Педагогика
УДК 378.1
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Гачковская Анна Павловна
Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Ковалева Виктория Валентиновна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Лунева Светлана Владимировна Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ЮРИДИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема, обусловленная необходимостью понимания тех изменений в цифровой экономике, и тех технологий, которые явились драйвером цифровой трансформации в образовании. Факторы и вызовы цифровой экономики, которые будут определять траекторию дальнейших изменений в образовательной среде, -сегодня диктуют преподавателям необходимость полной перестройки содержания своей профессиональной деятельности. В связи с этим преподавание естественно-научных дисциплин оказывается в проблемном секторе. Остро встает вопрос о кардинальном пересмотре всех технологий общения с целевой аудиторией. Также достаточно серьезной проблемой современной образовательной среды является необходимость перестройки контента. Это обусловлено поиском ответов на вопросы, связанные с потребностью сделать более мотивирующим контент, как его минимизировать. Необходимо так наполнить цифровые ресурсы, чтобы контент сделать дифференцированным, чтобы студенты с разным уровнем мотивации и вовлеченности, могли его активно использовать. Пересмотр образовательного контента может быть представлен большим набором разнообразных инструментов образовательного процесса. Это могут быть викторины, кроссворды, облако слов, подкасты, видео-квесты, онлайн-тренажеры, создание таймлайнов, доски совместного использования, сервисы для создания визуальных историй. Но всем этим технологиям нужно научить преподавателей. Естественно-научные дисциплины-это особый раздел, в котором для закрепления качественных знаний нужна серьезная лабораторная база. Сегодня часто звучит мысль о том, что изменить процесс приобретения новых знаний и навыков, могут виртуальная, дополненная или смешанная реальность. Это, с одной стороны, открывает широкие возможности, с другой стороны, транслирует проблемы, больше связанные не с мотивацией преподавателей формировать свои надпрофессиональные навыки, а с возможностями конкретного вуза.
Ключевые слова: естественно-научные дисциплины, цифровая трансформация образования, образовательный контент, профессиональные компетенции, цифровые инструменты обучения, оценочные средства, актуализация образовательных навыков, вовлеченность обучающихся.
Annotation. This article raises an acute problem caused by the need to understand the changes in the digital economy and the technologies that have been the driver of digital transformation in education. The factors and challenges of the digital economy, which will determine the trajectory of further changes in the educational environment, today dictate to teachers the need for a complete restructuring of the content of their professional activities. In this regard, the teaching of natural sciences is in a problematic sector. There is an urgent question of a radical revision of all communication technologies with the target audience. Also, a rather serious problem of the modern educational environment is the need for content restructuring. This is due to the search for answers to questions related to the need to make content more motivating, how to minimize it. It is necessary to fill digital resources so that the content is differentiated so that students with different levels of motivation and involvement can actively use it. The revision of educational content can be represented by a large set of various tools of the educational process. These can be quizzes, crosswords, word cloud, podcasts, video quests, online simulators, creating timelines, sharing boards, services for creating visual stories. But all these technologies need to be taught to teachers. Natural science disciplines are a special section in which a serious laboratory base is needed to consolidate high-quality knowledge. Today, it is often thought that virtual, augmented or mixed reality can change the process of acquiring new knowledge and skills. This, on the one hand, opens up wide opportunities, on the other hand, translates problems that are no longer related to the motivation of teachers to form their supra-professional skills, but with the capabilities of a particular university.
Key words: natural science disciplines, digital transformation of education, educational content, professional competencies, digital learning tools, evaluation tools, updating of educational skills, student involvement.
Введение. Современный мир погружен в процесс изучения природы, сущности, признаков цифровой экономики, эволюции цифровой экономики с акцентом на то, как цифровая трансформация всегда отражается на образовании. Сегодня все чаще встает вопрос о потребности понимания тех изменений в цифровой экономике, и тех технологий, которые явились драйвером цифровой трансформации в образовании. На приоритетные позиции выходят признаки, присущие цифровой трансформации образования, факторы и вызовы цифровой экономики, которые будут определять траекторию дальнейших изменений в образовательной среде.
