Научная статья на тему 'Инклюзивно ориентированное образование'

Инклюзивно ориентированное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1991
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО / ПСИХИЧЕСКОГО / СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ОСОБЫЕ АДАПТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВМЕСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ТЬЮТОР / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / INCLUSION / THE INCLUSIVE EDUCATION / THE INCLUSIVE ORIENTED EDUCATION / DEVIATIONS FROM NORMAL PHYSICAL / PSYCHICAL / SOCIAL DEVELOPMENT / SPECIAL ADAPTIVE DEMANDS / THE PRINCIPLES OF AN INCLUSIVE EDUCATION / THE REALIZATION OF THE INCLUSIVE EDUCATION / CO-EDUCATION / TUTOR / REGIONAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимохина Татьяна Васильевна

В качестве объектов инклюзивного образования могут выступать дети, имеющие различные отклонения от нормального физического, психического, социального развития: языковой барьер, принадлежность к определенным этническим группам, принадлежность к религиозным течениям, наличие хронических заболеваний, ограниченные возможности здоровья, инвалидность. Инклюзия предполагает изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы. Такая система должна учитывать потребности всех детей: с нормальным развитием и с отклонениями от нормы, разных этнических групп, полов, возрастов. Сформулированы принципы инклюзивного образования, выделены причины, по которым инклюзивное образование не может быть в настоящее время интегрировано в систему образовательных учреждений России. Введено понятие: «Инклюзивно ориентированное образование» образование, направленное на совместное обучение и воспитание детей с нормальным развитием и различными отклонениями на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послешкольной. Инклюзивно ориентированное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничеству детей с нормальным развитием и имеющим отклонения в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subjects of the inclusive education can be children, who have different deviations from normal physical, psychical, social development: the language barrier, the belonging to certain ethnic groups, the affiliation with religious beliefs, the occurrence of diseases, disabilities and invalidity. Inclusion presupposes the modification of the educational system in general and acceptance of a «special child» at the level of the whole educational system. Such a system must take into consideration the needs of all the children: both with normal development and with deviations from it, different ethnic groups, sexes and ages. The principles of the inclusive education are formulated, the reasons, which explain why the inclusive education cannot be integrated into the system of the Russian educational institutions at present, are defined. The notion «Inclusive oriented education» is introduced: co-education and co-upbringing of both children with normal development and with different deviations at the level of the whole educational system: preschool, school, afterschool. The inclusive oriented education has great potential, having the possibility to include children with particular educational demands into various adequate activities: physical, aesthetic, cultural, social; helping in realisation of possibilities of social connections, cooperation between children with normal development and with some deviations from it.

Текст научной работы на тему «Инклюзивно ориентированное образование»

УДК 37.013.46

Тимохина Татьяна Васильевна

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Россия, Орел1 Доцент кафедры общей педагогики Кандидат педагогических наук E-Mail: [email protected]

Инклюзивно ориентированное образование

Аннотация. В качестве объектов инклюзивного образования могут выступать дети, имеющие различные отклонения от нормального физического, психического, социального развития: языковой барьер, принадлежность к определенным этническим группам, принадлежность к религиозным течениям, наличие хронических заболеваний, ограниченные возможности здоровья, инвалидность.

Инклюзия предполагает изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы. Такая система должна учитывать потребности всех детей: с нормальным развитием и с отклонениями от нормы, разных этнических групп, полов, возрастов.

Сформулированы принципы инклюзивного образования, выделены причины, по которым инклюзивное образование не может быть в настоящее время интегрировано в систему образовательных учреждений России.

Введено понятие: «Инклюзивно ориентированное образование» - образование, направленное на совместное обучение и воспитание детей с нормальным развитием и различными отклонениями на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послешкольной.

Инклюзивно ориентированное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничеству детей с нормальным развитием и имеющим отклонения в развитии.

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; инклюзивно ориентированное образование; отклонения от нормального физического, психического, социального развития; особые адаптивные потребности; принципы инклюзивного образования; реализация инклюзивного образования; совместное образование детей; тьютор; региональные особенности.

