Научная статья на тему 'Педагогические условия обучения студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) в информационно-образовательной среде'

Педагогические условия обучения студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) в информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES / ВУЗ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиганова Оксана Михайловна

В статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного обучения студентов в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения, определяются основные особенности и проблемы данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия обучения студентов с особыми образовательными потребностями (ООП) в информационно-образовательной среде»

Литература

1. Селиванова Н. Л. Направления перспективных разработок в сфере воспитания // Психолого-педагогические и социальные проблемы гуманизации пространства детства. М.: АНО «ЦНПРО»,

2012. С. 8.

2. Ермасов С. В. Инновационный менеджмент: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2007. С. 86.

3. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал, 2013. № 2. С. 26.

4. Поляков С. Д. Проблемы и перспективы социального воспитания: футурологические тезисы // Сибирский педагогический журнал, 2013. № 2. С. 21.

5. Сидоркин А. М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал,

2013. № 2. С. 16.

Pedagogical conditions of students with special education needs in the information educational environment Zhiganova O. (Russian Federation) Педагогические условия обучения студентов с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) в информационно-образовательной среде Жиганова О. М. (Российская Федерация)

Жиганова Оксана Михайловна / Zhiganova Oxana — аспирант, кафедра человековедения и физической культуры, филологический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия социального управления государственного учреждения высшего образования Московской области,

г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации инклюзивного обучения студентов в информационно-образовательной среде высшего учебного заведения, определяются основные особенности и проблемы данного процесса.

Abstract: the article deals with the organization of inclusive education students in the information educational environment of a higher educational institution, indentifies and problems of the process.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, инклюзия, студенты с особыми образовательными потребностями, студенты с ограниченными возможностями, вуз, высшая школа, информационная образовательная среда.

Keywords: inclusive education, inclusion, students with special educational needs, students with limited opportunities, higher education institution, the higher school, information educational environment.

Одной из социально значимых проблем педагогической науки и практики на данный момент является вопрос обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями (ООП) и их жизнедеятельности в условиях массовых высших общеобразовательных учреждений. Согласно статистическим данным в Российской Федерации в настоящее время проживает около 11 млн. людей с ограниченными возможностями. При этом, по сведениям Министерства здравоохранения и социального развития России, из общего числа детей в стране 4,5 % относятся к лицам с ограниченными возможностями. По завершении профессионального обучения лишь 13-15 % из них находят постоянную работу [1]. Анализ состояния высшего профессионального образования людей с ограниченными возможностями в РФ, проведенный в последние годы специалистами федеральных и региональных органов управления образованием и социальной защиты населения, показывает, что в начале XXI века возникла необходимость глубоких изменений в его организации [1].

Развитие инклюзивного образования на высшей ступени российской образовательной системы является одним из важнейших условий успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации и саморазвития людей с ограниченными возможностями в различных видах профессиональной и социальной деятельности [2, с. 3]. Для организации эффективных условий инклюзивного высшего профессионального обучения, безусловно, необходимы безбарьерная среда, пакет адаптивных образовательных программ, система психолого-педагогического, медицинского и тьюторского сопровождения, адаптированные дистанционные

образовательные технологии, система электронного обучения, дополненные комплексом традиционных и инновационных методов обучения, специальная подготовка педагогических кадров. В ряду выше обозначенных условий особое внимание, на наш взгляд, сегодня должно уделяться развитию методических инноваций в реализации различных подходов, технологий, средств, условий инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющими выстроить индивидуальные образовательные траектории в соответствии с особыми запросами и спецификой данного контингента обучающихся. В российском законодательстве, программных и концептуальных документах в области образования, государственных образовательных стандартах этот вопрос еще не нашел необходимого отражения. Поэтому обязанность создания специальных педагогических условий реализации инклюзивного образования ложится сегодня на само учебное учреждение.

В текущих условиях в каждом учебном заведении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, дающая возможность обеспечить комплексную инклюзию учащихся-инвалидов. Одним из ведущих инновационных методических инструментов, обеспечивающим условия создания такой безбарьерной образовательной среды являются процессы информатизации образования и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Информатизация высшего образования предполагает проектирование единой информационно -образовательной среды и единого информационно-образовательного пространства учебного заведения как неотъемлемого условия развития системы инклюзивного обучения в высшей школе [30, с.90; 4]. Следует дифференцировать понятия информационной образовательной среды и пространства. Информационно-образовательное пространство характеризуется современными исследователями как пространство, в котором информация используется для образовательных целей. Информационно-образовательная среда, в свою очередь, может быть определена как информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса [4]. Более конкретно ее можно описать как педагогическую систему нового уровня, представляющую собой организованную совокупность педагогических условий и ресурсов информационно-технического, учебно-методического характера, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, ориентированный на удовлетворение образовательных потребностей, раскрытие творческого потенциала всех его субъектов.

