Научная статья на тему 'Особенности стратегий ведения переговоров с преступником в различных кризисных ситуациях'

Особенности стратегий ведения переговоров с преступником в различных кризисных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1737
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕГОВОРНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПЕРЕГОВОРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СRISIS NEGOTIATING ACTIVITIES / NEGOTIATING STRATEGIES / NEGOTIATING COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина В.В.

В статье рассматриваются проблемы кризисов переговорной деятельности, изучаются кризисные ситуации, возникающие у сотрудников полиции в ходе переговорного процесса. На основе результатов эмпирического исследования автор выявляет стратегии и тактики субъектов переговорного процесса, их психологические особенности и предлагает методики формирования переговорной компетентности у сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вахнина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy and tactics of negotiation with the offender in various crisis situations

Paper is devoted to address the problem of crisis negotiation activities. The author examines the different situations of the negotiation process of police officers in crisis. The article presents the results of empirical research strategies identified subjects of negotiations, their psychological characteristics. The author introduces the reader to the tactics and strategies capable of effectively form a negotiating competence of police officers in situations negotiations with criminals.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегий ведения переговоров с преступником в различных кризисных ситуациях»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

В.В. ВАХНИНА,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат психологических наук, доцент (Академия управления МВД России)

V.V. VAKHNINA,

docent of the chair of psychology, pedagogics and organization of work with personnel,

candidate of psychological sciences, associate professor (Academy of management of Ministry of the Internal Affairs of Russia)

УДК 341

Особенности стратегий ведения переговоров с преступником в различных кризисных ситуациях

Strategy and tactics of negotiation with the offender

• • • • • _ ■ •

in various crisis situations

В статье рассматриваются проблемы кризисов переговорной деятельности, изучаются кризисные ситуации, возникающие у сотрудников полиции в ходе переговорного процесса. На основе результатов эмпирического исследования автор выявляет стратегии и тактики субъектов переговорного процесса, их психологические особенности и предлагает методики формирования переговорной компетентности у сотрудников полиции.

Кризисные ситуации, переговорная деятельность, переговорные стратегии, переговорная компетентность

Paper is devoted to address the problem of crisis negotiation activities. The author examines the different situations of the negotiation process of police officers in crisis. The article presents the results of empirical research strategies identified subjects of negotiations, their psychological characteristics. The author introduces the reader to the tactics and strategies capable of effectively form a negotiating competence of police officers in situations negotiations with criminals.

Сrisis negotiating activities, negotiating strategies, negotiating competence.

Переговоры с преступниками — это динамический процесс, эффективная форма общения и взаимодействия, позволяющая стабилизировать и разрешать ненасильственными методами кризисную ситуацию. Успешный переговорщик является хорошим слушателем

(«мы узнаем, когда мы слушаем»), вникает в слова, фразы и анализирует версию событий, которую озвучивает преступник, поскольку все это способствует осуществлению сбора, оценке, планированию дальнейших действий. Переговорщику необходимо помочь преступнику рас-

сказать свою историю, версию происходящего, добиться его участия в переговорах, используя приемы активного слушания.

Психологическим содержанием кризиса переговорной деятельности является комплекс психических состояний обеих или одной из сторон переговорного процесса, когда субъективно отвергаются все предлагаемые пути разрешения ситуации или в качестве единственного способа ее разрешения рассматриваются насильственные действия.

Кризисные ситуации переговорной деятельности отличаются новизной событий, требуют мобилизации познавательных способностей, эмоциональной устойчивости и характеризуются существенно меняющимися условиями, при которых может возникнуть опасность невыполнения задачи.

Психологами был введен термин «динамическое бездействие». При использовании метода активного слушания может показаться, что никакого действия не происходит, но на самом деле в процессе слушания переговорщик постепенно берет под свой контроль кризисную ситуацию путем оценки обстоятельств, требований и позиций субъектов переговоров. Если преступник выдвигает требования, которые действительно могут быть реализованы, это может означать, что он не стремится к самоуничтожению.

