Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ'

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалова Евгения Александровна

Автор предлагает решать проблему повышения качества профессиональной подготовки сотрудников МВД России на современном этапе путём внедрения форм интерактивного обучения. В исследовании использовались описательный метод обзора научной литературы, сопоставительный анализ отечественной практики интерактивного обучения, метод моделирования организационно-педагогических условий внедрения форм интерактивного обучения в образовательный процесс вузов МВД (на примере курсов профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности «Полицейский»). В публикации представлена общая содержательная характеристика комплекса методов и форм интерактивного обучения, способствующих совершенствованию коммуникативных компетенций сотрудников полиции. Выявлено, что использование форм интерактивного обучения в подготовке сотрудников полиции позволяет реализовать компетентностный и личностно-развивающий подходы; отбор методов и форм интерактивного обучения на курсах профессиональной подготовки должен согласовываться с профессиональными умениями слушателей, навыками социального и профессионального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигалова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TRAINING IN TRAINING OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The author proposes to solve the problem of improving the quality of professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage through the introduction of forms of interactive learning. The descriptive method of scientific literature review, comparative analysis of the domestic practice of interactive learning, the method of modeling of organizational and pedagogical conditions of implementation of forms of interactive learning in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs (on the example of training courses for privates and junior commanding officers, first hired to the Interior Ministry of the Russian Federation in the position of "Policeman") were used in the study. The publication presents a general substantive characteristic of a set of methods and forms of interactive training, contributing to the improvement of communicative competence of police officers. It is revealed that the use of forms of interactive learning in police training allows to implement competence and personality-development approaches; the selection of methods and forms of interactive learning in professional training courses should be consistent with the professional skills of students, skills of social and professional interaction.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ»

3. Лепшокова Е.А. Формирование творческих способностей у подростков на уроках английского языка в общеобразовательной школе / Е.А. Лепшокова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Карачаевск, 2004. - 23 с.

4. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде / С.М. Лепшокова. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский гос. ун-т, 2003. - 23 с.

5. Тоторкулова К.А. Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами физического воспитания / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы X международной конференции -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 285-289

6. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр.и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

7. Эриксон Эрик Х. Детство и общество / Эрик Х. Эриксон. - Санкт-Петербург: АСТ, 1996. - 332 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

научный сотрудник Жигалова Евгения Александровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Аннотация. Автор предлагает решать проблему повышения качества профессиональной подготовки сотрудников МВД России на современном этапе путём внедрения форм интерактивного обучения. В исследовании использовались описательный метод обзора научной литературы, сопоставительный анализ отечественной практики интерактивного обучения, метод моделирования организационно-педагогических условий внедрения форм интерактивного обучения в образовательный процесс вузов МВД (на примере курсов профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности «Полицейский»). В публикации представлена общая содержательная характеристика комплекса методов и форм интерактивного обучения, способствующих совершенствованию коммуникативных компетенций сотрудников полиции. Выявлено, что использование форм интерактивного обучения в подготовке сотрудников полиции позволяет реализовать компетентностный и личностно-развивающий подходы; отбор методов и форм интерактивного обучения на курсах профессиональной подготовки должен согласовываться с профессиональными умениями слушателей, навыками социального и профессионального взаимодействия.

Ключевые слова: сотрудники полиции, общественно ориентированная деятельность, профессиональная подготовка, коммуникативные компетенции, интерактивное обучение.

Annotation. The author proposes to solve the problem of improving the quality of professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage through the introduction of forms of interactive learning. The descriptive method of scientific literature review, comparative analysis of the domestic practice of interactive learning, the method of modeling of organizational and pedagogical conditions of implementation of forms of interactive learning in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs (on the example of training courses for privates and junior commanding officers, first hired to the Interior Ministry of the Russian Federation in the position of "Policeman") were used in the study. The publication presents a general substantive characteristic of a set of methods and forms of interactive training, contributing to the improvement of communicative competence of police officers. It is revealed that the use of forms of interactive learning in police training allows to implement competence and personality-development approaches; the selection of methods and forms of interactive learning in professional training courses should be consistent with the professional skills of students, skills of social and professional interaction.

