Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / WEB-БЛОГИ / WEB-САЙТЫ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ЦИФРОВАЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Михаил Васильевич, Семенов Курман Борисович

В статье показана цифровизация учебно-воспитательного процесса, предполагающая ее трансформацию, которая способствует изменению процесса гражданского воспитания учащихся. Выявлены преимущества и недостатки внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Описаны социальные нормы и ценности, играющие важную роль в формировании гражданственности личности. Представлены виртуальная среда и ее воспитательные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев Михаил Васильевич, Семенов Курман Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL EDUCATION OF A PERSON IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article shows the digitalization of the educational process, which implies its transformation, which contributes to changing the process of civic education of students. The advantages and disadvantages of introducing digital technologies into the educational process are revealed. The social norms and values that play an important role in the formation of citizenship of the individual are described. The virtual environment and its educational opportunities are presented.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

компетентности. На 15% снизилось количество студентов с минимальным уровнем исследуемой компетентности. Изменения в контрольных группах составило в среднем 4%.

Данные результаты подтвердили наше предположение о том, повышение обученности студентов по дисциплине «Методика профессионального образования» в подготовке бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) в условиях дистанционного обучения обеспечивается использованием в обучении адаптированного варианта интегральной технологии.

Это было подтверждено и критерием согласия Пирсона [3], значение которого показало, что уровень обученности студентов на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальных и контрольных группах не отличается и полученные данные позволяют считать студентов экспериментальной группы тождественной выборке студентов контрольной группы с большой степенью достоверности.

По окончанию формирующего этапа полученное различие экспериментальной группы попали в зону значимости, что указывает на значительные различия обученности в экспериментальной группы до и после эксперимента. В контрольной группе различие присутствует, но не значительно.

Отсутствие отличий уровня обученности по дисциплине «Методика профессионального образования» в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе и значительное различие после экспериментального обучения указывает на то, что данные изменения обусловлены специально организованными действиями, то есть использованием интегральной технологии в экспериментальных группах.

Выводы. В ходе исследования был определён исходный уровень сформированности профессионально-методической компетентности будущих педагогов профессионального образования, который был приблизительно равен в экспериментальной и контрольной группах; адаптирована ранее разработанная модель интегральной технологии к формированию профессионально-методической компетентности в подготовке бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение» (по отраслям) в условиях дистанционного обучения; экспериментально проверена и оценена результативность модели формирования профессионально-методической компетентности студентов в ходе изучения дисциплины «Методика профессионального образования».

Таким образом, поставленные задачи решены; цель исследования достигнута.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Водолад, С.Н. Дистанционное обучение в вузе / С.Н. Водолад, М.П. Зайковская, Т.В. Ковалева, Г.В. Савельева // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2010. - № 1 (13). - С. 129-138.

3. Граничина, О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие / О.А. Граничина. - СПб.: Издательство ВВМ, 2012. - 115 с.

4. Меморандум о взаимодействии Российской Федерации и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) // Московский журнал международного права. - 1993. - № 4. - С. 184-189.

5. Психология общения: энциклопедический словарь / Российской акад. образования, Психологический ин-т; под общ. ред. А.А. Бодалева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Когито-Центр, 2015. - 671 с.

6. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Р.А. Регуш. - СПб., Речь, 2003. - 352 с.

7. Рехлова, А.В. Модель интегральной технологии реализуемой в формировании конкурентоспособности военного летчика / А.В. Рехлова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2017. - Выпуск 57 (I). - 376 с. -С. 167-174.

8. Тарасова, А.В. Исторический обзор дистанционного обучения в России и за рубежом / А.В. Тарасова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2021. - №1 (41). - С. 183-188.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, докторант направления «Образование и педагогические науки» Николаев Михаил Васильевич

Московский государственный областной университет (г. Москва);

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики

и современных образовательных технологий Семенов Курман Борисович

Московский государственный областной университет (г. Москва)

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье показана цифровизация учебно-воспитательного процесса, предполагающая ее трансформацию, которая способствует изменению процесса гражданского воспитания учащихся. Выявлены преимущества и недостатки внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Описаны социальные нормы и ценности, играющие важную роль в формировании гражданственности личности. Представлены виртуальная среда и ее воспитательные возможности.

Ключевые слова: гражданское воспитание, внеучебная деятельность, цифровые технологии, социальные сети, Web-блоги, Web-сайты, цифровые технологии, онлайн-образование, цифровизация общества, цифровая учебно-воспитательная среда.

