образование» и учреждена ведущими университетами России. Все курсы, доступные на платформе, доступны бесплатно и без формальных требований (это более 600 курсов от 16 ведущих университетов РФ). Аудитория данной платформы к середине 2020 года составила примерно около 6 млн. подписчиков. Очевидно, что такая платформа будет развиваться и набирать свою популярность [6].
Одним из трендов 2020-2030 является персонализация. В образовании модели персонализации помогают выделить направления работы и позволяют более эффективно ее планировать. Большинство форм персонализации так или иначе реализуются в традиционной образовательной среде. Наибольшая сложность и интерес в данной связи вызваны проблемой формирования индивидуальной образовательной траектории, т.е. выбор курсов и персонализация освоения дисциплин. Это достаточно сложная задача, над которой сегодня работают практически все университеты России и мира.
Такие подходы к преподаванию позволят не только актуализировать образовательные навыки, но и автоматизировать рутину и вовлечь студентов в образовательный процесс. Задачами такой работы является облегчение организации образовательного процесса и повышение мотивации целевой аудитории к обучению. Но ключевым остается вопрос, каким образом преподаватели естественно-научных дисциплин смогут освоить эти технологии и начать масштабно применять их в своей практической деятельности.
Выводы. Таким образом, можно прийти к выводу, что задача перестройки образовательного контента в процессе преподавания естественно-научных дисциплин оказалась весьма сложной. На первый план, с точки зрения технологий и методик преподавания, вышли технологии вовлечения. Организация включенности студентов в обсуждение, дискуссионные панели, групповую работу, решение конкретных задач для усвоения естественно-научных дисциплин, может стать спасительной составляющей. Естественно-научные дисциплины относятся к высокому уровню сложности, поэтому очень важно понимать, что качество образовательного результата напрямую зависит от того, на сколько само организованы студенты, и на сколько у них развита психологическая готовность к работе в тех или иных формах.
Если преподаватели не учитывают наличие или отсутствие у студентов навыков самоорганизации, самоопределения, самообразования, то фактически учебный материал отправляется в «никуда». Также существенным вызовом является социально-психологическое благополучие, как студентов, так и преподавателей. Технические, методические, концептуальные сложности в сочетании со сложностями устаревших стереотипов, транслируемыми сегодня многими преподавателями, являются предиктором к тому, чтобы педагогическое сообщество меняло представления о своем преподавательском труде.
Литература:
1. Инновационные методы преподавания естественно-научных дисциплин в современном вузе / К.Г Алиева, П.М. Даниялова, А.М. Магомедов, Д.М. Дагирова, З.М. Дагирова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - №01. - С. 38-40
2. Боцоева, А.В. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Ю.С. Кульбит // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 59-62.
3. Есенбекова, А.Э. Современный подход к преподаванию математики в вузе / А.Э. Есенбекова, Л.К. Джумахметова, С.М. Дусталиева. - Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. - С. 189-192.
4. Камкия, Ф.Г. Обучение юристов в высшей профессиональной школе: инновационный подход / Ф.Г. Камкия, Н.А. Кондрашова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. - С. 116-117.
5. Пирметова, С.Я., Шамсутдинова У.А. Применение интерактивных методов обучения математике в юридическом вузе для повышения уровня профессиональной подготовленности выпускников / С.Я. Пирметова, У.А. Шамсутдинова // Вестник СПИ. - 2017. - №2 (22). - С. 22-24.
6. Проблемы преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе и подходы к их решению / Г.И. Козырева, Е.А. Колупаева, А.В. Книга, М.В. Осанова // Образование и право. - 2020. - №11. - С. 213-217.
7. Using data analysis methodology to foster professional competencies in business informaticians / E.V. Kuz'mina, N.G. P'yankova, N.V. Tret'yakova, A.V. Botsoeva // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Т. 9. - № 1. -С. 54-66.
8. Раджабова, Ж.К. Использование инновационных технологий в процессе обучения праву / Ж.К. Раджабова, К.А. Исмаилова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №4. - С. 172-173.
9. Самарина, М.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе как средство повышения качества юридического образования // НПЖ «Диалог». - 2016. - №2 (3). - С. 35-40.
