О.О. Захарова
CM
ю
УДК 373.04 ББК 74.200.58
О.О. Захарова
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ориентаций у подростков во внеурочной деятельности
Данная статья посвящена проблеме формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности, актуализирующейся в педагогике сегодня. Автором раскрыты методологические подходы, на основе которых построена педагогическая система формирования исследуемого новообразования подростков во внеурочной деятельности. В статье также даётся краткая характеристика компонентов предложенной системы и обозначаются принципы её эффективной реализации.
Ключевые слова: межкультурные ценностные ориентации, внеурочная деятельность, подростки, педагогическая система, формирование межкультурных ценностных ориентаций у подростков.
О.О. Zakharova
THE SYSTEM OF FORMING THE INTERCULTURAL VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS IN The PROCESS of extracurricular ACTIVITY
The problem of intercultural value orientations formation with adolescents in the process of extracurricular activity, which is urgent in up to date pedagogy is outlined. The methodological approaches, on which the pedagogical system of the intercultural value orientations formation with a in the process of extracurricular activity is built, are mentioned. Brief characteristic of the system's components and the principles of its implementation are also given.
Key words: intercultural value orientations, extracurricular activities, adolescents, pedagogical system, intercultural value orientations formation with adolescents.
В условиях межкультурного диалога, нацеленного на международное сотрудничество, толерантность, уважение к достоинству личности, а также в контексте направленности современной системы образования на духовно-нравственное развитие и воспитание личности с позиции принятия ею социально-значимых ценностей актуализируется проблема формирования у подрастающих поколений межкультурных ценностных ориентаций. Анализ психолого-педагогической литературы [2 и др.] и диссертационных исследований [3; 4 и др.] позволяет утверждать, что на данный момент отсутствует единое понимание такого многоаспектного новообразования личности, как межкультурные ценностные ориентации. Данное понятие трактуется нами как отражение в сознании лично-
сти принятых ею межкультурных ценностей, проявляющихся в комплексе их осознания, положительного отношения к ним и поведения личности на основе их принятия.
Опираясь на исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, М.С. Яницкого и др., отметим, что сенситивным периодом для формирования межкультурных ценностных ориентаций выступает подростковый возраст. Такие особенности личности подростка, как повышенная интеллектуальная активность, способность критически оценивать полученную информацию, стремление к самоопределению в ценностях общества, эмоциональность, ориентированность на практическую деятельность, определяют благоприятные возможности для приобщения его к межкультурным ценностям.
Учитывая вышеприведённые характеристики личности подростка, обозначим, что именно внеурочная деятельность, имеющая практическую направленность, нацеленная на удовлетворение потребности подростков в общении и совместном творчестве, характеризующаяся широким разнообразием форм и методов работы, выступает благоприятной средой для формирования у подростков межкультурных ценностных ориентаций.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности (кроме урочной на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации [1, с. 7]. Целями её организации в школе выступают углубление и расширение знаний обучающихся, создание комфортных условий для развития их способностей, осуществление досуга подростков. Эффективность внеурочной деятельности с позиции рассматриваемого вопроса определяется её потенциалом для поддержания интереса к расширению знаний подростка о межкультурных ценностях, их стремления взаимодействовать с представителями разных культур, создания ситуаций для осмысления, оценки межкультурных ценностей и их проявления в деятельности.
Несмотря на рост исследовательского и практического интереса к рассматриваемой проблеме, формирование межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности реализуется в современной школе фрагментарно. По нашему мнению, это связано с отсутствием целенаправленной педагогической системы, позволяющей систематически и последовательно реализовывать данный процесс.
Представим разработанную нами педагогическую систему формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности, построенную на основе нескольких методологических подходов. Системный подход, разрабатывавшийся в исследованиях В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга и др., позволяет 1) представить рассматриваемый процесс как педагогическую систему; 2) определить её компонентный состав как совокупность процессуальнорегламентационного, содержательноориентационного, коммуникативно-ме-
тодического, результативно-оценочного компонентов; 3) выделить взаимосвязи между ними.
