Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЭПОХУ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЭПОХУ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / РИСКОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ONLINE И OFFLINE ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

Цифровые технологии оказывают глобальное влияние на социализацию обучающихся образовательной организации высшего образования. Для изучения представляют интерес теоретические и прикладные аспекты социализации студентов в эпоху цифрового общества. В результате исследования научной литературы мною охарактеризованы феноменальность цифрового поколения студенчества, особенности Net-мышления «носителей новой постинновационной реальности» и определены рискогенные ситуации, осложняющие протекание процесса социализации студентов в эпоху цифрового общества. Социализация студентов в эпоху цифрового общества мною понимается как целенаправленный процесс расширения представлений об окружающем мире, информационном и социальном, посредством освоения обучающимися вуза нормативов и правил работы с информацией, овладения инструментами критического осмысления и оценки поступающих информационных потоков; развития мотивации на выстраивание продуктивной коммуникации и командно-индивидуального взаимодействия в online и offline мирах; формирования навыков социальных и поведенческих компетенций, соотнесенных с реализацией оптимальных способов самообразования, самореализации, самосовершенствования в открытом информационном пространстве. Изучение понятийного поля дефиниции и особенностей современного поколения студенчества позволило мне обосновать концептуальные положения социализации студентов вуза в эпоху цифрового общества, соотносимых с приоритетными направлениями педагогической науки и практики. Они включают: обучение посредством действия в новых образовательных медиа форматах и социальной реальности; компетентностная составляющая в обучении - формирование цифровых компетенций в сквозной оси социальных и профессиональных компетенций; активизация и инициирование смешанных форм обучения. Концептуальные положения социализации студентов в эпоху цифрового общества отражены в разработке и апробации факультатива «Социализационная навигация студента в медиапространстве цифрового общества» с использованием смешанных форм обучения, потенциала электронной информационной образовательной среды Moodle, актуализирующего ценность ответственного культуроосвоения, смыслообразования, нормотворения, саморегулируемого поведения в цифровой информационной среде для расширения сферы оптимальной интеграции обучающихся в современный социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE ERA OF DIGITAL SOCIETY

Digital technologies have a global impact on the socialization of students in the educational organization of higher education. The theoretical and applied aspects of socialization of students in the era of digital society are of interest for study. As a result of the study of scientific literature, I described the phenomenality of the digital generation of students, the features of Net-thinking of “carriers of a new post-innovation reality” and identified risky situations that complicate the process of socialization of students in the era of digital society. The socialization of students in the era of digital society is understood by me as a purposeful process of expanding ideas about the surrounding world, information and social, through students mastering the standards and rules of working with information, mastering the tools of critical understanding and evaluating incoming information flows; developing motivation to build productive communication and team-individual interaction in online and offline worlds; formation of skills of social and behavioral competencies correlated with realization of optimal methods of self-education, self-realization, self-improvement in open information space. The study of the conceptual field of definition and features of the modern generation of students allowed me to substantiate the conceptual positions of socialization of university students in the era of digital society, correlated with the priority areas of pedagogical science and practice. They include: learning through action in new educational media formats and social reality; competent component in training - formation of digital competencies in the cross-cutting axis of social and professional competencies; Activation and initiation of mixed forms of learning. The conceptual provisions of socialization of students in the era of digital society are reflected in the development and testing of the option “Socialization navigation of a student in the media space of a digital society” using mixed forms of training, the potential of the Moodle electronic information educational environment, which updates the value of responsible cultural education, meaning formation, norm-setting, self-regulatory behavior in the digital information environment to expand the sphere of optimal integration of students into modern society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЭПОХУ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА»

DOI: "10.25198/1814-6457-228-66 УДК: 378.1

Пак Л.Г.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия

E-mail: lyubov-pak@mail.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЭПОХУ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