Педагогика
УДК 378.046.4
преподаватель Дауров Алим Ибрагимович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель Теуважуков Аслан Хасанович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА И
СПЕЦИФИКА
Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос развития социально-коммуникативных навыков сотрудников МВД России. Социально-коммуникативные навыки рассматриваются как вербальные навыки (то, как вы говорите с другими людьми), так и невербальные навыки (язык тела, жесты и зрительный контакт). Социально-коммуникативные навыки развиваются во время взаимодействия с другими людьми и являются ключом к успеху в профессиональной деятельности. В процессе обучения сотрудников МВД большая часть учебного времени отводится их физической и огневой подготовке, а не формированию социально-коммуникативных навыков. Для сотрудников полиции наличие социально-коммуникативных навыков необходимо для эффективного общения с коллегами, подчиненными, членами сообщества, жертвами и их семьями для выполнения миссии «защиты» и служить». Многолетний опыт работы на курсах повышения
квалификации с начинающими сотрудниками МВД позволил определить основные социально-коммуникативные навыки. Это навыки эмпатии, сотрудничества, навыки устного и письменного общения, навык слушания, навык невербального общения. Социально-коммуникативными навыки являются надежной стратегией в деэскалации полиции по изменению ее восприятия и улучшения отношений с общественностью. Обучение сотрудников социально-коммуникативному навыку влияет на результативность процесса деэскалации. Важность деэскалации и обучение сотрудников социально-коммуникативному навыку влияет на действенность их профессиональной деятельности. Эмпирический опыт показывает, что развитые социально-коммуникативные навыки сотрудников дают преимущества как для личных, так и для профессиональных отношений. Обладая прочными социальными навыками, сотрудник приумножает свои профессиональные возможности. Техники и навыки социально-коммуникативного общения особенно актуальны в современной полицейской работе, их необходимо изучать и практиковать. В этом случае профессиональное образование в сочетании с повышением квалификации и опытом могут дать эффективный результат в служебной деятельности.
Ключевые слова: сотрудник МВД России, социально-коммуникативные навыки, курсы повышения квалификации, однодневные обучающие курсы, деэскалация.
Annоtation. The article deals with the topical issue of the development of social and communicative skills of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Social Communication Skills are considered both verbal skills (how you talk to other people) and non-verbal skills (body language, gestures and eye contact). Social communication skills are developed while interacting with other people and are the key to success in professional activities. In the process of training employees of the Ministry of Internal Affairs, most of the training time is devoted to their physical and fire training, and not to the formation of social and communication skills. For police officers, having social communication skills is necessary to communicate effectively with colleagues, subordinates, community members, victims and their families in order to fulfill the mission of "protection" and to serve." Many years of experience in continuing education courses with novice employees of the Ministry of Internal Affairs made it possible to determine the basic social and communication skills. These are the skills of empathy, cooperation, oral and written communication skills, listening skill, non-verbal communication skill. Social Communication Skills is a reliable strategy in de-escalating the police to change its perception and improve public relations. Training employees in social communication skills affects the effectiveness of the de-escalation process. The importance of de-escalation and training employees in social and communication skills affects the effectiveness of their professional activities. Empirical experience shows that developed social communication skills of employees provide benefits for both personal and professional relationships. Possessing strong social skills, an employee multiplies his professional opportunities. Techniques and skills of socio-communicative communication are especially relevant in modern police work, they must be studied and practiced. In this case, vocational education, combined with advanced training and experience, can give an effective result in performance.
Key words: employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia, social and communication skills, advanced training courses, one-day training courses, de-escalation.
Введение. Социально-коммуникативные навыки необходимы для успеха в любой профессиональной деятельности. Это так называемые «навыками межличностного общения», - это то, что необходимо при взаимодействии и общении с другими людьми. Социально-коммуникативные навыки включают в себя как вербальные навыки (то, как вы говорите с другими людьми), так и невербальные навыки (язык тела, жесты и зрительный контакт). Многие из высших должностных лиц и специалистов правоохранительных органов назвали эффективные социально-коммуникативные навыки ключевым фактором успеха в профессиональной деятельности. Объяснением этого факта является то, самые успешные сотрудники МВД общаются с людьми из разных слоев общества и в различных, часто непредсказуемых условиях. Они используют социально-коммуникативные навыки для укрепления доверия, обеспечения прозрачности и создания атмосферы взаимного уважения и сопереживания, будь то в офисе, на улице или в зале суда.
Социально-коммуникативные навыки сотрудников МВД России являются важными гибкими навыками и ценятся достаточно высоко. В то время как профессиональные навыки приобретаются через образование, обучение или опыт работы, то эти личные качества развиваются во время взаимодействия с другими людьми и являются ключом к успеху в профессиональной деятельности.
