Научная статья на тему 'КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ'

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ КОУЧИНГА / СИСТЕМА НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / COACHING APPROACH / QUALITY OF EDUCATION / METHODS OF COACHING / SYSTEM OF INFORMAL PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Наталья Владимировна, Волженина Любовь Александровна

Данное исследование посвящено описанию коучингового подхода к управлению образовательной организацией. Материалы статьи освещают совокупность ключевых идей, лежащих в организационно-содержательной основе управления образовательной организацией, представлены результаты регионального сетевого проекта «Коучинговый подход к управлению образование в ОО», разработчиками, которого являются руководители образовательных организаций юга Кузбасса. Центральным вопросом является определение механизмов управленческой деятельности, основанных на необходимости развития профессиональных компетенций педагогических кадров, стимулирования их личностно-профессионального развития, формирования готовности к инновационной деятельности педагогического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Наталья Владимировна, Волженина Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACHING APPROACH TO MANAGING AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

This study is dedicated to describing the coaching approach to the management of an educational organization. The materials of the article cover the set of key ideas underlying the organizational and content of the management of the educational organization, the results of the regional network project "Coaching Approach to The Management of Education in the ZO" are presented by the developers, which are the heads of educational organizations of the south of Kuzbass. The central issue is the definition of management mechanisms based on the need to develop the professional competences of teachers, to stimulate their personal and professional development, to form a readiness for innovation of the teaching staff.

Текст научной работы на тему «КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

1. Обеспечения системного, комплексного подхода к формированию культуры студентов на основе реализации педагогических рекомендаций по культурному воспитанию и возможностей учебно-воспитательного процесса.

2. На всех видах занятий, кроме учебных целей, всегда следует ставить конкретную воспитательную цель.

3. Существенного повышения педагогической культуры всех категорий воспитателей-преподавателей, методистов, руководства.

4. Активного участия студентов в самосовершенствовании, повышении культурной образованности и воспитанности.

Выводы. Результатом воспитания профессиональной культуры будущих специалистов будет приобретение комплекса качеств, составляющих гармонию всесторонне развитой личности, повышение уровня учебы, укрепление дисциплины, повышение культуры поведения как внутри учебного заведения, так и за его пределами.

Литература:

1. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.

2. Попова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 290-293.

3. Попова Н.В. Формирование авторитета преподавателя как задача профессиональной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2019. - № 3. - С. 30-36.

4. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 206-208.

5. Попова Н.В., Грабиненко Е.В., Воронцов П.Г. Практический аспект использования технологии оценки уровня развития профессиональной компетенции бакалавров в процессе учебной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 258-262.

6. Словарь-справочник по педагогике. - Москва: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.

7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1994. - 320 с.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

9. Шадрин А.Н., Баянкин О.В., Попова Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 129-131.

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук Коваленко Наталья Владимировна

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (г. Новокузнецк); заместитель директора по учебно-воспитательной работе Волженина Любовь Александровна

Частное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа - интернат № 19 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (г. Новокузнецк)

КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. Данное исследование посвящено описанию коучингового подхода к управлению образовательной организацией. Материалы статьи освещают совокупность ключевых идей, лежащих в организационно-содержательной основе управления образовательной организацией, представлены результаты регионального сетевого проекта «Коучинговый подход к управлению образование в ОО», разработчиками, которого являются руководители образовательных организаций юга Кузбасса. Центральным вопросом является определение механизмов управленческой деятельности, основанных на необходимости развития профессиональных компетенций педагогических кадров, стимулирования их личностно-профессионального развития, формирования готовности к инновационной деятельности педагогического коллектива.

Ключевые слова: коучинговый подход, качество образования, методы коучинга, система неформального повышения квалификации, личностно-профессиональное развитие педагогов.

Annotation. This study is dedicated to describing the coaching approach to the management of an educational organization. The materials of the article cover the set of key ideas underlying the organizational and content of the management of the educational organization, the results of the regional network project "Coaching Approach to The Management of Education in the ZO" are presented by the developers, which are the heads of educational organizations of the south of Kuzbass. The central issue is the definition of management mechanisms based on the need to develop the professional competences of teachers, to stimulate their personal and professional development, to form a readiness for innovation of the teaching staff.

Keywords: coaching approach, quality of education, methods of coaching, system of informal professional development, personal and professional development of teachers.

Введение. В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. Для осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Следовательно, модернизация деятельности образовательной организации (ОО) обусловлена качественными изменениями Российского образования, соответствующего современным запросам личности, общества и государства, что обеспечивается Федеральными государственными стандартами общего образования (ФГОС ОО), устанавливающими комплекс требований к объему, структуре, содержанию и результатам подготовки учащихся в формате личностных и метапредметных. В профессиональном стандарте «Педагог» представлены требования к трудовым действиям и умениям учителя, позволяющим осуществлять такие трудовые функции как обучение, воспитание и развитие учащихся на высоком профессиональном уровне [6, 9].

