Научная статья на тему 'Переговорная практика в деятельности силовых структур'

Переговорная практика в деятельности силовых структур Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРЫ / ПЕРЕГОВОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / NEGOTIATION / КОНФЛИКТУЮЩИЕ СТОРОНЫ / CONFLICTING PARTIES / КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ / ЗАЛОЖНИКИ / HOSTAGE / NEGOTIATION INTERACTIONS / RESPONSE COORDINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Евгений Анатольевич

Статья рассматривает различные аспекты переговорной практики в деятельности силовых структур. Показано, что переговоры ориентированы на сотрудничество и необходимы для принятия совместных решений. Выделены различные функции переговорного процесса. Установлено, что взаимодействие военнослужащих внутренних войск МВД России с противостоящей стороной, предполагающее переговорный контакт и требующее знания основ переговорных техник, неотъемлемая часть деятельности офицеров войск при выполнении служебно-боевых задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGOTIATING PRACTICE OF POWER STRUCTURES’ ACTIVITY

This article discusses the aspects of the negotiating practices of power structures’ activity. It is shown that the negotiation focused on cooperation and is necessary for taking of joint decision. The various features of the negotiation process are detailed. It is established that the cooperation of military men of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, suggesting the negotiation contact with the opposing party and required the knowledge of basics of negotiating techniques is an integral part of the of military officer personnel’s activity in subject to service and fighting missions

Текст научной работы на тему «Переговорная практика в деятельности силовых структур»

УДК 159.98 С

И

ПЕРЕГОВОРНАЯ ПРАКТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ X

СИЛОВЫХ СТРУКТУР О

а

Иванов Е.А. Г

Я

Статья рассматривает различные аспекты переговорной практики в деятельно- ^ сти силовых структур. Показано, что переговоры ориентированы на сотрудничество

и необходимы для принятия совместных решений. Выделены различные функции пере- t"^

говорного процесса. Установлено, что взаимодействие военнослужащих внутренних ¡Я

войск МВД России с противостоящей стороной, предполагающее переговорный кон- Ч

такт и требующее знания основ переговорных техник, - неотъемлемая часть дея- ^

тельности офицеров войск при выполнении служебно-боевых задач Ь

This article discusses the aspects of the negotiating practices of power structures' acti- О

vity. It is shown that the negotiation focused on cooperation and is necessary for taking of V

joint decision. The various features of the negotiation process are detailed. It is established Т

that the cooperation ofmilitary men of internal troops of the Ministry ofInternal Affairs of the И

Russian Federation, suggesting the negotiation contact with the opposing party and required "

the knowledge of basics of negotiating techniques is an integral part of the of military officer О

personnel's activity in subject to service and fighting missions 3

Ключевые слова: переговоры; конфликтующие стороны; координация действий; О

заложники; переговорные взаимодействия W

СГ

Keywords: negotiation; conflicting parties; response coordination; hostage; X

negotiation interactions c

В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассма- у

триваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии. К Многие исследования сосредоточены на решении двух проблем: выявлении

Н

совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторо- Р нами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений. Наиболее разработана технология переговорного процесса.

Переговоры - древнее и универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям: дипломатическому, торговому и разрешению спорных проблем. Ниже переговоры рассматриваются как средство завершения конфликта, когда оппоненты исчерпали возможности силового разрешения противоречия1.

1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология DOC. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.

Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров тогда, когда конфронтация не дает результатов или становится невыгодной. Выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничества.

Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться серьезные разногласия и на этой почве возникает конфликт. Возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать.

Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждый участник переговоров сам решает, соглашаться или нет на то или иное предложение. Совместное решение - это единое решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации.

Установлено, что переговоры не нужны, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов. Однако многие вопросы легче, дешевле и быстрее решать не через судебные инстанции, а путем переговоров. В США такие ситуации составляют 90-95 % всех гражданских исков2.

Существуют различные подходы к классификации переговоров. Один из них основывается на выделении различных целей их участников3.

1. Переговоры о продлении действующих соглашений. Например, временного соглашения о прекращении военных действий.

2. Переговоры о нормализации. Проводятся с целью перевода конфликтных отношений к более конструктивному общению оппонентов. Часто проводятся с участием третьей стороны.

3. Переговоры о перераспределении. Одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой. Эти требования, как правило, сопровождаются угрозами наступающей стороны.

4. Переговоры о создании новых условий. Их целью является формирование новых отношений, заключение новых соглашений.

5. Переговоры по достижению побочных эффектов. Решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.д.).

В зависимости от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяются различные функции переговоров4.

- информационная (стороны заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы по каким-либо причинам на совместные действия);

- коммуникативная (налаживание новых связей, отношений);

2 Борьба с терроризмом: теория и практика: учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2005. 384 с.

