Предварительная подготовка к проведению переговоров сотрудников органов внутренних дел в ситуации захвата заложников
M. Р. ДАВЛЕТШИН,
слушатель 2 факультета
(подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России)
(Академия управления МВД России) Email: [email protected]
Preliminary Preparation for Negotiation of Staff of Bodies of Internal Affairs in a Situation of Taking of Hostages
M. R. DAVLETSHIN,
Listener of the 2nd Faculty
(Preparation of Managers (Heads) of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia)
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье рассматривается проблема ведения переговоров с лицами, совершившими преступное деяние в ситуациях захвата заложников. Автор акцентирует внимание на важности подготовительного этапа к переговорам с преступниками после получения сообщения о преступлении, привлечении к переговорному процессу с преступниками компетентных, подготовленных лиц, обеспечении их специальным оборудованием. В статье освещается вопрос о необходимости изучения социальных сетей преступника, его электронных аккаунтов, связей.
Переговорный процесс, переговоры, социальные сети, психологические приемы, ситуация захвата заложников, переговорная деятельность сотрудников ОВД, освобождение заложников.
УДК 341.348.316.48
The article deals with the problem of negotiating with persons who have committed a criminal act in situations of hostage taking. The author emphasizes the importance of the preparatory stage for negotiations with criminals after receiving a report on a crime. Attraction to the negotiation process with the criminals of competent, trained individuals, providing them with special equipment. The article addresses the issue of the need to study the social networks of the offender, his electronic accounts, connections.
Egotiation process, negotiations, social networks, psychological techniques, the situation of hostage-taking by criminals, negotiation activities of ATS employees, the release of hostages.
Анализ практики переговоров с преступниками как зарубежных, так и отечественных правоохранительных органов показывает, что возникновение кризисов в переговорной деятельности часто происходит из-за недостаточной компетентности сотрудников, ведущих переговоры, а поэтому при их срыве наблюдается рост числа жертв как среди заложников и случайных прохожих, так и среди личного состава органов внутренних дел [3].
Анализируя различные переговорные ситуации, связанные с фактом совершения преступлений, в частности с захватом заложников, можно классифицировать данные ситуации
как запланированные акции или спонтанно возникшие ситуации. В подавляющем большинстве совершение преступлений в ситуации спонтанно возникших агрессивных эмоций обусловлено действием алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ. Данное явление — захват заложников — существует на протяжении долгого времени, но массовый характер оно приобрело в последнее десятилетие.
Значимость проблемы возросла, что требует выработки алгоритма действий, способствующих эффективному разрешению, преодолению и недопущению захвата заложников в будущем.
При поступлении в органы внутренних дел информации о захвате заложников незамедлительно принимаются меры по оцеплению района совершения преступления: тем самым ограничиваются дальнейшие возможные действия преступников, при которых могут пострадать иные лица (соседи, случайные прохожие и т. д.).
Важно отметить, что на группу ведения переговоров возложены обязанности по своевременной и объективной оценке полученной информации в ходе переговорного процесса и других необходимых мероприятий; анализ психологически значимой информации по составлению психологического портрета личности совершившей или совершающей преступные деяния, получение и анализ данных о планах, намерениях и дальнейшем поведении преступников. Необходимо отметить значимость разъяснений о получении необходимых данных для осуществления различных мероприятий по освобождению заложников; значимость разъяснений последствий преступных действий и склонения к отказу от преступных действий [1].
Для успешного разрешения ситуации, связанной с захватом заложников, необходима детальная разработка этапов, через которые проходят сотрудники внутренних дел при переговорах с преступниками.
Знание основных этапов переговорного процесса позволит более свободно ориентироваться в ходе диалога с преступниками, придаст логичность и последовательность предпринимаемым усилиям. Первый этап: во время него обобщается первоначальная информация о ситуации, требующей ведения переговоров, принимаются решения об их ведении, выделяются переговорщики, собираются дополнительные данные о возникшем конфликте, определяется тактика ведения диалога, устанавливаются контакты с преступниками, достигается стабилизация обстановки.
На всех этапах переговоров необходимо учитывать возможность уменьшения числа заложников, в первую очередь женщин, детей, больных и пожилых людей, используя все поводы для постановки этого вопроса. Каждый освобожденный заложник — успех, достигнутый переговорщиками, т. к. освобождение заложников, сохранение жизни и здоровья является основной целью переговоров [4].
При получении сообщения о захвате заложников необходимо немедленно проверить адрес совершения преступления по всем имеющимся оперативным учетам, наличие охотничьего оружия, его вид (нарезное, гладкоствольное), установить лица, которые зарегистрированы в данном адресе (судимые).
При установлении данных о лице, совершившем преступление, — проверить его по всем учетам, включая психоневрологические и наркологические диспансеры, наличие или отсутствие судимости, наличие зарегистрированного огнестрельного оружия, охотничий опыт. Также необходимо проверить его по учетам Министерства обороны (для уточнения боевого опыта, уровня подготовки владения оружием).
Необходимо оперативно установить круг общения преступника, его аккаунты в социальных сетях («Инстаграм», «Вконтакте», «Перископ» — наиболее популярные в России).
