Научная статья на тему 'Дошкольное образование: доступность и качество'

Дошкольное образование: доступность и качество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мониторинг / дошкольное образование / доступность дошкольного образования / качество дошкольного образования / благоустройство детских садов / удовлетворенность семей / мнение учителей / monitoring / pre-school education / accessibility and quality / improvement of kindergartens / family satisfaction / teacher beliefs / outcomes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С.

Важнейшим направлением политики во многих странах мира признано усиление роли дошкольного обучения и воспитания, обеспечение равного доступа детей к получению качественного образования. Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС проводит межрегиональный мониторинг эффективности общего образования. В рамках мониторинга анализируются открытые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства просвещения Российской Федерации о состоянии и развитии системы общего образования (включая дошкольное образование), а также осуществляется социологический опрос родителей обучающихся, учителей и директоров школ разных типов поселений в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по социальноэкономическому положению. Ежегодно объем выборочной совокупности превышает четыре тысячи человек. Мониторинг показал, что действующая региональная сеть дошкольных образовательных организаций нуждается во введении дополнительных мощностей, оптимизации и территориальной реорганизации имеющегося фонда. В ряде регионов необходимо улучшение материально-технического состояния детских садов с целью обеспечения современных условий предоставления дошкольного образования. Более половины родителей, участвующих в мониторинге, удовлетворены качеством дошкольного образования. Родители стремятся также к тому, чтобы их дети посещали подготовительные занятия при школе или групповые развивающие занятия. Востребованность подготовительных занятий при школе растет у семей по мере снижения их финансового благополучия. Более состоятельные родители отдают предпочтение занятиям с частными педагогами. Семьи предъявляют высокие требования к качеству дошкольного и школьного образования и рассматривают выбор хорошей школы как необходимое условие для формирования успешных образовательных траекторий своих детей. В статье представлены результаты исследования, раскрывающие вопросы доступности и обеспечения условий предоставления дошкольного образования, удовлетворенности семей его качеством, преемственности дошкольного и начального образования в оценке учителей и родителей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRE-SCHOOL EDUCATION: ACCESSIBILITY AND QUALITY

Interregional monitoring of the effectiveness of general education is conducted by the Centre for Continuing Education Economics of the Institute of Applied Economic Research of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. The monitoring analyzes open statistical data of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Education of the Russian Federation on the state and development of the general education system, as well as a sociological survey of parents of students, teachers and school principals in different types of settlements in the regions of the Russian Federation differentiated by socio-economic status. Each year the volume of the sample exceeds four thousand people. The monitoring showed that the existing regional structure of pre-school educational organizations needs to introduce additional capacity, optimization and territorial reorganization of the existing fund. In some regions, it is necessary to improve the material and technical condition of kindergartens in order to ensure modern conditions for the provision of pre-school education. Most of the surveyed families provide a child with preschool education and more than half of the parents are satisfied with its quality. In addition, parents try to involve children in preparatory classes at school or group developmental activities. The demand for preparatory classes at school is increasing among families as their financial well-being decreases. More affluent parents prefer classes with private teachers. Families place high demands on the quality of preschool and school education and consider the choice of a good school as a necessary condition for the formation of successful educational trajectories of their children. The article presents the results of the study, revealing the issues of accessibility and ensuring the conditions for the provision of pre-school education, family satisfaction with its quality, continuity of pre-school and primary education in the assessment of teachers and parents of students.

Текст научной работы на тему «Дошкольное образование: доступность и качество»

АВГУСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

УДК 373

Т. Л. Клячко

Доктор экономических наук, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва E-mail: tlk@ranepa.ru

Tatiana L. Klyachko

Dr.Sc. (Economics), Director of the Centre for Continuing Education Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Е. А. Семионова

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва E-mail: semionova-ea@ranepa.ru

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО

Важнейшим направлением политики во многих странах мира признано усиление роли дошкольного обучения и воспитания, обеспечение равного доступа детей к получению качественного образования.

Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС проводит межрегиональный мониторинг эффективности общего образования. В рамках мониторинга анализируются открытые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства просвещения Российской Федерации о состоянии и развитии системы общего образования (включая дошкольное образование), а также осуществляется социологический опрос родителей обучающихся, учителей и директоров школ разных типов поселений в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по социально-экономическому положению. Ежегодно объем выборочной совокупности превышает четыре тысячи человек.

Мониторинг показал, что действующая региональная сеть дошкольных образовательных организаций нуждается во введении дополнительных мощностей, оптимизации и территориальной реорганизации имеющегося фонда. В ряде регионов необходимо улучшение материально-технического состояния детских садов с целью обеспечения современных условий предоставления дошкольного образования. Более половины родителей, участвующих в мониторинге, удовлетворены качеством

Как цитировать статью: Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Дошкольное образование: доступность и качество // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 20-37. 001: 10.24411/2224-0772-2019-10040.

дошкольного образования. Родители стремятся также к тому, чтобы их дети посещали подготовительные занятия при школе или групповые развивающие занятия. Востребованность подготовительных занятий при школе растет у семей по мере снижения их финансового благополучия. Более состоятельные родители отдают предпочтение занятиям с частными педагогами. Семьи предъявляют высокие требования к качеству дошкольного и школьного образования и рассматривают выбор хорошей школы как необходимое условие для формирования успешных образовательных траекторий своих детей.

В статье представлены результаты исследования, раскрывающие вопросы доступности и обеспечения условий предоставления дошкольного образования, удовлетворенности семей его качеством, преемственности дошкольного и начального образования в оценке учителей и родителей обучающихся.

Ключевые слова: мониторинг, дошкольное образование, доступность дошкольного образования, качество дошкольного образования, благоустройство детских садов, удовлетворенность семей, мнение учителей.

Elena A. Semionova

PhD (Economics), Leading Researcher of the Centre for Continuing Education Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Г. С. Токарева

Научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва E-mail: tokareva-gs@ranepa.ru

Galina S. Tokareva Researcher of the Centre for Continuing Education Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

Введение. Для обеспечения качественного и доступного образования во многих странах мира большое внимание уделяется развитию и совершенствованию системы дошкольного образования и воспитания детей. Как показывают исследования, дети, получающие дошкольное образование, в дальнейшем имеют более высокие академические результаты [12; 15]. Согласно результатам PISA, минимальная продолжительность дошкольного образования, необходимая для повышения успеваемости в школе детей в возрасте 15 лет, составляет два года [14].

По последним данным, в среднем охват дошкольным образованием детей в возрасте от трех до

пяти лет в странах ОЭСР в 2016 г. составлял 86,3%, при этом разброс охвата детей между странами очень значительный: от менее 50% детей в Швейцарии и Турции до более 98% в Бельгии, Франции, Израиле и Великобритании [13]. По мере увеличения охвата детей дошкольным образованием актуальным становится вопрос повышения его качества.

Большинство стран ОЭСР в последние годы разрабатывали стратегии усиления роли дошкольного образования и воспитания детей с целью обеспечения равного доступа к качественному обучению дошкольников; в ряде стран были установлены требования по обязательности предшкольного образования. Практически во всех странах ОЭСР существуют учебные планы (или иные требования) для педагогических работников системы дошкольного образования, призванные обеспечить одинаковое качество обучения и воспитания дошкольников. Возраст детей, охваченных дошкольным образованием, различен, поэтому цель внедрения учебных планов во всех странах заключается в том, чтобы обеспечить преемственность и облегчить переход детей на следующий уровень образования [10; 11].

Для России вопрос доступности и качества дошкольного образования, являющегося уровнем общего образования, также очень актуален. Начиная с 2013 г. Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС проводится ежегодный межрегиональный мониторинг эффективности общего образования, в том числе и дошкольного. В рамках мониторинга был собран и проанализирован существенный объем статистической и социологической информации, характеризующей текущее состояние региональных систем дошкольного образования, удовлетворенность педагогических работников различными сторонами профессиональной деятельности, а населения — качеством дошкольного образования [1; 2; 5; 6; 9].

