Научная статья на тему 'СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРЕДИКТОР НОВОГО ФОРМАТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРЕДИКТОР НОВОГО ФОРМАТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ИГРОФИКАЦИЯ / AGILE В ОБРАЗОВАНИИ / МЕТОДИКА EDUSCRUM / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанова Елена Владимировна

В данной статье поднимается острая проблема, связанная с необходимостью использования сквозных образовательных технологий в процессе обучения студентов в вузе. Глобальные тренды нестабильного турбулентного мира приводят к быстрому устареванию ряда профессий, а также запросу на появление новых. В настоящее время невозможно прогнозировать отдаленное будущее. Сегодня новым вызовом стала необходимость совмещения различных социальных ролей. Автор убеждена, что для того, чтобы адаптироваться к новым условиям, обусловленным цифровой трансформацией образовательной среды, необходимо использовать сквозные цифровые технологии. Без них уже невозможно достичь цели построения индивидуальных образовательных траекторий. Сегодня коренным образом меняются роли преподавателя. Он должен погрузиться, причем не поверхностно, в мир цифровых компетенций, и начать их активно использовать в работе. Преподаватель должен быть замотивирован как активная творческая личность. Он экспериментирует, исследует, является активным пользователем ИТ-технологий. Создает и разрабатывает новые программы и курсы. Вызовом также является необходимость для преподавателя создавать свою репутацию онлайн. Также необходимыми компетенциями современного преподавателя являются умения, связанные с использованием геймификации и игрофикации в процессе обучения. Игрофикация хорошо работает, если система, которую она представляет, дает обратную связь игроку или студенту. Также важной детерминантой внедрения сквозных цифровых технологий в процесс обучения является социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие для преподавателей является неким кросс-функциональным взаимодействием между всеми, кто вовлечен в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CUTTING TECHNOLOGIES AS A PREDICTOR OF A NEW FORMAT OF TEACHER'S WORK IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

This article raises an acute problem related to the need to use end-to-end educational technologies in the process of teaching students at the university. Global trends in an unstable turbulent world lead to the rapid obsolescence of a number of professions, as well as the demand for new ones. It is currently impossible to predict the distant future. Today, the need to combine various social roles has become a new challenge. The author is convinced that in order to adapt to the new conditions caused by the digital transformation of the educational environment, it is necessary to use end-to-end digital technologies. Without them, it is no longer possible to achieve the goal of building individual educational trajectories. Today, the roles of the teacher are radically changing. He should dive, and not superficially, into the world of digital competencies, and begin to actively use them in his work. The teacher should be motivated as an active creative person. He experiments, researches, is an active user of IT technologies. Creates and develops new programs and courses. The challenge is also the need for a teacher to build their reputation online. Also, the necessary competencies of a modern teacher are skills related to the use of gamification and gamification in the learning process. Gamification works well if the system it represents gives feedback to the player or student. Social interaction is also an important determinant of the introduction of end-to-end digital technologies into the learning process. Social interaction for teachers is a kind of cross-functional interaction between everyone involved in the learning process.

Текст научной работы на тему «СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРЕДИКТОР НОВОГО ФОРМАТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 371.321.1

кандидат педагогических наук, доцент Молчанова Елена Владимировна

Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке (г. Тихорецк)

СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРЕДИКТОР НОВОГО ФОРМАТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема, связанная с необходимостью использования сквозных образовательных технологий в процессе обучения студентов в вузе. Глобальные тренды нестабильного турбулентного мира приводят к быстрому устареванию ряда профессий, а также запросу на появление новых. В настоящее время невозможно прогнозировать отдаленное будущее. Сегодня новым вызовом стала необходимость совмещения различных социальных ролей. Автор убеждена, что для того, чтобы адаптироваться к новым условиям, обусловленным цифровой трансформацией образовательной среды, необходимо использовать сквозные цифровые технологии. Без них уже невозможно достичь цели построения индивидуальных образовательных траекторий. Сегодня коренным образом меняются роли преподавателя. Он должен погрузиться, причем не поверхностно, в мир цифровых компетенций, и начать их активно использовать в работе. Преподаватель должен быть замотивирован как активная творческая личность. Он экспериментирует, исследует, является активным пользователем ИТ-технологий. Создает и разрабатывает новые программы и курсы. Вызовом также является необходимость для преподавателя создавать свою репутацию онлайн. Также необходимыми компетенциями современного преподавателя являются умения, связанные с использованием геймификации и игрофикации в процессе обучения. Игрофикация хорошо работает, если система, которую она представляет, дает обратную связь игроку или студенту. Также важной детерминантой внедрения сквозных цифровых технологий в процесс обучения является социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие для преподавателей является неким кросс-функциональным взаимодействием между всеми, кто вовлечен в процесс обучения.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, сквозные цифровые технологии, геймификация, игрофикация, Agile в образовании, методика EduSCRUM, цифровые навыки педагога.