3 Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон // Иностр. Психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 87-93.

4 Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. 156 с.

146

Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (50) 2014

- регуляции и координации действий;

- контроля (например, по поводу выполнения соглашений);

- отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для перегруппировки или наращивания сил);

- пропаганды (позволяет одной из сторон показать себя в выгодном свете в глазах общественности);

- проволочек (одна из сторон идет на переговоры, чтобы вселить надежду у оппонента на решение проблемы, успокоить ее). Существует три типа совместных решений участников переговоров:

- компромиссное, или «срединное решение»;

- асимметричное решение, относительный компромисс;

- нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.

Для отечественной социальной психологии правомерно выделить исследовательский интерес в области переговорного процесса, связанного с функционированием силовых структур и, прежде всего, ФСБ и МВД, как узко ориентированную переговорную деятельность по отношению к преступникам, захватившим заложников (воздушное судно, исправительно-трудовое учреждение и т.д.).

Начало переговоров с преступниками в мировой практике, оказавшее существенное влияние и на практику отечественную, датируется 5 сентября 1972 года, когда группа террористов захватила заложниками в Мюнхенской олимпийской деревне девять спортсменов, требуя вылета в Ближневосточную страну.

Результаты проведения силовой операции оказались совершенно противоположны ожидаемым - все заложники погибли. Подводя итоги этой операции, эксперты пришли к выводу, что применение силы в подобных ситуациях требует особой осторожности, и альтернативой здесь могут быть только переговоры. Международная общественность в рамках ООН принимает соответствующие законодательные документы - «Конвенция по борьбе с заложничеством в мирное время» (1977) и «Конвенция о борьбе с захватом заложников» (1979).

До начала 90-х годов специфические знания, накопленные специалистами соответствующих силовых структур, характеризуются как малодоступные для широкого круга общественности. Это обстоятельство вполне объяснимо с точки зрения инструментального использования переговоров в решении задач борьбы с одной из опаснейших форм правонарушений - преступлений с захватом заложников.

На наш взгляд, своеобразная ведомственная замкнутость исследований в этой области значительно объедняет общее направление изучения переговорного процесса в отечественной социальной психологии. Кроме того, проблема в последние десятилетия получила значительное общественное звучание

в России и не могла не стать предметом пристального анализа со стороны широкого круга ученых в различных областях гуманитарного знания.

Отсутствие внятной практики в области урегулирования конфликтов посредством переговоров сказалось на эффективности решения внутренних проблем России. Страна в 90-е годы оказалась практически беспомощной перед огромным числом конфликтов, обрушившихся на нее. Осознание значимости всестороннего анализа проблемы переговоров сподвигло ученых, представителей силовых структур сделать часть своих исследований доступными для специалистов.

На различных этапах истории переговоры становилась предметом деятельности и в сугубо военной сфере, имеющей специфические отличия от сферы правоохранительной. Такие переговоры насчитывают не менее длительную и богатую историю, чем переговоры дипломатические.

Тем не менее, длительное время переговоры в военной сфере не становились предметом серьезного научного анализа. В период проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона (СКР) возник исследовательский интерес к указанному виду переговоров. Практика действий войск различного предназначения в зонах локальных конфликтов заставляет переосмыслить значение переговоров и выйти за рамки традиционных, узко направленных их форм (переговоры о капитуляции, временном перемирии, предъявление ультиматумов и т.д.).

Наличие огромного числа относительно пассивных участников локальных конфликтов (местных жителей), которых невозможно «изъять» из зон боевых действий, либо районов проведения специальных операций, безусловно, налагает определенный гуманистический отпечаток на действия военнослужащих.

В работах известных отечественных психологов А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова (1999) впервые упоминаются данные об исследовании указанного вида переговоров, которые они обозначают термином «местные переговоры», подразумевая значительное число переговорных взаимодействий представителей силовых структур не на высшем или близком к высшему уровню, а на первичном, низовом уровне5.

В указанном исследовании речь шла в основном о переговорах, проводимых с представителями противостоящей в конфликте стороны на примере Чеченской Республики, хотя диапазон оппонирующих субъектов в условиях локальных конфликтов, как показывает исследовательская практика, значительно шире, нежели непосредственные противники с оружием в руках. Дальнейшая разработка поставленной проблемы получила свое развитие. По сути, в этот период было положено начало формированию исследовательского

5 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология DOC. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с. 148 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (50) 2014

направления в области переговоров, охватывающих значительный блок переговоров в военно-правоохранительной сфере.

Известно, что в системе МВД группы ведения переговоров включены в структуры развертывания сил и средств правоохранительных органов при чрезвычайных ситуациях. В специальных подразделениях ФСБ есть штатная группа переговорщиков, имеющая специальную подготовку.

