ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
В.В. ВАХНИНА,
доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат психологических наук (Академия управления МВД России)
V.V. VAHNINA,
associate Professor of chairs of psychology and work organization with shots,
candidate of psychological sciences (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 351.74
Психологические особенности формирования переговорной культуры сотрудников ОВД
Psychological peculiarities of negotiating culture of Police Officers
Статья посвящена проблеме формирования переговорной культуры сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих переговорный процесс в различных криминальных ситуациях. Автор рассматривает уровни профессионального переговорного мастерства, выделяет высший уровень - переговорную культуру сотрудников ОВД. С целью развития и формирования переговорной культуры сотрудников автор выделяет основные компоненты переговорной культуры.
Переговорная культура сотрудников ОВД; формирование переговорной культуры, профессионально-психологическая подготовка переговорщиков; компоненты переговорной культуры; группа ведения переговоров.
The article deals with the problem professionally and psychological training of police officers engaged in the negotiation process in various criminal cases. The author examines the level of professional negotiating skills, identifies the highest level - negotiating culture of law enforcement officers. In order to promote and develop the negotiating culture employees, the author identifies the major components of the negotiating culture.
Negotiating culture of law enforcement officers; vocational and psychological training; psiho-logicheskaya training of negotiators; components of the negotiating culture; group negotiation.
Развитие переговорной культуры происходит путем освоения новой предметной информации — знания и использования активных методов обучения — игр. Игра представляет собой
развитие коммуникативного мастерства в рамках ситуации, содержащей компонент условности. Так, С.Л. Рубинштейн писал: «Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность,
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)
64
как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли...» [3].
Анализ практики переговоров в кризисных ситуациях позволил выделить комплекс характеристик психических процессов, свойств и состояний, необходимых переговорщику: высокий интеллект, гибкость и оперативность мышления, быстрая ориентировка в новой ситуации, эмоциональная выразительность речи, скорость переключения внимания, способность мысленно наблюдать ситуацию извне, точная субъективная оценка времени, низкий уровень спонтанной агрессивности и выдержка, аутентичность, эм-патия, способность вызывать доверие.
Кроме того, переговорщику необходима сенсорная острота (чутье) — умение фиксировать мельчайшие изменения в поведении собеседника, так как мысли и эмоции личности проявляются через внешнее поведение. Например, в технике нейролингвистического программирования выделяются видимые бессознательные реакции: изменение цвета кожи, дыхания, движения нижней губы, моментальное изменение мускулов.
Для переговорщика важным является наличие психологической гибкости — способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера, формировать взаимное понимание. Использовать невербальные средства, словесно-логическую аргументацию, подвести переговоры к желаемому решению, результату, уметь формировать ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние.
Наиболее важными интегративными качествами для переговорщика являются развитый интеллект, высокая стрессоустойчивость и над-ситуативная активность, а также интуиция, т. е. способность к прогнозу динамики событий на основе личностной и ситуативной экспресс-диагностики, особенно с преступниками, находящимися в остром психоэмоциональном состоянии. Рассмотрим следующие примеры. 11 марта 2008 г. преступник угрожал взорвать автомобиль на Лубянской площади г. Москвы в случае невыполнения его требований, для переговоров требовал пригласить артиста А. Джигарханяна. Как выяснилось позже, был обижен на чиновников из-за отказа в регистрации сайта, аналог которого уже имелся в сети Интернет. В 1995 г. состоящий на учете психически больной, вооружившись гранатой, сначала требовал мэра Санкт-Петербурга, а затем М. Тайсона, чтобы доказать преимущество советского бокса.
Общение с такими преступниками в большинстве случаев сводится к имитации переговорного процесса, требования таких лиц зачастую
абсурдны и невыполнимы, они не реагируют на рациональные доводы, аргументы и не до конца понимают последствия содеянного.
Важно отметить, что каждая экстремальная ситуация способствует формированию и развитию профессионально важных качеств переговорщика, они важны в условиях любого кризиса, что предполагает специализацию переговорщиков, разнообразие форм и методик их подготовки [1]. Например, профессионально-психологическая подготовка может осуществляться на лекционных, семинарских и практических занятиях в форме деловых (ролевых) игр. Переговорная культура формируется и развивается при прохождении специального курса и закреплении полученных знаний, умений и навыков в «полевых» условиях: на учениях или в реальной переговорной деятельности.