Annotation. This article raises an acute problem related to the need to use end-to-end educational technologies in the process of teaching students at the university. Global trends in an unstable turbulent world lead to the rapid obsolescence of a number of professions, as well as the demand for new ones. It is currently impossible to predict the distant future. Today, the need to combine various social roles has become a new challenge. The author is convinced that in order to adapt to the new conditions caused by the digital transformation of the educational environment, it is necessary to use end-to-end digital technologies. Without them, it is no longer possible to achieve the goal of building individual educational trajectories. Today, the roles of the teacher are radically changing. He should dive, and not superficially, into the world of digital competencies, and begin to actively use them in his work. The teacher should be motivated as an active creative person. He experiments, researches, is an active user of IT technologies. Creates and develops new programs and courses. The challenge is also the need for a teacher to build their reputation online. Also, the necessary competencies of a modern teacher are skills related to the use of gamification and gamification in the learning process. Gamification works well if the system it represents gives feedback to the player or student. Social interaction is also an important determinant of the introduction of end-to-end digital technologies into the learning process. Social interaction for teachers is a kind of cross-functional interaction between everyone involved in the learning process.

Key words: digital transformation of education, end-to-end digital technologies, gamification, gamification, Agile in education, EduSCRUM methodology, digital skills of a teacher

Введение. В настоящее время мы все являемся частицей VUCA-мира, характеризующегося своей изменчивостью, сложностью, неопределенностью и однозначностью. Все эти драйверы современного мира стали актуальными в связи с быстро развивающимися технологиями, расширением информационного пространства, из-за которого человеку приходится перерабатывать огромные объемы информации, из-за быстро устаревающих профессий, невозможности прогнозировать более-менее отдаленное будущее, совмещения различных социальных ролей и т.д.

Все изменения, которые сейчас происходят во внешней среде, с которыми постоянно сталкиваются преподаватели и педагоги, а также обучающиеся, в том числе не только в повседневной жизни, но и в профессиональной среде, в которой происходит взаимодействие, являются ежедневным вызовом. Очень стремительно меняются нормативные параметры, которые необходимо выполнять всем задействованным в образовательной среде вуза научно-педагогическим работникам, методистам, очень быстро меняются требования, выдвигаемые Федеральными государственными образовательными стандартами. Совсем недавно осуществлялся переход на ФГОС 3++, но уже достаточно скоро придется перестраиваться под ФГОС 4++.

Это снова станет набором новых требований, изменений тех условий, к которым совсем недавно удалось адаптироваться педагогическому сообществу вузов. Для того, чтобы адаптироваться к столь стремительно меняющимся условиям, обусловленным цифровой трансформацией образовательной среды, используются сквозные цифровые технологии. Зачастую студенты не могут своевременно вычленить актуальную и своевременную информацию из того огромного пула данных, который предоставляется им в глобальной сети Интернет. Именно сквозные цифровые технологии и цифровые инструменты могут помочь в работе с этим [1; 2; 3].

Изложение основного материала статьи. Актуальной на сегодняшний день становится Agile в образовании, или Agile in Education, это консолидация имеющегося опыта, и разработка методик, позволяющих сделать образование на всех уровнях более гибким и отвечающим всем актуальным потребностям, это методика, в сущности технологии которой лежит гибкое управление проектами для разработки и развития сложных продуктов [8].

