Научная статья на тему 'Социализация детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в Дуо'

Социализация детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в Дуо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный и эмоциональный интеллект / адаптация / коммуникативная культура / сетевое взаимодействие / social and emotional intelligence / adaptation / communication culture / networking.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ладыгина Ирина Александровна

В настоящее время с принятием Федерального государственного образовательного стандарта актуальной становится проблема создания системы непрерывного образования и формирование мыслящей и деятельной личности. В разделе 2.6 ФГОС «Социально-коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Мы подходим к решению проблемы развития социального и эмоционального интеллекта комплексно через создание оптимальных и разнообразных условий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ладыгина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN DUO

Currently, with the adoption of the Federal state educational standard, the problem of creating a system of continuous education and the formation of a thinking and active personality becomes urgent. Section 2.6 of the GEF «Social and communicative development» noted the importance of the development of social and emotional intelligence, emotional responsiveness, empathy, formation of readiness for joint activities with peers. We approach the problem of development of social and emotional intelligence comprehensively through the creation of optimal and diverse conditions.

Текст научной работы на тему «Социализация детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями в Дуо»

УДК 376

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДУО

Ладыгина Ирина Александровна.

г. Новосибирск, СОШ № 90 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла ДУО, учитель-дефектолог, [email protected].

Аннотация. В настоящее время с принятием Федерального государственного образовательного стандарта актуальной становится проблема создания системы непрерывного образования и формирование мыслящей и деятельной личности. В разделе 2.6 ФГОС «Социально-коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Мы подходим к решению проблемы развития социального и эмоционального интеллекта комплексно через создание оптимальных и разнообразных условий.

Ключевые слова: социальный и эмоциональный интеллект, адаптация, коммуникативная культура, сетевое взаимодействие.

SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN DUO

Ladygina Irina Aleksandrovna.

Novosibirsk, G.S.S. № 90 with in-depth study of subjects of artistic and aesthetic cycle. Pre-school education level, defectologist, [email protected].

Abstract. Currently, with the adoption of the Federal state educational standard, the problem of creating a system of continuous education and the formation of a thinking and active personality becomes urgent. Section 2.6 of the GEF «Social and communicative development» noted the importance of the development of social and emotional intelligence, emotional responsiveness, empathy, formation of readiness for joint activities with peers. We approach the problem of development of social and emotional intelligence comprehensively through the creation of optimal and diverse conditions.

Key words: social and emotional intelligence, adaptation, communication culture, networking.

ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Почему так важно развитие социального интеллекта для ребенка? Хорошо развитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе. Для дошкольника 6-7

лет проблемы адаптации к социальному окружению встают достаточно остро, так как ребенок готовится перейти в совершенно иную среду - школу.

Развитие коммуникативной компетентности - это главный показатель развития личностных качеств дошкольника, так как включает в себя совокупность умений, определяющих желание воспитанника вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение; умение общаться при помощи невербальных средств (мимики, жестов); проявлять доброжелательность к партнёрам по общению; умение общаться для планирования совместных действий

[3; 6].

Школьная жизнь и сама учебная деятельность сильно отличается от жизнедеятельности ребёнка в дошкольной образовательной организации, главным образом связанной с игровой деятельностью, и предъявляет высокие требования к сформированности регуляторных процессов, социально-психологической зрелости, качествам ответственности, а также к уровню развития эмоциональной и мотивационной сфер. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения [4].

Изучив и проанализировав методическую литературу по проблеме социализации старших дошкольников, мы разработали проект по развитию социального интеллекта, который стал лауреатом в конкурсе инновационных проектов. Задачами данного проекта были: создание специальных условий, представляющих собой цикл коррекционно-развивающих занятий, мероприятий по психопросвещению педагогов и родителей воспитанников, обеспечение внутреннего и внешнего сетевого взаимодействия; усовершенствования образовательной среды (психолого-педагогических, материально-технических, кадровых условий и предметно-пространственной среды). При реализации основного этапа этого проекта, мы столкнулись с некоторыми трудностями.

