Научная статья на тему 'Психологический анализ профилактики и преодоления кризисов в переговорах с преступниками сотрудников полиции'

Психологический анализ профилактики и преодоления кризисов в переговорах с преступниками сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИЗИС ПЕРЕГОВОРОВ / ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСА ПЕРЕГОВОРОВ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ / ПЕРЕГОВОРЫ С ПРЕСТУПНИКАМИ / КРИМИНАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / TRUNK-CALL ACTIVITY / CRISIS OF NEGOTIATIONS / PREVENTIVE MAINTENANCE OF CRISIS OF NEGOTIATIONS / ANTIRECESSIONARY MANAGEMENT / CAPTURE OF HOSTAGES / NEGOTIATIONS WITH CRIMINALS / CRIMINAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина В. В.

В статье автор рассматривает проблему возникновения и профилактики кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников. Выделяются различные ситуации криминального характера, которые могут сопровождаться захватом заложников. В статье рассматриваются различные виды кризисов и пути их преодоления. Автор достаточно подробно излагает свое понимание данной проблемы, исследуя кризисы переговорной деятельности по различным основаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PREVENTIVE MAINTENANCE AND OVERCOMING OF CRISES IN NEGOTIATIONS WITH CRIMINALS OF POLICE OFFICERS

In article the author contemplates a problem of occurrence and preventive maintenance of crises of trunk-call activity of employees of law-enforcement bodies in a situation of capture of hostages. Various situations of criminal character which can be accompanied by capture of hostages are allocated. In article various kinds of crises and a way of their overcoming are considered. The author in detail enough states the understanding of the given problem, investigating crises of trunk-call activity on the various bases.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ профилактики и преодоления кризисов в переговорах с преступниками сотрудников полиции»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В.В. ВАХНИНА

кандидат педагогических наук, доцент Академии управления МВД России Е-mail: vikavahnina@mail.ru Тел. 8 903 217 18 90

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСОВ В ПЕРЕГОВОРАХ С ПРЕСТУПНИКАМИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В статье автор рассматривает проблему возникновения и профилактики кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников. Выделяются различные ситуации криминального характера, которые могут сопровождаться захватом заложников. В статье рассматриваются различные виды кризисов и пути их преодоления. Автор достаточно подробно излагает свое понимание данной проблемы, исследуя кризисы переговорной деятельности по различным основаниям.

Ключевые слова: переговорная деятельность, кризис переговоров, профилактика кризиса переговоров, антикризисное управление, захват заложников, переговоры с преступниками, криминальные ситуации.

Профилактика и преодоление кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел, по нашему мнению, предусматривает изучение особенностей кризисов переговорной деятельности в различных криминальных ситуациях, использование новых моделей переговоров, новых адаптационных возможностей, формирование переговорной компетентности (подготовленности) и готовности сотрудников ОВД, что обеспечит эффективное использование методов позитивного разрешения кризисных ситуаций.

Проблема переговоров с преступниками должна рассматриваться в широком контексте, т.к. переговоры являются составной частью тех усилий, которые предпринимает государство, общество в целях обеспечения прав и интересов личности, укрепления законности и правопорядка, общественной безопасности, предупреждения социальных конфликтов и причин, их порождающих. Актуальность проблемы ведения переговоров с преступниками определяется в первую очередь количеством жертв, материальным и моральным ущербом, к которому приводят кризисы переговорной деятельности, влекущие за собой нередко срыв переговоров как пути мирного разрешения криминальных ситуаций: захвата заложников, похищения людей. Растет организованность, профессионализм преступников, усложняется противодействие им.

Возникновение различных криминальных ситуаций, в частности, ситуация захвата заложников, в течение последних лет стала получать все большее распространение. Так, за последние 5 лет в нашей стране отмечается тенденция увеличения числа захвата заложников террористами, а также похищение людей с целью выкупа, шантажа и по другим преступным намерениям.

Акции захвата заложников, совершаемые в Северо-Кавказском регионе, имеют определенные отличительные особенности: наличие тесной взаимосвязи между уголовными и политическими целями. Акции по захвату заложников проводятся не только с целью получения финансовых и материально-технических средств, а также вооружения для своих уголовных потребностей и политического экстремизма. Другой особенностью является наличие крайне выраженной жестокости по отношению к заложникам. Так, при захватах заложников в г. Буденновске Ставропольского края (июнь 1995 г.) и г. Кизляр Республики Дагестан (январь 1996 г.) мирное население использовалось в качестве «живого щита». Яркими примерами могут служить захват заложников в театральном центре на Дубровке (октябрь 2002 г.), в школе №1 г.Беслана Северной Осетии (сентябрь 2004 г.), которые показали крайнюю жестокость террористов, умение их лидеров проанализировать предыдущие террористические акты, сделать соответствующие выводы и спрогнозировать развитие событий - действия властей, заложников и их родственников при подготовке планируемого нападения.

