ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY
УДК 351.74
НОРМАТИВНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Вахнина В.В.
Академия управления МВД России
REGULATORY AND ORGANIZATIONAL SUPPORT FOR NEGOTIATION ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF TERRITORIAL BODIES OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING
Vakhnina V.V.
Academy of Management Ministry of Internal Affairs Russia
Статья посвящена проблеме профессионально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих переговорный процесс в различных ситуациях. Автор рассматривает основные правовые и нормативные документы, которые регламентируют переговорную деятельность сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: нормативно правовые документы; профессионально-психологическая подготовка; психологическая подготовка переговорщиков; группа ведения переговоров.
The article deals with vocational and psychological training of police officers engaged in the negotiation process in a variety of situations. The author considers the main legal and regulatory documents that regulate the activities of negotiating police officers.
Key words: normative legal document; vocational and psychological training; psychological training of negotiators; group negotiation.
В последние годы для правоохранительных органов разных стран все более значимой становится проблема переговоров с преступниками в ситуациях, связанных с совершением преступления.
Законодательное и организационное обеспечение является многоаспектным понятием, включающим международные договоры, ратифицированные РФ, Федеральные конституционные законы (ФКЗ); Федеральные Законы (ФЗ); Указы президента РФ; Постановления и Распоряжения Правительства РФ; межведомственные и ведомственные нормативные акты.
Правоохранительные органы ведут переговоры с преступниками, исходя из того, что человеческая жизнь имеет непреходящую ценность. Согласно Конституции РФ, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1, с. 3].
В этой связи в переговорной деятельности с преступниками важными задачами являются организация первоначальных действий органов внутренних дел в ситуации захвата заложников и иных обстоятельств преступного деяния, а также проведение переговоров с преступниками в рамках реализации спецоперации. Для успешного ведения переговоров важно недопущение кризиса в переговорном процессе либо его управляемое преодоление. С учетом того, что действия переговорщиков нормативно регламентированы, требуется специальные профессионально-психологические компетентности сотрудников -переговорщиков, чтобы конструктивно регулировать переговорный процесс.
Организационно-правовое обеспечение переговорной деятельности имеет специфику, обусловленную следующими обстоятельствами:
- особенности регулируемого вида деятельности;
- привлечение сил и средств, имеющих свое нормативно-правовое регулирование;
- четкое инструктирование каждого субъекта и лиц, привлеченных к переговорам;
- регулирование взаимодействия субъектов переговоров;
- регулирование материально-технического и иного обеспечения переговоров.
Исходя из приведенных обстоятельств, комплекс вопросов, решаемых
организационно-правовым обеспечением, может быть сгруппирован в три класса:
- организационно-управленческая основа переговоров;
- нормативно-правовое обеспечение переговоров;
- психологическое и иное обеспечение переговоров.
Анализ публикаций и успешной практики проведения переговоров сотрудниками ОВД с различными категориями преступников, позволяет констатировать, что организационно-правовые основы переговоров должны включать:
- определение подразделений и лиц, ответственных за организацию переговоров;
- нормативно-правовые документы, руководящие и методические материалы по ведению переговоров;
- порядок взаимодействия с привлекаемыми для переговорной деятельности органами и лицами.
Переговоры с преступниками и их психологическое обеспечение основываются на нормах ряда правовых источников, причем как на уровне федеральных законов, так и ведомственных нормативных актов.
Сотрудники органов внутренних дел, включаясь в переговорную деятельность должны руководствоваться нормами Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции». Кроме того, правоотношения, связанные со спецификой их правового положения (статуса) регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С учетом вида преступления сотрудники ОВД должны руководствоваться нормами не только уголовного и уголовно-процессуального кодекса РФ, но и требованиями ряда федеральных законов, так в Федеральном законе № 35 от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» в статье 16 определил особенности переговорного процесса, установлено, что в целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции. При ведении переговоров с террористами не должны рассматриваться выдвигаемые ими политические требования.
Важное значение при реализации переговоров с преступниками имеют закон РФ «О безопасности» (ст. 2), а также Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 338 «О мерах по усилению борьбы с терроризмом», предусматривающий создание системы подготовки специалистов по ведению переговоров с террористами (ст. 6) и Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (в ред. Указов Президента РФ от 02.08.2006 № 832с, от 04.11.2007 г. № 1470, от 29.02.2008 г. №284).
В Положении о Национальном антитеррористическом комитете, утвержденном Указом Президента РФ от 15.02.2006 г. №116, содержится разграничение компетенции на уровне районного масштаба между органами безопасности и внутренних дел в данной сфере. В случае совершения террористического акта на территории муниципального образования меры по пресечению осуществляет начальник подразделения ФСБ, а при отсутствии такого подразделения - начальник соответствующего органа внутренних дел РФ.
