Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ'

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНОВЬ ПРИНЯТЫЕ СОТРУДНИКИ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дауров Алим Ибрагимович, Теуважуков Аслам Хасанович

В статье рассматривается вопрос развития социально-коммуникативных умений вновь принятых сотрудников. Предлагается опыт взаимодействия вновь принятого сотрудника на рабочем месте. Автор статьи определяет ситуации, которые развивают социально-коммуникативные умения: организация эффективного общения, создание ситуации разрешения конфликтов, обучение активному слушанию. В статье дается подробная им характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дауров Алим Ибрагимович, Теуважуков Аслам Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF SOCIO-COMMUNICATIVE SKILLS OF NEWLY ACCEPTED EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the development of social and communication skills of newly hired employees. The experience of interaction of the newly hired employee in the workplace is offered. The author of the article defines situations that develop social and communicative skills: organizing effective communication, creating a situation for resolving conflicts, teaching active listening. The article gives a detailed description of them.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ»

В современных учебных заведениях России и Татарстана, на основе анализа теории и практики, сложились определенные подходы к организации развития самозащищенности личности. Они включают, главным образом, диагностирование различных способностей, состояний, особенностей мироощущения личности; а также формы и способы коррекции психоэмоциональных состояний студентов, развития их адаптивных способностей (социально-психологический тренинг).

Однако большинство учебных заведений на сегодняшний день не обладают какой-либо определенной, сконструированной, объединенной вокруг четкой идеи самозащищенности молодого человека, обогащения его социально-психологической компетенции как средства развития творческой адаптации личности к "тревожащему» обществу. Преодоление такого несовершенства возможно в организации определенных педагогических условий в учебных заведениях. Эти условия содержат обязательность психолого-педагогического обследования начинающих студентов с целью диагностирования их расположенности к благополучному (неблагополучному) существованию с сообществом. Тем самым делается первый шаг к мотивации творческой активности учащихся, направленной на самопознание и развитие способностей к самозащищенности. Практической основой теории самозащищенности являются занятия в группах коррекционного тренинга, построенном на синтезе социальной психологии, педагогики сотрудничества, психотерапии. Рефлексивная работа, которая последует за каждым шагом, совершенным в познании сущности своего "Я", его возможностей к восхождению на его новые вершины, послужит новым этапом развития личности и явится залогом психолого-педагогического обеспечения самозащищенности учащихся. Постоянное педагогическое обследование, диагностирование, наблюдение за учащимися с низкими возможностями к адаптивности, вовлечение их в тренинговые группы станут основными способами выраженности нового подхода к организации педагогического обеспечения самозащищенности.

Выводы. Самозащищенность - традиционная и новаторская проблема для российской педагогики. Если для западных стран эта проблема давно приобрела практическое оформление, где накоплен большой опыт в ее разрешении, то для России процесс формирования самозащищенности учащихся актуален и как проблема научного исследования, и как практика социализации молодежи. Экспериментальные исследования данной проблемы показали, что формирование самозащищенности есть важнейший элемент развития личности, ее успешной социализации. Изучен потенциал ассоциативных, деятельностных, ролевых и коммуникативных психологических игр как эффективных методов формирования самозащищенности. Разработаны критерии оценки уровня самозащищенности учащихся: когнитивный, мотивационный, деятельностный.

Литература:

1. Ждан Е.А. Социально-игровая контекстность в обучении как средство социализации старшеклассников: Дисс...к.пед.наук. - Волгоград, 1997. - 218 с.

2. Лазарева Л.П. Педагогические условия развития адекватной защищенности личности студента-первокурсника в техничесеском вузе: Дисс.канд.пед.наук. - Хабаровск, 1996.

3. Трегубова Т.М. Социальная работа за рубежом: модели и практика. - Казань, 1999. - 108 с.

4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / пер. с англ. Т.К. Кругловой. - М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

5. Berdit Ralf F. Counseling-college and university // Encyclopedia of Educational Research. -4-th Ed. - 1969.

6. Mare Pierre. Decolariser le psiychologue scolaire «Unschool» the school phuchologist // Scweirerische Zeitshrift fur Psychology. - 1991 - V. 5. - №3

Педагогика

УДК 378.046.4

преподаватель Дауров Алим Ибрагимович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); преподаватель Теуважуков Аслам Хасанович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВНОВЬ ПРИНЯТЫХ

СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития социально-коммуникативных умений вновь принятых сотрудников. Предлагается опыт взаимодействия вновь принятого сотрудника на рабочем месте. Автор статьи определяет ситуации, которые развивают социально-коммуникативные умения: организация эффективного общения, создание ситуации разрешения конфликтов, обучение активному слушанию. В статье дается подробная им характеристика.

