УДК 373.21(73)
ББК Ч414(7Сое) ГРНТИ 14.23.05 Код ВАК 13.00.01
Ракитина Ирина Владимировна,
аспирант кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Воронежский государственный педагогический университет; заведующий, Яменский детский сад; 394024, г. Воронеж, ул. Ленина, 86; e-mail: [email protected].
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ США
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дошкольные образовательные учреждения; дошкольники; образовательные программы; зарубежный опыт.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются особенности реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях США. Автор обосновывает актуальность исследования процессами, происходящими в отечественном образовании, а именно поисками путей повышения его эффективности. В этой связи зарубежный опыт (в частности США) может быть полезен при определении содержания программ дошкольного образования. В статье рассматривается степень изученности темы исследования и сделан вывод о том, что в настоящее время наблюдается недостаток научных исследований, посвященных вопросам, которые освещены в статье.
Автор рассматривает различные программы дошкольных учреждений на предмет возможного использования накопленного педагогического опыта в России. В статье проанализированы особенности программ детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях в США, определены особенности становления и развития содержания дошкольного образования. Также в статье изучается вопрос о возможности и направлениях использования педагогического опыта, накопленного в США, в практике отечественного дошкольного образования.
В статье указывается, что дошкольное образование в США носит многовариантный характер. Родители дошкольников по своему усмотрению вправе выбирать ту программу, которая больше подходит их ребенку. Все программы в дошкольных учреждениях США имеют целью подготовить ребенка к обучению в школе. В практике дошкольного образования большое внимание уделяется общему развитию личности ребенка, что находит отражение в соответствующих программах. Автором указывается, что в программах дошкольного образования в качестве методов работы с детьми широко используются возможности игр, а также стимульный материал. Дошкольное образование носит инклюзивный характер, что может быть использовано в отечественных условиях.
Rakitina Irina Vladimirovna,
Post-graduate Student of Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia.
SPECIFIC FEATURES OF REALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN U.S. PRESCHOOL INSTITUTIONS
KEYWORDS: preschool educational establishments; preschooler; educational programs; foreign experience.
ABSTRACT. The article discusses the specific features of implementation of educational programs in preschool institutions of the United States. The author substantiates the urgency of the given research by the processes occurring in the domestic education, specifically by the search for ways to improve its efficiency. In this regard, foreign experience (and of the United States in particular) may be useful in designing the content of preschool education programs. The article considers the degree to which the topic has been studied, and concludes that there is still considerable ambiguity with regard to the issues covered in the article. The author considers various programs of preschool institutions with the view of using the accumulated pedagogical experience in Russia. The article analyzes the specific features of education programs for children in preschool institutions of the United States, and outlines the peculiarities of the formation and development of the content of preschool education. The article also examines the possibility and areas of application of the pedagogical experience gained in the United States in the practical work of Russian preschool education institutions.
The article states that preschool education in the United States has many options and alternatives. The parents of preschool children at their discretion have the right to choose the program that is most suitable for their child. All programs in preschool institutions in the United States are designed to prepare the child for schooling. In practical preschool education, much attention is paid to the general development of the personality of children, which is reflected in the corresponding programs. The author points out that the programs of preschool education focus on the educational potential of games and various stimuli in the work with children. Preschool education is inclusive, which can be also used in the Russian educational environment.
Современная ситуация в сфере дошкольного образования в России характеризуется поисками путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Данный поиск обусловливает возрастание
интереса к педагогическому опыту, накопленному мировым сообществом. В связи с этим, определенную ценность представляет опыт реализации программ дошкольного образования, накопленный в США.
© Ракитина И. В., 2018
Выбор американского опыта в качестве объекта педагогического исследования обусловлен рядом причин. Во-первых, в англоязычных странах (в том числе США), имеются давние традиции дошкольного образования. Во-вторых, в настоящее время в стране существует множество программ дошкольного образования (государственных, созданных научными организациями и практиками), которые представляют интерес для изучения в плане возможного использования отдельных элементов в российской системе дошкольного образования.
Обозначенные причины делают актуальным изучение и анализ содержания и технологий дошкольного образования, используемых в США. В связи с этим сформулирована проблема исследования: каковы особенности реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях США.
Целью статьи является анализ особенностей образовательных программ в дошкольных учреждениях США.
Общие вопросы развития дошкольного образования в США рассматривались в работах Л. А. Парамоновой, С. П. Борисовой [5], М. Б. Воденниковой, Д. С. Сазоновой [3].
