ЩкшшшЩ
m
T. В. Тимохина
Инклюзивно ориентированное образование
В статье рассматриваются основные аспекты инклюзивно ориентированного образования, история термина «инклюзия» и его дальнейшая трансформация. Дети с особыми адаптивными потребностями как объекты инклюзивного образования. Сформулированы принципы инклюзивно ориентированного образования. Выделены причины, по которым инклюзивное образование не может быть в настоящее время интегрировано в систему образовательных учреждений России.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивно ориентированное образование , отклонения от нормального развития , дети с особыми адаптивными потребностями, принципы инклюзивного образования
Т. V. ^токЫпа
Inclusively oriented education
The article examines the main aspects inclusively oriented education, the history of the term "inclusion" and its further transformation. Children with special adaptive needs as objects of inclusive education. Formulated the principles inclusively oriented education. Selected reasons for inclusive education cannot be currently integrated into the system of educational institutions of Russia.
Keywords: inclusion, inclusive education, inclusive oriented education, deviations from normal development, children with special adaptive needs, the principles of inclusive education
' последние годы представители многих профессий: философы [1], педагоги [3], психологи, врачи, социологи широко обсуждают тему моральных и этических принципов в образовании. С данных позиций рассматриваются вопросы инклюзивного образования. На эту тему дискутируют ряд ученых, отдавая инклюзивному образованию детей приоритет перед другими видами образования.
Автором выявлена тенденция, что качестве объектов инклюзивного образования могут выступать дети, имеющие различные отклонения от нормального физического, психического, социального развития: языковой барьер, принадлежность к определенным этническим группам, принадлежность к религиозным течениям, наличие хронических заболеваний, ограниченные возможности здоровья, инвалидность и т.д.
Исторический аспект развития инклюзивного образования в России за рубежом и отражен в исследованиях С.В. Алехина, Н.С. Грозной, И. В. Задорина, Ю.В. Мельник, С.И. Сабельнико-ва и др.
Возможности развития образовательной среды учебных заведений, пригодных для инклю-зи^ного образования исследовали О.С. Газман, ЙМ.Е. Ижецкая, И.В. Крупина, Н.Б. Крылова, В.ВжМорозов, А.В. Мудрик, Л.П. Печко, В.А.
Разумный, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, К.М. Ушаков, Т.И. Шульга и др.
Возможности и факторы социальной адаптации рассматриваются в работах В.Н. Дружининой, В.А. Казанской, А.И. Шутенко [5].
Первоначально термин «инклюзия» (от англ. inclusion включение) предполагал реформирование и перепланировку учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей, впоследствии инклюзия стала предполагать и подготовку персонала для работы с «особенными» детьми.
Понятие инклюзивного образования впервые было введено в теорию и политику современного образования американской ученой М. Уилл.
Автором обобщены сведения о том, что инклюзия предполагает изменение системы образования в целом и принятие особенного ребенка на уровне всей образовательной системы: дошкольной, школьной, послешкольной. Такая система должна учитывать потребности всех детей: детей с нормальным развитием и детей с отклонениями от нормы, детей разных этнич|8| ских групп, полов, возрастов, которые получают образование вместе.
При реализации инклюзивного образования предполагается совместное нахождение в одном помещении (группе дошкольного учреждения,
Перспективы Науки и Образования, 2014, №5(11)
КкйлБЙ^МКяа^И^ЧудитОрИи ВУЗаруЧреЖдении ¡Дополнительного образования) полное время мри частично, обучаясь с поддержкой по индивидуальному плану.
Беря во внимание инклюзию на всех ступенях развития ребенка, целесообразно готовить ||'ед,агогов, способных работать с детьми в инклюзивной группе.
В инклюзивно ориентированном образовании ребенок с особыми адаптивными потребностями — главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Инклюзия подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
• возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
• особых образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного всем участникам образовательного процесса;
• выделение подгрупп детей по разному уровню знаний и способностей;
• распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;
• определение тьюторов для детей с особыми образовательными потребностями из числа детей с нормой развития в инклюзивной группе и из привлеченных взрослых.
В настоящее время инклюзивное образование имеет огромный потенциал, имея возможность максимально включить детей с особыми образовательными потребностями в разнообразные посильные виды трудовой, физической, эстетической, культурной, общественной деятельности, помогая в реализации возможностей социальных связей, сотрудничества с детьми с нормальным развитием и отклонениями в развитии.
Автором впервые сформулированы принципы инклюзивного образования:
1. Принцип раннего включения в социум. Программа раннего вмешательства готовит ребенка к посещению преддошкольных групп и дошкольного образовательного учреждения.
