Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРУППА)'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРУППА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков А.В.

Введение. В рамках данной статьи нами описаны социально-педагогические условия организационно-методической группы направленные на повышение эффективности системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Материалы и методы. Материалом для анализа выступили различные научные источники, посвященные социально-педагогическим условиям, способствующим повышению эффективности подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях (ПОО). Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа. Результаты. Нами выделены следующие социально-педагогические условия организационно-методической группы, направленные на повышение эффективности реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности профессиональных образовательных организациях: организационно-управленческие: 1) моделирование экстремальных педагогических ситуаций в образовательном процессе вуза; 2) воспитание гибких навыков студентов; 3) реализация в образовательном процессе современных интерактивных воспитательных технологий (квест-технологий); 4) реализация коуч-технологий и наставничества в воспитательной работе. Описаны социально-педагогические условия организационно-управленческой группы. Моделирование экстремальных воспитательных ситуаций позволяет будущим педагогам сформировать способность ориентироваться в изменяющихся обстоя-тельствах воспитательной деятельности, в том числе и экстремальных. Воспитание гибких навыков студентов направлено на формирование личностных качеств будущих педагогов, выступающих фундаментом готовности к воспитательной деятельности. Реализация в образовательном процессе интерактивных воспитательных технологий (квест-технологий) направлена на формирование у будущих педагогов социальной ответственности, коммуникативных навыков, умений самостоятельно ставить и разрешать воспитательные задачи. Интерактивные воспитательные технологии (квест-технологии) позволяют изменить традиционные формы взаимоотношений в воспитательном процессе, установить его взаимосвязь с социокультурной жизнью, перевести воспитательную деятельность в плоскость межличностного взаимодействия. Обсуждение. Выявленные и описанные социально-педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности позволяют развивать у будущих педагогов способности к саморегуляции, преодоления стресса, позволяют изменить традиционные формы взаимоотношений в воспитательном процессе, усиливают воспитательный потенциал учебной и внеучебной воспитательной деятельности. Заключение. Мы выяснили, что выявленные и разработанные социально-педагогические условия организационно-методической группы учитывают не только педагогические факторы, но и социальную ориентированность среднего профессионального образования, и социальный заказ общества. Разработанные нами социально-педагогические условия представляют собой комплекс, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основные положения: - дано определение социально-педагогических условий подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, обоснован их выбор; - подробно проанализированы социально-педагогические условия организационно-управленческой группы; - обоснована их значимость для реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PREPARING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL GROUP)

Introduction. Within the framework of this article, we describe the socio-pedagogical conditions of the organizational and methodological group aimed at improving the effectiveness of the system of training future teachers for educational activities. Materials and methods. The material for the analysis was presented by various scientific sources devoted to the socio-pedagogical conditions that contribute to improving the effectiveness of training future teachers for educational activities in professional educational organizations. The analysis of scientific and methodological literature, descriptive and distributive methods used in writing this article are the main tools of analysis. Results. Within the framework of this article, we have identified the following socio-pedagogical conditions of the organizational and methodological group aimed at improving the effectiveness of the implementation of the system of training future teachers for educational activities in professional educational organizations: organizational and managerial: 1) modeling of extreme pedagogical situations in the educational process of the university; 2) education of flexible skills of students; 3) implementation of modern interactive (quest technologies) educational technologies in the educational process; 4) implementation of coaching technologies and mentoring in educational work. This article describes the socio-pedagogical conditions of the organizational and management group. Modeling of extreme educational situations allows future teachers to form the ability of future teachers to navigate the changing circumstances of educational activities, including extreme ones. Education of flexible skills of students is aimed at the formation of personal qualities of future teachers who serve as the foundation of readiness for educational activities. The implementation of educational technologies in the educational process of quest is aimed at developing future teachers' social responsibility, communication skills, and the ability to independently set and solve educational tasks. Quest educational technologies allow you to change the traditional forms of relationships in the educational process, to establish its relationship with socio-cultural life, to translate educational activities into the plane of interpersonal interaction. Discussion. The identified and described socio-pedagogical conditions for preparing future teachers for educational activities allow them to develop the ability of future teachers to self-regulate, overcome stress, change the traditional forms of relationships in the educational process, strengthen the educational potential of educational and extracurricular educational activities. Conclusion. In this article, we found out that the identified and developed socio-pedagogical conditions of the organizational and methodological group take into account not only pedagogical factors, but also the social orientation of secondary vocational education, and the social order of society. The socio-pedagogical conditions developed by us are complex, they are interrelated and mutually conditioned. Highlights: The definition of socio-pedagogical conditions for the preparation of future teachers for educational activities is given, their choice is justified; The socio-pedagogical conditions of the organizational and management group have been analyzed in detail; Substantiated their importance for the implementation of the system of training future teachers for educational activities in professional educational organizations.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРУППА)»

DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.010

УДК 378.18 ББК 74.00

А. В. Савченков

ORCID № 0000-0002-7268-1533 £

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов |

профессионального обучения и предметных методик, |

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, s

г. Челябинск, Российская Федерация. а

E-mail: alex2107@mail.r и

^

е

о *

и е

о

So а о д

г о

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ (ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРУППА)

направленные на повышение эффективности системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.