Информационно-образовательную среду, в которой осуществляется инклюзивное обучение студентов с ООП, можно рассматривать в узком смысле - как простое оснащение модели образования, различными техническими средствами ИКТ, которые предоставляют разнообразные пространственные и технические преимущества для освоения образовательной программы обучающимся с особыми образовательным потребностями. Однако на наш взгляд, узкий подход к понятию информационной образовательной среды инклюзивного образования в современных условиях неприменим. Наличие достаточно развитой материальной основы информационной образовательной среды еще не свидетельствует о том, что в учреждении созданы все условия для качественной подготовки будущих специалистов с ООП. Необходимо, чтобы содержательное наполнение информационной образовательной среды соответствовало требованиям общества, требованиям процессов информатизации, предъявляемым к тому, что должен знать и уметь выпускник вуза с ООП как специалист «нового качества», являющийся субъектом системы инклюзивного обучения [5, с. 26].

Высшее профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями в условиях информационной среды имеет ряд специфических отличий, связанных с организацией педагогических условий, которые должны позволять им не только получить необходимые профессиональные знания, но и приобрести навыки эффективного взаимодействия с окружающими. В связи с этим организация информационной среды обучения должна предполагать активное взаимодействие обучающихся с ООП с другими студентами вуза в учебной деятельности, с будущими работодателями, с педагогами различных дисциплин в условиях межпредметной интеграции, со студентами других образовательных заведений.

Доступность должна выступать приоритетным условием реализации информационной образовательной среды для студентов-инвалидов. Методика и технология обучения должны обеспечивать комфортные условия для получения обучающимися с ОВЗ необходимого уровня компетенции в изучаемой сфере деятельности, включая их в систему непрерывного образования в совокупности его теоретических и практических аспектов, что не только сделает их конкурентоспособными на рынке труда, но и позволит приобрести необходимые жизненные компетенции, повысит статус и самооценку, сформирует активную жизненную позицию, будет актуализировать навык и саморазвития и самообучения [6, с. 105].

Эффективная интеграция информационных технологий в инклюзивном образовании должна носить системный характер и быть нацелена на создание комплекса мероприятий с целью обеспечения равных возможностей профессиональной подготовки будущих специалистов, их социализации в

85

учебной и дальнейшей профессиональной деятельности, успешного устройства на рынке труда. Подобная система требует соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения, инновационными технологиями, средствами и формами организации образовательного процесса и новым пониманием самого процесса обучения. Подчеркнем, тот факт, что информационно -образовательная среда не предполагает исключительно использование в образовательном процессе информационных технологий, а их интеграцию с другими методическими инструментами в целях повышения качества образования. В числе данных инструментов - метод проектов, технология уровневой дифференциации, модульное обучение, коллективный способ обучения, групповой способ обучения, технологии рефлексивного и критического мышления, проблемного обучения, сюжетно-ролевые технологии, кейс-стади и др.

Важнейшим условием эффективной подготовки студентов с ООП в условиях информационно -образовательной среды в системе высшего образования является обеспечение интеллектуального и нравственного развития студента на основе вовлечения его в разнообразную, самостоятельную, целесообразную деятельность в различных областях знания, необходимых для его дальнейшей профессиональной работы, адаптации в обществе [6]. При подготовке будущих специалистов -студентов с ООП должна учитываться специфика отрасли, а само обучение должно проходить в тесном сотрудничестве с представителями компаний-работодателей. Для этого система инклюзивного обучения студентов с ОВЗ должна быть включена в единое информационное поле отрасли. Организация учебной деятельности студентов с ООП в информационно-образовательной среде должна также включать в себя такие педагогические инструменты, как Интернет-консультирование не только обучающихся, но и родителей, педагогов, подготовку и распространение информационных и методических материалов о психофизиологических и учебных особенностях обучающихся с ООП в зависимости от ноозологии. Иными словами, подготовка специалистов должна вестись с учетом индивидуальных условий будущей работы выпускника и его психофизиологический характеристик, а

традиционный подход: педагог — обучаемый должен быть изменен на педагог — обучающийся--

родители - работодатель — потребитель.