Важна оценка переговорщиком собственных психических состояний, так как он обязан уметь регулировать уровень своего эмоционального напряжения, одновременно оценивая себя и оппонента. Подобное качество обеспечивает возможность предугадывать ход событий и выбирать такую стратегию и тактику переговоров, которые будут наиболее эффективными. Способность быстро ориентироваться в обстановке, выявлять актуальные психические состояния и личностные свойства преступников требует профессиональной наблюдательности, умения концентрировать внимание, видеть и слышать оппонента, правильно интерпретировать информацию.
Оценивая эффективность формирования переговорной культуры сотрудников ОВД, необходимо определить внешний критерий. По нашему мнению, в качестве внешнего критерия можно использовать результаты тренинго-вых занятий, деловых игр, максимально приближенных к реальным условиям, например, деловой игры «Переговорная деятельность сотрудников ОВД в ситуациях захвата заложников». В деловой игре происходит формирование переговорной культуры сотрудников ОВД, она позволяет моделировать переговоры с преступниками в различных ситуациях, анализировать причины кризисов переговорной деятельности, пути их преодоления. Разработанные дидактические материалы для участников игры, в частности, типовая карта переговоров, матрица переговоров позволяют проводить системный анализ переговорного процесса.
Благодаря наглядности и обобщению информационной базы по конкретной ситуации с помощью матрицы переговоров возможен эффективный выбор стратегий ведения переговоров.
В деловой игре, которая включает три модуля, моделируются различные переговорные ситуации с преступниками, формирующие переговорную культуру сотрудников ОВД.
Каждый модуль включает вводные, частную и общую обстановку, которые моделируют различные кризисные переговорные ситуации с преступниками в ситуации захвата заложников.
Модуль 1. Захват заложников террористами, ими выдвинуты требования политического характера.
Модуль 2. Захват заложников (детей) в автобусе бандитами, которые требуют крупную денежную сумму и возможность для вылета.
Модуль 3. Преступники с уголовным прошлым, находящиеся в остром психоэмоциональном состоянии, захватили прогулочный катер.
В процессе проведения тренинговых занятий методом деловой игры слушатели получают возможность научиться оценивать психологические особенности субъектов переговоров и выделять ситуационные переменные, вырабатывать алгоритм первоочередных действий руководителей различного должностного уровня, что способствует формированию необходимых навыков и умений ведения переговоров с преступниками.
Таким образом, одной из основных психотехнологий формирования переговорной культуры является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать различные кризисы переговорной деятельности, пути их преодоления.
Одним из эффективных методов формирования переговорной культуры, который включается в социально-психологический тренинг, является деловая (ролевая) игра, в которой моделируется конкретная обстановка переговоров с преступниками, закрепляются навыки психологической борьбы, воздействия на преступника с целью склонения его к отказу от противоправного поведения, достижения приемлемого соглашения.
Моделирование кризисных ситуаций в переговорной деятельности включает несколько уровней формирования переговорной эффективности: базовая поведенческая активность, переговорная грамотность, переговорная компетентность, переговорная культура переговорщика.
Восприятие и интерпретация произошедших кризисных ситуаций в переговорах имеет определенную степень субъективизма, что следует учитывать в ходе психологического анализа событий.
Наиболее важными характеристиками, связанными с анализом кризисных переговорных ситуаций и имеющими отношение к формированию переговорной культуры сотрудников ОВД, являются: реально действующие мотивы преступников, способы подготовки и реализации угрозы, характеристика различных психологических ресурсов преступников, лич-ностно-профессиональные качества лидеров преступной группы, степень психологической
подготовки преступников и методы их психологического воздействия на окружающих.
Таким образом, программа формирования переговорной культуры предполагает работу с описанием и анализом различных переговорных ситуаций. Интерпретация ситуаций является значимой при поиске варианта разрешения кризиса в экстремальной ситуации, при выработке соглашения в переговорах [2].
Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения являются переговоры в кризисной ситуации, состоят в преодолении трудности получения искусственным путем полной психологической картины конфликта.
Формирование переговорной культуры, навыков реального взаимодействия с преступниками представляется наиболее сложным этапом подготовки специалистов-переговорщиков. Проблема состоит не только в том, что сложно смоделировать кризисную ситуацию, но и в том, что не всегда возможно предугадать все особенности ее дальнейшего развития.
