Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения'

Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8732
837
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / VISUAL IMPAIRMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Светлана Сергеевна

в статье описаны особенности логопедической работы по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

the article describes peculiarities of speech therapy aimed at development of communicative skills of preschool children suffering from visual impairment.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения»

С. С.Зорина

Екатеринбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Аннотация: в статье описаны особенности логопедической работы по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Ключевые слова: коммуникативные умения; нарушения зрения.

Сведения об авторе: Зорина

Светлана Сергеевна, учитель-логопед высшей категории.

Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №275, г. Екатеринбург.

S. S. Zorina

Ekaterinburg, Russia

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

Abstract: the article describes peculiarities of speech therapy aimed at development of communicative skills of preschool children suffering from visual impairment.

Key words: communicative skills; visual impairment.

About the author: Zorina Svetlana Sergeevna, Speech Therapist of Higher Category.

Place of employment: Municipal Preschool Educational Institution №275, Ekaterinburg.

Контактная информация: 620000, г. Екатеринбург, Бисертская, д. 20, тел.: (343) 2556661_______________________________________________________________

Для детей с амблиопией и косоглазием зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор является ведущим в учебном процессе, т. е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Однако большинство педагогов и родителей не придают значения имеющейся у ребенка патологии, не понимают ее характера.

Нарушение зрения, возникшее в раннем возрасте, оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены

© Зорина С. С., 2010

мыслительные операции, ограничены движения (в некоторых случаях они носят хаотичный характер).

Эта категория детей отличается особенностями поведения: возможны проявления агрессии, раздражительности, замкнутости. Дети нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения, так как они сталкиваются с трудностями в игре, в приобретении учебных навыков, общении со сверстниками и взрослыми.

Известно, что личность ребенка формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. С первых дней жизни приспособление к

окружающей среде достигается специальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания, обучения. В процессе общения ребенок овладевает родным языком. Он учится не только понимать речь, но и осваивает фонетику, грамматику языка. Речь превращается в орудие практического взаимодействия со сверстниками в игровой и других видах деятельности.

По определению М. И. Лисиной, общение - это процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор развития личности, один из главных видов деятельности человека.

Также под общением понимается такая активность взаимодействующих людей, в ходе которой они с помощью знаков, в том числе и языковых, организуют свою совместную деятельность.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников со зрительной патологией показывает, что эти дети малоактивны, обычно не проявляют инициативу в общении. В результате нарушается процесс межличностного взаимодействия, что ведет к проблемам развития и обучения. Для умения поддерживать разговор и согласовывать свои действия с партнером детям с нарушениями зрения очень важно овладеть процессом диалогического общения, так как в старшем дошкольном возрасте диалог используется достаточно широко как средство

контакта, взаимопонимания, обмена опытом и т. д.

Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Как вид деятельности, общение формируется поэтапно и обусловливается многими факторами, в том числе и индивидуальными особенностями личности, предшествующим опытом общения, полом и возрастом, культурой семейных отношений, сформирован-ностью эталонов общения.

В своей практической деятельности педагоги используют методику В. А. Феоктистовой по развитию коммуникативной деятельности дошкольников с нарушениями зрения. Она указывает, что детям со зрительной патологией нужно научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью:

- в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;

- передавать адекватными неречевыми и речевыми средствами свое эмоциональное состояние.

Основные задачи формирования коммуникативных умений

- развитие, укрепление и стимуляция общей и мелкой моторики;

- формирование алгоритма восприятия речи, лица и тела;

- обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» в микро- и макропространстве;

- обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов речи, мимики, жестов, интонации;

- обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;

- обучение адекватному восприятию выразительных поз животных;

- формирование приемов воспроизведения речевых конструкций, основных эмоций;

- формирование потребности в сопереживании;

- формирование интереса к общению;

- формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции.

Этапы формирования коммуникативных умений

1. Усвоение эталонов вербального и невербального общения.

2. Узнавание одних и тех же объектов в различных ситуациях.