Налаживание регулярной обратной связи с работодателями позволит более результативно осуществлять как процессы трудоустройства выпускников-инвалидов, так и интеграцию подобных студентов в рабочую среду потенциальных работодателей. В частности, для эффективной подготовки подобных студентов целесообразно сразу осуществлять их обучение с применением тех программных продуктов, которые используются специалистами изучаемой ими профессиональной сферы [7, с. 70]. В свою очередь создание системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения студентов с ООП в информационной среде позволит обеспечить более глубокую интеграцию обучающихся в учебных коллектив, образовательный процесс за счет таких мероприятий, как:

• регулярный мониторинг успехов и проблем в обучении, эффективности инклюзии студентов с ООП и оказание своевременной адекватной коррекционной помощи каждому студенту, находящемуся в условиях полной или частичной интеграции (с привлечением специалистов различных областей и ресурсов семьи);

• психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения студентов-инвалидов в тесном интерактивном взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса;

• организация взаимодействия педагогов массового и специального образования с целью обмена методическим опытом работы с обучающимися с ОВЗ в условиях применения информационно-образовательной среды.

Таким образом, эффективная инклюзия в высшем образовании в условиях информационно -образовательной среды, на наш взгляд, может состояться только при условии объединения усилий всех специалистов, работающих в системе общего и специального обучения, семьи, работодателей и представителей общественности, что будет в целом способствовать повышению качества подготовки учащихся с ООП как будущих специалистов.

Литература

1. Инклюзивное образование: перспективы развития в России: материалы к конференции РОИИ «Перспектива» (Москва, 2015). [Электронный источник]: URL: http://perspektiva-inva.ru/userfiles/publication/incliuzivnoe-obrazovanie-perspektivy-razvitiia-v-rossii.pdf. (дата обращения: 08.12.2015).

2. Кондратьева С. И. Механизм управления инновационным проектом по внедрению инклюзивной модели образования в вузе: Автореф. дисс.. .канд. эконом. наук. М., 2010.

3. Андреева А. В. Проблемы формирования информационно-образовательной среды учебного заведения / А.В. Андреева, Н.А. Максимова // Информатика и образование. №8. 2012. С. 90-91.

86

4. Максимова Н. А. Особенности использования информационно-образовательной среды в рамках инклюзивного обучения. [Электронный источник]: Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/4/268.pdf. (дата обращения: 25.11.2015).

5. Рубцова С. Ю. Информационно-гуманистическая парадигма образования будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал, 2008. №15. С.26-28.

6. Ручин А. А. Информационно-образовательная среда для подготовки студентов и студентов с ограниченными возможностями в сфере без барьерного туризма в туристском вузе // Вестник РМАТ, 2012. №1 (4). С.104-107.

7. Назаров С. А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза // Научная мысль Кавказа, 2006. Вып. № 2. С. 69-71.

Improving logopedic work to overcome aphasia patients with consequences of cerebral infarction Snitko I. (Russian Federation) Совершенствование логопедической работы по преодолению афазии у больных с последствиями инфаркта головного мозга Снитко И. В. (Российская Федерация)

Снитко Ирина Валентиновна /Snitko Irina — магистрант, кафедра логопедии, Московский педагогический государственный университет, логопед-методист, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения г. Москвы», г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается проблема совершенствования логопедической работы по преодолению афазии у больных с последствиями инфаркта головного мозга с помощью включения в традиционную систему восстановительного обучения компьютерной коррекционной программы. Abstract: the article deals with the problem of improving logopedic work to overcome aphasia patients with consequences of cerebral infarction by including in the traditional system of restorative correctional training computer program.

Ключевые слова: инфаркт головного мозга, афазия, нейрореабилитация, логопедическая работа, восстановление речи, коррекционная компьютерная программа.

Keywords: cerebral infarction, aphasia, neurorehabilitation, logopedic work, speech restoration, correctional computer program.

У 70-80 % больных, перенесших инфаркт головного мозга (инсульт), утрата трудоспособности и профессиональных навыков связана с возникновением двигательной, чувствительной, координаторной недостаточности, расстройств высших психических функций, среди которых особое место занимают речевые нарушения. Затрагивая практически все уровни организации речевой деятельности, снижая или полностью нарушая коммуникативную функцию, они приводят к дезинтеграции и дезорганизации психической сферы человека, нарушению его трудоспособности и социальной дезадаптации. Поскольку спонтанная реабилитация малоэффективна, необходимо проводить интенсивное коррекционное воздействие, направленное на восстановление сложной системы когнитивных связей, обеспечивающих реализацию коммуникативно-речевой функциональной системы.

Среди различных видов нарушений речи афазия занимает особое место и является одним из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.

В основе логопедической восстановительной работы при афазии лежит использование нейропсихологического подхода к изучению и коррекции нарушенной речевой деятельности, у истоков которого стояли ведущие специалисты отечественной нейропсихологии Э. С. Бейн, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова и их ученики.

Разработанная А. Р. Лурией методика исследования нарушенных речевых функций позволяет не только определить у больного форму афазии (по классификации А. Р. Лурии выделяется 6 основных

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.