Отдельные аспекты развития дошкольного образования в США рассматриваются в работах ряда отечественных авторов. Так, вопросы построения содержания дошкольного образования одаренных детей рассматриваются в работе Г. И. Поесковой [6]. Также необходимо отметить статью А. Е. Цукарзи, в которой сделана попытка анализа современных англоязычных программ речевого развития дошкольников [9].
Помимо этого в ходе исследования мы обращались к трудам зарубежных авторов. В частности, вопросы содержания обучения дошкольников рассматривались B. Raban, M. Brown, E. Care [14], D. Konza [13]. Имеющиеся зарубежные источники затрагивают лишь отдельные аспекты дошкольного образования (например, особенности проектирования программ развития речи, речевого развития дошкольников, имеющих различные отклонения).
Таким образом, зарубежными и отечественными авторами изучались некоторые вопросы, связанные с реализацией образовательных программ в дошкольных учреждениях США. Однако на сегодняшний день ощущается недостаток комплексных исследований, в которых был бы обобщен опыт разработки содержания, технологий и деятельности дошкольных учреждений США на предмет возможного его использования в России.
В рамках исследования была выдвинута гипотеза о том, что отдельные элементы образовательных программ, используемые
в практике дошкольных учреждений США, могут быть использованы в России.
Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: исторический и сравнительный анализ и синтез, анализ фактов, теоретическое обобщение и систематизация педагогического опыта, изучение и анализ научной литературы, анализ нормативных документов и программ дошкольного образования, используемых в США.
Новизна исследования: в работе содержатся современные данные об организации, содержании дошкольного образования в США, ранее не освещавшиеся в отечественной литературе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в разработке программ дошкольных образовательных организаций в России.
Американская система образования представляет собой образец динамичности, постоянной модернизации структуры, которая интегрирует все лучшее, что есть в мире в этой сфере. Образование помогло стране смягчить проблемы расовой дискриминации, преодолеть кризисы, безработицу, бедность, улучшить положение инвалидов, национальных меньшинств, женщин. Еще с 50-х годов в Америке существуют курсы «подготовка к жизненной карьере», концепции «подготовки учащихся к жизни», концепции личной безопасности, воспитание «грамотного потребителя», борьбы с употреблением наркотиков, полового воспитания [3].
Важно отметить, что интерес государства и общества к проблемам дошкольного образования сформировался в результате усложнившейся в США в 80-е годы экономической ситуации, когда женщина была вынуждена выйти раньше на работу, а также сложившегося понимания необходимости развития детей дошкольного возраста в условиях организованной образовательной деятельности в американской науке и практике. Таким образом, возникла потребность в увеличении численности дошкольных учреждений в стране. С другой стороны, недостаточное внимание к дошкольной ступени объяснялось ранним школьным обучением (5-6 лет), считавшимся достаточным для всестороннего развития ребенка. Знаковым событием стал выход правительственного доклада «Нация в опасности. Необходимость реформ образования» (A Nation at Risk: the Imperative for Educational Reform, 1983), в котором подчеркивалась необходимость совершенствования дошкольного образования для обеспечения более успешного обучения ребенка в школе.
Наибольшее влияние на деятельность дошкольных учреждений США оказали идеи Дж. Дьюи, З. Фрейда и М. Монтессори. Большую значимость педагогическое наследие Дж. Дьюи приобретает в связи с проблемами адаптации личности в быстро меняющемся мире, воспитанием самодисциплины. В начале XXI века, когда полифоническое мышление является наиболее адекватным ответом на глобализационные процессы, подходы Дж. Дьюи сохраняют релевантность и могут занять достойное место в современном педагогическом дискурсе [5, c. 45].
На сегодняшний день в системе дошкольного образования США существуют шесть ведущих программ дошкольного образования: Монтессори, Вальдорф, Реджо-Эмилиа, Хай Скоуп (High Scope), Бэнк Стрит.
Метод Марии Монтессори, появившийся изначально в Италии, здесь поистине обрел вторую родину. Ее концепция основана на том, что главным побуждающим мотивом всех действий ребенка является природное, инстинктивное стремление развиваться.
Мария Монтессори разработала систему дидактических материалов, которая вкупе с современными дополнениями, вроде электрического утюга, состоит сейчас из пяти тысяч различных пособий. Практика показывает, что пособия настолько гениально разработаны (может быть, действительно «вдохновлены свыше?»), что дети готовы часами заниматься с ними, не отвлекаясь ни на что. «Шумную комнату» часто посещают только в адаптационный период. Как показывает практика: то, чему ребенок научился по методу Монтессори, он делает очень качественно, с пониманием глубинной сути процесса. Недостатком метода считают то, что его очень трудно повторить.
