Научная статья на тему 'Концепция антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Концепция антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / АНТИКРИЗИСНАЯ ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КРИЗИСАМИ ПЕРЕГОВОРОВ / CRISIS TALKSMANAGEMENT NEGOTIATIONS / ANTI-CRISISNEGOTIATIONACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

Статья посвящена проблеме переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в кризисных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления. Автор рассматривает основные принципы и задачи концепции антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OFANTI-CRISISNEGOTIATION ACTIVITIESOF POLICE OFFICERS

The articleis devoted to thenegotiation activitiesof employeesof internal affairs agenciesin crisis situationsrelated tothe factof the crime.The author considersthe basic principlesand objectives of theconcept ofanti-crisisnegotiation activitiesof law enforcement officers.

Текст научной работы на тему «Концепция антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел»

УДК 351.74

КОНЦЕПЦИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Вахнина В.В.

Академия управления МВД России

THE CONCEPT OF ANTI-CRISIS NEGOTIATION ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS

Vakhnina V.V.

Academy of Management Ministry of Internal Affairs Russia

Статья посвящена проблеме переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в кризисных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления. Автор рассматривает основные принципы и задачи концепции антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: концепция; антикризисная переговорная деятельность; управление кризисами переговоров.

Abstract: The article is devoted to the negotiation activities of employees of internal affairs agencies in crisis situations related to the fact of the crime. The author considers the basic principles and objectives of the concept of anti-crisis negotiation activities of law enforcement officers.

Keywords: concept; anti-crisis negotiation activity; crisis talks management negotiations.

Изучение кризисных состояний в переговорной деятельности способствует выделению отдельной предметной области, отражающей специфику кризиса, - кризисного урегулирования (антикризисной переговорной деятельности). Антикризисная переговорная деятельность является способом управления кризисами и «переломными» ситуациями в переговорном процессе; технологией предупреждения создания кризисных ситуаций, удержания контроля над ними и преодоления для достижения результата. Переговоры в кризисных ситуациях - это комплекс мероприятий, способствующих выходу из кризиса, или использование их в условиях уже наступившего кризиса. Ситуации, связанные с фактом совершения преступления, являются кризисными по своей сути и выражаются в остром конфликтном противостоянии сторон, вызванном сознательными и планируемыми или спонтанными действиями криминальных элементов или (значительно реже) либо спровоцированными непрофессиональными действиями сотрудников органов внутренних дел. Переговорная деятельность выступает одним из путей оптимального выхода из ситуации.

Для успешного ведения переговоров важно недопущение кризиса в переговорном процессе либо его преодоление. Исходя из данной практической потребности необходимо сформировать знания и умения переговорщиков таким образом, чтобы кризис в переговорах был предупрежден либо успешно преодолен. Действия переговорщиков по недопущению кризиса можно обозначить как антикризисные переговоры [1].

Таким образом, целесообразно ввести в научный оборот понятие «антикризисные переговоры» как комплекс мероприятий по анализу и оценке потенциальных кризисов,

разработке планов антикризисных действий, выявлению признаков кризисов, реализации планов мероприятий по предупреждению и преодолению кризисов, ликвидации их последствий и недопущению кризисов в переговорном процессе.

Для реализации на практике антикризисного ведения переговоров целесообразна разработка психологической концепции антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Концепция антикризисной переговорной деятельности

- это система, включающая в себя понятийный аппарат, выявленные особенности и закономерности преодоления кризиса переговоров, сформированная на основе структурно-функциональной модели кризисных ситуаций в переговорной деятельности с позиций рефлексивного подхода через призму психологических механизмов и технологий преодоления кризисных ситуаций, возникающих в ходе ведения переговоров.

Главная цель Концепции - определение стратегии в переговорном процессе, не допускающей возникновение кризиса. Основными принципами концепции являются: -принцип единства научно-методических и организационных подходов к выработке и реализации стратегии переговоров на всех этапах; - принцип непрерывного мониторинга переговорного процесса, ориентированного на своевременную диагностику предкризисных и кризисных состояний; - принцип инновационности, состоящий в разработке и внедрении прогрессивных научных технологий, развития и использования человеческих ресурсов, постоянном совершенствовании форм и методов организационно-практической деятельности в сфере переговорного процесса; - принцип профессионализации управления, основанный на необходимости повышения организационного статуса и уровня профессиональной компетенции руководителей органов внутренних дел и специалистов по переговорам; - принцип практической направленности, означающий подчиненность психологической концепции антикризисных переговоров целям, задачам и интересам оперативно-служебной деятельности полицейских и иных подразделений МВД России.

Задачами концепции являются: - формирование навыков ведения антикризисных переговоров у сотрудников органов внутренних дел; - актуализация необходимости недопущения кризисов в переговорах;- обеспечение инновационного характера профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, ведущих переговоры;

- формирование и развитие системы оценки антикризисной переговорной компетентности; -организация системного психологического сопровождения работы с личным составом, направленного на формирование, поддержание и восстановление морально-психологического состояния сотрудников, позволяющего успешно выполнять оперативно-служебные задачи; - создание целостной эффективной ведомственной системы профессиональной подготовки переговорщиков - сотрудников органов внутренних дел; -выработка психологической устойчивости сотрудников к воздействию, готовности и способности к ведению переговоров в любых внешних условиях.