Таким образом, роль руководителя управлением образовательной организацией (ОО) усиливается. Для системы образования характерно применение традиционных управленческих моделей, которые не только не отражают современное состояние, но и требования, предъявляемые к ней, несмотря на повышенное внимание ученых и практиков к проблеме повышения эффективности управления ОО. Следовательно, коучинг позволяет обеспечить интегральный подход к управлению ОО в аспекте профессионального развития педагогического коллектива и обеспечении качества образования в современных условиях развития образования.

Изложение основного материала статьи. Анализ научно-методической литературы по проблеме управления ОО в современных условиях позволяет выделить ряд противоречий между:

• необходимостью решения стоящей перед ОО задачей по формированию конкурентоспособной личности и стандартными методами и формами организации образовательной деятельности;

• потребностью в новых эффективных моделях управления ОО и недостаточной разработанностью проблем моделирования управления ОО и внедрения их в практику;

• требованием нового формата взаимодействия субъектов образования, зафиксированного в Законе об образовании в Российской Федерации № 273, где формат отношений рассматривается как формат сотрудничества и партнерства и недостаточностью разработанности организационно-правовых основ управления коллективом ОО на основе коучингового подхода;

• практической необходимостью и возможностью решения задачи повышения эффективности деятельности ОО посредством совершенствования системы управления на основе современных управленческих подходов и коуч-технологий и недостаточностью их применения в практике руководства ОО.

Выявленные противоречия позволяют обозначить проблему, решение которой способствует повышению качества образования, развитию профессиональных компетенций педагогических кадров, стимулированию их личностно-профессионального развития, формированию готовности к инновационной деятельности педагогического коллектива.

На основе комплексного теоретического анализа выявлено несколько отличающихся друг от друга определений коучинга, каждое из которых отражает сущностную характеристику. Согласно Голви Т коучинг рассматривается как искусство создания среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение [1, с. 93]. Уитмор Д. акцентирует внимание на раскрытии потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности [8]. Взгляды Дауни М., Зыряновой Н.М., Огнева А.С., Парслоу Э., Рыбкина И.В. и др. наиболее близки к системе образования, где коучинг рассматривается с позиции повышения результативности обучения и развития человека, опирающегося не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, а на способность человека учиться самому и действовать творчески, достигать желаемого идеала как в личностном, так и в профессиональном плане; формирования необходимых способностей и новых навыков [2, 3, 4, 5, 7 и др.].

Коучинговый подход к управлению ОО теоретически недостаточно изучен, практически не применяется, однако показывает высокую эффективность в практике зарубежного опыта, широко применяется в менеджменте крупных отечественных компаний, позволяющий достигать значимые результаты, такие как:

• достижение поставленных профессиональных и жизненных целей; повышение осознанности жизненных и профессиональных решений, поддержка в создании оптимальных планов;

• индивидуальное и групповое сопровождение профессионального и личностного развития взрослых в контексте постановки целей и поиска путей их достижения, раскрытия человеческого потенциала в образовательном учреждении;

• повышение эффективности управления и качества принятия управленческих решений руководителями всех уровней и др.

Проблематика коучинга обращает на себя внимание различных исследователей: социологов, психологов, философов и др. Следовательно, коучинг становится предметом для междисциплинарной интеграции наук. Это подчеркивает особое значение для управления в системе образования. Разработка способов и методов организации условий для развития новой миссии школы; изменения в системе управления образовательной организацией (ОО), необходимые для решения проблемы обеспечения нового качества образования, соответствующие общественным запросам по формированию выпускника школы; формирования профессиональной культуры и инновационного поведения учителя; проектирования и организации развивающей образовательной среды; формирования новых профессиональных компетенций управленца, разрешения организационных и личностных проблем составляет основу управленческой технологии коучинга.

Таким образом, коучинг нами рассматривается как стиль управления, где руководитель ОО становится коучем для своих сотрудников, то есть использует в управлении технологию коучинга. Это новый подход управления педагогическим коллективом основан на осознанности сотрудниками своих действий и принятии ответственности за их последствия. Управление в стиле коучинг направлено на обеспечение выполнения профессиональных задач подчиненными, развитие человеческих ресурсов, а также на повышение уровня автономности людей, подразделений и школы в целом. Применение коуч-менеджмента основано на двух условиях: готовности педагогического коллектива и готовности руководителя. Готовность педагогического коллектива означает профессиональную компетентность, эмоциональную зрелость по отношению к ученикам, родителям, коллегам и соответствующую мотивацию к личностно-профессиональному развитию. Второе предполагает особое отношение руководителя к организации, людям и к себе, это определённые ценности и мировоззрение в целом. Именно мировоззрение, ценности, отношения и проявляются в стиле управления и, соответственно, обуславливают позитивные изменения в педагогическом коллективе.

