Научная статья на тему 'Инклюзивное воспитательное пространство университета'

Инклюзивное воспитательное пространство университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / УНИВЕРСИТЕТ / ВУЗ / ПЕДАГОГИ / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / STUDENTS / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / UNIVERSITY / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимохина Т. В.

В статье освещены основные проблемы формирования современного инклюзивного воспитательного пространства. Проанализированы позиции, занимаемые ведущими учеными, рассматривающими инклюзивное воспитательное пространство как специально организованную педагогом среду. Представлена концептуальная основа организации инклюзивного воспитательного пространства. Изложен опыт организации тьюторской деятельности в условиях университета. Описаны цели, задачи и направления организации и функционирования инклюзивного воспитательного пространства в условиях университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The article highlights the main problems of the formation of a modern inclusive educational space. The positions occupied by leading scientists who consider inclusive educational space as a specially organized environment are analyzed. The conceptual basis of organizing an inclusive educational space is presented. The experience of organizing tutoring activities in university conditions is outlined. The goals, tasks and directions of the organization and functioning of the inclusive educational space in the conditions of the university are described.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное воспитательное пространство университета»

УДК 376.1 ТИМОХИНА Т.В.

Кандидат педагогических наук, доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, доцент Кафедры педагогики Е-mail: [email protected]

UDC 376.1 TIMOKHINA T.V.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor, State humanitarian and technological university, associate

professor of pedagogics Е-mail: [email protected]

ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА* INCLUSIVE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

В статье освещены основные проблемы формирования современного инклюзивного воспитательного пространства. Проанализированы позиции, занимаемые ведущими учеными, рассматривающими инклюзивное воспитательное пространство как специально организованную педагогом среду. Представлена концептуальная основа организации инклюзивного воспитательного пространства. Изложен опыт организации тьюторской деятельности в условиях университета. Описаны цели, задачи и направления организации и функционирования инклюзивного воспитательного пространства в условиях университета.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образования, воспитательное пространство, обучающиеся, особые образовательные потребности, университет, вуз, педагоги.

The article highlights the main problems of the formation of a modern inclusive educational space. The positions occupied by leading scientists who consider inclusive educational space as a specially organized environment are analyzed. The conceptual basis of organizing an inclusive educational space is presented. The experience of organizing tutoring activities in university conditions is outlined. The goals, tasks and directions of the organization and functioning of the inclusive educational space in the conditions of the university are described.

Keywords: inclusion, inclusive education, educational space, students, special educational needs, university, university, teachers.

Актуальность разработки проблемы инклюзивного воспитательного пространства университета не вызывает сомнений. Снижение воспитательного потенциала образовательных организаций, в общем, и университетов, в частности, приводит к необходимости решения задачи повсеместного развития воспитательного пространства в образовательной среде. Инклюзивное воспитательное пространство предполагает нахождение в нем как обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП), так и с нормальным развитием. Взаимодействие данных категорий в рамках получения образования сопряжено со значительными трудностями и требует многогранного изучения.

Решение представленной проблемы предпринято в многочисленных документах, программах, конкурсах на государственном уровне. В Постановлении Правительства «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» особо отмечается необходимость «...создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов» [14]. Решение воспитательных задач всегда сопряжено с необходимостью привития нравственных принципов, которыми можно руководствоваться в течение свей жизни.

Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, П.И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и др. [1, 4, 11, 12, 13, 15] освятили в своих работах концепцию современного воспитания в рамках профессиональной подготовки в вузе. Проблеме развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях различных учреждений посвятили свои работы В. Г. Бочарова, Е.В. Ковалев, Л.М. Крыжановская, Г.Ф. Кумарина, Н.Н. Малофеев, О. А. Степанова и др. [3, 7, 8, 9, 10, 16].

В большинстве научных работ воспитательное пространство рассматривается с позиций специально организованной педагогом среды [2, 3, 5, 13]. Данная среда организует обучаемых, помогает им в осуществлении более эффективного взаимодействия друг с другом и социализации на различных уровнях.

Л.И. Новикова [12] рассматривает воспитательное пространство как результат специально организованной деятельности педагога, создающей более комфортные условия для развития личности всех детей. Автор отмечает созидательную и интегрирующую роль данного пространства.