Для выбора оптимальной стратегии поведения при ведении переговоров переговорщику необходимо оценить реальность угрозы. Важно проводить различие между безусловной, наступательной и оборонительной угрозами.

Безусловная угроза является наиболее опасной, так как это прямое заявление о причинении вреда. В данном случае отсутствуют требования каких-либо действий со стороны властей. Пример безусловной угрозы, озвученной преступником: «Я собираюсь убить их!». Наступательная угроза — это заявление: «Если денег не будет в течение 15 минут, кто-то должен умереть!». Обозначено действие, но не ясен объект угрозы. Оборонительная угроза может звучать следующим образом: «Если вы сюда зайдете, то я буду стрелять!». Сможет ли преступник выполнить угрозу — зависит от действий правоохранительных органов.

Выделяют следующие показатели изменения кризисной ситуации: оценка тона субъекта голоса; уменьшение угроз; отсутствие вреда заложникам; отсутствие жертв; общее снижение требований; постепенное переключение требований с предметных (машину, деньги, возможность уйти) на эмоциональные (страхи, чувства, переживания).

Каждая ситуация переговоров с преступником имеет свои индивидуальные особенности, в частности, психологические. Выявление типичных черт преступника имеет важное прикладное значение. Оно позволяет моделировать его ответную реакцию на усилия правоохрани-

тельных органов по урегулированию конфликта, формировать комплекс аргументов, действий, стиль поведения, которые позволили бы снизить уровень его агрессивности и расширить возможности освобождения заложников.

Психологическое состояние лиц, решившихся на захват заложника, складывается из ряда факторов: пренебрежение к действующим правовым нормам, отсутствие страха в момент захвата перед негативными санкциями, уверенность в том, что предпринятые насильственные действия — единственный способ решения проблемы.

Искусство рефлексивного управления1 сводится к тому, чтобы подвести субъект по общению под тактику, которая выгодна инициатору рефлексивного управления. Преступник должен думать, что именно данный способ поведения является наилучшим, он выбрал его самостоятельно и заставил действовать правоохранительные органы в выгодном для себя направлении, и это должно привести к реализации задуманного.

Рефлексивная составляющая в переговорном процессе заключается в возможности представить последовательность хода рассуждений взаимодействующих сторон, а также их дальнейшее поведение на основании получаемой информации, имеющихся возможностей и целей, поставленных перед участниками переговоров. Рефлексия отличается от анализа и прогнозирования тем, что наряду с учетом других элементов переговорной ситуации (например, содержания переговоров, количества преступников, их вооружения, особенностей места расположения, сведений о заложниках и возможных жертвах) она основывается на элементах психологического моделирования, особенностях мыслительных операций каждой из сторон.

Выделяется несколько уровней рефлексии. Придерживаясь мнения о том, что уровень рефлексии — это степень проникновения в мыслительный процесс другой стороны, отметим, что начальный уровень рефлексии — это прогноз действий противника на данный момент, следующий уровень —понимание действий противника (когда именно им будут осуществляться ответные действия), последующие уровни будут основываться на очередном анализе особенностей ситуации, личности преступника и прогнозах его действий. Результатом рефлексивного анализа является выбор оптимальной переговорной стратегии.

Эффективный рефлексивный анализ строится на базе имеющегося профессионального опыта переговорщика, наличии комбинаторного мышления, объеме получаемой информации и оптимальной ее реализации. Рефлексивный анализ заключается в попытке мысленно принять пози-

77

1 Способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому.

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

78

цию противостоящей стороны и осознать мотивы требований, осознать возможные способы их удовлетворения в ходе переговоров, приемлемые для обеих сторон. Грамотное использование данного анализа может привести к благополучному достижению целей переговоров.

Кризисные переговоры можно охарактеризовать как уникальное взаимодействие, в котором один или несколько человек, угрожая жизни других, используют страх в качестве средства достижения своей цели. В случае захвата заложников (запланированное преступление) поведение преступников направлено на достижение целей, что обусловливает выдвижение требований. Требования могут выражаться в демонстрации силы и посредством угроз жизням других. При незапланированных захватах заложников, (например, в ходе семейного конфликта), у преступника отсутствуют запланированные цели, он не выдвигает дополнительные требования.