Цель статьи. Анализ текущего состояния системы дошкольного образования, оценка его доступности и качества являются основой для выработки актуальных управленческих решений в данной сфере. В статье представлены результаты анализа статистических и социологических данных, раскрывающие вопросы доступности дошкольного образования, удовлетворенности семей его качеством, преемственности дошкольного и начального общего образования, усилий, предпринимаемых семьями для обеспечения получения ребенком качественного образования.

Методология и методы исследования. Мониторинг эффективности общего образования проводится ежегодно по методологии, разработанной и апробированной в ходе первой волны исследования [3] (Комментарий 1). Участниками социологического опроса являются родители обучающихся, учителя и руководители образовательных организаций, расположенных в городской и сельской местности. Опросные листы включают темы, находящиеся в центре внимания широкой общественности и профессионального сообщества.

В 2016-2018 гг. в анкетировании ежегодно принимали участие более двух тысяч родителей обучающихся и двух тысяч учителей школ трех региональных столиц, десяти крупных, средних и малых городов, а также сел и поселков городского типа одиннадцати районов Челябинской области, Ставропольского и Алтайского краев.

1. Доступность дошкольного образования в Российской Федерации

В целом по Российской Федерации численность детей, получающих дошкольное образование, составила 7,5 млн чел. Пик посещаемости детьми детских садов приходится на возраст от 3 до 7 лет (Рисунок 1).

Результаты исследования

1 ЧЯ7

1 620 003

1 648 440

2 1!

до 1 года 1

2

3

4

5

6

7 и старше

Возраст, лет

Рисунок1. Численность детей вдошкольныхобразовательных организациях, Российская Федерация, число полных летна01.01.2018 г.,чел.

Источник: ЕИС Минобрнауки России [7]

По официальным данным, на 01.01.2018 г. охват дошкольным образованием детей в возрасте 1-6 лет в Российской Федерации составил 66,5% [8] (Комментарий 2). Из-за различий в территориальных, демографических, социально-экономических условиях в федеральных округах России охват детей дошкольным образованием варьируется от 46,7% в Северо-Кавказском федеральном округе до 75,4% в Северо-Западном федеральном округе (Рисунок 2).

65,6

75,4

ПФО 45,1 62,2 70,8 2016 ■ 2017

70,8 74,1

74,3 64,2

64,8 68,2

67,9

Рисунок2.Охватдетейдошкольнымобразованием по федеральным округам, %

Источник: ЕИС Минобрнауки России [7]

Во всех федеральных округах численность воспитанников дошкольных образовательных организаций, приходящихся на сто мест, превышает сточеловек.В последниегодынаиболее сложное положение отмечалось в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СевероКавказского федерального округа. В большинстве федеральных округов загруженностьдетскихсадовувеличивается каждыйгод(Рисунок 3).

Если рассмотреть ситуацию в субъектах Российской Федерации, то во многих из них численность воспитанников, приходящихся на сто мест в детских садах, превышала сто человек, причем в некоторых регионах России это превышение было весьма значительным. Наибольшая загруженность детских садов в таких регионах России, как Республика Тыва,

где на сто мест приходилось 129,8 ребенка, Республика Адыгея (134,2 детей), Чеченская Республика (138,9 детей) (Таблица 1).

2016

■ 2017

■ 2018

Рисунок 3.Численность воспитанниковдошкольных образовательных организаций, приходящихся на сто мест, чел.

Источник: ЕИС Минобрнауки России [7]

Таблица 1

Численностьвоспитанниковдошкольныхобразовательныхорганиза-ций,приходящихсянастоместв детских садах,2018 г., чел.

СубъектРоссийскойФедерации Численность воспитанников

Новосибирская область 113,0

Ульяновскаяобласть 113,1

РеспубликаТатарстан 113,8

РеспубликаБашкортостан 115,9

Республика Дагестан 120,2

Республика Северная Осетия-Алания 122,3

Тюменская область 125,4

Республика Тыва 129,8

Республика Адыгея 134,2

Чеченская Республика 138,9

Источник: ЕМИСС [8]

Таким образом, в большинстве субъектов Российской Федерации детские сады переполнены и сеть детских садов нуждается в существенном расширении. Вместе с тем в ряде регионов России имеющиеся мощности дошкольных образовательных организаций оказываются недогруженными: в Чукотском автономном округе на сто мест в детских садах приходилось в 2018 г. 88 детей, в Ненецком автономном округе — 90 детей, в Тульской области — 90,5 детей.