Вопросам развития инклюзивного воспитательного пространства в современных образовательных организациях различных уровней уделяется достаточно малое значение. С другой стороны, воспитательный потенциал правильно организованного инклюзивного пространства

* Печатается в рамках работы Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», 14-15 ноября 2018 года, г. Орел.

© Тимохина Т. В. © Timokhina T. V

достаточно велик. З.О. Кекеева, рассматривая организацию воспитательной деятельности в образовательной среде университета отмечает: «Организация воспитательной деятельности в пространстве образования является составной частью формирования профессиональной компетентности студентов педагогических направлений и специальностей и наиболее эффективным средством их приобщения к воспитательной работе непосредственно в самом вузе» [5, с. 58]. Данный факт требует более детального рассмотрения данного феномена.

Под концептуальной основой организации инклюзивного воспитательного пространства и эффективной подготовки к работе с обучаемыми с ООП в условиях образовательных организаций различного уровня, рассматривается изменение традиционных подходов к социальной адаптации в условиях вуза. В целом, образовательная среда различных подразделений университета должна быть адаптирована к особым образовательным потребностям. Воспитательная ее составляющая должна быть более разветвленной и всеобъемлющей.

Педагоги университета должны иметь соответствующую степень готовности к осуществлению воспитательной деятельности с различными категориями студентов. Они должны быть компетентны в вопросах взаимодействия с обучаемыми с ООП и нормальным развитием.

Воспитательная среда должна быть адаптирована к развитию всех обучающихся с учетом их особых потребностей. Развитие воспитательной среды осуществляется через выполнение отдельных компонентов подготовки студентов, учете особенностей каждого члена инклюзивной группы и всей группы в целом, мониторинг развития воспитательного пространства университета, тьюторское сопровождение, участие в волонтерском движении.

Сущность целостности инклюзивного воспитательного пространства университета заключается в соподчинен-ности и слаженном функционировании всех его частей и функций.

Рассматривая вопросы организации инклюзивной воспитательной среды, следует остановиться на ее специфике. Данная среда должна являться безбарьерной как в техническом оснащении, так и в вопросах взаимодействия ее субъектов. Инклюзия в образовательной организации обычно регламентируется рядом документов различного уровня. Осуществлять воспитание в условиях инклюзивного учреждения должны подготовленные специалисты. Организация инклюзивной воспитательной среды должна идти параллельно с организацией обучения с учетом инклюзии.

Воспитательный потенциал инклюзивного образования достаточно велик. Инклюзивная воспитательная среда университета воздействует на педагогов, студентов с особыми образовательными потребностями, студентов с нормальным развитием. Университеты России в настоящее время нарабатывают опыт по организации и успешному функционированию инклюзивного воспитательного пространства. Этому свидетельствуют многочисленные научные работы на данную тему.

Инклюзивное воспитательное пространство университета, призванное эффективно адаптировать не только студентов с ООП, но и всех членов инклюзивной группы, может включать разнообразные компоненты: кружки по

интересам, спортивные секции различной направленности, студенческие организации, научные группы и пр.

Положительно зарекомендовал себя опыт организации тьюторской деятельности в условиях университета. Данное прикладное направление активно развивается в РФ в последние годы в рамках дошкольных, школьных, средних профессиональных образовательных организаций и университетов. Т.М. Ковалева, изучая становление развитие тьюторства в России, отмечает: «Профессия «тьютор», несмотря на свою более чем девятисотлетнюю историю, может быть в условиях российской действительности отнесена к категории новых, инновационных для отечественного образования и российского общества в целом, профессий» [6, с. 14].

В большинстве словарей тьютор определяется как особая, исторически сложившаяся и положительно зарекомендовавшая себя педагогическая профессия, призванная к сопровождению, руководству и курированию индивидуального образовательного процесса в образовательной организации.

К задачам педагога-тьютора в университете относятся [16]:

• «помощь в выборе направления подготовки с учетом требований и предпочтений обучающегося с ООП, возможностей образовательной среды университета;

• первоначальное сопровождение студента с особыми образовательными потребностями для осуществлении эффективной адаптации в университете;

• помощь в выборе и определение индивидуальной траектории развития студента вуза с ООП;

• создание образовательной среды с учетом личностных интересов и индивидуальной направленности студента с ООП и студентов с нормальным развитием инклюзивной группы;

• сопровождение образовательного процесса с учетом возникающих потребностей в инклюзивном коллективе;

• подготовка тьюторов, сопровождающих обучающегося с ООП в дальнейшем образовательном процессе из числа сокурсников» [16, с. 135].