Цифровые технологии оказывают глобальное влияние на социализацию обучающихся образовательной организации высшего образования. Для изучения представляют интерес теоретические и прикладные аспекты социализации студентов в эпоху цифрового общества. В результате исследования научной литературы мною охарактеризованы феноменальность цифрового поколения студенчества, особенности Net-мышления «носителей новой постинновационной реальности» и определены рискогенные ситуации, осложняющие протекание процесса социализации студентов в эпоху цифрового общества. Социализация студентов в эпоху цифрового общества мною понимается как целенаправленный процесс расширения представлений об окружающем мире, информационном и социальном, посредством освоения обучающимися вуза нормативов и правил работы с информацией, овладения инструментами критического осмысления и оценки поступающих информационных потоков; развития мотивации на выстраивание продуктивной коммуникации и командно-индивидуального взаимодействия в online и offline мирах; формирования навыков социальных и поведенческих компетенций, соотнесенных с реализацией оптимальных способов самообразования, самореализации, самосовершенствования в открытом информационном пространстве. Изучение понятийного поля дефиниции и особенностей современного поколения студенчества позволило мне обосновать концептуальные положения социализации студентов вуза в эпоху цифрового общества, соотносимых с приоритетными направлениями педагогической науки и практики. Они включают: обучение посредством действия в новых образовательных медиа форматах и социальной реальности; компетентностная составляющая в обучении - формирование цифровых компетенций в сквозной оси социальных и профессиональных компетенций; активизация и инициирование смешанных форм обучения. Концептуальные положения социализации студентов в эпоху цифрового общества отражены в разработке и апробации факультатива «Социализационная навигация студента в медиапространстве цифрового общества» с использованием смешанных форм обучения, потенциала электронной информационной образовательной среды Moodle, актуализирующего ценность ответственного культуроосвоения, смыслообра-зования, нормотворения, саморегулируемого поведения в цифровой информационной среде для расширения сферы оптимальной интеграции обучающихся в современный социум.

Ключевые слова: цифровое общество, цифровые технологии, социализация, студенты, образовательный процесс вуза, рискогенные ситуации социализации, интерактивные online и offline взаимодействия.

Для цитирования: Пак Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества / Л.Г. Пак // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). - С. 66-72.

Pak L.G.

Orenburg state pedagogical University, Orenburg, Russia Е-mail: lyubov-pak@mail.ru

SOCIALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE ERA OF DIGITAL SOCIETY

Digital technologies have a global impact on the socialization of students in the educational organization of higher education. The theoretical and applied aspects of socialization of students in the era of digital society are of interest for study. As a result of the study of scientific literature, I described the phenomenality of the digital generation of students, the features of Net-thinking of "carriers of a new post-innovation reality" and identified risky situations that complicate the process of socialization of students in the era of digital society. The socialization of students in the era of digital society is understood by me as a purposeful process of expanding ideas about the surrounding world, information and social, through students mastering the standards and rules of working with information, mastering the tools of critical understanding and evaluating incoming information flows; developing motivation to build productive communication and team-individual interaction in online and offline worlds; formation of skills of social and behavioral competencies correlated with realization of optimal methods of self-education, self-realization, self-improvement in open information space. The study of the conceptual field of definition and features of the modern generation of students allowed me to substantiate the conceptual positions of socialization of university students in the era of digital society, correlated with the priority areas of pedagogical science and practice. They include: learning through action in new educational media formats and social reality; competent component in training - formation of digital competencies in the cross-cutting axis of social and professional competencies; Activation and initiation of mixed forms of learning. The conceptual provisions of socialization of students in the era of digital society are reflected in the development and testing of the option "Socialization navigation of a student in the media space of a digital society" using mixed forms of training, the potential of the Moodle electronic information educational environment, which updates the value of responsible cultural education, meaning formation, norm-setting, self-regulatory behavior in the digital information environment to expand the sphere of optimal integration of students into modern society.

Key words: digital society, digital technologies, socialization, students, educational process of the university, risky situations of socialization, interactive online and offline interactions.