2. Благоустройство детских садов

Большая часть детских садов в регионах России имеет все виды благоустройства (канализация, водопровод, энергоснабжение, центральное отопление), при этом, безусловно, степень благоустройства варьируется между федеральными округами. Наибольшая доля дошкольных образовательных организаций, имеющих все виды благоустройства, находится в регионах, входящих в состав Приволжского (97%) и Уральского (97,2%) федеральных округов. Наименее благоустроены дошкольные образовательные организации в Дальневосточном (79,3%)и Северо-Кавказском (68,7%) ОСедеральных округах (Рисунок 4).

Рисунок 4.Долядошкольныхобразовательныхорганизаций, имеющихвсевидыблагоустройства,по федеральным округам, %

Источник: ЕИС Минобрнауки России [7]

По данным на 2018 г., 7% дошкольных образовательных организаций России требовали капитального ремонта. Безусловно, этот средний показатель меняется в зависимости от рассматриваемого федерального округа и региона. В ряде субъектов Российской Федерации требовали капиталь-ногоремонта от третидо почти пол овины дошкольныхобразовательных организаций. Так, например, в Республике Северная Осетия — Алания их доля со ставил а 4 5,°% вото де тскихсадов, вРеспублике Дагестан — 38,6%, в Респ^лике Ино^етия — °б,4%, вРесп°бсике Татарстан — 28,3% (Рисунок 5).

50

45

40

35

25

20

15

5

0

Республика Северная Осетия-Алания; 45,4

Республика Дагестан; 38,6

Республика Ингушетия; 34,4

Республика Татарстан; 28,3

г Севастополь; 24,1

♦ Воронежская Республика

область; 1.6Д Республика Калмыкия; 15,7 Карелия; 14,1

Белгородская область; 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гМосква; 7,4

Астраханская

-Калужская область; област' ■ л

Республика Саха (Якутия); 25,8

Томская область; ♦ ♦ 19,9

Камчатский край; 7,1

♦ ♦ ♦

** ♦ ♦♦ ♦

61 . Кировская область; ; * »4,7

Республика Тыва; ♦ 'Пермский край; 0,4 1,6

Рисунок 5. Доля дошкольных образовательныхорганизаций, требующих капитального ремонта, 2018 г., %

Источник:ЕИСМинобрнауки России [7]

Остается высокой численность детей в дошкольных образовательных организациях, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийномсостоянии. Наиболееостраяситуациясложиласьв таких регионахРоссии,какРеспублика Татарстан,гдев 2018 г.66 694 детей на-ходилисьв детских садах, требующихкапитальногоремонта;Республике Дагестан(32747 детей);Республике Саха (20 643 детей); Воронежской

области (17 288 детей); Московской области (16 768 детей) (Рисунок 6, Таблица 2).

Российская Федерация

ЦФО 60 307

СЗФО ■ 14 713

ЮФО Н 30 101

СКФО ^^^В 66 668

ПФО 107526

УФО Н 26 994

СФО 42 829

ДФО 51 527

Рисунок 6. Численностьдетей в дошкольных образовательных организациях, требующих капитального ремонта и находящихся ваварийномсостоянии,по федеральнымокругам,2018 г.,чел.

Источник:ЕИСМинобрнаукиРоссии[7]

Таблица 2

Численность детей в дошкольных образовательных организациях, требующих капитального ремонта и находящихся в аварийном состоянии, 2018 г.,чел.

