Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ "ЛАУРЕАТЫ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИНА" В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ "ЛАУРЕАТЫ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИНА" В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДР ГРИН / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЦИФРОВОЙ ПРОДУКТ / ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ДУХОВНОСТИ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимова Ж.Г.

В данной статье рассматривается одно из направлений цифровизации образования в музейной педагогике - виртуальный музей. Цифровой продукт обладает большим образовательным потенциалом, открывая доступ к информации разного уровня, способствует осуществлению образовательной, воспитательной и просветительской функции. Потенциал виртуальных музеев может быть использован как инструмент самообразования, так и в качестве образовательного инструмента в рамках школьной программы. Деятельность в рамках виртуального музея Гимназии «Лауреаты Российской литературной премии имени Александра Грина» способствует формированию интереса к чтению, стимулирует состояние интеллектуальной активности, творческого поиска, обеспечивает целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что является главной целью современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ "ЛАУРЕАТЫ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИНА" В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Ж. Г. Касимова

Образовательный потенциал виртуального музея «Лауреаты Российской литературной премии

имени Александра Грина» в условиях развития современных технологий

В данной статье рассматривается одно из направлений цифровизации образования в музейной педагогике - виртуальный музей. Цифровой продукт обладает большим образовательным потенциалом, открывая доступ к информации разного уровня, способствует осуществлению образовательной, воспитательной и просветительской функции. Потенциал виртуальных музеев может быть использован как инструмент самообразования, так и в качестве образовательного инструмента в рамках школьной программы.

Деятельность в рамках виртуального музея Гимназии «Лауреаты Российской литературной премии имени Александра Грина» способствует формированию интереса к чтению, стимулирует состояние интеллектуальной активности, творческого поиска, обеспечивает целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что является главной целью современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

Ключевые слова: Александр Грин, виртуальный музей, музейная педагогика, цифровой продукт, литературное наследие, повышение уровня духовности, популяризация творчества, внеурочная деятельность.

Музейная педагогика как одно из современных направлений деятельности образования становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Самым перспективным направлением цифровизации образования в музейной педагогике можно считать виртуальный музей. Цифровой продукт обладает большим образовательным потенциалом: формирует правильные жизненные ориентиры, способствует осознанию значимости чтения для своего дальнейшего развития; способствует воспитанию российской гражданской идентичности, формированию чувства гордости, патриотизма, уважения к Отечеству, осознанию своей этнической принадлежности, знанию основ культурного наследия народов России и человечества.

В Интернете в настоящее время существует большое количество виртуальных музеев, которые открывают бесплатный доступ к объектам культурного наследия, мировым достижениям в области культуры и искусства.

Важную роль виртуальные музеи играют в контексте образования, открывая доступ к информации разного уровня, они способствуют осуществлению образовательной, воспитательной и просветительской функции. Потенциал виртуальных музеев может быть использован как инструмент самообразования, так и в качестве образовательного инструмента в рамках школьной программы.

Понятие «музей» было введено в культурный обиход еще древними греками. Возникновение напрямую было связано с феноменом коллекционирования, получившим свое начало в период Античности. В настоящее

время музей представляет собой учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Появление первых музеев по времени относится к эпохе Возрождения. Именно тогда в музеях в качестве экспонатов помещались образцы, представлявшие этнографический интерес для исследователей. Подобная направленность первых музеев связана с периодом Великих географических открытий и ростом промышленности.

В России первые упоминания о хранилищах музейного типа появляются в XII веке. В указанный период центрами хранения были соборы и монастыри крупных русских городов: Киева, Новгорода, Владимира, а основными предметами хранения являлись исторические ценности, предметы искусства.

Российские музеи сегодня - одна из наиболее доступных и динамично развивающихся общественных организаций, выполняющих функции по сохранению, пополнению, изучению и представлению культурного наследия. Музеи - это важный и по-своему уникальный ресурс укрепления культурной идентичности народов России и единства российского общества.

В современном мире актуальным становится обращение к виртуальному пространству. Человечество испытывает потребность в использовании различного рода электронных средств, что побуждает специалистов в области технологий внедрять качественно новые технические решения, позволяющие открыть доступ к востребованным услугам виртуального мира. К одной из таких услуг можно отнести виртуальные музеи.

