Научная статья на тему 'Антикризисная переговорная деятельность сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути решения'

Антикризисная переговорная деятельность сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНАЯ ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСАМИ ПЕРЕГОВОРОВ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ANTI-CRISIS NEGOTIATIONS / MANAGEMENT OF THE CRISES OF NEGOTIATIONS AND THEIR OVERCOMING / EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

Статья посвящена проблеме антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления. Автор рассматривает основные принципы и задачи антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В статье исследуется проблема проведения антикризисных переговоров сотрудниками органов внутренних дел в различных кризисных ситуациях. Анализируются возможности использования различных психотехнологий для формирования антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Изучается структура антикризисного переговорного процесса, выделяются шесть основных модулей, изучение которых позволит переговорщику осуществлять антикризисные переговоры, преодолеть или не допустить развитие кризисных ситуаций в переговорах, особенно в ситуациях, связанных с захватом заложников. В статье отмечается, что вܰаܰжܰнܰыܰм яܰвܰлܰяܰеܰтܰсܰя уܰпܰрܰаܰвܰлܰеܰнܰиܰе кܰрܰиܰзܰиܰсܰаܰмܰи, т.к. управление и преодоление позволит осуществить антикризисные переговоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CRISIS NEGOTIATING ACTIVITY OF EMPLOYEES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article is devoted to the negotiation activities of employees of internal affairs agencies in crisis situations related to the fact of the crime. The author considers the basic principles and objectives of the concept of anti-crisis negotiation activities of law enforcement officers. This article examines the problem of preparation and conduct of anti-crisis negotiations of employees of internal Affairs bodies in various crisis situations. Explores the use of various psychological technologies to forming anti-crisis negotiation competence of employees of internal Affairs bodies. We study the structure of crisis negotiation process, there are six main modules, the study of which will allow the negotiator to carry out anti-crisis negotiations, will help overcome or prevent the development of crises in the talks, especially in situations of hostage-taking. The structure of the anti-crisis negotiation process is being studied, six main modules are distinguished, the study of which will allow the negotiator to carry out anti-crisis talks, overcome or prevent the development of crisis situations in the negotiations, especially in situations involving the taking of hostages. In the article it is noted that in the beginning of the twentieth century, management and overcoming will allow carrying out anti-crisis negotiations.

Текст научной работы на тему «Антикризисная переговорная деятельность сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути решения»

Ф ПСИХОЛОГИЯ *

УДК 351.74

АНТИКРИЗИСНАЯ ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Вахнина В.В. Академия управления МВД России, Москва

ANTI-CRISIS NEGOTIATING ACTIVITY OF EMPLOYEES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Vakhnina V.V. Academy of Management MOI Russia, Moskov

Статья посвящена проблеме антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях, связанных с фактом совершения преступления. Автор рассматривает основные принципы и задачи антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В статье исследуется проблема проведения антикризисных переговоров сотрудниками органов внутренних дел в различных кризисных ситуациях. Анализируются возможности использования различных психотехнологий для формирования антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел.

Изучается структура антикризисного переговорного процесса, выделяются шесть основных модулей, изучение которых позволит переговорщику осуществлять антикризисные переговоры, преодолеть или не допустить развитие кризисных ситуаций в переговорах, особенно в ситуациях, связанных с захватом заложников. В статье отмечается, что важным является управление кризисами, т.к. управление и преодоление позволит осуществить антикризисные переговоры.

Ключевые слова: антикризисная переговорная деятельность; управление кризисами переговоров и их преодоление, сотрудники органов внутренних дел.

The article is devoted to the negotiation activities of employees of internal affairs agencies in crisis situations related to the fact of the crime. The author considers the basic principles and objectives of the concept of anti-crisis negotiation activities of law enforcement officers.

This article examines the problem of preparation and conduct of anti-crisis negotiations of employees of internal Affairs bodies in various crisis situations. Explores the use of various psychological technologies to forming anti-crisis negotiation competence of employees of internal Affairs bodies. We study the structure of crisis negotiation process, there are six main modules, the study of which will allow the negotiator to carry out anticrisis negotiations, will help overcome or prevent the development of crises in the talks, especially in situations of hostage-taking.

The structure of the anti-crisis negotiation process is being studied, six main modules are distinguished, the study of which will allow the negotiator to carry out anti-crisis talks, overcome or prevent the development of crisis situations in the negotiations, especially in situations involving the taking of hostages. In the article it is noted that in the beginning of the twentieth century, management and overcoming will allow carrying out anti-crisis negotiations.