Идентификационный номер статьи в журнале 153РУЫ314

1 302026 Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95, каб. 320 кафедра общей педагогики

Быстрое и динамичное развитие современного общества требует формирования социально ориентированной, прагматичной, независимой личности, способной развиваться и сотрудничать с другими личностями, независимо от возраста, пола, национальности, религиозных убеждений, заболеваний, ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

В последние годы представители многих профессий: педагоги, психологи, врачи, социологи широко обсуждают тему инклюзивного образования детей. На эту тему дискутируют ряд ученых, отдавая инклюзивному образованию детей приоритет перед другими видами образования.

Автором выявлена тенденция, что качестве объектов инклюзивного образования могут выступать дети, имеющие различные отклонения от нормального физического, психического, социального развития: языковой барьер, принадлежность к определенным этническим группам, принадлежность к религиозным течениям, наличие хронических заболеваний, ограниченные возможности здоровья, инвалидность и т.д.

Исторический аспект развития инклюзивного образования в России за рубежом и отражен в исследованиях С.В. Алехина, Н.С. Грозной, И. В. Задорина, Ю.В. Мельник, Н.Н. Малофеева, С.И. Сабельникова и др.

Возможности развития образовательной среды учебных заведений, пригодных для инклюзивного образования исследовали О.С. Газман, М.Е. Ижецкая, И.В. Крупина, Н.Б. Крылова, В.В. Морозов, А.В. Мудрик, Л.П. Печко, В.А. Разумный, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, К.М. Ушаков, Т.И. Шульга и др.

Первоначально термин «инклюзия» (от англ. inclusion включение) предполагал реформирование и перепланировку учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей, впоследствии инклюзия стала предполагать и подготовку персонала для работы с «особенными» детьми.

Теория и практика становления и развития инклюзивного образования за рубежом начала развиваться во второй половине XX века. Первоначально в зарубежных странах (Великобритания, Германия, США, Канада, Франция) существовало насколько подходов в образовательной политике:

• расширение доступа к образованию (widening participation), когда в образовательное учреждение допускаются дети с незначительными нарушениями;

• интеграция, когда происходит слияние нескольких групп детей, которые могут осуществлять свои образовательные потребности вместе, приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования;

• мейнстриминг (mainstreaming), когда ученики с инвалидностью общаются с учениками обычных образовательных учреждений на различных досуговых мероприятиях с целью повышения своих возможностей социальных контактов;

• инклюзия (от англ. inclusion включение) первоначально предполагала реформирование школ и перепланировку учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей, в последствии инклюзия стала предполагать подготовку персонала для работы с «особенными» детьми.

Лебедева Л.И., Иванова Е.В., отмечают, что: «Важнейшая задача высшего учебного заведения (вуза) - формирование творческой личности специалиста (выпускника вуза),

способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности» [4]. Одним из видов инновационной деятельности в настоящее время должно стать инклюзивно ориентированное образование.

Юрловская И.А. [10], отмечает: «Перед образовательной системой стоит новая и непростая задача-формирование и развитие мобильной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни». Современные педагоги, работающие в дошкольных, школьных, послешкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, должны быть ориентированы на инклюзию, обязательно уметь работать в инклюзивной группе детей.

Автором обобщены сведения о том, что инклюзия предполагает изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послешкольной. Такая система должна учитывать потребности всех детей: детей с нормальным развитием и детей с отклонениями от нормы: ограниченными возможностями здоровья, разных этнических групп, полов, возрастов, для которых целесообразно совместное получение образования.

Психологическим основами включения инклюзии в современную систему образования является теория генезиса высших психических функций Л.С. Выготского [1]. Рассматривая данную теорию, И.В. Жуланова отмечает, что: «...принципиально важная роль взаимодействия людей, порождающего условия для освоения новой культурной формы, -взаимодействия, которое применительно к раннему онтогенезу именуется интерформой и полагается началом интериоризации». [3].

Автор впервые вводит понятие: «Инклюзивно ориентированное образование». Это образование, направленное на совместное обучение и воспитание детей с нормальным развитием и различными отклонениями.

Беря во внимание инклюзию на всех ступенях развития ребенка, целесообразно готовить педагогов, способных работать с детьми в инклюзивной группе и окружающим их социумом.

При реализации инклюзивно ориентированного образования предполагается совместное нахождение в одном помещении (группе дошкольного учреждения, школьном классе, аудитории ВУЗа, учреждении дополнительного образования) полное время или частично, обучаясь с поддержкой по индивидуальному плану под руководством подготовленного педагога.

