ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
В.В. ВАХНИНА,
доцент кафедры психологии, педагогики и работы с кадрами, кандидат психологических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел с преступниками в ситуации захвата заложников
В статье рассматриваются особенности решения задач органами внутренних дел в ситуации захвата заложников, психологическое обеспечение переговорного процесса, правовые основы деятельности подразделений органов внутренних дел и внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. Выделяются основные нормативно-правовые документы, допускающие ведение переговоров с преступниками.
переговоры, переговорщик, переговорная компетентность, группа ведения переговоров, субъекты переговорного процесса, захват заложников.
В нашей стране отмечается тенденция увеличения числа захватов заложников террористами, а также — похищений людей с целью выкупа, шантажа. В период с января по декабрь 2008 г. зарегистрировано 642 преступления террористического характера и 460 преступлений экстремистской направленности, 698 случаев похищения человека, 10 террористических актов, 12 захватов заложников, 262 случая квалифицированы как бандитизм [7]. В период с января по декабрь 2009 г. зарегистрировано 654 преступления террористического характера и 548 — экстремистской направленности, 633 случая похищения человека, 15 террористических актов, 16 захватов заложников, 231 случай квалифицирован как бан-
дитизм [8, с.6; 16; 18], в 82 % велись переговоры с преступниками.
Акции захвата заложников, совершаемые в Северо-Кавказском регионе, отличает тесная взаимосвязь между уголовными и политическими целями. Захват заложников проводится не только с целью получения финансовых и материально-технических средств, а также — вооружения преступных группировок. Другой особенностью является крайне выраженная жестокость по отношению к заложникам. Так, при захватах заложников в г. Буденновске Ставропольского края (июнь 1995 г.) и г. Кизляре Республики Дагестан (январь 1996 г.) мирное население использовалось в качестве «живого щита». Примерами жестокого обращения также могут служить захваты заложников в Театральном центре на Дубровке (октябрь 2002 г.), школе № 1 г. Беслана Северной Осетии (сентябрь 2004 г.), которые показали умение лидеров террористов при подготовке нападения анализировать предыдущие террористические акты, делать соответствующие выводы и прогнозировать развитие событий — действия властей, заложников и их родственников.
Особо отметим ситуацию, сложившуюся в г. Пензе, («Бековский феномен»), когда люди субъективно не ощущали себя заложниками, а объективно выступали именно в этом качестве. Религиозные секты, или культы, подобно террористическим группам, требуют соблюдения
определенных обязательств от своих членов: запрещают поддерживать отношения с посторонними, объединяются в общину, формируют взаимозависимость и ощущение принадлежности к новой вере, навязывают «специфическую» идеологию, создают культ террористической (религиозной) группы.
Психологическое обеспечение переговорного процесса — это система организационных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Основными его целями являются таковые: оптимальное использование психологических ресурсов сотрудников группы ведения переговоров (далее — ГВП), обеспечивающих успешное выполнение ими поставленных задач; восстановление, сохранение и повышение работоспособности всех субъектов переговорного процесса.
Можно выделить несколько основных этапов психологического обеспечения переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Первый этап — психологическая подготовка сотрудников к работе в экстремальных условиях. Мероприятия, осуществляемые на этом этапе, включают профессиональную подготовку, комплектование ГВП с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей сотрудников.
Второй этап — психологическое сопровождение в процессе ведения переговоров включает мероприятия по психологическому сопровождению субъектов переговорного процесса в ходе выполнения поставленных задач, в частности, профилактику и преодоление кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел, выработку тактики и стратегии переговорного процесса, обеспечение профессионально-психологической адаптации сотрудников к новым условиям, контроль психологического состояния сотрудников ГВП и морально-психологического климата в коллективе.
Третий этап — психологическая работа с сотрудниками ГВП по окончании переговорного процесса и проведения спецоперации предполагает осуществление мероприятий по психологической реабилитации сотрудников, а также использование положительных последствий экстремальных ситуаций для оптимизации подготовки сотрудников ГВП; оказание психологической помощи субъектам переговорного процесса; работу с заложниками, с семьями и родственниками; осуществление комплекса та-
ких восстановительных мероприятий как снятие эмоционального, нервно-мышечного напряжения путем использования психологических методов средств и приемов.
