Е. Б. Храмова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Работа представлена кафедрой педагогических технологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. К. Гребенкина
В статье рассмотрены практические возможности применения педагогических условий формирования ценностных ориентаций с учетом специфики технического вуза и ценностного потенциала дисциплины «Иностранный язык». Описано применение модели формирования ценностных ориентаций, направленное на развитие устойчивой ценностной иерархии и на проекцию будущей профессиональной деятельности.
The article deals with practical realisation of pedagogical conditions aimed at forming value orientations. It touches upon the specific character of technical university and application of value orientations forming model, which develops not only a stable system of value orientations, but also value projection of future professional activity.
В процессе динамично развивающегося общества и изменения ценностных приоритетов актуально звучит проблема формирования устойчивой системы ценностных ориентаций будущих специалистов, которая составляет основу межкультурно-го общения в демократическом обществе. Формирование комплексного мышления у
молодого поколения, направленного на ценностное восприятие окружающей действительности, отражается в Законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования и Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. В них подчеркива-
ется приоритет общенациональных ценностей и гуманистической направленности образовательного пространства. В частности, Федеральный закон о высшем послевузовском профессиональном образовании среди ключевых задач высшего учебного заведения выделяет важность сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества, что выводит на первый план формирование ценностных ориентаций будущих специалистов, их личностное восприятие и бережное отношение к ценностям общества. Следовательно, ценностный аспект является неотъемлемым компонентом современных образовательных процессов, отражает расширение масштабов межкультурных взаимодействий. В техническом вузе происходит интенсивное пополнение багажа знаний студента по своей специальности. На фоне профильных предметов наиболее ярко проявляются гуманитарная функция и аксиологический потенциал дисциплины «Иностранный язык», что создает определенные условия для расширения границ стандартных гуманитарных взаимоотношений, обогащения диапазона ценностных иерархий, демонстрации национального многообразия и развития культурного вза-имодействия. Вследствие этого роль иностранного языка не сводится к простому алгоритму передачи необходимой системы знаний, а воспринимается как соприкосновение различных ценностных систем.
Н. Е. Щуркова выделяет следующие способы интериоризации ценностных ориентаций:
• предъявление студентам ценности для ее осмысления, право на ценностный выбор;
• проявление педагогом собственного личностного ценностного отношения к традициям народной педагогики;
• непосредственное проживание личного ценностного отношения со стороны студентов;
• демонстрация ценностного отношения, проявленного третьим лицом.
Позиция Н. Е. Щурковой убеждает нас в том, что формирование ценностных ориентаций является не только поэтапным процессом восприятия окружающей действительности и доминирующих ценностей, но и внутренним самопроектировани-ем и самооценкой будущих специалистов.
Учитывая системообразующую функцию ценностных ориентаций в подготовке специалистов, была поставлена цель нашего исследования - организация процесса обучения в техническом вузе на основе поэтапного овладения образовательными ценностями (человек, язык, культура, общение, образование) средствами иностранного языка.
Для профессиональной подготовки будущих специалистов создавались педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование ценностных ориентаций на занятиях по иностранному языку: актуализация ценностного потенциала дисциплины «Иностранный язык», приоритет субъект-субъектных отношений в системе «преподаватель - студент», личностно ориентированные ситуации, диалогизация процесса изучения иностранного языка.
Реализация аксиологического потенциала дисциплины «Иностранный язык» является одним из основных педагогических условий формирования ценностных ориентаций и заключается в следующем: отражение в подбираемом языковом материале образовательных ценностей, технологических и научных достижений как родной страны, так и стран изучаемого языка обеспечивает соприкосновение различных систем ценностного восприятия окружающей действительности. В связи с этим на занятиях студентам предоставляется возможность самостоятельно искать тексты для перевода, что позволяет выявить следующие общие группы интересов: развитие современных компьютерных технологий; передача данных и их управление в сети; надежная передача данных в сети; принципы работы протоколов электронной почты.
На данном этапе работы наблюдается активизация мотивационной сферы личности студентов, выявляются перспективы и ведущие интересы будущей профессиональной деятельности. Учащиеся продолжают совершенствовать умения работы с текстами: проводить сравнительный анализ научных фактов, доказательств, примеров, давать комментарии, высказывать свое мнение, делать общие выводы по статье.
Выбор субъект-субъектных отношений в качестве педагогического условия форми-рования ценностных ориентаций будущих специалистов характеризует процесс изучения иностранного языка в техническом вузе как осознанное вхождение ценностей образования во внутреннюю структуру личное -ти студента, что активизирует его эмоционально-мотивационную сферу, стимулирует творческую самореализацию, самоидентификацию, развитие языкового потенциала. Например, значительное внимание на занятиях уделяется анализу иноязычных высказываний, затрагивающих такие темы, как «Хакерство», «Создание и создатели вирусов», «Информационная безопасность сегодня», «Будущее развитие информационных технологий», «Компьютерные преступления». Диалоговое взаимодействие преподавателя со студентами по дальнейшему обсуждению предложенных высказываний дает возможность расширить границы рассматриваемой проблематики, осуществить обмен не только информацией, гипотезами, идеями, но и ценностями.