Рассматривая особенности деятельности тьютора, президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» Т.М. Ковалева в 2011 году отмечала: «Тьютор - это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности, сопровождает индивидуальную образовательную программу ребенка или взрослого. Он не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача - помочь ребенку (или взрослому) зафиксировать собственные познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать, помочь выстроить свою программу» [6, с.15].

В настоящее время приоритеты образования в России выступают таким образом, что требуется серьезная переориентация деятельности тьютора на работу и в воспитательном направлении. Научно-педагогические источники и собственный опыт работы в вузе показывают необходимость осуществления тьютором воспитательной работы среди всех обучающихся в инклюзивной группе университета. Данная работа, при необходимости, может затрагивать родителей студентов с ОВЗ (их законных представителей),

членов их семей, педагогов-предметников и обслуживающий персонал университета, ближайший микросоциум.

Совместно с педагогами и студентами университета, тьютор участвует в создании и развитии инклюзивного воспитательного пространства университета. Целями и задачами создания данной среды являются:

• совершенствование разнонаправленной воспитательной деятельности в различных подразделениях университета;

• создание комфортных условий, способствующих формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у всех обучающихся инклюзивной группы и университета;

• стимулирование обучающихся университета к самовоспитанию и дальнейшей самореализации себя в обществе;

• эффективное освоение педагогического опыта с учетом гуманистического аспекта;

• воспитание у всех обучающихся инклюзивной группы высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;

• развитие корпоративной культуры университета с учетом современных ценностных ориентаций;

• формирование и развитие инклюзии как одной из традиций университета;

• формирование и развитие активной гражданской позиции в вопросе инклюзивного образования студенческой молодежи;

• совершенствование и развитие системы адаптации студентов с различными потребностями к условиям университета, в том числе, способом тьюторского сопровождения;

• развитие творческих способностей всех обучающихся инклюзивной группы средствами организации досуга;

• формирование и развитие студенческих объединений различной направленности;

• развитие мотивации к здоровому образу жизни, профилактика вредных и пагубных привычек;

• предупреждение проявлений насилия, экстремизма, национализма и др.в среде университета;

• совершенствование деятельности органов самоуправления;

• развитие волонтерского движения в вузе;

• развитие тьюторской деятельности в студенческой среде;

• организация внеучебной деятельности с увеличением количества обучающихся;

• понимание необходимости социально-значимой деятельности всеми обучающимися университета;

• формирование лидерских качеств в вопросах, связанных с инклюзией и работой с детьми с ОВЗ;

• создание условий для развития инициатив, связанных с различными аспектами тьюторства;

• создание условий для реализации проектов, связанных с развитием инклюзивного пространства и тьюторства в педагогической деятельности;

• нахождение и использование новых эффективных форм воспитательной деятельности в инклюзивной среде;

• совершенствование кураторской деятельности в инклюзивных группах;

• обеспечение различными видами поддержки сту -дентов вуза;

• совершенствование разнонаправленной социальной деятельности в различных подразделениях университета;

• организация разностороннего взаимодействия в различных сферах воспитательной и социокультурной деятельности;

• социализация обучающихся в микросоциуме и макросоциуме с учетом полного принятия инклюзии как способа сосуществования.

Реализовать вышеперечисленные цели и задачи целесообразно в следующих направлениях: профессиональное воспитание, развитие творческого потенциала будущих педагогов, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциальных проявлений, социальная поддержка.

Таким образом, теоретическое и прикладное развитие инклюзивного воспитательного пространства университета в настоящее время является актуальным направлением педагогического исследования, которое рассматривается с позиций специально организованной педагогом среды. Эффективное воспитательное пространство должно являться безбарьерным как в техническом оснащении, так и в вопросах взаимодействия субъектов. Одним из новшеств в организации и функционировании образовательного пространства является тьюторская деятельность в условиях университета.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 2010. № 9. С. 73.

