Научная статья на тему 'Психологические особенности подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности'

Психологические особенности подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
641
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
переговорная деятельность / профессиональная подготовка / профессиональная переподготовка / компетенции / карты кризисных ситуаций. / negotiation activities / vocational training / vocational retraining / competencies / maps of crisis situations.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виктория Владимировна Вахнина

Представлены результаты психологического анализа особенностей подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности. В результате анализа карт кризисных ситуаций и практики переговорной деятельности органов внутренних дел, были исследованы ошибки, которые допускались при ведении переговоров. Выявлены причины недостаточных переговорных компетентности сотрудников ОВД и описаны пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Виктория Владимировна Вахнина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF TRAINING AND RETRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERIOR BODIES FOR NEGOTIATING ACTIVITIES

The article presents the results of a psychological analysis of the features of training and retraining of internal affairs officers for negotiation activities. As a result of analyzing the maps of crisis situations and the practice of negotiating activities of the internal affairs agencies, mistakes were made during the negotiations. The reasons for the lack of negotiating competence of ATS employees have been identified and ways to eliminate these causes have been described.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности»

УДК 159.99 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10062

ББК 88 © В.В. Вахнина, 2018

Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ К ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виктория Владимировна Вахнина, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, полковник полиции, доктор психологических наук, доцент

Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: vikavahnina@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты психологического анализа особенностей подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности. В результате анализа карт кризисных ситуаций и практики переговорной деятельности органов внутренних дел, были исследованы ошибки, которые допускались при ведении переговоров. Выявлены причины недостаточных переговорных компетентности сотрудников ОВД и описаны пути их преодоления.

Ключевые слова: переговорная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка, компетенции, карты кризисных ситуаций.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF TRAINING AND RETRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERIOR BODIES FOR NEGOTIATING ACTIVITIES

Victoria V. Vakhnina, professor of the department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel, police colonel, doctor of psychological sciences, associate professor

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh, d. 8) E-mail: vikavahnina@mail.ru

Annotation. The article presents the results of a psychological analysis of the features of training and retraining of internal affairs officers for negotiation activities. As a result of analyzing the maps of crisis situations and the practice of negotiating activities of the internal affairs agencies, mistakes were made during the negotiations. The reasons for the lack of negotiating competence of ATS employees have been identified and ways to eliminate these causes have been described.

Keywords: negotiation activities, vocational training, vocational retraining, competencies, maps of crisis situations.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Вахнина В.В. Психологические особенности подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):314—316.

В процессе профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к переговорной деятельности в кризисных ситуациях, как установлено в проводимых нами исследованиях, должны решаться следующие основные задачи:

а) ориентация в организации первоначальных действий органов внутренних дел в различных криминальных ситуациях, в том числе в ситуации захвата заложников;

б) получение компетентности по специфике переговоров с преступниками на различных этапах спецоперации; усвоение особенностей выполнения задач, находясь на различных должностях: начальника оперативного штаба, руководителя группы ведения переговоров, переговорщика, психолога-эксперта;

в) изучение особенностей ведения переговоров с преступниками в различных ситуациях затруднений,

связанных с фактом совершения преступления по различным мотивационным основаниям; составление и анализ психологического портрета преступника.

Антикризисная пр офессионально -психологическая подготовка к переговорной деятельности с преступниками представляет собой совокупность знаний, умений, способностей и качеств личности, обеспечивающих конструктивное решение проблем и управление кризисами переговоров, в ходе возникающих в ходе межличностного взаимодействия в различных видах переговорных ситуаций.

Профессионально -психологическая подготовка может осуществляться на лекционных, семинарских и практических занятиях в форме деловых (ролевых) игр. Антикризисная переговорная компетентность формируется и развивается при практической деятельности (опыт практической деятельности), а также

при прохождении специального курса и закреплении полученных знаний, умений и навыков в «полевых» условиях: на учениях или в реальной переговорной деятельности.

Подготовка переговорщиков включает несколько уровней формирования профессионального переговорного профессионализма (переговорной эффективности): базовая коммуникативная подготовка; профессиональная переговорная компетентность; антикризисная переговорная компетентность личности переговорщика.

Наличие переговорной грамотности возникает после начальной переговорной подготовки, проявляющейся в осведомленности, позволяющий конструктивно решать проблемы и противоречия межличностного взаимодействия. Без особого осознания и понимания механизмов, лежащих в их основе.

Профессиональная переговорная компетентность — это система научных знаний о переговорах и умений управлять ими, целенаправленно развиваемых в процессе специально организованного обучения применительно к ситуациям учебного и профессионального взаимодействия субъектов переговорного процесса, а также совместной деятельности.

Высшим уровнем переговорной подготовки является антикризисная переговорная компетентность личности сотрудника органов внутренних дел, под которой понимается динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса. Антикризисная переговорная компетентность личности сотрудника органов внутренних дел является необходимым условием профессионального мастерства.

Итак, непредсказуемость и неповторимость переговоров с преступником в кризисных ситуациях требует знаний, устойчивых навыков, гибкости в ходе ведения диалога; и все это — результат серьезной целенаправленной подготовки.