Keywords: police officers, socially-oriented activities, professional training, communicative competences, interactive training.

Введение. Пандемия COVID-19 оказала влияние на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе на деятельность правоохранительных органов, которые в условиях чрезвычайных полномочий властей играют ведущую роль и определяют жизнеспособность и эффективность государства. Как отмечается в докладе международной организации Global Initiative Against Transnational Organized Crime [23], вопрос легитимности полиции и доверия к правоохранительным органам становится главным фактором эффективности усилий государства для регулирования общественных отношений в условиях чрезвычайных режимов и неопределённости.

Деятельность полиции в Российской Федерации выступает частью государственной политики обеспечения безопасности, защиты прав и свобод граждан. Эффективность правоохранительной деятельности во многом зависит от уровня правового сознания граждан, роста общественных организаций правоохранительной направленности. Полиция и институты гражданского общества призваны стать партнёрами в практике обеспечения общественной безопасности [13]. Основой взаимодействия полиции и институтов гражданского общества является концепция общественно ориентированной деятельности полиции [11], направленная на предупреждение правонарушений, выявление причин и условий противоправного поведения, устранение последствий правонарушений.

Изложение основного материала статьи. В этой связи актуальным направлением курсов профессиональной подготовки сотрудников МВД России является формирование у них компетенций для осуществления общественно ориентированной деятельности. В современном государстве сотрудники полиции должны владеть не только высоким уровнем профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, гражданско-правового сознания, но и коммуникативными компетенциями [17], позволяющими вести разговор в вежливой форме, используя корректный официально-деловой стиль речи.

Интерес к проблеме формирования коммуникативных компетенций подтверждают публикации, в которых рассматривается роль навыков социального позиционирования [10], диалогического мышления [15], навыков вербального и невербального общения [1] решения служебных задач оперативными сотрудниками полиции.

Формирование и развитие коммуникативных компетенций необходимо рассматривать в контексте теории интерактивного обучения [8; 2; 5], используя различные формы и методы интерактивного обучения [4; 7; 9; 21], в том числе в обучении юриспруденции [6].

Методы исследования. Обсуждение проблемы повышения качества профессиональной подготовки сотрудников полиции основывается на анализе современного опыта педагогической деятельности в вузах МВД России и предполагает

выдвижение гипотезы, направленной на обоснование потенциала интерактивных методов и форм обучения в формировании и развитии коммуникативных компетенций сотрудников МВД.

Теоретические предпосылки исследования. Специфика организации образовательного процесса в рамках курсов подготовки сотрудников полиции состоит в том, что:

1) слушатели, получив предварительную первоначальную подготовку в институте МВД, имея опыт службы в армии, различаются по уровню образования (общее среднее, средне-специальное или высшее (не юридическое) образование);

2) учебные группы отличаются разнообразием национально-этнического состава (русские, буряты, якуты, азербайджанцы, армяне, тувинцы и др.);

3) слушатели имеют непродолжительный первоначальный профессиональный опыт (в пределах 6-ти месяцев).

Отмеченные факторы обусловливают, на наш взгляд, необходимость целенаправленной педагогической деятельности,

направленной на формирование и развитие коммуникативных компетенций как средства повышения качества профессиональной подготовки и общественно ориентированной деятельности сотрудников МВД. Решение этой задачи мы видим в использовании методов и форм интерактивного обучения.

Интерактивное обучение - это обучение во взаимодействии, в котором отражаются связи, отношения между людьми, взаимовлияние. Во взаимодействии происходят изменения в каждом из субъектов и объектах, на которые направлено взаимодействие. В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения людей [2]. Результатом педагогического взаимодействия становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Организация интерактивного обучения в рамках курсов профессиональной подготовки предполагает отбор комплекса методов и форм обучения, стимулирующих диалоговое общение слушателей с преподавателем и между собой. Важно обеспечить включённое обсуждение учебного материала, осознанное и лично пережитое усвоение знаний в процессе проблемно-аналитической, учебно-исследовательской деятельности. В результате интерактивного профессионально-адаптивного образовательного процесса у слушателей формируется личностный опыт применения знаний на практике, что очень важно в общественно ориентированной деятельности сотрудников МВД.

