тело, душа, дух. «В здоровом теле - здоровый дух», - гласит известная пословица. Понятие «здоровье» содержательно включает в себя

is due to the need of society in the development of spiritual and moral potential of the individuality. Currently value approaches to education are becoming actual, that is reflected in the content of the state standards of the new generation. For example, the federal state educational standard of higher vocational education in the field of training 050400 "Psycho-pedagogical education" marks training, educating, individual and personal development of students, their health and health-saving technologies of education as the main objects of vocational activity of Masters.

Traditionally, education performs the following functions: compensatory that allows filling a gap in the knowledge; adaptable, which enables the individual to adapt to the constantly changing world, to changes in production; developmental,allowingtheindividualtomaintain social activities and participate in social processes; creative, providing an opportunity to develop the creative potential of individuals at all stages of their life; the function of cultural inheritance providing familiarization students with the riches of the world culture and their participation in the conservation, development and enrichment of the cultural values; transformative aimed at pedagogization of all spheres of society's activity.

These functions include certain axiological values, affect the value aspects of training and education ofthe individual, while at the same time, they do not fully reveal the intrinsic characteristics of education within its axiological foundations. Let us consider these characteristics.

We see that at present the Standard marks the axiological function of education as a priority one. The function reflects the approaches to educational content, organization, management, including preservation and strengthening of physical, mental health as fundamental human values. indeed, in philosophy man is presented by an inseparable triad of body, soul and spirit. "A sound mind is a sound body" is what a famous proverb says. The concept "health" includes biological, psychological and social characteristics accordingtoits meaning;it is a complexintegrative category, which has a historical character. There are physical, mental and psychological (moral) types of human health. The term "mental health"

биологические, психологические, социальные характеристики, оно является сложной интегративной категорией, обладающей историческим характером. Различают соматическое, психическое, психологическое (нравственное) здоровье человека. Термин «психическое здоровье» объединяет две научные и практические отрасли знания - медицинскую и психологическую, и подразумевает наличие взаимосвязи соматического и психического состояний человека.

Наряду с телесным и психическим человеку присуще духовное, отличающее его от всех других существ. Духовность понимается как особое эмоционально-нравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентировано на высшие ценности - Истину, Красоту, Добро - и пытается реализовать их в деятельности и общении.

А. Маслоу выделил две составляющие духовного здоровья: стремление человека развить свой потенциал через самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям. Он считал, что самоактуа-лизирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, чувствительность к прекрасному, альтруизм, желание улучшить человека, склонность к творчеству и т. п.

Условиями сохранения психологического здоровья являются стремление человека к смыслу (В. Франкл), обладание жизненными целями (Ш. Бю-лер), стремление к самоопределению (В.П. Зинченко). По утверждению В. Франкла, человек может осуществить себя лишь в той мере, в какой ему удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире. Смысл всегда соответствует конкретной ситуации. Возможность осуществления смысла уникальна, человек, который может ее реализовать, всегда неповторим. Задачей образования является формирование у ребенка способности к нахождению смысла жизни.

Аксиологическая функция образования предполагает разработку ценностных подходов к организации, содержанию, управлению образованием с учетом сохранения и укрепления не только физического, психического, но и психологического здоровья. Специфика социокультурной ситуации, особенности самого феномена здоровья позволяют придать понятию «здоровье» статус научной педагогической категории и поставить задачу формирования у школьников ценностного отношения к здоровью и ценностного поведения как формы участия в сохранении собственного здоровья и соучастия с другими по этому же поводу.

brings together two scientific and practical branches of learning - medical and psychological and implies the interrelation between human somatic and mental states.

Along with the bodily and the mental a person is characterized by the spiritual, which distinguishes them from all other creatures. Spiritualityisunderstoodasaspecialemotionaland moralconditionofaperson,suchasconsciousness, which is focused on the highest values - truth, beauty, goodness - and tries to realize them in working and communicating.

A. Maslow identified two components of mental health: human desire to develop their potential through self-actualization and pursuit of human values. He believed that a self-actualizing personality possessed such characteristic as acceptance of others, sensitivity to beauty, altruism, a desire to improve human fancy for creativity, etc.

in order to preserve psychological health man should tend to meaning (V. Frankl), possession of life goals (Sh. Byuler), aim at self-determination (V.P. Zinchenko). According to V. Frankl, man can realize himself only up to the extent that allows him to realize the meaning which he can find in the outside world. The meaning is always appropriate for a specific situation. The possibility of realizing the meaning is unique; man who can take it, is always unique. The target of education is to develop a child's ability to find the meaning of life.

