УДК 159.9:351.74 АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ СУХОВ,
ББК 88.472 доктор психологических наук, профессор,
С91 заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы
(Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина),
e-mail: [email protected]; ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА ВАХНИНА,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами (Академия управления МВД России), e-mail: vikavahnina@ mail.ru © Сухов А. Н., Вахнина В. В., 2015
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Реферат: кризисные ситуации в переговорной деятельности отличаются новизной, требующей мобилизации познавательных способностей, эмоциональной устойчивости, и характеризуются существенно меняющимися условиями. К кризису в переговорной деятельности приводят специфические факторы, внешние условия, психологические особенности субъектов переговоров. Кризис возникает в ситуации при наличии совокупности кризисогенных факторов. Они могут быть как эндогенными, так и экзогенными.
Переговорная ситуация становится кризисной, когда возникает совокупность кризисогенных факторов (экзогенной и эндогенной природы), которые вызывают нарушения процесса переговорной деятельности. Каждая ситуация переговоров с преступником имеет свои индивидуальные особенности, в том числе психологические.
На основе эмпирических исследований выявлены детерминанты кризисов переговорной деятельности, которые могут блокировать реализацию избранной стратегии и тактик переговорного процесса. Учет детерминирующих кризисогенных факторов и условий переговорной деятельности позволяет прогнозировать переговорный процесс, эффективно выбирая его стратегию и тактики, техники и приемы на различных этапах в отношении определенных категорий преступников.
Ключевые слова: кризисная ситуация, экзогенные факторы, эндогенные факторы, детерминанты кризисов, индекс кризисности, переговорный процесс, субъекты переговоров, переговорная деятельность.
Переговорная деятельность рассматривается нами как управляемая система, а состояние управляемой системы переговорного процесса вне кризиса в большей или меньшей степени сбалансированно (равновесно). Как только наступает нарушение взаимодействия между участниками переговорного процесса, следует говорить о кризисе.
Кризис переговорной деятельности - это состояние разбалансированности управляемой системы переговоров, при которой управленческое воздействие не дает ожидаемого результата, так как нарушается взаимодействие субъектов переговоров и происходит эскалация противоречий. Нарушается также совместная коммуникативная деятельность, которая характеризуется обострением конфликта мотивов, срывом согласования целей и интересов участников, стремлением одной или обеих сторон вернуться к конфликтному способу взаимодействия, отдалением достижения результа-
та переговорного процесса в ситуации, связанной с фактом совершения преступления. Кризис переговоров характеризуется возможной потерей достигнутого психологического контакта и доверия в отношениях. Система выхода из кризиса вариативна и динамична в зависимости от его характера, процесса его развития, особенностей его участников и специфики их взаимодействия.
Кризис является многоуровневым, при этом особое значение имеет его структурно-функциональное строение, иерархия и взаимодействие составляющих его элементов, наличие периодов развития, которые обозначаются как кризисы. За периодом скрытого накопления противоречий наступает период, в котором накопленные противоречия разрешаются через кризис [1, с. 237].
Кризисные ситуации в межличностном взаимодействии могут быть осмыслены как ситуации, в которых субъекты сталкиваются с невозможностью продолжать взаимодействие с помощью при-
вычных для них способов, форм и установок, поскольку это угрожает сложившемуся ранее порядку общения, отношениям, безопасности личности в данном взаимодействии [2, с. 312].
Кризисные ситуации в переговорной деятельности отягощены спецификой вынужденности взаимодействия, негативного отношения субъектов переговоров друг к другу и правовой регламентацией действий только одной из сторон.
К кризису в переговорной деятельности приводят специфические факторы, внешние условия, психологические особенности субъектов переговоров. Кризисогенные факторы, вызывающие нарушения динамики процесса переговорной деятельности, имеют экзогенную либо эндогенную природу. Экзогенные кризисогенные факторы могут быть специфическими показателями внешних условий, которые провоцируют кризис. Эндогенные кризисогенные факторы делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся проявления деятельности одного из субъектов переговоров, провоцирующие кризис, ко вторичным - искаженное восприятие деятельности одного из субъектов, которое воспринято субъектом не так, как ожидалось другим субъектом.