Поэтому данный проект мы преобразовали в новую ветвь и обратились к инновационной технологии Натальи Петровны Гришаевой [2], как наиболее эффективной по социализации дошкольников. Эффективная социализация, т.е. приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе и личностной готовности ребенка к школе.

Через анкетирование мы выявили предпочтение родителей в развитии когнитивного компонента, в сравнении с социально-личностным. Поэтому работа по проекту расширилась, увеличилось число участников образовательных отношений, в том числе и дети с ООП.

По ФГОС приоритетной задачей в работе с детьми с ООП являются задачи: обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка дошкольного возраста независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, особых образовательных потребностей. Поэтому мы включаем детей с ООП в совместную деятельность с детьми общеразвивающих групп.

Сначала мы интегрировали детей с ООП, проводя совместные праздники, прогулки, экскурсии в другие группы, родители активно принимали участие в конкурсах и проектах ДУО. Теперь эта работа выстраивается в рамках проекта.

Мы выделяем в сетевом взаимодействии три категории партнеров:

1. Партнеры по задачам сохранения здоровья детей.

2. Партнеры по организации образования и культуры.

3. Партнеры-родители.

С партнерами по сохранению здоровья мы заключили договоры на сотрудничество. Ниже, в таблице 1, представлен перечень учреждений и организаций данной категории.

Таблица 1

Перечень партнеров сетевого взаимодействия по задачам сохранения здоровья

_Центры диагностики и консультирования: ГБУНСО «ОЦДК»_

МКУДПО «ГЦОиЗ» «Магистр» ТПМПК_

Новосибирский областной детский клинический

психоневрологический диспансер_

ЧОУ ДО «Центр образования детей, нуждающихся в психолого-

педагогической и медико-социальной помощи «Кругозор»_

_Центр «Диада+1, АНО, центр помощи детям_

_Медицинский неврологический центр «Ласточка»_

_Детская стоматологическая поликлиника_

Дошкольный уровень образования является участником проекта «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» Муниципального казенного учреждения дополнительного профессионального образования города Новосибирска «Городской центр образования и здоровья «Магистр» и принимает участие в проекте «Здоровые зубки».

Специалисты стоматологической поликлиники регулярно приходят к детям с ООП, наглядно показывают на макетах как правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Нашим детям нравятся демонстрировать на интересных пособиях, как правильно пользоваться щеткой, какие гигиенические процедуры необходимы, чтобы предотвратить кариес. А яркие праздники «Феи зубной щетки», которая всегда приносит полезные подарки, не оставляет детей равнодушными. Поэтому дети уже в течение 2-х лет регулярно чистят зубы в ДУО 2 раза в день. В этом году мы заключили договор и активно сотрудничаем с неврологическим медицинским центром «Ласточка», которые не только оказывают помощь детям, но и проводят для родителей «Родительский клуб» с ведущими специалистами своего центра.

В таблице 2 представлено сетевое взаимодействие с организациями образования и культуры г. Новосибирска и Новосибирской области, с которыми также заключены договоры.

Таблица 2

Перечень партнеров сетевого взаимодействия по организации образования и

культуры

_Библиотека им. Анны Ахматовой_

_Библиотека им. Михаила Калинина_

_МБУК Городской центр изобразительных искусств_

_МАУ ДО «Детский автогородок»_

_«Пожарная часть №6 Ленинского района»_

_Новосибирский государственный краеведческий музей_

_МБУК «Дворец культуры «Сибтекстильмаш»_

_МКУ ДПО «Городской центр развития образования»_

ГАУ ДПО Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

ФПКиППРО ГОУ ВПО НГПУ_

_МКОУ коррекционная начальная школа №60 «Сибирский лучик»

_МБОУ СОШ «Перспектива»_

Регулярно сотрудники библиотек у нас проводят творческие встречи с сибирскими писателями и поэтами. Наши дети с удовольствием читают сказки в стихах Александра Пасечника, трогательные стихи Елены Зиноватной, Марины Царевой и Юрия Горустовича. Ребятишкам после таких встреч приятно рассматривать и читать их книги, выступать на конкурсах чтецов и рисовать иллюстрации. Книга Юрия Горустовича оформлена детскими иллюстрациями. 26 ноября 2018 года состоялась очередная творческая встреча с женой писателя Юрия Магалифа.