Key words: Anti-crisis negotiations; management of the crises of negotiations and their overcoming, employees of the internal affairs bodies.

В настоящее время к компетенции правоохранительных органов отнесена борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих конкретные цели. Переговоры с преступниками стали новым направлением в деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел, включенных в единую систему национальной безопасности России. Среди комплекса специальных организационных и тактических мероприятий особого правового регулирования исключительное значение имеет использование переговорного процесса как важного средства, применяемого для освобождения заложников, психологического воздействия на преступников [1].

Изучение детерминации и особенностей кризисов переговорной деятельности в практике ОВД позволит выявить закономерности и механизмы, учет которых будет способствовать предупреждению кризисов в переговорном процессе на основе научно обоснованной модели антикризисных переговоров, предопределяющей оптимальную тактику и стратегию участников переговорной деятельности.

Существует зависимость эффективного преодоления кризисов в переговорной деятельности сотрудников ОВД от ряда личностных и ситуационных факторов, а также особенностей их взаимовлияния и обеспечения конструктивной активности субъектов в динамике переговорного процесса.

Предупреждение, недопущение и преодоление кризисов в переговорах с различными категориями преступников могут быть осуществлены путем использования антикризисного подхода к подготовке и ведению переговоров как системы, позволяющей управлять процессом переговоров с помощью применения оптимальных стратегий и тактик, психотехнологий, техник и приемов, влияющих на изменение параметров реагирования субъектов с целью уменьшения кризисного противостояния и правомерного разрешения юридически значимой конфликтной ситуации [2].

Переговорная деятельность - управляемая система, включающая в себя линейный процесс переговоров, управляющую надстройку, совокупность внешних условий, факторов и субъектный состав, характеризующийся их свойствами и психологическими состояниями самих субъектов. Нахождение управляемой системы переговорного процесса в состоянии не кризиса в большей или меньшей степени сбалансировано. Как только наступает диссонанс в системе переговорной

деятельности, следует говорить о кризисе. К кризису в переговорной деятельности приводят специфические кризисогенные факторы, имеющие экзогенную, либо эндогенную природу. Экзогенные кризисогенные факторы - специфические показатели внешних условий, которые провоцируют кризис.

Кризис переговорной деятельности - это разбалансированность системы, возникающая в переговорном процессе, при которой нарушается взаимодействие субъектов переговоров и возникает непримиримое противоречие, непреодолимые трудности достижения цели. Степень нарушенности взаимодействия и будет степенью тяжести кризиса, процесс налаживания взаимодействия (достижения согласованности) между субъектами будет способом преодоления кризиса. Кроме того, явление кризиса есть рассогласованность в сферах компонентов переговорной деятельности: мотивационного, перцептивного, эмоционально-волевого, коммуникативного и поведенческого. Следовательно, выход из кризисной зоны происходит через установление согласованности в данных сферах. Система выхода из кризиса вариативна и динамична в зависимости от характера кризиса, процесса его развития, особенностей его участников и специфики их взаимодействия.

Преодоление кризисов - управляемый субъектами переговоров процесс, который зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. При этом стимул-реактивные связи контура управления тем эффективнее, чем выше ранг рефлексии воздействующего.

Кризисные ситуации характеризуются утратой возможности их управления, неожиданностью и неопределенностью развития кризиса, сложностью в выборе и реализации принятых решений [3].

Для обобщения и типологизации кризисов переговоров с позиции системно-ситуативного и рефлексивного анализа было изучено 1705 ситуаций, которые составили банк кризисных ситуаций. В ходе анализа было выделено 6 видов переговоров: с террористами, захватившими заложников по уголовным мотивам с целью выкупа или иных выгод (5%); с преступниками, захватившими заложников (или без), застигнутыми на месте преступления (42%); с преступниками, действующими по психологическим мотивам: самоубийцами, психически больными, в алкогольном и наркотическом опьянении (30%); с религиозными фанатиками, действующими в соответствии со своими религиозными убеждениями (6%); с политическими экстремистами (2%); с толпой, с целью предотвращения массовых беспорядков (15%).

