Педагогика
УДК 372.016:811.161.1
кандидат исторических наук Иванова Анна Александровна
Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования
Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет),
Ресурсный Центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» (г. Москва);
кандидат биологических наук, доцент Молодожникова Наталья Михайловна
Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования
Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет),
Ресурсный Центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» (г. Москва);
доктор педагогических наук, профессор Макарова Дина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема актуализации эмоционального диалога в научно-учебном взаимодействии и коммуникативных способностей, которые приобретает обучаемый при развитости данного образовательного направления. Приведен классификационный анализ формируемых диалогических умений средствами эмоционального диалога. Данная работа показывает, что наличие эмоций способствует также и развитию интеллектуальной составляющей участников учебного взаимодействия.
Ключевые слова: диалог; эмоции; эмоциональный диалог; коммуникативные способности; эмоциональный интеллект, креативность.
Annotation. This article deals with the issue of actualization of emotional dialogue in scientific and educational interaction, the communicative abilities that a student acquires with the development of this educational direction. The classification analysis of Dialogic skills formed by means of emotional dialogue is given. This work shows that the presence of emotions also contributes to the development of the intellectual component of participants in educational interaction.
Keywords: dialogue; emotions; emotional dialogue; communicative abilities; emotional intelligence, creativity.
Введение. Эффективность учебно-научного общения в цепи «учитель - ученик» во многом определяется эмоциональной составляющей учебного диалога, поскольку «эмоциональные процессы никак не могут противопоставляться познавательным как внешние, взаимоисключающие друг друга противоположности... И одни и другие являются в конечном счете зависимыми компонентами конкретной жизни и деятельности индивида.» [5, с. 552].
Многообразие трактовок дефиниций эмоций, представленных в научной литературе, позволяет говорить о том, что эмоции сами по себе не являются языковыми феноменами. Но изучение языка коммуникантов -один из путей к постижению эмоциональной стороны общения в учебном пространстве с целью эффективности восприятия ими учебной информации [4].
В методике преподавания русского языка существуют различные подходы к классификации коммуникативных умений. В то же время на основании сопоставления содержательного состава этих классификаций, можно выделить ряд коммуникативных умений, которые в различной интерпретации представлены вышеназванными учеными. Это следующие умения:
- осознавать цель высказывания адекватно речевую ситуации;
- определять тему и основную мысль будущего высказывания;
-осмысливать основные этапы будущего текста, определяющие последовательность изложения;
- отбирать вербальные средства, соответствующие речевой ситуации, цели, теме, основной мысли, типу речи и стилю высказывания (осмысление может происходить во внутренней речи, и может быть зафиксировано во внешней письменной речи);
- реализовывать высказывание в устной или письменной речи в соответствии с нормами русского языка;
- корректировать речевое произведение (письменное или устное), устраняя лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, смысловые, логические, стилистические ошибки;
- выражать свое отношение (оценивать) к предмету высказывания [4].
Изложение основного материала статьи. Проблемы формирования коммуникативных умений школьников, на наш взгляд, напрямую связаны с необходимостью развивать в детях универсальную коммуникативную компетентность, предполагающую овладение коммуникативными универсальными учебными действиями, что в концепции проекта Государственных стандартов общего образования принято считать одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.
В поле исследования системообразующей категорией оказывается диалог с учеником в процессе обучения, поскольку, обогащаясь различными способами структурирования коммуникативных учебных действий, ребенок, входящий в мир знаний в процессе диалога, аккумулирует творческую энергию сотрудничества и превращает эту энергетику во внутреннее достояние, источник собственной творческой деятельности [2, 3]. Поэтому представляется важным аспект диалогического обучения коммуникативным категориям в школе.
При диалогизации процесса обучения цель общения находится в совместном, взаимообогащающем поиске пути. В этом случае цель общения и цель учебной деятельности вступают в отношение гармонии: общаться, чтобы найти решение; найти решение, чтобы самореализоваться в процессе общения.