Что касается Вальдорфского детского сада, он впервые был создан австрийским писателем Рудольфом Штайнером в Штутгарте (Германия) в 1919 году. Согласно его основателю, человек состоит из трех аспектов — духа, души и тела.
Таким образом, Вальдорфские дошкольные учреждения стремятся воспитывать дух ребенка, его душу и тело, а также сосредоточиться на интересах ребенка. Он включает в себя творческое, практическое групповое обучение, в отличие от детских садов Монтессори, с акцентом на ритмическое повторение в благоприятной среде.
Детям рекомендуется заниматься творческой свободной игрой, а не смотреть телевизор и видео и играть в компьютерные игры, потому что эти действия мешают использовать все пять чувств для поглощения и активного участия в жизни. Такой подход направлен на формирование сильного внутреннего энтузиазма к обучению и развитию
врожденных способностей и талантов детей.
Сады Реджио-Эмилия (название происходит от одноименного итальянского города, где зародилась педагогическая система) направлены на поощрение исследовательской деятельности и акцентируют внимание на важности сообщества и самовыражения. В основу данной системы обучения положен проектный подход. Дети днями и месяцами исследуют части целого с разных сторон — например, море познается через исследование ракушки.
Система базируется на таких постулатах, как контроль самого ребенка за своим обучением и развитием, получение новых знаний с помощью исследования предметов и перемещения их в пространстве, множество путей самореализации ребенка (музыка, конструирование, рисование, рассказывание историй) [8].
Детские сады Реджо-Эмилиа отличаются и своим оригинальным дизайном. Они максимально далеки по внешнему виду от того, что предстает перед глазами при словах «дошкольное учреждение». Скорее, это теплый гостеприимный дом со всеми его запахами и звуками, смешными картинками и коллажами на стенах. Воспитатели в таких садах являются не старшими наставниками, а соавторами и сотворцами, они постоянно учатся вместе с детьми, а порою — и у детей.
Программа Хай Скоуп (High Scope) использует тщательно разработанный подход активного обучения участников. Дети активно учатся, имея практический опыт общения с окружающими, и обучение поддерживается через последовательные ежедневные процедуры и хорошо организованные классы. Хай Скоуп (High Scope) имеет академический уклон с преподаванием основных предметов: математики, чтения и науки. Это учебная программа «совместного контроля», в которой взрослые и дети учатся вместе. Как и в системе Монтессори, основное убеждение состоит в том, что дети учатся лучше всего, преследуя свои личные цели и интересы. Она основана на прошлых и текущих исследованиях в области развития детей [8].
Программа Хай Скоуп (High Scope) хорошо подойдет любому ребенку, который нуждается в индивидуальном внимании. Первоначально она была создана для городских детей из групп риска и успешно используется в сочетании с программой Хэд Старт (Head Start) правительства. Сегодня она широко используется в различных дошкольных учреждениях. Также данная программа эффективна для детей с задержками развития и нарушениями способности к обучению, поскольку адаптирована к индивидуальному уровню и темпу развития каждого ребенка.
Бэнк Стрит (Bank Street) основывается на философии образования Джона Дьюи. Дошкольные учреждения, работающие по программе Бэнк Стрит (Bank Street), фокусируются на психическом, социальном, эмоциональном и физическом развитии ребенка. Ребенок является активным участником и получает знания о мире через опыт. Учащиеся устанавливают темп обучения, а учитель служит проводником. В сравнении с обучением, ориентированным на игровую деятельность, подход Бэнк Стрит направлен на обучение через практическую деятельность, такую как головоломки, драматическую игру.
Рассмотрим кооперативный детский сад Пэарент Ко-Опс (Parent Co-Ops). Родители активно участвуют в обучении своих малышей на ежедневной основе и тесно сотрудничают с классными педагогами. Этот практический подход позволяет родителям и детям учиться вместе в воспитательной среде с акцентом на обучении дошкольников, сотрудничать и разрешать конфликты. Родители участвуют в деловой деятельности детского сада, выступая в совете директоров. Кооперативы предназначены не для всех из-за ответственности и временных обязательств.
Однако сотни независимых дошкольных учреждений и детских садов по всей стране не следуют ни одному из предыдущих подходов, а смешивают и сопоставляют различные элементы, чтобы сформировать свою собственную программу. Например, деятельность и учебные программы, основанные на работах Жана Пиаже, швейцарского первопроходца развития образования, также популярны, как и школы, смоделированные после чрезвычайно успешных дошкольных учреждений в Реджо
Эмилия (город в Италии).