Annotation. The article shows the digitalization of the educational process, which implies its transformation, which contributes to changing the process of civic education of students. The advantages and disadvantages of introducing digital technologies into the educational process are revealed. The social norms and values that play an important role in the formation of citizenship of the individual are described. The virtual environment and its educational opportunities are presented.

Key words: civic education, extracurricular activities, digital technologies, social networks, Web blogs, Web sites, digital technologies, online education, digitalization of society, digital educational environment.

Введение. В настоящее время широко обсуждаются учеными проблемы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Педагогическая общественность взволнована и заинтересована переходом к цифровым технологиям и ожидаемым результатам. Много информации имеется о том, какие преимущества имеют цифровые технологии [1-7]. Среди преимуществ можно отметить такие как:

1) широкий доступ обучающихся к информационным ресурсам;

2) возможность проектирования индивидуализированных траекторий обучения и воспитания;

3) открытость образовательной деятельности учреждений;

4) широкое участие всех участников образования в учебно-воспитательном процессе;

5) оптимизация управления образовательным процессом через информационные технологии [6].

Это положительные моменты. Но есть и отрицательные моменты, такие как:

1) поверхностное восприятие информации;

2) риски манипуляции со знанием учащихся;

3) недостаточность фундаментальной и прикладной подготовки учащихся;

4) трудности с использованием опыта классического воспитания будущих граждан;

5) карантинные мероприятия, связанные с COVID-19.

Все это актуализирует проблему гражданского образования и воспитания учащейся молодежи.

Целью данной работы является изучение основных вопросов гражданского воспитания личности в условиях цифровизации учебно-воспитательного процесса.

Задачами исследования являются: определение роли цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе; формирование гражданских ценностей в институтах образования в условиях цифровизации; создание виртуальной воспитательной среды; формирование коллективных ценностных требований к личности; активизация воспитательного процесса, с использованием информационных технологий; рассмотрение виртуальной воспитательной среды как потенциала коллективной воспитательной работы.

Изложение основного материала статьи. Учебные заведения нашей страны и других стран вынуждены перейти на дистанционное обучение, которое с одной стороны, облегчает воспитательную деятельность педагогов для ознакомления учащихся с воспитательными мероприятиями, с другой стороны, затрудняет классическое гражданское воспитание, так как нет непосредственного контакта между педагогами и учащимися [2]. Цифровые технологии, в сложившихся обстоятельствах, заняли свое место в учебно-воспитательном процессе, и в этих условиях встает вопрос о том, как формировать гражданские качества личности, которые имеют высокую социальную значимость [5].

Также вызывают тревогу формализация получения знаний, особенно, в области гражданского образования. Это связано с алгоритмизацией и стандартизацией онлайн-образования и отсутствием непосредственного контакта между педагогами и обучающимися. Основная проблема исследования связана с тем, что коммуникация между участниками учебно-воспитательного процесса принимает формализованный характер [1]. В современной педагогической науке недостаточно исследований, посвященных формированию гражданских ценностей под воздействием цифровизации общества.

Важными направлениями в формировании цифровой учебно-воспитательной среды являются:

1) внедрение цифровых технологий в классическую систему обучения и воспитания, то есть формирование смешанного обучения;

2) следующим является формирование онлайн-образования;

3) формирование цифровой образовательной среды.

Названные направления имеют свою специфику, и свои социальные нормы и ценности, которые играют важную роль в формировании гражданственности личности.

Образовательные организации вынуждены включаться в цифровизацию, так как не могут оставаться в стороне от технического прогресса, потому что цифровые технологии расширяют возможности обучения и воспитания. Цифровые технологии на основе чат-ботов оказываются весьма удобными и полезными для нахождения нужной литературы и быстрого оформления выполняемых заданий [3]. Они являются "виртуальными консультантами", которые способствуют созданию индивидуальных программ обучения и воспитания. В то же время они могут оказать помощь в отслеживании динамики воспитательной деятельности. Но каковы их воспитательные возможности, особенно, в части формирования нужных гражданских ценностей еще до конца не изучено педагогической наукой.

Вместе с цифровыми технологиями в учебно-воспитательном процессе часто используются Web 2.0 инструменты в качестве интерактивных технологий. Термин Web 2.0 обозначает второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. Особенность этих технологий заключается в том, что она позволяет широкому кругу пользователей сети Интернет получать информацию, создавать и быть ее соавторами.

Для воспитательной работы важно то, что ресурсы Web 2.0 создаются для людей и позволяют организовывать общение в сети Интернет. Общение, в свою очередь, является одним из методов воспитания. Используя шаблоны и оболочки сервисов, учителя и обучающиеся могут создавать блоги, форумы, аудио и видео-материалы и размещать их в сети Интернет.

