УДК: 339.138(575.1) ШАРОПОВА НАФОСАТРАДЖАБОВНА
аспирант кафедры «Маркетинг», Ташкентский государственный экономический университет,
e-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ РЫНКА УСЛУГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА
Аннотация. Цель работы. В статье рассмотрен вопрос возможности применения зарубежного опыта в развитии рынка услуг дошкольного образования Узбекистана. Метод или методология проведения работы. Проведен статистический анализ общих показателей международного рынка дошкольного образования. Результаты. Для развития рынка дошкольного образования в Узбекистане необходимо обратить внимание на следующие важные факторы: 1. Увеличение количества дошкольных образовательных учреждений. 2. Увеличение вида услуг дошкольного образования. 3. Формирование чистой конкурентной среды на рынке услуг дошкольного образования. 4. Повышение удовлетворенности родителей качеством услуг дошкольного образования. В целях развития рынка услуг дошкольного образования в Узбекистане по вышеуказанным трем факторам государство предоставляет предпринимателям большие привилегии на основе государственно -частного партнерства для организации деятельности негосударственных дошкольных образовательных учреждений. По сравнению с 2017 годом количество государственных и частных дошкольных образовательных учреждений достигло 363 в 2018 году, было подписано 741 соглашение о государственно-частном партнерстве. Для разъяснения четвертого пункта следует выявить факторы, которые положительно влияют на удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования, и учитывать это в будущем в системе дошкольного образования. Учитывая важность удовлетворенности родителей качеством образования в охвате ребенка дошкольным образованием, было проведено много исследований по удовлетворенности родителей в дошкольных учреждениях по всему миру. Исследования показывают, что многие развитые страны повышают эффективность дошкольного образования. Например, в 2014 году в программах дошкольного образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показатель охвата детей в возрасте 3—5 лет составлял 85 %. Следовательно, для полного охвата детей дошкольным образованием необходимо уделять больше внимания не только увеличению количества дошкольных учреждений, но и удовлетворению родителей качеством дошкольного образования. Основной целью нашего исследования является своевременное выявление способностей маленьких детей и внедрение системы их последующей стимуляции. Такая система облегчит процесс выбора профессии по способности детей и профориентации в будущем. По нашему мнению, работа по профориентации должна осуществляться на этапе дошкольного образования, и было бы целесообразно обеспечить образование в соответствии с этим в системе среднего образования. В концепциях маркетинга индивидуальный подход играет важную роль в удовлетворении потребностей потребителей. Поэтому важно обеспечить непрерывность и преемственность сферы образования, а также использование зарубежного опыта в развитии рынка услуг дошкольного образования. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в создании новых видов образовательных услуг в дошкольных учреждениях на основе зарубежного опыта. Выводы. Эффективное внедрение услуг дошкольного образования развитых стран в систему образования Узбекистана приводит к дальнейшему развитию рынка дошкольного образования и формированию чистой конкурентной среды в стране. Это развитие дает широкие возможности для преемственности и непрерывности системы образования в стране, а также к выходу на мировой рынок образовательных услуг.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, уровень охвата дошкольным образованием, услуги образования раннего детства, Teacher-led services, Kindergartens, Homebased services, Education and care centres, Parent-led services, Te Köhanga Reo, Playgroups, Playcen-tres, Nga Puna Köhungahunga, Pacific Islands Early Childhood.