Системный подход дополняется деятельностным, разрабатываемым в исследованиях З.В. Возговой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Реализация данного подхода 1) определяет формирование межкультурных ценностных ориентаций у подростков как процесс взаимодействия, совместной деятельности, субъектами которой выступают педагог, подросток, коллектив подростков, родитель подростка; 2) выявляет методический аппарат исследования.
Деятельностный и системный подходы не определяют содержательные характеристики предложенной системы, что обращает наше внимание на аксиологический подход (Н.Д. Никандров, А.В. Ки-рьякова и др.). Использование данного подхода 1) представляет межкультурные ценностные ориентации как комплексное образование, включающее совокупность из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов; 2) определяет механизмы его формирования; 3) позволяет выявить уровни, критерии, показатели сформированности исследуемого новообразования личности, а также методы его диагностики.
Выделенные подходы дополняются средовым (Ю.С. Мануйлов, Т.В. Менг и др.), определяющим, что формирование межкультурных ценностных ориентаций эффективно в образовательной среде, включающей комплекс педагогических условий и реализующейся в контексте внеурочной деятельности.
Перейдём к краткой характеристике разработанной нами педагогической системы.
Процессуально-регламентационный компонент выполняет следующие функции: детерминационную (определение этапов формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков как основы координации дальнейшей работы) и регулирующую (выделение этапов деятельности педагога, организующего данный процесс).
Отметим, что формирование в рамках нашего исследования - это прежде всего процесс взаимодействия педагога и подростка. Соотношение этапов фор-
Система формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности
со
ю
О.О. Захарова
ю
мирования межкультурных ценностных ориентаций личности подростков и соответствующих им этапов деятель-
ности педагога, координирующего исследуемый процесс, представлено на рис. 1.
^ Этапы формирования межкультурньгх ценностных ориентаций у подростков V j < ► ' Этапы деятельности педагога, формирующего межкультурные ценностные ориентации у V подростков ,
1
мотивационно- познавательный « * стимулирующе-дидактический
£ Y
и нтер наги з ац и он но - <—► организационно-
оценочный воспитательный
Г
рефлексивно- праксеологический < -► операционально-аналитический
Рис. 1. Схема взаимодействия педагога и подростка в процессе формирования у него межкультурных ценностных ориентаций
Содержательно-ориентационный компонент выполняет ориентационную функцию (определяет совокупность содержательных направленностей исследуемого процесса) и информационную функцию (выявление наполнения авторской программы формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности).
Учитывая компонентный состав исследуемого образования личности у подростка и характеристики внеурочной деятельности, мы определили, что к содержательным направленностям рассматриваемого процесса относятся знания (о межкультурных ценностях, особенностях как родной так и иных культур), комплекс мотивов (аффилиации, самореализации и др.), личностных качеств (эмпатии, толерантности, коммуникабельности) и умений (грамотно использовать правила эффективной межкультурной коммуникации, тактично выражать своё несогласие с другим и т.д.) Данные направленности реализуются в рамках предложенной авторской программы.
К функциям, выполняемым коммуникативно-методическим компонентом, относятся организационная (выявление типов взаимодействия субъектов процесса во внеурочной деятельности) и технологическая (выделение форм, методов, средств реализации исследуемого процесса).
Мы определили, что формирование межкультурных ценностных ориентаций у подростков эффективно при организации нескольких типов взаимодействия субъектов данного процесса (подросток - педагог, подросток - подросток, педагог - группа подростков, педагог -родитель, родитель - подросток), обеспечивающих участие подростков в разных видах межкультурно-ориентированной деятельности, позволяющей продуктивно приобщить подростка к межкультурным ценностям. Именно внеурочная деятельность, представленная методическим разнообразием, потенциалом для творческой самореализации и коммуникации подростков, выступает контекстом организации исследуемого процесса и определяет возможности для реализации типов взаимодействия.