Практика показывает, что внедрение этих инструментов требуют овладения цифровыми компетенциями как для преподавателей, так и для обучающихся. Внедрение в образовательный процесс цифровых технологий требуют изменений в учебно-воспитательном процессе, особенно хорошо видно это при переходе к онлайн обучению и воспитанию. Онлайн образование связано с взаимодействием разных цифровых технологий, а это предполагает переход всего образовательного процесса в онлайн-режим [8; 9].

Онлайн-образование расширяет возможности учебно-воспитательной деятельности, помогает созданию индивидуальных траекторий обучения и воспитания для учащихся и делает этот процесс более динамичным и гибким. С одной стороны, использование цифровых технологий может привести к сокращению числа преподавателей, а с другой стороны это приводит к созданию технической поддержки, следовательно, к набору специалистов технического профиля.

Для воспитательной деятельности появляются определенные трудности, так как преподаватели и учащиеся не встречаются лицом к лицу. Поэтому в процессе онлайн-режима необходимо создать искусственную замену взаимодействия лицом к лицу для того, чтобы формировать у учащихся гражданские ценности. Необходимо научится преподавателям и учащимся осуществлять переход от устной к письменной коммуникации. Хотя этот процесс имеет свои трудности, но для формирования гражданских ценностей может оказать существенную помощь.

Для развития гражданских качеств личности больше подходит создание виртуальной цифровой воспитательной среды. Для определения цифровой воспитательной среды воспользуемся трудами Кульневич С.В., в которых делается упор на воспитательное пространство, состоящее из совокупности воспитательных сред. Педагогическая наука рассматривает среду как один из основных факторов воспитания. В свете сказанного, виртуальную цифровую воспитательную среду мы определяем как составляющую всех образовательных сред школы (воспитательной, методической, экспериментальной), способствующей развитию мировоззрения учащихся на основе критического и научного отношения к информации [3].

Использование социальных медиа, которые включают в себя Web-блоги, Web-сайты, сайты-закладок, общедоступные Web-службы (социальные сети), дает возможность учащимся делиться знаниями, давать советы, общаться со сверстниками, а преподавателям дает возможность в процессе общения и совместной работе с учащимися формировать у них гражданские ценности [4]. Кроме социальных медиа используются интегрированные платформы для поддержки общения между

преподавателями и учащимися, которые способствуют развитию познавательных способностей и формирования личностных качеств учащихся. Социальные медиа обладают открытостью, сотрудничеством, коллективным взаимодействием для формирования гражданских ценностей личности.

Цифровые технологии позволяют формировать коллективные ценностные требования к личности, и это является одним из воспитательных потенциалов цифровых технологий в гражданском воспитании учащихся. Под коллективными ценностными требованиями понимаются возможности реализации собственных ценностей личности через взаимодействие в коллективе, чтобы его личные ценности, в большей мере, совпадали с ценностями коллектива. Цифровизация учебно-воспитательного процесса предполагает ее трансформацию, что влечет за собой изменение процесса формирования ценностей, связанных с гражданским воспитанием учащихся [7]. Цифровые технологии влияют на восприятие преподавателями и учащимися данных технологий, а также практических взаимодействий между участниками.

Технологизация учебно-воспитательного процесса, по мнению ученых А.Н. Сафроновой, Н.О. Вербицкой, Н.А. Молчановой, обладает интегральной возможностью для реализации способностей человека, обеспечивает качество образовательного процесса и влияет на возможности повышения качества гражданского воспитания. В этом плане, профессия педагога преображается и больше направлена на выработку и привитие гражданских ценностей у подрастающего поколения. Соответственно, содержание учебных предметов обогащается за счет предметов социальной направленности, милосердия. Кроме того, развивается индивидуальность, поэтому с уверенностью можно сказать, что цифровое образование не снижает воспитательный потенциал образовательных организаций, только лишь акценты смещаются в сторону воспитательной деятельности педагогов [7].

Для активизации воспитательного процесса, с использованием информационных технологий, необходимо процесс обучения сопровождать моделированием ситуаций социальной и профессиональной деятельности, а также затрагивать аспекты морально-нравственного и гражданского содержания, приобретаемых знаний.

Исследователи Семенов К.Б., Кузнецова В.Е., Иванова М.Е., Старкова Е.Н. признают, что в процессе цифровизации развиваются в ускоренном темпе познавательные способности учащихся, но они уверены в том, что формирование нравственности, гражданственности и патриотизма личности должно иметь свое место [7].

