Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые воспитательные технологии / виртуальная воспитательная среда / вуз / профессиональная образовательная организация / медиатека воспитания / интерактивная мастерская воспитателя / digital educational technologies / virtual educational environment / university / professional educational organization / educational media library / interactive teacher workshop

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

Цель данной статьи — теоретический анализ проблемы внедрения цифровых воспитательных технологий в образовательный процесс и описание практического опыта их реализации в вузе. Проанализированы теоретические подходы к проблеме внедрения цифровых воспитательных технологий в образовательный процесс вузов и профессиональных образовательных организаций. Именно цифровые воспитательные технологии позволяют сформировать у студентов устойчивый интерес к воспитательной деятельности, а в дальнейшем поддерживать его. В статье изучены ключевые аспекты «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», указывающие на необходимость внедрения цифровых воспитательных технологий. К ключевым преимуществам данных технологий можно отнести активизацию творческого мышления студентов, формирование их ценностного отношения к воспитательной деятельности, вовлечение широкого круга обучающихся в участие в традиционных формах воспитательной деятельности. Описана реализуемая в профессиональнопедагогическом институте ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» виртуальная воспитательная среда. При ее разработке учитывалась специфика воспитательной работы в среднем профессиональном образовании, поскольку профессионально-педагогический институт готовит кадры именно для данных учебных заведений. Разработанная виртуальная воспитательная среда профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» включает такие инновационные воспитательные технологии, как медиатека воспитания, интерактивная мастерская воспитателя, виртуальный воспитательный кабинет будущего педагога, портфолио воспитательных достижений, блоги преподавателей по вопросам воспитания. Виртуальная воспитательная среда способствует изменению я-образа студента в воспитательной деятельности, имеет информационно-пропагандистскую функцию, она расширяет и обогащает доступ к внутривузовским материалам как для студентов, так и для преподавателей. Цифровые воспитательные технологии позволяют реалистично воссоздавать воспитательные ситуации, студентам погружаться в воспитательную работу, моделировать воспитательные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The purpose of this article is a theoretical analysis of the problem of introducing digital educational technologies into the educational process and a description of the practical experience of their implementation at a university. Theoretical approaches to the problem of introducing digital educational technologies into the educational process of universities and professional educational organizations are analyzed. It is digital educational technologies that make it possible to form a sustainable interest in educational activities among students, and to maintain it in the future. The article examines the key aspects of the “Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025”, indicating the need to introduce digital educational technologies. The key advantages of these technologies include the activation of students’ creative thinking, the formation of their value attitude towards educational activities, and the involvement of a wide range of students in participation in traditional forms of educational activities. The virtual educational environment implemented at the vocational pedagogical institute of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University is described. When developing it, the specifi cs of educational work in secondary vocational education were taken into account, since the vocational pedagogical institute trains personnel specifi cally for these educational institutions. The developed virtual educational environment of the vocational pedagogical institute of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University includes such innovative educational technologies as an educational media library, an interactive teacher’s workshop, a virtual educational offi ce of a future teacher, a portfolio of educational achievements, blogs of teachers on educational issues. The virtual educational environment contributes to changing the student’s self-image in educational activities, has an information and propaganda function, it expands and enriches access to intra-university materials for both students and teachers. Digital educational technologies make it possible to realistically recreate educational situations, allow students to immerse themselves in educational work, and simulate educational activities.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 156-162. ISSN 2304-2818

Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):156-162. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 37.02

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЩЖ

Алексей Викторович Савченков, alex2107@mail.ru, ORCID 0000-0002-7268-1533

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия

Аннотация. Цель данной статьи — теоретический анализ проблемы внедрения цифровых воспитательных технологий в образовательный процесс и описание практического опыта их реализации в вузе. Проанализированы теоретические подходы к проблеме внедрения цифровых воспитательных технологий в образовательный процесс вузов и профессиональных образовательных организаций. Именно цифровые воспитательные технологии позволяют сформировать у студентов устойчивый интерес к воспитательной деятельности, а в дальнейшем поддерживать его. В статье изучены ключевые аспекты «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», указывающие на необходимость внедрения цифровых воспитательных технологий. К ключевым преимуществам данных технологий можно отнести активизацию творческого мышления студентов, формирование их ценностного отношения к воспитательной деятельности, вовлечение широкого круга обучающихся в участие в традиционных формах воспитательной деятельности. Описана реализуемая в профессионально-педагогическом институте ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» виртуальная воспитательная среда. При ее разработке учитывалась специфика воспитательной работы в среднем профессиональном образовании, поскольку профессионально-педагогический институт готовит кадры именно для данных учебных заведений. Разработанная виртуальная воспитательная среда профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» включает такие инновационные воспитательные технологии, как медиатека воспитания, интерактивная мастерская воспитателя, виртуальный воспитательный кабинет будущего педагога, портфолио воспитательных достижений, блоги преподавателей по вопросам воспитания. Виртуальная воспитательная среда способствует изменению я-образа студента в воспитательной деятельности, имеет информационно-пропагандистскую функцию, она расширяет и обогащает доступ к внутривузовским материалам как для студентов, так и для преподавателей. Цифровые воспитательные технологии позволяют реалистично воссоздавать воспитательные ситуации, студентам погружаться в воспитательную работу, моделировать воспитательные мероприятия.