Необходимо признать, что за рамками данного исследования открывается более широкая постановка вопроса. Во всех сферах человеческой деятельности могущественным средством, обеспечивающим ее успех, является общение. В ряде профессий общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую составляющую этой деятельности.

В МВД России эти проблемы подняты давно и есть четкое понимание того, что невозможно решать поставленные перед министерством задачи без достаточной культуры профессионального общения. По данным кадровых работников МВД, изъяны в общении - отсутствие коммуникабельности, замкнутость, неумение устанавливать психологический контакт с людьми - являются противопоказанием к деятельности оперативных работников, следователей, участковых инспекторов и некоторых других ведомственных специальностей.

Не случайно в органах внутренних дел на нормативном уровне этим вопросам уделялось серьезное внимание. Так, еще в 1922 году Наркоматом внутренних дел издается приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением», в котором изложены основные требования к личности сотрудника и культуре его общения с населением.

Р. Фишер и У Юри указывают на относительную обыденность переговоров. По их мнению, мы на протяжении своей жизни систематически занимаемся ведением переговоров: в семье, школе, на рынке и в магазине, по месту работы и дома, в командировке и во время отдыха; при решении личных, бытовых, общественных, государственных, международных вопросов, там, где требуется согласие двух или нескольких сторон.

В полной мере это относится к сотрудникам ОВД, чье взаимодействие с населением находится, по сути, в рамках выполнения профессиональных обязанностей. По нашему мнению, переговорная компетентность офицеров военно-правоохранительных структур в современных условиях - неотъемлемая составная часть его общей подготовки, и ее значение будет возрастать.

Говоря о различных основаниях ведения переговоров с преступниками, не будем забывать и о правовых основах, это прежде всего:

- Конституция Российской Федерации (ст. 2): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»;

- Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 39. Крайняя необходимость). «Превышением пределов крайней необходимости признается

150

причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный»; а также:

- Закон Российской Федерации «О безопасности» (ст. 2);

- Закон Российской Федерации «О милиции» (ст.ст. 11, 12) и другие.

Показательным, с нашей точки зрения, является Закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». В числе первых задач, возлагаемых на войска, указывает участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения.

За общей формулировкой рассматриваемого закона очевиден потенциальный переговорный контакт с различными слоями населения в самых разных ситуациях социального взаимодействия. Так, на соединения и воинские части оперативного назначения, специальные моторизованные соединения и воинские части возлагается ряд задач, среди которых в рамках обсуждаемой проблемы целесообразно выделить следующие:

- участие в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации;

- участие в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах, а при необходимости в исправительных учреждениях;

- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий;

- участие совместно с органами внутренних дел в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам чрезвычайных конфликтов.

Анализ вышеизложенных задач, возлагаемых на внутренние войска (ВВ), позволяет сделать вполне определенный вывод: взаимодействие военнослужащих ВВ МВД России, предполагающее переговорный контакт с противостоящей стороной и требующее знание основ переговорных техник, - неотъемлемая часть деятельности офицеров войск при выполнении служебно-боевых задач (СБЗ). Такая же специфическая функция, как разъединение враждующих сторон, потребует от представителей ВВ и знания основ посреднической деятельности при проведении переговоров между противоборствующими сторонами, что заслуживает отдельного рассмотрения.

Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (50) 2014

При несении службы по обеспечению режима чрезвычайного положения, права военнослужащих войск значительно расширяются, как расширяются и контакты с гражданами, в том числе и в условиях острого конфликтного взаимодействия.

Среди дополнительных прав можно выделить следующие:

- входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности (за исключением дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации);

- временно запрещать или ограничивать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, осуществлять их досмотр в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан;

- не допускать граждан в целях защиты их жизни, здоровья и имущества на отдельные участки местности и объекты, обязывать их оставаться на указанных участках местности и объектах или покинуть их;

- осуществлять при необходимости проверку у граждан документов, а в исключительных случаях при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилых и иных помещений, транспортных средств.

Таковы нормативные предпосылки вступления в переговорный контакт офицеров ВВ МВД России с представителями противостоящей стороны при выполнении СБЗ.

Целями переговорного взаимодействия представителей силовых структур ВВ с противостоящей стороной являются следующие:

а) общественно-значимые цели;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) цели, определяемые необходимостью выполнения конкретной СБЗ, когда силовики имеют возможность выбора между силовым разрешением противоречия и не силовым, посредством переговоров;

в) личные цели.

В большинстве случаев, цели будут носить интегральный характер, то есть присутствовать в комплексе. Например, стремление сохранить жизни и здоровье подчиненных военнослужащих, предпочитая уклониться от столкновения в ситуации, где это возможно, безусловно, будет для офицера одновременно личной, человеческой и общественно-значимой целью.