Важно отметить особую ситуацию, которая сложилась в г. Пенза (2007-2008 гг), сформировался т.н. «Бековский феномен», когда субъективно люди не ощущают себя заложниками, а объективно выступают именно в качестве заложников. Религиозные секты или культы, образовавшиеся в этом городе, подобно террористическим группам требуют соблюдения определенных обязательств от своих членов: запрещают поддерживать отношения с посторонними, объединены в общину, формируют взаимозависимость и ощущение принадлежности к новой вере, навязывают «специфическую» идеологию, создают

© В.В. Вахнина

^£2^ЕДАГОГЖАИПСИХШОГЖ^£2^^

культ террористической (религиозной) группы.

Известны случаи тайного проникновения преступников или открытого захвата судна, его пассажиров и экипажа в качестве заложников. Мотивами этих преступлений могут быть идейные позиции, месть кому-либо, корысть. Так, 3 октября 1985 года преступниками было захвачено итальянское пассажирское судно «Акилле Лауро», совершавшее круиз по Средиземному морю, большой резонанс в мире получил захват в порту Трабзон (Турция) 16 января 1996 года группой преступников из 12 человек пассажирского парома «Аврасия». В момент нападения на борту парома находились 40 человек экипажа и более 150 пассажиров - граждан России, Турции, Украины, Грузии, Киргизии, Иордании. Важно отметить, что захваты заложников стали совершаться не только по политическим мотивам, но и в целях вымогательства крупных денежных сумм, получения социальных благ, т.е. захват заложников - это попытка методами силового воздействия получить те материальные блага, которые невозможно получить другим способом. Например, захват 18 июля 1990 года группой преступников Сомалийского национального движения вблизи сомалийских берегов в Аденском заливе Красного моря рыболовецкого траулера «Кафф», работавшего по контракту советско-французской компании. Много подобных захватов в этом регионе имело место в 2007-2008 гг. Каждый из случаев захвата преступниками заложников сопряжен с созданием угрозы для жизни и здоровья людей, посягает на их личную свободу и неприкосновенность, а также на общественную безопасность.

Анализ совершенных с 70-х г. и по настоящее время захватов заложников, похищения людей показывает, что тактика действий преступников резко изменяется, совершенствуются методы и средства преступных действий, возрастает их опасность. Необходимы научно обоснованные рекомендации по профилактике и преодолению кризиса переговорного процесса в криминальных ситуациях на основе рефлексивного управления ходом переговоров с помощью различных приемов психологического воздействия.

Переговоры с преступниками в кризисных ситуациях стали привычным явлением социальной и правовой деятельности, характерной чертой современного общества, одним из основных направлений правоохранительной деятельности.

Проблема переговоров с преступниками как юридико-психологический феномен требует углубленного научного изучения, теоретических исследований, анализа и обобщения практического опыта, разработки необходимых рекомендаций,

подготовки специалистов соответствующего профиля. Механизмы, технологии государственного реагирования на потенциальные или свершившиеся преступления террористического характера позволяют разработать стратегические и практические модели переговоров, определить перспективы освобождения заложников. Например, выработка гибких принципов ведения переговорного процесса об освобождении заложников: минимизация жертв и ущерба, частичные уступки (выполнение требований о предоставлении денежных и транспортных средств), невыполнение требований политического характера (изменения политического строя, беспрепятственное освобождение их или сообщников). Анализ мотивационно-ценностной основы преступлений террористического характера имеет существенный практический смысл для разрешения конфликтных ситуаций, предупреждения и диагностики террористической угрозы. Таким образом, необходимо для предотвращения и борьбы с акциями захвата заложников выработать комплекс мероприятий, который включал бы различные меры, в том числе и психологического характера. Например, проводить специальную профессионально-психологическую подготовку сотрудников, осуществляющих переговорный процесс в ситуациях, связанных с захватами заложников. Успешность решения задач, стоящих перед органами внутренних дел в «ситуации заложника», во многом зависит от эффективности переговорного процесса. В практике деятельности правоохранительных органов в «ситуации заложника» эффективно используются переговоры с преступниками, основной целью которых является сохранение жизни и здоровья заложников.

Профилактика и преодоление кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел предусматривает изучение особенностей кризисов переговорной деятельности в различных криминальных ситуациях, использование новых моделей переговоров, новых адаптационных возможностей, формирование переговорной компетентности (подготовленности) и готовности сотрудников ОВД, что обеспечит эффективное использование методов позитивного разрешения кризисных ситуаций.