Один из примеров трагедий, при которых использовались социальные сети: в Псковской области 14 ноября 2017 г. двое подростков обстреляли из охотничьего ружья сотрудников органов внутренних дел. Прибывшие на место преступления сотрудники спецподразделений использовали светошумовые гранаты, стали штурмовать дом, из которого велась стрельба.
Войдя в дом, они обнаружили, что подростки погибли. Процесс штурма и неудачных переговоров подростки фиксировали с помощью нескольких онлайн-трансляций в «Перископ».
Важно отметить, что погибшие молодые люди в момент совершения преступления отвечали на вопросы, были на связи в прямом эфире со своими друзьями, активно общались.
Ранее подобных ситуаций не возникало. Современное цифровое общество диктует новые правила поведения в социуме, которое выражается в активной трансляции своей частной жизни в сети Интернет.
Анализируя другую ситуацию, связанную с захватом заложников, необходимо отметить, что 24 мая 2018 г. вооруженный ружьем А. Боровой в состоянии алкогольного опьянения взял в заложники своих соседей по квартире — мужчину, ребенка и женщину — и угрожал им оружием. Прибывшие сотрудники полиции предприняли попытку освободить семью, тем самым спровоцировав Борового выстрелить в своего соседа и в себя. Позже с телесными повреждениями А. Боровой был госпитализирован в реанимацию; женщину с ребенком освободили и оказали им необходимую медико-психологическую помощь.
Преступник также описывал свои действия в социальных сетях, разъяснял причину своего психоэмоционального состояния. В качестве причины, побудившей его к захвату заложников, на своей странице в «Одноклассниках» 48-летний А. Боровой указал «черных риелторов».
Анализируя особенности данных ситуаций, необходимо отметить, что действия сотрудников полиции могли бы быть более эффективными, если была бы проведена специальная профес-
сионально-психологическая подготовка, целью которой явилось бы формирование переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел.
Актуальной становится потребность в развитии не только первичной переговорной грамотности, но и формирование антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел.
Впервые В. В. Вахниной вводится такое понятие, как «антикризисная переговорная компетентность», которая вырабатывается путем развития базовой переговорной компетентности и ее дальнейшей специализации.
Сформированная антикризисная переговорная компетентность позволяет более успешно проводить переговоры, предупреждая возникновение кризисных переговорных ситуаций. Развитие антикризисной переговорной компетентности у сотрудников органов внутренних дел происходит в реальных условиях оперативно-служебной деятельности и в процессе моделирования различных кризисов переговорной деятельности, выбора путей их предупреждения и преодоления в условиях, максимально приближенных к условиям реальных переговоров в ситуации, связанной с совершением преступления. Формирование антикризисной переговорной компетентности, навыков реального взаимодействия с преступниками представляется наиболее сложным этапом подготовки специалистов-переговорщиков.
Специальная подготовка сотрудников-переговорщиков — это особый вид психологической подготовки к эффективному ведению переговоров, осуществлению коммуникативного контакта в динамически изменяющихся условиях. Они должны обладать знаниями в области юридической психологии, юридической педагоги-
ки, тактики действий органов внутренних дел в экстремальных ситуациях.
В ходе специальной психологической подготовки в наибольшей мере решаются вопросы по снижению элементов неизвестности в общей системе предстоящих действий, формируются и активизируются специфические качества, необходимые именно для выполнения данной задачи [2, 5].
Во всех случаях преступниками активно использовались социальные сети. Поэтому в подготовительном этапе к переговорам следует обращать внимание на то, какую активность проявлял злоумышленник в интернет пространстве, в каких социальных группах состоял (возможно, в крайне радикальных, экстремисткой направленности, или в группах агрессивно настроенных против действующей власти). Поэтому считаем, что при формировании антикризисной переговорной компетентности сотрудников ОВД, необходимы навыки работы с социальными сетями, интернет мониторингом и т. д.
Подводя итог, следует отметить, что для эффективного проведения переговоров необходимо оперативное получение сведений парламентером. Необходимо учитывать, что результативность переговоров зависит не только от желания сотрудников ОВД провести их качественно, но и от использования ими в процессе своей деятельности современных технологий. Необходимо готовить специальных сотрудников-психологов, которые помимо возложенных на них обязанностей по работе с личным составом смогут проводить мероприятия по переговорам с преступниками в экстренных ситуациях. Подготовку переговорщиков следует проводить таким образом, чтобы акцент подготовки смещался на применение в ходе переговоров уже известных, проверенных и апробированных психотехник.
Список литературы:
1. Вахнина В. В. Некоторые особенности преодоления кризисов переговорной деятельности сотрудников полиции в ситуации захвата заложников // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1.
2. Вахнина В. В., Майдыков А. Ф, Ульянина О. А. Концептуальные основы формирования и развития антикризисной переговорной компетенции руководителей органов внутренних дел // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4.
3. Вахнина В. В. Совершенствование переговорной культуры субъекта труда в особых
условиях // Проблемы эффективной интеграции инновационного потенциала современной науки и образования // Сборник материалов международной научно-практической конференции, 2018.
4. Илларионов В. П. Переговоры с преступниками. Тактические и психологические основы переговоров с преступниками. М., 1993.
5. Мартилова Н. Л. К проблеме определения профессионально значимых индивидуально-психологических качеств полицейского // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).