Парадигма информационного общества, отражающая интеллектуализацию профессиональной деятельности и высокий уровень информационного обслуживания (связанный с производством, хранением, переработкой и реализацией нарастающих информационных потоков) охватила сегодня все сферы жизнедеятельности, обусловливая формирование новой цифровой социокультурной среды и новое восприятие студентами современной действительности. В эпоху цифрового общества цифровые технологии все глубже проникают в реалии ми-робытия взрослеющих субъектов образования, определяя новые социализационные траектории студентов, связанные с освоением и потреблением новой культуры образования, формального и неформального общения, досуга, деятельности. Цифровые устройства, массовое использование интернета, постоянное онлайн-присутствие в социальных сетях, увеличивающий объем социальной активности студенческой молодежи в виртуальном пространстве, создание искусственного мира посредством замены обычного восприятия жизни в терминах Л.С. Выготского выступают как «новые культурно-исторические орудия, опосредующие всю имеющуюся деятельность и общение» [3].

Студенты цифрового общества «вмонтированы» в смысловую структуру доступа и потребления информационных ресурсов всего мира, включены в процесс смыслообразования, исходящий от сетевого сообщества, согласуемый с обновленными смысложизненными ориентирами индивидов (связанными с виртуальным миром), интенсивной выработкой новых паттернов взаимодействия участников социальных и образовательных отношений (характеризуемых новом типом виртуальной социальности) как создателей, носителей, потребителей виртуальной культуры [6], [14].

Глобальное влияние цифровых технологий, расширение области выстраивания социальных взаимоотношений на сайтах социальных сетей («ВКонтакте», Instagram, «Одноклассники», РаееЬоок) и «других многопользовательских сайтах (видео- и фотохостинги) в конкурентной борьбе с «нецифровой» культурой выигрывают по: объему воспроизводства и трансляции студентам норм, установок, смыслов, общепринятых образцов, традиций; степени влияния

на формирование жизненных приоритетов, моральных ценностей и моделей социального поведения; разнообразию каналов и агентов социализации (не всегда позитивных). При этом серверы и хранилища, цифровое облако не достаточно продуктивно работают как оптимальные социализационные «фильтры» коллективной памяти, поэтому хранят весь цифровой контент, превращая семиосферу современной культуры цифрового общества в гигантскую «свалку» [5, с. 30] (информации становится все больше, а смысла все меньше (Ж. Бодрийяр [22])), определяя стихийность процесса социализации и неконструктивность выстраивания социализационных траекторий современного студенчества в эпоху цифрового общества.

Вышеизложенное требует разворота проблемы обоснования процесса социализации студентов цифрового общества в плоскость ответственного культуроосвоения, смыслообра-зования, нормотворения, саморегулируемого поведения в цифровой информационной среде для расширения сферы реализации обучающимися собственных возможностей и оптимальной интеграции в социум.

Изучение обозначенной проблематики свидетельствует о том, что в междисциплинарной матрице наук накоплен необходимый диапазон научно-педагогических знаний: концептуальные положения социализации как многоуров-него, многофункционального процесса интеграции индивида в общество (В .А. Андреева [1], А.В. Мудрик [13], Д.И. Фельдштейн [20]); научные идеи, описывающие специфичность традиционной социализации студентов образовательной организации высшего образования (И.И. Митрофанова [11], Л.И. Шумская [21]) и интернет-социализации студенческой молодежи (М.А. Данилова [6]); положения о рискогенных ситуациях социализации молодежи, обновлении путей их социализационных траекторий (А.И. Ковалева [7]); научные идеи о специфике цифрового поколения в проекции жизненного самоопределения, обновленного №^мышления, формирования умений и навыков цифровой эры (Н.С. Бастракова [2]; Н.В. Богачева, Е.В Сивак [12]; ТА. Гилева [4]); В И. Курбатов [9]); концептуальные положения о влиянии информационно-коммуникативных, сетевых, виртуальных технологий на социализацию, сознание, мышление,

поведенческие практики и ценностные ориентации студенческой молодежи, ее жизненные планы и стратегии их реализации (Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, О.В. Топоркова [17]); положения о компетентности и безопасности цифрового поколения России (Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, Т. А. Нестик [19]), о формировании цифровой грамотности субъектов образования (И.В. Гу-жова [5]).