СубъектРоссийскойФедерации Численность воспитанников

Республика Татарстан 66 694

РеспубликаДагестан 32747

Республика Саха(Якутия) 20643

Воронежскаяобласть 17 288

Московская область 16 768

Тюменская область 14 517

РеспубликаСеверная Осетия — Алания 13 548

Красноярский край 12 268

Томская область 11 904

Источник: ЕИС Минобрнауки России [7]

3. Удовлетворенность семей дошкольным образованием

Согласно результатам мониторинга эффективности школы (Комментарий 3), большинство родителей (87,9%) отметили, что их дети посещали детские сады или дошкольные отделения школ, а 43,1% семей — что до детского сада дети посещали ясли [4; 5]. Более половины опрошенных родителей (53,9%) водили своих детей на подготовительные занятия при школе, что может свидетельствовать о стремлении адаптировать ребенка к школьной среде или повысить шансы на поступление в желаемую школу. Доля семей, которые водили своих детей на занятия с частными преподавателями, сократилась с 17,9% в 2016 г. до 11,8% в 2018 г., и, напротив, в этот же период выросла доля родителей, сообщивших о посещении их ребенком групповых развивающих занятий (с 45,2% в 2016 г. до 49,3% в 2018 г.). Это может быть обусловлено как улучшением организации и качества проведения таких занятий, так и ухудшением материального положения семей (Рисунок 7).

ПОЛУЧАЛ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ? ДА, ПОЛУЧАЛ

Ясли 44,8

Детский сад не в составе школы 83 3

Дошкольное отделение в составе 9,8 4,8 школы 5,7 2016

школе ^^ ¿0,7

2017

Групповые развивающие занятия 46,6

17,9 Занятия с частным преподавателем

Рисунок 7. Информация родителей учащихсяо получении ребенком дошкольного образования, % (допускалось несколько ответов)

Источник:[4]

Действительно, по мере снижения уровня материального благосостояния родителей доля детей, посещающих занятия с частными пре-

подавателями, сокращается, а особенно востребованными становятся подготовительные занятия при школе (Рисунок 8).

57 0 58,2

57,0 54,0 ,

48,9 Щ 50,6 48,7 , 48,5

I I И

высоким выше среднего средним ниже среднего

Посещал ли Ваш ребенок до поступления в школу: групповые развивающие занятия

Посещал ли Ваш ребенок до поступления в школу: занятия с частным преподавателем

Посещал ли Ваш ребенок до поступления в школу: подготовительные занятия при школе

Рисунок 8. Посещение дошкольникамидополнительныхзанятий, в разрезе уровня материального положения семьи, 2018 г., %

Источник:[2]

В целом дошкольным образованием полностью удовлетворены более половины семей (52,9%), а треть родителей (33,2%) оценивает его на среднем уровне. При этом 5,2% семей полагают, что в детском саду осуществлялсятолько присмотри уход задетьми.Количество родителей, которыеполностьюудовлетвореныдошкольным образованием,больше в региональных столицах, чем в иных видах поселений (Рисунок 9).

Как было сказано выше, большинство детей в разных формах осваи-валипрограммыдошкольного образования,из чегоследует,чтосемьи стремятсяк тому,чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. В этой связи родителям был задан вопрос о том, обеспечивает ли детский сад готовность ребенка к обучению в начальной школе, и большинство родителей (67,5%) высказали утвердительное мнение (Рисунок 10).

НАСКОЛЬКО ВЫ УДОВЛЕТВОРЕНЫ ПОЛУЧЕННЫМ ВАШИМ РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ?

52,3 52,2 52,9

Региональная Город Село В целом

столица

■ Полностью

■ На среднем уровне

■ В детском саду осуществлялся только присмотр и уход

■ Нет ответа

Рисунок 9. Удовлетворенностьродителей школьниковдошкольным образованием, в разрезе типов поселений, 2018 г., %

Источник:[4]

ИМЕЕТСЯ ЛИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ

ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ?

9,3

23,1

■ Да Нет Нет ответа

6(7,5

Рисунок10.Мнение семейосвязидошкольного и школьного образования, 2018 г., %

Источник:[4]

Если сопоставить мнения родителей, чьи дети посещали дошкольное отделение в составе школы и отдельный детский сад, то можно увидеть, что даже в рамках одного образовательного комплекса готовность ребенка

к общению в школе удовлетворяет не все семьи: не увидели взаимосвязи предшкольной и школьной подготовки 24,8% родителей (Рисунок 11).

ИМЕЕТСЯ ЛИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ?