Развитые социально-коммуникативные навыки позволят общаться и работать со всеми типами людей, что не маловажно в работе сотрудника МВД. Эти навыки помогают развивать отношения с людьми, помогут добиться успеха на рабочем месте. Исследования (Ф. Бурнард, Е.В. Коротаева, Б.Д. Парыгин, D.W. Johnson, R.T. Johnson и др.) показывают, что не сформированные социально-коммуникативные навыки являются основной причиной, по которой люди не ладят друг с другом, не получают продвижения по службе или, что еще хуже, теряют работу.
Изменения от гиперагрессивной профессиональной полицейской деятельности, которая наносит вред и полицейским и отдельным людям, подрывают доверие к полиции и привело к беспрецедентному уровню повышения внимания ученых и практиков к изучению вопроса социально-коммуникативных навыков сотрудников МВД.
Изложение основного материала статьи. Социально-коммуникативные навыки используются для ежедневного общения с другими людьми различными способами, включая вербальные, невербальные, письменные и визуальные. Вербальные навыки включают разговорный язык, в то время как невербальное общение включает язык тела, выражение лица и зрительный контакт. Каждый раз, когда происходит взаимодействие с другим человеком, используются социально-коммуникативные навыки. Сформированные социально-коммуникативные навыки могут помочь вам построить и поддерживать успешные отношения в профессиональном и личном плане.
В ходе нашего исследования по обучению сотрудников МВД мы выявили, что большая часть учебного времени отводится на их физическую и огневую подготовку, а не на формирование социально-коммуникативных навыков. Самые успешные сотрудники понимают, что эффективная профессиональная деятельность полиции происходит в социально-коммуникативном процессе. Обучение сотрудников на курсах повышения квалификации тому, как понимать реакцию людей на дистресс, конфликты и травмы, имеет основополагающее значение для подготовки офицеров к обдуманному разрешению ситуаций с минимальным применением силы.
Практика показывает, что начинающие сотрудники недостаточно подготовлены для служения обществу и идеалу полиции. Поэтому одну из задач организации курсов повышения квалификации мы сформулировали как овладение сотрудниками набором социальных навыков и знаний, а также расширение партнерских отношений с субъектами социума.
Сегодня как никогда важна коммуникация. Для сотрудников полиции и правоохранительных органов наличие социально-коммуникативных навыков, необходимых для эффективного общения с коллегами, подчиненными, членами сообщества, жертвами и их семьями, другими ведомствами и юрисдикциями, а также судебными системами, имеет решающее значение для выполнения миссии «защиты» и служить». Навыки социально-коммуникативного общения необходимы для расследования преступлений, деэскалации ситуаций; построения доверительных отношений с сообществами, оформлении служебных записок, отчетов и т.д.
Многолетний опыт работы на курсах повышения квалификации с начинающими сотрудниками МВД позволил определить список основных социально-коммуникативных навыков сотрудников МВД, которые ценятся работодателями в кандидатах на работу.
Эмпатия. Для взаимодействия с обществом сотрудник должен понимать, что чувствуют другие люди: во-первых, нужно понять, что чувствуют люди, попавшие в трудную ситуацию или что чувствует коллега, перегруженный отчетами по проделанной работе; во-вторых, аспект эмпатии касается других. Эмпатия особенно важна при работе с гражданами, которые обращаются с вопросами или проблемами. Важно выразить искреннюю заботу об их проблемах, а также помочь в их решении. Сотрудники ценят этот навык, потому что он способствует сотрудничеству и ведет к крепким отношениям на рабочем месте и в профессиональной деятельности.
Навык сотрудничества. Сотрудничество особенно важно, когда профессиональная деятельность осуществляется в команде, где необходимо сотрудничать с другими для достижения общей цели. Работодатели отдают предпочтение кандидатам, которые могут хорошо работать с другими и не будут мешать прогрессу.
Навыки устного и письменного общения. Вербальное общение - это способность выражать свои мысли, используя понятный язык, понятный всем участникам действия: навыки устного общения при разговоре с другими людьми лично или по телефону; письменное общение, когда пишутся электронные письма, текст, отчет или оформляется презентация - здесь необходимы соответствующая грамматика, орфография и формат.
Независимо от роли сотрудника в профессиональной деятельности, коммуникативные навыки необходимы. Без них сотрудник не сможете делиться подробностями о том, над чем вы работает, почему это важно и когда ему нужна помощь других.
Навык слушания. Еще один важный социально-коммуникативный навык, который помогает сотруднику успешно взаимодействовать с другими людьми: уметь внимательно слушать, чтобы точно выполнить служебное задание, или выполнять просьбу коллег, или выслушивать опасения гражданина и понять его. Люди хорошо реагируют на других, когда чувствуют, что их слышат.