о

№ §

Аннотация § д

Введение. В рамках данной статьи нами описаны социально- § Н

§ 8

педагогические условия организационно-методической группы § е

е §

§ &

ь о а ^

£ в р §

& о

Материалы и методы. Материалом для анализа выступили Н и

И а

различные научные источники, посвященные социально- и педагогическим условиям, способствующим повышению эффек- ж

Р к.

тивности подготовки будущих педагогов к воспитательной дея- § е

и ^

§ е

-К л § ь

-.—ж- X

(ПОО). Анализ научной и методической литературы, описательный н о

? з

м и

о 8

статьи, являются основным инструментарием анализа. к ^

о о

Результ§ты. Нами выделены следующие социально- § и

& н

педагогические условия организационно-методической группы, р §

8 ь

направленные на повышение эффективности реализации системы §5

тельности в профессиональных образовательных организациях

и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной

«о §

ж

У «О

И5

подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности профессиональных образовательных организациях: организационно-управленческие:

1) моделирование экстремальных педагогических ситуаций в образовательном процессе вуза;

2) воспитание гибких навыков студентов;

3) реализация в образовательном процессе современных интерактивных воспитательных технологий (квест-технологий);

4) реализация коуч-технологий и наставничества в воспитательной работе.

Описаны социально-педагогические условия организационно-управленческой группы. Моделирование экстремальных воспитательных ситуаций позволяет будущим педагогам сформировать способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах воспитательной деятельности, в том числе и экстремальных. Воспитание гибких навыков студентов направлено на формирование личностных качеств будущих педагогов, выступающих фундаментом готовности к воспитательной деятельности. Реализация в образовательном процессе интерактивных воспитательных технологий (квест-технологий) направлена на формирование у будущих педагогов социальной ответственности, коммуникативных навыков, умений самостоятельно ставить и разрешать воспитательные задачи. Интерактивные воспитательные технологии (квест-технологии) позволяют изменить традиционные формы взаимоотношений в воспитательном процессе, установить его взаимосвязь с социокультурной жизнью, перевести воспитательную деятельность в плоскость межличностного взаимодействия.

Обсуждение. Выявленные и описанные социально-педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспита-

тельной деятельности позволяют развивать у будущих педагогов способности к саморегуляции, преодоления стресса, позволяют изменить традиционные формы взаимоотношений в воспитательном процессе, усиливают воспитательный потенциал учебной и внеучебной воспитательной деятельности.

Заключение. Мы выяснили, что выявленные и разработан-

9

и

л

о* н о

а

е

ные социально-педагогические условия организационно-методи- а

г о

г и

ч

е

о

к и

е о

о

и

циально-педагогические условия представляют собой комплекс, I

о

они взаимосвязаны и взаимообусловлены. 00

ческой группы учитывают не только педагогические факторы, но и социальную ориентированность среднего профессионального образования, и социальный заказ общества. Разработанные нами со-

Ключевые слова: система подготовки будущих педагогов к

о № ки

воспитательной деятельности; профессиональные образовательные ^

организации; социально-педагогические условия; гибкие навыки; а Н

0 £

коуч-технологии; наставничество. § е

§

г о

г о

Основные положения:

дано определение социально-педагогических условий о к

^ 0

г г о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, и и

обоснован их выбор; Л §

- подробно проанализированы социально-педагогические

- обоснована их значимость для реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях.

Проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях

о

р к.

условия организационно-управленческой группы; на де

и ^

а е

ии л

оь нн но

ос о- т

ми

о п

од р ио

1 Введение (Introduction) е е

сс к

а о

у Ь

п ьн

а s

«о §

н

е ч

«о СЦ

(ПОО) очень сложна и многогранна и ее решение требует внедрения различных социально-педагогических условий.

В рамках нашего исследования под социально-педагогическими условиями мы понимаем совокупность внутренних и внешних обстоятельств, возможностей педагогического процесса, целенаправленно созданных и реализуемых для достижения поставленной цели, это комплекс социальных и педагогических мер, направленных на повышение эффективности исследуемого педагогического процесса.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В статье проанализированы социально-педагогические условия организационно-методической группы, обеспечивающие эффективность реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в профессиональных образовательных организациях. Представлено их подробное описание и значимость для реализации системы подготовки.

