Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОУЧИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОУЧИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ / КОУЧИНГОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ЦЕННОСТНО-РЕФЛЕКСИВНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА / PEDAGOGICAL COACHING / COACHING SUPPORT FOR PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS / VALUE-REFLECTIVE ACTIVITY OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Хабибулина Марина Борисовна

В статье представлено теоретико-методологические обоснование процесса коучингового сопровождения профессионально-педагогического становления студентов педагогического колледжа. Коучинговое сопровождение профессионально-педагогического становления студентов рассматривается как специально организованный, целенаправленный процесс освоения профессиональной деятельности на основе формирования ценностной рефлексии и выстраивания культурно-опосредованных отношений в условиях сотрудничества субъектов образования для полноценного раскрытия человеческой уникальности в достижении профессиональных и жизненных целей. В статье интерпретированы основные понятия исследования: «коучинговое сопровождение профессионально-педагогического процесса», «педагогический коучинг», рассматриваемый как средство повышения эффективности взаимодействия педагога и обучающегося на основе стимулирования интереса и желания учиться, реализуемое с помощью искусства диалога, мотивирования и проблематизации. В исследовании обозначены сущностные характеристики, принципы, основные положения и компоненты процесса коучингового сопровождения профессионального становления студентов педагогического колледжа с точки зрения ценностно-рефлексивного подхода, а также обосновано применение данного подхода в реализации процесса коучингового сопровождения профессионально-педагогического становления обучащихся. Представлен анализ формирования личностно-ориентированных ценностей студентов с позиции целостно-нормативной теории, рассмотрено коучинговое сопровождение студентов через организацию ценностной рефлексии студентов педагогического колледжа в опоре на механизмы самооценки, самообразования, самоконтроля, самоутверждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Хабибулина Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF COACHING SUPPORT OF PROFESSIONAL FORMATION OF PEDECOLLEGE STUDENTS

The article presents the theoretical and methodological substantiation of the process of coaching support for professional and pedagogical formation of students of teacher training college. Coaching support for the professional and pedagogical formation of students is considered as a specially organized, focused process of mastering professional activity on the basis of the formation of value reflection and building culturally-mediated relations in the conditions of cooperation of subjects of education for the full disclosure of human uniqueness in achieving professional and life goals. The basic concepts of the study are interpreted in the article: “coaching support of the professional pedagogical process”, “pedagogical coaching”, considered as a means of increasing the effectiveness of the interaction between the teacher and the student on the basis of stimulating interest and desire to learn, realized using the art of dialogue, motivation and problematization. The study identifies the essential characteristics, principles, basic principles and components of the process of coaching support for the professional development of students of a teacher’s college from the point of view of the value-reflective approach, and also substantiates the use of this approach in the implementation of the process of coaching support for the professional and educational formation of students. An analysis of the formation of student-centered values of students from the perspective of a holistic normative theory is presented, coaching support of students through the organization of value reflection of students of teacher training college based on the mechanisms of self-esteem, self-education, self-control, and self-affirmation is considered.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОУЧИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА»

педагогические науки

Волчегорская Евгения Юрьевна, Хабибулина Марина Борисовна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОУЧИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ...

УДК 377.881.1

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0048 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОУЧИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДКОЛЛЕДЖА

© 2020

SPIN-код: 7588-0170

AuthorlD: 290646

Волчегорская Евгения Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Педагогика, психология и предметные методики» Хабибулина Марина Борисовна, преподаватель Челябинский педагогический колледж №2 (454081, Россия, Челябинск, ул. Горького, 79, е-mail: mkhab@yandex.ru)

Аннотация. В статье представлено теоретико-методологические обоснование процесса коучингового сопровождения профессионально-педагогического становления студентов педагогического колледжа. Коучинговое сопровождение профессионально-педагогического становления студентов рассматривается как специально организованный, целенаправленный процесс освоения профессиональной деятельности на основе формирования ценностной рефлексии и выстраивания культурно-опосредованных отношений в условиях сотрудничества субъектов образования для полноценного раскрытия человеческой уникальности в достижении профессиональных и жизненных целей. В статье интерпретированы основные понятия исследования: «коучинговое сопровождение профессионально-педагогического процесса», «педагогический коучинг», рассматриваемый как средство повышения эффективности взаимодействия педагога и обучающегося на основе стимулирования интереса и желания учиться, реализуемое с помощью искусства диалога, мотивирования и проблематизации. В исследовании обозначены сущностные характеристики, принципы, основные положения и компоненты процесса коучингового сопровождения профессионального становления студентов педагогического колледжа с точки зрения ценностно-рефлексивного подхода, а также обосновано применение данного подхода в реализации процесса коучингового сопровождения профессионально-педагогического становления обучащихся. Представлен анализ формирования личностно-ориентированных ценностей студентов с позиции целостно-нормативной теории, рассмотрено коучинговое сопровождение студентов через организацию ценностной рефлексии студентов педагогического колледжа в опоре на механизмы самооценки, самообразования, самоконтроля, самоутверждения.