Axiological function of education means developing valuable approaches to organization, content, management of education in view of preservation and strengthening of both physical, mental and psychological health. The specificity of social and cultural situation, the features of the phenomenon of health allow giving the status of scientific and pedagogical category to the concept of "health" and to set the task of formation of positive attitude to health and positive behavior in students as a form of participation in the preservation of their own health and complicity with others on the same occasion.

Currently, health as a value of personal life is taking on a new meaning due to the fact of the changing nature of economic and social processes. Lifeisgettingtougherwithrespecttotheindividual.

В настоящее время здоровье как ценность личной жизни обретает новый смысл в связи с изменившимся характером экономических, социальных процессов. Жизнь становится все жестче по отношению к индивиду. Здоровье является в прямом смысле богатством, а угроза потери здоровья в условиях конкуренции - наиболее страшная угроза. Здоровье осознается как важнейшая ценность и смысл жизни человека. В то же время многочисленные публикации, приведенные в них данные говорят об увеличении количества школьников с хроническими заболеваниями в процессе их обучения. Современное образование призвано разрешить возникшее противоречие между требованиями современного общества, руководствующегося гуманистическими приоритетами, с одной стороны, и теоретической неразработанностью условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников в период их обучения - с другой. Реализация аксиологической функции образования предполагает определение названных условий на основе глубокого, всестороннего анализа воздействия учебно-воспитательного процесса на физическое, психическое, психологическое здоровье школьника. Это требование важного государственного документа ставит перед педагогическими вузами новую задачу, решение которой требует обогащения содержания и организации профессиональной подготовки в педагогическом вузе.

Другой момент связан с изменением отношения к знанию. Традиционно знания рассматривались как результат процесса обучения. В настоящее время внимание акцентируется на способах получения знания учеником. Здесь требования возрастают к организации учителем познавательной деятельности учащихся, при этом знания не утрачивают своей значимости. Они, как и прежде, составляют основу содержания образования. Знания позволяют индивиду самостоятельно мыслить,выразитьсебя,ориентироваться в окружающем мире, позволяют человеку быть человеком. Для любой из множества существующих образовательных систем знание является ценностью, и даже при утрате актуальности фактического знания в современной ситуации, характеризующейся стремительным ростом объема информации, знание сохраняет свою образовательную и познавательную ценность. Знание является результатом познавательной деятельности. Поэтому в иерархии образовательных ценностей знание относится к группе доминантных ценностей.

Health is wealth in the truest sense of the word, and the threat of health loss in competitive environment is the most terrible threat. Health is recognized as the most important value and meaningofhumanlife.Atthesametime,numerous publications and the data cited therein indicate an increase in the number of school children with chronic diseases in the course of their training. On the one hand, modern education is designed to solve the contradiction between the demands of modern society, guided by humanistic priorities, and on the other hand, theoretical crudity of the conditions for preserving and improving health of schoolchildren during their training. implementation of the axiological function of education involves determining these conditions on the basis of deep, comprehensive analysis of the impact of educational process on physical, mental, psychological health of schoolchildren. This requirement of the important state document setsa new task for pedagogical universities, which requires the enrichment of content and organization of vocational training in a pedagogical university.

Another thing is the change in the attitude to knowledge. Traditionally knowledge is considered to be the result of learning process. Currently, the emphasis is on how a student can obtain knowledge. Here we can see the increasing requirements for teacher organization of students cognitive activity while knowledge does not lose its significance. it is the basis of the content of education as before. Knowledge allows the individual to think independently, to express themselves, to familiarize themselves with the world, to allow a person to be a human. Knowledge is valuable for any from a variety of educational systems, and even with the loss of relevance of actual knowledge of the current situation, characterized by the rapid growth of information, knowledge retains its educational and informative value. Knowledge is the result of cognitive activity. Therefore, in the hierarchy of educational values knowledge is referred to the group of dominant values.

Dominant values also include human activities on the creation of concepts, patterns, designs, concepts, ensuring the reproduction and

К доминантным ценностям относится также деятельность людей по созданию понятий, схем, образцов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, а также ориентации в окружающем мире - познавательная деятельность. Познавательная деятельность направлена на духовнотеоретическое освоение человеком окружающего мира, знания фиксируют результаты этого освоения. Познавательная деятельность - деятельность творческая, создающая понятия, образы и концепции, выходящие за рамки познавательных норм. Она не поддается стандартизации и предполагает наличие у ее субъекта познавательной активности.