3 Результаты (Results)

В рамках нашего исследования мы будем рассматривать именно совокупность педагогических условий, так как отдельные условия, по нашему мнению, не смогут оказать существенного влияния на педагогические явления.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта воспитательной деятельности нами выделены следующие социально-педагогические условия организационно-методической группы, обеспечивающие эффективность реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности профессиональных образовательных организациях:

1) моделирование экстремальных педагогических ситуаций в образовательном процессе вуза;

2) воспитание гибких навыков студентов;

3) реализация в образовательном процессе современных интерактивных воспитательных технологий (квест-технологии);

4) реализация коуч-технологий и наставничества в воспитательной работе.

Проанализируем каждое из выделенных условий подробнее.

к

к и

л

о*

Моделирование экстремальных педагогических ситуаций в о

а

е

образовательном процессе вуза. Профессиональная деятельность а педагогов профессиональных образовательных организаций связана с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, а также большой вероятностью возникновения экстремальных ситуаций.

о

г и

ч е

с к

и е

Уо о

и

От педагогов в данной ситуации требуются не теоретические зна- !

о

ния и умения в области воспитательной деятельности, а эмоцио- о

нальная устойчивость, стрессоустойчивость и умения в области

о № ки

адекватного поведения в экстремальных ситуациях. у

б У

Готовность к нестандартным и конфликтным ситуациям а Н

о £

подразумевает способность к прогнозированию их развития с уче- а е

г

том реалий конкретной воспитательной среды, к нахождению не- ь г

ы № х №

р о

г

стандартных решений данных ситуаций посредством новых комбинаций типовых приемов воспитательной деятельности и способов | п

к

поведения, к рефлексии будущим педагогом деятельности и поведе- и

ния в экстремальных ситуациях и последующая их коррекция [1; 2]. ж

р й

Готовность будущих педагогов к экстремальным ситуациям | е

и 1

в воспитательной деятельности предполагает: g

и

о

ж

осознание того, с какими экстремальными ситуациями н 0

нс -

ми в

можно столкнуться в воспитательной деятельности в профессио-

ор

нальных образовательных организациях; и °

ч

ес с

- способность выполнять повседневную воспитательную | и деятельность на нормативном уровне, несмотря на внешние экс- р л тремальные факторы;

в вко

н

е ч в

3

обладать отработанными умения и навыками необходимыми для выполнения особых действий, свойственных различным типам экстремальных ситуаций, встречающихся в образовательном процессе;

- будущие педагоги должны обладать повышенной эмоциональной устойчивостью и гибкостью, которые в совокупности позволяют не снижать качество выполнения воспитательной деятельности в экстремальных ситуациях;

- владеть развитыми качествами в области преадаптации, позволяющими эффективно и успешно действовать в непредвиденных и стресогенных ситуациях, обладать «привычкой к непривычному» [3; 4].

Внедрение в образовательный процесс вуза элементов экстремальной педагогики позволит:

- обеспечить оптимальное функционирование психики будущих педагогов в экстремальных ситуациях за счет способности управлять своим эмоциональным состоянием и эмоциями других субъектов воспитательной деятельности;

- прогнозировать развитие экстремальных ситуаций и критически оценивать сове поведение в них, предупреждать их негативные последствия;

- формировать у будущих педагогов умение адекватно выбирать управленческий код в зависимости от типа экстремальных ситуаций за счет проживания их в ходе реализуемой подготовки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развивать у будущих педагогов способность к саморегуляции, преодолению стресса, сохранению в экстремальной ситуации коммуникативных способностей и эмпатии;

- сформировать повышенную устойчивость к экстремальным ситуациям, минимизировать физические и психические потери в них;

обрести навык контроля над стрессорами, раздражающими факторами и уровнем эмоциональной нагрузки.

Моделирование экстремальных педагогических ситуаций в образовательном процессе вуза как социально-педагогическое о

К

условие несет следующую значимость для реализации системы §

ж о

а

л

подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях ППО: О

1) позволяет обогатить содержание системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности методами и фор-

о о К Л

л

о *

К

л

о

мами моделирования экстремальных ситуаций, а также тренинго- §

о

К

выми занятиями, направленными на развитие способности к I

о

саморегуляции и на формирование эмоциональной устойчивости; о

о

2) моделирование экстремальных воспитательных ситуаций

5) моделирование позволяет формировать у будущих педа-

позволяет будущим педагогам овладеть типовыми приемами осу- ^

о ^ §

о

версальными способностями к деятельности в нестандартных

о ^

ществления воспитательной деятельности, подкрепленными уни- § £

О §

§ а л

3 ^

§ О

условиях воспитательной деятельности; ^ о

8 о

Р о

о 2

3) моделирование экстремальных воспитательной ситуации

позволяет сформировать у будущих педагогов способность ориен- § К

_ §

тироваться в изменяющихся обстоятельствах воспитательной дея- К тельность и определять оптимальные режимы поведения в них; Д §

Р к.