Анализ вышеизложенных научных идей, концепций, теорий в отечественной науке позволил обосновать следующие концептуальные положения изучаемой проблемы.

Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества представляет собой целенаправленный процесс: расширения представлений об окружающем мире (информационном и социальном) посредством освоения обучающимися в вузе нормативов и правил работы с информацией, овладения инструментами критического осмысления и оценки поступающих информационных потоков; развития мотивации на выстраивание продуктивной коммуникации и командно-индивидуального взаимодействия в online и offline мирах; формирования навыков социальных и поведенческих компетенций соотнесенных с реализацией оптимальных способов самообразования, самореализации, самосовершенствования в открытом информационном пространстве.

Цифровые технологии предоставляют данному поколению студенчества новую среду и средства для социализации, экспериментирования, нахождения единомышленников, построения отношений [2]. Агентами социализации и акторами этой новой цифровой реальности выступают виртуальные личности, для которых характерно формирование нового типа коммуникации - виртуальной коммуникации, нового типа мышления - сетевого мышления, или Net-мышления, нового типа психики - психики интернет-пользователей и новых качеств интернет-психики [9].

Социализированные студенты цифрового общества, с одной стороны, демонстрируют окружающему миру такие положительные качества, как информированность, всесторонняя креативность, рискогенность, инновацион-ность, многозадачность (как способность решать несколько когнитивных задач) комму-

никабельность (выстраивание коммуникации одновременно в online и offline мирах), умение обращаться с техникой и т. д. [2]. С другой, под влиянием глобального информационного поля, виртуальной реальности, рекламы, смыслооо-бразов, создающих насыщенную информационную и образно-смысловую среду, процесс социализации современных обучающихся вуза далеко не всегда характеризуется положительными влияниями [15].

В исследовании на основе анализа научной литературы и проводимой экспериментальной работы выявлены следующие рискогенные ситуации, осложняющие протекание процесса социализации студентов вуза в эпоху цифрового общества:

- дезориентация цифрового поколения студенческой молодежи, их хабитулизация как особой группы, имеющей специфические стереотипы и установки, собственные социализа-ционные траектории жизнедеятельности отличающиеся от общепринятых, традиционных;

- бессистемная диверсификация социокультурных практик как способов действия, неумение ориентироваться в причинно-следственных связях, обусловливающая безответственность поведенческих моделей вразрез с общепринятыми правилами, утрату критериев контроля своего настоящего, без которого невозможно конструировать траекторию будущего на отчетливом осознании смыслоценностных оснований бытия прошлого;

- деформация морально-нравственного сознания, подмена Добра и Зла в осмыслении ценного и неценного; недостаточность когнитивных конструктов о новом востребуемом в информационном обществе типе социальности.

Для редукции вышеобозначенных ри-скогенных областей социализации студентов необходимы принципиальные изменения ценностно-смысловых основ содержания, технологий, качества социализации студентов в эпоху цифрового общества, в рамках:

- освоения в образовательном процессе вуза обновленной поведенческой позитивной социализационной модели инновационного, безопасно-информационного поведения и интеллектуального обогащения;

- развития умений конструирования продуктивного взаимодействия субъектов образо-

вания (online и offline) с целью содействия друг другу в производстве образовательных услуг, контента или идей;

- формирования способности к саморегуляции, мотивационной установки на самообучение, непрерывное самосовершенствование в цифровом пространстве с позиции освоения антропологической практики «заботы о себе» с «заботой о других»;

- обогащения социального опыта и опыта владения цифровыми технологиями для успешной интеграции в цифровое общество.