Что такое «виртуальный музей»? Какова его сущность? Для чего он предназначен? Что собой представляет?

Само понятие «виртуальный музей» появилось еще в 1990-е годы. Первый персональный Web сайт-музей появился в 1994 году. Понятие «виртуальный музей» содержит в себе собрание Web-страниц, которые размещаются на Web-серверах. Страницы содержат фотографии экспонатов из разнообразных собраний. Интернет-пользователь музея может выбрать понравившийся ему объект, посмотреть его, а также сохранить на компьютер. Это решение проблемы объединения технологий и культуры. Виртуальный музей - это возможность обратиться к прошлому через настоящее по-новому.

В качестве главного достоинства виртуальных музеев можно считать хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам, существующим в оцифрованном виде, их нельзя потерять или повредить; цифровая площадка музея может вместить в себя большое количество желающих ее посетить и ознакомиться с виртуальными экспонатами.

С одной стороны, виртуальный музей предлагает новую технологию бесконтактного информационного взаимодействия пользователя с музейной средой. Пользователю нет необходимости подбирать удобное время для посещения. Посетить виртуальный музей можно в любой момент, когда возникло желание: достаточно открыть поисковую строку и найти нужный Web-сайт. Виртуальные музеи обладают большой эффективностью, так как способны удовлетворить возникшие культурные потребности каждого человека в короткий срок.

другой стороны, музей представляет собой информационный ресурс, которому присущи характеристики медиаресурсов.

Виртуальный музей выполняет следующие основные функции:

1. Социальная функция определяется предоставлением на их платформе бесплатного, открытого доступа к объектам культурного наследия для всех слоев населения и всех категорий граждан, вне зависимости от их физических возможностей, географического положения и экономических показателей.

2. Консолидирующая функция обеспечивается формированием единого культурного пространства, результатом которого становится объединение людей по интересам.

3. Общественно-преобразующая функция представляет процесс создания и функционирования виртуальных музеев, что является видом творческой деятельности, которая носит преобразующий характер, влияя на изменения в обществе.

4. Познавательная функция направлена на удовлетворение духовных потребностей человека. Виртуальные музеи имеют большой образовательный потенциал: они легкодоступны, содержат большой объем информации, представленной в наиболее подходящем для восприятия формате - сочетание графических, текстовых, звуковых элементов, анимации, панорамных и 3D-изображений.

5. Коммуникативная функция. Цель виртуального музея не только обеспечить доступ к музейным экспонатам, но и создать коммуникацию, связанную с процессом посещения виртуальных выставок, поэтому активно используются гостевые чаты.

6. Экономическая функция. Деятельность виртуальных музеев выступает фактором развития туризма.

Виртуальный музей «Лауреаты Российской литературной премии имени Александра Грина» (http://muzei.gymn-green.ru/) - это современный цифровой продукт, перспективный ресурс культурной политики Российской Федерации, фактор вовлечения учащихся, родителей, педагогов в мир культуры и повышения их читательской, творческой, исследовательской активности.

Это уникальный опыт систематизации материала по лауреатам литературной премии имени Грина, аналогов которому нет в России. Музей раскрывает и представляет участникам образовательного процесса и чи-

тателям Интернета художественное наследие писателей, биографический материал, экранизации их художественных произведений, интервью, что побуждает обратиться к творческой мастерской, к созданию проектных и исследовательских работ.

Виртуальный сайт-музей имеет собственную структуру и возможность свободного доступа к творчеству писателей-лауреатов.

Особенность виртуального музея заключается в следующем.

Инновационный подход в изучении ресурсов краеведения, который расширяет музейное пространство через Интернет, характеризуется общедоступностью в музейной коммуникации.

Поддерживает курс «Регионоведения» в интернет-пространстве и направлен на воспитание бережного отношения к культурно-историческому наследию земли Вятской.

Является примером перевода информационной функции музея в практическую плоскость формирования исследовательской и проектной деятельности педагогов и обучающихся на содержании музейной экспозиции.

