Научная статья на тему 'Некоторые особенности преодоления кризисов переговорной деятельности сотрудников полиции в ситуации захвата заложников'

Некоторые особенности преодоления кризисов переговорной деятельности сотрудников полиции в ситуации захвата заложников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРЫ / ПЕРЕГОВОРЩИК / ПЕРЕГОВОРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРУППА ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ / СУБЪЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА / ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ / NEGOTIATIONS / A NEGOTIATOR / A MEETING COMPETENCE / THE GROUP OF NEGOTIATIONS / THE SUBJECTS OF THE NEGOTIATION PROCESS / CAPTURE OF HOSTAGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

В статье рассматриваются особенности решения задач, стоящих перед органами внутренних дел в ситуации захвата заложника, особенности психологического обеспечения переговорного процесса, правовые основы деятельности подразделений органов внутренних дел и внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. Отмечается, что в практике деятельности правоохранительных органов эффективно используются переговоры с преступниками, основной целью которых является сохранение жизни и здоровья заложников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the features of the solution of the tasks facing the bodies of internal Affairs in the situation of the capture of the hostage, especially psychological support of the negotiation process, the legal framework for the activity of subdivisions of agencies of internal Affairs and internal troops when fulfilling tasks in conditions of emergency. It is noted that in the practice of the law enforcement bodies are used effectively negotiations with criminals, the main objective of which is the preservation of life and health of hostages.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности преодоления кризисов переговорной деятельности сотрудников полиции в ситуации захвата заложников»

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСОВ ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИТУАЦИИ ЗАХВАТА ЗАЛОЖНИКОВ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности решения задач, стоящих перед органами внутренних дел в ситуации захвата заложника, особенности психологического обеспечения переговорного процесса, правовые основы деятельности подразделений органов внутренних дел и внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. Отмечается, что в практике деятельности правоохранительных органов эффективно используются переговоры с преступниками, основной целью которых является сохранение жизни и здоровья заложников.

Ключевые слова: переговоры, переговорщик, переговорная компетентность, группа ведения переговоров, субъекты переговорного процесса, захват заложников.

Summary: the article considers the features of the solution of the tasks facing the bodies of internal Affairs in the situation of the capture of the hostage, especially psychological support of the negotiation process, the legal framework for the activity of subdivisions of agencies of internal Affairs and internal troops when fulfilling tasks in conditions of emergency. It is noted that in the practice of the law enforcement bodies are used effectively negotiations with criminals, the main objective of which is the preservation of life and health of hostages.

В. В. Вахнина

Keywords: negotiations, a negotiator, a meeting competence, the group of negotiations, the subjects of the negotiation process, capture of hostages.

Переговоры с преступниками в кризисных ситуациях стали привычным явлением социальной и правовой деятельности, характерной чертой современного общества, одним из основных направлений правоохранительной деятельности.

Проблема переговоров с преступниками как юридико-психологический феномен требует углубленного научного изучения, теоретических исследований, анализа и обобщения практического опыта, разработки необходимых рекомендаций, подготовки специалистов соответствующего профиля. Механизмы, технологии государственного реагирования на потенциальные или свершившиеся преступления террористического характера позволяют разработать стратегические и практические модели переговоров, определить перспективы освобождения заложников. Например, выработка гибких принципов ведения переговорного процесса об освобождении заложников: минимизация жертв и ущерба, частичные уступки (выполнение требований о предоставлении денежных и транспортных средств), невыполнение требований политического характера (изменения политического строя, бес-

препятственное освобождение их или сообщников).

Анализ мотивационно-ценностной основы преступлений террористического характера имеет существенный практический смысл для разрешения конфликтных ситуаций, предупреждения и диагностики террористической угрозы. Таким образом, необходимо для предотвращения и борьбы с акциями захвата заложников выработать комплекс мероприятий, который включал бы различные меры, в том числе и психологического характера. Например, проводить специальную профессиональнопсихологическую подготовку сотрудников, осуществляющих переговорный процесс в ситуациях, связанных с захватами заложников. Успешность решения задач, стоящих перед органами внутренних дел в «ситуации заложника», во многом зависит от эффективности переговорного процесса. В практике деятельности правоохранительных органов в «ситуации заложника» эффективно используются переговоры с преступниками, основной целью которых является сохранение жизни и здоровья заложников.