Выделенные нами психологические уровни формирования профессиональной переговорной эффективности позволили рассматривать личность специалиста-переговорщика, как личность, нацеленную на развитие профессиональных способностей и профессионально-важных качеств, обеспечивающих конструктивное решение проблем межличностного

взаимодействия в процессе ведения переговоров в различных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления.

По нашему мнению, система подготовки переговорщиков носит комплексный характер с привлечением различных специалистов. Динамичность, насыщенность и креативность — основополагающие принципы системы подготовки.

В настоящее время в различных подразделениях органов внутренних дел создаются группы ведения переговоров, деятельность которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций без применения силы (антикризисные переговоры): взаимодействие с толпой, ведение переговоров в ситуации захвата заложников, переговоры с представителями общественно-политических организаций.

В соответствии с задачами и порядком действий при проведении операций по освобождению заложников профессионально-психологическая подготовка личного состава группы ведения переговоров должна решать задачи формирования знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств личности. Важно выделить особенности реабилитации сотрудников спецподразделений, которые довольно часто ведут переговоры с преступниками в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления [1, с. 272].

На практике руководители органов внутренних дел осуществляют управление группой ведения переговоров, координируют ее действия, однако им приходится достаточно часто лично вступать в переговоры, ведь криминальная ситуация, связанная с необходимостью ведения переговоров с преступниками, может возникнуть непредвиденно, в любое время, на любой территории или объекте. Они также должны быть специально подготовлены для ведения переговоров. Умение вести переговоры в экстремальных ситуациях — обязательное требование к значительному числу сотрудников органов внутренних дел.

Формирование антикризисной переговорной компетентности, навыков реального взаимодействия с преступниками представляется наиболее сложным этапом подготовки специалистов-переговорщиков. Проблема состоит не только в том, что сложно смоделировать кризисную ситуацию, но и в том, что не всегда возможно предугадать все особенности ее дальнейшего развития. Сформированная антикризисная переговорная компетентность позволяет более успешно проводить переговоры, пре-

№ 3 / 2018

Вестник Московского университета МВД России

315

дупреждая возникновение кризисных переговорных ситуаций.

Анализ опыта негативного завершения переговоров, кризисных состояний переговорной деятельности требует квалифицированного и научно-обоснованного прогноза риска кризиса и выработки мер по его предупреждению.

В результате анализа карт кризисных ситуаций и практики переговорной деятельности органов внутренних дел, были исследованы ошибки, которые допускались при ведении переговоров.

Были выделены три блока ошибок (табл. 1), допускаемых при ведении переговоров: психологические; функциональные; организационно-управленческие.

Таким образом, очевидно, что наиболее часто респонденты указывали на ошибки именно психологические, которые можно обобщенно определить как не-

достаток переговорной компетентности переговорщика. Недостаток переговорной компетентности сотрудников ОВД необходимо восполнять по трем направлениям — теоретическому; организационно-управленческому; психолого-технологическому.

Литература

1. Костина Л.Н., Скрипник Л.Ю. Особенности социально-психологической реабилитации сотрудников спецподразделений // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5.

References

1. Kostina L.N., Skiipnik L.Yu. Osobennosti sot-sial'no-psikhologicheskoy reabilitatsii sotrudnikov spets-podrazdeleniy // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 5.

Табл. 1. Ошибки, допускаемые при ведении переговоров

№ п/п Ошибки

1 Неправильно оценено психическое состояние преступника (при наличии психических нарушений)

2 Не учли национальные особенности

3 Не оценили реальность выдвигаемых угроз со стороны преступников (думали, что блефуют)

4 Ошибка в выборе стратегии (слишком агрессивно или слишком мягко начали переговоры)

5 Начиная диалог с преступниками, переговорщики не представляются

6 В диалоге используется обезличенное обращение

7 Переговорщики не сообщают о своих полномочиях

8 Не предупреждают преступников об уголовной ответственности

9 Получая резкий отпор со стороны преступника (в виде нецензурных выражений, обрыва разговора, угрозы насилия по отношению к заложникам), отступают на позиции соглашательства

10 Переговорщики «теряют лицо» после оскорблений и агрессивности террористов (или сами проявляют агрессию)

11 В качестве переговорщиков выступали не гибкие психологически сотрудники с авторитарным стилем и слабым коммуникативным умением

12 Переговорщики не обосновано затягивают время, застревают на уточнении мелких незначительных деталей, что не дает возможности формирования у преступников представления о «якобы» динамичном развитии ситуации в их пользу и ведет к еще большему обострению противоречий

13 Не предлагают альтернативные варианты решения проблемы или один вариант, вместо того, чтобы предлагать два - три

14 В обращении с преступниками не используются элементы психологической технологии достижения доверия

15 Не ведут торг за уменьшение суммы выкупа заложников

16 Не демонстрируются доказательства подтверждения того, что требования выполняются

17 Ошиблись в отсутствии (количестве) оружия

18 Ошиблись в количестве преступников

19 Нет налаженного взаимодействия групп захвата с переговорщиками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.