SHARAPOVA NAFOSATRAJABOVA
postgraduate student of the Department " Marketing», Tashkent state University of Economics, e-mail: [email protected]
POSSIBILITIES OF APPLICATION OF FOREIGN EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF THE MARKET OF PRESCHOOL EDUCATION SERVICES IN UZBEKISTAN
Abstract. The article considers the question of the possibility of applying foreign experience in the development of the market for preschool education services in Uzbekistan. Method. A statistical analysis of the general indicators of the international market for preschool education. Results. For the development of the market of preschool education in Uzbekistan, it is necessary to pay attention to the following important factors: 1. An increase in the number of preschool educational institutions. 2. An increase in the type of preschool education services. 3. Formation of a pure competitive environment in the market for preschool education services. 4. Increasing parental satisfaction with the quality of preschool education services. In order to develop the market of preschool education services in Uzbekistan on the above three factors, the state provides entrepreneurs with great privileges on the basis of public-private partnerships for organizing the activities of nonstate pre-school educational institutions. Compared to 2017, the number of public and private preschool educational institutions reached 363 in 2018, 741 public-private partnership agreements were signed. To draw attention to the fourth factor, it is necessary to identify factors that positively affect the satisfaction of parents with the quality of preschool education and take this into account in the future in the system of preschool education. Due to the importance of parental satisfaction with the quality of education in enrollment in pre-school education, many studies have been conducted on parental satisfaction in pre-school facilities around the world. Application results. The results of the study can be used to create new types of educational services in preschool institutions based on foreign experience. Conclusions. The effective introduction of preschool education services of developed countries in the education system of Uzbekistan leads to the further development of the pre-school education market and the formation of a clean competitive environment in the country. This development provides great opportunities for the continuity and continuity of the education system in the country, as well as access to the global educational services market.
Keywords: educational services market, preschool enrollment rate, early childhood education services, Teacher-led services, Kindergartens, Homebased services, Education and care centres, Parent-led services, Te Kohanga Reo, Playgroups, Playcentres, Ng Puna Kohungahunga, Pacific Islands Early Childhood.
Исследования показывают, что многие развитые страны ведут к повышению эффективности дошкольного образования. Например, в 2014 году в программах дошкольного образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показатель охвата детей в возрасте 3-5 лет составлял 85 %. Следовательно, для полного охвата детей дошкольным образованием необходимо уделять больше внимания не только увеличению количества дошкольных учреждений, но и удовлетворению родителей качеством дошкольного образования.
Основной целью нашего исследования является своевременное выявление способностей маленьких детей и внедрение системы их последующей стимуляции. Такая система облегчит процесс выбора профессии по способности детей и профориентации в будущем. По нашему мнению, работа по профориентации должна осуществляться на этапе дошкольного образования, и было бы целесообразно обеспечить образование в соответствии с этим в системе среднего образования.
В концепциях маркетинга индивидуальный подход играет важную роль в удовлетворении потребностей потребителей. Поэтому важно обеспечить непрерывность и преемственность сферы образования, а также использование зарубежного опыта в развитии рынка услуг дошкольного образования.
Введение. Экономическая мощь каждой страны, повышение уровня социально-культурной
жизни определяются конкурентоспособностью системы образования и развитием науки. В экономике развитых стран рынок образовательных услуг играет важную роль, так как уровень знаний и навыков персонала через образовательные услуги является одним из важнейших факторов повышения качества рынка труда.
Рынок образовательных услуг представляет собой систему взаимоотношений между разработчиками образовательных услуг, поставщиками и потребителями образовательных услуг [2]. Глобальный рынок образовательных услуг представляет собой набор взаимодействий между иностранными и местными гражданами и местными и зарубежными образовательными учреждениями на внутреннем рынке.
Источники мировой торговли образовательными услугами, источники финансирования образовательных услуг, механизмы регулирования международных услуг в области образования и обучения различными международными организациями были изучены многими иностранными учеными [1]. А также ежегодно публикуют рейтинги международных и национальных университетов, которые активно участвуют в международном рынке образовательных услуг.
Рейтинг высшего учебного заведения сравнивается с другими высшими учебными заведениями в плане местонахождения учреждения и места, которое оно занимает. В 2018-2019 годах в мире среди 200 лучших университетов мира занимают рейтинг университеты Великобритании, США, Канады, Китая, Сингапура, Германии, Австралии, Швейцарии, Гонконга, Швеции, Франции, Японии, Бельгии, Нидерландов, Южной Кореи, Финляндии, Ирландии, Норвегии, Дании и Новой Зеландии, которые входят в двадцатку сильнейших [3].