Ключевые слова: педагогический коучинг, коучинговое сопровождение профессионально-педагогического становления студентов, ценностно-рефлексивная активность студента.

THEORETICAL ASPECTS OF COACHING SUPPORT OF PROFESSIONAL FORMATION

OF PEDECOLLEGE STUDENTS

© 2020

Volchegorskaya Evgenia Yuryevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department «Pedagogy, Psychology and Subject Methods» Khabibulina Marina Borisovna, the teacher Chelyabinsk Pedagogical College № 2 (454081, Russia, Chelyabinsk, Gorkogo str., 79, e-mail: mkhab@yandex.ru)

Abstract. The article presents the theoretical and methodological substantiation of the process of coaching support for professional and pedagogical formation of students of teacher training college. Coaching support for the professional and pedagogical formation of students is considered as a specially organized, focused process of mastering professional activity on the basis of the formation of value reflection and building culturally-mediated relations in the conditions of cooperation of subjects of education for the full disclosure of human uniqueness in achieving professional and life goals. The basic concepts of the study are interpreted in the article: "coaching support of the professional pedagogical process", "pedagogical coaching", considered as a means of increasing the effectiveness of the interaction between the teacher and the student on the basis of stimulating interest and desire to learn, realized using the art of dialogue, motivation and problematization. The study identifies the essential characteristics, principles, basic principles and components of the process of coaching support for the professional development of students of a teacher's college from the point of view of the value-reflective approach, and also substantiates the use of this approach in the implementation of the process of coaching support for the professional and educational formation of students. An analysis of the formation of student-centered values of students from the perspective of a holistic normative theory is presented, coaching support of students through the organization of value reflection of students of teacher training college based on the mechanisms of self-esteem, self-education, self-control, and self-affirmation is considered.

Keywords: pedagogical coaching, coaching support for professional and pedagogical development of students, value-reflective activity of the student.

правлением в российском образовании, но достаточн Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

Volchegorskaya Evgenia Yuryevna, Khabibulina Marina Borisovna THEORETICAL ASPECTS OF COACHING SUPPORT OF PROFESSIONAL ..

pedagogical sciences

ныи, организаторскии, лидерскии, творческии потенциал [1].

Обратимся к трактовке «педагогического коучинга», который в образовании трактуется по-разному:

- как успешная система обеспечения индивидуального успеха в условиях комфортной обстановки сотворчества;

- как инструмент повышения эффективности взаимодействия педагога и обучающегося на основе стимулирования интереса и желания учиться;

- как искусство содействия повышению результативности в обучении и развитии другого человека с «включением» его внутренних резервов;

- как систематизированный метод развития личности и отношений с другими людьми на основе позитивного отношения с миром;

- как особый вид психологической помощи, направленный на мотивацию другого человека к успеху и дальнейшему развитию;

- как инновационная технология профессионального мастерства, реализуемая с помощью искусства диалога, мотивирования и проблематизации [2].

В контексте разработки проблематики профессионального становления будущих педагогов следует выделить задачу выявления сущности и структуры коу-чингового сопровождения в образовательном процессе педагогического колледжа, что более полно отразит специфику нашего исследования. Профессиональное становление студентов на основе новой модели образования требует от педагога смены акцентов в перечне профессионально-значимых качеств личности, когда на первый план выходят не традиционные предметно-специальные способности, а общая культура педагога и его творческий потенциал. В определённом смысле педагог перестает быть учителем-предметником, а становится учителем-универсалом, учителем-тьютером, учителем-исследователем, что «провоцирует» его к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию и самоопределению, к выбору философских оснований той или иной педагогической системы. Все это придаёт педагогическому образованию культурно-творческий и личностный характер. В рамках среднего профессионально-педагогического образования студентам необходимо создавать условия, направленные на развитие способности к осуществлению успешной педагогической деятельности и выполнения требований современной парадигмы образования.