Методика EduScrum - это способ организации обучения, который основывается на Agile-подходе. Это активная форма сотрудничества, при которой учащиеся выполняют задания в фиксированном ритме. Учащиеся при этом планируют и определяют свою собственную деятельность, а также следят за прогрессом. В упрощенном виде обучение строится таком образом: педагог дает необходимую теорию, обучающиеся объединяются в команды, и в рамках заданного времени, возможно, в течение нескольких учебных занятий, или одного учебного семестра, создают учебные проекты, чтобы погрузиться в тему и изучить ее. На этом этапе преподаватель выступает в качестве коуча и эксперта. Он определяет задания, направляет и дает советы. Задачи EduSCRUM направлены на формирование командных навыков, мотивации к обучению, развитие soft-skills [9].

Рассматривая современные тенденции, очевидным становится изменение роли преподавателя. Он становится обладателем цифровых компетенций, творческой личностью, экспериментатором, исследователем, пользователем,

экспериментатором, автором и разработчиком новых программ и курсов, он создает свою репутацию онлайн, а также осознает роль технологий для образования и использует их в работе.

Игрофикация рассматривается сегодня как одна из методологий, повышающих эффективность образовательного продукта. Механики помогают вовлечь в процесс, помочь подать информацию правильно, облегчить восприятие. Game-basedlearning или seriousgames - ставит не развлекательные, а образовательные и развивающие цели, помогает отрабатывать навыки.

Система PBL внедрена во многие образовательные системы и платформы, многие образовательные учреждения пользуются LMS-Moodle. Она позволяет выставлять баллы, строить рейтинги студентов, определять возможность перехода с одного уровня на другой, но важно настроить баллы таким образом, чтоб они не снимались, если студенты что-то не выполнили. Эти баллы могут накапливаться, а кроме баллов можно ввести бонусную систему: преподаватель может дополнительно внутри курса расставлять свои отметки. И если необходима более сложная механика, то Moodle можно доработать с помощью программистов [4; 5; 6].

Коллекции - это возможность набирать какое-то количество курсов, по-разному их комбинировать и давать за достижения разнообразные бэйджи: значки, медальки за то,что студент прошел тот или иной курс, сделал какое-то определенное действие, которое преподаватель от него добивался. Необходимо самостоятельно загружать эти значки в Moodle самостоятельно. Можно создать соревнования, так называемые лидерборды, то есть некие общие рейтинги, где все студенты распределяются по иерархии, по количеству полученных баллов. Студенты могут видеть только свое место в рейтинге, таким образом, они не сравнивают себя с другими, и с этой точки зрения их мотивация не меняется, потому что, как правило, рейтинги очень важны для мужчин, для людей невротического типа с иерархическими инстинктами. Им важно быть первыми, быть лучше других, поэтому они отслеживают кто лучше, а кто хуже. То, что было описано выше уже есть в Moodle, этим можно воспользоваться уже сейчас.

Есть более сложные подходы методологии игрофикации. Существует очень большая подробная система управления поведением игроков внутри образовательного процесса. На самом деле геймификация - это важный инструмент репрезентации успеха, если мы хотим привести человека из одного состояния к другому, научить его применению знаний и росту над собой.Этот прогресс определяется теми вехами, теми инструментами, которые можно добавить к обучению. В большинстве образовательных курсов это уже присутствует: оценки выставляются обучающимся при переводе с курса на курс. Во многих вузах реализуется гибкая траектория обучения, когда человек может, исходя из той роли, которую он хочет в итоге получить, или той работы, на которую хочет устроиться, он выбирает набор курсов, каждый из курсов добавляет ему какое-то количество баллов, которые в сумме позволяют ему закончить учебное заведение. Но какие бы игровые механики ни добавлялись, важно понимать, что ключевой вопрос всегда лежит в целеполагании: надо понимать, что хочет каждый студент для того, чтобы процесс игрофикации прошел более успешно [7].

Элементы игрофикации включают себя четыре основных блока, четыре основные области и их сочетания могут дать уникальные образовательные продукты или игры, на основе которых можно учиться. Игрофикация хорошо работает, если система, которую она представляет, дает обратную связь игроку или студенту. Эта обратная связь может быть очень простой: например, студент дал правильный ответ, и его похвалили. Обратная связь может быть более сложной, например в виде какого-то долгосрочного процесса, в результате которого он получает документ о высшем образовании. Так или иначе обратная связь всегда записывается в неких правилах, в неких граничных условиях. Если есть правила, то человек понимает, как ему в этой системе существовать, как в ней играть, как зарабатывать больше очков. Поэтому правила -это всегда обязательный элемент.