4) включить в теоретическое обоснование разрабатываемой § л

3 1

системы ключевые постулаты экстремальной педагогики примени- Л 4

К

о ж

ж

тельно к воспитательной деятельности; § о

о § к к

О |

гогов личностные качества (способность к саморегуляции, эмпа- К °

Л I?4

о о

тия, эмоциональная устойчивость и др.) необходимые для успеш- * к

о §

ной деятельности в экстремальных воспитательных ситуациях; р §

§

§ 8

в вко

н е ч в

3 ttj

6) обеспечивает способность функционирования психики будущего педагога в оптимальном состоянии в рамках его нахождения в экстремальных ситуациях, связанных с воспитательной деятельностью.

Воспитание гибких навыков студентов. Воспитательная деятельность является ведущим инструментом формирования гибких навыков будущих педагогов. Гибкие навыки во многом определяют качество воспитательной деятельности будущих педагогов, именно гибкие навыки относятся к надпрофессиональным компетенциям, которые не потеряют свою актуальность в ситуации общей неопределенности [5].

Воспитание гибких навыков студентов как социально-педагогическое условие несет следующую значимость для реализации системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности:

1) воспитательная деятельность выступает ведущим инструментом формирования гибких навыков будущих педагогов, которые в свою очередь обеспечивают в будущем их профессиональную пластичность и эффективность;

2) гибкие навыки (эмпатия, эмоциональный интеллект и др.) выступают базовой основой для готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в ППО;

3) процесс воспитания гибких навыков позволяет насытить воспитательную среду вуза профессиональным и общечеловеческим ценностно-смысловым наполнением;

4) в рамках процесса воспитания гибких навыков формируются лидерские и организаторские качества, навык публичных выступлений, необходимые для эффективного осуществления воспитательной деятельности;

5) процесс воспитания гибких навыков приводит к ломке привычных образовательных паттернов и осознанию значимости инновационных воспитательных технологий для образовательного процесса ППО; о

6) реализация данного социально-педагогического условия позволила внедрить в процесс подготовки будущих педагогов к

о

к и

л

о* н

о п

е

воспитательной деятельности привычные для студентов игровые а

г

о

г и ч е с

практики и структуры в неигровые воспитательные контексты.

Реализация в образовательном процессе современных интер- и активных воспитательных технологий (квест-технологий). Интер-

Уо о

и

активные образовательные формы несут активное воспитательное я

по

воздействие, они основаны на активном взаимодействии субъектов о

образовательного процесса, посредством которого происходит осо-

воспитательного пространства, воспитательное воздействие на бу-

знание себя человеком с активной социальной позицией [6]. Интер- у

о д

а о

о

ции развития личностных качеств будущих педагогов, необходимых

б у

активные воспитательные технологии способствуют интенсифика- а Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 £

а п е

ел г

для успешного осуществления воспитательной деятельности, | г

о

о

гражданских компетенций и социальной активности личности. о к

р о гс

Будущие педагоги в процессе участия в квестах постигают н и

1 а

реальные воспитательные процессы, проживают конкретные ситу- и ации, требуют поиска и анализа информации, синтезирования на ее

р й

основе новой информации. Квест-технологии расширяют рамки а е

ия

а е

и л

о ь н

Ж

дущих педагогов происходит незаметно при активном использова- н

ми в

нии ими информационных и коммуникационных технологий [7].

ор

Реализация в образовательном процессе воспитательных и °

ч

ес с

квест- технологий несет следующее значение: ка си

Я §

ал

1) интерактивные воспитательные технологии позволяют У

уп п

изменить традиционные формы взаимоотношений в воспитательном )

в вко

н

е ч в

3 ttj

процессе, установить его взаимосвязь с социокультурной жизнью;

2) квест-технологии объединили основные преимущества большинства интерактивных технологий и позволяют сформировать у будущих педагогов социальную ответственность, коммуникативные навыки, умение самостоятельно ставить и разрешать воспитательные задачи;

3) квест-технологии позволяют перевести воспитательную деятельность в плоскость межличностного взаимодействия и придать ему личную значимость для будущих педагогов;

4) игровая направленность воспитательных квестов привлекает большое количество студентов, позволяет снять психологическую закрепощенность, развивает у них смекалку, мышление, способность принимать решения в условиях информационных и временных ограничений;

5) квест-технологии позволяют погрузить педагогов в реальные воспитательные процессы, помогают прожить им конкретные воспитательные ситуации, расширить рамки воспитательного пространства, сделать воспитательное воздействие на будущих педагогов незаметным и косвенным;

6) веб-квесты за счет привычной для будущих педагогов виртуальной среды и взаимодействиы с ней позволяют вовлечь значительно большее их количество к воспитательным мероприятиям;

7) квест-технологии в процессе подготовки к воспитательной деятельности позволяют будущим педагогам переосмыслить ее значение в образовательном процессе, сформировать у них артистизм и творческие способности.