Таким образом, в США в настоящее время отсутствует единая система дошкольного образования. В стране функционирует множество дошкольных учреждений со своими программами. Другой особенностью дошкольного образования в США можно назвать его вариативность. Родители имеют возможность выбора программы для своего ребенка. Более того, они вправе менять программу по своему усмотрению. Например, утром ребенок посещает занятия по одной программе, а вечером он может заниматься уже по другой.
Также дошкольное образование в США характеризуется инклюзивной направленностью. Практически во всех дошкольных учреждениях дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются вместе с остальными детьми. В программах дошкольных учреждений предусмотрено использование возможностей игры для развития ребенка. Занятия с детьми проводятся с использованием стимульного материала (например, в программах, в основу которых положены идеи М. Монтессори).
В заключение следует подчеркнуть, что программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, на развитие навыков взаимного общения.
Мы полагаем, что в отечественных условиях может быть использован опыт организации инклюзивного дошкольного образования, накопленный в США.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веракса А. Н. Английская система дошкольного образования [Электронный ресурс] // Современное дошкольное образование. — 2008. — № 1. — C. 121-125. — Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/anglijskaja-sistema-do.html (дата обращения: 01.09.2018).
2. Веракса Н. Е. Каждый ребенок — жемчужина [Электронный ресурс] / / СДО. — 2009. — № 4. — Режим доступа: https: / / cyberleninka.ru/ article / n/kazhdyy-rebenok-zhemchuzhina (дата обращения: 01.09.2018).
3. Воденникова М. Б., Сазонова Д. С. Зарубежные системы дошкольного образования и их особенности [Электронный ресурс] // Инновационная наука. — 2015. — № 11-2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnye-sistemy-doshkolnogo-obrazovaniya-i-ih-osobennosti (дата обращения: 01.09.2018).
4. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов. — 2 изд. — СПб. : Питер, 2015. — 464 с. — (Стандарт третьего поколения).
5. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. — М., 2001.
6. Поескова Г. И. Основы построения содержания дошкольного образования одаренных детей в США: историко-педагогический анализ [Электронный ресурс] // Научные ведомости БелГУ. Серия : Гуманитарные науки. — 2013. — № 6 (149). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-postroeniya-soderzhaniya-doshkolnogo-obrazovaniya-odaryonnyh-detey-v-ssha-istoriko-pedagogicheskiy-analiz (дата обращения: 01.09.2018).
7. Степанова С. Особенности системы дошкольного образования в США. — М., 2000. — 167 c.
8. Фатеева A. B. Дошкольное образование России и ведущих стран мира: сравнительный анализ на основе международной статистики [Электронный ресурс] // Ученые записки ОГУ. Серия : Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 3-2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/doshkolnoe-obrazovanie-rossii-i-veduschih-stran-mira-sravnitelnyy-analiz-na-osnove-mezhdunarodnoy-statistiki (дата обращения: 01.09.2018).
9. Цукарзи А. Э. Программы речевого развития детей дошкольного возраста в англоязычной литературе / / Национальный психологический журнал. — 2013. — № 4 (12). — С. 56-66.
10. Dewey J. Pedagogy Memorandum. — ICU : University of Chicago, Special Collection Research Center of the University of Chicago, Regenstein Library. (President's Papers. 1889-1923), 1894. — Box 17. — Folder 11. — 3 p.
11. Hamer J. Exploring Literacy with Infants from a Sociocultural Perspective [Electronic resource] // New Zealand Journal of Teachers' Work. — 2005. — Vol. 2. — Issue 2. - Mode of access: www.teacherswork.ac.nz/ journal/volume2_issue2/hamer.pdf (date of access: 01.09.2018).
12. Hyson M. Enthusiastic and engaged learners: Approaches to learning in the early childhood classroom [Electronic resource] // Early Childhood Education Series, Teachers College Press : Columbia University. — 2008. — P. 177. — Mode of access: http://bookfi.net/book/1454164 (date of access: 01.09.2018).
13. Konza D. Supporting Oral Language and Reading development in the Early Years [Electronic resource] // Spotlight research into practice: research monograph 5, Victorian Literacy and Numeracy Secretariat, February. — P. 35-49. — Mode of access: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1034914.pdf (date of access: 01.09.2018).