В исследование определены концептуальные положения социализации студентов вуза в эпоху цифрового общества, соотносимые с приоритетными направлениями педагогической науки и практики:

- обучение посредством действия (action learning, experiential learning, learning by doing, геймификации) в новых образовательных медиа форматах и социальной реальности: необходимо подчинить образовательному процессу вуза цифровые платформы и гаджеты в соответствие с обновленными социализационны-ми траекториями обучающихся, потребностями цифровой экономики; использовать новые информационно-технологические подходы в представлении информации для формирования у студентов культуры полезности и ответственности действия, культуры диалога и взаимодействия (в online и offline форматах), культуры познания и непрерывного развития;

- компетентностная составляющая в обучении (формирование цифровых компетенций в сквозной оси социальных и профессиональных компетенций); ориентир «умной вузовской системы образования», качественной и инновационной на непрерывность и опережающую подготовку студентов с учетом экспоненциального роста объема информации, получения качественных и актуальных знаний для расширения диапазона их интеллектуального капитала, социально и профессионально востребуемых умений и компетенций будущих специалистов;

- активизация и инициирование смешанных форм обучения, активное вовлечение обучающихся в работу в электронной информационно-образовательной среде вуза, обеспечивающую на основе технологий продвинутого обучения актуализацию возможностей самообразования

и самосовершенствования студентов в разном образовательном темпоритме, в течении удобного временного промежутка, всей жизни, в любом месте.

При этом подчеркнем, что овладение цифровыми технологиями, рассматривается как «жесткие» навыки, выступающие необходимым, но недостаточным средством социализации студентов цифрового общества. Особый акцент ставится на ведущую роль «мягких» навыков» для социализации студентов вуза в цифровом обществе, объединяющих когнитивные способности (логическое и креативное мышление, комплексное решение проблем, скорость и гибкость в принятии решений) и социально-поведенческие аспекты (готовность получения нового опыта функционирования в социальном и инфомире, навыки межличностного и межкультурного общения, добросовестность, субъекто-ориентированность, умение работать в команде, эмоциональная стабильность, устремленность к компромиссам и т. д.) [4].

В ходе исследования осуществлена экспериментальная проверка результативности обоснования концептуальных положений процесса социализации студентов в эпоху цифрового общества посредством реализации факультатива «Социализационная навигация студента в ме-диапространстве цифрового общества» с обучающимися направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (квалификация выпускников - магистр) ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» («ОГПУ»).

Значимым разделом факультатива выступало расширение диапазона знаний и осведомленности обучающихся о рисках социализации в инфомире, угрозах и последствиях неправильного обращения и потребления многофункциональной и бессистемной информации, опасного ведения онлайн-коммуникаций и управления персональными данными в сети, обусловливающие проявления деструктивного поведение в реальном мире.

На основе исследований Р.В. Кончаковско-го [8], В Н. Мининой [10], Н.В. Петровой [16], В.А. Поляковой [18], определяющих наиболее эффективные направления образовательного процесса в вузе с использованием цифровых инструментов и технологий осуществлялась

реализация смешанных форм обучения, актуализация потенциала электронной информационной образовательной среды Moodle, включение обучающихся в онлайн-самообразование (онлайн-курсы).

В ходе факультатива использовались: онлайн-инструменты конструирования красочных и содержательных презентаций, индивидуально, в парах или группах (Zoho Showtime, Peardeck), социальных интернет-сервисов (коллективных закладок, виртуальных дисков, Google-документов, Google-форумов, социальных сетей (Youtube, Facebook, LinkedIn, «ВКон-такте»), блогов и т.п.) для обмена мыслями идеями, опытом, информационным материалом, инструментом критического со-оценивания и коллективного со-осмысления; возможности чат-ботов (виртуального цифрового помощника) в деятельности онлайн-библиотек. Реали-зовывалось коллективное обсуждение медиа-тектов в чатах, форумах, вебинарах, создание тематически-образовательных викторин, дидактических игр и тестов (в программе Kohoot), медиаколлажей, электронных газет и т. д.