2. Боташева, Х.Ю. Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2010. 214 с.

3. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы / В.Г. Бочарова. М. : SvR - Аргус, 1994. 207 с.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-38.

5. Кекеева, З.О. Организация воспитательной деятельности будущего педагога в пространстве образования университета // Высшее образование сегодня. 2008. № 8. С. 58-60.

6. Ковалева, Т.М. Тьютор - школе / Т.М. Ковалева // Директор школы. 2011. №6. С. 11-16.

7. Ковалев, Е.В. Инклюзивное образование : настольная книга для педагога, работающего с детьми с ОВЗ / Е.В. Ковалев, М.С. Староверова. М. : Владос, 2011. 167 с.

8. Крыжановская, Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования / Л.М. Крыжановская. М. : Владос, 2013. 144 с.

9. Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта : программа : методические рекомендации / Г.Ф. Кумарина, И.Е. Токарь. М. : Перспектива, 2014. 44 с.

10. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н.Н. Малофеев. М. : Просвещение, 2009. 224 с.

11. Никандров Н.Д. Российская академия образования : итоги деятельности и перспективы научных исследований // Педагогика. 2009. № 1. С. 3-11.

12. Новикова Л.И. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. // Дополнительное образование. 2003. № 8. С. 4-12.

13. Пидкасистый П.И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М. : Педагогическое общество России, 2008. 640с.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская Газета 11.08.2000. Электронный ресурс: режим доступа: https://rg.ru/2000/10/11/ doktrina-dok.html

15. Сластёнин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию // Педагогическое образование и наука. 2011. №8. С. 4-7.

16. Тимохина Т.В. Инклюзивное образование в национальной системе учительского роста // Инновации в образовании. 2018 №5. С. 132-138.

References

1. Bondarevskaya E.V. Methodological problems of the formation of the pedagogical education of the university type. // Pedagogy. 2010. No. 9. Pp. 73.

2. BotashevaH.Yu. The development of the spiritual and moral culture of students in the educational space of the university thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences / Southern Federal University. Rostov-on-Don, 2010. 214 with.

3. Bocharova V.G. Pedagogy of Social Work / V.G. Bocharov. M.: SvR Argus, 1994. 207 p.

4. ZimnyayaI.A. Key competences - a new paradigm of the result of education / IA. Winter // Higher education today. 2003. No. 5. Pp. 34-38.

5. Kekeeva Z.O. Organization of the educational activity of the future teacher in the university education space // Higher education today. 2008. No. 8. Pp. 58-60.

6. Kovaleva TM. Tutor - to the school / Т.М. Kovaleva // Director of the school. 2011. №6. Pp. 11-16.

7. KovalevE.V. Inclusive education: a handbook for a teacher working with children with HIA /E.V. Kovalev M.S. Staroverova. M.: Vlados, 2011. 167 p.

8. KryzhanovskayaL.M. Psychological correction in conditions of inclusive education. M.: Vlados, 2013. 144 p.

9. Kumarina G.F. Correction-developing education in the conditions of the introduction of the federal state educational standard: program: methodical recommendations / G.F. Kumarina, I.E. Turner. M.: Perspective, 2014. 44 p.

10. Malofeev NN Special education in a changing world. Europe: a textbook for students of pedagogical universities. M.: Education, 2009. 224 p.

11. Nikandrov N.D. Russian Academy of Education: results of activities and prospects for scientific research // Pedagogy. 2009. No. 1. Pp. 3-11.

12. NovikovaL.I. Polyfunctional structure of the educational process in the education system // Additional education. 2003. No. 8. Pp. 4-12.

13. PikasistyP.I. Pedagogy: a textbook for students of pedagogical universities and teacher colleges / P.I. Dish is sour. M.: The Pedagogical Society of Russia, 2008. 640 p.

14. Decree of the Government of the Russian Federation of October 4, 2000 N 751 Moscow «On the National Doctrine of Education in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta 11.08.2000. Electronic resource: access mode: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Slastenin V.A. Bologna agreement: course on integration // Pedagogical education and science. 2011. №8. Pp. 4-7.

16. Timokhina ТУ. Inclusive education in the national system of teacher growth // Innovations in Education. 2018 №5. Pp. 132-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.