Кризис в переговорной деятельности сотрудников ОВД может повлечь за собой невозможность ее осуществления в результате влияния кризисо-генных факторов и условий, то есть возникновения реальных непреодолимых трудностей, что будет характеризовать непреодолимость кризиса. Кризисная ситуация в переговорной деятельности сотрудников ОВД - это совокупность факторов и условий, создающих потенциальные непреодолимые трудности для ее осуществления. Трудности могут быть в кризисной ситуации, но она без переговорной деятельности не существует, поэтому трудности, а равно кризис, находятся именно в переговорной деятельности.
В ходе эмпирического исследования с помощью специально разработанной карты кризисной ситуации было изучено 1705 ситуаций, которые и составили банк кризисных ситуаций. Основной упор в изучении переговоров в кризисных ситуациях был сделан на анализ психологической составляющей ситуации, связанной с особенностями взаимодействия субъектов. В бланк анализа были включены вопросы, позволяющие получить информацию о перцептивных, коммуникативных, ценностно-мотивационных, поведенческих и эмоционально-волевых процессах взаимодействия субъектов переговорного процесса.
Ретроспективный анализ трудной кризисной ситуации производил только сам основной участник переговоров, что позволяло зафиксировать
субъективное видение им психологических составляющих ситуации, мотивы вхождения в ситуацию и поведения в ней, переживания и иные реакции, различные аспекты восприятия оппонента и представление о самом себе в условиях ситуации, выбираемые способы воздействия на оппонента и личную оценку их результативности, а также оценку эффективности применяемых стратегий и тактик, возможностей преодоления кризиса.
Среди наиболее часто встречаемых трудностей оказались в порядке ранговой значимости: угрозы, чрезмерные требования и эскалация требований, наличие заложников, физическое насилие над ними. При возникновении риска трудностей в процессе переговоров можно говорить о том, что есть риск кризиса. Так, еще до наступления кризиса по всем пяти компонентам - в ценностно-мотива-ционном, перцептивном, коммуникативном, поведенческом и эмоционально-волевом - можно говорить о возникших трудностях, повлекших за собой рассогласование взаимодействия субъектов переговоров.
На основе анализа полученных карт кризисных ситуаций была разработана аналитическая карта переговоров, при заполнении которой можно проводить системный анализ возникающей переговорной ситуации. Благодаря обобщению информационной базы по конкретной ситуации возможен эффективный выбор стратегии и тактики ведения переговоров с использованием структурно-функциональной модели кризиса переговоров. Кроме того, с учетом сочетания системных, ситуационных и субъективных факторов, способствующих возникновению кризиса переговоров, анализируя карту, можно прогнозировать наступление кризиса. Значит, при учете допустимого нивелирования какого-либо из факторов можно будет предупредить либо отсрочить наступление кризиса переговоров.
Рассматривая проблемы в организации процесса переговорной деятельности, респонденты поставили на 1-е место проблему возникновения взаимодействия между переговорщиками и преступниками - 40 % и на 2-е место - проблему подготовки переговорщиков - 38 %. В группе экспертов соответственно 32 и 25 %. При этом организационные, процедурные, правовые проблемы значительно менее значимы с точки зрения как респондентов, так и экспертов. Выделялась также проблема взаимодействия между лицами, осуществляющими переговорный процесс.
Рассматривая условия, оказывающие влияние на переход переговоров в состояние кризиса, как эксперты, так и респонденты выделили (в порядке ранговой значимости) дефицит времени, неопределенность, неполную информацию, стресс, дав-
ление руководства, личную ответственность, вмешательство СМИ и общественный резонанс. Наибольшие значения - у неполноты информации и личной ответственности переговорщика как условий, влияющих на переход переговоров в состояние кризиса. При этом незначимым оказалось количество преступников.