Данная схема организации психологического обеспечения предполагает комплексность, системность и эффективность проводимых мероприятий, восстановление и поддержку способности субъектов переговорного процесса выполнять оперативно-служебные задачи.
Правовой основой деятельности подразделений органов внутренних дел и внутренних войск при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативно-правовые акты.
Основными нормативно-правовыми документами, допускающими ведение переговоров с преступниками, являются Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» [5], «Положение о национальном антитеррористическом комитете» (утв. Указом Президента РФ) от 15 февраля 2006 г. № 116 [6], Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35, «О противодействии терроризму», который в ст. 16 предусмотрел ведение переговоров в целях сохранения жизни и здоровья людей [3], Закон Российской Федерации «О милиции» предоставляют милиции право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступлений, предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие [4, ст. 11, 12, 15, 16], а также положения некоторых статей Уголовного кодекса РФ [2, ст. 39, 31, прим. к ст. 126, 205, 206, п. «и» ст. 61 УК РФ].
В соответствии с Положением Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. издана межведомственная инструкция, регламентирующая вопросы организации и проведения контртеррористических операций в целях пресечения террористических актов. В соответствии с установленным порядком формируются различные функциональные группы, в частности группа ведения переговоров. В нее включены специально подготовленные сотрудники Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел, а также специалисты в области психологии и психиатрии.
вэ о X
£ а О
X 3 X
л
<
и н к
и 5 о ^ оэ 3
< 9
к С
И 5 О Н
2 и
^ 2 И X ЦТ Л
Б <
I- И
О н Ъ к
И
Чё
О I
¡с
5 И и Щ
с о
67
ы о ва
О <
ва
0
1
¡S
а
0
X 3
1
ja
<
ы н S I
X о о ва
С
S
н и
0
1
ja
<
ы
н «
ы ^
ы S I
ы
У
ы с
ы о
iC
и ы
У S
U
о
и
ы с:
О и
О <
О _
S Ы и ш с о
68
Правоохранительные органы в переговорах с преступником исходят из того, что человеческая жизнь имеет непреходящую ценность. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1].
Таким образом, в случаях возникновения ситуаций, связанных с захватом заложников и координацией различных звеньев государственного аппарата, причастных к осуществлению антитеррористической деятельности, межведомственное взаимодействие организуется национальным антитеррористическим комитетом (далее — НАК), в состав которого входят различные межведомственные функциональные группы. Одной из ведущих является группа организации ведения переговоров с террористами. Возглавляет НАК директор ФСБ России, его заместителями являются представители различных силовых ведомств. На федеральном уровне действует оперативный штаб МВД, ГУВД, УВД, в задачи которого входит создание группы организации ведения переговоров с террористами, а также формирование сил и средств при планировании и во время проведения специальных операций по пресечению захвата заложников.
Переговоры — сложное психологическое явление, состоящее из умения находить взаимоприемлемые решения с другими людьми путем обмена информацией и принятия согласованных решений. Переговоры в кризисных ситуациях — это один из основ -ных способов разрешения или урегулирования конфликтов; диалог сторон или взаимное общение в целях достижения соглашения, решения; метод разрешения (урегулирования) конфликтных интересов путем нахождения компромиссов, которые для сторон не являются полностью неприемлемыми.
Переговоры — новое направление в деятельности государственных органов, в частности органов внутренних дел, по борьбе с преступностью, включенное в единую систему национальной безопасности. Переговоры дополняют, а не заменяют другие формы и методы борьбы с преступностью, предусмот-ренные законом, такие как меры процессуального принуждения, а также применение физической силы, специальных средств и оружия.
Субъектами переговорного процесса являются психологи, руководство оперативного штаба (ОШ), члены ОШ, сотрудники органов внутренних дел, переговорщики, сотрудники, прошедшие специальную подготовку, авторитетные
личности, которые могут выступать в качестве посредников.
На группу ведения переговоров возложены обязанности оценки информации, полученной в ходе переговоров и других мероприятий, о личности, планах, намерениях и поведении преступников, а также разъяснения уголовно-правовых последствий их действий. При ведении переговоров использование средств морально-психологического воздействия на волю и сознание преступников с целью склонения их к отказу от дальнейших преступных действий и получения необходимых данных для осуществления оперативно-розыскных, оперативно-технических и других специальных мероприятий, выявления состояния заложников и принятия мер к их освобождению. Сотрудники, входящие в состав ГВП, могут привлекаться для оценки сложившейся обстановки и организации переговорного процесса на первоначальном периоде подготовки операции. Переговорный процесс ГВП осуществляет непрерывно, на всех этапах операции по освобождению заложников, обеспечивая установление и устойчивую связь с преступниками.