Методы и формы интерактивного обучения усиливают субъектность образовательной деятельности, превращая её в личностно значимый и общественно ориентированный процесс осмысленного изучения фактов, явлений и событий. Интерактивное обучение основано на понимании изучаемого материала, а не просто механическом запоминании информации, характерном для технократического (объясняющего) мышления. Интерактивное обучение основано не только на установлении связи между значениями, но и понимании - поиске их смысла, означивании смысла, осмыслении значения [19].

Наше предположение об эффективности методов и форм интерактивного обучения в вузах МВД подтверждается результатами исследования Н.В. Сердюк [18], позволившими использовать концепцию понимания в педагогической деятельности руководителя органа внутренних дел в целях формирования ценностей и целей служебной деятельности, самоидентификации сотрудника в профессиональной среде.

Для повышения качества образовательного процесса в вузах МВД России, развития у курсантов коммуникативных компетенций, необходимых в контексте общественно ориентированной профессиональной деятельности полицейских мы видим в использовании форм интерактивного обучения: лекции с фрагментами диалога, групповой анализ проблемно-дискуссионных ситуаций, онлайн-консультирование с элементами наставничества. При выборе форм интерактивного обучения мы опирались на ретроспективный опыт педагогической деятельности и публикации, в которых изучены возможности проблемного обучения в процессе профессионального саморазвития [22], иноязычной подготовки [12] курсантов вузов МВД России и др.

Лекция с фрагментами диалога может быть организована во время лекции, когда:

- преподаватель организует обсуждение актуальной профессиональной проблемной ситуации («Какой должна быть антикоррупционная деятельность государства?») и предоставляет слушателям возможность высказать и обосновать варианты решения, в этом случае происходит диалог между преподавателем и слушателем;

- преподаватель формулирует тезис, содержащий противоречивые точки зрения (например, «... сохранение жёстко централизованной федеральной модели построения полиции, как это определено в ФЗ «О полиции», не только создаёт предпосылку закрытости полиции от общественности, дистанционирования от населения, но и определяет необходимость поиска реализации решения проблемы разграничения полномочий федерального центра, субъектов РФ и муниципалитетов в обеспечении правопорядка и безопасности» [20]), затем предлагает принять или опровергнуть высказанные положения, в этот раз обсуждение происходит между слушателями.

Лекция с фрагментами диалога позволяет усилить понимание сути учебной информации, структурировать и применить её аргументации собственной точки зрения. Включённое обсуждение проблемной ситуации или тезиса усиливает социально-адаптивный эффект формирования коммуникативной компетенции: слушатель (сотрудник полиции) тренирует умение высказываться перед аудиторией, учится выбирать целесообразную лексику и грамотно формулировать высказывания. Возникает потребность в расширении словарного запаса, повышении уровня культуры речи и развитии навыков интерактивного взаимодействия с коллегами.

Групповой анализ проблемно-дискуссионных ситуаций направлен на формирование важнейшего компонента коммуникативной компетенции - готовности принять «другого» независимо от уровня образования, пола, возраста, национальных различий. Для такой учебной работы создаются малые группы (3-5 человек) для экспертизы проблемной ситуации правового характера (например, определение норм нравственной допустимости при задержании, обыске, освобождении заложника, пресечения действий в социальных сетях и т.п.). Формат малой группы позволяет обеспечить активное участие каждого слушателя в обсуждении, обменяться опытом профессиональной деятельности. Такой приём обеспечивает принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта обучающегося в качестве базы обучения [16] - важнейший дидактический принцип обучения взрослых. Анализ ситуации осуществляется в виде последовательных шагов:

- «погружение» в ситуацию, пониманию её специфики (происходит на основе чтения текстового материала, прослушивания аудио, просмотра видеоматериалов и др.);

- обсуждение ситуации в малой группе с последующим выдвижением рабочих вариантов решений (принимаются все варианты);

- презентация и защита предлагаемого варианта решения («Аргументируйте своё решение», «Обоснуйте точку зрения: согласие или отказ») организуется «по кругу», в результате выбирается наиболее обоснованный вариант;

- обсуждение материально-технического, организационно-правового, нравственно-этического обеспечения принятого решения;

- прогнозирование и обсуждение рисков принятого решения, пути их устранения;

- подготовка публичной защиты принятого варианта разрешения ситуации.

Групповой анализ проблемно-дискуссионных ситуаций способствует развитию у слушателей интеллектуальных навыков, навыков позитивного общения и работы в команде. Кроме того в условиях интерактивного обучения совершенствуются навыки самоорганизации и самоконтроля.

Онлайн-консультирование с элементами наставничества реализуется исключительно в форме взаимодействия слушателей, преподаватель здесь выступает только модератором. Организовав создание банка вопросов, интересующих слушателей, преподаватель проводит общую консультацию (совместно с сотрудниками библиотеки и информационно-технической службой вуза). Слушателей информируют об имеющихся Интернет-ресурсах, онлайн-сервисах (нормативные акты, электронные юридические библиотеки, электронные журналы «Кодекс», «Правоман», электронная версия газеты «Правовая культура», официальный сайт МВД России и др.).

Онлайн-консультация проводится с помощью сервиса видеоконференции (Skype) с использованием опции «Демонстрация экрана» для показа презентаций, видеофрагментов. Слушатели выступают в роли консультантов, представляющих реферативный обзор источников по наиболее значимым проблемам изучаемой дисциплины. После цикла онлайн-консультаций организуется групповое обсуждение сложных проблем с элементами педагогического наставничества [14]: наиболее подготовленные и опытные слушатели передают личный профессиональный опыт, знакомят с профессиональными традициями, раскрывают культуру профессии.

Таким образом, в процессе взаимного обучения отрабатываются навыки работы с информацией (поиск, оценка, выбор, сравнение; анализ, классификация, интерпретация, структурирование), что очень важно для формирования профессиональной компетентности сотрудников полиции. У слушателей развиваются навыки наглядного представления и доступного изложения теоретического материала, умение грамотно передать содержание обработанной информации, а также умение выступать публично, в том числе в виртуальной аудитории. Также развиваются навыки саморегулируемого обучения, самоорганизации, планирования.

Выводы. Таким образом, нами представлена содержательная характеристика форм интерактивного обучения, которые можно использовать в профессиональной подготовке лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности «Полицейский». Выявлен потенциал интерактивного обучения в формировании коммуникативных компетенций для осуществления общественно ориентированной профессиональной деятельности полицейских. Полученные результаты будут применены в разработке модели интерактивного обучения слушателей на курсах подготовки сотрудников МВД России.

Литература:

1. Асянова С.Р. Основы психологической и педагогической техники в правоохранительной деятельности // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2019, № 2 (84). - С. 90-96.

2. Гейхман Л.К. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть I / под ред. Л.А.Косолаповой, Н.Г. Липкиной, Г.Ф. Похмелкиной; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь: ПГПУ, 2009. - 324с.

3. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: Общепедагогический подход: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Екатеринбург, 2003. - 426 с.

4. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения [Текст]: [методическое пособие] / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина; Казанский федеральный ун-т. - Казань: Казанский ун-т, 2014. - 286 с.

5. Добрынина Т.Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования [Текст] / Т.Н. Добрынина; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. - 2-е изд. - Новосибирск, 2014; Новосибирск: НГПУ, 2014.