Структура антикризисного переговорного процесса представляет собой совокупность модулей:

1. Система личной эффективности переговорщика.

2. Система командообразования в переговорах.

3. Система социальной поддержки переговоров.

4. Система технической поддержки переговоров.

5. Система планирования и моделирования предстоящих переговоров.

6. Система ведения переговоров.

Рассмотрим содержательную характеристику каждого модуля.

1. Система личной эффективности переговорщика состоит из различных методик развития, необходимых переговорных навыков. Необходимых навыков не так много, но каждый из них является опорной точкой для всей системы личной эффективности переговорщика.

2. Система командообразования в переговорах (ГВП). Этой системой управляет руководитель переговорного процесса, он также разрабатывает стратегию и тактику ведения переговоров.

3. Система социальной поддержки переговоров. Фактически это система по созданию имиджа переговоров и связям с общественностью. Система, которая отвечает за создание необходимого общественного мнения и освещения в СМИ переговорного процесса. Сюда же относятся связи с авторитетными персонами, которых можно привлечь и которые могут повлиять на ход всего переговорного процесса.

4. Система технической поддержки переговоров состоит из элементов, которые обеспечивают эффективную техническую сторону переговорного процесса.

5. Система планирования и моделирования стратегии переговоров направлена на подготовку к переговорам, включая моделирование переговорного процесса в условиях тренинга.

6. Система ведения переговоров представляет собой целостное объединяющее управленческое воздействие на субъектный состав в совокупности с нормативным регулированием и ресурсным обеспечением, что и есть перего-ворная деятельность, как таковая.

Важным для ведения антикризисных переговоров является управление кризисами. Под управлением кризисами переговоров понимается совокупность взаимосвязанных операций по изменению параметров субъектов кризиса, реализуемых в определенной последовательности и направленных на то, чтобы привести кризисный процесс в желаемое целевое состояние [2].

В зависимости от целей различают позитивные и негативные способы управления кризисами. Позитивные способы имеются своей целью исключить или в максимальной возможной мере ослабить деструктивные проявления и последствия кризисов. Негаттивные способы, наоборот, направлены на эскалацио кризисов, на их обострение и в конечном счете на приведение кризисного процесса в состояние катастрофы. Для выявления особенностей управления кризисами переговорной деятельности обратимся к фундаментальным понятиям теории управления - «обратная связь» и « контур управления». Под обратной связью понимается влияние результатов функционирования системы на характер самого функционирования. По характеру своего действия обратные связи подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные обратные связи

стремятся возвратить управляемый процесс в исходное устойчивое состояние после отклоняющих воздействий. Они реализуются с помощью I так называемых адаптивных механизмов функционирования систем. Наличие положительной обратной связи не устраняет изменений, возникающих в управляемом процессе вследствие отклоняющих воздействий, а напротив, приводит к еще более сильному отклонению процесса от своего устойчивого состояния.

Содержательная сторона перечисленных типов обратных связей очевидна из их названий. Комбинируясь и наполняясь конкретным содержанием, обратные связи образуют бесконечное множество механизмов, которые формируют целостные свойства управляемого процесса, а также определяют характер его развития.

В зависимости от того, каким образом реализуются связи между его компонентами, контур управления может быть замкнутым или разомкнутым. Замкнутый контур реализует управление по состоянию управляемого процесса, то есть управляющая подсистема реагирует на изменения, происходящие в управляемом процессе. В случае разомкнутого контура управляющая подсистема может реагировать на все что угодно, только не на состояние управляемого процесса. В переговорах размыкание контура происходит чаще всего из-за подмены объекта управления.

Причинами, ограничивающими управляемость, могут быть: неполнота первичной или недостоверность осведомительной информации о состоянии управляемого процесса; неадекватность решений по управлению процессом его реальному состоянию; невосприимчивость исполнителя к распоряжениям руководства группы ведения переговоров и недоступность некоторых параметров управляемого процесса для регулирования (слабо работает переговорщик); недопустимо большие задержки во времени реагирования системы на изменения, происходящие в управляемом процессе (плохо организованы информационные коммуникации между субъектами переговоров, или все они работают слишком медленно).

Использование понятия «контур управления» в том виде, как мы его определили выше, позволяет выявить специфические особенности управления кризисами. Первая особенность управления кризисами состоит в том, что в их структуре имеется, как минимум, две управляющие подсистемы (две стороны переговоров), каждая из которых, воздействуя на один и тот же управляемый процесс, преследует свои, в общем случае несовпадающие, а нередко и прямо противоположные (взаимоисключающие) цели. Поэтому то, что выгодно одной стороне, может быть совершенно неприемлемо для другой, и задача управления кризисом заключается уже не в поиске оптимума, а в нахождении некоего компромисса, плохо или хорошо, но устраивающего обе стороны (при отсутствии антагонизма), или в изыскании способов победы над противником (в случае антагонизма).