В инклюзивно ориентированном образовании ребенок с особыми адаптивными потребностями — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Инклюзия подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:

• возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

• особых образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного всем участникам образовательного процесса;

• выделение подгрупп детей по разному уровню знаний и способностей;

• распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;

• определение тьюторов для детей с особыми образовательными потребностями из числа детей с нормой развития в инклюзивной группе и из привлеченных взрослых.

А.Я. Чигрина [4], исследуя инклюзивное образование в школе, выделяет следующие основополагающие моменты:

1. Равенство учеников в школьном сообществе, независимо от происхождения, языка, школы, религии, состояния здоровья.

2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение всего рабочего дня.

3. У всех учеников имеются равные возможности для установления и развития социальных контактов.

4. Обучение всех учащихся тщательно планируется и проводится наиболее эффективным способом.

5. Педагоги и все сотрудники школы, вовлеченные в процесс обучения, владеют стратегиями и педагогическим технологиями осуществления инклюзивного образовательного процесса.

6. Программа обучения и педагогические методы, применяемые в обучении, учитывают потребности каждого ученика.

7. Семьи активно участвуют в жизни школы.

8. Большинство сотрудников школы разделяют ценности инклюзии, позитивно настроены и понимают свои обязанности.

В настоящее время инклюзивно ориентированное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничества с детьми с нормальным развитием и отклонениями в развитии.

Автором впервые сформулированы принципы инклюзивно ориентированного образования:

1. Принцип раннего включения в социум. Программа раннего вмешательства готовит ребенка к посещению преддошкольных групп и дошкольного образовательного учреждения при сопровождении родителя или тьютора, под руководством подготовленного педагога с дошкольным образованием.

2. Принцип нахождения инклюзивно ориентированного учреждения в территориальной доступности. Дети с особыми образовательными потребностями в сопровождении родителей или тьюторов посещают инклюзивное образовательное учреждение, находящиеся в непосредственной доступности и имеющее педагогов, ориентированных на инклюзию.

3. Принцип индивидуального образовательного подхода. В процессе обучения педагоги всех уровней образования поддерживают индивидуальные склонности и способности не только ребенка с особыми образовательными потребностями, но и всех остальных детей в инклюзивной группе.

4. Принцип доступности образовательных мероприятий. Всем детям инклюзивной группы предоставляются возможности участвовать во всех видах деятельности,

на всех мероприятиях, проводимых инклюзивно ориентированным образовательным учреждением (праздники, экскурсии, спортивные мероприятия, театрализованные представления, конкурсы и п.т.).

Автор выделяет ряд причин, по которым инклюзивное образование не может быть в настоящее время интегрировано в систему образовательных учреждений России.

Прежде всего, это причины управленческого характера:

• отсутствие адекватного управленческого механизма для должной социальной адаптации в образовательной среде;

• нежелание администрации образовательного учреждения включать детей с особыми адаптивными потребностями в группы с нормально развивающимися детьми;

• отсутствие гибкой системы вариативного образования в России.

К причинам педагогического характера относятся:

• недостаточная обеспеченность процесса социальной адаптации инклюзивными средствами;

• неудовлетворительный уровень подготовленности педагогических кадров ВУЗов, школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

К причинам психологического характера разные исследователи относят:

• нежелание остальных детей, получающих образование в инклюзивном образовательном учреждении, и их родителей замечать трудности, потребности и желания ребенка с особыми адаптивными потребностями;

• непонимание со стороны всего общества и его неподготовленность к интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями.

Существуют причины социально - экономического характера,

• семья ребенка - инвалида не имеет достаточных средств для достойного образования своего ребенка;

• образовательное учреждение не имеет средств для переоборудования кабинетов и переподготовки кадров для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Общие основы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации и введения в образовательную среду инклюзивного учреждения имеют свои региональные особенности, обусловленные социальными и экономическими особенностями развития региона, культурными традициями данной местности, психологической готовностью жителей данного региона к адекватному восприятию «особого» ребенка, особенностями образовательных учреждений, профессиональными качествами педагогов, получивших соответствующую подготовку для работы в инклюзивных учреждениях, целенаправленной работой средств массовой информации по разъяснению жителям региона преимуществ инклюзивного образования как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для детей с нормальным развитием, наличием и работой общественных организаций.