Другим педагогическим условием формирования ценностных ориентаций является создание на занятиях личностно ориентированной ситуации. Мы разделяем точку зрения В. В. Серикова, который акцентирует внимание на роли личностно ориентированной ситуации, способствующей выявлению жизненных проблем учащихся и созданию прочных отношений в коллективе. По его мнению, «ситуация развития личности в самом общем виде - это некоторый момент взаимодействия, со-пе-
реживания субъектов педагогического процесса, основной функцией которого является включение воспитанника в такую жизнедеятельность, в которой бы востребова-лось проявление его личности или, точнее говоря, личностных функций избирательности, смыслоопределения, рефлексии, произвольности, в которых выражается личностный способ бытия индивида. Ситуация в данном случае выступает как специфическое образовательно-воспитательное средство, несущее личностно-развивающую функцию»1. Иными словами, она создает лишь своего рода шанс развития личности. В связи с этим на занятиях по иностранному языку мы уходим от механичес -кого запоминания грамматических и лексических единиц и одностороннего влияния преподавателя на ученика. Так, на основе прослушанного текста «Прогнозы о дальнейших путях развития компьютерных технологий» студентам предлагается напи-сать собственные алгоритмы развития компьютерных технологий на ближайшие пять лет. В ходе последующей дискуссии происходит выявление и расширение уже существующих ценностных доминант. Например, несколько человек подчеркнули перспективность развития компьютерных технологий для помощи людям с ограниченными возможностями и создания наиболее оптимальных и комфортных условий их жизни, что, в свою очередь, демонстрирует приоритет таких ценностей, как человек, личность, равноправие в обществе.
Диалогизация процесса изучения иностранного языка направлена на формирование ценностных ориентаций и на эффективное взаимодействие преподавателя и студента в процессе ценностного самоопределения и самореализации при работе с языковым материалом. В данном контексте преподаватель выступает в роли личности, заинтересованной в ценностных ориентациях обучаемого. Студент же со своей стороны стремится в диалоге реали -зовать свои идеи и взгляды, пути решения
рассматриваемых проблем, т. е. диалог выступает в качестве ситуации поиска смысла ценностей, закреплении их в будущей профессиональной деятельности, в результате чего происходит познание ок-ружающей действительности на ценностно-мотивационном уровне. Нами интенсивно применяется технология, ориентированная на диалоговое обучения «кейс-стади», т. е. обучение с использованием конкретных учебных ситуаций, что предполагает несколько этапов: изучение текста с описанием ситуации; работа в небольших группах, обмен мнениями по кругу проблем; общегрупповые обсужде-
ния под руководством преподавателя. Студентам предлагается следующий ряд ситуаций для обсуждения: «Хакеры взламывают коды “Майкрософт”», «Вирусы в современном компьютерном обществе», «Роль мобильных телефонов в нашем обществе».
С учетом представленных педагогических условий была разработана модель формирования ценностных ориентаций будущих специалистов технических вузов (схема 1), включающая ориентационно-кумулятивный, когнитивно-аналитический, личностно-аксиологический, деятельностно-проекционный компоненты.
Схема 1
Модель формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе изучения
иностранного языка в техническом вузе
Ключевые компоненты формирования ценностных ориентаций в процессе изучения иностранного языка
ориентационно-
кумулятивный
компонент
когнитивно-
аналитический
компонент
личностно-
аксиологический
компонент
деятельностно-
проекционный
компонент
Рассмотрим лишь роль компонентов формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов более подробно.
Ориентационно-кумулятивный компонент, основной задачей которого является получение студентами актуальной, достоверной информации о ценностях современного научного общества, направлен на ознакомление с ценностями посредством изучаемого языка, их роли в науке, обществе, анализ потенциальной значимости в будущей профессиональной деятельности. На занятиях по иностранному языку происходит активизация межкультурной коммуникации, что позволяет показать широкий диапазон культурных, духовных, общечеловеческих, личностных ценностей. Например, занятия строятся на основе материа-
Первый компонент нашей модели выступает в качестве методологической основы формирования ценностных ориентаций будущего специалиста, который во многом определяет их дальнейшее содержание.
Когнитивно-аналитический компонент, ключевая задача которого состоит в стимулировании познавательного интереса к овладению ценностями будущей профессиональной деятельности, реализуется посредством усвоения необходимой системы знаний, отражающей мировые научные достижения и передовые технологии. Профессионально ориентированные знания постепенно входят в жизненно-практическую сферу личности, в систему ее взаимоотношений с окружающим миром. Особое внимание уделяется работе с аутентичными научно-популярными текстами, которая состоит не только из перевода, но и из реферирования рассматриваемого материала. Реферирование включает в себя выявление основной идеи, анализ доказательств, иллюстративного материала (рисунков,
лов пособия «Биографии ученых. Тексты и упражнения для развития навыков устной речи»2. Данная методическая разработка, содержащая тексты научно-популярного характера, направлена не только на повышение общего уровня культурологической компетенции, но также на ознакомление студентов с ценностными системами и ценностным восприятием окружающей действительности других культур, профессиональным становлением и биографиями таких ученых, как Леонардо да Винчи, Джеймс Ват, Мария Кюри, Михаил Фарадей, Томас Эдисон. В процессе работы учащиеся самостоятельно проводят анализ текстов, прослеживают взаимосвязь между историческим периодом и ценностными системами на основе следующей таблицы:
таблиц, измерений, графиков, формул), мнение реферирующего, подведение общих итогов и основных выводов. Аутентичность текстов предусматривает возможность самостоятельного анализа достоверных фактов научного мира, что в значи-тельной степени минимизирует воспроизведение чужой интерпретации реалий.