Значимым для социализации студентов вуза в эпоху цифрового общества выступало использование электронной информационной образовательной среды Moodle в рамках различных форматов предоставления информационных и образовательных ресурсов (новостной форум, чат, методические указания, фонд оценочных средств, список основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсы и программное обеспечение по курсу, дополнительные информационно-справочные материалы, задания, тестовые задания, форум, глоссарий, анкеты, лекции, семинары, wiki, базы данных и т. д.), широкого спектра инструментов интерактивного обучения посредством выстраивания конструктивного взаимодействия (в синхронном и асинхронном режимах) с участниками образовательных отношений, оперативного целенаправленного обмена коммуникациями с преподавателями (получения дистанционных консультаций), контроля учебной деятельности (промежуточной и итоговой аттестации), совмещения самостоятельного учения и обучения, развития навыков самоорганизации и самосовершенствования студентов.

Таким образом освоение студентами содержания факультатива определяло социализацию обучающихся как ответственных и компетентных пользователей цифровой эпохи, умеющих критически анализировать и осмысливать поступающую информацию, проверять ее надежность и достоверность, повышение культуры информационной безопасности действия в цифровой среде.

Логика проведения экспериментальной работы потребовала определения этапности и задач построения экспериментальной работы (констатирующий, формирующий, обобщающий этапы), описания и конкретизации содержания эксперимента, разработки критериально-диагностического инструментария изучаемого феномена и его использования для выявления продуктивности реализации процесса социализации студентов образовательной организации высшего образования в эпоху цифрового общества.

С учетом выявленных структурных компонентов (аксиологического, гносеологического, праксеологического) социализации студентов вуза в эпоху цифрового общества, были определены критерии и соответствующие им показатели изучаемого феномена: когнитивный (знания о социальном мире, рисках и возможностях цифровой реальности; осведомленность в области поиска, отбора, анализа информации, способность к критической оценке и интерпретации информации: представления о себе как информационно-грамотном субъекте общественных отношений); мотивационный (нацеленность на конструирование продуктивных online и offline коммуникаций; устремленность к совершенствованию знаний в области использования информационно-коммуникативных технологий в образовании и социуме), деятель-ностный (творческая актуализация социального и личностного опыта в инфомире; информационная и социальная креативность).

Проведение экспериментальной работы позволило выявить положительные тенденции изменения характеристик социализации студентов вуза в эпоху цифрового общества.

В ходе реализации концептуальных идей социализации происходило:

- конструирование и освоение студентами обновленных нормативов и установок реаль-

ного и виртуального мира посредством получения доступа к неограниченному количеству информационных ресурсов, и развитие умений их критической «фильтрации»;

- культивирование и внедрение новых ценностей (информации, самовыражения, самореализации, свободы выбора, открытости к изменениям и т. д.), зарождающихся и транслируемых в условиях глобальной цифровизации;

- преобразование коммуникационных стратегий в аспекте иных своеобразных паттернов выстраивания взаимодействия в online и offline режиме посредством включения в систему образования новых акторов, преобразующих конфигурацию отношений между взаимодействующими субъектами;

- становление психологических черт взрослеющей молодежи (связанных с эволюционным дополнением, взаимообогащением и интеграцией положительных качеств) в аспекте апробирования многообразных социальных ролей в виртуальных и реальных информационных средах «обитания»;

- развитие умений противодействия социально разрушающим манипуляциям и провокация виртуальной действительности.

Таким образом, в исследовании доказано, что оптимально организованная социализация студентов в эпоху цифрового общества обеспечивает трансляцию позитивного социального опыта online и offline познания, общения и деятельности, формирование у молодых людей в интеграционом единстве определенных

soft-skills (социально-психологические навыки - коммуникативные, лидерские, аналитические, командные, публичные, «мышленческие», системного и дискурсивного мышления, и др.) и hard-skills (профессиональные знания и навыки) качеств, адекватных вызовам информационного времени в рамках информационного познания закономерностей настоящего в его преемственности с прошлым и устремленности в будущее.

Социальные эффекты социализации студентов вуза в эпоху цифрового общества связаны с экспоненциальным ростом и приоритетной ценностью для студентов информации (на личностно-профессиональном уровне значимости) и умений работы с ней (с использованием медиасредств и информационно-коммуникационных технологий, критической интерпретации медиатекстов и ценностей, распространяемых медиа).