Усилившееся в последнее время внимание ученых к личностному аспекту познавательной деятельности, рассмотрение личностных детерминант познания позволяет отнести к разряду доминантных ценностей ценность общения, без которого невозможна совместная деятельность субъектов образования. Учителю для решения любой дидактической задачи нужно уметь перевести ее в разряд коммуникативной, то есть продумать тональность общения, целесообразный для данной аудитории темп речи, средства общения.

Важным инструментом нормативного регулирования отношений субъектов образования, способствующим выработке и согласованию общезначимых схем их взаимодействия, являются стандарты. Стандарт предполагает разработку содержательной характеристики образовательного результата, которая представлена как система показателей и критериев, отражающих существенные связи. Поиск показателей и критериев образовательного результата приводит к понятию «норма», которая отражает связь общего и особенного в образовании. Стандарт предполагает наличие двух границ: выход за нижнюю границу означает потерю качества образования, открытость верхней границы обеспечивает духовное становление личности, актуализацию ее личностного потенциала.

К группе нормативных ценностей относятся также моральные, нравственные нормы, определяющие деятельность субъектов образования в общем виде, не регламентирующие в деталях поведение человека, а предполагающие в индивиде наличие достаточно развитой способности нормировать и регулировать свои поступки самостоятельно, руководствуясь ответственностью.

Выделение стимулирующих ценностей основывается на понимании педагогики как науки техноло-

change of their being, as well as familiarization with the world around us that is cognitive activity. Cognitive activity is focused on spiritual and theoretical development of the world by man, knowledge captures the results of this development. cognitive activity is creative, it produces concepts and images that go beyond cognitive norms. it can not be standardized and presupposes that its subject has cognitive activity.

scientists attention to the personal aspect of cognitive activity that has become stronger recently, consideration of personal determinants of knowledge allow classifying the value of communication as a dominant value, which is vital for the joint activities of the subjects of education. the teacher who wanrs to solve any didactic task needs to be able to turn it into the category of communicative ones, that is, to consider the tone of communication, pace of speech and means of communication suitable for the audience.

An important tool for regulatory relations between the subjects of education, contributing to the development and coordination of the significant patterns of their interaction are standards. A standard proposes the development of the content feature of educational result, which is represented as a system of indicators and criteria that reflect substantial relations. search for indicators and criteria of the educational result leads to the concept "norm", which reflects the relationship between the general and the particular in education. the standard requires two interfaces: falling below the lower limit means a loss of quality of education, openness of the upper limit provides the spiritual development of the personality, actualization of their personal potential.

the group of normative values also includes moral and ethical norms determining the activity of the subjects of education in general without regulating the behavior of a person in detail, but assuming the presence of a well-developed ability in the individual to standardize and regulate their own behavior themselves, being guided by responsibility.

Laying the emphasis on stimulating values is based on understanding pedagogy as tech science that defines the process of moving from

гичной, определяющей процесс движения от цели педагогической деятельности к ее результату. Однако оценить результативность педагогической деятельности во многих случаях очень трудно. Хорошо или плохо образован человек, можно понять много лет спустя, при этом один и тот же человек может быть обучен чему-либо хорошо, а чему-то плохо. Организация процесса обучения как становления мышления учащегося, организация учебного материала в определенном порядке, обеспечивающем это становление, - основная задача методики. Ценность методики в том, что она, с одной стороны, задает общее основание для преподавания, а с другой - дает свободу учителю, предусматривая различные индивидуальные способы и приемы деятельности, ее вариативность. Как бы ни понималась методика: как обобщение опыта; описание образцов деятельности; рефлексия предметной деятельности, ее обоснование, она задает целесообразный способ преподавания, стимулирующий познавательную деятельность ученика, развитие его чувств, духовности, опираясь при этом на закономерности развития человека и руководствуясь образовательными целями.