Ключевые слова: цифровые воспитательные технологии, виртуальная воспитательная среда, вуз, профессиональная образовательная организация, медиатека воспитания, интерактивная мастерская воспитателя

Для цитирования: Савченков А. В. Возможности применения цифровых воспитательных технологий в высшем и среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (44). С. 156-162.

© Савченков А. В., 2024

Original article

POSSIBILITIES OF USING DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN HIGHER AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Alexey V. Savchenkov, alex2107@mail.ru, ORCID 0000-0002-7268-1533

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The purpose of this article is a theoretical analysis of the problem of introducing digital educational technologies into the educational process and a description of the practical experience of their implementation at a university. Theoretical approaches to the problem of introducing digital educational technologies into the educational process of universities and professional educational organizations are analyzed. It is digital educational technologies that make it possible to form a sustainable interest in educational activities among students, and to maintain it in the future. The article examines the key aspects of the "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025", indicating the need to introduce digital educational technologies. The key advantages of these technologies include the activation of students' creative thinking, the formation of their value attitude towards educational activities, and the involvement of a wide range of students in participation in traditional forms of educational activities. The virtual educational environment implemented at the vocational pedagogical institute of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University is described. When developing it, the specifics of educational work in secondary vocational education were taken into account, since the vocational pedagogical institute trains personnel specifically for these educational institutions. The developed virtual educational environment of the vocational pedagogical institute of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University includes such innovative educational technologies as an educational media library, an interactive teacher's workshop, a virtual educational office of a future teacher, a portfolio of educational achievements, blogs of teachers on educational issues. The virtual educational environment contributes to changing the student's self-image in educational activities, has an information and propaganda function, it expands and enriches access to intra-university materials for both students and teachers. Digital educational technologies make it possible to realistically recreate educational situations, allow students to immerse themselves in educational work, and simulate educational activities.

Keywords: digital educational technologies, virtual educational environment, university, professional educational organization, educational media library, interactive teacher workshop

For citation: Savchenkov AV. Possibilities of using digital educational technologies in higher and secondary vocational education. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):156-162. (In Russ.).

Введение

В современных условиях системе образования приходится конкурировать с постоянно развивающейся развлекательной средой, что свидетельствует о необходимости реализации инновационных воспитательных технологий, направленных на вовлечение студентов в воспитательный процесс. По нашему мнению, именно цифровые воспитательные технологии позволяют сформировать у студентов устойчивый интерес к воспитательной деятельности, а в дальнейшем поддерживать его.

Современное молодое поколение существенно отличается от предыдущих, они способны быстро адаптироваться к условиям глобальной цифровизации всех сфер общества. Для молодых людей цифровое пространство становится более привычным, чем реальная коммуникация в обществе [1]. Высшее и среднее профессио-

нальное образование столкнулось с «необходимостью поиска качественно новых технологий, позволяющих работать с ценностными проблемами обучающихся, пребывающих одновременно в реальном и виртуальном мире» [2, с. 25]. В условиях критического столкновения управляемой и неуправляемой социализации обучающихся внедрение цифровых образовательных технологий в образовательный процесс вузов и профессиональных образовательных организаций становится все более актуальной и значимой проблемой.

Цель данной статьи — теоретический анализ проблемы внедрения цифровых воспитательных технологий в образовательный процесс и описание практического опыта их реализации в вузе.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по проблеме

исследования, нормативно-правовых источников, обобщения собственного практического опыта по названной тематике. При изучении научной литературы по данной теме были выявлены проблемы и возможности применения цифровых воспитательных технологий в вузе и профессиональных образовательных организациях.