Процесс ведения переговоров в кризисных ситуациях включает следующие основные этапы: до прибытия оперативной группы, после прибытия оперативной группы и начало ее работы, принятие решения по выдвинутым требованиям, завершение переговоров и проведение силовой операции (при острой необходимости).

На группу ведения переговоров возложены обязанности по оценке полученной в ходе переговоров и других мероприятий, информации по: личности, планах, намерениях и поведении преступ-

ников; по разъяснению им последствий их действий, склонению к отказу от преступных действий и получение необходимых данных для осуществления различных мероприятий по освобождению заложников.

Руководители и сотрудники органов внутренних дел должны осознавать, что основой мотивации ведения переговоров с лицами, захватившими заложников, является то, что переговоры фактически являются единственной гарантией жизни заложников. Пока ведутся переговоры, есть надежда на освобождение и сохранение их жизни. Именно сохранение жизни заложников является основной целью переговоров в кризисных ситуациях, предусмотренной законом. [1]

Нормативно-правовые акты устанавливают, что основными целями ведения переговоров с преступниками являются: сохранение жизни и здоровья заложников; склонение преступника к отказу от дальнейших действий; получение дополнительных сведений, позволяющих идентифицировать преступников и заложников; установление имеющегося у правонарушителя оружия и взрывчатых веществ; снижение требований преступников, и выдвижение им встречных условий с целью освобождения заложников; затягивание времени для подготовки соответствующих действий оперативного штаба по освобождению заложников.

Нормативно-правовые акты определяют, что на первоначальном этапе ГВП оценивает общую обстановку, осуществляет сбор первичной информации, организует переговорный процесс, вносит предложения по уточнению плана специальной операции. При проведении заключительной стадии ведения переговоров ГВП необходимо получить информа-

цию, которая позволяет прогнозировать дальнейшее поведение преступников. Полученная информация позволит уточнить время начала проведения спецопе-рации (немедленно или затянуть). ГВП осуществляет контроль над ситуацией, поведением преступника.

В нормативно-правовых документах четко не определен количественный состав ГВП. В зависимости от специфики криминальной ситуации количественный состав ГВП может изменяться. Практика показывает, что в состав группы переговорщиков, как правило, включаются четыре сотрудника. Первый переговорщик, второй переговорщик, консультант-психолог и руководитель группы. Первый переговорщик осуществляет все контакты с преступником(ми), захватившими заложников. Второй переговорщик ведет журнал учета всех контактов, угроз преступника или соглашений с ним. Записывает все устные контакты с преступниками, дискуссии и решения, сделанные группой переговорщиков, а также передает первому переговорщику всю новую информацию. Консультант-психолог анализирует психологическое состояние преступников и переговорщика. Он не включается непосредственно в переговоры, чтоб сохранить объективность и рекомендует использование определенных тактических приемов. Руководитель группы организует работу группы, направляет и контролирует ее деятельность. Он передает вышестоящему руководителю необходимую информацию о ходе переговоров и информирует группу о решениях руководителя.

Особое значение придается выбору переговорщика (переговорщиков) для непосредственного контакта с террори-

стами. Считается, что им, как правило, является официальное лицо, имеющее опыт общения с преступниками, необходимые для ведения переговоров профессионально важные качества (ПВК) и подготовку. Зачастую, сотрудники группы по ведению переговоров в критических ситуациях подбираются из числа оперативных сотрудников подразделений, занимающихся контрразведкой, борьбой с терроризмом, следственной работой. В ее состав входят представители национально-этнических групп. При зачислении в группу учитываются профессиональные показатели на прежнем месте работы, результаты психологических тестов, личное желание стать переговорщиком. Переговорщик должен обладать конфликтной компетентностью, коммуникативной компетентностью (специфика экстремальной деятельности) и переговорной компетентностью (особенности ситуации), т.к. переговорщик осуществляет не только передачу информации, он обеспечивает решение специальной задачи. Наличие системы профессионального мышления у переговорщика, обладание специальными знаниями по криминальной психологии, этнопсихологии (законы, традиции особенности религии) позволяет эффективно проводить линию ОШ, добиваться поставленных целей. [2]