В качестве противостоящей стороны на переговорах могут выступать как обычные граждане, местные жители, так и преступники, преступившие закон. По сути, это два разных вида переговорного взаимодействия с оппонентами, требующие от офицера определенных переговорных навыков.

Первые ситуации будут характеризоваться в большей мере, как профессиональное общение силовиков, где общая культура, нормативность поведения офицера, реализация им определенных этических норм станут

определяющими в переговорном взаимодействии. Вторые ситуации попадают под целое направление в переговорной практике силовых структур и, прежде всего, представителей органов ФСБ и МВД - переговоры с преступниками.

Таким образом, проведенный нами анализ социально-психологической стороны переговорных ситуаций позволяет выделить три формы переговорного контакта (ФПК) с оппонентами.

ФПК-1. Переговоры, допускающие манипуляцию оппонентом, главной задачей которых является разрешение противоречия не путем «классических переговоров», а нейтрализацией влияния оппонента. Иногда под «ширмой» переговоров речь может идти и о физическом устранении противостоящей стороны в зависимости от «цены» предмета переговоров. В то же время разрешение противоречия может не выходить за рамки самих переговоров, и инструментальным фактором будут выступать переговоры, а не силовое разрешение проблемы.

ФПК-2. Переговоры с противостоящей стороной как средство разрешения конфликтов различной степени напряженности, предполагающие учет офицером-переговорщиком статуса и точки зрения оппонента. Подобная форма переговорного контакта в наибольшей степени соответствует понятию «классические переговоры», рассматриваемому в социальной психологии.

ФПК-3. Переговоры как деловое (профессиональное) общение с противостоящей стороной в отсутствии ярко выраженной конфликтной ситуации, являющееся, по сути, искусством ведения спора, диалога.

Всем трем перечисленным формам переговорного контакта будут присущи как общие черты, так и особенные, специфические.

Кроме этого, важным фактором успеха на переговорах с противником является подготовка лиц, их ведущих. Опыт указывает на необходимость специального отбора людей, которые могли бы заниматься этой специфической деятельностью.

В США в каждом подразделении полиции имеется штат переговорщиков. Есть специальные программы их подготовки.

В Германии в последние два десятилетия переговоры с преступниками выделены в самостоятельную функцию полицейской деятельности. Они являются обязательным компонентом действий полиции в случаях захвата заложников, угроз террористических актов, задержания преступников. Сложилась структура групп ведения переговоров. В их состав входят: руководитель группы, лица, ведущие переговоры, психолог-консультант, техник, секретарь.

Об эффективности переговоров с террористами свидетельствуют данные мировой статистики: 80 % всех заложников удалось освободить в результате переговоров. Наибольшее число жертв приходится на первые два часа после захвата заложников6. Потери в первые часы переговоров, как правило,

6 Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. 156 с. 152 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (50) 2014

связаны с непрофессиональными действиями силовых структур, а также со стрессовым состоянием преступников.

В большинстве случаев в переговорах местного масштаба принимают участие или их готовят офицеры воспитательных структур, обладающие психолого-педагогическими знаниями в большей степени, чем командиры подразделений и частей. В то же время решение на переговорах остается за командиром. Командиры самостоятельно принимают решение на проведение переговоров с противостоящей стороной в 45 % ситуаций. В остальных случаях они идут на переговоры с разрешения вышестоящего руководства. Переговоры местного масштаба, как правило, скоротечны. Большинство из них длится несколько часов, редко - до одних-двух суток. Часто они начинаются без предварительной подготовки.

Опыт показывает, что положительный результат переговоров не является обязательным для вооруженных формирований, которые могут или нарушить его, «подставив» тем самым своих переговорщиков, или расправиться с участниками переговоров, как это было в ходе чеченского конфликта (Самашки, 1995 г.). Несмотря на это, в более чем 70 % ситуаций достигнутые соглашения соблюдались обеими сторонами. На эффективность переговоров влияют:

- обладание переговорщиком знаниями и умениями в области переговорного процесса, то есть его профессионализм;

- знание особенностей психологии местного населения, его традиций и обычаев, уважительное отношение к людям;

- психологическая устойчивость, умение не поддаваться на провокационные выпады, незаконные обвинения и т.д.

Таким образом, переговоры - это способ разрешения конфликта, который заключается в использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы. Переговоры ведутся: о продлении действия соглашений, о нормализации отношений, о перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных эффектов. Среди функций переговоров наиболее значимы: информационная, коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля, отвлечения внимания, пропаганды, а также функция проволочек.

Специфика ведения переговоров с противником (преступниками) состоит в том, что они носят вынужденный характер. Их главная задача - сохранение жизни заложников.

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология DOC. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.

2. Борьба с терроризмом: теория и практика: учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2005. 384 с.

3. Латынов B.B. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон // Иностр. Психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 87-93.

4. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.