Одним из главных воспитательных задач цифрового общества является нравственный потенциал личности, который определяет уровень развития гражданских качеств личности. Кроме знаний и умений для повышения уровня гражданской воспитанности личности учащегося необходимо формирование эмоционально-мотивационной сферы. Эта сфера влияет на сознание личности, на совесть и моральную ответственность за будущее своего государства [3]. Под гражданской воспитанностью личности мы понимаем совокупность гражданских качеств личности в социально-правовом, морально-нравственном, социально-психологическом и педагогическом аспектах.

Процесс гражданского воспитания начинается в детском возрасте и имеет длительный срок формирования, гражданские качества формируются в социально-одобряемой деятельности. Такие качества как готовность к сотрудничеству, общественная активность являются показателем сформированности гражданской воспитанности учащихся. Эти качества развиваются при активном взаимодействии учащихся со сверстниками, а также с родителями и другими старшими. Возможность почувствовать себя значимым для других, то есть для общества является также важным показателем гражданской воспитанности.

Выводы. Социальное окружение предполагает, что взаимодействие с социальной средой способствует приобретению социального опыта учащимися. Информатизация образования дает для учащейся молодежи возможности виртуального посещения музеев, знакомства с историей жизни известных людей, с подвигами народа во время войны, а также знакомство с трудовыми подвигами ветеранов труда, что в свою очередь способствует формированию гражданских качеств личности. Включение учащихся в различные виды социальной деятельности стимулирует развитие гражданских качеств личности, развивает духовные потребности и чувства гражданственности. Самореализация и развитие гражданских качеств учащихся идет через расширение сферы социальной активности, что позволяет актуализировать у молодого поколения процесс развития чувства Родины, формирование навыков гражданского поведения, то есть стремление к самореализации, личностному развитию и гордости за свою страну. Все это формируется в процессе образовательной деятельности, а также во внеучебной работе. Таким образом, включение учащихся в социальную деятельность в условиях цифровизации выражается в содействии популяризации в информационном пространстве культурных, эстетических, нравственных, семейных ценностей и норм поведения.

Цифровизация системы образования и влияние цифровых технологий на этот институт социализации проявляется по разному. Учеными отмечаются позитивные и негативные аспекты цифровизации. Цифровизация учебно-воспитательного процесса, которая показывает способы перехода к цифровому обществу имеет и некоторые социальные недостатки, затрагивающие как отдельных личностей, так и целых социальных групп, поэтому к этому процессу необходимо подходить осторожно и взвешенно, чтобы минимизировать негативные последствия [6].

При формировании личности гражданина огромное воспитательное значение имеет воспитание в коллективе или использование воспитательного потенциала коллектива. Для повышения эффективности взаимодействия учащегося с коллективом требуется обеспечение коллективного характера воспитательной работы, а также активизация межличностного взаимодействия членов коллектива. Что касается использования потенциала коллективной воспитательной работы, в условиях цифровизации, необходимо создать на базе учебного заведения виртуальную воспитательную среду, включающую индивидуальное социально-информационное пространство учащихся. Эта воспитательная среда формирует у обучающихся содержательные, ценностные компоненты гражданственности.

Многоплановость процесса гражданско-патриотического воспитания личности на всех уровнях зависит от разнообразия и интенсивности взаимодействия участников, занятых совместной общественной деятельностью. К примеру, в процессе коллективного взаимодействия следует обратить внимание на волонтерскую деятельность учащихся, а также их приобщению к наследию отечественной культуры и истории Российского государства. Для смягчения негативных последствий нужны комплексные исследования, позволяющие оценить процесс цифровизации образования и происходящие при этом процессы трансформации воспитательной работы, в общем и процесс гражданского воспитания, в частности.

Литература:

1. Никифоров, Ю.Н. О понятии «гражданственность» / Ю.Н. Никифоров // Вестник Воронежского госуниверситета. -2007. - №2. - С. 155

2. Николина, В.В. Гражданское воспитание учащихся как условие становления устойчивого развития / В.В. Николина, Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25762 (дата обращения: 13.04.2021).

3. Николаев, М.В. Гражданская социализация детей с ОВЗ в современной цифровой образовательной среде / М.В. Николаев, А.С. Семенова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сб.научн.тр. - Москва, 2021. - С. 448-452.

4. Разенкова, Н.Е. Реализация субъектно-деятельностного подхода в организации практики будущих бакалавров / Н.Е. Разенкова, Е.Д. Рукавицина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2018. - № 4 (127). - С. 33-38.