Стратегии цифровой трансформации в образовании, от которых зависит облик будущего образования, изменения конкурентного ландшафта, сквозные цифровые технологии, смогут обеспечить лидерство вузам, входящим в экосистему образования высшей школы. Эти проблемные вопросы являются предиктором серьезных перемен не только в подходах к преподаванию в вузах, но и к определению прогностической модели траектории всего инновационного образовательного процесса. В этой связи преподавание естественно-научных дисциплин оказывается в проблемном секторе, потому что нужен кардинальный пересмотр всех технологий общения с целевой аудиторией. Сегодня идет интенсивный поиск таких форм как индивидуальной, так и групповой работы со студентами, которые позволят удерживать их интерес в процессе всего времени изучения дисциплины.
Готовить кадры для будущего - это одна из приоритетных задач современного социума, в котором ежечасно транслируются новые правила, новые условия и новые технологии. В связи с этим для успешного процесса преподавания в вузе нужно иметь не поверхностное, а достаточно глубокое представление о том, какие основные направления развития цифровых технологий и какие основные тренды изменения мира и процессов транслируются сегодня и влияют на высшее образование.
В первую очередь, сегодня нужно знать, что именно необходимо понимать о цифровой трансформации той отрасли, в которой осуществляет свою профессиональную деятельность преподаватель. Мы сегодня живем в VUCA-мире, и прекрасно
понимаем, что его глобальное влияние не может не затронуть процессов преподавания естественно-научных дисциплин. Сегодня происходит полный переход на компоненты, подготовленные российскими разработчиками в нашей стране, они официально используются и утверждены соответствующими регламентирующими документами.
Изложение основного материала статьи. Сегодня происходят изменения потребительского поведения в цифровой экономике, появляются цифровые технологии, которые меняют вкусы, привычки потребителей, их потребительское поведение, что отражается на цифровой трансформации, в том числе и образования. Удобство пользования мобильными приложениями, чат-ботами, VR-шлемами и другими ИТ-технологиями влияет как на внешних, так и на внутренних потребителей. Маркетплейсы для образования и шеринговые сервисы, например, центры коллективного пользования научным оборудованием - признаки цифровой экономики, также бесспорно, что сегодня цифровые технологии, меняющие потребительское поведение, а также шеринговая экономика (Sharing Economy) и мобильная экономика (Mobile Economy), оказывают огромное влияние на образование.
В ряде исследований, посвященных проблемам преподавания естественно-научных дисциплин в вузах, все чаще встречаются данные, свидетельствующие о том, что полностью изменилась структура образовательного процесса, соответственно, вынужденно изменились административные и управленческие механизмы, при этом очень медленно меняется ситуация с преподаванием, что обусловлено рядом причин и противоречий. Так, например, в исследованиях за 2020 год, представленных Институтом Образования Томского государственного университета, из двухсот сорока пяти тысяч преподавателей примерно шестьдесят процентов либо редко, либо никогда не работали с цифровыми инструментами: не создавали онлайн-курсы, не использовали цифровые платформы, не использовали цифровые инструменты оценивания и т.д. [1].
При этом примерно восемьдесят восемь процентов респондентов не верили в то, что использование цифровых инструментов может стать реальностью современной системы высшего образования. К концу 2021 года ситуация немного изменилась, в первую очередь, с психологической точки зрения, но при этом преподавателям общеобразовательных дисциплин естественно-научного цикла приходится постоянно думать о перестройке содержания своего курса, своего предмета, об образовательном контенте.
То, как устроены сами программы, и то содержание и наполнение естественно-научных дисциплин, которое передавалось в формате офлайн, не соответствует требованиям онлайн-формата, и сама включенность преподавателей в проблематику перестройки контента, она сама является существенным вызовом. Вызов этот обусловлен поиском ответов на вопросы следующего плана: как сделать более мотивирующим контент, как его минимизировать, чтобы можно было «заложить» в цифровые ресурсы, как этот контент сделать дифференцированным, чтобы разные студенты, особенно те, до которых нет возможности достучаться в ходе офлайн-коммуникации, могли его активно использовать [2].
В настоящее время в прогрессивных конкурентоспособных вузах применяется достаточно широкий спектр инструментов образовательного процесса: викторины, кроссворды, облако слов, подкасты, видео-квесты, онлайн-тренажеры, создание таймлайнов, доски совместного использования, сервисы для создания визуальных историй и др. Такие сервисы очень удобны и являются дружественными для использования.