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на исследования Н. О. Вербицкой [3], А. К. Орешкиной [4] и И. В. Роберт [5], мы считаем, что виртуальные воспитательные технологии открывают новые возможности цифровых ресурсов в воспитательной деятельности, позволяют вовлекать студентов в воспитательный процесс и транслируют передовые и успешные воспитательные практики, способствуют привлекательности традиционных форм воспитания. При этом стоит понимать, что цифровые воспитательные технологии необходимо внедрять в образовательный процесс постепенно и поэтапно, учитывая возможные риски и ограничения и то, что данные технологии меняют саму природу воспитательного воздействия [2; 11].

На необходимость внедрения цифровых воспитательных технологий в образовательный процесс ориентирует и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [6; 12]. В данном документе отражены следующие возможности цифровых воспитательных технологий в образовании:

- организационное, методическое, информационное и материально-техническое оснащение воспитательного процесса в соответствии с тенденциями цифровизации и конвергенции образования;

- создание условий и технологий для вовлечения обучающихся в воспитательную деятельность посредством информационных ресурсов, социальных сетей и т. д.;

- содействие популяризации в информационной среде патриотических взглядов и культурных ценностей, семейных норм, нравственных форм поведения;

- профилактика негативного воздействия информационных ресурсов на молодое поколение за счет создания интерактивных воспитательных ресурсов [7; 8].

В качестве преимуществ внедрения цифровых воспитательных технологий в образовательный процесс можно выделить следующие:

- возможности применения в педагогической практике вузов и профессиональных образовательных организаций материалов федеральных культурно-исторических интернет-порталов;

- использование в воспитательном процессе методических и информационных материалов федеральных образовательных порталов («Разговоры о важном», «Российское образование» и др.);

- обеспечение участия студентов в сетевых воспитательных сообществах, федеральных воспитательных программах;

- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность за счет коммуникации в виртуальном пространстве, выстраивания межличностных отношений в нем;

- разнообразие форм коммуникации в виртуальной воспитательной среде, включение в нее всех субъектов образовательного процесса (видеосвязь, мессенджеры, блоги, форумы и т. д.);

- активизация воспитательного воздействия как внутренней, так и внешней среды образовательной организации;

- организация интерактивного общения участников воспитательной деятельности вне зависимости от времени и места их нахождения, высокоэффективная поддержка проводимых воспитательных мероприятий [9; 10].

Перейдем к описанию реализуемой в профессионально-педагогическом институте ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» виртуальной воспитательной среды, которая начала создаваться в период пандемии. В то время процесс обучения в вузе ре-ализовывался дистанционно, при этом воспитательная деятельность практически не осуществлялась. Стоит отметить, что при разработке виртуальной воспитательной среды учитывалась специфика воспитательной работы в среднем профессиональном образовании, поскольку профессионально-педагогический институт готовит кадры именно для данных учебных заведений.

При разработке виртуальной воспитательной среды были учтены следующие требования:

- необходимость активизации творческого мышления студентов, критического отношения к получаемой в информационной среде информации;

- формирование ценностного отношения студентов к воспитательной деятельности, устойчивой мотивации к ее осуществлению;

- вовлечение широкого круга студентов в участие в традиционных формах воспитательной деятельности, информирование их о проводимых воспитательных мероприятиях;

- возможности реализации личностно ориентированной парадигмы воспитательной деятельности, выбор воспитательных мероприятий в зависимости от потребностей и интересов каждого студента;

- наполнение воспитательной среды вуза методическими и видеоматериалами, которые возможно использовать в рамках преподавания учебных дисциплин и для подготовки к воспитательным мероприятиям;

- создание условий для свободного общения всех субъектов воспитательной деятельности и формирование положительного эмоционального настроя для участия в ней [10].

Разрабатываемая виртуальная воспитательная среда включает такие инновационные воспитательные технологии, как воспитательные блоги преподавателей, онлайн-экскурсии, виртуальное моделирование воспитательных ситуаций, а также способствует выявлению критериев и показателей сформированности готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности [Там же].

На рисунке 1 представлено содержание виртуальной воспитательной среды, реализуемой в профессионально-педагогическом институте.

Медиатека воспитания

Интерактивная мастерская воспитателя

Виртуальный воспитательный кабинет будущего педагога

Собрание видеоклипов, интерактивных компьютерных разработок, документальных фильмов, отрывков из | художественных произведений, презентаций и т. п., посвященных проблемам воспитания

Видеозаписи различных воспитательных ситуаций (конфликтные ситуации, ситуации взаимодействия педагогов и воспитанников и др.)

Анонсы факультетских и вузовских воспитательных мероприятий, онлайн-консультации с педагогами по вопросам воспитания, сетевые воспитательные мероприятия с ПОО, видеоконференции, интерактивные воспитательные мероприятия, организационные онлайн-совещания студентов и преподавателей, обучающий вебинары и 81 д.