5. Сафронова, А.Н. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья / А.Н. Сафронова, Н.О. Вербицкая, Н.А. Молчанов // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №6.; URL:http://science-education.ru/ru/article/view?id=28368. (дата обращ.: 13.04.21).

6. Семенова, А.С. Использование информационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями / А.С. Семенова, К.Б. Семенов // Эффективные практики современной дефектологии: актуальное состояние и тенденции. Материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящённой 90-летию со дня образования МГОУ и 25-летию создания факультета специальной педагогики и психологии. - Москва, 2021. - С. 204-209.

7. Семенов, К.Б. Некоторые аспекты развития идей компетентностного подхода в теории и практике образования / К.Б. Семенов, А.С. Семенова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы 21века. Сборник научных трудов. -М., 2020. - Вып. 4. - С. 164-171.

8. Bogost I. Persuasive Games: The expressive power of videogames. Cambridge, MA: MIT Press, 2007.

9. Oxford Learners Dictionaries. URL: https: //www.oxfordlearners dictionaries.com/ definition/ english/ digitization? q=Digitization (Date of access 4.09.2021.).

Педагогика

УДК 378.1

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Парамонова Елена Алексеевна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Медведева Наталья Петровна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Краснодар); преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Сошко Анна Борисовна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к особенностям формирования вербальных компетенций на занятиях по русскому языку для студентов юридического направления профессиональной подготовки. Проблематика изменения подходов к формированию системы ключевых компетенций, которые позволяют эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно их использовать в процессе социальной адаптации, всегда транслировала свою бесспорную актуальность. Авторы статьи убеждены в том, что вербальные компетенции, составляющие ядро ораторского искусства юриста, необходимы для выступлений в суде и разрешения юридических споров. К драйверам успешности выполнения профессиональных задач юристом можно отнести грамотное обоснование своей позиции по делу. Эти навыки интегрированы в процессы, в основе которых реализуется такой судебный принцип, как состязательность. Также в процессе выполнения своей профессиональной деятельности юристам приходится оперативно работать с объемными и разнообразными источниками информации. Данный навык нужен, чтобы оперативно взаимодействовать со специализированными правовыми системами и интернет-ресурсами с целью поиска нужных данных в законах, подзаконных актах и судебных решениях. Логический анализ информации необходим юристу для структурирования логически обоснованных выводов в юридических документах правотворческого, правоприменительного и интерпретационного уровней. Навык командной работы важен для корпоративных юристов, которые часто взаимодействуют между собой и другими специалистами, чтобы решить задачи компании. В ходе использования на занятиях по русскому языку для студентов юридического профиля подготовки, таких инновационных форм групповой работы, как: деловые игры, дебаты, фасилитация, создание проекта, кейсы.

Ключевые слова: вербальные компетенции, функциональная грамотность, образовательная среда, педагогические технологии, тренды современного образования, искусственный интеллект, вербальная и коммуникативная компетентность, мотивация, групповые формы работы.

Annotation. This article discusses approaches to the peculiarities of the formation of verbal competencies in Russian language classes for students of the legal direction of professional training. The problem of changing approaches to the formation of a system of key competencies that allow you to effectively apply the acquired knowledge in a practical situation and successfully use it in the process of social adaptation has always translated its indisputable relevance. The authors of the article are convinced that verbal competencies, which form the core of a lawyer's oratory, are necessary for speaking in court and resolving legal disputes. The drivers of success in performing professional tasks by a lawyer include a competent justification of their position on the case. These skills are integrated into the processes that are based on such a judicial principle as adversarial. Also, in the process of performing their professional activities, lawyers have to work quickly with voluminous and diverse sources of information. This skill is needed to quickly interact with specialized legal systems and Internet resources in order to find the necessary data in laws, by-laws and court decisions. Logical analysis of information is necessary for a lawyer to structure logically sound conclusions in legal documents of law-making, law enforcement and interpretation levels. Teamwork skills are important for corporate lawyers, who often interact with each other and other specialists to solve the company's tasks. During the use of such innovative forms of group work as: business games, debates, facilitation, project creation, case studies in Russian language classes for law students.

Key words: verbal competencies, functional literacy, educational environment, pedagogical technologies, trends in modern education, artificial intelligence, verbal and communicative competence, motivation, group forms of work.

Введение. Проблема функциональной грамотности всегда транслировала свою актуальность. Существует определение функциональной грамотности, которое было дано российским психологом и лингвистом Алексеем Алексеевичем Леонтьевым: «Функциональная грамотность - это способность человека испытывать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Очевидно, что функциональная грамотность становится одним из базовых факторов активного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.