Начало обучению эффективному управлению образовательной организацией уже положено в МАОУ ДПО ИПК, разработаны и успешно реализуются дополнительные профессиональные программы повышения квалификации «Развитие кадрового резерва», «Менеджмент в образовании», реализация которых позволяет обеспечить обучение администрации школ стратегиям менеджмента на основе коучингового похода. Коучинг в системе повышения квалификации эффективно применяется для определения стратегии развития образовательной организации, выработки плана развития, создания команды, мотивации педагогического коллектива и его подготовки и обучения, устранения конфликтов в коллективе, продвижения по карьерной лестнице и т.д. В процессе повышения квалификации нами используются методы коучинга: тренинговый (метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок); консалтинговый (предлагает готовые решения как образы); метод наставничества (метод вопросов и ответов), процессинговый метод (Сделай как я!), метод гипнотерапии (Обращаемся к своим внутренним ресурсам).

Организованный МАОУ ДПО ИПК региональный сетевой проект «Коучинговый подход к управлению образование в ОО», разработчиками, которого являются руководители образовательных организаций, предусматривает разработку организационно-педагогических условий управления образовательной организацией на основе коучингового подхода. Участниками регионального сетевого проекта являются 10 управленческих команд школ юга Кузбасса и 523 учителя.

Реализация проекта рассчитана на пять лет и предусматривает три этапа.

На аналитико-диагностическиом этапе предусматриваем создание проблемно-творческих групп педагогов для реализации инновационного проекта; погружение в тему инновационной деятельности педагогов через работу семинаров-практикумов, мастер-классов, проблемных семинаров, психологических тренингов, индивидуальных и групповых консультаций; анализ необходимых для реализации материально-технических, информационных, правовых, финансово-экономических ресурсов ОО для реализации инновационного проекта; первичная комплексная диагностика участников проекта.

На организационно-практическом этапе - разработка и создание комплекта нормативно-правовых и организационно-методических документов, регулирующих порядок организации и реализации инновационной деятельности ОО; диагностическое анкетирование и тестирование учащихся на предмет обучаемости и развития; педагогов в аспекте установки на профессиональное развитие; разработка и апробация модели управления образовательной организации на основе коучингового подхода, а также разработка критериев оценки эффективности модели управления образовательной организацией; обучение учителей школ по программе «Введение в коучинг»; разработка программы сопровождения индивидуального развития педагогов на основе коучингового подхода и образовательных проектов, а также корректировка рабочих программ педагогов на основе коучингового подхода; разработка мониторинга эффективности реализации программы инновационной деятельности по теме «Коучинговый подход в управлении ОО»; создание открытого информационного пространства для доступа к информации о содержании и качестве предоставляемых ОУ образовательных услуг; совершенствование способов организации образовательного процесса в ОУ на основе коучингового подхода.

На третьем этапе - обобщающем этапе предусмотрен анализ результатов инновационного проекта «Коучинговый подход в управлении ОО»; обобщение и распространение значимого педагогического опыта управления ОО на основе коучингового подхода (публикации, выступления на конференциях и семинарах-практикумах различного уровня); рефлексия результатов инновационной работы, корректировка дальнейших действий по реализации проекта с учетом полученных результатов.

Диагностическое тестирование, проведенное на этапа констатирующего эксперимента, педагогов в аспекте установки на профессиональное развитие на основе критериально-ориентированных тестов (авторы Фролова Н.Е., Фролов В.Н.), позволило выявить, что оптимальный уровень установки на профессиональное развитие сформирован у 26% учителей, достаточный уровень у 36%, критический уровень установки на профессиональное развитие отмечается у 38% учителей. Также, нами проведена диагностика самооценки учителей регионального сетевого проекта, показывающая, что у 31% учителей сформирована позитивная самооценка, для 69% характерна негативная самооценка. Для учителей с сформированной негативной самооценкой характерна неспособность к плодотворному общению с учащимися и коллегами. Учитель с негативным отношением к себе склонен принижать значение личности другого человека и своей. Поэтому, такой педагог стремится повысить собственную самооценку, доказывая, унижая окружающих его людей.

Анализ полученных результатов, позволил разработать систему неформального повышения квалификации, направленную на становление, рост, интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, формирование позитивной самооценки.

Система неформального повышения квалификации ориентирована на семинары-практикумы, мастер-классы, проблемные семинары, индивидуальные и групповые консультации, позволяющие обеспечить погружение в тему инновационной деятельности и способствующие личностно-профессиональному развитию педагогов.