Основными экспортерами образования являются США, Великобритания, Канада, Новая Зеландия и Австралия, Китай, Индия, Филиппины и Индонезия.
Основным критерием оценки конкурентоспособности университета является способность университета реагировать на потребности общества в подготовке высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям, что является главной целью каждого университета.
В развитых странах большое внимание уделяется развитию новой экономики, в основе которой лежит дальнейшее развитие современных знаний, и особенно системы дошкольного образования. Потому что важно ввести своевременное выявление и продвижение способностей детей в период дошкольного образования. Такая система поможет реализовать процесс выбора будущей профессии по способности детей и направить их на нее.
По нашему мнению, целесообразно осуществлять профессиональную ориентацию на уровне дошкольного образования и получать соответствующее образование при поступлении в среднюю школу. Также обращение особого внимания развитию дошкольного образования с целью обеспечения его непрерывности и преемственности в формировании сектора образования, в свою очередь, повысит эффективность образования.
В развитых странах большое внимание уделяется программе обучения детей младшего возраста, а также знаниям и навыкам (сертификатам) специалистов, ведущих деятельность в них, так как специалисты, оказывающие услуги по уходу, образованию и обучению детей, являются их первыми учителями. Поэтому в системе дошкольного образования от педагогов требуется иметь образование и навыки на высшем уровне. Как известно из научных исследований, которые были сделаны до сих пор, качественные образовательные услуги с детства оказывают значительное влияние на будущие успехи ребенка [18]. Основными направлениями дошкольного образования и воспитания являются умственное, социальное, психологическое и физическое развитие ребенка.
Методы исследования. В большинстве развитых стран, таких как Россия, США, Великобритания, Франция, Австралия, Германия и Италия, от педагогического персонала, работающего в дошкольном образовании, требуется высшее образование. Однако в развитых странах, таких как Корея, Индонезия, Испания и Япония, педагогический персонал должен иметь «Квалификацию и сертификацию дошкольного образования», а не высшее образование. Данный факт приведен ниже в таблице (рисунок 1).
PI-KIll^ Н fffjutf
ацакмн
KB ИЛиф HKDl^hUH HlilJÍ
ГфТЧфЧК:П ПО
обрйпвйввв
рЛНШИДПС! ЕМ HP НМГШ'
обр манны
Рис. 1. Уровень образования педагогов, работающих в системе дошкольного образования в зарубежных странах в 2017 году, % [7].
Если работники системы дошкольного образования в Узбекистане составляют 21,9 %, то лица со средним специальным педагогическим образованием - 76,9 % [3]. В системе дошкольного образования Республики Узбекистан процент педагогов с высшим образованием является низким, и, конечно, повышение их уровня вызывает ряд проблем. Поэтому, по-нашему мнению, как и в развитых странах, в системе дошкольного образования нашей республики очень важно создать систему краткосрочной подготовки педагогов и специалистов для дошкольного образования, которые выдают «Квалификацию и сертификаты по дошкольному образованию».
Охват детей дошкольным образованием в развитых странах находится на уровне государственной политики, которая предусматривает финансируемую государством помощь гражданам, которые не могут оплатить дошкольное образование (США и Корея). В таблице ниже представлен уровень охвата детей 3-5 лет дошкольным образованием (рисунок 2).
Рис. 2. Уровень охвата детей в возрасте 3-5 лет дошкольным образованием в развитых странах в 2017 году [21].
Как видно из рисунка, основной причиной низкого охвата двухлетних детей дошкольным образованием в развитых странах является то, что родители нанимают воспитательниц индивидуально для своих детей, чтобы ухаживать за детьми и воспитывать дома. В США, Индонезии и России уровень охвата дошкольным образованием детей в возрасте 4-5 лет невысок, потому что многие родители нанимают учителей, которые преподают детям на дому.