Реализация коуч-технологий и наставничества в воспитательной работе. Коуч-технологии обеспечивают построение дове-

рительных отношений между субъектами образовательного процесса вуза, осмысление будущими педагогами полученных знаний и умений в области воспитания, за счет возникновения общей эм-патии. Коуч-технологии способствуют новому пониманию проблемы воспитания в ПОО, нестандартным подходам к его реализации, личную осознанность значимости воспитательного процесса, по-

g g и §

о* н

о-п е

высить их мотивацию к участию в воспитательных мероприятиях а

г

о г и ч е с к и е

о о

ви

мощью «коучинговой техники GROW» (рисунок 1, 2, 3, 4). I

п

о д г о

[8]. Среди востребованных коуч-технологий в образовании ведущей является «коучинговая техника GROW» [9]. На ее основе была разработана технология решения воспитательных ситуаций с по-

1 этап. Goal — постановка цели

1. Представление преподавателем воспитательной ситуации,

ленной цели.

2. Студенты должны ответить на ряд вопросов: а) в каком

ной ситуации

о

№ §

У

О д

в которой будущие педагоги выступают в качестве участников, р "g

i

з к

з х

конкретизация посредством дополнительных вопросов постав- § п

ае е

лг

ь о ж ^

ы в х

р о

гс

направлении двигаться при разрешении ситуации; б) какова ос- ни пи

новная цель участников ситуации; в) мотивация участников дан- Л |

и

о ж

Р к г к и

S д S е

S

Рисунок 1 — 1 этап решения воспитательных ситуаций с помощью Л |

к ^

S S S о к с

S S k §

О S

ее

то 5

0 2

1 о

У §

s g 1 g

«коучинговой техники GROW» О

Figure 1 — Stage 1 of solving educational situations using the "coaching technique GROW"

2 этап. Reality — анализ реальности

1. Коллективное обсуждение студентами сложившейся ситуации, переключение на реальность предполагаемых действий.

2. Студенты на данном этапе должны ответить на следующие вопросы: а) какие ресурсы у них есть для достижения поставленной цели; б) риски и трудности, которые могут помещать достижению цели; в) личный и профессиональный потенциал каждого из участников ситуации для достижения поставленной цели; г) какие шаги необходимо сделать для достижения поставленной цели; д) критерии и признаки достижения желаемого результата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 — 2 этап решения воспитательных ситуаций с помощью «коучинговой техники GROW»

Figure 2 — Stage 2 of solving educational situations using the "coaching technique GROW"

50

S

Ж 50 У 50

3 ttj

3 этап. Options — определение возможностей разрешения и рассмотрение всех возможных альтернативных действий

1. Студенты концентрируются на потенциальных возможностях для достижения цели, преподаватель при этом с помощью дополнительных вопросов и уточнений помогает снять большинство проблемных моментов и разногласий, а также направить студентов на поиск альтернативных решений проблемы.

2. Студенты, выявив несколько альтернативных решений проблемы, должны прийти к реализации одной или нескольких выявленных альтернатив.

3. На данном этапе студенты должны ответить на следующие вопросы: а) кого можно привлечь к решению проблемы; б) какие из альтернативных способов решения проблемы возможно выбрать и почему?; в) какие дополнительные действия можно предпринять для ее решения; г) какие из альтернативных решений будут работать наиболее эффективно и дало бы лучший результат; д) какие из предложений и уточнений преподавателя были наиболее рациональны и значимы.

Рисунок 3 — 3 этап решения воспитательных ситуаций с помощью «коучинговой техники GROW»

Figure 3 — Stage 3 of solving educational situations using the "coaching technique GROW"

9

K

s §

о* Ж

о

s

№ д

а г о г s

Л

о «

s №

о

о

№ s

So

s о

д

г о

У од

б у

I s

I д д

§ г

^ о ж ^

£ S

s S «

S о

о

s s

г

г a

Ж

a

к s

г

г a s

a

к s

о Ж Ж о

ж о

Ki д

№ So

à S

о s

s °

л

о D

I

s

s

a

4 этап. Will - выбор действия

1. Выбор окончательного разрешения ситуации, студентам необходимо принять волевое и обоснованное решение.