70,4 73,0

24,8 25,7

детский сад В СОСТАВЕ школы

детский сад НЕ в составе

4,8 1 3 школы

да нет нет ответа

Рисунок11.Мнениесемей освязи дошкольногои школьногообразования, в зависимости от образовательной организации, 2018 г., %

Источник: [4]

В числесемей,имеющихмладших школьников, вболылей степени согласны с наличем свази дошкетьнвто интеалчелго облоаевания родители учащихся 1-х и 3-х классов. Наиболее требовательными в данном вопросе оказались родители второклассников, что, возможно, вызвано тпределеннойерев ожностью семей, связаннойчпереходом к высаавоанию отметокво 2 каолсе: 2е,С% изньх отмьаили,чть ао уковне дошло льного тЛразоеения ки ьСеспечиеотатьоодготовка ребенле к обучению в школе (Р сунок 12).

ИМЕЕТСЯ ЛИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ?

72,3 66,7 73,8 67,9

20,9 26,7 19,6 21,4

II- I -

1 класс 2 класс 3 класс

Да ■ Нет ■ Нет ответа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 12. Мнениеродителейучащихся1-х — 4-хклассово связи дошкольного и школьного образования, 2018 г., %

Источник: [4]

Необходимость обеспечения готовности детей к школе на уровне дошкольного образования высказали и учителя. О целесообразности обязательной подготовки заявили 47% опрошенных педагогов, и более важным введение такой подготовки представляется сельским учителям — 52,2% (Рисунок 13).

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ НЕОБХОДИМЫМ ВВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ?

52,2

42,9

45,2

47,0

Региональная столица Город Село В целом

■ Считаете обязательным Не считаете обязательным ■ Трудно сказать

Рисунок13. Мнениеучителейонеобходимостивведенияобязательной подготовки к обучению в школе, 2018 г., %

Источник:[4]

Заключение. Во многих регионах России детские сады переполнены, вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации имеющиеся мощностидошкольных образовательныхорганизаций оказываются недогруженными.Сохраняетсянеобходимость улучшения материально-технического состояния детских садов с целью обеспечения современных условий предоставления дошкольного образования.

Большинствосемей обеспечиваютполучениеребенком дошкольного образования, и болееполовиныродителейудовлетвореныегокачеством. Дополнительно дети посещают подготовительные занятия при школе, групповые развивающие занятия, так как родители стремятся к тому, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным.

0коло70%родителейсчитают,что детскийсад обеспечиваетготов-ностьребенка к обучениюв начальнойшколе. Вместе с темсреди семей, чьи дети посещали дошкольное отделение в составе школы, четверть родителей не увидели взаимосвязи предшкольной и школьной подготовки.

Такимобразом,качественноедошкольное образование предполагает

не только наличие современных материально-технических условий, но и предоставление учебно-методического и психолого-педагогического сопровождения для перехода детей из детского сада в начальную школу, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным образованием.

Статья выполнена в рамках темы Государственного задания РАНХиГС № 16.1 на 2019 год.

Комментарии

1. Руководители социологического исследования — заведующая лабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Е. М. Авраамова и старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития ИНСАП РАНХиГС, кандидат экономических наук Д. М. Логинов.

2. Охват детей дошкольным образованием определяется отношением численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте 1-6 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях.

3. В рамках мониторинга ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, проводимого в 2016-2018 гг., исследовались вопросы преемственности дошкольного и школьного образования.

Литература

1. Авраамова Е. М., Александрова О. А., Белановский С. А. и др. Общее образование: мониторинг эффективности / под ред. Е. М. Авраамовой, Г. С. Токаревой. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 470 с. [Электронный ресурс]. URL: http://profil.ranepa.ru//docs/pubs/ p662/5633887407d6a.pdf (дата обращения: 10.07.2019).

2. Авраамова Е. М., Беляков С. А., Клячко Т. Л. и др. Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://profil.ranepa.ru/docs/pubs/ p791/54d5caa65129c.pdf (дата обращения: 10.07.2019).

3. Авраамова Е. М., Беляков С. А., Клячко Т. Л. и др. Разработка концепции, апробация и проведение мониторинга повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования в контексте повышения заработной платы педагогическим работникам. 2015. 69 с. // SSRN (Social Science Research Network) [Электронный ресурс]. URL: http://ssrn.com/abstract=2626389 (дата обращения: 10.07.2019).