Следует также отметить, что распространенность охвата дошкольным образованием детей в возрасте 2-6 лет в нашей стране эффективно определялась различными негосударственными дошкольными образовательными учреждениями. Следует отметить, что во Франции и Великобритании охват 3, 4, 5-летнего ребенка дошкольным образованием составляет 100 %, в Испании, Италии, Германии и Корее - 95-98 %, что показывает, сколько внимания уделяется непрерывности образования в этих странах.
Охват детей до 3-5 лет дошкольным образованием в Узбекистане составляет 18,2 %. Поэтому правительство уделяет особое внимание системе дошкольного образования с 2017 года и проводит структурные реформы [4].
Одной из наиболее острых проблем в системе дошкольного образования является увеличение охвата детей в возрасте 3-5 лет дошкольным образованием до 100 процентов как развитых странах. Также, по нашему мнению, использование опыта развития услуг дошкольного образования в развитых странах в системе дошкольного образования будет иметь важное место для повышения эффективности образования, а также для решения всех проблем в системе.
Научно-теоретические и методологические проблемы развития рынка дошкольных образовательных услуг и осуществления современных маркетинговых исследований в них широко изложены в научных работах зарубежных ученых, исследующих влияние дошкольного образования на доход человека [17], мониторинг и мониторинг качества дошкольного образования [15], сравнение и анализ дошкольного образования в пяти азиатских странах [23], программы дошкольного образования и ухода [20], проблемы рабочей силы для дошкольного образования и ухода [22], факторы, влияющие на удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования [19], удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования [16], оценки спроса на образование с раннего возраста [24], разработку метода оценки качества дошкольного образования для родителей [6], маркетинговый анализ рынка услуг дошкольного образования [5].
В целях применения этого исследования в системе дошкольного образования в Узбекистане мы приводим следующую классификацию услуг дошкольного образования.
Виды услуг дошкольного образования и их терминология приводятся по-разному во всех странах. В некоторых странах Европы термин «детский сад» приводится как официальное дошкольное образование до начала школьного образования детям от 0 до 6 лет, согласно стандарту The International Standard Classification of Education (ISCED).
Виды услуг дошкольного образования, предлагаемых в учреждениях дошкольного образования в развитых странах, показаны на рисунке 3 ниже. Хотя названия этих учебных заведений различаются в разных странах, главная цель состоит в том, чтобы обучать и воспитывать ребенка с раннего детства.
Рис. 3. Основные виды услуг дошкольного образования в зарубежных странах [14].
Все дошкольные образовательные учреждения различаются в зависимости от страны и названия учебного плана, организации учебного процесса и стоимости оплаты.
Следующие термины используются для обозначения образовательных учреждений, предлагающих образовательные услуги для детей этого возраста:
1. Дошкольное образовательное учреждение Pre-Primary предоставляет дошкольные и об-
разовательные услуги детям в возрасте от 6 недель до 6 лет [9].
2. Дошкольное образовательное учреждение Nursery School предоставляет услуги по дошкольному воспитанию и уходу за детьми в возрасте от 0 до 5 лет. В Великобритании и США широко используется это учебное заведение [10].
3. Учреждение Daycare предоставляет услуги по уходу и образованию для детей в возрасте от 0 до 2% лет, такие услуги более всего используются в США. Центр дневного ухода предоставляет услуги учителей или воспитателей по уходу и образованию для детей в возрасте от 6 до 13 лет [8].
4. Дошкольные образовательные учреждения Preschool широко используются в Великобритании и США [11]. Для детей в возрасте от 3 до 4 лет образовательные программы предназначены для обучения двум или трем языкам для понимания и разговора и предоставляют следующие навыки в рамках социального, психологического и физического развития детей этого возраста:
- изучение окружающей среды, погоды и живой природы;
- поддержание себя в форме, оставление в своем классе и следование правилам класса;
- соблюдение правил гигиены при умывании и питании;
- поиск и произнесение всех букв, написанных на алфавите;
- знание основных форм и их различий на уроке математики, счет до 100, сложение и вычитание двузначных чисел;
- работа в повседневной общественной жизни и правила поведения в некоторых общественных местах;
- получение информации о профессиях и их обязанностях, рабочих местах;
- знакомство с миром искусства на уроках музыки и рисования, знакомство с названиями инструментов и способов их использования;
- информация о полном имени своих родителей, домашнем адресе, домашнем и родительском телефонном номере.
