ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «МЫ-ВМЕСТЕ!» КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Щербинина Надежда Ивановна
студент 4 курса кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» РФ,
Республика Саха (Якутия), г Нерюнгри, воспитатель Центра Развития Ребенка д/с «Жаворонок»
Россия, г. Нерюнгри E-mail: nadinkavladinka@;yandex. ru Мамедова Лариса Викторовна канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», РФ,
Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри
PSYCHO-EDUCATIONAL PROGRAM "WE ARE TOGETHER!" AS A FORM OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF SECONDARY PRESCHOOL AGE CHILDREN
Shcherbinina Nadezhda
4th year student the Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education Technical Institute (branch) of Federal state autonomous educational institution of higher professional education "North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov" Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Neryungri, educator of the Child Development Center d/s "Lark", Russia, Neryungri
Mamedovа Larisa
candidate ofpedagogical sciences, associate professor, the Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education Technical Institute (branch) of Federal state Autonomous educational institution of higher professional education "NorthEastern Federal University named after M.K. Ammosov", Russia, Republic of Sakha
(Yakutia), Neryungri
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются методы и приемы развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста является одной из важнейших психологических задач для полноценной подготовки ребенка к школе и к дальнейшей жизни.
ABSTRACT
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
The article discusses methods and techniques for development of communicative skills of secondary preschool age children. Development of communicative skills in preschool childhood is one of the most important psychological tasks in preparation children for school and life in general.
Ключевые слова: коммуникативное развитие; коммуникативные умения; дошкольники; методы и приемы; эмоциональное самочувствие.
Keywords: communicative development; communication skills; preschoolers; methods and techniques; emotional well-being.
Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников приобретает все большее значение в современном мире.
«Готовность к эффективному коммуникативному взаимодействию человека с людьми в настоящее время является необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Умения устанавливать взаимоотношения с другими людьми, вступать с ними в контакты, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка» [3, с. 25].
Высокий уровень общения выступает залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
На данном этапе полноценное общение невозможно без коммуникативных навыков, которые формируются у человека в дошкольном возрасте. Следовательно, и развивать их надо еще в детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.
Особую важность эта тема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения у детей.
«У многих детей возникают сложности в общении со сверстниками, они чувствуют себя некомфортно в группе и становятся агрессивными,
неуправляемыми. Дети не могут занять в группе сверстников желаемого положения «на равных», они часто замыкаются, начинают сторониться и избегать детского сообщества» [5, с. 91].
Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Предполагается, что жизнь сама всему научит, но ведь жизнь — это, прежде всего, социальное явление. «В сфере межличностных отношений, во время игры, ребенок испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. Важно помочь ребенку осознать свою индивидуальность, основные способы общения с другими людьми, не заставлять, не давить, а помочь преодолеть стереотипы, мешающие ему жить счастливо» [4, с. 82].
Следует отметить, что в коллективе у дошкольников среднего возраста потребность реализуется в социальном соответствии: желании соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным, а также в общении со сверстниками и т. д.
Таким образом, мы считаем необходимым разработку и внедрение психолого-педагогической программы «Мы-вместе!», направленной на развитие коммуникативных умений у дошкольников среднего возраста.
В основе данной программы лежат разработки Н.В. Клюевой «Учим детей общению», Л.А. Снегиревой «Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников», Л.М. Шипициной «Азбука общения», А.И. Бурениной «Коммуникативные игры-танцы для детей», Ю.В. Авдеевой «Коммуникативное развитие детей 5—7 лет».
Цель программы — помочь детям выработать свой коммуникативный стиль, осознать свою индивидуальность, освоить способы общения с окружающими.
Задачи: 1) снижение эмоционального напряжения в группе; 2) создание положительного эмоционального фона в детском коллективе; 3) формирование у детей устанавливать и поддерживать контакты; 4) формирование навыков саморегуляции и релаксации; 5) развитие коммуникативных умений.