Вторая особенность управления кризисами заключается в том, что управляемый процесс является нелинейным и необратимым. Третья особенность выражается в том, что управление кризисными процессами всегда происходит в условиях неполной, а то и заведомо искаженной информации относительно намерений и поведения противостоящей

стороны. Замена неизвестного случайным здесь непригодна, поскольку решающее влияние на развитие процесса оказывают не только внешние возмущения, а взаимная рефлексия, дезинформация, стремление навязать противнику свою волю, умение разумно рисковать и другие далеко не случайные, а целенаправленные и преднамеренные факторы. Управление в кризисных переговорах приобретает анормальный характер. Четвертая особенность состоит в том, что управление кризисными процессами носит многослойный, многоуровневый характер. В свою очередь, в каждом из указанных слоев существует своя иерархия управления, в которой существуют связи взаимного влияния. Возникает проблема координации, которая существенно усложняет управление кризисами. Пятая особенность управления кризисами заключается в многоконтурности и взаимной связанности контуров управления. Если в обычном (бескризисном) случае присутствует один тип контура управления, образованный прямыми и обратными связями между подсистемой управления и управляемым процессом, то даже в простейшем двухстороннем кризисе присутствует, как минимум, четыре контура управления. Анализ кризисных явлений, управления ими в процессе переговоров может быть успешным только при формировании у субъектов переговоров антикризисной переговорной компетентности.

Антикризисный подход к переговорной деятельности, раскрываемый для практических органов через Концепцию антикризисных переговоров, создает важные преимущества в переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в том числе: - обеспечивает подготовку к использованию совокупности всех информационных потоков, касающихся конкретной переговорной ситуации; - позволяет всесторонне проанализировать возникающие (в том числе ожидаемые в будущем) проблемы и угрозы кризиса; - улучшает координацию действий в процессе ведения переговоров по достижению целей;- создает предпосылки для развития антикризисного мышления и предвидения у руководителей переговоров;- способствует формированию информационной базы для эффективного ведения переговоров, реализации стратегии и достижения целей; -обеспечивает более обоснованное и рациональное распределение сил, средств и информационных ресурсов и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха в переговорной деятельности [3] 6

Концепция способствует развитию системы подготовки к каждому переговорному процессу, расширению спектра соответствующих образова-тельных программ, развитию кадрового потенциала, внедрению системного видения переговорного процесса. Позволит обеспечить модернизацию струк-туры, содержания и технологий дополнительного образования сотрудников. Действия переговорщиков по управлению кризисом можно обозначить как антикризисные переговоры.

Таким образом, кризис переговорной деятельности - это состояние разбалансированности управляемой системы переговоров, при которой управленческое воздействие из-за деструктивного противостояния преступника (ов) не дает ожидаемого правозначимого результата, так как нарушается взаимодействие субъектов переговоров и происходит эскалация противоречий. Целесообразно ввести в научный оборот понятие «антикризисные переговоры» как комплекс мероприятий по анализу и оценке потенциальных кризисов, разработке планов антикризисных действий, выявлению признаков кризисов,

реализации планов по предупреждению и преодолению кризисов, ликвидации их последствий и недопущению кризисов в переговорном процессе. Библиографический список

1. Вахнина, В.В. Формирование антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионаьно-психологической подготовки [Текст] / В. В. Вахнина // Вестник Тувинского государственного университета. - Вып. 4. Гуманитарные науки. - 2014. - С. 35-42 (0,55 п. л.).

2. Вахнина, В. В. Антикризисные переговоры как научная категория и подход к преодолению кризисов в практике органов внутренних дел [Текст] / В. В. Вахнина // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. -Vienna, 2015. - № 3-4, March April. - С. 99-103 (0,5 п. л.).

3. Вахнина, В.В. Психология преодоления кризиса в переговорной деятельности в практике ОВД: монография [Текст] / В.В. Вахнина. - М.: Академия управления МВД России, 2014. - 5,0 п. л.

Bibliograficheskiy spisok

1. Vakhnina, V.V. Formirovanie antikrizisnoj peregovornoj kompetentnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del v protsesse professionano-psikhologicheskoj podgotovki [Tekst] / V. V. Vakhnina // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. - Vyp. 4. Gumanitarnye nauki. - 2014. - s. 35-42 (0,55 p. l.).

2. Vakhnina, V.V. Antikrizisnye peregovory kak nauchna?ya kategoriya i podkhod k preodoleniyu krizisov v praktike organov vnutrennikh del [tekst] / V. V. Vakhnina //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - Vienna, 2015. - № 3-4, March April. - S. 99-103 (0,5 p. l.).

3. Vakhnina, V.V. Psikhologiya preodoleniya krizisa v peregovornoj deyatelnosti v praktike OVD: monografiya [Tekst] / V.V. Vakhnina. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2014. - 5,0 p. l.

Вахнина Виктория Владимировна - доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами. Академия управления МВД России, E-mail: [email protected]

Vakhnina Victoria - Associate Professor of Department of Psychology, Pedagogics and Organization of work with stuff. Academy of management Ministry of Internal Affairs of Russia, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.