Содержание образования, как известно, закрепляется в нормативных документах (учебные планы, программы, учебники и пр.), но непосредственно оно воплощается в процессе обучения, через учебные дисциплины, в числе которых важнейшее место занимает русский язык.
Красной нитью среди основных методических идей проходит следующая: «Чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар - дар слова, чем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов» [1, с. 33].
Именно на уроках лингвистического цикла формирование коммуникативной грамотности и культуры чувств подрастающей личности осуществляется посредством эмоционального диалога, поскольку он является постоянным во временном плане общения учителя с детьми, а, следовательно, способствует формированию интеллектуально развитой личности с положительными эмоционально-ценностными установками.
Представим коммуникативно-эмоциональные диалоговые умения-действия, предназначенные для дальнейшего исследования, сформулированные на основе содержания коммуникатиных умений и коммуникативных универсальных учебных действий, в виде сводной таблицы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТИЯ
КОММУНИКАТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ДИАЛОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ
- осознавать цель высказывания адекватно речевую ситуации;
- определять тему и основную мысль будущего высказывания;
- осмысливать основные этапы будущего текста, определяющие последовательность изложения;
- отбирать вербальные средства, соответствующие речевой ситуации, цели, теме, основной мысли, типу речи и стилю высказывания (осмысление может происходить во внутренней речи, и может быть зафиксировано во внешней письменной речи);
- реализовывать высказывание в устной или письменной речи в соответствии с нормами русского языка;
- корректировать речевое произведение (письменное или устное), устраняя лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, смысловые, логические, стилистические ошибки;
- выражать свое отношение (оценивать) к предмету высказывания.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов -выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка._
- терпимость к другому мнению, к ошибке;
- проявление доверия друг к другу;
- эмоциональные поглаживания: улыбка, обращение по имени, тактильный и зрительный контакт;
- словесные конструкции, активизирующие обучение: открытые вопросы, на которые дети дают развернутые ответы вопросы продуктивные, направленные на интерпретацию знаний;
- предпочтение в плане разворачивания диалога вопросам открытым, проблемным, операционным, проясняющим, переломным, не предполагающим односложный ответ;
- умение быть хорошим слушателем, то есть слушателем эмпатическим; пользоваться приемами пассивного и активного эмпатического слушания. Приемами активного слушания могут быть такие: трансляция (дословное повторение сказанных слов), редакция (повторение самого главного) и резюмирование (обобщение сказанного).
Приведем некоторые примеры, демонстрирующие положения таблицы (на материале диагностирующего эксперимента). Так, умение прислушаться к точке зрения "другого", может быть и неправильной, выражается в следующих диалогах:
А) Тема. Проверяемые гласные в корне слова. " Ученик 1.
- Вот, Сергей сказал, что слово лесок проверим словом лисы. А я думаю, что это лес... Сергей, а ты как думаешь?
Ученик 2.
- Эх, точно! Не подумал..., лесной, лесник, лесовик, они же от слова лес! Ученик 1. Хорошо, что подумал. Теперь правильно в диктанте напишешь..." Б) Тема. Правописание мягкого знака в различных частях речи.
"Учитель.
- Давайте, ребята, уточним в каких частях речи ставится Ь? Лена? Ученик 1.
- В существительных женского рода 3-го склонения: ночь, дочь, печь, молодежь, рожь. Учитель.
- Так, хорошо, Лена. Все? Ученик 1.
- Ну да, кажется..., да.
Ученик 2.
- А можно я? Лена неправильно говорит (исправляется). Ну она не до конца сказала, ну немножко недодумала... Там еще...много..., например, в глаголах 2-го лица единственного числа: видишь, читаешь, пишешь, умываешься..., например еще..., ну, может, Лена вспомнит?"
В приведенных диалогах мы видим стремление учеников помочь друг другу, не заострять внимание на ошибках и недочетах в демонстрации тех или иных знаний. Очень важным при этом является фактор эмоциональной отзывчивости в ходе научно-учебного диалога, поскольку создание комфортной обстановки в поле педагогического дискурса способствует более эффективному усвоению соответствующей информации.