Выводы. Таким образом, можно выделить десять основных цифровых навыков педагога (mast have): умение создавать визуально интересные и насыщенные материалы; умение создавать виртуальные площадки от сайтов до блогов; умение использовать возможности социальных сетей для координации и развития; умения создавать, редактировать и распространять цифровые портфолио; умение внедрять современные педагогические практики через онлайн-инструменты; умение находить и отбирать учебные онлайн-материалы; умение эффективно искать качественную информацию в сети; умение стать источником и распространителем учебных материалов; умение генерировать и актуализировать мультимедийный контент; умение поддерживать коммуникацию с другими преподавателями [10; 11;12].

Социальное взаимодействие - одно из самых очевидных понятий, для преподавателей - это кросс-функциональное взаимодействие между всеми, кто учится. Не обязательно ждать преподавателя, как главного человека, который сверху вниз спустит какие-то знания. В группе всегда есть люди, которые очень хорошо в чем-то разбираются, и, если их не вовлечь в этот процесс, они будут скучать. Их уровень знаний и навыков выше, чем текущий статус того урока, который они слушают. И, наоборот, есть люди, которые пока еще не разобрались в курсе, а задания для них сложны. Поэтому социальные взаимодействия подразумевают то, что часть людей берет на себя задачу обучить других помимо педагога. Объединение в группы, формирования чатов социального взаимодействия между ними - это очень хороший вариант для того, чтобы снизить нагрузку на преподавателя и задействовать знание у всех обучающихся, и создать лучшую групповую динамику.

Литература:

1. Алексеева, Д.А. Преподаватель в контексте цифровизации образования / Д.А. Алексеева, И.Ю. Алексеева // Ведомости прикладной этики. - 2021. - №57. - С. 83-91

2. Боцоева, А.В. О проблемах и перспективах перехода на формат онлайн-обучения в высшей школе: контекст рисков и возможностей / А.В. Боцоева, В.Н. Галкин, М.Ф. Титоренко // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 67-4. - С. 47-51.

3. Боцоева, А.В. Проблема применения интерактивных педагогических технологий в междисциплинарном образовательном пространстве социально-гуманитарного блока дисциплин / А.В. Боцоева, Л.А. Лазаренко, М.Ф. Титоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. - С. 65-69.

4. Воронкова, Е.К. Массовые открытые онлайн-курсы в системе высшего образования: методологические подходы к формированию и практические решения / Е.К. Воронкова, М.В. Долгова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. -№4. - С. 197-200.

5. Гречушкина, Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образования / Н.В. Гречушкина // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - №4. - С. 67-74.

6. Захарова, У.С. Производство МООК в университете: цели, достижения, барьеры / У.С. Захарова // Университетское управление: практика и анализ. - 2019. - №4. - С. 46-68.

7. Kuz'mina, E.V. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business Informaticians / E.V. Kuz'mina, N.G. P'yankova, N.V. Tret'yakova, A.V. Botsoeva // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. -№ 1. - С. 54-66.

8. Лукашенко, М.А. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода Scrum / М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина // АНИ: экономика и управление. - 2019. - №2 (27). - С. 79-90.

9. Манокин, М.А. Методология agile в образовательной среде / М.А. Манокин, А.Р. Ожегова, Е.А. Шенкман // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - №4 (116). - С. 83-96.

10. Положенцева, И.В. Перспективы развития российского дистанционного образования в контексте содержания современной образовательной парадигмы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - №1. - С. 9-10.

11. Пирогланов, Ш.Ш. К вопросу о неготовности научно-педагогического и студенческого сообщества к дистанционному формату обучения / Ш.Ш. Пирогланов, Д.А. Сабадин, Д.А. Грициенко // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. Краснодар. - 2020. - С. 50-54.

12. Мальцева Е.Ю., Молчанова Е.В., Чернухина Н.В. Выбор адаптивного инструментария при проведении социологического исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 10-1. -С. 79-83.