Методическая часть компонента выделяет следующие формы организации исследуемого процесса: индивидуальную (самостоятельная работа, проектная деятельность), групповую (часы творчества и др.), массовую (фестиваль, викторина и др.). К ключевым методам координации процесса мы относим беседу, деловые, ролевые, имитационные игры, кейс стади, рефлексивный тренинг и др. Отметим, что приоритетными средствами формирования межкультурных ценностных ориентаций служат наглядные материалы, Интернет и др.
Результативно-оценочный компонент выполняет диагностическую (выявляет правильность апробации системы) и коррекционную (определяет комплекс коррекционных мероприятий по ходу реализации системы) функции. В рамках данного компонента определяются уровни, критерии, показатели сформирован-ности межкультурных ценностных ориентаций у подростков, этапы диагностических и коррекционных мероприятий.
Нами выделены следующие этапы мониторинга: организационный, диа-
гностический, интерпретационный, коррекционный и оценочный.
Обозначим, что успешное функционирование системы требует соблюдения общепедагогических принципов (научности, системности, последовательно-
сти, активности обучающихся, учёта их возрастных особенностей и др.), а также ряда специфических принципов. К ним мы относим следующие принципы:
• личностного целеполагания подростка (опора на личностные цели и интересы подростка в исследуемом процессе),
• партисипативности (паритетное взаимодействие педагога и подростков, направленное на конструктивный поиск совместных решений по заданным вопросам),
• инклюзивной культуросообразности (включение подростков в межкультурный диалог на уровне класса, школы, этнической общности, многонационального государства, глобального мира).
Схематично разработанная нами педагогическая система представлена на рис. 2.
Рис. 2. Педагогическая система формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков (МцО) во внеурочной деятельности
Система формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности
Ю
Ю
О.О. Захарова
(О
ю
Таким образом, проблема формирования межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности, актуализирующаяся в педагогике сегодня, требует целенаправленных способов решения. Представленная нами педагогическая система построена на методологической базе, в основу которой положены системный, деятельностный, аксиологический и средо-вой подходы; содержит совокупность
процессуально-регламентационного, содержательно-ориентационного, коммуникативно-методического и результативно-оценочного компонентов; предназначена для функционирования в процессе внеурочной деятельности в школе; требует соблюдения ряда специфических принципов (личностного це-леполагания подростка, партисипатив-ности и инклюзивной культуросообразности).
Библиографический список
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: учебное пособие / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст]: монография / А.В. Ки-рьякова. - Оренбург: ОГПУ, 1996. - 187 с.
Меглинская, Л.В. Формирование межкультурных ценностных ориентаций школьников в процессе обучения иностранному языку [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Меглинская. - Саратов, 2009. - 264 с.
Михайлов, М.Г Формирование толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М.Г Михайлов. - Тамбов, 2006. - 246 с.
References
Grigoriev D.V. Extracurricular activities of schoolchildren. Methodical constructor. M.: Prosveshchenie, 2010. P. 223. [in Russian].
Kiriyakova A.V. Theory of a person's orientation in the world of values. Orenburg: OGPU, 1996. P 187. [in Russian].
Meglinskaya L.V. Intercultural value orientations formation with schoolchildren in the process of teaching of the foreign language. Dis. ... candidate of sciences (Education). Saratov. P 264. [in Russian].
Mikhailov M.G. Formation of the culture of tolerance with adolescents in the process of extracurricular activities. Dis. ... candidate of sciences (Education). Tambov. P 246. [in Russian].
Сведения об авторе:
Захарова Ольга Олеговна,
аспирант кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the author:
Zakharova Olga Olegovna,
Post graduate student
Department of Pedagogy and Psychology
South-Ural State Humanitarian Pedagogical
University
Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]