Криминальные ситуации нами понимаются как ситуации, связанные с возможным применением по фактам противоправных действий правонарушителей норм статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых ведутся переговоры с преступниками: захват заложников (ст. 206 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ) и незаконное лишение свободы людей (ст. 127 УК РФ); терроризм

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

(ст. 205 УК РФ); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ); угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ); массовые беспорядки (ст.212УКРФ); дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ); хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); бандитизм (ст.209УКРФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (ст. 208 УК РФ) и других ситуациях.

Криминальные ситуации являются кризисными по своей сути и проявляются в остро конфликтном противостоянии сторон, вызванном сознательными и планируемыми (захват заложников в политических целях) или спонтанными (захват случайного заложника преследуемым преступником) действиями криминальных элементов или (значительно реже) спровоцированное непрофессиональными действиями сотрудников органов внутренних дел. Переговорная деятельность выступает одним из путей оптимального выхода из ситуации.

Кризис переговорной деятельности в криминальных ситуациях - это «кризис кризиса», когда все или одна из сторон переговорного процесса субъективно не видят приемлемого выхода из ситуации или рассматривают насильственные действия как единственный выход. Кризис может характеризоваться усилением конфликтных действий, в том числе связанных с демонстрацией силы. Предметом кризиса являются определенные противоречия: идеологические, религиозные, национальные интересы, социальные, материальные. Кризисная ситуация характеризуется внезапностью, неожиданностью, быстротой развития событий, их непредсказуемостью и плохой управляемостью.

Таким образом, кризис - резкое, внезапное ухудшение отношений сторон в криминальной ситуации: резкое изменение; поворотный момент; крутой перелом; тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания взаимодействия сторон на оптимальном уровне. Кризис - это крайнее обострение противоречий, тупиковое состояние в переговорной деятельности, объективное явление в переговорной деятельности. Кризис возникает при невозможности преодоления различных препятствий и проблем, формирования неадекватной оценки событий на основе предыдущего жизненного опыта и индивидуально-личностных особенностей. Выделяются кризисы собственно психологические,

связанные с личностными изменениями, а также кризисы, источниками которых являются внешние стимулы - экстремальные ситуации (захват заложников, похищение людей). Кризис детерминирует двойная мотивация: внешние причины, независящие от человека, и внутренние причины. Кризисы могут быть инициированы как внутренними переменными (рефлексия, актуализация потребности в самореализации, дифференциация Я-концепции), так и внешними, связанными с резким изменением социальной ситуации, трансформацией статусного места, потерей близких людей. В процессе кризиса происходит присвоение, интериоризация жизненных событий, нейтральные первоначально объекты (предметы, люди, ситуации) становятся значимыми, приобретают личностный смысл. Благодаря мотивирующей составляющей вырабатывается индивидуальное отношение к данному объекту, т.е. особую значимость приобретает рефлексивная составляющая.

В основе кризиса может быть: объективно неразрешимый конфликт позиций и интересов (в этом случае переговорная деятельность теряет смысл); конфликт позиций и интересов, который субъективно воспринимается одной из сторон или обеими сторонами как неразрешимый, но имеет объективные предпосылки для разрешения (в этом случае переговорная деятельность может быть продолжена и способна привести к преодолению кризиса); эмоционально-психологическое состояние одной из сторон (как правило, представителей криминала), которое выступает негативной доминантой, приведшей к кризису переговоров (в этом случае психологическая составляющая в управлении кризисной ситуацией начинает играть доминирующую роль, и могут представиться возможности для кор -рекции ситуации психологическими средствами и дальнейшего продолжения переговорной деятельности); непрофессиональные или несогласованные действия отдельных правоохранительных структур (например, необоснованное демонстративное выдвижение специальных подразделений на исходные для штурма позиции в ходе переговоров), провоцирующие кризис переговоров.

Изучение кризисных ситуаций в переговорной деятельности способствует выделению отдельной области задач исследования, отражающих специфику кризиса - кризисному урегулированию (кризисному управлению). Кризисное урегулирование

- это действия двух сторон, пытающихся реализовать свои несовместимые с другой стороной цели: получить преимущество, предотвратить или ускорить столкновение, т.е. реализовать собственные цели при наличии ограничения.

Антикризисное управление является способом

^р^ПЕДАГОГИКАЙПСИїОїОГИііісі^

ведения конкурентной борьбы, управление кризисами, «переломными» ситуациями; технологией создания переломных ситуаций, удержание контроля над ними и, на выходе, достижение результата. Управление в кризисных ситуациях включает комплекс мероприятий, способствующих выводу из кризиса, либо использующихся в условиях уже наступившего кризиса, которое реализуется двумя основными механизмами: обеспечение готовности к неблагоприятным событиям и реализация комплекса мер, направленных на снижение последствий уже наступившей кризисной ситуации. Необходимы научно обоснованные рекомендации по профилактике и преодолению кризиса переговорного процесса в криминальных ситуациях на основе рефлексивного управления ходом переговоров с помощью различных приемов психологического воздействия.