4. Авраамова Е. М., Бедарева Л. Ю., Клячко Т. Л. и др. Мониторинг эффективности школы // Дошкольное образование: доступность и качество (Препринт). 2019. № 1 (6). 21 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2019-03/05-03-2019-monitoring.pdf (дата обра-

щения: 10.07.2019).

5. Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. и др. Мониторинг общего образования: социологические аспекты. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. 60 с.

6. Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. и др. Эффективность школьного образования: позиция учителей / под ред. Т. Л. Клячко. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. 80 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/cfeoll/files/170213a.pdf (дата обращения: 10.07.2019).

7. Дошкольное образование (форма № 85-К) // Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (ЕИС Минобрнауки России) [Электронный ресурс]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/%D 0%94%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%84 %D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B.aspx http://eis.mon.gov.ru (дата обращения: 10.07.2019).

8. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). Последнее обновление данных от 31.08.2018 г. Государственная статистика [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/51564 https://fedstat.ru (дата обращения: 10.07.2019).

9. Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Доступность качественного дошкольного образования в России // Народное образование. 2018. № 1-2. С. 7-13 [Электронный ресурс]. URL: http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2018-1/dostupnost-kachestvennogodoshkolnogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 10.07.2019).

10. Education Policy Outlook 2015. Making reforms happen // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/edu/education-policy-outlook-2015-9789264225442-en.htm (дата обращения: 10.07.2019).

11. Education Policy Outlook 2018. Putting student learning at the centre // OECD [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/9789264301528-en (дата обращения: 10.07.2019).

12. Hanushek E. A. Education production functions // The New Palgrave Dictionary of Economics / S. N. Durlauf, L. E. Blume (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008. p.1-6.

13. OECD Family database // OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/social/ family/database.htm (дата обращения: 10.07.2019).

14. PISA 2012 Results: Excellence through equity: Giving every student the chance to succeed (Volume II) // OECD Library [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/ pisa-2012-results-excellence-through-equity-volume-ii_9789264201132-en (дата обращения: 10.07.2019).

15. PISA in Focus 40: Does pre-primary education reach those who need it most? // OECD Library [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5jz15974pzvg-en.pdf?expires=1 573383106&id=id&accname=guest&checksum=72911E2D1AE250F5CD3107F271919AFC (дата обращения: 10.07.2019).

PRE-SCHOOL EDUCATION: ACCESSIBILITY AND QUALITY

Interregional monitoring of the effectiveness of general education is conducted by the Centre for Continuing Education Economics of the Institute of Applied Economic Research of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. The monitoring analyzes open statistical data of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Education of the Russian Federation on the state and development of the general education system, as well as a sociological survey of parents of students, teachers and school principals in different types of settlements in the regions of the Russian Federation differentiated by socio-economic status. Each year the volume of the sample exceeds four thousand people. The monitoring showed that the existing regional structure of pre-school educational organizations needs to introduce additional capacity, optimization and territorial reorganization of the existing fund. In some regions, it is necessary to improve the material and technical condition of kindergartens in order to ensure modern conditions for the provision of pre-school education. Most of the surveyed families provide a child with preschool education and more than

half of the parents are satisfied with its quality. In addition, parents try to involve children in preparatory classes at school or group developmental activities. The demand for preparatory classes at school is increasing among families as their financial well-being decreases. More affluent parents prefer classes with private teachers. Families place high demands on the quality of preschool and school education and consider the choice of a good school as a necessary condition for the formation of successful educational trajectories of their children. The article presents the results of the study, revealing the issues of accessibility and ensuring the conditions for the provision of pre-school education, family satisfaction with its quality, continuity of pre-school and primary education in the assessment of teachers and parents of students.

Keywords: monitoring, pre-school education, accessibility and quality, improvement of kindergartens, family satisfaction, teacher beliefs, outcomes.

References

• Avraamova E. M., Aleksandrova O. A., Belanovskij S. A. i dr. Obshchee obrazovanie: monitoring ef-fektivnosti / pod red. E. M. Avraamovoj, G. S. Tokarevoj. M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2015. 470 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://profil.ranepa.rU//docs/pubs/p662/5633887407d6a.pdf (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].