6. Еременко В.И. Активные и интерактивные методы обучения юриспруденции [Текст]: монография / В.И. Еременко; Автономная некоммерческая орг. высш. проф. образования "Алтайская акад. экономики и права (ин-т)" (ААЭП). - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. - 191 с.

7. Интерактивные формы обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Марийский гос. ун-т", Ин-т экономики, упр. и финансов; [сост. В.Б. Елагина]. - Йошкар-Ола: ФГБОУ ВПО "Марийский гос. ун-т", 2013. - 154 с.

8. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д.Н. Кавтарадзе. - 2-е изд. -Москва: Просвещение, 2009. - 173 с.

9. Колзина А.Л. Интерактивные формы обучения [Текст]: учебное пособие / А.Л. Колзина; М-во образования и науки РФ, "Удмуртский гос. ун-т". - Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2013. - 23 с.

10. Кравцов О.Г., Балашова В.А., Цветков В.Л. Особенности социального позиционирования оперативных сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018, № 4 (75). - С. 60-64.

11. Лавринович К.И. Общественно ориентированная деятельность полиции - характеристика современного правового государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 4 (84). - С. 26-36.

12. МАЛКОВА Т.В., НАСИКА Е.А. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ // ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ, 2019, №5-1. - С. 135-138.

13. Нижник Н.С. Полиция и гражданское общество: поиск вектора взаимодействия // Полицейская деятельность. -2018, №5. - С. 52-66.

14. Никитина В.В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика, 2013, № 6 (15). - С. 50-56.

15. Полякова Т.А., Голикова Н.Л. Коммуникативное общение в профессиональной деятельности // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019, № 3. - С. 496-501.

16. Рукавишникова, Е.Л. Некоторые аспекты обучения взрослых / Е.Л. Рукавишникова. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 156-158.

17. Свечников Н.И., Бердников Д.А. Особенности и проблемы в правоохранительной деятельности участкового уполномоченного полиции Российской Федерации // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020, № 2 (30). - С. 3-8.

18. Сердюк Н.В. Теоретические основы развития герменевтического подхода в педагогической деятельности руководителя органа внутренних дел: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Сердюк Наталья Владимировна; [Место защиты: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России]. - Санкт-Петербург, 2013. - 43 с.

19. Фроловская М.Н. Педагогика понимания в высшей школе [Текст]: монография / М.Н. Фроловская; М-во образования и науки РФ, Алтайский гос. ун-т, Каф. ЮНЕСКО. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2013. - 254 с.

20. Ханин С.В. Тенденции и противоречия в развитии организационно-правовых основ взаимодействия полиции и общества в условиях становления демократии в России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40). - С. 82-87.

21. Шевкун А.В. Интерактивные методы обучения: учебное пособие / А.В. Шевкун; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Забайкальский государственный университет. - Чита: ЗабГУ, 2019. - 128 с.

22. Щуров Е.А. Технологии проблемного обучения в процессе профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России // Вестник Краснодарского университета МВД России, 2013, № 2 (20). - С. 52-55.

23. CRIME AND CONTAGION. The impact of a pandemic on organized crime. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://globalinitiative.net/wp-content/uploads/2020/03/CovidPB1rev.04.04.v1.pdf (Дата обращения: 20 декабря 2020).

Педагогика

УДК 376.42

кандидат педагогических наук, доцент Задумова Наталья Павловна

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (г. Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ВНЕСИТУАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СО

ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. В статье раскрыты особенности коммуникативно-речевого поведения детей с легкой и с умеренной умственной отсталостью в рамках внеситуативно-познавательного общения со взрослым (по М.И. Лисиной) с позиции представленности инициативных и реактивных реплик в диалоге, а также различных коммуникативных типов высказываний (сообщений, вопросов и т.п.). С учетом выявленных нарушений диалогического взаимодействия со взрослым определены задачи, содержание и приемы работы по формированию вербальных средств общения у детей с умственной отсталостью в рамках внеситуативно-познавательного общения со взрослым. Особое внимание сфокусировано на характеристике приемов коррекционно-логопедического воздействия по формированию содержательной стороны речи детей и языковых средств выражения коммуникативных намерений.