2. Преподавателю необходимо оказать поддержку студентам, способствовать в выборе окончательного решения.

3. Студенты должны ответить на следующие вопросы: а) какой вариант выбора ты предпочтешь; б) что может помешать тебе в достижении цели; в) в какой помощи ты нуждаешься; г) по каким критериям можно судить о достижении успеха.

Рисунок 4 — 4 этап решения воспитательных ситуаций с помощью «коучинговой техники GROW»

Figure 4 — Stage 4 of solving educational situations using the "coaching technique GROW"

Перейдем к характеристике возможностей наставничества в воспитательной деятельности. В рамках реализации технологии наставничества за группой первокурсников закреплялся наставник из числа социально активных старшекурсников, данный шаг обеспечил социальную связанность и адаптивность будущих педагогов к условиям вуза. Наставник знакомит первокурсников с правилами внутреннего распорядка университета, знакомит с возможностями участия в воспитательной деятельности. Наставник организует мероприятия, способствующие сплочению группы, помогает организовывать воспитательные мероприятия, сопровождает участие в социально значимой деятельности. Для студентов-наставников также выявлен значимый положительный эффект — они приобретают базовые навыки в области психолого-педагогического сопро-

вождения, приобретают навыки организации и сплочения коллектива, у них развивается коммуникабельность, ответственность, опыт решения затруднений, возникающих в воспитательной деятельности [10].

Реализация коуч-технологий и наставничества в воспита- о

тельной работе как социально-педагогическое условие несет сле- §

1

о*

дующее значение: о

а

1 \ съ

1) наставничество и коуч-технологии усиливают воспита- §

тельный потенциал учебной и внеучебной воспитательной дея-

а о к

Л

тельности, которая реализуется в вузе; к

л

о

о

№ к

¡0

2) коуч-технологии связаны с развитием личностного потенциала будущих педагогов, необходимые им для успешной реа-

а

лизации воспитательной деятельности; ^

о

3) коуч-технология формирует у будущих педагогов умение разрешать сложные воспитательные ситуации, находить их альтер-

4) реализация коуч-технологий в виртуальной среде способствует сопровождению виртуальных способов коммуникации, а

зуального контента;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) наставничество направлено на реализацию неформальной

7) наставничество и коуч-технологии направлено на формирование личностных качеств будущих педагогов, способствующих ускорению процесса их профессионального становления;

о

в

и у

о д

нативные решения, адекватно оценивать свои возможности в их ^ §

1 к

разрешении; ° а

§ а

а л

3 ^

л ?

I &

^ о

а ^

^ №

также коуч-сопровождению восприятия будущими педагогами ви- Р О

§ №

а ^

кк

Р §

К 3

стороны взаимодействия и направлено на формирование у буду- о

а ^

щих педагогов внутренней мотивации, которая в свою очередь вы- К §

§ л

ступает основой для самомотивации; к

нн

н о

О с

- з

к и в

6) реализация коуч-технологий и наставничества позволяет будущим педагогам быстрее адаптироваться к условиям вуза и

® о

воспитательной деятельности в ПОО; § ^

лл

№ Й

§ О

§ I

«о §

S

е ч

«о И5

8) наставничество и коуч-технологии ориентируют профессорско-преподавательский состав вуза на персонифицированный подход, а будущих педагогов на стремление к социальной активности и одобряемости в воспитательной деятельности.

4 Обсуждение (Discussion)

Выявленные и описанные социально-педагогические условия подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности позволяют развивать у будущих педагогов способности к саморегуляции, преодоления стресса, позволяют изменить традиционные формы взаимоотношений в воспитательном процессе, усиливают воспитательный потенциал учебной и внеучебной воспитательной деятельности. В совокупности социально-педагогические условия организационно-методической группы усиливают позитивное влияние различных групп внешних и внутренних факторов на систему подготовки будущих педагогов к данной деятельности, тем самым повышая эффективность ее реализации.

5 Заключение (Conclusion)

1) Социально-педагогические условия организационно-методической группы разработаны с учетом не только педагогических факторов, но и социальной ориентированности среднего профессионального образования и социального заказа общества.

2) Моделирование экстремальных воспитательных ситуаций позволяет будущим педагогам овладеть типовыми приемами осуществления воспитательной деятельности, сформировать у будущих педагогов способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах воспитательной деятельности и определить оптимальные режимы поведения в них.

3) Воспитание гибких навыков студентов позволяет насытить воспитательную среду вуза профессиональным и общечелове-

ческим ценностно-смысловым наполнением. Гибкие навыки выступают основой готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в ППО.