• Avraamova E. M., Belyakov S. A., Klyachko T. L. i dr. Ocenka effektivnosti obshchego obrazovaniya v kontekste povysheniya zarabotnoj platy pedagogicheskih rabotnikov. M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: http://profil.ranepa.ru/docs/pubs/p791/54d5caa65129c. pdf (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].

• Avraamova E. M., Belyakov S. A., Klyachko T. L. i dr. Razrabotka koncepcii, aprobaciya i provedenie monitoringa povysheniya effektivnosti i kachestva uslug v sfere obshchego obrazovaniya v kontek-ste povysheniya zarabotnoj platy pedagogicheskim rabotnikam. 2015. 69 s. // SSRN (Social Science Research Network) [Elektronnyj resurs]. URL: http://ssrn.com/abstract=2626389 (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].

• Avraamova E. M., Bedareva L. Yu., Klyachko T. L. i dr. Monitoring effektivnosti shkoly // Doshkol'noe obrazovanie: dostupnost' i kachestvo (Preprint). 2019. № 1 (6). 21 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2019-03/05-03-2019-monitoring.pdf (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].

• Avraamova E. M., Klyachko T. L., Loginov D. M. i dr. Effektivnost' shkol'nogo obrazovaniya: poziciya uchitelej / pod red. T. L. Klyachko. M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2017. 80 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ifap.ru/cfeoll/files/170213a.pdf (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].

• Avraamova E. M., Klyachko T. L., Loginov D. M. i dr. Monitoring obshchego obrazovaniya: socio-logicheskie aspekty. M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2019. 60 s. [In Rus].

• Doshkol'noe obrazovanie (forma № 85-K) // Edinaya informacionnaya sistema obespecheniya deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (EIS Minobrnauki Rossii) [Elektronnyj resurs]. URL: http://eis.mon.gov.ru/education/SitePages/%D0%94%D0%BE%D1%88% D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0 %BC%D1%8B.aspx http://eis.mon.gov.ru (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].

• Edinaya mezhvedomstvennaya informacionno-statisticheskaya sistema (EMISS). Poslednee obnovle-nie dannyh ot 31.08.2018 g. Gosudarstvennaya statistika [Elektronnyj resurs]. URL: https://fedstat.ru/ indicator/51564 https://fedstat.ru (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].

• Education Policy Outlook 2015. Making reforms happen // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.oecd.org/edu/education-policy-outlook-2015-9789264225442-en.htm (data obrashcheniya: 10.07.2019).

• Education Policy Outlook 2018. Putting student learning at the centre // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: https://doi.org/10.1787/9789264301528-en (data obrashcheniya: 10.07.2019).

• Hanushek E. A. Education production functions // The New Palgrave Dictionary of Economics / S. N. Durlauf, L. E. Blume (eds.). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008. p.1-6.

• Klyachko T. L., Semionova E. A., Tokareva G. S. Dostupnost' kachestvennogo doshkol'nogo obrazovani-

ya v Rossii // Narodnoe obrazovanie. 2018. № 1-2. S. 7-13 [Elektronnyj resurs]. URL: http://narodnoe. org/journals/narodnoe-obrazovanie/2018-1/dostupnost-kachestvennogodoshkolnogo-obrazovani-ya-v-rossii (data obrashcheniya: 10.07.2019). [In Rus].

• OECD Family database // OECD [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.oecd.org/social/family/data-base.htm (data obrashcheniya: 10.07.2019).

• PISA 2012 Results: Excellence through equity: Giving every student the chance to succeed (Volume II) // OECD Library [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2012-re-sults-excellence-through-equity-volume-ii_9789264201132-en (data obrashcheniya: 10.07.2019).

• PISA in Focus 40: Does pre-primary education reach those who need it most? // OECD Library [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/5jz15974pzvg-en.pdf?expires=1 573383106&id=id&accname=guest&checksum=72911E2D1AE250F5CD3107F271919AFC (data obrashcheniya: 10.07.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.