Показателями эффективности деятельности музея будут являться:

1. Количество учащихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта. Исправить переносы в перечне к началу строки

2. Степень удовлетворенности участников работы с виртуальным музеем.

3. Распространенность опыта среди других общеобразовательных организаций.

4. Рост числа детей, использующих фонды музея для подготовки творческих работ.

5. Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков, мероприятий воспитательного характера.

6. Значительное повышение интереса к чтению.

На протяжении четырех лет работы музея наблюдается рост заинтересованности учащихся и учителей к краеведческим материалам; выросло число участников проектных и исследовательских работ в конкурсах различного уровня по краеведению.

Статистические данные показывают:

1. В 2020 году во время дистанционного обучения к сайту обратились 225 человек.

2. Наибольший процент посещаемости сайта наблюдается у людей в возрасте 30 лет и старше - 45,3%, чуть меньше 38,8 % - дети и подростки до 18 лет,15,9 % - молодежь до 30 лет.

3. Посещаемость по географическому положению: Россия - 94,33%, Малайзия - 2,12%, Беларусь - 0,71% , Казахстан - 0,81%, Тунис - 0,10%, Германия - 0, 19%, Нидерланды - 0,05%, Франция - 0,93% .

4. Просмотрено с мобильных телефонов - 83,23%, с компьютеров -16,77%.

Анкетирование показало (было опрошено 325 человек): самыми востребованными фильмами и произведениями стали: «Мой генерал», «Непрощенная» А. Лиханова, «Чучело» В. Железникова, «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева, «Самолет по имени Сережка» В. Крапивина, «Двойка по поведению» Е. Габовой. Исследование уровня удовлетворенности участников работы с виртуальным музеем (были охвачены все участники образовательного процесса) показало, что средний показатель равен 3,5, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.

Анализ чтения в библиотеке показал, что с 2018 года предпочтение отдается детской художественной литературе, было выдано (358 экз.), в том числе произведения лауреатов премии имени А. Грина (254 экз.) Посещаемость библиотеки относительно высокая за счёт обучающихся начального и среднего уровня. Наблюдается активное посещение сайта-музея (число посетителей превысило 6500 человек).

На данный момент наблюдается высокий индекс качества сайта - это показатель полезности сайта для пользователей с точки зрения Яндекса. При расчете индекса качества учитываются: количество страниц, которые открыли пользователи; время, проведенное пользователями на ресурсе; аудитория за сутки; количество упоминаний сайта в поисковой строке; степень удовлетворенности пользователей, уровень доверия к сайту со стороны пользователей Яндекса.

Необходимо отметить, что ресурсы виртуального музея используются и для творческих заданий учащихся. В Гимназии ежегодно проходит научно-практическая конференция, на которой осуществляется защита проектов по творчеству лауреатов премии имени А. Грина, где проекты получают высокую оценку и рекомендуются к участию в конкурсах разных уровней. Работа с цифровым продуктом способствует развитию многих учебных универсальных действий, например отбор информации в соответствии с конкретной целью и темой, сравнительно-сопоставительный анализ, мониторинг и группировка информации по различным тематикам, публичная презентация итогов работы, что способствует расширению культурного пространства, актуализации знаний обучающихся.

Анализ учащихся Гимназии показал, что уровень воспитанности остается стабильным (хорошим) на начальном, основном, среднем общем уровне образования.

Таким образом, анализ образовательного потенциала виртуального музея «Лауреаты Российской литературной премии имени Александра Грина» показал его высокий уровень, а его внедрение в образовательный процесс открывает и дает значимые возможности для улучшения и повышения эффективности обучения через использование новой технологии бесконтактного информационного взаимодействия пользователя с музейной средой. Необходимо отметить, что средства виртуального музея можно использовать на любом уроке, занятии, воспитательном мероприятии

как одно из методических средств, не заменяя при этом контакт преподавателя и обучающегося.