Психологическая диагностика типа преступников и переговорной ситуации позволяет переговорщикам определить тактику и стратегию, использовать эффективные аргументы и адекватные действия, способствующие освобождению заложников. Респонденты отмечали наиболее приемлемые стратегии, которые применялись ими в каждом конкретном случае переговоров: «аргументы» (31%) и «помощь» (30%), «авторитет» (21%) и «давление» (18%). Установлено, что наибольшую сложность представляют переговоры «через посредника», на втором месте - «по телефону» и «через преграду». Соответственно, типологизация кризиса переговорной деятельности осуществлялась по трем основаниям: по обратимости -

обратимые и необратимые; по стадиям переговорного процесса - кризис стадий переговорного процесса: по возможности проведения диагностики, установления психологического контакта, обсуждения условий, реализации стратегической линии, достижении соглашения; по причинности - кризис, причиной которого стали действия преступников и кризис, причиной которого стали ошибочные действия переговорщиков.

Выявлены психологические особенности субъектов (сотрудники органов внутренних дел, и лица, совершившие преступные деяния), детерминирующие кризис переговорной деятельности. Для обобщенного личностного профиля «сотрудников» выявлены максимальные значения по шкалам Do (доминирование), 1п (независимость), Gi (хорошее впечатление), что характеризует данную группу как уверенных, авторитетных, властных, ориентированных на задачу, целеустремленных, предприимчивых, направленных на достижение общественно значимых результатов профессионалов.

В группе «осужденные» установлено наличие заострения личностных черт, в значительной мере определяющих их поведение, снижение социальной адаптации, нарушение межличностных контактов. На основе методик изучения почерка преступников получены значимые психологические различия в группе «осужденные» по личностным особенностям, особенностям ведения переговоров и преодолению кризиса. Особенности почерка позволили более полно составить психологический портрет преступника, выбирать оптимальную стратегию и методы воздействия.

Изучению также подверглись факторы, которые влияют на ситуации возникновения, преодоления и предупреждения кризиса в переговорах, найдены идентичные показатели важные для каждой из трех ситуаций.

При возникновении кризиса выделены 6 факторов, имеющих 50% дисперсии, среди которых наиболее значимы: личностные особенности; подготовка переговорщика; выбор стратегии; внешние условия. При преодолении кризиса выделены факторы, имеющие 57% дисперсии: вид переговоров; характеристики субъектов переговоров; намерения субъектов; соотношение правовой регламентации с намерениями субъектов. При предупреждении кризиса получены факторы с 47% дисперсией: особенности преступника (с наибольшим показателем); поведение субъектов переговоров; уровень подготовки переговорщика; личностные особенности.

Нами рассматривалась детерминированность объективных явлений кризиса кризисогенными факторами, которые могут вызывать нарушения динамики процесса переговорной деятельности [4].

Пользуясь критерием Колмогорова-Смирнова, названы наиболее значимые: 1) намерения субъектов переговоров, 2) восприятие ситуации субъектами переговоров, 3) эффективное взаимодействие субъектов переговоров, 4) готовность переговорщика, 5) уровень подготовки переговорщика, 6) поведение субъектов, 7) психологические характеристики субъектов переговоров, 8) наличие криминального опыта преступника «рецидивист или совершает преступление впервые».

Применительно к переговорам выделены две группы факторов: кризисогенные - обусловливающие рост кризиса и ухудшающие его структуру, либо препятствующие улучшению его характеристик; антикризисные (позитивные) - способствующие стабилизации или снижению уровня кризисности, улучшающие его структуру и характер, либо препятствующие ухудшению его характеристик. Кризисогенные факторы, вызывающие нарушения динамики процесса переговорной деятельности, имеют экзогенную либо эндогенную природу.

Кризис возникает в ситуации совокупности факторов, не поддающихся контролю и управлению, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние субъектов, что затрудняет возможность разрешения противоречий, за счет искажения восприятия на перцептивном уровне, возникновения коммуникативных барьеров и рассогласования целей. Уровень контроля определяет степень разрешения противоречий: изменение эмоционального состояния отражает степень преодоления кризисной ситуации. Переход переговоров в состояние кризиса происходит через диссонанс в сферах компонентов: коммуникативного, перцептивного, мотивационного, эмоционально-волевого, поведенческого. В качестве наиболее значимых компонентов при возникновении кризиса респонденты выделили коммуникативный, эмоциональный и поведенческий, эксперты - коммуникативный и перцептивный. При преодолении кризиса ведущую позицию занимает мотивационный, далее следуют коммуникативный и перцептивный компоненты. При предупреждении кризиса наиболее важен поведенческий компонент, а далее коммуникативный, мотивационный и перцептивный.

