Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНЫХ НАВЫКОВ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНЫХ НАВЫКОВ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНЫЕ НАВЫКИ / СОТРУДНИКИ МВД РОССИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карданов Алим Русланович, Абидов Руслан Ризуанович

Автор статьи характеризует развитые коммуникативно-переговорные навыки как важную характеристику осуществления сотрудниками МВД России профессиональной деятельности . Рассматривается опыт процесса организации развития коммуникативно-переговорных навыков в условиях повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION AND NEGOTIATION SKILLS OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The author of the article characterizes developed communication and negotiation skills as an important characteristic of the implementation of professional activities by employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The experience of the process of organizing the development of communication and negotiation skills in the context of advanced training is considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНЫХ НАВЫКОВ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ»

2. Актуализация способностей происходит в процессе их развития под влиянием как внешней среды, социальных условий, семейного и общественного воспитания и обучения, так и внутренних факторов -интеллектуальных, эмоциональных, характерологических и физических в их диалектическом единстве, определяющем не только степень, но и эффективность использования потенциала природной одаренности.

3. Обучая, необходимо воспитывать в каждом ребенке те качества его личности, которые благоприятствуют проявлению и развитию индивидуальных способностей.

Выводы. Таким образом, компоненты познавательного развития, которые является основой математических способностей, неразрывно связаны друг с другом. Мышление формирует направление и способы восприятия. Восприятие создает базу из представлений для формирования мышления. В ходе планомерного, целенаправленного, осознанного обучения у ребенка развивается не только восприятие и мышление, но и другие компоненты познавательной деятельности. Так, с произвольным вниманием начинает формироваться произвольная память. Интеллектуальное развитие непосредственно влияет на формирование речи. С переходом к наглядно-образному мышлению у ребенка активно развивается воображение. Все эти факторы складываются в общую картину, которая позволяет нам говорить об успешности дошкольника на первом этапе формирования математических способностей.

Литература:

1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.

2. Борисенко М.Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2017. - 128 с.

3. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. ФГОС / Колесникова Елена Владимировна. - М.: Сфера, 2018. - 384 с.

4. Калинина И.Г., Т.В. Тимохина, Н.М. Толкова. Специфика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных групп // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 4 (40). - С. 351-360.

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 336 с.

6. Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования «Формирование элементарных математических представлений к дошкольников» / К.В. Шевелев. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 64 с.

7. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез,2019. - 536 с.

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полата. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Академия», 2008. - 272 с.

9. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Учунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

преподаватель Карданов Алим Русланович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель Абидов Руслан Ризуанович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНЫХ НАВЫКОВ СОТРУДНИКОВ

МВД РОССИИ

Аннотация. Автор статьи характеризует развитые коммуникативно-переговорные навыки как важную характеристику осуществления сотрудниками МВД России профессиональной деятельности Рассматривается опыт процесса организации развития коммуникативно-переговорных навыков в условиях повышения квалификации.

Ключевые слова: навыки, коммуникативно-переговорные навыки, сотрудники МВД России, повышение квалификации, социально-психологический тренинг.

Annоtation. The author of the article characterizes developed communication and negotiation skills as an important characteristic of the implementation of professional activities by employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The experience of the process of organizing the development of communication and negotiation skills in the context of advanced training is considered.

Keywords: skills, communication and negotiation skills, employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, professional development, social and psychological training.

Введение. Как известно, переговоры - это диалог между двумя или более людьми или сторонами, направленный на достижение положительного результата по одному или нескольким вопросам, когда существует конфликт по крайней мере по одному из этих вопросов. Переговоры как взаимодействие и процесс между людьми, которые стремятся согласовать вопросы, представляющие взаимный или не взаимный интерес с целью решения своих индивидуальных или профессиональных целей. Переговорщикам необходимо понимать переговорный процесс, чтобы увеличить свои шансы по избеганию конфликтов, установлению гуманных отношений с другими сторонами и разрешению конфликтов. Ввиду того, что

сотрудники МВД России часто находятся в конфликтных ситуациях, они должны обладать развитыми коммуникативно-переговорными навыками.