5. Дошкольное образовательное учреждение Pre-Kindergarten широко используется в США [12]. Образовательные программы для детей в возрасте от 4 до 5 лет предназначены для обучения двум или трем языкам, позволяющим понимать и говорить, и обеспечивают следующие знания и навыки посредством социального, психологического и физического развития детей этого возраста:
- написание и чтение всех букв алфавита на уроке английского языка;
- чтение 3-значных чисел на уроке математики, сложение и вычитание 2-значных чисел;
- понимание часов, дней, месяцев и лет;
- изучение культуры и традиций страны, в которой они живут;
- знание полных имен своих родителей, домашнего адреса, домашнего и родительского номеров телефона;
- на уроках искусства и ремесла изучаются вторичные навыки, и постепенно они развивают свою способность создавать себя, используя свое восприятие для создания произведений искусства, музыкальных танцев и обучения музыке.
Эти 5 типов дошкольных учреждений являются образовательными учреждениями или учебными заведениями, предлагающими детям дошкольное образование до начала обязательного обучения в начальной школе. Они организованы на государственном или частном уровне.
Времена организации образовательных услуг с раннего детства осуществляются в следующем порядке [13]:
- разное время, то есть в посменном порядке;
- услуги, организуемые на основе образовательных программ в течение дня.
Результаты. Использование лучших практик рынка дошкольного образования развитых
стран в системе дошкольного образования Узбекистана дает следующие положительные результаты:
- будут расширены качественные и доступные услуги дошкольного образования;
- будет создана чистая конкурентная среда на рынке услуг дошкольного образования;
- увеличится удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования;
- увеличится охват дошкольным образованием.
Выводы. Вышеуказанные услуги дошкольного образования играют важную роль в раннем выявлении и дальнейшем развитии способностей ребенка. Также в зависимости от способностей ребенка профориентация на этапе дошкольного образования позволит детям стать более сильными кадрами в будущем.
В заключение следует отметить, что эффективное внедрение услуг дошкольного образования развитых стран в систему образования Узбекистана приведет к дальнейшему развитию рынка дошкольного образования в нашей стране и формированию чистой конкурентной среды в стране. Современные исследования показывают, что на конкурентном рынке потребителям предлагаются дешевые и качественные образовательные услуги. Конечно, мы надеемся, что это развитие предоставит широкие возможности для преемственности и непрерывности системы образования в стране, а также к выходу на мировой рынок образовательных услуг.
Литература
1. Айдрус И. А., Филиппов В. М. Мировой рынок образовательных услуг: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008. -194 с.
2. Галичин В. А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития // Век глобализации. Выпуск №2 (12). - 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.socionauki.ru/journal/articles/l62987/ (дата обращения: 12/2013), свободный. - Загл. с экрана.
3. Данные Госкомстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/uz/ (дата обращения: 2.06.2019), свободный. - Загл. с экрана.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-2707 от 29 декабря 2016 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования в 2017-2021 годах». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/docs/3090103 (дата обращения: 29.12.2016), свободный. - Загл. с экрана.
5. Ребрикова Н. В., Шальнова О. А. Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой среды. Экономика и управление «Молодой учёный». - № 9 (143). - 2017. - С. 440.
6. Савинская O. Б. Данное научное исследование (№ 14-01-0005) «Разработка методики родительской оценки качества услуг муниципального детского сада (на примере г. Москвы) » выполнено при поддержке программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2014-2015 годах.
