УДК 351.74
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ
В. В. Вахнина
Статья посвящена проблеме формирования антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел, выявлению и преодолению возможных кризисов переговорной деятельности. Приводятся результаты эмпирического исследования, анализируются выявленные группы ошибок, допускаемые сотрудниками органов внутренних дел в процессе ведения переговоров с лицами, совершившими (совершающими) преступления. Автор знакомит читателя с методами, позволяющими эффективно формировать антикризисную переговорную компетентность сотрудников полиции в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления.
Ключевые слова: кризисные ситуации, переговорная деятельность, переговорные стратегии, антикризисная переговорная компетентность.
Анализ опыта негативного завершения переговоров и кризисных состояний переговорной деятельности показал, что необходимо осуществлять квалифицированный и научно обоснованный прогноз не только риска кризиса, но и выработки мер по его предупреждению . Были проанализированы ошибки, которые допускались сотрудниками органов внутренних дел при ведении переговоров: выделены три блока ошибок, допускаемых при ведении переговоров: психологические, функциональные, организационно-управленческие
Наиболее часто респонденты указывали на ошибки именно психологические, которые можно обобщенно определить как недостаток переговорной компетентности сотрудников ОВД. Его необходимо восполнять, двигаясь в трех направлениях — теоретическом, организационно-управленческом, психолого-технологическом .
Анализ практики ведения переговоров сотрудниками органов внутренних дел позволил сделать некоторые выводы рекомендательного характера, основанные на мнениях респондентов о направлениях совершенствования переговорной деятельности. Приведем их.
1. Теоретическое направление формируется на основе знаний о закономерностях, механизмах, факторах детерминации и рисках кризиса переговорной деятельности:
а) разработка научно-теоретического инструментария;
б) формирование понятийного аппарата для нового подхода в области юридической психологии;
в) создание психолого-педагогических основ и технологий для обучения специалистов в рамках антикризисного подхода к ведению переговоров
2. Организационно-управленческое направление работы предопределяет системное видение переговорной деятельности, алгоритм ее стадий, последовательность и ролевое назначение действий каждого субъекта, рисков кризиса: по прибытии на место преступле-
ния силы правопорядка немедленно организуют контроль внутреннего периметра зоны проведения операции, максимально приближая его к преступникам Принимаются меры для обеспечения безопасности населения: проводится эвакуация посторонних. На основании имеющейся информации, оценки степени реальности возникших угроз, возможного ущерба, мотивов противоправного поведения преступников намечается план действий специальных подразделений
3. Психолого-технологическое направление должно не только базироваться на теоретическом обосновании, но и обеспечивать возможности для успешной реализации переговорной деятельности за счет гибкого применения психотехнологий, психотехник и стратегий переговорной деятельности Необходимо как можно быстрее определить тип ситуации, категорию преступников и возможный характер их действий . Для этого следует организовать сбор информации о преступниках, заложниках и местах пребывания тех и других От полноты сведений в значительной мере зависит как ход операции, так и ее результаты, поэтому сбором данных должны заниматься все лица, имеющие такую возможность Результаты анализа информации докладываются руководителю операции Далее требуется осуществлять профессионально-психологический отбор сотрудников, которые по своим личным и деловым качествам могут первыми (в случае необходимости) вступить в переговоры . Ведется отработка их действий в ходе оперативно-тактических мероприятий, обучение на основе ролевых игр и тренингов, в которых моделируется конкретная обстановка переговоров с преступниками, закрепляются навыки психологической борьбы, приемы воздействия на преступников в целях склонения их к отказу от продолжения преступных действий и достижения приемлемого соглашения. Эффективной тактической линией в создающейся экстремальной ситуации являются демонстрирование психологической устойчивости, снятие эмоционального напряжения
Переговорщик должен уметь диагностировать неискренность в ходе непосредственного или опосредованного общения Преступники могут не выполнить условия договоренности, наводить на ложный след, пытаясь дезориентировать правоохранительные органы Переговорщиком может быть специально подготовленный специалист, владеющий методами психодиагностики, имеющий переговорную компетентность и способный применять свои знания и умения Потребность в этом возникает в случаях, когда переговоры осуществляются для отвлечения внимания или прикрытия. Как правило, такие переговоры ведутся, если правоохранительные органы исчерпали возможность договориться из-за жесткой позиции преступников, если затягивание переговоров может привести к гибели заложников, если преступники выдвигают неприемлемые условия или не выполняют то, что обещали, если правоохранительные органы имеют дело с психически неадекватными индивидами, действия которых угрожают жизни заложников . Опыт проведения специальных операций показал, что залогом успеха сотрудников в ходе переговоров с преступника-
ми — профессиональная компетентность, умение использовать навыки общения в экстремальных ситуациях, проявление находчивости и самообладания.
Подводя итог изучению ошибок, допущенных при ведении переговоров, отметим, что многие высказанные пожелания требуют для их устранения наличия практического опыта, а также восполнения теоретических знаний.
Обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов, действующих в области разрешения конфликтов и ведения переговоров, происходят в условиях, когда участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и конструирования в учебных условиях с помощью игровых технологий. Для игровых методов характерно наличие ситуационного компонента, задающего контекст, в котором развивается игровая деятельность, направленная на анализ предложенной ситуации Преодоление выявленных проблем в условиях игрового моделирования ее управления особенно эффективно, так как игры, будучи выраженным ситуационным компонентом, преимущественно нацелены на разрешение ситуации
Антикризисная переговорная компетентность сотрудников органов внутренних дел служит одним из показателей профессионального мастерства, но без целенаправленного формирования не достигает высокого уровня. В рамках системно-ситуативного анализа получил широкое распространение так называемый метод сценариев, оказавшийся эффективным инструментом выработки управленческих решений в сложных ситуациях управления
Для развития и диагностики антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел, повышения уровня социально-психологической подготовленности используются специальные диагностические методики и тренинговые занятия в форме видеотренингов, ролевых игр, моделирования различных ситуаций, учений
В зарубежных странах в системе психологической подготовки полицейских значительное время отводится на организацию и проведение разноплановых тренингов социальной коммуникации (в зависимости от статусно-должностного положения и специфики экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности представителей конкретных служб) 2. Основой для выработки навыков переговорной деятельности служат ролевые игры, сценарий которых построен на тщательно отобранном материале из мировой полицейской практики3 .
В основе деловых игр реализуется принцип максимального соответствия сценариев реальным кризисным переговорным ситуациям, экстремальным условиям, особенностям оперативной обстановки
Значимость практических форм подготовки сотрудников органов внутренних дел продиктована контингентом обучающихся, уже имеющих высшее образование и опыт руководящей деятельности в органах внутренних дел, чем обусловлена необходимость использования ситуационного подхода в обучении раз-
личных категорий слушателей Академии управления МВД России 4 . Именно на этой основе моделируются кризисные ситуации переговорной деятельности, формулируются учебные задачи
Практика антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел подтверждает, что при наличии антикризисной переговорной компетентности возникает возможность управлять кризисами в переговорах Анализ кризисных явлений, управление ими в процессе переговоров могут считаться успешными только при формировании у субъектов переговоров антикризисной переговорной компетентности
Три вида ошибок, допускаемых при ведении переговоров (психологические, функциональные, организационно-управленческие), позволяют совершенствовать переговорную компетентность сотрудников органов внутренних дел в трех направлениях:
— теоретическое — на основе знаний о закономерностях, механизмах, факторах детерминации и рисках кризиса переговорной деятельности;
— аналитическое — предопределяющее системное видение переговорной деятельности, ее стадий, рисков кризиса;
— прикладное — дающее возможности для успешной реализации переговорной деятельности за счет гибкого применения психотехнологий, психотехник и стратегий переговорной деятельности 5 .
При внедрении системы формирования и развития антикризисной переговорной компетентности в системе органов внутренних дел Российской Федерации можно предположить значительное увеличение успешности завершения переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел Антикризисная переговорная компетентность вырабатывается в процессе опытного накопления совокупности специфических знаний, умений, навыков, готовности и способности их применять Формирование и развитие антикризисной переговорной компетентности происходит в реальных условиях оперативно-служебной деятельности, в процессе моделирования различных кризисов переговорной деятельности, во время выбора путей их предупреждения и преодоления в условиях, максимально приближенных к реальным переговорным ситуациям, связанным с совершением преступления 6 .
Изучение практики ведения переговоров и в результате проведенных исследований сформулируем рекомендации по оптимизации переговорной деятельности сотрудников ОВД: необходимо создать систему непрерывного обучения специалистов, задействованных в переговорном процессе, эффективно распределять выпускников образовательных учреждений МВД России с учетом уровня их антикризисной переговорной компетентности в соответствии с востребованностью данных профессиональных качеств по должностям, регионам, подразделениям; важно осуществлять профессионально-психологический отбор по выявлению сотрудников, имеющих высокий потенциал переговорной успешности для участия в переговорном процессе
1 Социальная коммуникация в современном мире : монография / под общ. ред. А. А. Деркач, Е. Б . Перелыгина. М., 2004. 446 с .
2 Misina Z. Vyjednavanie v krizovych sitnaciach // Policajna teoria a prax. Police Theory and Practice. Bratislava. 2003. № 4. P. 103-114 ; Thierry de Montbrial De la négociation // Pratigues de la negociation . Paris, 2004. Р. 11-27 .
3 Moderne Polizeipsyhologie in Schlusselbegriffen von M. Hermanutz, C Ludvig, H. P. Schmalzl. Berlin-München, 2001. Р. 138-146.
4 Майдыков А. Ф. Проблемы подготовки и проведения в Академии управления МВД России командно-штабных учений // Труды Академии управления МВД России . 2012. № 4(24). С 24.
5 Вахнина В. В. Психологическая диагностика профессиональных качеств сотрудников группы ведения переговоров // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3(27). С. 38 ; Ее же. Особенности взаимодействия переговорщика с посредником в ситуации захвата заложников // Там же . 2008. № 3(34). С. 64 ; Ее же. Захват заложников: проблема и пути решения // Там же . № 4(35). С. 57 .
6 Вахнина В. В. Психологические особенности кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного подхода // Там же .
2014. № 3(58). С. 91 ; Ее же. Психология кризисов переговорной деятельности и их преодоления в практике органов внутренних дел : автореф . дис . ... д-ра психол . наук . Рязань,
2015. С. 36 .