При этом в рамках оптимально организованной социализации цифрового поколения студентов вуза с позиции обоснования новых приоритетов образовательной организации высшего образования (диалога, субъектности и саморазвития) осуществляется своевременность редукции рискогеных ситуаций изучаемого феномена и локализации негативных, разрушающих целостность сознания, медиа-воздействий (трансформирующих культурные смыслы и коды в конкретные размытые образы, замещающих собой критическое мышление обучающихся).

16.08.2020

Список литературы:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

2. Бастракова, Н.С. Цифровое поколение в проекции жизненного самоопределения / Н.С. Бастракова // Новые информационные технологии в образовании и науке. - 2018. - № 1. - С. 103-108.

3. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Перспектива, 2018. - 148 с.

4. Гилева, Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т.А. Гилева // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2019. - № 2 (28). - С. 22-35.

5. Гужова, И.В. Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения в контексте современных концепций цифровой грамотности (на материалах онлайновой фокус-группы со студентами) / И.В. Гужова // Знак: проблемное поле медиаобразования. -2019. - № 1 (31). - С. 30-39.

6. Данилова, М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи специфика мотивации сетевого поведения: автореф. дис. ... канд. социол. наук / М.А. Данилова. - Саратов, 2009. - 18 с.

7. Ковалева, А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения и социализационная траектория / А.И. Ковалева // Социологические исследования. - 2003. - № 1. - С. 109-115.

8. Кончаковский, Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Р.В. Кончаковский. - Екатеринбург, 2010. - 22 с.

9. Курбатов, В.И. Ке1-мышление: новые реалии информационной эры / В.И. Курбатов // Гуманитарий Юга России. - 2017. -№ 6. - С. 173-181.

10. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты / В.Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2020. - № 1. - С. 84-101.

11. Митрофанова, И. И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования: автореф. дис. ... канд. социол. наук / И. И. Митрофанова. - Хабаровск, 2004. - 22 с.

12. Мифы о «поколении Z» / Н.В. Богачева, Е.В. Сивак. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 56 с.

13. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

14. Павлов, А.В. Методологические проблемы современного гуманитарного познания: учебное пособие / А.В. Павлов. - М.: Изд-во «Флинта», 2013. - 325 с.

15. Пак, Л.Г. Социализация как значимый регулятив формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза / Л.Г. Пак // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА,

2019. - № 65-3. - С. 91-94.

16. Петрова, Н.В. Методика формирования ИКТ-компетентности будущих магистров образования профиля «иностранный язык» на основе социально-конструктивистского подхода; автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Петрова. - Красноярск,

2020. - 24 с.

17. Петрунева, Р.М. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, О.В. Топоркова // Преподаватель ХХ1 век. - 2019. -№ - С. 77-85.

18. Полякова, В.А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах / В.А. Полякова // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 6. - С. 100-106.

19. Солдатова, Г.У Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г.У Солдатова, Е.И. Рассказова, Т.А. Не-стик. - М.: Смысл, 2017. - 375 с.

20.Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. / Д.И. Фельдштейн. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. - Т. 1. - 568 с.; Т. 2. - 456 с.

21. Шумская, Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации: монография / Л.И. Шумская. - Минск: РИВШ, 2005. - 271 с.

22. Baudrillard, J. In the Shadow of the Silent Majorities, or The End of the Social and Other Essays / J. Baudrillard. - New York: Semiotext, 1983.

References

1. Andreeva, G.M. Social Psychology / G.M. Andreeva. - 5th ed., correct and additional - M.: Aspect Press, 2007. - 363 p.

2. Bastrakova, N.S. Digital generation in the projection of life self-determination / N.S. Bastrakova // New information technologies in education and science. - 2018. - No. 1. - P. 103-108.