Деятельность в рамках виртуального музея Гимназии способствует формированию интереса к чтению, стимулирует состояние интеллектуальной активности, творческого поиска, обеспечивает целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что является главной целью современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

Сайт-музей «Лауреаты Российской литературной премии имени Александра Грина» обладает большим образовательным потенциалом: позволяет создать условия для свободного доступа широких слоев населения к всемирному культурному наследию. Способствует развитию толерантности и культурной самоидентификации личности ребёнка. Создает единое информационное образовательное пространство для развития читательской активности, ученической исследовательской и проектной деятельности. Образовательный потенциал виртуального сайта-музея решает проблему расширения доступа детей, том числе и детей с ОВЗ, их родителей, педагогов к интересным уникальным ресурсам музея не только в познавательной, но и практической плоскости; развивает творческие способности обучающихся, их проектные и исследовательские умения.

Виртуальный музей обладает высоким образовательным потенциалом, что позволит использовать цифровой продукт в качестве инструмента образовательного процесса, повышающего его эффективность через новую технологию бесконтактного информационного взаимодействия пользователя с музейной средой.

Список литературы

1. Дедов С. Г. Виртуализация музейного пространства // Музейные технологии. 2014. № 2.

2. Кононихин Н. А. Виртуальный музей современного искусства -новая реальность? // Русский журнал. 2011. № 5. С. 43-48.

3. Лебедев А. В. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности // Музей будущего: информационный менеджмент : сб. ст. М. : Прогресс-традиция, 2007. С. 7.

4. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи: анализ понятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2. С. 196.

5. Решетников Н. И. Музеи и проектирование музейной деятельности : учеб. пособие. М. : МГУКИ, 2014. иЯЬ: http://opentextnn.ru/ muse-um/teorija/reshetnikov-n-i-muzej-i-proektirovanie-muzejnoj-dejatelnosti-uchebnoe-posobie-m-mguki-2014/chast-i-1-muzej-i-ego-sushhnost/

6. Шлыкова О. В. Мультимедиа в образовании: дефиниции и подходы. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004.

7. Виртуальные музеи и их потенциал в сфере образования в современном обществе. URL: https://kultyres.ru/ uchebnie_materiali

Е. С. Малиновский

Подготовка кадров для золотодобывающей промышленности1

В настоящей статье представлено исследование вопросов подготовки кадров для золотодобывающей промышленности в профессиональных образовательных организациях (далее - ПОО). Автором выявлены особенности подготовки кадров в указанной отрасли, предложены формы для дальнейшего внедрения в практику социального партнерства. В статье отмечается, что важную роль в подготовке кадров играет взаимодействие предприятий с ПОО, что позволяет выстраивать практико-ориентированное профессиональное образование, учитывающее потребности конкретного производства.

Ключевые слова: сотрудничество, золотодобывающая промышленность, профориентация, работодатель, трудоустройство, профессиональная образовательная организация, город Пласт, «Южуралзолото Группа Компаний».

В современных российских условиях золотодобыча - это отрасль промышленности, наиболее полно интегрированная в мировое хозяйство. Отечественные золотодобывающие компании - одни из лидеров на мировом рынке. Золотодобывающая промышленность - это одна из передовых отраслей российской промышленности. Согласно Государственному балансу запасов полезных ископаемых, объем запасов золота в Российской Федерации превышает 13,1 тыс. тонн (14% мировых разведанных запасов), что позволяет нашей стране входить в тройку ведущих стран мира по данному показателю [3]. В то же время для дальнейшего развития необходимо создавать условия для развития [4, 5, 12, 14], в том числе в сфере подготовки кадров.

В настоящий момент в золотодобывающей промышленности присутствует проблема обеспечения кадрами, заключающаяся в наличии потребности в рабочих и специалистах среднего звена на старых и вновь открывающихся предприятиях. Например, по данным сайта www.trudvsem.ru, на предприятии ОА «Южуралзолото Группа компаний» (далее - АО «ЮГК») на 1 ноября 2020 года почти 300 свободных рабочих мест2.

Подготовка специалистов среднего звена и рабочих в ПОО для золотодобывающей промышленности, как и для других отраслей экономики, имеет свои особенности, связанные с производственной спецификой. Без участия предприятий, осуществляющих трудоустройство выпускников ПОО, невозможно представить среднее профессиональное образование

1 Статья подготовлена под научным руководством проф. С. Г. Молчанова.

2 https://trudvsem.ru/vacancy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.