Учет детерминирующих кризисогенных факторов и условий переговорной деятельности позволяет прогнозировать переговорный процесс, эффективно выбирая его стратегию, тактики, техники и приемы на различных этапах в отношении определенных категорий преступников.

Таким образом, к наиболее значимым детерминантам, способствующим предупреждению, возникновению и преодолению кризисов переговорной деятельности относятся: готовность сотрудника-переговорщика и намерения противоположной преступной стороны в переговорах, восприятие ситуации субъекта ми переговоров и их психологические характеристики.

На основе анализа банка кризисных ситуаций, с позиций вида переговорной стратегии, этапа переговоров, на котором произошел кризис и иных особенностей переговоров, разработана матрица переговоров, которая позволяет выбрать оптимальную из основных переговорных стратегий. Выбор стратегии ведения переговоров базируется на уровне подготовки и опыте переговорщика, учете ситуационных переменных и личностных особенностей преступников, особенностей угроз.

Предупреждению и преодолению кризисов переговорной деятельности сотрудников способствует правильный выбор и реализация стратегий, основанных на диагностике всех специфических характеристик переговорной деятельности. Выбором оптимальной стратегии определяется вычисление индекса риска кризисности

переговоров с учетом разработанной матрицы переговоров, в которой отражены особенности учета совокупности кризисогенных факторов, ситуационных переменных, характеристик субъектов переговоров.

Таким образом, системное видение кризисных ситуаций переговорной деятельности сотрудников с преступниками, позволило сформулировать понятийно-категориальный аппарат психологии кризиса и обосновать пути его преодоления в переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел, тем самым обосновать новое перспективное научное направление исследований - психологию антикризисной переговорной деятельности сотрудников ОВД.

Переговоры в кризисных ситуациях - это комплекс мероприятий, способствующих выходу из кризиса, или использование их в условиях уже наступившего кризиса.

Ситуации, связанные с фактом совершения преступления, являются кризисными по своей сути и выражаются в остром конфликтном противостоянии сторон, вызванном сознательными и планируемыми или спонтанными действиями криминальных элементов или (значительно реже) спровоцированными непрофессиональными действиями сотрудников органов внутренних дел, т.е. переговорная деятельность выступает одним из путей оптимального выхода из ситуации.

Библиографический список

1.Вахнина, В.В. Формирование переговорной культуры сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки [Текст] / В.В.Вахнина // Вестник Тувинского государственного университета. 2014. № 4 (23) «Педагогические науки». С.35-42.

2.Вахнина, В.В. Концепция антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел [Текст] / В.В.Вахнина // Вестник Тувинского государственного университета. 2016. №1 (28) «Социальные и гуманитарные науки». С. 169-174.

3.Вахнина, В.В. Нормативное и организационное обеспечение переговорной деятельности сотрудников территориальных органов МВД России в процессе профессионально-психологической подготовки // Вестник Тувинского государственного университета. 2016. №1 (28) «Социальные и гуманитарные науки». С. 164-168.

4.Вахнина, В.В. Антикризисные переговоры как научная категория и подход к преодолению кризисов в практике органов внутренних дел //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Vienna, 2015. № 3-4, March April. С. 99-103.

Bibliograficheskij spisok

1.Vakhnina, V.V. Formation of negotiating culture of employees of law-enforcement bodies in the process of professional-psychological preparation // Bulletin of Tuva State University. 2014. № 4 (23) «Pedagogical sciences». P.35-42.

2.Vakhnina, V.V. The concept of anti-crisis negotiation activity of employees of law-enforcement bodies // Bulletin of Tuva State University. 2016. № 1 (28) "Social and human sciences". P. 169-174.

3.Vakhnina, V.V. Normative and organizational support of negotiating activity of employees of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of professional-psychological preparation // Bulletin of Tuva State University. 2016. № 1 (28) "Social and human sciences". P. 164-168.

4.Vakhnina, V. V. Anti-crisis talks as Iuchna the category and approach to crisis management in ktike great bodies of Internal Affairs // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. Vienna, 2015. № 3-4, March April. P. 99-103.

Вахнина Виктория Владимировна - профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами. Академия управления МВД России. Email: vikavahnina@mail.ru

Vakhnina Victoria - professor of the Department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel. Academy of management of the Ministry of internal afairs of Russia. Email: vikavahnina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.