Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение стратегий и тактик преодоления кризисов в переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Психологическое обеспечение стратегий и тактик преодоления кризисов в переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
567
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИИ ПЕРЕГОВОРОВ / NEGOTIATION ACTIVITY / ПЕРЕГОВОРНЫЕ ТАКТИКИ / NEGOTIATION TACTICS / ПЕРЕГОВОРЩИКИ / NEGOTIATORS / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / STAFF OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / CRISIS SITUATIONS / ГРУППА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ / GROUP OF NEGOTIATING / STRATEGY OF NEGOTIATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

предупреждению и преодолению кризисов переговорной деятельности сотрудников способствует правильный выбор и реализация стратегий, основанных на диагностике всех специфических характеристик переговорной деятельности. Система основных переговорных стратегий в кризисных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления, выделяет стратегии, основанные на отличительных принципах поведения: эмоциональные «давление» и «помощь», ориентированные на отношения между сторонами, и рациональные «авторитет» и «аргументы», в большей степени связанные с сообщением. Реализация стратегий ведения переговоров в различных кризисных ситуациях во многом предопределяется уровнем профессионально-психологической подготовленности сотрудников, так как высокий уровень подготовленности переговорщика способствует успешной реализации избранной стратегии ведения переговорного процесса с преступниками. Сотрудники органов внутренних дел, включенные в группу ведения переговоров, должны уметь выделять основные признаки кризиса переговоров, так как в период кризиса переговоров с преступниками для давления на сотрудников часто используется физическое насилие над заложниками или сопровождается гибелью части из них. При определении стратегии ведения переговоров необходимо принимать во внимание факторы, от которых может зависеть начало, ход и результат переговоров. Неэффективное применение переговорных стратегий может подорвать доверие к полиции и переговорщику, нанести моральный урон и сформировать реальную угрозу жизни и безопасности заложников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STRATEGY AND TACTICS OF OVERCOMING THE CRISES IN NEGOTIATION ACTIVITIES OF THE LAW-ENFORCEMENT OFFICERS

crisis prevention and management of negotiation activities of employees are facilitated by the right choice and implementation of strategies based on diagnostics of all specific characteristics of negotiation activities. The system of basic negotiation strategies in crisis situations related to the fact of committing a crime identifies the strategies based on the distinctive principles of behavior: the emotional «pressure» and «assistance » are focused on the relationship between the parties and rational the «authority» and «arguments» are more associated with the message. Implementation of negotiating strategies in various crisis situations is in many respects predetermined by the level of professional and psychological readiness of employees because the high level of readiness of a negotiator contributes to the success of the chosen strategy of conducting negotiations with criminals. Employees of interior affairs bodies included in the negotiating group should be able to highlight the main signs of negotiations crisis because during the crisis of negotiations the physical violence over hostages, which may be followed by the death of some of them, is often used by the criminals to put pressure on the employees... crisis prevention and management of negotiation activities of employees are facilitated by the right choice and implementation of strategies based on diagnostics of all specific characteristics of negotiation activities. The system of basic negotiation strategies in crisis situations related to the fact of committing a crime identifies the strategies based on the distinctive principles of behavior: the emotional «pressure» and «assistance » are focused on the relationship between the parties and rational the «authority» and «arguments» are more associated with the message. Implementation of negotiating strategies in various crisis situations is in many respects predetermined by the level of professional and psychological readiness of employees because the high level of readiness of a negotiator contributes to the success of the chosen strategy of conducting negotiations with criminals. Employees of interior affairs bodies included in the negotiating group should be able to highlight the main signs of negotiations crisis because during the crisis of negotiations the physical violence over hostages, which may be followed by the death of some of them, is often used by the criminals to put pressure on the employees. When determining negotiating strategy it is necessary to take into account the factors, which may affect the beginning, the course, and outcome of negotiations. Inefficient use of negotiation strategy could undermine the credibility of police and of the negotiator, cause moral damage and create a real threat to the lives and safety of the hostages. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение стратегий и тактик преодоления кризисов в переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел»

УДК 159.9:351.74 ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА ВАХНИНА,

ББК 88.472 кандидат психологических наук, доцент,

В22 доцент кафедры психологии, педагогики

и организации работы с кадрами (Академия управления МВД России), e-mail: vikavahnina@ mail.ru © Вахнина В. В., 2015

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСОВ В ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Реферат: предупреждению и преодолению кризисов переговорной деятельности сотрудников способствует правильный выбор и реализация стратегий, основанных на диагностике всех специфических характеристик переговорной деятельности. Система основных переговорных стратегий в кризисных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления, выделяет стратегии, основанные на отличительных принципах поведения: эмоциональные - «давление» и «помощь», ориентированные на отношения между сторонами, и рациональные - «авторитет» и «аргументы», в большей степени связанные с сообщением. Реализация стратегий ведения переговоров в различных кризисных ситуациях во многом предопределяется уровнем профессионально-психологической подготовленности сотрудников, так как высокий уровень подготовленности переговорщика способствует успешной реализации избранной стратегии ведения переговорного процесса с преступниками. Сотрудники органов внутренних дел, включенные в группу ведения переговоров, должны уметь выделять основные признаки кризиса переговоров, так как в период кризиса переговоров с преступниками для давления на сотрудников часто используется физическое насилие над заложниками или сопровождается гибелью части из них.