Для работы с кризисами в переговорах переговорщику необходимо видеть ситуацию в целом, учитывать не только собственное мнение, но и мнение другого участника (оппонента), как собственные основания и интересы, так и основания и интересы партнера по переговорам.
Проведение занятий со слушателями Академии управления МВД России в учебных группах имеет ряд преимуществ:
— динамические эффекты (групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство, идентификация с группой, групповое влияние);
— пространственная организация (общее контактное поле — круг);
— прямой контакт: работа в микрогруппах, где число участников тренинга не более 12—18 человек.
Таким образом, учет личностных особенностей сотрудника-переговорщика при формировании переговорной культуры осуществляется при формировании «я-концепции», самооценки и ответственности за выполнение профессиональных задач. Знание эмоциональных особенностей, состояний, поведенческих реакций преступника или группы позволит сотруднику выбрать оптимальную переговорную стратегию, эффективно выполнить профессиональное задание.
Особое внимание следует обратить на реализацию постепенного, поэтапного перехода к основным формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности, включающей деловые, ролевые и дидактические игры. От квазипрофессиональной деятельности — к научно-профессиональной, со-
65
стоящей из научно-исследовательской работы слушателей, педагогической практики, стажировки, подготовки и защиты магистерских диссертаций.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что переговорная культура сотрудников ОВД является необходимым развиваемым компонентом, способствующим эффективности переговорного процесса с отдельными людьми и группами лиц в ходе решения управленческих и оперативно-служебных задач, требующего умения вести антикризисные переговоры, обусловливающего необходимость формирования и развития переговорной культуры.
Переговорная культура, ее развитие происходит в деятельности, которая развивает переговорное мастерство посредством включения в процесс реальной коммуникации. Развитие коммуникативных навыков совершенствуется через многократное повторение действий и операций в условиях реально осуществляемой деятельности [4].
Переговорная культура сотрудников ОВД — это динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса.
Кризисные ситуации в ходе переговоров развиваются на фоне риска, неопределенности информации, психической напряженности. Принятие решений в кризисной ситуации зависит от профессиональной мотивации и самообладания переговорщика, его умения регулировать свои психические состояния и устранять негативные эмоции страха, гнева, тревоги.
Эффективность коммуникации или успешное функционирование зависят от операциональной (поведенческой) составляющей: си-
стемы внутренних ресурсов личности (социальных установок, ролей, умений, навыков, опыта, когнитивного стиля, способности к адекватной интерпретации ситуации взаимодействия, т. е. ролевой и ситуативной нормативности) и уровня подготовленности к взаимодействию с окружающими, коммуникативных умений и навыков. Мерой эффективности взаимодействия является соответствие социального поведения индивида требованиям нормативности и ожиданий группы.
Таким образом, повышение эффективности переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел, преодоление кризисов переговорной деятельности предусматривают современное изучение особенностей этих кризисов в различных криминальных ситуациях. В частности, использование новых моделей переговоров, новых адаптационных возможностей, формирование переговорной компетентности (подготовленности) и готовности сотрудников ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, что обеспечит эффективное позитивное разрешение кризисных ситуаций и позволит значительно минимизировать возможные негативные последствия действий преступников.
Переговорная культура, ее развитие происходит в деятельности, которая развивает переговорное мастерство. Посредством включения в процесс реальной коммуникации разваются коммуникативные навыки через многократное повторение действий и операций в условиях реально осуществляемой деятельности.
Концепция формирования и развития переговорной культуры сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного подхода и контекстного обучения ориентирована на профессиональную подготовку сотрудников, реализуется посредством системного использования профессионального контекста.
Список литературы
1. Вахнина В.В. Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного подхода // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск. 2014. № 3(58).
2. Вахнина В.В. Психология переговорной деятельности сотрудников полиции в различных криминальных ситуациях // International
Legal Scientific Symposium "Modern jurisprudence: international dialogue" (29th of September 2014), Hamburg, Germany.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2013.
4. Социальная коммуникация в современном мире / под общ. ред. А.А. Деркача, Е.Б. Пе-релыгиной. М., 2004.
66
E-mail: [email protected]