Подготовка к действиям при чрезвычайных обстоятельствах является частью системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Подготовка сотрудников к переговорной деятельности в экстремальных ситуациях включает технологическую составляющую: необходимые знания, умения и навыки, и содержательную составляющую: знакомство с «ма-

трицей ситуаций», т.е. какова стратегия и тактика ведения переговоров в различных криминальных ситуациях. Важно учитывать, что ведение переговоров в экстремальных условиях это, прежде всего, состязание личностных качеств переговорщика и преступника. [3]

С 2008 года в Академии управления МВД России осуществляется подготовка к ведению переговоров в ситуации захвата заложников в рамках спецкурса «Переговорная деятельность сотрудников ОВД в ситуации захвата заложников» со слушателями Академии управления МВД России. В процессе подготовки формируются умения и навыки ведения переговоров в различных криминальных ситуациях, что позволяет развивать переговорную компетентность руководителей ОВД. Осуществляется подготовка сотрудников — переговорщиков на базе ВИПК МВД России с 2009 года. Регулярно проводятся курсы повышения квалификации психологов спецпо-дразделений, в частности ОМОН, участвующих в психологическом обеспечении переговорного процесса при захвате заложников.

Высокое качество подготовки сотрудников было подтверждено тем, что в ситуациях криминального характера, связанных с захватом заложников, был успешно осуществлен переговорный процесс, жертв среди заложников удалось избежать. [4] В частности, начальником отделения психологической работы отдела воспитательной работы УК УВД по Калининградской области Т.В.Щеголевой были проведены переговоры, в результате была предотвращена попытка суицида. В УВД по Приморскому краю поступило сообщение о захвате заложников в коммерческой

организации. Переговоры успешно провел начальник отделения организации психологической работы отдела воспитательной работы УК УВД О.В. Гаевой. Заложники не пострадали, преступник был задержан. В УВД по Омской области поступило сообщение о захвате вооруженным курсантом двух заложниц. Переговоры было поручено вести начальнику отделения психологического обеспечения Квяту Г.Л. В ходе переговоров удалось освободить заложниц и убедить преступника добровольно сдаться сотрудникам милиции.

Важно отметить, что во многом успех проведенных переговоров обусловлен тем, что под руководством ДКО МВД России, на базе Академии управления МВД России и ВИПК МВД России в марте 2008 года и на последующих сборах руководителей подразделений психологического обеспечения были проведены совместные командно-штабные учения, которые позволили сформировать и развить необходимые умения и навыки по установлению коммуникативного контакта, методов психологического воздействия и т.д.

Совершенствование профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, повышение эффективности их деятельности в ситуациях захвата заложников. Использование современной психологической технологии формирования навыков ведения переговоров в ситуации захвата заложников позволяет повысить эффективность антитеррористической деятельности по сохранению жизни и здоровья заложников, обеспечению безопасности и поддержанию общественного порядка.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Ст. 2 от 12 декабря 1993 С. 3.

2. Вахнина В.В. Психология переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников. М.: Академия управления МВД России, 2011.

3. Вахнина В.В. Организация психологического обеспечения переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел. Монография. М.: Академия управления МВД России, 2010.

4. Илларионов В.П. Психологические основы ведения переговоров с преступниками/Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М.Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

ющие повышению эффективности про- Keywords: professionalism, profes-

фессионального обучения. sional development, professional educa-

Ключевые слова: профессиона- tion, personality. лизм, профессиональное развитие,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.