Специфика работы по инклюзивному образованию в Орловской области обусловлена сотрудничеством инклюзивных образовательных учреждений, в том числе и с другими

регионами, что способствует разработке и апробации различных образовательных программ, возрождающих традиции русского милосердия и широко использующих инновационные Российские и зарубежные технологии.

Несколько лет в Орле действует программа «Доступная среда». В рамках этой программы обеспечивается доступ инвалидов к социокультурным объектам, оборудование пешеходных переходов, съездов, пешеходных объектов, оказание материальной поддержки, проведение различных мероприятий и акций. Для детей - инвалидов оснащаются пандусами музыкальные школы, фотоцентры, кинотеатры. С 2015 года начнёт действовать совместная программа администрации города Орла и Орловской области в данном направлении.

В Орле и Орловской области существует сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями, которая способна обеспечить создание индивидуальной адаптивной среды:

• дошкольные учреждения;

• школы;

• начальные школы - детские сады;

• средние общеобразовательные учреждения, поддерживающие направление «Школа здоровья»;

• центры образования;

• учреждения начального и среднего профессионального образования,

• учреждения высшего профессионального образования.

Одним из учреждений, координирующих инклюзивное образование в Орле является МОУ «Центр психолого - медико - социального сопровождения». Центр ведет планомерную работу по отбору, подготовке и распределению детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения г. Орла. В настоящее время для осуществления дальнейшей работы в этом направлении существует ряд трудностей. Это недостаточное количество тьюторов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья на занятия, недостаточная материально - техническая база и, наконец, пассивная позиция самих родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

В мае 2014 года нами было проведено анкетирование среди родителей детей -инвалидов и детей с особыми адаптивными потребностями, которые посещали Школу будущего первоклассника в центре психолого - медико - социального сопровождения. Из 14 опрошенных родителей и бабушек 12 (85,7%) испытывают тревогу по поводу обучения своего ребёнка в инклюзивном классе. На вопрос: «Считаете ли Вы, что в школе все учителя, работающие с Вашим ребенком, должны быть подготовлены (инклюзивно ориентированы?», -последовал единодушный (100%) утвердительный ответ. На вопрос: «Что препятствует интеграции вашего ребенка в массовую школу?» - с предложенными вариантами, мы получили следующие ответы (в % к числу опрошенных). Состояние окружающей среды считают препятствием для интеграции ребенка в массовую школу 85,7%; недостаточное финансирование - 71,4%; отношение учителей в массовых школах рассматривают как препятствие - 100% респондентов, специальные программы - 74,8%; законодательство считают несовершенным - 64,3%; 92,8% респондентов отмечают отрицательно действующими на интеграцию социальные установки в обществе; 42,9% родителей детей -инвалидов заявили, что сами предпочитают отдать своего ребенка не в массовую школу, а в специализированную.

Таким образом, система инклюзивного образования как в России, так и в Орловской области, только начинает развиваться. Как педагоги, так и родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности. Однако, появляются положительные тенденции, которые намечаются в разных направлениях развития инклюзивного образования. Одной из таких тенденций является положительный настрой родителей детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивно ориентированное образование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики[Текст] // Собрание сочинений: В 6-ти т. / Л.С. Выготский . - 3 -е изд. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3.- 368 с. -Библиогр.: с. 365 -366. - 10000 экз. - ISBN 5-93208-043-4.

2. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. 2011. №1. - C. 34 - 41.

3. Жуланова И. В. Идеи Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и Н. Бора в образовании педагогов и психологов // Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №6 [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 -.- Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

4. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 116-120.

5. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Альманах института коррекционной педагогики РАО. -Вып. 1.- 2000.

6. Российский статистический ежегодник 2013 [Электронный ресурс] М.: Российский статистический ежегодник -.- Режим доступа: http:// http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications.pdf , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Чигрина А.Я. Инклюзивное образование детей - инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции. // Дисс.. ..канд. социологических наук. 22.00.04 / Чигрина Анна Яковлевна; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского].- Нижний Новгород, 2011.147 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-22/176

8. Шматко, Н.Д. Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениямив развитии/ Н.Д. Шматко. - Альманах ИКП РАО, 2007. Научно-методический журнал. Институт коррекционной педагогики РАО. 2007. - 94 с.

9. ЮНЕСКО. Руководство по инклюзии: обеспечение доступа к образованию для всех./ Пер.с англ С. Котова Ред.:Перфильева. // М. Владимир - ООО «Транзит-ИКС», 2007.