Партнерские отношения с родителями выстраиваются не только через совместные праздники, но и:

- «Родительские клубы», тематику которых предлагают сами родители;

- «Мастер-классы»;

- Тематические встречи по изготовлению поделок с детьми к празднику и по темам недели;

- Творческие посиделки «Бабушкина сдоба»;

- Нетрадиционные родительские собрания;

- Социальные акции.

В 2018 году наши воспитанники вместе с родителями приготовили информационно-исследовательские проекты: «Красная книга Сибири», «Писатели Сибирского края», «Творчество народов Сибири». Дети представляют свои проекты в группе с удовольствием.

Специалистами группы компенсирующей направленности была разработана парциальная программа «Развитие речи и познавательной активности детей с ЗПР в процессе познавательно-исследовательской деятельности». Одной из задач парциальной программы является и развитие социализации детей с ООП. Мы заранее договариваемся с родителями о проведении совместной образовательной деятельности по лексической теме, они становятся активными участниками.

Вместе с детьми выполняют пальчиковые и артикуляционные зарядки, проводят с нами опыты и эксперименты, и на практике перенимают опыт по развитию своего ребенка. Социализация детей с ООП проходит также через взаимодействие с детьми общеразвивающих групп. Реализуя основной этап проекта, мы стали привлекать детей с ООП для участия в «Клубных часах» и акции «Дети-волонтеры». Дети подготовительных групп хорошо знают наших детей по совместным праздникам, развлечениям, экскурсиям, и просто, потому что ходят друг к другу в гости. Наши дети с удовольствием принимают помощь от «подготовишек», ведь они помогают маломобильным одеваться, могут совместно поиграть, научить новой игре и просто вместе погулять на прогулке.

Школьники начального, среднего и старшего звена участвуют в совместных мероприятиях с детьми с ООП: показывают спектакли и выступают с концертами, вместе делают игрушки к праздникам и спектаклям.

Совместно проходят у нас и социальные акции: «Кормушка для пичужки», где школьники дарят детям ДОУ очень креативные кормушки, а наши дети следят за их чистотой и вовремя досыпают корм. Школьники помогают изготовить скворечники и разместить на каждом участке группы. На прошлой неделе воспитанники логопедической группы провели акцию «Игрушка для друга» и подарили детям с ООП игрушки, сделанные своими руками.

Работа в рамках проекта способствует росту профессионального мастерства всех специалистов ДУО, работающих с детьми, поднимают статус учреждения, указывают на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.

Библиографический список:

1. Грецкая Ю.П. Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве // Молодой учёный. - 2018. - № 7(193). -C. 171-173. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/193/48369/.

2. Гришаева Н.П. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 320 с.

3. Мельник Ю.В., Мукминова Ю.Н., Одинокова Н.А., Шаймарданов Р.Х. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве: монография / Под ред. К.В. Абрамовой. - Новосибирск: ООО ЦСРНИ, 2016. - С. 86-138.

4. Педагогические технологии социализации дошкольника [Электронный ресурс]. - URL: http://www.psy-kuznetsova.ru/images/7_Pedagogich-tehnologiidiagnostica_GNP.pdf.

5. Скоролупова О.А., Тихонова Т.М. Игра - как праздник! (Сценарии тематических игровых недель в детском саду). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. - 136 с.

6. Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. - 128 с.

7. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2013. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.