Изложение основного материала статьи. Применение коммуникативно-переговорных навыков направлено на устранение разногласий и получение преимущества для отдельного человека или коллектива по выработке результатов для удовлетворения различных интересов. Переговоры проводятся путем выдвижения позиции и уступок для достижения соглашения.

Профессиональные переговорщики часто бывают специализированными, например, профсоюзные переговорщики; переговорщики, ведущие переговоры о выкупе или переговорщики по освобождению заложников. Для автоматизации процесса разрешения конфликта участники переговоров должны обладать коммуникативно-переговорными навыками с целью грамотного моделирования конфликтными ситуациями.

Задача вузов, выпускающих сотрудников МВД, заключается в том, чтобы сформировать необходимые коммуникативно-переговорные навыки ведения переговоров у каждого обучающегося, опираясь на специфику его профессиональной деятельности. Приобретение этих навыков - это необходимый этап в формировании профессионально-коммуникативной компетентности, что, по нашему мнению, является основной задачей высшего образования. Одним из лучших способов приобретения таких навыков является тренинг, потому что это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. С помощью разнообразных социально-психологических тренингов, которые включают в себя игровые ситуации, разработанные ведущими специалистами в этой области, можно сформировать у сотрудников коммуникационные навыки ведения переговоров, связанных с вербальными и невербальными аспектами коммуникации. После окончания вуза сотрудники МВД регулярно закрепляют полученные коммуникативно-переговорные навыки на курсах повышения квалификации.

Наш эмпирический опыт позволил выделить несколько типов переговоров. Прежде всего - это распределительные и интеграционные. Разница в применении этих двух типов переговоров, на наш взгляд, зависит не только от мышления сотрудника-переговорщика, но также и от ситуации: ведению распределительных переговоров мы обучали для решения спонтанных кратковременных конфликтов, тогда как интеграционным переговорам мы обучали для разрешения затянувшегося конфликта.

Распределительные переговоры. В таких переговорах каждая сторона часто занимает крайнюю или фиксированную позицию, зная, что она не будет принята, и затем стремится уступить как можно меньше, прежде чем прийти к соглашению. Развитые коммуникативно-переговорные навыки сотрудников позволяют оперативно зафиксировать свои требования и быстро, как правило, без уступок разрешить конфликт.

Интеграционные переговоры. Интеграционные переговоры, как показывает наш опыт работы с сотрудниками МВД на курсах повышения квалификации, также требуют развитые коммуникативно-переговорные навыки, т.к. переговоры осуществляются на основе интересов и принципиальных соображений. Это набор приемов, которыми сотрудники обеспечивают вероятность достижения договоренности путем использования фактов, которыми не владеет противоположная сторона.

Помимо продуктивных и интеграционных переговоров мы обучали сотрудников МВД таким видам переговоров как: продуктивные и текстовые переговоры. Эти типы переговоров также предполагали развитые коммуникативно-переговорные навыки.

Продуктивные переговоры сосредотачивались на основных интересах сторон, а не на их исходных позициях, рассматривая переговоры как совместное решение проблем, а не индивидуальную борьбу по соблюдению принципиальных критериев в качестве основы для соглашения.

Текстовые переговоры мы отнесли к процессу разработки и обсуждения содержания текста соглашения, которое все стороны готовы принять. Стороны переговоров могут начать с проекта текста, рассмотреть новые предложения по тексту и поработать, чтобы найти золотую середину между различными позициями. Примером текстовых переговоров являются различные международные переговоры по направлениям работы министерств внутренних дел.

Особое внимание в развитии коммуникативно-переговорных навыков у сотрудников МВД мы обращали при обучении соблюдать этапы переговорного процесса.