10. Юрловская И.А. Проектные технологии в реализации стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 № 2 [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014 -.Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

Рецензент: Уман Аркадий Ильич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педагогики ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Tatiana Timokhina

«Orel State University» Russia, Orel E-Mail: [email protected]

The inclusive oriented education

Abstract. The subjects of the inclusive education can be children, who have different deviations from normal physical, psychical, social development: the language barrier, the belonging to certain ethnic groups, the affiliation with religious beliefs, the occurrence of diseases, disabilities and invalidity.

Inclusion presupposes the modification of the educational system in general and acceptance of a «special child» at the level of the whole educational system. Such a system must take into consideration the needs of all the children: both with normal development and with deviations from it, different ethnic groups, sexes and ages.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The principles of the inclusive education are formulated, the reasons, which explain why the inclusive education cannot be integrated into the system of the Russian educational institutions at present, are defined.

The notion «Inclusive oriented education» is introduced: co-education and co-upbringing of both children with normal development and with different deviations at the level of the whole educational system: preschool, school, afterschool.

The inclusive oriented education has great potential, having the possibility to include children with particular educational demands into various adequate activities: physical, aesthetic, cultural, social; helping in realisation of possibilities of social connections, cooperation between children with normal development and with some deviations from it.

Keywords: inclusion; the inclusive education ;the inclusive oriented education; deviations from normal physical, psychical, social development; special adaptive demands; the principles of an inclusive education; the realization of the inclusive education; co-education; tutor; regional peculiarities.

Identification number of article 153PVN314

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Vygotskij, L.S. Problemy razvitija psihiki[Tekst] // Sobranie sochinenij: V 6-ti t. / L.S. Vygotskij . - 3 -e izd. M.: Pedagogika, 1983. - T. 3.- 368 s. - Bibliogr.: s. 365 -366. - 10000 jekz. - ISBN 5-93208-043-4.

Groznaja N.S. Inkljuzivnoe obrazovanie za rubezhom. Ot mechty k real'nosti // Sindrom Dauna XXI vek. 2011. №1. - C. 34 - 41.

Zhulanova I. V. Idei L.S. Vygotskogo, V.V. Davydova i N. Bora v obrazovanii pedagogov i psihologov // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2013 №6 [Jelektronnyj resurs]-M.: Naukovedenie, 2013 -.- Rezhim dostupa:

http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.

Lebedeva L.I., Ivanova E.V. Metod proektov v produktivnom obuchenii // Shkol'nye tehnologii. 2002. № 5. S. 116-120.

Malofeev, N.N. Sovremennyj jetap v razvitii sistemy special'nogo obrazovanija v Rossii: rezul'taty issledovanija kak osnova dlja postroenija programmy razvitija. // Al'manah instituta korrekcionnoj pedagogiki RAO. - Vyp. 1.- 2000.

Rossijskij statisticheskij ezhegodnik 2013 [Jelektronnyj resurs] M.: Rossijskij statisticheskij ezhegodnik -.- Rezhim dostupa: http://

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications.pdf , svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus.

Chigrina A.Ja. Inkljuzivnoe obrazovanie detej - invalidov s tjazhelymi fizicheskimi narushenijami kak faktor ih social'noj integracii. // Diss....kand. sociologicheskih nauk. 22.00.04 / Chigrina Anna Jakovlevna; [Mesto zashhity: Nizhegor. gos. un-t im. N.I. Lobachevskogo].- Nizhnij Novgorod, 2011.- 147 s.: il. RGB OD, 61 11-22/176

Shmatko, N.D. Novye formy korrekcionnoj pomoshhi detjam s otklonenijamiv razvitii/ N.D. Shmatko. - Al'manah IKP RAO, 2007. Nauchno-metodicheskij zhurnal. Institut korrekcionnoj pedagogiki RAO. 2007. - 94 s.

JuNESKO. Rukovodstvo po inkljuzii:obespechenie dostupa k obrazovaniju dlja vseh./ Per.s angl S. Kotova Red.:Perfil'eva. // M. Vladimir - OOO «Tranzit- IKS», 2007.

Jurlovskaja I.A. Proektnye tehnologii v realizacii standartov vysshego professional'nogo obrazovanija tret'ego pokolenija. // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014 № 2 [Jelektronnyj resurs] - M.: Naukovedenie, 2014 -.-Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus., angl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.