Личностно-аксиологический компонент, задачей которого является персонализация образовательных ценностей, предполагает субъективную оценку языкового материала, затрагиваемых проблем, фактов, научных явлений и достижений, самоанализ и самооценку студентов. Данный компонент включает активизацию эмоционально-мотивационной сферы студентов, стремление не только накапливать и расширять полученную систему знаний, но и формировать личностное ценностное мировосприятие окружающей действительности. Например, нами используются следующие формы обучения: беседы, семинары, круглые столы, конференции. В частности,
Изобретатель Происхождение Основные достижения Личностные характеристики Базовые ценности
проведение конференции «Хакерство в современном информационном обществе» позволило осуществить эффективное взаимодействие между преподавателем и студентами посредством иностранного языка. В итоге будущие специалисты получили возможность воспроизводить личностно значимые ценностные ориентации в своей профессиональной деятельности: человек, язык, культура, общение, образование.
Деятельностно-проекционный компонент реализует задачу приобщения студентов к таким образовательным ценностям, как человек, язык, культура, общение, образование, и включения их в проекцию будущей профессиональной деятельности. Данный компонент осуществляется через развитие умений самостоятельно оценивать факты науки и культуры, анализировать причинно-следственные связи рассматриваемых явлений, моделирование ситуаций ценностного выбора. Так, на занятиях используется ролевая игра «Наказание хакеров», которая дает возможность пока -зать студентам свои интересы в сфере компьютерной безопасности, применить знания о путях отслеживания информационных преступников. Группа делится на три части, каждой из которых предлагается выступить в роли преступника, следователя либо пострадавшей стороны. В ходе дальнейшей дискуссии учащиеся проявили заинтересованность в рассматриваемой проблематике, отмечая актуальность и необходимость ее решения. Многие студенты подчеркнули, что в своей будущей профессиональной деятельности, сталкиваясь с проблемой хакерства, попытаются найти оптимальные способы ее решения.
Реализация модели включает следующие технологические этапы:
1-й этап - соединение исходных и новых узкопрофессиональных языковых знаний, отражающих широкий диапазон ценностей в обществе, что позволяет создать необходимую основу для дальнейшего самоопределения и самореализации будущих
специалистов. Проводится сравнительный анализ ценностных ориентаций таких ученых, как Леонардо да Винчи, Джеймс Ват, Мария Кюри, Михаил Фарадей, Томас Эдисон; ведется работа над следующими устными темами: «Применение виртуальной реальности», «История компьютеров», «Ловушки информационной революции», «Компьютерная графика».
2-й этап - анализ и осознание ценностей современного научного общества через необходимую систему знаний в процессе работы с языковым материалом. Студенты выражают свое отношение к представленным иноязычным высказываниям в виде согласия или несогласия: 1) сфера применения компьютеров увеличивается каждый день; 2) влияние политиков на развитие современной науки возрастает; 3) ответственность ученых за свои изобретения четко не определена; проводится реферирование аутентичных текстов.
3-й этап - ценностная самоидентификация студента, субъективная оценка и принятие образовательных ценностей, их вхождение в структуру личности, что обеспечивает формирование ценностных ориентаций будущих специалистов. Используются такие формы обучения, как беседы, семинары, круглые столы, конференции.
4-й этап - ценностная самореализация в будущей профессиональной деятельности, проекция ценностных ориентаций. На основании этого активно применяются следующие формы обучения: диспуты, ролевые игры, написание самостоятельных проектов по предлагаемой тематике.
Таким образом, представленные и проведенные в опытно-экспериментальной работе педагогические условия являются необходимой основой для ценностного самоопределения будущих специалистов в процессе изучения иностранного языка, адекватного принятия таких образовательных ценностей, как человек, язык, культура, общение и их проекции в профессиональной деятельности. При этом в процессе обу-
чения иностранному языку на фоне повышения общего уровня владения лексическим и грамматическим материалом учащимся предоставляется возможность самостоятельно проявлять ценности научной, политической, культурной и профессиональной направленности в будущей
профессиональной деятельности. В результате мы приходим к выводу, что ценностные ориентации студентов определяют природу их отношений к окружающему миру, другим людям, самим себе, формируют мотивацию дальнейшей деятель -ности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: от теории к системе работы учителя // Известия РАО. 1993. № 3. С. 33.
2 Храмова Е. Б. Биографии ученых. Тексты и упражнения для развития навыков устной речи: Методическая разработка (Английский язык). Рязань: РГРТУ, 2007.