Переговорщику со стороны сотрудников МВД важно научиться не уступать в конфликте, а научиться оценивать, что есть у другой стороны помимо эмоций и мотивации, и использовать это в своих интересах при обсуждении конфликтной ситуации. Фактически, это взгляд на перспективу, который поможет помочь сотрудникам перейти к более комплексному решению конфликтной ситуации.

Итак, навык общения - ключевой навык переговоров. Эффективные переговоры требуют, чтобы участники, обучающиеся на курсах повышения сотрудники МВД, эффективно передавали и интерпретировали информацию. Участники переговоров передают информацию не только вербально, но и невербально с помощью языка тела и жестов. Понимая, как работает невербальная коммуникация, переговорщик лучше подготовлен к интерпретации информации, при этом сохраняя в секрете те вещи, которые могут помешать его / ее способности вести переговоры.

В процессе развития коммуникативно-переговорных навыков на курсах повышения квалификации мы учили сотрудников МВД грамотно подбирать основные элементы переговоров.

В технологии профессионального образования по преодолению конфликтных ситуаций существуют разные способы их классифицировать.

Один взгляд на переговоры включает три основных элемента: процесс, поведение и содержание. Процесс относится к тому, как стороны ведут переговоры: контекст переговоров, стороны в переговорах, тактика, используемая сторонами, а также последовательность и этапы, на которых все это разыгрывается. Поведение относится к отношениям между этими сторонами, общению между ними и стилям, которые они принимают. Содержание относится к тому, о чем стороны договариваются: повестка дня, вопросы (позиции и - что более полезно - интересы), варианты и соглашение (я), достигнутое в конце.

Другой взгляд на переговоры включает четыре элемента: стратегию, процесс, инструменты и тактику. Стратегия включает в себя цели верхнего уровня - обычно включая отношения и конечный результат. Процессы и инструменты включают шаги, которым необходимо следовать, и роли, которые необходимо предпринять при подготовке и переговорах с другими сторонами. Тактика включает более подробные утверждения и действия, а также ответы на утверждения и действия других. Некоторые добавляют к этому убеждению и влияние, утверждая, что они стали неотъемлемой частью успеха современных переговоров, и поэтому их не следует упускать.

Перед окончанием обучения на курсах повышения квалификации сотрудники МВД, особенно квалифицированные переговорщики, могли использовать различные тактики, начиная от переговорного гипноза и заканчивая прямым изложением требований или установлением предварительных условий, и заканчивая более обманчивыми подходами. Тактика запугивания также может повлиять на исход переговоров.

Другая тактика переговоров - плохой парень / хороший парень. Плохой парень / хороший парень - это когда один переговорщик действует как плохой парень, используя гнев и угрозы. Другой переговорщик ведет себя как хороший парень, будучи внимательным и понимающим. Хороший парень обвиняет плохого во всех трудностях, пытаясь добиться уступок и согласия от оппонента. Такие ситуации встречаются практически ежедневно. Работа с такими ситуациями осуществляется ежедневно с закреплением коммуникативно-переговорных навыков.

Например, в процессе развития коммуникативно-переговорных навыков задается ситуация: хороший парень / плохой парень в рамках тактики хороший парень / плохой парень (синонимы - хороший полицейский / плохой полицейский). Положительные и отрицательные задачи делятся между двумя переговорщиками. Хороший полицейский поддерживает заключение договора и подчеркивает положительные стороны переговоров (взаимные интересы). Плохой парень критикует негативные аспекты (противоположные интересы). Разделение двух ролей обеспечивает более последовательное поведение и доверие к отдельным переговорщикам. По мере того, как хороший полицейский продвигает переговоры, он / она может построить доверительные отношения с другой стороной и разрешить конфликтную ситуацию.