Ключевые слова: внеситуативно-познавательное общение, вербальные средства общения, диалог, коммуникативная ситуация, легкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость.

Annоtation. The article reveals the features of the communicative and speech behavior of children with mild and moderate mental retardation in the framework of extra-situational and cognitive communication with adults (according to M.I. Lisina) from the position of the representation of initiative and reactive replicas in the dialogue, as well as various communicative types of statements (messages, questions, etc.). Taking into account the identified violations of dialogic interaction with adults, the tasks, content and methods of work on the formation of verbal means of communication in children with mental retardation in the framework of extra-situational and cognitive communication with adults are determined. Special attention is focused on the characteristics of the methods of correctional and speech therapy for the formation of the content side of children's speech and language means of expressing communicative intentions.

Keywords: non-situational-cognitive communication, verbal means of communication, dialogue, communicative situation, mild mental retardation, moderate mental retardation.

Введение. Умственная отсталость рассматривается как совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, приводящих к трудностям социальной адаптации в результате преобладающего интеллектуального дефекта [3]. К факторам, детерминирующим успешность коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, причисляют уровень сформированности у них как собственно речевой системы, так и навыков ее актуализации в целях коммуникации [2]. В соответствии с этим специально организованная коррекционно-логопедическая работа, направленная на обогащение и усложнение содержания общения, формирование коммуникативных мотивов и вербальных средств их выражения обеспечит активизацию речевой деятельности детей с умственной отсталостью [1].

Изложение основного материала статьи. Генезис коммуникативной деятельности в сфере отношений «ребенок -взрослый» предполагает последовательное овладение ребенком ситуативно-личностной (до 6 мес.), ситуативно-деловой (6 мес. - 3 года), внеситуативно-познавательной (3-5 лет), внеситуативно-личностной (5-7 лет) формами общения [5]. Внеситуативно-познавательное общение заключается в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире на фоне специфического умственного, «теоретического» сотрудничества ребенка со взрослым. Познавательные мотивы общения детерминируют возникновение контекстной речи, характеризующейся относительной автономностью от наглядной, чувственно воспринимаемой ситуации, с одной стороны, и усложнением структурно-семантической организации высказываний, вариативностью используемых лексических единиц - с другой [7]. Таким образом, механизм перехода от ситуативной речи к контекстной (внеситуативной) лежит в сфере развития форм отражения и систематизации знаний о мире [6]. Переход от исключительного господства ситуативной речи к овладению контекстной рассматривается как основная линия развития речи [4, 5].

Исследование вербальных средств общения детей с умственной отсталостью на фоне внеситуативно-познавательного общения со взрослым осуществлялось в рамках экспериментальных ситуаций асимметричного взаимодействия: 1) участие в беседе на тему «Собака в жизни человека»; 2) совместное рассматривание книги познавательного содержания. В процессе беседы с ребенком, ознакомления с содержанием книги экспериментатор сообщал новые сведения, давал необходимые пояснения, реагировал на все обращения собеседника. Речь ребенка записывалась на диктофон.

В констатирующем эксперименте принимали участие 68 детей с интеллектуальной недостаточностью. Экспериментальную группу составили

34 ребенка (учащиеся первых-третьих классов) в возрасте 9-13 лет с нарушением интеллекта, диагностированным по МКБ-10 как умеренная умственная отсталость (F71). Контрольную группу составили 34 ребенка в возрасте 6-11 лет с легкой умственной отсталостью (F70).

В первой ситуации коммуникативного взаимодействия ребенку предлагалось продемонстрировать собственные знания о предмете диалога («Собака в жизни человека»). Дети с умеренной и легкой умственной отсталостью обнаружили неодинаковые возможности в плане как языкового оформления высказываний, так и активности в ходе вербального взаимодействия. Характерной для учащихся с умеренной умственной отсталостью была невысокая заинтересованность в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.