Ключевые слова: вновь принятые сотрудники, социально-коммуникативные умения, обучающие ситуации.

Annоtation. The article deals with the development of social and communication skills of newly hired employees. The experience of interaction of the newly hired employee in the workplace is offered. The author of the article defines situations that develop social and communicative skills: organizing effective communication, creating a situation for resolving conflicts, teaching active listening. The article gives a detailed description of them. Keywords: newly hired employees, social and communication skills, teaching situations.

Введение. Как известно, социально-коммуникативные умения личность использует для эффективного взаимодействия с другими людьми и относятся они к категориям доминирования против подчинения [1; 2; 4; 6]. Эти положительные умения межличностного общения включают, среди прочего, убеждение, активное слушание, делегирование полномочий и руководство. Разные академические науки,

сфокусированные на исследованиях, касающихся социального функционирования, изучают как навыки межличностного общения приобретаются через социальные изменения в отношении, мышлении и поведении.

Социально-коммуникативные умения относятся к социальным навыкам, которые позволяют людям общаться, учиться, просить о помощи, удовлетворять потребности соответствующим образом, ладить с другими, заводить друзей, развивать здоровые отношения, защищать себя и в целом иметь возможность гармонично взаимодействовать с обществом [11; 12; 13]. Социально-коммуникативные умения формируют такие важные черты характера, как надежность, уважительное отношение, ответственность, справедливость, забота и гражданство. Эти качества помогают построить внутренний моральный компас, позволяя личности делать правильный выбор в мышлении и поведении, что приводит к социальной компетентности.

Изложение основного материала статьи. Важными социально-коммуникативными умениями, определенными управлением по трудоустройству, являются: координация (корректировка действий по отношению к действиям других), наставничество (обучение и помощь другим, как что-то делать (например, коллеге по учебе), переговоры (обсуждение, направленное на достижение соглашения), убеждение (действие или факт убеждения кого-либо или убеждение сделать что-то или поверить во что-то), ориентация на служение (активно искать способы развиваться в духе сострадания и психосоциального роста), социальная восприимчивость (способность осознавать реакции других и понимать их).

Наш многолетний эмпирический опыт подтвердил, что социально-коммуникативные умения ориентированы как на основные, так и на промежуточные цели. Например, взаимодействие сотрудника МВД на рабочем месте, инициированное вновь принятым сотрудником с опытным сотрудником, сначала будет содержать такую основную цель как сбор информации, а промежуточная цель будет заключаться в установлении взаимопонимания для достижения главной цели.

Социально-коммуникативные умения необходимы вновь принятых сотрудников МВД России для построения как личных, так и профессиональных отношений. Демонстрация сформированных межличностных навыков может помочь вновь принятому сотруднику в достижении карьерных целей, внести свой вклад в достижения общества, добиться хороших результатов в процессе профессиональной деятельности. Понимание и улучшение личностных социально-коммуникативных умений приносит пользу во всех сферах жизни.

Включенные наблюдения за вновь принятыми сотрудниками показывают, что социально-коммуникативные умения используются для повседневного общения с другими сотрудниками при решении служебных задач разными способами, включая вербальные, невербальные, письменные и визуальные. Их называют «межличностными» или «мягкими» навыками.

Вербальные навыки включают разговорный язык, в то время как невербальное общение включает язык тела, мимику и зрительный контакт. Каждый раз, когда вновь принятый сотрудник взаимодействуете с коллегой, он использует социально-коммуникативные умения: они помогают построить и поддерживать успешные отношения в профессиональном и личном плане.

Наличие развитых социально-коммуникативных умений у вновь принятого сотрудника дает несколько преимуществ как в личных, так и в профессиональных отношениях. Обладая прочными социально-коммуникативными умениями, у него есть возможности наладить отношения лучше, эффективно решать сложные социальные ситуации. Кроме того, социально-коммуникативные умения позволяют получить идеи, информацию, методы и точки зрения от людей с разными областями знаний.