3. Использование сложного сюжета для восприятия и осмысления. Соотнесение с прежним зрительным и речевым опытом.

Необходимо учитывать, что восприятие детей с нарушениями зрения отличается от нормы по темпу, степени адекватности реальному образу, полноте, точности, диффе-ренцированности.

Важно соблюдать следующие требования:

- необходимость тщательной предварительной работы по обогаще-

нию сенсорного, речевого и социального опыта ребенка;

- доступность упражнений;

- реализация личностно-ориентированного подхода;

- многоэтапность занятия, взаимосвязь всех компонентов;

- выбор темпа восприятия;

- повторение, закрепление в различных ситуациях.

Выделяют невербальные и вербальные средства общения.

Невербальное общение включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Примерно 70 % информации человек воспринимает именно по визуальному каналу.

Невербальные сигналы спонтанны, бессознательны, включают в себя 5 подсистем.

1. Пространственная (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая (внешний вид собеседника, мимика, пантомимика - позы и жесты).

4. Околоречевая (качества голоса).

5. Внеречевая (темп речи, паузы, смех и т. д.).

Значение зрения в развитии общения как вида специфической деятельности человека достаточно велико, так как оно делает общение более свободным, позволяет отыскивать нужного человека среди окружающих.

Зрение выступает как канал обратной связи и дает возможность наблюдать реакцию окружающих, позволяет овладевать средствами общения по подражанию. Нормально видящий человек имеет возможность выражать свое эмоциональное состояние более значительным количеством средств, особенно неречевых.

Затрудненность же восприятия на расстоянии мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, вызывает трудности формирования коммуникативной функции.

У детей, не обученных способам компенсации ограниченности зрения, представления о жесте, мимике и пантомимике очень непрочные, расплывчатые. Это затрудняет процесс межличностного общения. Снижается качество жизни ребенка (он не видит и не понимает улыбку, одобрение). Замедлено усвоение этических норм, что затрудняет общение с малознакомыми людьми.

Неадекватное поведение или выражение лица ребенка с нарушенным зрением могут восприниматься окружающими как проявление недоброжелательности или агрессии.

Неадекватная жестикуляция скорее мешает общению, чем помогает. Ослаблена ответная реакция, которая дает возможность скорректировать свое поведение по отношению к окружающим.

Неадекватная поза создает превратное представление о внутрен-

нем мире ребенка (например, низкий наклон головы).

Вербальные средства общения определяются уровнем сформиро-ванности языковых способностей.

Низкий уровень сформирован-ности языковых способностей осложняет процесс учебной коммуникации, которая является главной составляющей успешности обучения в целом.

Понятия «диалогическое общение» и «диалог» являются тождественными. Проявление коммуникативной функции языка происходит через диалогическое общение или диалог. Эти понятия являются тождественными и представляют собой форму речевого общения людей.

Для дошкольников с нарушениями зрения диалог представляет определенные трудности и бывает очень кратким. Помочь детям в формировании диалога помогут разнообразные методы и приемы.

В дошкольной педагогике используется достаточное количество дидактических игр, но отсутствует целостный комплекс упражнений, направленный на формирование и развитие диалогической речи.

Одним из средств формирования и развития диалогической речи являются словесные дидактические игры.

Сущность словесной дидактической игры заключается в том, что дети решают поставленные речевые задачи в игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности: игры построены на словах играющего, то

есть процесс решения определенных обучающих задач осуществляется на основе представлений без опоры на наглядность. Старшие дошкольники решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предметы, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным словесным описаниям свойств, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом.

На логопедических занятиях используются словесные дидактические игры, разделенные на шесть основных групп:

1 группа - фонетические игры.

2 группа - лексические игры.

3 группа - грамматические игры.

4 группа - графические игры.

5 группа - игры, развивающие связную речь.

6 группа - для развития мышц пальцев рук, глазомера.

В становлении диалогической речи словесные дидактические игры можно условно разделить на четыре блока:

1.Игры, формирующие умение выделять существенные признаки предметов, признаков.