В современной образовательной среде в процессе преподавания естественно-научных дисциплин в вузе должны быть полностью пересмотрены и обновлены разделы, раскрывающие наполнения знаний, умений и навыков, а также формируемых профессиональных компетенций, при этом, несмотря на то, что речь идет об универсальных компетенциях в естественно-научном знании, нужно чтобы были сформированы у обучающихся совершенно новые навыки. Преподаватели циклов общеобразовательных дисциплин должны полностью переориентировать практически все разделы рабочих программ дисциплин и продумать, как им развить в себе и научиться применять в образовательном процессе навыки командной работы с использованием цифровых средств, навыки работы с источниками открытых данных и базами знаний, навыки применения гибких подходов к проектной деятельности и планированию, а также навыки работы с системами контроля и рецензирования [3].
Естественно-научные дисциплины - это такой раздел процесса обучения, который требует кардинальных перемен, причем начиная с формы подачи лекционного материала. В темах любой естественно-научной дисциплины, на наш взгляд, должны отражаться междисциплинарные связи, должны рассматриваться прикладные аспекты конкретных областей знаний, в начале процесса изучения дисциплин должна быть подготовлена и представлена студентам обзорная лекция по современным и перспективным цифровым технологиям, которые будут применяться в ходе изучения данного курса.
С точки зрения анализа проблемных аспектов, связанных с оценочными средствами, также целесообразно говорить о необходимости обновления обширного материала: во-первых, это могут быть различные задания с применением конкретных цифровых инструментов; во-вторых, различные групповые задания с кросс-рецензированием (когда итоговая оценка студента зависит не только от результатов им выполненной конкретной работы, но и от того, как его работу оценил кто-то из сокурсников); в-третьих, это могут быть обновленные требования к оформлению с использованием цифровых инструментов (разработка различных графических материалов, либо использование Кросс-рецензирование - это особый тип задания, на которое требуется дать ответ в свободной форме, а после этого участники анонимно оценивают ответы друг друга. Но использованию данной технологии в педагогическом процессе преподавателей также необходимо обучить [4].
Сегодня, имея доступ к интернету, многие из поставленных задач можно решить прямо в браузере - в сети имеется множество сервисов для корректировки изображений, работы с аудио и видеофайлами, текстом, таблицами и так далее. Помимо этого, нередко возникает необходимость проиллюстрировать созданный контент графиками и диаграммами. Графики очень информативны и позволяют отобразить соотношение между различными типами данных, без них трудно обойтись при создании презентаций или обзоров и их нужно обязательно использовать, если есть такая возможность. Любой технический или технологический процесс можно описать с помощью этих диаграмм.
В процессе преподавания естественно-научных дисциплин этот наглядный прием позволяет студентам лучше запоминать материал. Можно также использовать такой инструмент работы как ведение онлайн-конспектов (когда студент сначала записывает на лекции традиционный конспект на бумажном носителе, а затем в процессе самостоятельной работы он должен этот конспект переработать, создать на его основе цифровые и графические материалы. Эта технология работы позволяет улучшить процесс запоминания обучающимися изучаемого материала [5].
Также одной из прогрессивных образовательных технологий считается кейс: Kachoot, представляющая собой бесплатную платформу для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста. Позволяет создавать тесты и викторины для учащихся. Для преподавателя Kachoot - это платформа-конструктор, на которой можно быстро создать учебную игру с помощью готовых шаблонов и отправить эту игру обучающимся, можно создавать квизы.
В российской практике образования также создавались и внедрялись платформы: например, национальная платформа «Онлайн-образование», которая предлагает онлайн-курсы по базовым дисциплинам, которые изучают студенты в российских университетах. Данная платформа была создана Ассоциацией национальной платформы «Открытое
образование» и учреждена ведущими университетами России. Все курсы, доступные на платформе, доступны бесплатно и без формальных требований (это более 600 курсов от 16 ведущих университетов РФ). Аудитория данной платформы к середине 2020 года составила примерно около 6 млн. подписчиков. Очевидно, что такая платформа будет развиваться и набирать свою популярность [6].
Одним из трендов 2020-2030 является персонализация. В образовании модели персонализации помогают выделить направления работы и позволяют более эффективно ее планировать. Большинство форм персонализации так или иначе реализуются в традиционной образовательной среде. Наибольшая сложность и интерес в данной связи вызваны проблемой формирования индивидуальной образовательной траектории, т.е. выбор курсов и персонализация освоения дисциплин. Это достаточно сложная задача, над которой сегодня работают практически все университеты России и мира.