К данной группе относятся также традиционные и инновационные педагогические технологии и ценности контроля (тесты, экзамены, зачеты и т. п.), ориентированные на создание условий, необходимых для достижения результата - формирование образованной личности. Здесь учитывается определенное противоречие: понятие образованности включает в себя личностные характеристики, с одной стороны, и подразумевает некоторую стандартизацию - с другой. В то же время личностные характеристики трудно поддаются стандартизации. Будем условно рассматривать знания как цель и результат «минимум», а духовность - как цель и результат «максимум». В педагогической практике можно выделить три разновидности образовательного минимума: знание предметных дисциплин, знание ценностное и знание рефлексивное. Первое лежит в основе предметной картины мира, второе составляет основу ценностной картины мира, третье позволяет осознать себя в мире.

Достижение результата в любом виде деятельности возможно на основе определенных технологий. Различные предметные технологии обеспечивают цель-минимум. Однако практически отсутствуют технологии, обеспечивающие ценностное и рефлексивное знание, без которого сложно создать устойчивую

the goal of teaching activity to its result. However, it is very difficult to evaluate the effectiveness of educational activity in many cases. it is possible to understand if a person is well or poorly educated only many years later; besides, the same person can have better knowledge in one sphere and worse in another. Organization of educational process to form a student s way of thinking, organization of educational material in a certain order to provide that formation is the main task of methodology. the value of methodology is in the fact that, on the one hand, it defines a common basis for teaching, and on the other hand, it gives freedom to the teacher, providing a variety of individual methods and techniques of activity, its variability. No matter how one technique is understood - as generalization of the experience or the description of the samples of activity, as reflection of objective activity or its background -it sets a reasonable way of teaching, stimulating cognitive activity of a student, development of their feelings, spirituality, drawing on the patterns of human development and being guided by educational aims.

this group also includes traditional and innovative teaching technologies and values of control (tests, examinations, credits, etc.), aimed at creating the conditions which are necessary to achieve the result - formation of an educated person. this takes into account a certain contradiction: the concept of education includes personal characteristics, on the one hand, and implies some standardization on the other hand. At the same time, personal characteristics are difficult to standardize. We will study knowledge as a goal and "minimal" result and spirituality as a goal and "maximal" result. in teaching practice, there are three types of educational minimum: knowledge of subject disciplines, value knowledge and reflexive knowledge. the first is the basis of the objective picture of the world, the second is the basis of the value picture of the world, and the third allows us to see ourselves in the world.

Achieving the result in any activity is possible on the basis of certain technologies. Different subject-purpose technologies provide this goal-minimum. However, there are almost no technologies, providing value and reflexive

основу для реализации цели-максимум - духовного самосовершенствования личности. С одной стороны, это процесс, не поддающийся технологизации, а с другой - никакое знание не может быть усвоено вне рефлексивной деятельности и ценностных ориентаций.

Поскольку в реальном образовательном процессе цели, технологии их достижения, результаты деятельности неразделимы, стимулирующие ценности рассматриваются как условие и средство формирования познавательной деятельности, познавательной активности школьников. Если результаты образования могут быть разными, то процессуальная сторона развития личности, сам механизм приобретения ценностного знания, формирования ценностного отношения и поведения остается принципиально единым и направлен на формирование осознанного стремления человека к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Воспитанию этой потребности как доминантной ценности, осознанию ее общественной и личностной значимости способствуют стимулирующие ценности.

Сопутствующими считаются ценности, направленные на качество познания: учебные умения, на формирование которых направлено образование; понимание учеником изучаемых предметов и явлений, являющееся качественной характеристикой результата образования.

Доминантные, нормативные, стимулирующие, сопутствующие ценности взаимосвязаны.

Мы видим, что аксиология профессиональнопедагогического образования связана с необходимостью его опережающего развития, что имеет решающее значение в целом для развития общества. Процессы глобализации, интеграции закономерно приводят к новым глубоким реформам образовательной системы. В качестве основных можно сделать следующие выводы.

1. Образование является как личной (субъективной), так и общественной ценностью. Это положение подтверждает тот факт, что право на образование закрепляется в большинстве стран конституцией.

2. Образование на современном этапе развития призвано не только обучать, но и формировать мировоззрение человека.

3. Выявление ценностных аспектов образования различных образовательных систем возможно на основе общечеловеческих ценностей.