Мы соглашаемся с мнением Н.Н. Павелко, С.О. Павлова и др., что современный педагог - это человек, умеющий организовать дискуссию и диалог вокруг «рождения» знания. Он должен стать консультантом и инструктором, мощным мотиватором процесса проб и ошибок, поиска и раздумий, но не цензором и не оценщиком [3]. Таким образом, под коучинговым сопровождением профессионально-педагогического становления студентов будем понимать специально организованный, целенаправленный процесс освоения профессиональной деятельности на основе формирования ценностной рефлексии и выстраивания культурно-опосредованных отношений в условиях сотрудничества субъектов образования для полноценного раскрытия человеческой уникальности в достижении профессиональных и жизненных целей.

Обратимся к государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО) (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1353), разработанному на основе модуль-но-компетентностного и матапредметного подходов, обуславливающих выполнение государственных гарантий уровня, качества и результатов освоения содержания образования с учётом потребностей, возможностей и способностей обучающихся [4]. Содержание компетенций ФГОС СПО логически связаны с формированием практико-ориентированных качеств личности студента,

способствующих становлению культурного, коммуникабельного, целеустремлённого, целостного человека, способного реально оценивать собственные возможности для разработки оптимальных стратегий в достижении профессионально-деловых и жизненных целей.

Современная образовательная интегративная парадигма, основанная на принципах гуманистической педагогики и имеющая ценностно-смысловое измерение, систематически обновляет все аспекты образования, наполняя их ценностно-смысловым содержанием: субъекты образования, образовательное пространство и условия образования, цели, идеалы и содержание образования, формы, средства, методы и способы обучения, предполагаемые образовательные результаты. Специфическим вектором культуры образования выступает ведущая задача педагогической аксиологии -осмысление феномена ценностей, создающихся человеком, отличительной особенностью которых является их производный характер. Обладание ценностями как устойчивыми убеждениями весьма облегчает любому человеку задачу поиска смысла жизни и выработку внутренней ответственности личности в освоении способов поведения как инструментальных ценностей, структура которых может изменяться и корректироваться человеком.

Профессиональное становление студентов колледжа на основе коучингового сопровождения фактически является продуктом совместной деятельности обучающихся и педагога, на котором лежит ответственность за достижение нормативно определённой, ценностной цели образования, когда в образе ожидаемого продукта педагог акцентирует собственные действия на получение тех качеств личности, которые он считает значимыми с точки зрения личностных ценностей. В исследованиях Е.В. Бондаревской [5], В.В. Краевского [6], В.В. Серикова [7], И.С. Якиманской [8], М.С. Яницкого [9] и др. отмечается, что формирование личностно ориентированных ценностей рассматривается как нормативная цель образования, заданная социально (философией, государственными и общественными организациями, средствами массовой информации и пр.) для осознанного выбора обучающимися личностных ценностей, адекватных общественным.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования является рассмотрение ценностно-рефлексивного подхода как методологической основы процесса коучингового сопровождения профессионального становления студентов педагогического колледжа.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследователи (М.И. Бобнева, Л.И. Божович, А.А. Ручка, Т.Е. Конникова и др.) в ценностно-нормативной теории регулирования особое внимание обращают на механизм интернализации (присвоение) норм-ценностей, связывая их со способами «заполнения» мотивов поведения личности позитивными образцами для «наращивания» личностных ресурсов, мотивирующих на дальнейшее развитие.

Согласно исследованиям С.Л. Рубинштейна, поведение не определяется характером внешних воздействий, не «рождается внутри» человека и не является прямым выражением его внутренних задатков, тогда как к различным эффектам приводят внешние причины, преломляясь через всю сложность и разнообразие внутренних условий [10]. Опираясь на существующие аксиологические теории Ф. Боаса, Н. Гартмана, В. Дильтея, Д. Дьюи, Р. Лотце, Ф.В. Знанецкого, В.И. Плотникова, У.Г. Самнера, А.Т. Тойнби, М. Шелера и др., выделим некоторые значимые, на наш взгляд, качества формируемого ценностного мира студента педагогического колледжа в процессе коучингового сопровождения.

Основанием для возникновения ценностей являются потребности, исходящие из иррациональной стороны

педагогические науки

Волчегорская Евгения Юрьевна, Хабибулина Марина Борисовна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОУЧИНГОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ...