Таким образом, нормативно-правовые акты устанавливают, что основными целями ведения переговоров с преступниками являются следующие: сохранение жизни и здоровья заложников; склонение преступника к отказу от дальнейших действий; получение дополнительных сведений, позволяющих идентифицировать преступников и заложников; обнаружение имеющегося у правонарушителя оружия и взрывчатых веществ; снижение требований преступников и выдвижение им встречных условий с целью освобождения заложников; затягивание времени для подготовки соответствующих действий оперативного штаба по освобождению заложников.
Нормативно-правовые акты определяют, что на первоначальном этапе ГВП оценивает общую обстановку, осуществляет сбор первичной информации, организует переговорный процесс, вносит предложения по уточнению плана специальной операции. При проведении заключительной стадии ведения переговоров ГВП необходимо получить информацию, которая позволяет прогнозировать дальнейшее поведение преступников, уточнить время начала проведения спецоперации (немедленно или затянуть). Далее ГВП осуществляет контроль над ситуацией, поведением преступников.
В нормативно-правовых документах четко не определен количественный состав ГВП и в зависимости от специфики криминальной ситуации он может количественно изменяться. Практика
показывает, что группу переговорщиков, как правило, составляют четыре сотрудника: первый и второй переговорщики, консультант-психолог и руководитель группы. Первый переговорщик осуществляет все контакты с преступником(и), захватившим заложников. Второй — ведет журнал учета всех контактов с преступником, его угроз или соглашений с ним, а также передает первому переговорщику новую информацию. Все устные контакты, дискуссии с преступниками и решения, принятые группой переговорщиков, фиксируются. Консультант-психолог анализирует психологическое состояние преступников и переговорщика. Он не включается непосредственно в переговоры, в целях сохранения объективности, и рекомендует переговорщикам использование определенных тактических приемов. Руководитель группы организует ее работу, направляет и контролирует ее деятельность, передает вышестоящему руководителю необходимую информацию о ходе переговоров и информирует группу о решениях руководителя.
Особое значение придается выбору переговорщика (переговорщиков) для непосредственного контакта с террористами. Как правило, им является официальное лицо, имеющее опыт общения с преступниками, необходимые для ведения переговоров профессионально важные качества и подготовку. Зачастую сотрудники группы по ведению переговоров в критических ситуациях подбираются из числа оперативных сотрудников подразделений, занимавшихся контрразведкой, борьбой с терроризмом, следственной работой. Также в ее состав входят представители национально-этнических групп.
При зачислении в группу учитываются профессиональные показатели на прежнем месте работы, результаты психологических тестов, личное желание стать переговорщиком. Для этого необходимо обладать конфликтной и коммуникативной компетентностью (спецификой экстремальной деятельности) и переговорной компетентностью (знать особенности ситуации), т. к. переговорщик не только осуществляет передачу информации, но и обеспечивает решение специальной задачи. Наличие системы профессионального мышления у переговорщика, обладание специальными знаниями по криминальной психологии, этнопсихологии (законы, традиции, особенности религии) позволяют эффективно проводить линию оперативного штаба, добиваться поставленных целей.
Подготовка сотрудников к переговорной деятельности в экстремальных ситуациях включает технологическую составляющую — необходимые знания, умения и навыки и содержатель-
ную составляющую — знакомство с «матрицей ситуаций» (стратегией и тактикой ведения переговоров в различных криминальных ситуациях). Важно учитывать, что ведение переговоров в экстремальных условиях — это прежде всего состязание личностных качеств переговорщика и преступника.
С 2008 г. в Академии управления МВД России осуществляется подготовка к ведению переговоров в ситуации захвата заложников в рамках спецкурса «Переговорная деятельность сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников» со слушателями I и II факультетов. В процессе подготовки формируются умения и навыки ведения переговоров в различных криминальных ситуациях, что позволяет развивать переговорную компетентность руководителей органов внутренних дел. С 2009 г. осуществляется подготовка сотрудников-переговорщиков на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России. Регулярно проводятся курсы повышения квалификации психологов спецподразделений, в частности ОМОН, участвующих в психологическом обеспечении переговорного процесса при захвате заложников.