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/education/ (дата обращения: 12.07.2019), свободный. - Загл. с экрана.
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Child_care (дата обращения: 25.07.2019), свободный. - Загл. с экрана.
9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ednet.ns.ca/pre-primary (дата обращения: 22.07.2019), свободный. - Загл. с экрана.
10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maplenurseryschool.com/ (дата обращения: 14.07.2019), свободный. - Загл. с экрана.
11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Preschool (дата обращения: 04.07.2019), свободный. - Загл. с экрана.
12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Kindergarten (дата обращения: 25.07.2019), свободный. - Загл. с экрана.
13. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Early_childhood_education (дата обращения: 26.07.2019), свободный. - Загл. с экрана.
14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ero.govt.nz/publications/early-childhood-education-a-guide-for-parents/types-of-early-childhood-education-services/ (дата обращения: 18.07.2019), свободный. - Загл. с экрана.
15. Anderson K., Raikes A., Kosaraju S & Solano A. National Early Childhood Care and Education Quality Monitoring Systems. The Brookings Institution Massachusetts Ave. NW Washington. April 2017. P. 34.
16. Daphina Libent. Early childhood studies department. Determinants ofparents' satisfaction with the quality of pre-primary education in ilala district, dar es Salaam region, Tanzania. Repot. 2015. P. 166.
17. Dietrichson J., Kristiansen L & Nielsen V. Universal Preschool Programs and Long-Term Child Outcomes: A Systematic Review // © VIVE og forfatterne, 2018. P. 58-76.
18. Dietrichson J., Kristiansen L & Nielsen V. Universal Preschool Programs and Long-Term Child Outcomes: A Systematic Review // © VIVE og for fatterne, 2018. P. 58-76.
19. Jang L.-F., Moore, L., & Lin, Y.-M. Parents' perspectives on child care quality and satisfaction in Taiwa // International Journal of Research Studies in Education. 2014 December. Vol. 3. No. 5. P. 3-19.
20. Nanakida A. Early Childhood Education and Care Curriculum in Japan. © Early Childhood Education in Three Cultures, New Frontiers of Educational Research. P. 144. Springer-Verlag Berlin Heidelberg. 2015. P. 25-38.
21. OECD Family Database. [An electronic resource]. Access mode: https://www.oecd-ilibrary.org/education/ education-at-a-glance-2018_eag-2018-en (дата обращения: 11.09.2018), free. Heading from the screen.
22. Park E & Park S. Issues and Tasks for Early Childhood Education and Care Workforce in Korea // А sia-
pacific journal of research copyright 2015 by the pacificin early childhood education early childhood education research association. Vol. 9. No. 2. May 2015. P. 50-69.
23. Rayginne G.H. Tan. Early Childhood Care and Education in Five Asian Countries.The Literature Review. July 2016. P. 41.
24. Sam M. Walton. Estimating the Demand for and Supply of Early Childhood Education in North west Arkan-sas.Center for Business and Economic Research Sam M. Walton College of Business. 2016. P. 40.
25. Times Higher Education: THE World University Rankings 2018-2019. [An electronic resource]. Access mode: https://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info (дата обращения: 23.04.2019), free. Heading from the screen.
References:
1. AjdrusI. A., Filippov V. M. Mirovoj rynok obrazovatel'nyh uslug: Ucheb. posobie. -M.: RUDN, 2008. - 194 s.
2. Galichin V. A. Mezhdunarodnyj rynok obrazovatel'nyh uslug: osnovnye harakteristiki i tendencii razvitiya // Vek globalizacii. Vypusk №2 (12). - 2013. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.socionauki.ru/ journal/articles/162987/ (data obrashcheniya: 12/2013), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
3. Dannye Goskomstata. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://stat.uz/uz/ (data obrashcheniya: 2.06.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
4. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan № PP-2707 ot 29 dekabrya 2016 goda «O merah po dal'nejshemu sovershenstvovaniyu sistemy doshkol'nogo obrazovaniya v 2017-2021 godah». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://lex.uz/docs/3090103 (data obrashcheniya: 29.12.2016), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
5. Rebrikova N. V., SHal'nova O. A. Rynok uslug doshkol'nogo obrazovaniya: analiz marketingovoj sredy. Ekonomika i upravlenie «Molodoj uchyonyj». - № 9 (143). - 2017. - S. 440.