человеческого бытия, что связано с созданием благоприятных условий удовлетворения потребностей обучающихся в конкретных отношениях в условиях социализации как особого процесса «включения» индивида в общество, как результата усвоения и активного воспроизводства социального опыта. Общественные и личностные ценности интегрируют социальную систему и конкретного участника образовательного процесса, в котором формируются терминальные и инструментальные ценности [11], задающие ценности получения конечного результата. Терминальные ценности понимаются как убеждения в необходимости стремления студента к стратегической цели существования на основе общественной и личной точек зрения, инструментальные ценности рассматриваются с позиции значимого образа действия в любых ситуациях. Таким образом, формирование выделенных ценностей возможно в условиях освоения практических навыков и ключевых компетенций (общие и профессиональные) в ситуациях реального образовательного пространства в интеллектуальной, коммуникативной и др. сферах деятельности для успешной подготовки к взрослой жизни.

Наиболее интересной для нашего исследования является философская идея М. Шелера, который связывал возникновение ценностей с актами индивидуального духа как внутреннего чувства, руководящего и управляющего влечениями человека. Согласно исследованиям И.А. Ильина [12], И.А. Кацаповой [13], Ю.Т. Лисицы [14], П.И. Новгородцева [15] и др., в человеческой природе скрыты «схемы» переживания самой жизни, составляющие фундаментальный человеческий опыт, а констатирующим началом выступает дух, в котором личность и мир не разделены. Взаимозависимости явлений определяются категорией ценности как органического единства смысла и существования, события и поступка, определяющей отношение человека к абсолютной целостности жизни. Ценностный мир человека формируется в результате переживаний, в структуру которых включается духовная деятельность с самопознанием через объективную оценку результатов собственной деятельности. Процесс формирования ценностного мира (группы личностных ценностей) студента обусловлен становлением качеств личности в совокупности с естественными человеческими побуждениями и способностями, стремление к высшим идеалам (смысл жизни, самоопределение, свобода, идеал добра и пр.) как духовно-нравственным основам жизни.

В современных философских исследованиях Ф.В. Лазарева, С.А. Лебедева, В.И. Плотникова и др. выделяются две взаимосвязанных сферы ценностного мира человека - культурные и личностные ценности, а также знания об этих ценностях (то, что сущностно необходимо и признаётся обществом, другими людьми, сообществами и соотносимо со смыслом человеческой жизни) [16]. Н. Л. Худякова указывает, что к основным формам существования ценностей не относятся общественные ценности, которые обозначают, либо знание и системах ценностей как регуляторов общественных отношений, которые можно рассматривать как культурные ценности, либо личностные ценности высокой степени общественной значимости [17]. В.И. Плотников рассматривает отношение личностных ценностей к будущему как аксиологическое отношение, назначение которого - целенаправленное управление развитием ценностного мира через постоянно организуемую ценностную рефлексию [18].

В рамках изучения проблемы коучингового сопровождения профессионального становления отметим, что личностные ценности выступают как определенный уровень формирования смысловых образований личности в динамике процесса их осознания студентом, включающего вербализацию и смещение личностно-по-знавательных усилий на собственно смысловую сферу. Формируемые ценности мы связываем с процессом ор-

ганизации обучающихся и их отношением к действительности в оптимальной форме, которая определяется качествами совокупности элементов культурно-опосредованных отношений (объект, субъект, культурное средство), переживаемых студентом: качества объекта отношений, качества субъекта (определяются человеческими потребностями, ради которых он выстраивает свои отношения), качества деятельности (средства и способы организации деятельности).

Процесс коучингового сопровождения студентов связан с освоением мира социума и форм рефлексии -философских «инструментов», направленных на познание многообразия объектов культуры, истории, мировоззрения, природного универсума и пр. Очевидно, что ценностная рефлексия взаимосвязана с самоуправлением субъекта обучения и направлена на самостоятельное принятие адекватных решений как эффективного способа, обуславливающего результат освоения деятельности, идентичный обратной связи, ориентируя студента на успешную самореализацию личности для выстраивания новых социальных отношений. Мы соглашаемся с позицией А.А. Козловой, что самореализация как наименее дифференцированная смысловая позиция в сознании определяющейся личности студента, обеспечивается действием внутриличностных механизмов:

1) самооценкой (инвентаризацией ЗУН, стереотипов, ценностных ориентаций, привычек и пр.), что обеспечивается необходимым культурным, профессиональным и образовательным уровнем личности;

2) самообразованием (самопрограммированием) в процессе выработки программы приобретения, усвоения навыков и опыта деятельности;

3) самоконтролем (саморегуляцией), обеспечивающим способность студента к регуляции мотивов, побуждений, поведения для совершенствования духовности и поддержания нравственного здоровья;

4) самоутверждением как деятельностного претворения в жизнь мировоззренческих идеалов, жизненных целей и позиций [19].