4) Реализация в образовательном процессе воспитательных квест-технологий позволяет объединить основные преимущества большинства интерактивных технологий и сформировать у буду-

9

к

§

о* Ж

о

ж

то

щих педагогов социальную ответственность, коммуникативные §

&

о

&

к

Л

то

то *

к то

о

о

к

квест-технологий позволяет изменить традиционные формы взаи- I

ж о

(

&

о

навыки, умения самостоятельно ставить и разрешать воспитательные задачи.

5) Реализация в образовательном процессе воспитательных

моотношений в воспитательном процессе, установить его взаимосвязь с социокультурной жизнью, перевести воспитательную дея-

о

к

тельность в плоскость межличностного взаимодействия и придать ^

о (

ему личную значимость для будущих педагогов. § £

о £ § то

Библиографический список ТО §

§ &

^ о ж ^ £ №

Р о

1. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учебное пособие для студентов. М. : ЮНИТИ, 2002. - 607 с.

2. Gendron B. (2017), "Emotional capital: the set of emotional com- | §

к

petencies as professional and vocational skills in emotional works and jobs", g Revista española de educación comparada, vol. 29, pp. 44-61.

3. Данченко С. П. Педагогические проблемы повышения устойчивости г

ж о

л к< нд

психики учащихся в экстремальных ситуациях // Педагогика. 2017. № 2. С. 76-77. и §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а т

4. Шилова И. М. Моделирование экстремальных ситуаций на учебных и Л

оь

ж

занятиях // Омский психиатрический журнал. 2016. № 1 (7). С. 35-36. н с

- т

5. Шайхутдинова Х. А. Soft skills: состояние, проблемы и пути их разви- е к

тия у студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. д р

ио

2019. № 65-2. С. 269-273. е е

кс сс

6. Слепенкова Е. А., Арифулина Р. У. Интерактивные воспитательные § §

га

технологии в работе классного руководителя // Проблемы современного педаго- у ль

пп н

гического образования. 2017. № 5. С.50-55. ~

ü к

SJ

7. Владыко А. В. Квест-технологии в образовании и воспитании // Актуальные вопросы современной науки : сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции, 21 ноября 2018 года, г. Томск. Уфа : Общество с ограниченной ответственностью «Дендра», 2018. С. 9-20.

8. Любезнова Л. В. Персонифицированный подход и коуч-технологии как инструмент развития воспитательной деятельности в дополнительном образовании // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва : АСОУ 2020. № 3. С.704-709. - ISBN 9785-91543-311-2 2017.

9. Науменко М. В. Применение коуч-технологий в работе со стратегией манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 330-334.

10. Гринько Е. Н., Омельченко А. С. Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза // Тихоокеанский медицинский журнал. 2019. № 1 (75). С. 84-88.

A. V. Savchenkov

ORCID No. 0000-0002-7268-1533 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methods, South-Ural state Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: alex2107@mail.ru

SOCIO-PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PREPARING FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL GROUP)

Abstract

Introduction. Within the framework of this article, we describe the socio-pedagogical conditions of the organizational and methodological group aimed at improving the effectiveness of the system of training future teachers for educational activities.

Materials and methods. The material for the analysis was presented by various scientific sources devoted to the socio -

pedagogical conditions that contribute to improving the effectiveness of training future teachers for educational activities in professional educational organizations. The analysis of scientific and methodological literature, descriptive and distributive meth- ^ ods used in writing this article are the main tools of analysis.

activities. The implementation of educational technologies in the educational process of quest is aimed at developing future teach-

technologies allow you to change the traditional forms of rela-

£

Results. Within the framework of this article, we have g

o

a

o

s 2

identified the following socio-pedagogical conditions of the organizational and methodological group aimed at improving the effectiveness of the implementation of the system of training future teachers for educational activities in professional education- ^ al organizations: organizational and managerial: 1) modeling of extreme pedagogical situations in the educational process of the

s s

0

r p

p a

university; 2) education of flexible skills of students; 3) imple- ^

1

mentation of modern interactive (quest technologies) educational |

o

technologies in the educational process; 4) implementation of |

s

r

r

coaching technologies and mentoring in educational work. This article describes the socio-pedagogical conditions of the organi- ^

zational and management group. Modeling of extreme educational situations allows future teachers to form the ability of future teachers to navigate the changing circumstances of educational activities, including extreme ones. Education of flexible skills of ^ students is aimed at the formation of personal qualities of future

s

H

a S 2 S

teachers who serve as the foundation of readiness for educational §' g-

a S ~ a

a ^

S tq

a ^ i a g oers' social responsibility, communication skills, and the ability to o a

a ~

° o

independently set and solve educational tasks. Quest educational g g

0 a a s

N

s a

a

g

tionships in the educational process, to establish its relationship ^ g

i

s

s

ü к

SJ

with socio-cultural life, to translate educational activities into the plane of interpersonal interaction.