14. Raban B., Brown M., Care E., Rickards F. & O'Connell T. Young Learners — Learning and Literacy in the Early Years [Electronic resource] // AARE International Education Research Conference, 29 Nov — 3 Dec 2009. — 2011. — P. 112. — Mode of access: www.aare.edu.au/09pap/rab091255.pdf (date of access: 01.09.2018).
REFERENCES
1. Veraksa A. N. Angliyskaya sistema doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // Sovremennoe dosh-kol'noe obrazovanie. — 2008. — № 1. — C. 121-125. — Rezhim dostupa: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/anglijskaja-sistema-do.html (data obrashcheniya: 01.09.2018).
2. Veraksa N. E. Kazhdyy rebenok — zhemchuzhina [Elektronnyy resurs] // SDO. — 2009. — № 4. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/kazhdyy-rebenok-zhemchuzhina (data obrashcheniya: 01.09.2018).
3. Vodennikova M. B., Sazonova D. S. Zarubezhnye sistemy doshkol'nogo obrazovaniya i ikh osobennosti [El-ektronnyy resurs] // Innovatsionnaya nauka. — 2015. — № 11-2. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/ article/n/zarubezhnye-sistemy-doshkolnogo-obrazovaniya-i-ih-osobennosti (data obrashcheniya: 01.09.2018).
4. Gogoberidze A. G., Solntseva O. V. Doshkol'naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya : uchebnik dlya vuzov. — 2 izd. — SPb. : Piter, 2015. — 464 s. — (Standart tret'ego pokoleniya).
5. Paramonova L. A., Protasova E. Yu. Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie za rubezhom: istoriya i sov-remennost'. — M., 2001.
6. Poeskova G. I. Osnovy postroeniya soderzhaniya doshkol'nogo obrazovaniya odarennykh detey v SShA istor-iko-pedagogicheskiy analiz [Elektronnyy resurs] // Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya : Gumanitarnye nauki. — 2013. — № 6 (149). — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-postroeniya-soderzhaniya-doshkolnogo-obrazovaniya-odaryonnyh-detey-v-ssha-istoriko-pedagogicheskiy-analiz (data obrashcheniya: 01.09.2018).
7. Stepanova S. Osobennosti sistemy doshkol'nogo obrazovaniya v SShA. — M., 2000. — 167 c.
8. Fateeva A. B. Doshkol'noe obrazovanie Rossii i vedushchikh stran mira: sravnitel'nyy analiz na osnove mezhdu-narodnoy statistiki [Elektronnyy resurs] / / Uchenye zapiski OGU. Seriya : Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. — 2010. — № 3-2. — Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/doshkolnoe-obrazovanie-rossii-i-veduschih-stran-mira-sravnitelnyy-analiz-na-osnove-mezhdunarodnoy-statistiki (data obrashcheniya: 01.09.2018).
9. Tsukarzi A. E. Programmy rechevogo razvitiya detey doshkol'nogo vozrasta v angloyazychnoy literature // Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. — 2013. — № 4 (12). — S. 56-66.
10. Dewey J. Pedagogy Memorandum. — ICU : University of Chicago, Special Collection Research Center of the University of Chicago, Regenstein Library. (President's Papers. 1889-1923), 1894. — Box 17. — Folder 11. — 3 p.
11. Hamer J. Exploring Literacy with Infants from a Sociocultural Perspective [Electronic resource] // New Zealand Journal of Teachers' Work. — 2005. — Vol. 2. — Issue 2. - Mode of access: www.teacherswork.ac.nz/journal/volume2_issue2/hamer.pdf (date of access: 01.09.2018).
12. Hyson M. Enthusiastic and engaged learners: Approaches to learning in the early childhood classroom [Electronic resource] // Early Childhood Education Series, Teachers College Press : Columbia University. — 2008. — P. 177. — Mode of access: http://bookfi.net/book/1454164 (date of access: 01.09.2018).
13. Konza D. Supporting Oral Language and Reading development in the Early Years [Electronic resource] // Spotlight research into practice: research monograph 5, Victorian Literacy and Numeracy Secretariat, February. — P. 35-49. — Mode of access: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1034914.pdf (date of access: 01.09.2018).
14. Raban B., Brown M., Care E., Rickards F. & O'Connell T. Young Learners — Learning and Literacy in the Early Years [Electronic resource] // AARE International Education Research Conference, 29 Nov — 3 Dec 2009. — 2011. — P. 112. — Mode of access: www.aare.edu.au/09pap/rab091255.pdf (date of access: 01.09.2018).