Важное различие между запланированными и незапланированными захватами заложников в том, что ситуации взаимодействия, особенно в «мягких» переговорах (спонтанный захват заложников, непродуманные требования, что облегчает оказание психологического воздействия на преступника), на первом этапе являются рискованными, потому что преступник может находиться под воздействием сильных эмоций: обид, разочарования и др., что, в конечном итоге, станет причиной импульсивного применения им силы.

В относительно «мягких» кризисных ситуациях метод активного слушания часто применяется для достижения целей — получить желаемые изменения поведения правонарушителя, собрать психологически значимую информацию и профилактировать дальнейшие возможные осложнения переговорных ситуаций.

«Жесткие» переговорные ситуации также можно назвать рискованными, так как преступники видят в заложниках инструмент для достижения своей цели и выдвигают предметные требования. «Жесткие» ситуации переговоров, как правило, планируются преступниками заранее, и они пытаются свести взаимодействие с переговорщиком к минимуму, в целях минимизации психологического влияния.

Исследования в области чрезвычайных происшествий до сих пор в основном сосредоточены на анализе относительно «мягких» переговорных ситуаций, хотя процентное содержание «жестких» ситуаций в случаях пограничных кризисных ситуаций преступников составляет не менее 95 % [2, 3].

В качестве признаков кризиса переговоров можно выделить следующее: использование физического насилия; значительное общественное воздействие в процессе «жестких» переговоров, особенно в относительно затяжных ситуациях,

освещаемых СМИ; агрессия (реактивная, а не инструментальная агрессия).

Инструментальная агрессия обычно используется как рычаг, чтобы ослабить требования и добиться уступок от сотрудников правоохранительных органов. Реактивная агрессивность выполняет функции защитного механизма в ответ на определенные события.

Таким образом, «жесткие» ситуации вымогательства в переговорном процессе характеризуются значительными временными затратами, наличием кризиса, что обусловливает эффективное и действенное использование средств, в частности, возможностей переговоров.

Во время продолжительных переговоров с течением времени начинает проявляться «групповое мышление», т. е. время ответа группы является более экстремальным (рискованным), чем средняя индивидуальная реакция. Данное явление ученые называют «сдвиг риска» — это явление при групповой дискуссии, возникающее в случае повышения экстремальности принимаемых решений [4].

Верное использование различных стратегий приводит к положительному результату. При выборе стратегии сотрудники полиции, переговорщики в основном полагаются на личный опыт и интуицию.

Неправильное применение методов может подорвать доверие к сотрудникам полиции и переговорщику, привести к возрастанию угрозы для жизни и безопасности субъектов переговорного процесса. Необходимо постоянно исследовать разнообразные переговорные стратегии, находить способы достижения эффективного понимания и взаимодействия с преступниками при захвате заложников.

В ситуации «жестких» переговоров, когда преступник будет пытаться свести диалог к минимуму, переговорщику особенно важно уметь оказывать психологическое воздействие. Данное воздействие может быть определено как процесс, при котором переговорщик пытается добиться изменения отношения, убеждения или поведения преступника или группы преступников путем передачи сообщения. Психологическое влияние неотделимо от социальных взаимодействий, поскольку в межличностных отношениях присутствует стремление формировать отношение или поведение партнера по общению, чтобы произвести положительное впечатление на других людей, и это практически невозможно выполнить без оказания социального влияния [1].

В исследованиях, проводимых в области психологического влияния, выделяются два психологических механизма: индивиды изменяют свое поведение, находя еще один значимый сценарий поведения, предоставляющий, например, власть; индивиды изменят свое поведение в результате социального доказатель-

ства того, что так делают другие, или испытывая ограничение в чем-либо, т. е. дефицит.