Педагогика

УДК 378

докторант направления «Образование и педагогические науки», кандидат педагогических наук, доцент Николаев Михаил Васильевич

Московский государственный областной университет (г. Москва)

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. В настоящей статье поднимается тема актуальности гражданского воспитания учащихся, подчеркивается необходимость изменения цели и задач гражданского воспитания в соответствии с меняющимися условиями исторического развития. Проблема гражданского воспитания представляется как сложная инновационная задача. Представлены этапы гражданского воспитания. Показаны пути развития гражданских качеств личности в современных условиях и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданское общество, гражданская воспитанность, граждановедение, нравственная и правовая культура, задачи гражданского воспитания, гражданская ответственность, гражданские требования, гражданин российского цифрового общества, цифровые технологии.

Annotation. This article raises the topic of the relevance of civic education of students, emphasizes the need to change the goals and objectives of civic education in accordance with the changing conditions of historical development. The problem of civic education is presented as a complex innovative task. The stages of civic education are presented. The ways of development of civic qualities of a person in modern conditions are shown and the corresponding conclusions are drawn.

Key words: civic education, civil society, civic education, civic education, moral and legal culture, tasks of civic education, civic responsibility, civic requirements, citizen of the Russian digital society, digital technologies.

Введение. Гражданское воспитание в Российской Федерации представляет собой сложную многокомплексную проблему, и оно остается одной из центральных задач современных образовательных учреждений. Роль гражданского воспитания в условиях современной России приобретает особую силу. На актуальность проблемы гражданского воспитания влияют современные геополитические условия, которые диктуют необходимость изменения социального заказа общества и государственной политики в образовательной системе. К воспитанию гражданственности предъявляются новые требования, а именно, воспитание гражданина, способного жить в условиях цифрового общества и способного получать и развивать в себе новые компетенции. Но, в тоже время, не нужно отбрасывать важность передачи учащейся молодежи базовых ценностей нашей культуры. Ценности культуры, выработанные веками народами России имеют высокую воспитательную ценность, и они вооружают подрастающее поколение навыками, которые являются фундаментом для развития компетенций, способствующих для принятия гибких и взвешенных решений, в меняющихся общественных и профессиональных ситуациях. [1-9]

Изложение основного материала статьи. История развития нашей страны показала, что гражданская воспитанность является тем методологическим регулятивом, который соединяет в себе культурные богатства многонационального народа России с тем объемом духовно-нравственных ценностей личности, способствующим воспитанию человека, осознающим значимость единства и солидарности. Формирование гражданской воспитанности представляется сложной задачей, которую необходимо решать педагогической науке в условиях современного цифрового общества.

О важности гражданского воспитания пишут в своих работах ученые А.Г. Асмолов, И.В. Бабурова, Л.Н. Урбанович, Н.Е. Щуркова, которые отмечают, что данная проблема еще не в достаточной мере решается в образовательных организациях. Хочется отметить, что гражданское воспитание учащейся молодежи и последующая социализация невозможны без активизации их духовно-нравственной деятельности, ориентированной на получение гражданских ценностей.

Хотя имеется большое количество исследований, посвященных гражданскому воспитанию личности эта проблема настолько многогранна, что какие-то грани остаются не исследованными, поэтому актуальность гражданского воспитания очевидна. В настоящее время российское общество испытывает подъем в формировании гражданских чувств и идей для того, чтобы сохранить динамику положительных тенденций необходимо продолжать исследование вопросов, связанных с гражданским воспитанием, особенно, в период тотальной цифровизации общества. Но исходя из предположения о том, что без прошлого нет настоящего, обратимся к истории вопроса.

Изучая литературу приходим к осмыслению трактовки понятия гражданственность, которая характеризуется многовариативностью и неоднозначностью. Это свидетельствует о том, что природа данного явления отличается сложностью, многоаспектностью и разными формами проявления. Гражданственность рассматривается разными учеными в исторических, социальных, экономических и политических условиях, это зависит от гражданской позиции личности, отношения к своему отечеству и т.д. [2]. Гражданственность включает в себя способность личности к созидательной деятельности в разных направлениях, а именно, в юридическом, политическом и нравственном. Развитие нравственной культуры, а также повышение правовой культуры личности отражают социальную сторону гражданственности. Государство всегда уделяет внимание гражданскому воспитанию, так оно отражает в каждом определенном историческом периоде состояние общества. Первые педагогические и этнические наставления по граждановедению появились в России во

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.