Навыки невербального общения. Вербальное общение является важным навыком, но не менее важным является и невербальное общение между сотрудниками. С помощью языка тела, зрительного контакта и выражения лица можно показать, что вы отзывчивый сотрудник, который внимательно слушает других: если ходить с улыбкой, люди будут с удовольствием общаться к вам за помощью, чем если у вас хмурое лицо.
Владение вышеназванными основными социально-коммуникативными навыками, на наш взгляд, является правильной стратегией в деэскалации полиции для изменения ее восприятия и улучшения отношений с общественностью. В ответ на факты, которые демонстрируются в последние десятилетия средствами массовой информации о превышении сотрудниками различных ведомств служебных обязанностей, возникшей напряженностью между общественностью и полицией, возникла необходимость разработки стратегий деэскалации, а именно: обучение сотрудников МВД взаимодействию с членами сообщества, производстве дознания, задержания, взятия под стражу и т.д. Правильно организованная социальная коммуникация эффективно функционирует. Когда человек находится в кризисной ситуации, все, что ему нужно, - это быть услышанным.
Деэскалация в профессиональной полицейской деятельности - это метод, который обращает назад давно изучаемый и поощряемый метод использования силы для контроля над ситуацией. Вместо этого деэскалация пытается разрядить ситуацию мирными средствами, такими как спокойный разговор, проявление сочувствия и задавание открытых вопросов, чтобы вовлечь людей в настоящий диалог, а не только требовать ответов и демонстрировать силу и власть.
Важность деэскалации и обучение сотрудников социально-коммуникативному навыку влияет на действенность их профессиональной деятельности. Мы практиковали в своей работе не только обучение сотрудников на курсах повышения квалификации, но и занятия-тренинги по предотвращению профессиональных кризисов на однодневных курсах. Это вопросы, связанные с обсуждением применения ненасильственных и несмертельных исходов во время инцидентов, общение с различными группами населения от подозреваемых в совершении уголовных преступлений до жертв, свидетелей и других членов сообщества, некоторые из которых могут иметь дело с травмой, зависимостью, психическим заболеванием.
Проведенное нами исследование выявило ряд результатов в процессе изучения практики работы полиции и обучения сотрудников, важных для будущих исследований. С ростом популярности полицейской деятельности, ориентированной на общество, ученые и практики изучают способы взаимодействия полиции с отдельными лицами и обществом. Все чаще полицейские организации должны полагаться на социально-коммуникативные навыки и социальную компетентность сотрудников МВД для продвижения концепции охраны общественного порядка; стратегии, которые бросают вызов традиционным методам служебной деятельности.
Полицейские, участвовавшие в этом исследовании, продемонстрировали относительно низкий уровень социально-коммуникативных навыков по сравнению с нормой. Это говорит о необходимости улучшения этой ключевой области в профессиональной деятельности сотрудников МВД. От того насколько сотрудники полиции разделяют потребность в улучшении понимания и использования вербальной и невербальной коммуникации, в эффективном развитии социально-коммуникативных навыков и усовершенствовании во взаимодействии с людьми социально-коммуникативного поведения со способностью сопоставлять поведение с требованиями конкретной ситуации, будет определяться общая морально-психологическая ситуация общества. Выбор сотрудниками МВД социально-коммуникативных методов будет связан с уникальными элементами ситуации и желаемыми результатами, а улучшение вербального и невербального коммуникативного поведения может улучшить социальные навыки сотрудников полиции в непредвиденных ситуациях, а также расширит диапазон вариантов решения проблем.
Выводы. Социально-коммуникативные навыки сотрудников МВД определяют широкий набор способностей, такие как навыки общения, работы в команде и совместной работы. Даже если работа сотрудника не предполагает большого взаимодействия с другими людьми, все равно необходимо обладать социальными навыками, чтобы эффективно взаимодействовать с работодателем и коллегами.
Наш многолетний эмпирический опыт показывает, что хорошо развитые социально-коммуникативные навыки сотрудников дают преимущества как для личных, так и для профессиональных отношений. Обладая прочными социальными навыками, сотрудник может приумножить профессиональные возможности. А именно: получить идею, информацию, методы и точки зрения от людей из различных областей знаний. Социально-коммуникативные навыки, техники и навыки социально-коммуникативного общения особенно актуальны в современной работе сотрудников МВД, их необходимо изучать и практиковать, чтобы они были востребованными. Только в этом случае профессиональное образование в сочетании с повышением квалификации и опытом могут дать эффективный результат в служебной деятельности.