При определении стратегии ведения переговоров необходимо принимать во внимание факторы, от которых может зависеть начало, ход и результат переговоров. Неэффективное применение переговорных стратегий может подорвать доверие к полиции и переговорщику, нанести моральный урон и сформировать реальную угрозу жизни и безопасности заложников.

Ключевые слова: переговорная деятельность, стратегии переговоров, переговорные тактики, переговорщики, сотрудники органов внутренних дел, кризисные ситуации, группа ведения переговоров.

Стратегия переговоров определяется целью и характером взаимодействия с преступником, выбором тактики поведения и средств переговорного процесса для достижения цели, значимой для органов внутренних дел, или существенного продвижения к ней. Ведение переговоров и преодоление кризисной ситуации в них часто направлено на решение таких задач, как: выиграть время и собрать оперативно значимую информацию, оказывать адекватное психологическое влияние на поведение преступников.

Переговорные стратегии, как правило, определяются руководителем операции (начальником оперативного штаба), но выбор тактики их ведения осуществляет руководитель группы ведения переговоров, что дает возможность проявить инициативу и творчество сотрудникам, ведущим переговоры (особенно важно наличие антикризисной переговорной компетентности). Антикризисная переговорная компетентность сотрудников органов внутренних дел - это динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование,

состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса. Для ее развития необходимо умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование психологических свойств и качеств собеседника, определять эффективные стратегии, тактики и психотехники, взаимодействовать с субъектами переговоров, организовывать совместную коммуникативную деятельность для достижения определенных целей переговоров.

При построении тактики переговоров важно заранее планировать мероприятия по основным этапам переговорного процесса, чтобы достигать диа-логичности во взаимодействии, обеспечивать взаимопонимание или, напротив, целенаправленно усиливать противоречия, в том числе для противопоставления одной части группы террористов другой. Именно последнее, как свидетельствует переговорная практика, дает высокую эффективность

проведения спецоперации за счет тактики воздействия, позволяющей «разбить фронт» группы преступников, склонить часть из них к отказу от противоправного поведения. Это происходит тогда, когда было целенаправленное изучение психологических особенностей личности участников преступной группы и характера складывающихся между ними взаимоотношений (индивидуальное и групповое портретирование), выявление индивидуальных и групповых ситуативных интересов, определение сплоченности и выявление среди участников лидера преступной группы, что позволяет определить слабое звено среди них.

Нами были изучены различные переговорные стратегии, используемые в кризисных переговорных ситуациях. Выделялись кризисные ситуации и исследовались переговорные стратегии с учетом особенностей поведения и взаимоотношений субъектов переговорного процесса. Были выделены две переменные, которые могут повлиять на эффективность использования выявленных основных четырех переговорных стратегий (аргумент, помощь, авторитет, давление): тип кризисной ситуации и социально-психологические особенности личности преступника.

Первая стратегия - «помощь» - основана на предложении помощи. Основной психологический принцип - симпатия, демонстрация открытости, возможность оказаться под влиянием других, проявление эмпатии, понимания, сопереживания. Тактики, используемые в рамках данной стратегии: стараться удерживать как можно дольше коммуникативный контакт с преступником, показать готовность слушать и проявлять понимание к кому-то в связи с положением других. Они включают в себя компонент - «эквивалент подобия», который является одним из образцов оказания психологического влияния. Переговорщик имеет значительные возможности, чтобы повлиять на отношение преступника. Психологическое влияние усиливается, когда переговорщик в чем-то похож с преступником (такой индивид вызывает большую симпатию), чем когда последний рассматривает его как противоположного себе. Тактики, которые подпадают под эту стратегию: передача собственного опыта, создание внешнего врага и подчеркивание взаимозависимости. Компонент «эмоциональная привлекательность» формирует личностное отношение, воздействует на чувства, ценности, идеалы и самооценку преступника. Тактики, которые используются при данной стратегии: обращение к чувству справедливости и доброты, удовлетворение, по возможности, потребностей преступника и демонстрация сочувствия. Переговорщик предлагает решение или возможность сделать выбор, чтобы переключить внимание преступника на

других (например, членов семьи) и обратить внимание на последствия для них.