2. Игры, развивающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения.

3. Игры, развивающие умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

4. Игры на развитие внимания, быстроты мышления.

Правила игры и игровые действия помогают ребенку сосредоточиться на высказывании, активизируют

речь, закрепляют образец речевого поведения в различных ситуациях.

Прежде чем применить систему словесных дидактических игр в работе по формированию диалогической речи у детей с нарушениями зрения, необходимо изучить уровень развития диалога на данный момент, то есть выявить уровень сформированности звукопроизно-шения, практического осознания языка, грамматического строя речи, словарного запаса.

Взрослый должен стать непосредственным участником игрового процесса, стимулировать активность всех детей в диалогическом общении во время проведения словесных дидактических игр. Руководство игровой деятельностью детей важно осуществлять, не вступая в позицию учителя, создавать игровую мотивацию, тем самым делая игру привлекательной для ребенка.

Логопед обеспечивает вариативность диалогических ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания. Целенаправленное обучение диалогическому общению посредством словесной дидактической игры происходит в специально организованных речевых ситуациях, которые направлены на развитие диалога, умения договариваться, соблюдать правила взаимоотношений, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения. Партнеры получают опыт равенства в общении, учатся говорить и отвечать на вопросы, рассуждать и аргументировать.

Очень важно продолжить такую работу в семье. Раскрывая перед родителями значение дидактических игр в обучении и воспитании диалогической речи, необходимо подчеркнуть, что в таких играх у детей развиваются не только психические процессы, но и важные качества личности: целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинять свое поведение определенным правилам.

Необходимо подвести сознание родителей к тому, что овладение диалогом способствует успешному обучению в школьные годы, так как диалогическая речь - это очередная ступень в речевом развитии в целом. Учитывая отсутствие каких-либо специальных предметов в словесной дидактической игре и правильные советы педагогов, родители смогут без затруднений уделить некоторое время для такого рода общения.

Для успешного развития диалогического общения педагогом должны быть соблюдены определенные условия:

- создание пространства общения;

- обогащение содержания занятий посредством включения словесных дидактических игр;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание наиболее доброжелательной атмосферы в общении с детьми.

Развитие диалогической речи как средства коммуникации и формы общения занимает одно из центральных мест в формировании речевых навыков у детей со зрительной патологией.

Словесная дидактическая игра дает возможность сделать обучение интересным, успешным при переходе на следующий уровень связной речи - монолог, а в общении между взрослыми и сверстниками раскрепощает, дает уверенность, развивает общительность и пр.

Работа педагогического коллектива по формированию коммуникативных умений у детей с нарушенным зрением должна носить четко организованный, систематический характер. Только в этом случае можно достичь высокой эффективности коррекционно-педагогического процесса.

Опыт работы специалистов и педагогов МДОУ № 46 IV вида для детей с нарушениями зрения г. Екатеринбурга показал, что комплексный подход к коррекции нарушений речи у детей с патологией зрения является наиболее эффективным.

Для максимального усвоения программного материала привлекаются сохранные анализаторы, используется ведущий принцип детской деятельности - игра. Очень важно обеспечить непрерывность процесса обучения, наполнить жизнь детей с нарушением зрения и речи адекватным речевым общением, обращать их внимание на смыслообразующие элементы речевой системы, создавать условия для правильного понимания и выражения пространственных и межличностных отношений, развивать языковые способности, используя речевые игры.

Литература

1. Литвак, Г. А. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие / Г. А. Литвак. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

2. Программы специальных (кор-

рекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л. И. Плаксиной. — М. : Издательство «Экзамен», 2003. —

256 с.

3. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих

детей / В. А. Феоктистова. - СПб. : Речь, 2005 - 128 с.

4. Хомякова Л. Ф. Системный подход к проблеме реабилитации детей с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации по организации системного подхода к проблеме реабилитации детей с нарушением зрения в содружестве медицины и педагогики / Л. Ф. Хомякова. — Екатеринбург : Изд-во "Центр Проблем Детства ", 1998 г. — 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.