Закон дает перечни конкретных ситуаций криминального характера, в которых ведутся переговоры. Он определяет понятия «террористическая акция» и «преступления террористического характера» (ст. 3 Закона «О противодействии терроризму»), указывая, что к преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
На практике переговоры с преступниками нередко ведутся в ряде ситуаций, связанных с задержанием преступников, в том числе, в случаях вооруженных действий, при массовых беспорядках, дезорганизующих нормальную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ), и др.
К компетенции правоохранительных органов отнесена борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих конкретные цели.
Эта борьба, включая использование возможностей переговоров с преступниками, должна проводиться с учетом принципов (Закона «О противодействии терроризму») законности, приоритета мер предупреждения терроризма, неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности, сочетания гласных и негласных методов борьбы с терроризмом, комплексного использования профилактических, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер, приоритета защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористических акций, минимальных уступок террористу, единоначалия в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, минимальной огласки технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления по противодействию экстремистской деятельности регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Переговоры с преступниками одновременно являются и средством получения оперативно-розыскной и криминалистически значимой информации. В этой связи сотрудникам, участвующим в переговорах, надо и учитывать нормы Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Переговоры при контртеррористических операциях и взятии заложников регулируют совместные приказы правоохранительных органов, а также ведомственных нормативных актов, относящихся к этой проблеме существуют приказы, регламентирующие организацию и тактику ведения переговоров с преступниками при пресечении проявлений терроризма и захвате заложников.
Группа ведения переговоров (далее ГВП) формируется из специально подготовленных сотрудников, а также специалистов в области психологии и психиатрии [2, с. 37]. Группа предназначена для оценки полученной информации о личностях, планах, намерениях, поведении террористов; разъяснения террористам уголовно-правовых последствий их действий; использования средств морально-психологического воздействия на волю и сознание террористов с целью склонения их к отказу от дальнейших преступных действий; получения необходимых данных для осуществления оперативно-розыскных, оперативно-боевых и других мероприятий; выявления состояния заложников и принятия мер по их освобождению.
Численность в ГВП определяется в зависимости от особенностей криминальной ситуации, а в состав наряду с руководителем переговорщиков входят: консультант-психолог, переводчики, оперативные работники, обеспечивающих взаимодействие группы с другими подразделениями, задействованными в операции.
Полномочия каждого субъекта ГВП определяются ведомственными нормативными актами [3, с. 29]. Так, например, функции психолога в данном случае определяет Приказ МВД от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации», где п. 5.9.3 гласит: «консультирует сотрудников по вопросам выработки стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников». Также психологическое обеспечение регулируют Приказы МВД от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
Переговоры с преступниками базируются на учете ситуации и анализе требований, выдвигаемых преступниками, их психологическом портретировании и прогнозе поведения, на полноценном антикризисном управлении всем переговорным процессом, требуют методологию системного подхода к переговорной деятельности [4, с. 35].
Выше проведенный анализ нормативно-правовой базы свидетельствует, что на уровне правоохранительных органов требуется развитие нормативного регулирования по второй и третьей составляющим. Это обусловлено тем, что основой успешного ведения переговоров является выбор стратегий, принятие решений, адекватных условиям, в которых они ведутся. Реальные условия, как правило, характеризуются воздействием внешней среды, а процесс переговоров сопровождается помехами, порождающими неопределенность, что может привести к кризису.
Необходимо более четкое нормативное определение компетенции субъектов переговорной деятельности для определения степени ответственности и полномочий каждого участника переговорного процесса. Необходимо формирование технологии по организации внутригруппового взаимодействия при переговорной деятельности, например с помощью командно-штабных учений в территориальных органах внутренних дел, с разработкой соответствующей инструкции по проведению данного мероприятия.
Библиографический список
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Ст. 2.
2. Вахнина, В.В. Организация психологического обеспечения переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел: монография. - М.: Академия управления МВД России, 2010.
3. Вахнина, В.В., Касперович, Ю.Г., Марьин, М.И. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к ведению переговоров в ситуации захвата заложников: учебно -методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2010.
4. Вахнина, В.В. Психология переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников: учебное пособие.- М.: Академия управления МВД России, 2011.
Bibliograficheskiy spisok
1. "Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 n 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) St. 2.
2. Vakhnina, V.V. Organizatsiya psikhologicheskogo obespecheniya peregovornogo protsessa sotrudnikov organov vnutrennikh del: monografiya. - M.: Akademiya upravleniya Mvd Rossii, 2010.
3. Vakhnina, V.V., Kasperovich, Yu.G., Marin, M.I. Professionalno-psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennikh del k vedeniyu peregovorov v situatsii zakhvata zalozhnikov: uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: TSOKR MVD Rossii, 2010.
4. Vakhnina, V.V. Psikhologiya peregovorov s prestupnikami v situatsii zakhvata zalozhnikov: uchebnoe posobie.- M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2011.
Вахнина Виктория Владимировна - доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами. Академия управления МВД России, E-mail: [email protected]
Vakhnina Victoria - Associate Professor of Department of Psychology, Pedagogics and Organization of work with stuff. Academy of management Ministry of Internal Affairs of Russia, E-mail: [email protected]