Стратегия «давление» основана на эмоциональном прессинге со стороны переговорщиков. Компонент «запугивание» позволяет использовать приемы устрашения: тому, кто не соглашается на просьбы или требования, надо навязать свои встречные условия. Проявляются различные тактические приемы, связанные с внутренней силой, волевым характером переговорщика, в частности, предупреждения, угрозы и личные нападки. Указанная стратегия значительно ограничивает выбор преступника, что выделяет данную стратегию среди стратегий влияния и принуждения. Компонент «прямое давление» имеет относительно нейтральный характер и не обладает убедительными аргументами или угрозами запугивания. Тактика, которая попадает под эту технику, - целенаправленно выдвигаемые требования: продолжать повторять, пока не будет хотя бы некоторых эффектов изменения поведения. Другая тактика состоит из диалога по свершившимся фактам таким образом, что преступник должен вести переговоры с целью избежать этого действия. Компонент «налагаемое ограничение» предполагает отказ от предоставления чего-либо преступникам, если они не совершат каких-либо действий.

Стратегия «авторитет». Компонент «авторитет»: основной принцип - доверие к источнику сообщения. В исследованиях по влиянию отмечается, что доверие является важным фактором для успеха. Приемы и методы данной стратегии - достоверность и надежность. Используется ресурс, который есть у переговорщика в распоряжении, например, преступник знает, что социальное положение и возможности переговорщика позволяют справиться с кризисной ситуацией и ему можно доверять, быть уверенным, что требования будут выполняться. Компонент «легитимность» является косвенной формой влияния. Переговорщик ссылается на существующие правила, законы и процедуры. Кроме того, на переговорах для обеспечения выполнения определенных правил оказывается влияние на нравственные устои, определенные ценности и моральные принципы преступников.

Стратегия «аргументы» основана на компоненте «рациональное убеждение». Цель данной стратегии - изменение отношения. Переговорщик пытается путем использования логики и фактической информации убедить преступника, что выполнить требования возможно, но в соответствии с общими целями. Важную роль выполняют логические рассуждения и веская аргументация.

Многие эксперты (имевшие опыт более 10 переговоров) отмечали при опросе, что значитель-

ный эффект дает неожиданный для другой стороны «аргумент», предложенный в виде метафоры, так как эффект во многом зависит от импровизационных возможностей ведущего переговоры, конкретных обстоятельств развития переговорной ситуации.

При отстаивании своих позиций в переговорах стороны оказывают друг на друга воздействие психологического характера. Следует особенно отметить, что воздействовать психологически могут различные факторы: возникновение и развитие стрессовой ситуации, личные нападки (угрозы) или позиционное давление (уступки только от одной стороны), отказ от переговоров, чрезмерные требования (занижение ожиданий), эскалация требований, шантаж (блеф), затягивание времени.

Негативным следствием затягивания времени переговоров является то, что жертвы с преступником могут совместно испытывать негативные чувства к представителям власти (возникает так называемый стокгольмский синдром). Кроме того, с увеличением определенного временного промежутка даже опытные переговорщики сталкиваются с усилением психологического воздействия со стороны преступников, в том числе из-за эскалации напряженности, с их стороны могут быть также импульсивные реакции [1, с. 107].

Психологическое воздействие на преступника, действия которого представляют опасность для сотрудника органов внутренних дел, предшествует силовым мерам воздействия. Успешность действий в кризисной ситуации зависит от целостной психологической оценки переговорщиком личностных особенностей и физических возможностей преступника, его целей и мотивов поведения. Обоснованный психологический портрет позволяет прогнозировать поведение преступника на основе учета его личностных качеств, выбрать эффективные способы психологического воздействия для пресечения противоправного поведения.

В целях выбора оптимальной переговорной стратегии и тактики учитываются психологические характеристики, из которых обычно составляется психологический портрет преступника или группы преступников. При ведении переговоров можно узнать о целях, причинах, мотивах преступника и обстоятельствах, обусловивших возникновение данного преступления. Указанная информация необходима как для анализа происходящего, моделирования дальнейшего развития событий, упреждения действий преступника, так и для выработки профилактических мер по предупреждению преступлений. Знание психологических основ поведения в переговорном процессе конфликтующих сторон, психологических меха-

низмов их взаимодействия - одно из условий успешного управления этим процессом.

Определяя тактику и стратегию дальнейшего ведения переговоров, переговорщик учитывает не только особенности стратегии, выбранной преступником, но и возможности управления кризисной ситуацией, чтобы использовать тактику, которая выгодна инициатору рефлексивного управления [2, с. 5]. Преступник должен думать, что именно это поведение является наилучшим, что он сам его выбрал, что это он заставил действовать правоохранительные органы в выгодном для себя направлении и именно таким образом лучше реализовать свои замыслы.