Нами были изучены различные переговорные стратегии, используемые в кризисных ситуациях, исследована частота возникновения и эффективность различных стилей управления переговорщиков в различных кризисных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления. Как правило, различают от шести до девяти стилей, а именно: рациональное убеждение, вдохновение (эмоциональный призыв), прямое давление, консультации и законность (легитимность). Долгосрочные переговоры также исследовались, и на данной основе выделялись стратегии достаточно неизменяемые, объединяющие стили поведения. Эмоциональные стратегии ориентированы на отношения между сторонами, а содержательные — связаны с сообщением информации.

Многие поведенческие стратегии могут быть представлены в пяти категориях конфликтного поведения и переговоров: сила, признание, компромисс, избегание, решение проблемы.

Нами были выделены десять основных стратегий, которые используются в различных переговорных ситуациях, связанных с фактом совершения преступления, стратегии, наиболее часто использующиеся в переговорном процессе с преступниками.

В переговорах, связанных с ситуацией захвата заложников, выделяют несколько подвидов ситуаций: когда захват заложников происходит из-за проблем в межличностных отношениях. Как правило, захват заложников происходит спонтанно, под воздействием сильных эмоций. Данная ситуация относится к «мягким» переговорным ситуациям; когда осуществляется захват заложника преступниками, которые сознательно выбирают «жертву», чтобы привлечь внимание к проблеме или вопросу, который необходимо решить; когда преступник, имеющий криминальный опыт, обнаружен: попытка к бегству, ограбление банка, задержание заключенного, который пытается убежать, или преступников, которых преследовали сотрудники органов внутренних дел.

Выделенные переговорные ситуации действительно являются незапланированными, но не являются сложными. В сложных переговорных

Список литературы

1. Васильев Н.Н., Вахнина В.В. Основные психологические и организационно-тактические особенности ведения переговоров с преступниками в кризисных ситуациях при захвате заложников: материалы XI научно-практической конференции. М., 2009.

2. Strentz T. Psychological aspects of crisis negotiation. N.Y., 2012.

ситуациях, которые характеризуются «жесткими» переговорами, преступники выдвигают предметные требования, уточняют полномочия переговорщика, и появляется риск появления жертв среди заложников, поскольку не развиваются личные отношения с удерживаемыми людьми. Случаи похищения человека и вымогательство дополнительно характеризуется тем, что в «жестких» переговорах преступники требуют денег, ценные бумаги и получения информации.

В целом, в переговорных ситуациях захвата заложников, похищения людей и вымогательстве наиболее часто используются стратегии «доброта», «прямое давление» и «рациональные убеждения». Кроме того, существенные различия выявлены между захватом, похищением и вымогательством: при захвате заложников — эффективны стратегии влияния «доброта» и «эквивалентный», «запугивание» часто используется при похищении людей и вымогательстве, а «эмоциональный призыв» — в ситуациях захвата заложников и похищения людей, меньше при вымогательстве.

Таким образом, выбор стратегии ведения переговоров базируется на опыте переговорщика (интервью, анализ практики), ранее принятых решениях (зачастую интуитивных, с учетом ситуационных переменных и личностных особенностей). В частности, это — психолого-клиническая характеристика преступника, его общекультурный уровень, наличие религиозных, национальных особенностей воспитания. На выбор стратегии также влияет наличие или отсутствие агрессии (реактивной, конструктивной) и особенности угроз.

Профилактика и преодоление кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел предусматривает изучение особенностей кризисов переговорной деятельности в различных криминальных ситуациях, использование новых моделей переговоров, новых адаптационных возможностей, формирование переговорной компетентности (подготовленности) и готовности сотрудников органов внутренних дел, использование различных переговорных стратегий, что обеспечит эффективное использование методов позитивного разрешения кризисных ситуаций.

3. Oudenhoven J.P. van, Giebels E. Groepen aan het werk. Groningen, 2004.

4. Tinsley C.H. How negotiators get to yes: predicting the constellation of strategies used across cultures to negotiate conflict // Journal of Applied Psychology. 2001. 86 (4).

E-mail: vikavahnina@mail.ru.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.