Программа основана на принципах, выдвинутых А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, И.В. Дубровиной и др.
Ожидаемые результаты: дошкольники смогут научиться вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики, оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; контролировать свои эмоциональные реакции; вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; уступать друг другу в конфликтных ситуациях.
Программа «Мы-вместе!» включает в себя три раздела:
I раздел: «Кто я?». Задача: сформировать представление ребенка о своей индивидуальности, характерных особенностях и предпочтениях. Оптимизация развития позитивной «Я»-концепции.
II раздел «Я и другие». Задачи: 1) развитие способностей осознавать чувства других людей и понимать их; 2) обучение детей поддерживать контакты, владеть этически ценными формами и способами поведения.
III раздел «Мы-вместе!». Задачи: 1) развитие навыков конструктивного взаимодействия; 2) воспитание способности к взаимовыручке и взаимопомощи; 3) развитие способности к сопереживанию.
В соответствии с поставленными задачами все занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. Отработка необходимых навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в упражнениях, под которыми понимается применение системы методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
Каждое занятие заканчивается релаксационным комплексом для снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное.
Количество игр и упражнений на занятиях можно варьировать в зависимости от эмоционального настроя и физического самочувствия детей.
Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.
Ориентировочный этап решает следующие задачи: 1) сплочение группы; 2) раскрепощение участников; 3) снятие негативного настроения.
Коррекционный этап, включающий в себя следующие задачи: 1) повышение уверенности в себе; 2) развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере; 3) коррекция непродуктивных форм общения.
Релаксационный этап включает в себя следующие задачи: 1) снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела; 2) снижение психоэмоционального напряжения, тревожности; 3) развитие воображения, восприятия.
На этапе рефлексии происходит подведение итогов (получение обратной связи) и закрепление полученных навыков.
Так как основным, ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра, то и все проведенные нами занятия были в игровой форме.
Во время занятий дети могли сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате — в зависимости от хода занятия.
Итак, рассмотрим более подробно используемые нами на каждом занятии методы и приемы.
Методы и приемы психологического воздействия применялись на занятиях с целью развития коммуникативных умений дошкольников.
Использовались игровые упражнения, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, приемы релаксации, этюды, проигрывание ситуаций, театрализации, музыкотерапия, прием нетрадиционного художественного творчества.
Использование метода музыкотерапии было направлено на оказание содействия развитию коммуникативных умений дошкольников и включало прослушивание музыки, ритмические танцы под современную музыку, музыкальное сопровождение при релаксациях, этюдах.
На занятии 14 «Что такое дружба» во время коллективного творчества «Дружба цветов» дошкольники прослушивали песни о дружбе, что способствовало формированию доброжелательного отношения между детьми, желания работать в коллективе, сообща. Данная работа была направлена на воспитание у детей эстетического чувства, избавление от комплексов, побуждение к заботливому и внимательному отношению к сверстникам, развитие желания взаимодействовать в процессе работы.
На занятии 22 «Танцевальный марафон» дети исполняли под музыкальное сопровождение танец «Четыре стихии». Когда слышали слово «Вода» — вытягивали руки вперед; слово «Земля» — опускали руки вниз; слово «Воздух» — поднимали руки вверх; слово «Огонь» — руки разводили в стороны. Данное упражнение способствовало развитию двигательного раскрепощения, снятию эмоционального напряжения.
Метод музыкотерапии использовался для развития эмоционально-волевой сферы, воспитания у детей эстетического чувства, избавления от комплексов.
Игровой метод — это метод воздействия на детей с использованием игры. Данный метод позволил овладеть диалогом, способствовал улучшению координации движений, улучшению коммуникативных способностей общения, развитию сплочения группы. Цель игры не менять и не переделывать ребенка, а дать возможность «прожить» волнующие его ситуации.
Объяснение игровой ситуации позволяет дошкольнику осознать правильное поведение, а проявление двигательной активности способствует тогу, чтобы дать выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Приведем пример использования игрового метода на занятиях.