Портфолио 1 воспитательных достижений | Информация о достижениях студента, результаты его участия в различных мероприятиях, которые оцениваются в соответствии с разработанной балльно-рейтинговой системой

——т Независимые ресурсы, ще преподаватели размещают информацию Для студентов, например, вопросы Для обсуждения, тематику семинаров и вебинаров, свои суждения по тем или иным воспитательным проблемам

Рис. 1. Содержание виртуальной воспитательной среды

Функции инновационных воспитательных технологий, выступающих содержательным наполнением виртуальной воспитательной среды, представлены на рисунке 2.

Виртуальная воспитательная среда способствует изменению я-образа студента в воспитательной деятельности, реализует информационно-пропагандистскую функцию — расширяет и обогащает доступ к внутривузовским материалам как для студентов, так и для преподавателей. Цифровые воспитательные технологии позволяют реалистично воссоздавать воспи-

тательные ситуации, погружаться студентам в воспитательную работу, моделировать воспитательные мероприятия.

Личностные качества, ценностные ориентации и смыслы, сформированные у будущих педагогов профессионального обучения с помощью цифровых воспитательных технологий, в дальнейшем транслируются ими студентам профессиональных образовательных организаций. Опыт применения цифровых воспитательных технологий в вузе получил развитие в практике профессиональных образовательных организаций.

Инновационные воспитат ельные технологии

Медиатека воспитания

Hi п ер а ктивная

мастерская воспитателя |

Виртуальный во с нитател ьныё кабинет будущего педагога

Портфолио воспитательных достижений

Функции

Позволяет студентам использовать данный воспитательный материал и собственной воспитательной деятельности, при подготовке к воспитательным мероприятиям, а также в целях знакомства с наработками ведущих специалистов в области

воспитания

Студенты, разрешая и анализируя воспитательные ситуации, получают опыт воспитательной деятельности, учатся находить разные варианты решения и выбирать оптимальный, использовать различные типы взаимодействия субъектов внутри воспитательного

процесса

Даст возможность студентам взаимодействовать с другими | студентами и преподавателями по вопросам воспитания и организации

мероприятий, участвовать » интерактивных воспитательных I мероприятиях и обучающих веби парах, ЧТО способствует обогащению их опыта воспитательной деятельности

Студенты могут реально оценить свои достижения в области воспитательной и социально значимой деятельности, что безусловно положительно отразится на их самооценке и способности к самоанализу

Блоги преподавателей по вопросам воспитания

Студенты активно включаются в процесс обсуждения, предлагают

различные способы разрешения сложившейся воспитательной ситуации. Воспитательные блоги позволяют включить студентов в воспитательную среду, наладить диалог между преподавателями и студентами, основанный па общих ценностях и нормах, взаимном уважении. Для каждого участника воспитательного блога создается

эффект включенности в проблемы воспитания, но при этом сохраняется ореол защищенности, свойственный интернет^ среде; т. е. блоги создают психологически комфортную атмосферу, выступая основой для процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности

Рис. 2. Функции инновационных воспитательных технологий

Заключение

1. Цифровые воспитательные технологии позволяют сформировать у студентов устойчивый интерес к воспитательной деятельности, а в дальнейшем поддерживать его, для молодых людей цифровое пространство становится более привычным, чем реальная коммуникация в обществе.

2. На необходимость внедрения цифровых воспитательных технологий в образовательный процесс ориентирует и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». К ключевым преимуществам данных технологий можно отнести: активизацию творческого мышления студентов, формирование их ценностного отношения к воспитательной деятельности, вовлечение широкого круга обучающихся в участие в традиционных формах воспитательной деятельности.

3. Разработанная виртуальная воспитательная среда профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» включает такие инновационные воспитательные технологии, как медиатека воспитания, интерактивная мастерская воспитателя, виртуальный воспитательный кабинет будущего педагога, портфолио воспитательных достижений, блоги преподавателей по вопросам воспитания.

4. Виртуальная воспитательная среда способствует изменению я-образа студента в воспитательной деятельности, реализует информационно-пропагандистскую функцию за счет расширения и обогащения доступа к внутривузовским материалам как для студентов, так и для преподавателей. Цифровые воспитательные технологии позволяют реалистично воссоздавать воспитательные ситуации, студентам погружаться в воспитательную работу, моделировать воспитательные мероприятия.

Список источников

1. Сергеева М. Н. К вопросу об использование информационных и цифровых технологий воспитательной практике ТУВГУ // E-Scio : науч. электрон. журн. 2021. № 9 (60). С. 400-404.