В процессе нашего эмпирического опыта с целью улучшения взаимодействия вновь принятого сотрудника на рабочем месте мы определили ситуации, которые развивают социально-коммуникативные умения:

1. Организация эффективного общения вновь принятых сотрудников. Способность эффективно общаться с другими - это ключевой признак социально-коммуникативных умений. Если у вновь принятого сотрудника есть сильные коммуникативные навыки, он сможет ясно делиться своими мыслями и идеями с другими. Из эффективных коммуникаторов развиваются хорошие лидеры, потому что они могут объяснить проекты и цели в простой для понимания форме. Эффективный коммуникатор - это тот, кто тщательно передает свое сообщение, восприимчив и реагирует на мнения других. Те, кто умеют общаться, говорят ясно, прямо и легко понимаемым языком. Они, как правило, настойчивы в своих чувствах и точках зрения, но они также открыты для предложений от других.

2. Создание ситуации разрешения конфликтов вновь принятыми сотрудниками. Разногласия и недовольство могут возникнуть в любой ситуации. Разрешение конфликта - это способность добраться до источника проблемы и найти работоспособное решение, это процесс разрешения спора между двумя или более людьми. Конфликт может возникать между отдельными сотрудниками, между членами команды в служебной деятельности. Когда возникает спор, лучший способ решения проблемы - использовать переговоры. Посредством переговоров сотруднику важно быстро решить проблему, найти решение, с которым согласны все стороны, и улучшить отношения между конфликтующими группами.

Разрешение конфликтов имеет важное значение для поддержания производительной рабочей силы и высокого морального духа на рабочем месте. В процессе подготовки вновь принятого сотрудника в систему МВД мы учим разрешать конфликты на своем рабочем месте. Социально-коммуникативные умения в этом случае имеют определяющее значение. Приведем конкретные примеры:

- сначала мы учили вновь принятых сотрудников разбираться в конфликте (прежде чем вы начнете общаться с другой стороной, полностью осознайте свою позицию в конфликте и позицию другой стороны. Также важно прояснить свои интересы и интересы другого человека. Подумайте о том, что вас действительно волнует в конфликте, что вас беспокоит и что вы хотели бы видеть. Выполните то же упражнение, думая о конфликте с точки зрения другой стороны. Подумайте, каких соглашений вы могли бы достичь);

- предлагали сотрудникам изучить альтернативы (в некоторых случаях стороны не могут достичь приемлемого решения конфликта. Вы должны принять это во внимание, прежде чем сесть с другой стороной, чтобы решить проблему. Подумайте, в какой момент вы уйдете от конфликта и что вы будете делать, если не сможете прийти к соглашению. Затем, когда вы обдумываете возможные варианты разрешения конфликта, вы можете сравнить каждое из этих решений с лучшей альтернативой, которую вы уже выбрали, и быстро определить, лучше ли новое решение);

- предлагали найдите уединенное нейтральное место (важно найти тихое и нейтральное место, где вы сможете обсудить конфликт наедине. Поскольку цель, в итоге, состоит в том, чтобы снять напряжение,

уединение имеет важное значение. Офис или даже конференц-зал могут работать хорошо, если вы можете закрыть двери и поговорить наедине, не отвлекаясь);

- организация общения с обеими сторонами конфликта (после того, как вы обдумали свои интересы и интересы другой стороны и нашли уединенное нейтральное место, в котором вы можете поговорить, пришло время напрямую общаться друг с другом. Будьте активным слушателем. Слушайте внимательно, перефразируя утверждение своими словами, чтобы полностью понять, о чем говорит другая сторона. Например, вы можете начать со слов: «Итак, вы говорите, что... Я правильно вас понял?». Пусть все поучаствуют. Если в разговоре участвует несколько сторон, позвольте каждому, кто хочет внести свой вклад в разговор, сделать это. Сотрудники, которые участвуют, скажут, как разрешается конфликт, и будут полезны в поиске решения: избегайте формирования предположений, сохраняйте непредвзятость, задавайте вопросы и собирайте информацию, чтобы полностью понять каждую позицию, сохранять спокойствие, даже если сотрудник становится эмоциональным. Возможно, вы даже захотите извиниться, если это оправдано, поскольку это может помочь смягчить ситуацию);

- обучение определению общей цели (на этом этапе обе стороны договариваются о желаемом исходе конфликта. Как только все преодолели основную причину проблемы, они часто обнаруживают, что работают над одной и той же целью, просто у них разные мнения о том, как ее достичь. Обсудите, чего бы вы хотели добиться, и каковы ваши интересы. Предложите другой стороне сделать то же самое. Как только вы определили общую цель, вы можете приступить к ее разрешению);