3. Vygotsky, L.S. Lectures on psychology / L.S. Vygotsky. - M.: Publishing House Perspective, 2018. - 148 p.

4. Gileva, T. A. Competencies and Skills of Digital Economy: Developing a Staff Development Program / T. A. Gileva // UGNTU Bulletin. Science, education, economics. Series: Economics. - 2019. - No. 2 (28). - P. 22-35/

5. Guzhova, I.V. Culture of digital generation network communications in the context of modern concepts of digital literacy (on the materials of an online focus group with students ) / I.V. Guzhova // Sign: problematic field of media education. - 2019. - No. 1 (31). - P. 30-39.

6. Danilova, M.A. Internet socialization of student youth is specific to the motivation of network behavior: autoref. dis. ... edging. social. sciences / M.A. Danilova. - Saratov, 2009. - 18 p.

7. Kovaleva, A.I. Concept of socialization of youth: norms, deviations and socialization trajectory / A.I. Kovaleva // Sociological studies. -2003. - No. 1. - P. 109-115.

8. Konchakovsky, R.V. The online Internet community as a socio-cultural phenomenon: autoref. dis. ... edging. социол. sciences / R.V. Konchakovsky. - Yekaterinburg, 2010. - 22 p.

9. Kurbatov, V.I. Net-thinking: new realities of the information era / V.I. Kurbatov // Humanist of the South of Russia. - 2017. - No. 6. - P. 173-181.

10. Minina V.N. Digitalization of higher education and its social results / V.N. Minina // Bulletin of St. Petersburg University. Sociology. -2020. - No. 1. - P. 84-101.

11. Mitrofanova, I.I. Features of professional socialization of the student's personality in the higher education system: autoref. dis. ... edging. social. sciences / I.I. Mitrofanova. - Khabarovsk, 2004. - 22 p.

12. Myths about the "generation Z "/ N.V. Bogachev, E.V. Sivak. - M.: HSE, 2019. - 56 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Mudrik, A.V. Social pedagogy: a textbook for student institutions of higher prof. prof. education / A.V. Mudrik. - 8th ed., Correct and additional - M.: Publishing Center "Academy," 2013. - 240 p.

14. Pavlov, A.V. Methodological problems of modern humanitarian knowledge: a textbook / A.V. Pavlov. - M.: Publishing house "Flint," 2013. -325 p.

15. Pak, L.G. Socialization as a significant regulator of the formation of social and professional responsibility of a university student / L.G. Pak // Problems of modern pedagogical education. Ser.: Pedagogy and psychology. - Yalta: RIO GPA, 2019. - No. 65-3. - P. 91-94.

16. Petrova, N.V. Methodology for the formation of ICT competence of future masters of education of the "foreign language" profile on the basis of a socio-constructivist approach: autoref. dis. ... edging. ped. sciences / N.V. Petrova. - Krasnoyarsk, 2020. - 24 p.

17. Petruneva, R.M. Student youth in the era of digital society / R.M. Petruneva, V.D. Vasilyeva, O.V. Toporkova // Teacher of the XXI century. -2019. - No. - P. 77-85.

18. Polyakova, V.A. Model of formation of teacher readiness for dialogue interaction in network pedagogical communities / V.A. Polyakova // Modern problems of science and education. - 2008. - No. 6. - P. 100-106.

19. Soldatova, G.U. Digital generation of Russia: competence and security / G.U. Soldatova, E.I. Rasskazov, T.A. Nestic. - M.: Meaning, 2017. - 375 p.

20. Feldstein, D.I. Psychology of human development as a person: Selected works: in 2 vols. / D.I. Feldstein. - M.: MPSI; Voronezh: NGO MODEK, 2005. - T. 1. - 568 p.; T. 2. - 456 p.

21. Shumskaya, L.I. Personal and professional formation of students in the process of university socialization: monograph / L.I. Shumskaya. -Minsk: RIVSH, 2005. - 271 p.

Baudrillard, J. In the Shadow of the Silent Majorities, or The End of the Social and Other Essays / J. Baudrillard. - New York: Semiotext, 1983.

Сведения об авторе

Пак Любовь Геннадьевна, профессор кафедры педагогики и социологии Института педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор ORCID 0000-0001-7321-506X ; Е-mail: lyubov-pak@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.