Использование приема «Колесо баланса» позволяет педагогам выявить личностные и профессиональные проблемы. На чистом листе бумаги педагогам предлагается начертить окружность, разделить её на сектора и в каждый сектор вписать те или иные профессиональные и личностные затруднения, которые нужно изучить, чтобы достигнуть определенной цели. Затем шкалировать области от 1 до 10, тем самым определяя их важность. Теперь уже наглядно видно, над, чем необходимо работать, чтобы достичь определенного результата, поставленной цели.

Прием «Коучинговая стрела» позволяет разработать инструмент планирования. На листе предлагаем педагогам нарисовать временной вектор, отметить себя в настоящем и в будущем, к которому стремимся. Определяем этапы достижения цели, создаем «пошаговую инструкцию». Все это в итоге направлено на энергию действия, а как результат - расширяются рамки мировоззрения, а как продукт индивидуальная траектория личностно-профессионального развития.

В процессе проведения активных и интерактивных форм повышения квалификации участниками проанализированы принципиальные позиции наставника, тьютора, коуча в аспекте личностных качеств учителя, отражающие его субъектную и статусную позицию в образовательном процессе, установки на обучаемость и развитие учащихся, предпочитаемые методы и технологии обучения.

Таким образом, педагогами выявлено, что учитель - коуч стимулируя рефлексию обучающихся образовательных и жизненных потребностей, целей, своих индивидуальных, потенциальных возможностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития, что соответствует требованиям ФГОС в формате личностных и метапредметных результатов.

На психологических тренингах разбираем, как формулировать эффективные вопросы посредством открытых и «сильных» вопросов, лестницы вопросов по логическим уровням и лестницы (пирамида, спираль) достижений, метода глубинного слушания и др., способствующими развитию личности педагогов.

Проведенный семинар «Коуч-технология в современном образовании» в формате мозговой штурм WORLD CAFE позволил зафиксировать проблемы: во-первых, в современном образовании всё более отчётливо ощущается потребность в новых формах развития и обучения детей, соответствующих потребностям времени и его задачам, во-вторых, задача личностно-ориентированного обучения официально заявлена в ФГОС ОО. При профессиональной поддержке учителя-коуча, учащиеся учатся самостоятельно формулировать цели, разрабатывать план деятельности, использовать приемы самооценки соответствия результата заявленной цели. В результате, учителями установлено, что педагогический коучинг -неформальная технология, а искусство задавания вопросов, искусство мотивирования. Видеть ученика полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым.

Реализация проекта способствует достижению результатов:

• повышения эффективности управления;

• оптимизации деятельности педагогического коллектива; воплощение проектов организационных изменений-нововведений, позволяющих усилить командное взаимодействие в управлении в ОО;

• разработки практических рекомендаций по дальнейшему повышению эффективности командных взаимодействий в конкретной группе администрации в ОО.

Новизна проекта состоит в анализе факторов успешности и конкурентоспособности современного руководителя ОО, эффективности лидера образования в деятельности, его умения эффективно управлять педагогическим коллективом.

Главная цель - помочь руководителю ОО с помощью коучинг - технологий полностью и качественно выполнить поставленные задачи управления, сфокусировавшись на достижение результата. Коучинговый подход в управлении - это отказ от директивного руководства. Это изменение культуры ОО и пробуждение внутренней мотивации ее сотрудников.

Выводы. Анализ факторов конкурентоспособности и успешности современного руководителя ОО, его умения эффективно управлять педагогическим коллективом позволил выявить, что коучинговый подход приводит к изменению культуры организации, в которой иерархия уступает место поддержке, а обвинения -честной оценке; внешние мотивирующие факторы заменяет самомотивация; защитные барьеры исчезают по мере формирования командных групп; перемены не вызывают боязни, а приветствуются, появляется открытость и честность; нагрузки на работе превращаются в новые возможности, а острое реагирование на конфликты вытесняется долгосрочным стратегическим мышлением.

Целесообразность коучингового подхода к управлению ОО обусловлена тем, что он опирается на психологические принципы, способствует пониманию и реализации своих способностей педагогами, обеспечивая тем самым решение задачи - повышения качества образования.

Литература:

1. Голви У. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / У. Голви, Тимоти - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005.

2. Дауни М., Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей / М. Дауни - М.: Добрая книга, 2015.

3. Зырянова, Н.М. Коучинг в обучении подростков / Н.М. Зырянова // Вестник практической психологии образования. - 2004 - № 1. - С. 46-66.

4. Огнев А.С., Организационное консультирование в стиле коучинг / А.С. Огнев - СПб. Издательство «Речь», 2003.

5. Парслоу Э., Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй - СПб.: Питер, 2003.

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н). Режим доступа: http://goo.gl/1Kw3zV.

7. Рыбкин И.В. Коучинг Социального Успеха / И.В. Рыбкин - М.: Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2005 - 224 с.

8. Уитмор, Дж. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Джон Уитмор. -М.: Альпина Паблишер, 2012. - 309 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.