Типологически кризисы переговорной деятельности в криминальных ситуациях с позиции взаимодействия сторон можно разделить на две группы: общие и локальные. Общие кризисы - это различные варианты тупикового состояния во взаимодействии двух главных совокупных субъектов, определяющих характер развития и разрешения ситуации: правоохранительных органов и криминальных элементов. Локальные кризисы, которые могут выступать как элемент или предпосылка общего кризиса, выражаются в кризисе отношений: внутри группы лиц, захвативших заложников; между лицами, захватившими заложников, и заложниками; среди самих заложников; среди представителей различных подразделений и служб правоохранительных органов, задействованных в ситуации; между представителями правоохранительных органов и гражданами, вовлеченными в ситуацию. Кризисы также могут быть предсказуемыми и неожиданными. Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываться объективными причинами. Неожиданные кризисы часто являются результатом ошибок в управлении.

Кризис - это особое тупиковое состояние, возникающее в конфликтной ситуации, преодоление которого осуществляется в процессе переговоров. Необходимо наличие группы психологических условий и технологий для профилактики и разрешения кризисов. Пути профилактики и преодоления кризиса должны носить системный характер. Создание целостной системы психологического обеспечения позитивного выхода из кризиса позволит повышать эффективность переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Переговоры - сложное психологическое явление, состоящее из умения находить взаимоприемлемые решения с другими людьми путем обмена

информацией и принятия согласованных решений:

• один из основных способов разрешения или урегулирования конфликтов и решения проблем межличностного, межведомственного, международного характера;

• диалог сторон в целях достижения соглашения; взаимное общение с целью достижения совместного решения;

• метод разрешения (урегулирования) конфликтных интересов путем нахождения компромиссов, которые для обеих сторон не являются полностью неприемлемыми.

Знание психологических основ поведения в переговорном процессе конфликтующих сторон, психологических механизмов их взаимодействия

- одно из условий успешного управления этим процессом.

Переговоры целесообразны, когда стороны понимают, что проблема может быть решена только совместно.

Переговоры с преступниками — основанный на законе и нормах нравственности один из ненасильственных способов борьбы с преступностью, представляющий собой в ряде криминальных ситуаций диалог с преступниками (преступными группами, организациями, сообществами) с целью склонения их путем психологического воздействия к соглашению об отказе от дальнейшей преступной деятельности, активному содействию в раскрытии и расследовании преступлений, розыску и задержанию преступников, устранению причиненного вреда, получению оперативной и криминалистически значимой информации.

Цель переговоров с преступниками - правомерное психологическое воздействие в целях позитивного изменения поведения лиц, совершающих преступные действия.

Переговоры - новое направление в деятельности государственных органов, в том числе органов внутренних дел, по борьбе с преступностью, включенное в единую систему национальной безопасности.

Переговоры дополняют, а не заменяют другие формы и методы борьбы с преступностью, предусмотренные законом, в т.ч. применение мер процессуального принуждения, а также физической силы, специальных средств и оружия.

Несмотря на большую практическую значимость, проблема профилактики преодоления кризисов переговорной деятельности в ситуациях захвата заложников разработана явно недостаточно: нет научных исследований, охватывающих все ее стороны. В подавляющем большинстве публикаций рассматриваются лишь отдельные аспекты этой проблемы.

———UT<I УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Вахнина В.В. Организация психологического обеспечения переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел. М., 2010.

2. Психология управления. Под общ. ред. Черненилова В.И. М., 2011.

3. Вахнина В.В. Психология переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников. М., 2011.

4. Конституция Российской Федерации. Ст. 2 от 12 декабря 1993 г. С.3.

5. Вахнина В.В., Касперович Ю.Г., Марьин М.И. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к ведению переговоров в ситуации захвата заложников. М., 2010.

V.V. VAHNINA THE PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF PREVENTIVE MAINTENANCE AND OVERCOMING OF CRISES IN NEGOTIATIONS WITH CRIMINALS OF POLICE OFFICERS

In article the author contemplates a problem of occurrence and preventive maintenance of crises of trunk-call activity of employees of law-enforcement bodies in a situation of capture of hostages. Various situations of criminal character which can be accompanied by capture of hostages are allocated. In article various kinds of crises and a way of their overcoming are considered. The author in detail enough states the understanding of the given problem, investigating crises of trunk-call activity on the various bases.

Key words: trunk-call activity, crisis of negotiations, preventive maintenance of crisis of negotiations, antirecessionary management, capture of hostages, negotiations with criminals, criminal situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.