2. Принцип территориальной доступности. Дети с особыми образовательными потребностями в сопровождении родителей или тьюторов посещают инклюзивное образовательное учреждение, находящиеся в непосредственной доступности.
3. Принцип индивидуального образовательного подхода. В процессе обучения поддерживаются индивидуальные склонности и способности не только ребенка с особыми образовательными потребностями, но и всех остальных детей в инклюзивной группе.
4. Принцип доступности образовательных мероприятий. Всем детям инклюзивной группы предоставляются возможности участвовать во
всех видах деятельности, на всех мероприятиях, проводимых инклюзивным образовательным учреждением (праздники, экскурсии, спортивные мероприятия, театрализованные представления, конкурсы и п.т.)
Автор выделяет ряд причин, по которым инклюзивное образование не может быть в настоящее время интегрировано в систему образовательных учреждений России.
Прежде всего, это причины управленческого характера:
• отсутствие адекватного управленческого механизма для должной социальной адаптации в образовательной среде;
• нежелание администрации образовательного учреждения включать детей с особыми адаптивными потребностями в группы с нормально развивающимися детьми;
• отсутствие гибкой системы вариативного образования в России.
К причинам педагогического характера относятся:
• недостаточная обеспеченность процесса социальной адаптации инклюзивными средствами;
• неудовлетворительный уровень подготовленности педагогических кадров ВУЗов, школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.
К причинам психологического характера разные исследователи относят:
• нежелание остальных детей, получающих образование в инклюзивном образовательном учреждении, и их родителей замечать трудности, потребности и желания ребенка с особыми адаптивными потребностями;
• непонимание со стороны всего общества и его неподготовленность к интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями.
Существуют причины социально — экономического характера,
• семья ребенка — инвалида не имеет достаточных средств для достойного образования своего ребенка;
• образовательное учреждение не имеет средств для переоборудования кабинетов и переподготовки кадров для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Общие основы реабилитации детей — инвалидов, их социальной адаптации и введения в образовательную среду инклюзивного учреждения имеют свои региональные особенности, обусловленные социальными и экономическими особенностями развития региона, культурными традициями данной местности, психологической готовностью жителей данного региона к адекватному восприятию «особого» ребенка, особенностями образовательных учреждений, профессиональными качествами педагогов, по-
63 |55М 2307-2447
ЛуЧившйХдаОоТВёТетвующуЮ ЗДодготовйу'ррЯ работы в инклюзивных учреждениях, целенаправленной работой средств массовой информации по разъяснению жителям региона преимуществ
ия^SЮ5ивного^бразованиЯЖаWyЛЯ*iДётёиwfc особыми образовательными потребностями, так и для детей с нормальным развитием, наличием и работой общественных организаций.
ЛИТЕРАТУРА
Бойченко В.М. Этический кодекс преподавателя университета и современная эволюция общественной морали // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 39-42.
Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна XXI век. 2011. № 1. C. 34-41.
Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Альманах института коррекционной педагогики РАО. Вып. 1. 2000. Чигрина А.Я. Инклюзивное образование детей - инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции: дисс. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2011.
Шутенко А.И. Факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2013. № 6. С.141-144.
REFERENCES
Boichenko V.M. Code of Ethics of a University teacher and a modern evolution of social morality. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 5, pp. 39-42 (in Russian).
Groznaia N.S. Inclusive education abroad. From dream to reality. Sindrom Dauna XXI vek - Down Syndrome XXI century, 2011, no. 1, pp. 34-41 (in Russian).
Malofeev N.N. The modern stage in the development of the special education system in Russia: the results of the study as the basis to build the program development. I'manakh instituta korrektsionnoi pedagogiki RAO - Almanac of the Institute of correctional pedagogy, 2000. Issue 1.
Chigrina A.Ia. Inkliuzivnoeobrazovaniedetei- invalidovs tiazhelymi fizicheskiminarusheniiamikak faktorikhsotsialnoiintegratsii: diss. ... kand. sotsiol. nauk [Inclusive education of children with severe disabilities as a factor of social integration: Diss. ... PhD in Sociology]. Nizhny Novgorod, 2011.
Shutenko A.I. Factors for social adaptation of children with disabilities. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 6, pp. 141-144 (in Russian).
Информация об авторе Тимохина Татьяна Васильевна
(Россия, Орёл) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
Information about the author
Timokhina Tat'iana Vasil'evna
(Russia, Moscow) Associate Professor, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of General pedagogy Orel State University E-mail: [email protected]