2. Яковлева О. В., Носкова Т. Н. Исследование особенностей применения учителями цифровых технологий в воспитательной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 9 (162). С. 25-31.

3. Вербицкая Н. О. Возможности нейроисследований и виртуальной реальности в формировании профессиональных навыков в симуляционных средах // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 34-40.

4. Роберт И. В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 184-198.

5. Орешкина А. К. Теоретико-методологические основы развития саморегуляции как психического ресурса творческой личности в условиях цифрового обучения // Профессиональное образование и общество. 2021. № 1 (37). С. 89-94.

6. Распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. РФ № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/.

7. Мылова И. Б. Применение цифровых технологий для решения воспитательных задач в педагогической работе с младшими школьниками // Герценовские чтения. Начальное образование. 2023. Т. 14, № 2. С. 10-16.

8. Ваганова О. И., Корнилова Е. С., Комлева А. П. Формирование воспитательной среды вуза средствами цифровых технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 81-3. С. 49-51.

9. Савченков А. В. Стратегия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2021. 586 с.

10. Чернявский А. Г. К вопросу о поиске оптимальных путей реализации культурно-воспитательной функции государства в условиях развития современных цифровых технологий // Вестник ВНИИДАД. 2019. № 3. С. 50-61.

11. Idrisova J., Alikhadzhiev S., Shudueva, Z. Innovative Educational Technologies and the Use of Virtual Research Tools // SHS Web of Conferences. 2023. Vol. 172. P. 1-6. DOI: 10.1051/ shsconf/202317201002.

12. Haleem A., Javaid M., Qadri M. A., Suman R. Understanding the role of digital technologies in education: A review // Sustainable Operations and Computers. 2022. Vol. 3. P. 275-285. DOI: 10.1016/j.susoc.2022.05.004.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Sergeeva MN. On the issue of the use of information and digital technologies in the educational practice of TuvSU. E-Scio: nauch. elektron. Zhurn = E-Scio: scientific. electron. magazine. 2021;(9(60):400-404. (In Russ.).

2. Yakovleva OV, Noskova TN. Study of the features of teachers' use of digital technologies in educational activities. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta = News of the Volgograd State Pedagogical University. 2021;(9(162):25-31. (In Russ.).

3. Verbitskaya NO. Possibilities of neuroresearch and virtual reality in the formation of professional skills in simulation environments. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education 2021;(3(31):34-40. (In Russ.).

4. Robert IV. Didactics of the period of digital transformation of education. Mir psikhologii = World of Psychology. 2020;(3(103):184-198. (In Russ.).

5. Oreshkina AK. Theoretical and methodological foundations for the development of self-regulation as a mental resource of a creative personality in the conditions of digital learning. Professional'noe obrazovanie i obshchestvo = Professional education and society. 2021;(1(37):89-94. (In Russ.).

6. Government Order of May 29, 2015 of the Russian Federation No. 996-r "On approval of the Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025." URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/.(In Russ.).

7. Mylova IB. Application of digital technologies for solving educational problems in pedagogical work with younger schoolchildren. Gertsenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie = Herzen Readings. Elementary education. 2023;14(2):10-16. (In Russ.).

8. Vaganova OI, Kornilova ES, Komleva AP. Formation of the educational environment of a university using digital technologies. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of modern pedagogical education. 2023;(81-3):49-51. (In Russ.).

9. Savchenkov AV. Strategiya podgotovki budushchikh pedagogov professional'nogo obucheni-ya k osushchestvleniyu vospitatel'noy deyatel'nosti = Strategy for preparing future teachers of vocational training for the implementation of educational activities. Thesis. Chelyabinsk; 2021. 586 p. (In Russ.).

10. Chernyavsky AG. On the issue of finding optimal ways to implement the cultural and educational function of the state in the conditions of the development of modern digital technologies. Vestnik VNIIDAD = VNIIDAD Bulletin. 2019;(3):50-61. (In Russ.).

11. Idrisova J, Alikhadzhiev S, Shudueva Z. Innovative Educational Technologies and the Use of Virtual Research Tools. SHS Web of Conferences. 2023;172:1-6. DOI: 10.1051/shsconf/202317201002. (In Engl.).

12. Haleem A, Javaid M, Qadri MA, Suman R. Understanding the role of digital technologies in education: A review. Sustainable Operations and Computers. 2022;3:275-285. DOI: 10.1016/j. susoc.2022.05.004. (In Engl.).

Информация об авторе

А. В. Савченков — профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, доктор педагогических наук, доцент.

Information about the author

A. V. Savchenkov — Professor of the Department of Training of Vocational Teachers and Subject Methodologies, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 05.02.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 13.02.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.