Эффективной диалогизации в образовательном поле способствуют речевые маркеры, использование которых продвигает обучение на значительно высокий уровень, поскольку и рассуждения, и продуктивные вопросы, мнения, позиции имеют право на существование, поскольку направлены на интерпретацию знаний [4]. Приведем некоторые примеры.
1. "А сейчас приготовьтесь, ребята, мы будем писать много...Почему? - спросите вы - Потому что во многих тетрадях я совершенно не могу понять, какие правила поняты, а какие -нет";
2. "Давайте подумаем и ответим, какой же секрет кроется в правописании приставок -пре и -при? Кто попытается раскрыть этот секрет?.. ";
3. "Света, а какое твое мнение, что же делать с непроверяемыми гласными в корне слова? Писать так, как слышишь?..";
4. "...Поэтому какой вывод? Он очень прост. Слова эти надо запомнить? Проверять по словарю надо? Кто предложит другой вариант...";
5. "Подумаем, что же можно добавить к ответу Никиты? Кто готов? Кто добавит?"
Выводы. В приведенных примерах мы видим различные приемы активизации учебного диалога. Вопросно-ответный ход (1), использованный учителем готовит учеников к работе над каллиграфией. Педагог призывает к диалогу учеников (2), используя в вопросе метафорический прием (раскрыть секрет), тем самым актуализирует в учениках чувство интереса к орфографическому правилу. Обращение-вопрос к конкретному ученику (3) также стимулирует диалоговую реакцию. Вопросы- "ловушки", использованные учителем (4), направлены на активный диалог с учениками и предоставления им возможности отстаивать свою точку зрения. При этом эмоционально-интеллектуальный фон диалога предполагает быть насыщенным, поскольку актуализируемое в учениках чувство сомнения ведет к необходимости поиска правильного ответа. Необходимость развернутого диалога (5) представлена вопросами, призывающими учеников к различного рода ответным репликам, связанным с той или иной изучаемой темой. Здесь демонстрируется желание учителя как можно детальнее выяснить уровень усвоенных знаний не только конкретным учеником, но и остальными обучаемыми.
Таким образом, именно эмоциональный диалог как особый уровень коммуникативного процесса не только отвечает потребностям человека в глубоком личностном контакте, но и выступает сегодня активным педагогическим методом, актуализирующим приоритетные принципы современного образования.
Литература:
1. Виноградов, В.В. О трудах В.И. Чернышёва по русскому языку // Чернышёв В.И. Избранные труды. Т. 1. — М., 1970.
2. Выготский Л.С. Учения об эмоциях / Л.С. Выготский. - Москва; Книга по Требованию, 2012 - 160 с.
3. Изард К. Рсихология эмоция. Серия «Мастера психологии».ю СПб.: Питер, 2012 - 464 с.
4. Пиотровская Л.А. Взаимодействие эмоциональной и рациональной оценки в процессе порождения речи / Л.А. Пиотровская // Русский язык : исторические судьбы и современность: труды и материалы III Междунар. конгресса исследователей русского языка / сост. М.А. Ремнева, А.А. Поликарпов. - М.: МАКС Пресс, 2007. - С. 28-29
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат психологических наук, доцент Неустроева Евдокия Анатольевна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается проблема эмоционального развития дошкольников, отмечается необходимость целенаправленной работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. Раскрываются психологические аспекты исследования проблем эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Кратко рассмотрена опытно-экспериментальная работа по преодолению эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста при помощи музыкотерапии.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональное развитие, детей дошкольного возраста, музыкотерапия, танцевальная терапии, эмоциональные нарушения.
Annotation. The article discusses the problem of emotional development of preschool children, notes the need for purposeful work on the emotional development of preschool children. The psychological aspects of studying the problems of emotional disorders in preschool children are revealed. Experimental and experimental work on overcoming emotional disorders in older preschool children with the help of music therapy is briefly considered.