Эмоции, как показали наши наблюдения за обучающимися сотрудниками МВД играют важную роль в переговорном процессе, хотя их влияние изучается только в последние годы. Эмоции могут играть как положительную, так и отрицательную роль в переговорах. Во время переговоров решение о том, соглашаться или нет, частично зависит от эмоциональных факторов. Негативные эмоции сотрудников могут вызвать интенсивное и даже иррациональное поведение и могут привести к эскалации конфликтов и срыву переговоров, но могут сыграть важную роль в достижении уступок. С другой стороны, положительные эмоции часто способствуют достижению соглашения и помогают максимизировать совместную выгоду, но также могут способствовать достижению уступок. Положительные и отрицательные дискретные эмоции могут быть стратегически отображены, чтобы повлиять на задачи и результаты взаимоотношений и могут проявляться по-разному в разных культурных границах.

Кроме того, нами отмечено, что предрасположенность к аффектам влияет на различные стадии переговоров: какие стратегии использовать, какие стратегии фактически выбраны, как воспринимается другая сторона и ее намерения, их готовность достичь соглашения и окончательные результаты переговоров. Положительная аффективность (РА) и отрицательная аффективность (ЫА) одной или нескольких сторон переговоров могут привести к очень разным результатам.

В ходе экспериментальной работы нами зафиксировано, что негативный аффект пагубно сказывается на различных этапах переговорного процесса. Хотя различные негативные эмоции влияют на результаты переговоров, на сегодняшний день наиболее исследуемым является гнев. Разъяренные переговорщики планируют использовать более конкурентные стратегии и меньше сотрудничать даже до начала переговоров. Во время переговоров гнев нарушает процесс, снижая уровень доверия, затуманивая суждения сторон, сужая фокус внимания сторон и меняя их центральную цель с достижения соглашения на ответные меры против другой стороны. Разъяренные переговорщики уделяют меньше внимания интересам оппонента и менее точны в оценке их интересов. Гнев также не способствует достижению целей переговоров: он уменьшает совместную выгоду и не увеличивает личную выгоду, поскольку разгневанные переговорщики не добиваются успеха. Более того, отрицательные эмоции приводят к принятию расчетов, которые не являются положительными функциями полезности, а скорее имеет отрицательную полезность. Однако выражение отрицательных эмоций во время переговоров иногда может быть полезным: законно выраженный гнев может быть эффективным способом продемонстрировать свою приверженность, искренность и потребности. В свою очередь, на переговоры может негативно повлиять скрытая враждебность по отношению к этнической или гендерной группе.

Выводы. Таким образом, в выводах указжем, что в связи с глобализацией и растущими конфликтными ситуациями, переговоры получают широкое распространение: индивидуальные и командные переговоры. Команды сотрудников МВД могут эффективно сотрудничать, чтобы положить конец сложным переговорам. В команде рассредоточено больше знаний и мудрости, чем в одном человеке. Слушание и разговор - это особые роли, которым должны удовлетворять члены команды. Возможности команды сокращают количество грубых ошибок и повышают осведомленность в переговорах.

Однако, если команда не сможет должным образом использовать весь свой потенциал, позитивность конфликтной ситуации может пострадать. Одним из факторов не эффективности командных переговоров является проблема, возникающая из-за низкого уровня коммуникативно-переговорных навыков сотрудников МВД. Включение в процесс повышения квалификации сотрудников МВД разнообразных социально-психологических тренингов, как показал наш практический опыт, позволяет повысить количество решенных конфликтных ситуаций.

Литература:

1. Блшов О.А. Психолопчне забезпечення переговорного процесу: навч. поаб. / О.А Блшов. - Киев: НАУ, 2013. - 248 с.

2. Дубинин Ю.В. Майстерство переговоров. - М.: ЗАО «Издательский дом «АквиаРус-ХХ1», 2007. - 287 с.

3. Лебедев И.Б., Родин В.Ф., Цветков В.Л., Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. Юридическая психология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 479 с.