Высокое качество подготовки сотрудников было подтверждено тем, что в возникавших ситуациях криминального характера, связанных с захватом заложников, переговорный процесс был успешно осуществлен, жертв среди заложников удалось избежать. В частности, 7 ноября 2008 г. начальником отделения психологической работы отдела воспитательной работы Управления кадров УВД по Калининградской области Т.В. Щеголевой были проведены переговоры, в результате которых предотвращена попытка суицида. В УВД по Приморскому краю 2 июля 2008 г. поступило сообщение о захвате заложников в коммерческой организации. Переговоры успешно провел начальник отделения организации психологической работы отдела воспитательной работы Управления кадров УВД по Приморскому краю О.В. Гаевой. Заложники не пострадали, преступник был задержан. В УВД по Омской области 18 декабря 2009 г. поступило сообщение о захвате двух заложниц вооруженным курсантом. Переговоры было поручено вести начальнику отделения психологического обеспечения Г.Л. Квяту, которому удалось убедить преступника освободить заложниц и добровольно сдаться сотрудникам милиции [7, с. 6, 12].
Важно отметить, что во многом успех проведенных переговоров обусловлен тем, что под руководством Департамента кадрового обес-
вэ о X
£ а О
X 3 X
л
<
и н к
X
л
X о о
03
с
к н и о X
л
<
и н к
и ^
и к
X
и у
и с
5 И и ш с о
69
ы о ва
О <
ва
0
1
¡S
а
0
X 3
1
л
<
ы н S I
X о о ва
С
S
н и
0
1
л
<
ы н к
ы ^
ы S I
ы
У
ы с
ы о
iC
и ы
У S
U
о
и
ы с:
О и
о <
о _
S Ы и ш с о
70
печения МВД России, на базе Академии управления МВД России и Всероссийского института повышения квалификации МВД России в марте 2008 г. и на последующих сборах руководителей подразделений психологического обеспечения были проведены совместные командно-штабные учения, которые позволили сформировать и развить необходимые умения и навыки по установлению коммуникативного контакта, применению методов психологического воздействия и т.д.
Совершенствование профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, повышение эффективности их деятельности в ситуациях захвата заложников, использование современной психологической технологии формирования навыков ведения переговоров в ситуации захвата заложников позволяет повысить эффективность антитеррористической деятельности по сохранению жизни и здоровья заложников, обеспечению безопасности и поддержанию общественного порядка.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.
3. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // СЗ РФ. 2006 № 11.
4. О милиции: Закон Российской Федерации № 1026—1 от 18 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс
5. О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 // Рос. газ. 2006.17 фев.
6. Положение о национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116) // Рос. газ. 2006.17 фев.
7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2008 г. - М., 2009.
8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2009 г. - М., 2010.
E-mail: [email protected]
Л.А. КОЛМАКОВА,
психолог отделения кадров УВД МВД России в г. Сарове Нижегородской области
Диагностика психологических ценностей сотрудников органов внутренних дел в постэкстремальный период
В статье изложены результаты исследования ценностной сферы сотрудников органов внутренних дел.
психологическое сопровождение сотрудников милиции, результаты теста экспресс-диагностики социальных ценностей личности, сотрудники милиции, участники боевых действий.
ризис ценностей, происходящий в со-ризис ценностей, происходящий в современном обществе, затрагивает и сотрудников органов внутренних дел. Особое внимание в русле обозначенной проблемы необходимо уделять сотрудникам, преодолевающим профессиональные ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья.
Методы изучения и социально-психологической коррекции дисгармоничной личност-
ной трансформации в постэкстремальный период часто на практике остаются за рамками психологических исследований. Следует отметить, что психофизиологические и медицинские показатели в указанных случаях могут не выходить за пределы нормы, но эффективность оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности будет низкой (снижение или крах профессиональных ценностей и мотивации, непонимание или предательство служебного долга и Присяги и т. д.). Состояния дистресса, фрустрации, тревоги, депрессивные тенденции могут возникнуть на почве психологических проблем (неудовлетворенности, вины, обиды, стыда, потери смысла жизни и т.п.), переживаемых в постэкстремальный период. В результате длительного и неразрешенного переживания