Такие подходы к преподаванию позволят не только актуализировать образовательные навыки, но и автоматизировать рутину и вовлечь студентов в образовательный процесс. Задачами такой работы является облегчение организации образовательного процесса и повышение мотивации целевой аудитории к обучению. Но ключевым остается вопрос, каким образом преподаватели естественно-научных дисциплин смогут освоить эти технологии и начать масштабно применять их в своей практической деятельности.
Выводы. Таким образом, можно прийти к выводу, что задача перестройки образовательного контента в процессе преподавания естественно-научных дисциплин оказалась весьма сложной. На первый план, с точки зрения технологий и методик преподавания, вышли технологии вовлечения. Организация включенности студентов в обсуждение, дискуссионные панели, групповую работу, решение конкретных задач для усвоения естественно-научных дисциплин, может стать спасительной составляющей. Естественно-научные дисциплины относятся к высокому уровню сложности, поэтому очень важно понимать, что качество образовательного результата напрямую зависит от того, на сколько само организованы студенты, и на сколько у них развита психологическая готовность к работе в тех или иных формах.
Если преподаватели не учитывают наличие или отсутствие у студентов навыков самоорганизации, самоопределения, самообразования, то фактически учебный материал отправляется в «никуда». Также существенным вызовом является социально-психологическое благополучие, как студентов, так и преподавателей. Технические, методические, концептуальные сложности в сочетании со сложностями устаревших стереотипов, транслируемыми сегодня многими преподавателями, являются предиктором к тому, чтобы педагогическое сообщество меняло представления о своем преподавательском труде.
Литература:
1. Инновационные методы преподавания естественно-научных дисциплин в современном вузе / К.Г Алиева, П.М. Даниялова, А.М. Магомедов, Д.М. Дагирова, З.М. Дагирова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - №01. - С. 38-40
2. Боцоева, А.В. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Ю.С. Кульбит // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 59-62.
3. Есенбекова, А.Э. Современный подход к преподаванию математики в вузе / А.Э. Есенбекова, Л.К. Джумахметова, С.М. Дусталиева. - Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. - С. 189-192.
4. Камкия, Ф.Г. Обучение юристов в высшей профессиональной школе: инновационный подход / Ф.Г. Камкия, Н.А. Кондрашова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. - С. 116-117.
5. Пирметова, С.Я., Шамсутдинова У.А. Применение интерактивных методов обучения математике в юридическом вузе для повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников / С.Я. Пирметова, У.А. Шамсутдинова // Вестник СПИ. - 2017. - №2 (22). - С. 22-24.
6. Проблемы преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе и подходы к их решению / Г.И. Козырева, Е.А. Колупаева, А.В. Книга, М.В. Осанова // Образование и право. - 2020. - №11. - С. 213-217.
7. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians / E.V. Kuz'mina, N.G. P'yankova, N.V. Tret'yakova, A.V. Botsoeva // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. - № 1. -С. 54-66.
8. Раджабова, Ж.К. Использование инновационных технологий в процессе обучения праву / Ж.К. Раджабова, К.А. Исмаилова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №4. - С. 172-173.
9. Самарина, М.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования // НПЖ «Диалог». - 2016. - №2 (3). - С. 35-40.
Педагогика
УДК 378.046.4
преподаватель Дауров Алим Ибрагимович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель Теуважуков Аслан Хасанович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И
СПЕЦИФИКА
Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос развития социально-коммуникативных навыков сотрудников МВД России. Социально-коммуникативные навыки рассматриваются как вербальные навыки (то, как вы говорите с другими людьми), так и невербальные навыки (язык тела, жесты и зрительный контакт). Социально-коммуникативные навыки развиваются во время взаимодействия с другими людьми и являются ключом к успеху в профессиональной деятельности. В процессе обучения сотрудников МВД большая часть учебного времени отводится их физической и огневой подготовке, а не формированию социально-коммуникативных навыков. Для сотрудников полиции наличие социально-коммуникативных навыков необходимо для эффективного общения с коллегами, подчиненными, членами сообщества, жертвами и их семьями для выполнения миссии «защиты» и служить». Многолетний опыт работы на курсах повышения