6. Savinskaya O. B. Dannoe nauchnoe issledovanie (№ 14-01-0005) «Razrabotka metodiki roditel'skoj ocenki kachestva uslug municipal'nogo detskogo sada (na primere g. Moskvy)» vypolneno pri podderzhke programmy «Nauchnyj fond NIU VSHE» v 2014-2015 godah.
7. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.oecd.org/education/ (data obrashcheniya: 12.07.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
8. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://en.wikipedia.org/wiki/Child_care (data obrashcheniya: 25.07.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
9. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.ednet.ns.ca/pre-primary (data obrashcheniya: 22.07.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
10. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.maplenurseryschool.com/ (data obrashcheniya: 14.07.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
11. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://en.wikipedia.org/wiki/Preschool (data obrashcheniya: 04.07.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
12. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://en.wikipedia.org/wiki/Kindergarten (data obrashcheniya: 25.07.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
13. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://en.wikipedia.org/wiki/Early_childhood_education (data obrashcheniya: 26.07.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
14. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.ero.govt.nz/publications/early-childhood-education-a-guide-for-parents/types-of-early-childhood-education-services/ (data obrashcheniya: 18.07.2019), svobodnyj. - Zagl. s ekrana.
15. Anderson K., Raikes A., Kosaraju S & Solano A. National Early Childhood Care and Education Quality Monitoring Systems. The Brookings Institution Massachusetts Ave. NW Washington. April 2017. P. 34.
16. Daphina Libent. Early childhood studies department. Determinants ofparents' satisfaction with the quality of pre-primary education in ilala district, dar es Salaam region, Tanzania. Repot. 2015. P. 166.
17. Dietrichson J., Kristiansen L & Nielsen V. Universal Preschool Programs and Long-Term Child Outcomes: A Systematic Review // © VIVE og forfatterne, 2018. P. 58-76.
18. Dietrichson J., Kristiansen L & Nielsen V. Universal Preschool Programs and Long-Term Child Outcomes: A Systematic Review // © VIVE og for fatterne, 2018. P. 58-76.
19. Jang L.-F., Moore, L., & Lin, Y.-M. Parents' perspectives on child care quality and satisfaction in Taiwa // International Journal of Research Studies in Education. 2014 December. Vol. 3. No. 5. P. 3-19.
20. Nanakida A. Early Childhood Education and Care Curriculum in Japan. © Early Childhood Education in Three Cultures, New Frontiers of Educational Research. P. 144. Springer-Verlag Berlin Heidelberg. 2015. P. 25-38.
21. OECD Family Database. [An electronic resource]. Access mode: https://www.oecd-ilibrary.org/education/ education-at-a-glance-2018_eag-2018-en (data obrashcheniya: 11.09.2018), free. Heading from the screen.
22. Park E & Park S. Issues and Tasks for Early Childhood Education and Care Workforce in Korea // Asia-pacific journal of research copyright 2015 by the pacificin early childhood education early childhood education research association. Vol. 9. No. 2. May 2015. P. 50-69.
23. Rayginne G.H. Tan. Early Childhood Care and Education in Five Asian Countries.The Literature Review. July 2016. P. 41.
24. Sam M. Walton. Estimating the Demand for and Supply of Early Childhood Education in North west Arkan-sas.Center for Business and Economic Research Sam M. Walton College of Business. 2016. P. 40.
25. Times Higher Education: THE World University Rankings 2018-2019. [An electronic resource]. Access mode: https://gtmarket.ru/ratings/the-world-university-rankings/info (data obrashcheniya: 23.04.2019), free. Heading from the screen.