На занятии 6 «Ищу друга» использовалась малоподвижная игра «Пойми меня». Ребенок придумывал речь из трех предложений, а дети угадывали, кто говорит (мама, продавец, воспитатель, герой из мультфильма и т. д.). Данная игра направлена на развитие уверенности в себе, формирование дружеских взаимоотношений.
На занятии 11 «В гости к другу» использовалась подвижная игра «Жужа», которая позволила научить детей быть менее обидчивыми, сформировала адекватную самооценку. Смысл игры заключался в том, что «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках, все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».
Занятие 19 «Урок вежливости». На этом занятии дети играли в сюжетно-ролевую игру «Волшебные водоросли». Каждый участник по очереди пытался проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимали человеческую речь и чувствовали прикосновения и могли расслабиться и пропустить в круг, а могли и не пропустить его, если их плохо попросили. Данная игра направлена на снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться цели.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта», помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Игровой метод является ведущим в дошкольном возрасте, а обучение в игре, доступно и интересно детям, игровое общение направлено на совершенствование взаимодействия в привычных условиях.
Прием театрально-игровой деятельности способствовал развитию детской фантазии, способности сопереживать происходящему, созданию соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах.
Занятие 3 «Кто Я такой?» представляло собой театрализованную инсценировку «Мое имя», во время которой у детей развивались умения замечать положительные качества в людях, развивалась способность понимания эмоционального состояния другого человека, а также развивались наблюдательность, коммуникативные способности.
На занятии 20 «Я хочу с тобой дружить!» применялась театрализация «Друг». Дети должны были обыграть сценку по стихотворению. Данная работа
способствовала развитию умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли.
Следует отметить, что хорошая организация театрально-игровой деятельности способствует успешному развитию навыков общения и коммуникативных способностей, а также развитию творческих задатков и способностей ребенка.
Метод изотерапии и прием художественного творчества, который также был использован в ходе реализации программы, позволил создать положительный эмоциональный настрой в группе, облегчить процесс коммуникации со сверстниками, развить чувство внутреннего контроля, способствовал творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.
На занятии 7 «Злючка-колючка» дети с помощью пальчиковых красок на листе А3 делали отпечатки ладошек, потом проявляли фантазию и превращали отпечатки в «злючку-колючку».
На занятии 28 «Мы вместе!» дети изображали в рисунках, что произошло с ними в течение занятий. Все участники рисовали по два рисунка: «Какой «Я» был до занятий?» и «Какой «Я» стал после занятий». Данная работа способствовала творческому самовыражению, созданию положительного эмоционального настроя в группе.
На занятии 18 «Какие чувства мешают дружить?» использовался прием изотерапии «Цветок дружбы», где дети из своих ладошек делали отпечатки на листе ватмана. Свои отпечатки они «оживляли», превращали их в цветы. В завершении оценивали работы друг друга.
Использование на занятиях данного приема позволило дошкольникам осознать свои переживания, что способствовало улучшению эмоционального самочувствия и психологического здоровья личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Итак, в процессе практической деятельности с дошкольниками по психолого-педагогической программе «Мы-вместе!» поставленные нами задачи
по развитию коммуникативных умений решались посредством методов словесных, игровых, практических, музыкотерапии, а также приемов художественного творчества, театрально-игровой деятельности, активного слушания и других.
Внедрение в практическую деятельность психолого-педагогической программы «Мы-вместе!» способствовало преодолению у дошкольников застенчивости, нерешительности, неуверенности в себе, содействовало развитию навыков коммуникации и совместной деятельности детей в коллективе, а значит — и успешному развитию коммуникативных умений дошкольников.
Список литературы:
1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: учеб. пособие. СПб.: Музыкальная палитра, 2004. — 36 с.
2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. — 231 с.
3. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 2. — С. 2—3.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
5. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Академия, 2009. — 172 с.
6. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Под ред. О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2008. — 384 с.