Среди оказывающих влияние на переход переговоров в состояние кризиса нами были выявлены следующие компоненты: ценностно-мотивацион-ный (потребности, мотивы, цели); коммуникативный (вербальное, невербальное общение); перцептивный (особенности восприятия других субъектов переговоров); эмоционально-волевой (чувства и эмоции); поведенческий (тактики и стратегии переговоров). Переход переговоров в состояние кризиса происходит через диссонанс в сферах выделенных компонентов.
По итогам факторного анализа 1705 карт кризисных ситуаций был выделен 51 показатель, способствующий возникновению кризиса. Для определения степени риска кризиса можно предложить индексировать показатели возникновения кризиса -
кризисогенные факторы, отмеченные в карте переговоров. С помощью данной шкалы можно оценивать эффективность использования алгоритма ситуационного реагирования. Так, при большом индексе риска кризисности переговоров можно говорить о неправильно выбранной стратегии либо об ошибке ее реализации. Степень выраженности индекса кризисности определяет возникновение кризиса, а его дальнейшее снижение свидетельствует о преодолении кризиса в переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, трудности, возникающие при ведении переговоров, в том числе заметно увеличивающиеся количественно, могут быть предкризисной зоной в динамике управляемой системы переговорной деятельности. Кризисные ситуации могут быть различны, поэтому единых характеристик для предкризисной и посткризисной зоны выявить невозможно ввиду индивидуальности каждого переговорного процесса, однако количеством трудностей можно пользоваться как неким индикатором риска возникновения преодоления кризиса.
Список литературы
1. Бендюков М. А. Психология профессионального кризиса у безработных : дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2009. 361 с.
2. Психология общения : энцикл. словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М., 2011. 600 с.
ANATOLY NIKOLAEVICH SUKHOV,
dsc in psychology, professor, head of the social psychology and social work department (S. A. Yesenin Ryazan state university), e-mail: [email protected]; VICTORIA VLADIMIROVNA VAKHNINA, phd in psychology, associate professor, associate professor of the psychology, pedagogics and the organization of work with shots department
(Academy of the department of MIA of Russia), e-mail: vikavahnina@ mail.ru © Sukhov A. N., Vakhnina V. V., 2015
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CRISIS SITUATIONS IN NEGOTIATION ACTIVITY OF STAFF OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
Annotation: the crisis in the negotiation activities differ novelty, requiring the mobilization of cognitive abilities, emotional stability, and are characterized by significantly changing conditions. By the crisis in negotiation activities result in specific factors, environmental conditions, the psychological characteristics of the subjects of the negotiations. The crisis situation arises in the presence of a crisis-prone set of factors. They can be both endogenous and exogenous.
Negotiating the situation becomes a crisis when there is a crisis-prone set of factors (exogenous and endogenous nature) that cause violations of negotiation activities. Each situation is negotiating with the offender has its own individual characteristics, including psychological.
On the basis of empirical studies revealed determinants of crisis negotiation activities, which can block the implementation of the chosen strategy and tactics of the negotiation process. Accounting for determining a
crisis-prone environment factors and negotiation activities predicts the negotiating process, effectively choosing his strategy and tactics, techniques and methods at different stages in relation to certain categories of offenders.
Key words: crisis situation, exogenous factors, endogenous factors, determinants of crises, krizisnost index, negotiation process, subjects of negotiations, negotiation activity.
References
1. Bendjukov M. A. Psihologija professional'nogo krizisa u bezrabotnyh. Dis. d-ra psihol. nauk [Psychology of vocational crisis for the unemployed. Dr. psychological sci. diss.]. St. Petersburg, 2009. 361 p.
2. Psihologija obshhenija. Jenciklopedicheskij slovar' [Psychology of communication. Collegiate Dictionary]. Under the editorship of A. A. Bodalev. Moscow, 2011. 600 p.