4. Современный человек оказался перед необ-

knowledge, without which it is difficult to create a stable foundation for realization of the goalmaximum that is spiritual self-actualization of a person. on the one hand, this process is not amenable to technification, and on the other hand, no knowledge can be learned outside reflective activity and values.

since in the real educational process, the purposes, technologies of their achievement, and the results of the activity are inseparable, stimulating values are regarded as a condition and means of formation of cognitive activity of pupils. if the results of education may be different, the procedural aspect of personal development, the mechanism of gaining valuable knowledge and the formation of value attitude and behavior remains fundamentally unified and aimed at the formation of conscious human desire for continuous self-education and self-improvement. Stimulating values contribute to forming this need as a dominant value and to realizing its public and personal importance.

Attending values are those which are aimed at the quality of knowledge: learning skills, the formation of which is the most important goal for education; student understanding of studied subjects and phenomena, which is a quality characteristic of the educational result.

Dominant, normative, stimulating and attending values are interrelated.

We see that the axiology of vocational teacher education is related to the need in its advanced development, which is crucial to the overall development of society. the processes of globalization and integration naturally lead to new deep reforms of the educational system. We make the following conclusions as the main ones:

1. Education is both personal (subjective) and social value. this statement is supported by the fact that the right for education is enshrined in the constitution of most countries.

2. Education at the present stage of development, is designed not only to teach, but also to shape a person s worldview.

3. identifying value aspects of education in different educational systems is possible on the basis of the universal values.

4. Modern man has faced the need to learn

ходимостью учиться на протяжении всей жизни. Чтобы реализовать идею непрерывного образования, он нуждается в новых навыках и качествах.

5. Смена ценностных ориентиров, при всем многообразии предлагаемых подходов, в основном выражается в гуманизации образования.

Профессионально-педагогическая подготовка должна отражать понимание ценностных ориентиров дальнейшего развития образования.

Управление образованием должно быть ориентировано на развитие его ценностных аспектов и адекватно им.

Все вышесказанное подтверждает и тот факт, что еще в 1997 году образование было включено ЮНЕСКО в программу среднесрочного развития, а большая семерка индустриально развитых государств определила его как основное стратегическое средство борьбы с безработицей, мотивируя принятие этого решения тем, что образование на протяжении жизни человека стало ключевым вопросом конкурентоспособности индивида, организации, нации, континента.

Образовательный импульс поддерживается не только потребностями человека, но и его ценностными ориентациями. Потребности ориентируют человека на конкретную объективную область, ценности управляют всей его жизнью. Ценности определяют смысл процесса образования. Ценности являются основанием идеи непрерывного образования. Отсюда основной проблемой образования является сохранение образовательного импульса человека, который своими корнями, по мнению М. Мамардашвили, держится на нравственной почве. Именно гуманистический идеал определяет смысл и назначение педагогической деятельности, а ее ценности отражают признание учителем гуманистических принципов, приоритет общечеловеческих ценностей, осознание труда как высшего смысла жизни.

Библиографический список

1. Майджер К. Ценностно-ориентированное управление. Ростов н / Д., 2005.

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия, 2003.

3. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск: РИО КГПУ, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

throughout his life. in order to realize the idea of lifelong learning, man needs new skills and qualities.

5. Change in values, despite the variety of the proposed approaches, is mainly expressed in the humanization of education.

6.Vocationalteachertrainingshouldreflectan understanding of values for further development of education.

7. Management of education should be focused on the development of its value aspects and be adequate to them.

Allthisconfirmsthefactthatin1997education was included in the medium-term development program by UNESCO, and Group of Seven industrialized countries identified it as a major strategic tool to fight against unemployment, explainingthisdecision bythefact that throughout a persons life education his the a key issue of competitiveness of the individual, organization, nation, continent.

Educational momentum is maintained not only by a persons needs, but also by their values. Needs direct a person to specific objective area, values run all their life. Values determine the meaning of the process of education. Values are the basis of the idea of lifelong education. Hence, the main problem of education is maintenance of the educational momentum of a person, who, according to the opinion of M. Mamardashvili, is rooted in moral grounds. it is a humanistic ideal that defines the meaning and purpose of educational function whose values reflect the recognition of teacher s humanistic principles, priority of the universal values, and realization of labor as the ultimate meaning of life.

Reference list

1. Maydzher K. Management on the basis of the system of values. Rostov on Don, 2005.

2. Slastenin V.A., Chizhakova G.i. introduction to teaching axiology: textbooks for students of higher pedagogical institutions. M.: Academy, 2003.

3. Shilova M.i. Socialization and education of student individuality in pedagogical process: textbook. 2nd ed., reviewed and added. Krasnoyarsk: KSPU, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.