Discussion. The identified and described socio -pedagogical conditions for preparing future teachers for educational activities allow them to develop the ability of future teachers to self-regulate, overcome stress, change the traditional forms of relationships in the educational process, strengthen the educational potential of educational and extracurricular educational activities.

Conclusion. In this article, we found out that the identified and developed socio-pedagogical conditions of the organizational and methodological group take into account not only pedagogical factors, but also the social orientation of secondary vocational education, and the social order of society. The socio-pedagogical conditions developed by us are complex, they are interrelated and mutually conditioned.

Keywords: The system of training future teachers for educational activities; Professional educational organizations; So-cio-pedagogical conditions; Flexible skills; Coaching technologies; Mentoring.

Highlights:

The definition of socio-pedagogical conditions for the preparation of future teachers for educational activities is given, their choice is justified;

The socio-pedagogical conditions of the organizational and management group have been analyzed in detail;

Substantiated their importance for the implementation of the system of training future teachers for educational activities in professional educational organizations.

References

1. Stolyarenko A.M. (2002), Ekstremal'naya psihopedagogika (uchebnoe posobie dlya studentov) [Extreme psychopedagogy (study guide for students)]. YUNITI, Moscow, 607 p. (In Russian).

2. Gendron B. (2017), "Emotional capital: the set of emotional com-

uations] Pedagogika, 2, 76-77. (In Russian).

tional technologies in the work of the class teacher] Problemy sovremennogo

dopolnitel'nom obrazovanii [Personalized approach and coaching technologies as a tool for the development of educational activities in additional edu-

о

petencies as professional and vocational skills in emotional works and jobs", JJ

a

Revista espanola de educacion comparada, vol. 29, pp. 44-61. oq

o

3. Danchenko S.P. (2017). Pedagogicheskie problemy povysheniya

a

<—i

ustojchivosti psihiki uchashchihsya v ekstremal'nyh situaciyah [Pedagogical ^

o ^

problems of increasing the stability of the psyche of students in extreme sit- ss

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s S' s s

4. Shilova I. M. (2016), Modelirovanie ekstremal'nyh situacij na r

r

uchebnyh zanyatiyah [Simulation of extreme situations in training sessions] J

Omskij psihiatricheskij zhurnal, 1 (7), 35-36. (In Russian). S.

5. Shajhutdinova H.A. (2019), Soft skills: sostoyanie, problemy i puti u ih razvitiya u studentov vuzov [Soft skills: the state, problems and ways of j their development in university students]. Problemy sovremennogo pedagog- a

icheskogo obrazovaniya, 65-2, 269-273. (In Russian). r

s

6. Slepenkova E.A., Arifulina R.U. (2017), Interaktivnye vospi- r

tatel'nye tekhnologii v rabote klassnogo rukovoditelya [Interactive educa- u

o a

s o'

pedagogicheskogo obrazovaniya, 5, 50-55. (In Russian). a

a

7. Vladyko A. V. (2018) Kvest-tekhnologii v obrazovanii i vospitanii

[Quest-technologies in education and upbringing]. Sbornik statey po materi-

alam XVI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nyye q s

voprosy sovremennoy nauki", 21 noyabrya 2018 goda, g. Tomsk [A collec- S. ^^

a S

tion of articles based on the materials of the XVI international scientific and S

a s

practical conference "Actual issues of modern science", November 21, 2018, ~ a

a ~

Tomsk]. Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Dendra", Ufa, 9- u

S c

20. (In Russian).

S s

8. Lyubeznova L.V. (2017), Personificirovannyj podhod i kouch- ° a

S C

tekhnologii kak instrument razvitiya vospitatel'noj deyatel'nosti v cq q

0 a

a *****

g Sä

I I $ П

cation]. Sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh kon-ferentsiy "Konferentsium ASOU" [A collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences "ASOU Conference"]. ASOU, Moscow, 3, 704-709. ISBN 978-5-91543-311 -2 2017. (In Russian).

9. Naumenko M. V. (2018) Primenenie kouch-tekhnologij v rabote so strategiej manipulyativnogo obshcheniya prepodavatelej sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya [The use of coaching technologies in working with the strategy of manipulative communication of teachers of the system of additional education] Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. № 12 (166). Pp. 330-334. (In Russian).

10. Grin'ko E. N., Omel'chenko A. S. (2019) Nastavnichestvo v formirovanii lichnosti studenta medicinskogo vuza [Mentoring in the formation of the personality of a medical university student] Tihookeanskij medicinskij zhurnal. № 1(75). Pp. 84-88. (In Russian).

ii s

■s:

SJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.