- привлечение стороннего посредника (в некоторых случаях полезно использовать нейтральную третью сторону, честность которой все верят. Это может помочь обеспечить полное понимание друг друга обеими сторонами и, при необходимости, постоянно напоминать всем о конечной цели, чтобы беседа и сеанс мозгового штурма оставались продуктивными);

- организация и участие в «Мозговом штурме» (когда вы полностью понимаете конфликт, интересы каждой стороны и общую цель для всех сторон, вы можете начать думать о возможных решениях. Постарайтесь придумать как можно больше идей. Ищите беспроигрышные решения или компромиссы, с которыми могут согласиться все стороны. Обсудите каждую идею. Подумайте, в чем дело и вовлечены ли в эту идею другие люди, с которыми следует посоветоваться. Если идею невозможно использовать, обсудите, почему она не сработает. Если конфликт возникает между вами и кем-то, кто работает под вашим руководством, сначала используйте их идеи, чтобы повысить личную приверженность с их стороны и заставить их чувствовать себя услышанными);

- обучение согласованию плана действий (определите различные решения, которые можете принять и вы, и другая сторона, и посмотрите, где есть точки соприкосновения. В идеале вы должны найти решение, которое будет беспроигрышным для всех участников. Однако, если это невозможно, поищите идею, с которой каждый может согласиться и принять на себя обязательство).

3. Обучение вновь принятых сотрудников активному слушанию. Активное слушание - это способность уделять пристальное внимание сотруднику, который с вами общается. Активных слушателей обычно уважают коллеги из-за внимания и уважения, которое они проявляют к другим.

В ходе исследования мы улучшали у вновь принятых сотрудников навыки слушания, учили сосредотачиваться на говорящем, избегая отвлекающих факторов и ожидая ответа только после того, как собеседник закончит (а не пока он говорит). Мы учили вновь принятых сотрудников оценивать свои текущие навыки слушания, чтобы выбрать области, в которых вы можете улучшить. Вновь принятые сотрудники для улучшения своих навыки слушания выполняли несколько заданий (поддерживали зрительный контакт с говорящим; визуализировали, что говорит сотрудник; не перебивали, сколько бы долго не говорил сотрудник; дожидались паузы, чтобы задать вопросы; задавали уточняющие вопросы; сочувствовали говорящему сотруднику; обращали внимание на невербальные сигналы и др.).

Выводы. Таким образом, социально-коммуникативные умения - это способность человека адекватно взаимодействовать с другими людьми, социальными группами и обществом в целом. Мы рассматриваем для вновь принятого сотрудника базовые (ориентировка в определенной ситуации, установление контакта, самопрезентация, получение информации от собеседника, предоставление информации, эмоциональная регуляция беседы, предоставление обратной связи) и высокие (способность слушать, искать компромиссы, эмпатия эмоциональному состоянию собеседника, способность разрядить эмоциональное напряжение) группы социально-коммуникативных умений, которыми он должен овладеть для будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа 2-ое изд. / А.Г. Асмолов. - М .: Смысл, 2001. - 414 с.

2. Бурнард Ф. Социально-психологический тренинг межличностного взаимодействия / Ф. Бурнард. -СПб, 2002. - С. 20-23.

3. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы контекстного обучения // Игровое моделирование: Методология и практика / А.А. Вербицкий. - Новосибирск: Наука, 1987. - 228 с.

4. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействий / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: Уральск, гос. пед. ун-т, 2000. - 146 с.

5. Кузьмина Н.В. Особенности коммуникативной деятельности педагога // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. - М.,1993. - С. 26-37.

6. Мудрик А.В. Коммуникативная культура личности / А.В. Мудрик // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб.науч.тр. / АПН СССР: «Школа». - М.: 1989. - С. 56-67.

7. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971. -С. 122-302.

8. Пассов Е.И., Стояновский A.M. Ситуация речевого общения как методическая категория / Е.И. Пассов, A.M. Стояновский // Иностранный язык в школе. - 1989. - № 2. - С. 18-21.

9. Семенова Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений / Е.В. Семенова. - М.: МГУ, 2008. - 148 с.

10. Стасюкевич И.В. Формирование коммуникативных компетенций у студентов неязыкового вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук / И.Ч. Стасюкевич. - Ставрополь, 2005. - 20 с.