Литература:
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа 2-ое изд. / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 414 с.
2. Бурнард, Ф. Социально-психологический тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. - СПб, 2002. -С. 20-23.
3. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы контекстного обучения / А.А. Вербицкий // Игровое моделирование: Методология и практика. - Новосибирск: Наука, 1987. - 228 с.
4. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: Уральск, гос. пед. ун-т, 2000. - 146 с.
5. Кузьмина, Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога / Н.В. Кузьмина // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. - М.,1993. - С. 26-37.
6. Мудрик, А.В. Коммуникативная культура личности / А.В. Мудрик // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб.науч.тр. - М.: АПН СССР: «Школа», 1989. - С. 56-67.
7. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. - С. 122-302.
8. Пассов, Е.И., Стояновский, A.M. Ситуация речевого общения как методическая категория / Е.И. Пассов, A.M. Стояновский // Иностранный язык в школе. - 1989. - № 2. - С. 18 -21.
9. Семенова, Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений / Е.В. Семенова. - М.: МГУ, 2008. - 148 с.
10. Стасюкевич, И.В. Формирование коммуникативных компетенций у студентов неязыкового вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / И.В. Стасюкевич. - Ставрополь, 2005. - 20 с.
11. Ширшов, В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Д. Ширшов. - Челябинск: ЧГПУ, 1985. - 16 с.
12. Johnson, D.W., Johnson, R.T. Social skills for successful group work / D.W. Johnson, R.T. Johnson, // Educational Leadership. N-Y, 2007, PP. 29-33.
13. Teaching Revision: results and Perspectives // The Education Digest. - 2008. - V.54.1. - PP. 22-23.
Педагогика
УДК 371
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования Джиоева Айна Руфиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Бесаева Аза Герсановна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова (г. Цхинвал);
кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка Гассиева Натали Константиновна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Осетинский государственный университет имени А.А. Тибилова (г. Цхинвал)
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Аннотация. В статье рассматривается суть понятия нравственной воспитанности, его место в личностном развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Анализируются точки зрения ученых относительно проблемы формирования нравственной воспитанности старших дошкольников. Делается вывод о том, что для нравственно воспитанного человека моральные нормы, правила и требования выступают как его личные взгляды, убеждения, привычные формы поведения.
Ключевые слова: нравственная воспитанность, ребенок старшего дошкольного возраста, взгляды и убеждения, моральные нормы, поведение.
Annotation. The article considers the essence of the concept of moral education, its place in the personal development of a child of senior pre-school age. The views of scientists on the problem of formation of moral education of senior preschoolers are analyzed. It is concluded that for a morally educated person moral norms, rules and requirements act as his personal views, beliefs, habitual forms of behavior.
Key words: moral education, children of older pre-school age, attitudes and beliefs, moral standards, behavior.
Введение. В условиях сложившейся социокультурной ситуации все более высокую актуальность приобретает проблема нравственного развития и воспитания личности, решение которой в условиях образовательной среды представляется совершенно необходимым в работе со всеми возрастными категориями подрастающего поколения, начиная с воспитанников ДОУ. Налицо существенное изменение в содержании приоритетных ценностных образовательных ориентиров, трансформация от предметно-центристского характера педагогического процесса к такому, который направлен на формирование интеллектуальной, творческой, высоконравственной личности.
Изложение основного материала статьи. Проблема нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста связана с настоятельной необходимостью выполнения социального заказа, обусловленного наличием нижеследующих обстоятельств:
Во-первых, для полноценного развития и совершенствования социума необходимы высокообразованные граждане, обладающие не только багажом глубоких и прочных знаний, но и определенным арсеналом личностных качеств, обеспечивающим благоприятное взаимодействие его членов.
Во-вторых, в современных условиях жизнедеятельность ребенка осуществляется при воздействии целого ряда благоприятных и неблагоприятных факторов, существенно влияющих на его еще только формирующиеся интеллектуальную и эмоциональную сферы, на еще не окрепшую нравственную позицию.
В-третьих, сам по себе образовательный процесс не обеспечивает высокого уровня нравственной воспитанности, ибо данным личностным качеством в повседневном поведении индивида детерминируется его отношение к окружающим, проявляющееся в уважительном, благожелательном взаимодействии с ними.
В-четвертых, овладение старшим дошкольником определенной суммой нравственных знаний представляется особо важным еще и в связи с тем, что с их помощью он получает информацию о принятых в социуме правилах поведения, а