4. Полищук Д.А. Психологические особенности общения при допросе // Прокурорская и следовательская практика. - 2012. - №5.

5. Родомская И.П. Особенности коммуникативной подготовки в подразделениях МВД // Честь и закон. -2005. - №4.

6. Соколова М.Г. Формирование у старшеклассников профессионально ориентированных классов коммуникативных умений ведения деловых переговоров: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М.: РГБ. 2002. - 23 с.

7. Спинова Е.А. Формирование умений ведения переговоров при языковой подготовке специалистов внешней торговли: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2007. - 21 с.

8. Спэнг М., Айзенхарт М. Переговоры. Решение проблем в разном контексте / Пер. с англ. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. - 592 с.

9. Шатило Ю.П. Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере международного бизнеса / Ю.П. Шатило // Молодой ученый. -2014. - № 15 (74). - С. 244-247. - URL: https://moluch.ru/archive/74/12638/ (дата обращения: 16.09.2021).

10. Jonsson Ch. Communication in International Bargaining. - L.: Pinter Publishers, 1990.

11. Stein J.G. International Negatiation: A Multidisciplinary Perspective // Negotiation Journal. - 1998. - № 4. -P. 221-231.

Педагогика

УДК 378.016

доктор педагогических наук, профессор Карпушина Лариса Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Матвеева Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Русяев Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье актуализируется проблема использования декоративно-прикладного искусства как средства развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров на примере программы дисциплины «Декоративно-прикладное творчество», разработанной и апробированной на базе факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева».

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, профессиональные компетенции, дизайнер.

Annotation. The article actualizes the problem of using decorative and applied art as a means of developing professional competencies of future designers on the example of the program of the discipline «Decorative and Applied Creativity», developed on the basis of the FGBOU VO «Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev».

Keywords: decorative and applied arts, professional competencies, designer.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по

приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров»

Введение. Декоративно-прикладное искусство -- значительное явление художественной культуры, которое издавна привлекало к себе внимание исследователей, художников, любителей. Не обошла вниманием этот вид декоративного искусства и образовательная практика, в которой художественные традиции выступают своеобразным образцом и источником для изучения проявления национальной культуры. В своих исследованиях В.А. Варданян и А. П. Русяев обращают внимание на то, что в настоящее время «использование художественных средств для развития интеллектуальных способностей, психических функций, самоопределения у детей разного возраста широко распространено в педагогической практике» [5]. Возникает насущная необходимость рассматривать декоративно-прикладное искусство как основу формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров. Данный процесс невозможен без освоения будущими дизайнерами сущности и смысла декоративно-прикладного искусства как источника обогащения духовности и творческого вдохновения, без освоения технологий выполнения изделий декоративно-прикладного искусства. По сути дела декоративно-прикладное искусство, некогда признанная всеми самодостаточная сфера культуры, уступило позиции новым проектным структурам развивающегося общества, «...поскольку значимость до поры скрытых в произведениях и идеях прикладного искусства идейно-общественных взаимоотношений человека и его среды обрела свои истинные масштабы» [2, с. 11].

Современные исследования (В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя [1, с. 34-42]. В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др. определяют профессиональные компетенции как «.нормативные требования к образовательной подготовке обучаемого, необходимой для его эффективной и продуктивной деятельности в определённой сфере» [6, с. 55-61]. Профессиональные компетенции будущих дизайнеров, определяемые на основе декоративно-прикладного искусства, предполагают наличие у них готовности к реализации в своей практической деятельности потенциала декоративно-прикладного искусства.

Изложение основного материала статьи. На базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» в системе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) Изобразительное искусство. Дополнительное образование (в области дизайна и компьютерной графики) большое внимание уделяется различным видам искусства, в том числе народному декоративно-прикладному. Изучая дисциплину «Декоративно-прикладное творчество», разработанную на основе требований ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога [3; 4], студенты приобретают знания о декоративно-прикладном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.