11. Ширшов В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Д. Ширшов. - Челябинск: ЧГПУ, 1985. - 16 с.

12. Johnson D.W. and Johnson R T Social skills for successful group work // Educational Leadership. N-Y, 2007, PP. 29-33.

13. Teaching Revision: results and Perspectives // The Education Digest. - 2008. - V. 54. - PP. 22-23

Педагогика

УДК 376.42

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. Статья посвящена одному из важных проблем психологии и педагогики, как развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. В статье раскрывается процесс развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность: развитие компонентов эмоционального интеллекта (направленность внимания ребёнка на мир людей и мир эмоций, эмоциональную ориентацию ребёнка на другого и готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности; процесс разработки цикл занятий, направленный на проработку базовых эмоций (страх, печаль, гнев и радость), который будет включать рисование, аппликацию, сторителлинг, чтение авторских сказок, танцы, прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Ключевые слова: развитие эмоционального интеллекта, дети старшего дошкольного возраста, художественно-эстетическая деятельность.

Annotation. The article is devoted to one of the important problems of psychology and pedagogy, as the development of the emotional intelligence of older preschool children. The article reveals the process of development of emotional intelligence in older preschool children through artistic and aesthetic activity: the development of components of emotional intelligence (focus of the child's attention on the world of people and the world of emotions, the child's emotional orientation to another and the child's readiness to take into account the emotional state of another in his activities; process development of a cycle of classes aimed at working out basic emotions(fear, sadness, anger and joy), which will include drawing, applique, storytelling, reading fairy tales, dancing, listening to music, etc.

Keywords: development of emotional intelligence, children of senior preschool age, artistic and aesthetic activity.

Введение. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в число целевых ориентиров дошкольного образования включена способность учитывать интересы и чувства других людей, сопереживать неудачам, радоваться успехам окружающих. В разделе 2.6 документа, в рамках социально-коммуникативного направления образования детей, отмечается необходимость «развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания».

На основе анализа научной литературы нам удалось выяснить, что представляет собой эмоциональный интеллект, его особенности в старшем дошкольном возрасте; значимость художественно-эстетической деятельности в старшем дошкольном возрасте; то, как устроен синтез художественно-эстетической деятельности и эмоционального интеллекта - как первое влияет на второе и какие именно аспекты художественно-эстетической деятельности можно использовать при развитии эмоционального интеллекта старшего дошкольного возраста.

Отметим, эмоциональный интеллект - это способность понимать эмоции и управлять ими. В старшем дошкольном возрасте закладывается фундамент для развития эмоционального интеллекта, так как в этот период дети способны к осознанию эмоциональных состояний - как своих, так и других людей; к выражению своих переживаний; осознанию эмоциональных причин того или иного поведения.

Изложение основного материала статьи. В старшем дошкольном возрасте художественно-эстетическая деятельность естественна для детей. Они естественным образом поют, танцуют, рисуют, играют в ролевые игры, пытаясь понять окружающий мир и выразить свои мысли о нем. Можно сказать, что художественно-эстетическая деятельность - это своеобразная, более глубокая форма взаимодействия с миром - внешним и внутренним.

Что касается значения художественно-эстетической деятельности, мы выделили четыре главных плюса:

- художественный опыт способствует развитию чувственного восприятия, которое помогает усилить и усовершенствовать визуальные, слуховые и кинестетические качества;

- искусство предоставляет возможность представлять и символизировать детские переживания, используя систему, отличную от букв или цифр;

- искусство дает детям возможность экспериментировать, творить и созидать, что укрепляет их способность мыслить, выбирать и принимать решения самостоятельно;

- искусство расширяет мир для детей, превосходя логическое мышление и способствуя интуитивному пониманию.

Соответственно, когда мы соединяем цель развить эмоциональный интеллект и средство -художественно-эстетическую деятельность, наша главная задача заключается в том, чтобы не просто дать детям освоить некие знания для создания и потребления искусства, а эмоционально пережить эти знания, получить их импликационным путем. Только так дети смогут получить еще больше чувственного опыта, а значит, продуктивно развивать эмоциональный интеллект.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в дошкольной практике эмоциональному интеллекту не уделяется должного внимания, несмотря на то, что он так же важен, как когнитивный. В современном мире, где человек часто сталкивается с проблемами в отношениях в школе, в семье, на работе, а также с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.