Специфика подготовки студентов педагогического колледжа включает в себя содержательные и результативные компоненты профессии [20-22], связанные с формированием ценностной рефлексии в плоскости процессов личностной регуляции в принятии решений и действий, проецирующихся в сознание в форме самосознания, которое И.С. Кон рассматривает в качестве специфического механизма становления «Я» как интегральной целостности и подлинности индивида - субъективного, рефлексирующего, активного и действующего [23]. Ценностно-рефлексивная активность студента, основанная на формирующихся личных ценностях в процессе коучингового сопровождения, предполагает видоизменение условий, способов взаимодействия педагога и обучающегося на основе выполнения различных функций (функция как внешнее проявление свойств субъекта в системе отношений), не свойственных традиционной педагогической системе, что в дальнейшем может составить поиск научных исследований в области профессионального образования.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Резюмируя вышеизложенное, выделим следующие моменты. Ориентация современного образования на создание условий для становления ценностного мира обучающихся вызывает необходимость разработки универсальных эффективных систем и способов коучингового сопровождения. При этом культурные и личностные ценности, созданные человечеством (материальные объекты, продукты духовной деятельности: принципы, нормы, идеи и пр.), формируемые как «проекты будущего», безусловно, должны входить в сферу ценностного мира студента и стать регуляторами его поведения для успешной профессиональной деятельности. Коучинговое сопровождение студентов ориентировано на процесс сотрудничества

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

197

Volchegorskaya Evgenia Yuryevna, Khabibulina Marina Borisovna THEORETICAL ASPECTS OF COACHING SUPPORT OF PROFESSIONAL ..

pedagogical sciences

педагога и обучающегося для успешного личностного саморазвития студента в условиях усиления мотивации, совершенствования жизненного опыта, получения высоких результатов деятельности и раскрытия человеческой уникальности. Именно поэтому стратегический смысл ценностно-рефлексивного подхода определяет процессы самоорганизации и самореализации личности, формирование самосознания, развитие рефлексивных способностей будущих педагогов в обстановке личной свободы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Торбеева А. П. Коуч-технология в сфере среднего профессионального образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. 2015. № 2. С. 87—92.

2. Костяева Н.А., Кузнецова Е.В. Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов // Педагогическая мастерская. 2015. № 9 (45). С. 19-22.

3. Павелко Н.Н., Павлов С.О. Психология и педагогика. М.: КНОРУС. 2012. С. 434-435.

4. Кузьминская А.В. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентност-ного подхода в профессиональных образовательных организациях // Молодой учёный. 2014. №16. С. 349-351.

5. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентиро-ванного образования. Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета. 2000. 352 с.

6. Краевский В.В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством. М.ИУО РАО. 2007. 150 с.

7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология. Волгоград: Перемена. 1994. 152 с.

8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М. 2000. 176 с.

9. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2000. 204 с

10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Москва. 1997. 191 с.

11. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. 1973. №5. С. 20-28.

12. Ильин И.А. // Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С.173.

13. Кацапова И.А. Философия права П.И. Новгородцева. М.: ИФ РАН. 2005. 186 с.

14. Лисица Ю.Т. Избранные статьи //Наш современник. М. 1993. № 3. С. 138-147; № 4. С. 144-154.

15. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. Санкт-Петербург: Лань. 1999. 192 с.

16. Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Философская рефлексия: сущность, типы, формы // Вопросы философии. 2016. №6. С. 15-29.

17. Худякова Н.Л. Философия и развитие образования. Челябинск: ИИ-УМЦ «Образование». 2009. С. 208-212.

18. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. 1994. Екатеринбург: Урал. гос. юр. академии. С. 197-202.

19. Козлова А.А. Психотехнология как средство формирования субъектной позиции клиента системы профконсультирования. Москва. 2002. С. 30-33.

20. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27/

21. Тищенко В.О. Характеристика системного подхода в контексте исследования системы подготовки будущих преподавателей в учреждениях высшего образования // Jurnalul Umanitar Modern. 2019. № 1. С. 38-41/

22. Осадченко И.И. Ключевые понятия технологии ситуационного обучения в подготовке будущих учителей // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 46-49.

23. Кон И.С. Социологическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК. 1999. С. 321-327.

Статья поступила в редакцию 29.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.