Рефлексивная составляющая в переговорном процессе заключается в возможности представить последовательность хода рассуждений взаимодействующих сторон, а также их последующее поведение на основании получаемой информации, имеющихся возможностей и целей, поставленных перед участниками переговоров. Результатом рефлексивного анализа является выбор оптимальной переговорной стратегии. Эффективный рефлексивный анализ строится на основе имеющегося профессионального опыта переговорщика, наличия комбинаторного мышления, объема получаемой информации и оптимальной ее реализации. Важность рефлексивного анализа, то есть попытки мысленно встать на позицию противостоящей стороны и осознать мотивы ее требований, способы их удовлетворения в ходе переговоров, приемлемые для обеих сторон, заключается в возможности достичь целей переговоров.

Использование различных переговорных стратегий влияет на результат переговоров и позволяет стабилизировать кризисную ситуацию. При выборе стратегии переговоров полиция, переговорщики часто полагаются на личный опыт и интуицию, так как «переговорщик может использовать различные методы, синтезируя их, если один метод не оказался эффективным, то необходимо использовать другой, а затем повторить технику» [3, с. 14].

Помимо основной цели переговоров - освобождение заложников - могут существовать и другие цели, которым характерны соответствующие стратегии и риски возникновения кризисов. Например, если цель переговоров - уточнить наличие заложников, то возможно применение всех стратегий, кроме давления. Определяющими принципами преодоления кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел являются: ориентация на широкое использование переговорных стратегий, различных средств коммуникации и психотехник при минимизации критики и угроз; сочетание прогноза развития кризиса с готовностью к его негативному развитию; нацеленность на профессиональные интересы; кон-

троль эмоционального состояния; допустимый уровень открытости к оппоненту.

Таким образом, выбор стратегии ведения переговоров базируется на уровне подготовки и опыте

переговорщика, учете ситуационных переменных и личностных особенностей преступников; наличии или отсутствии агрессии (реактивной - конструктивной) и особенностях угроз.

Список литературы

1. Кроз М. В., Ратинова Н. А. Криминальное психологическое воздействие : учеб. пособие / под науч. ред. О. Д. Ситковской. М., 2014. 168 с.

2. Цырельчук Н. А., Цырельчук Н. И., Цырельчук Н. Н. Рефлексивное управление : монография. Минск, 2008. 512 с.

3. Tinsley C. H. How negotiators get to yes: Predicting the constellation of strategies used across cultures to negotiate conflict. 2011. 132 р.

VICTORIA VLADIMIROVNA VAKHNINA,

phd in psychology, associate professor, associate professor of the psychology, pedagogics and the organization of work with shots department

(Academy of the department of MIA of Russia), e-mail: vikavahnina@ mail.ru © Vahnina V. V., 2015

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STRATEGY AND TACTICS OF OVERCOMING THE CRISES IN NEGOTIATION ACTIVITIES OF THE LAW-ENFORCEMENT OFFICERS

Annotation: crisis prevention and management of negotiation activities of employees are facilitated by the right choice and implementation of strategies based on diagnostics of all specific characteristics of negotiation activities. The system of basic negotiation strategies in crisis situations related to the fact of committing a crime identifies the strategies based on the distinctive principles of behavior: the emotional - «pressure» and «assistance» are focused on the relationship between the parties and rational - the «authority» and «arguments» are more associated with the message. Implementation of negotiating strategies in various crisis situations is in many respects predetermined by the level of professional and psychological readiness of employees because the high level of readiness of a negotiator contributes to the success of the chosen strategy of conducting negotiations with criminals. Employees of interior affairs bodies included in the negotiating group should be able to highlight the main signs of negotiations crisis because during the crisis of negotiations the physical violence over hostages, which may be followed by the death of some of them, is often used by the criminals to put pressure on the employees.

When determining negotiating strategy it is necessary to take into account the factors, which may affect the beginning, the course, and outcome of negotiations. Inefficient use of negotiation strategy could undermine the credibility of police and of the negotiator, cause moral damage and create a real threat to the lives and safety of the hostages.

Key words: negotiation activity, strategy of negotiations, negotiation tactics, negotiators, staff of law-enforcement bodies, crisis situations, group of negotiating.

References

1. Kroz M. V., Ratinova N. A. Kriminal'noe psihologicheskoe vozdejstvie [Criminal psychological influence]. Under editorship of O. D. Sitkovskaja. Moscow, 2014. 168 p.

2. Cyrel'chuk N. A., Cyrel'chuk N. I., Cyrel'chuk N. N. Refleksivnoe upravlenie [Reflexive management]. Minsk, 2008. 512 p.

3. Tinsley C. H. How negotiators get to yes: Predicting the constellation of strategies used across cultures to negotiate conflict. 2011. 132 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.