Е.С. Юдкина
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
МАОУ «СОШ №55» (г. Пермь)
Потенциал виртуальных музеев в современных реалиях
В сравнении с 2019 г., за 2020 г. в условиях карантина посещаемость самых популярных музеев мира снизилась на колоссальные 77 % [16]. Это связано с множеством причин: начиная от временного локдауна, заканчивая нежеланием людей посещать общественные места в период карантина. Это привело к кризису музейной культуры и, как следствие, кризису культурной жизни.
В связи с этим увеличилась популярность формата виртуальных музеев, в том числе музейных сайтов, мультимедийных выставок и электронных каталогов. Поскольку там не происходит музейной коммуникации, мы не можем говорить о виртуальном музее, как о полной альтернативе и замене реального музея, но в существующих условиях он может стать хорошей временной альтернативой и дополнительным источником образовательно-воспитательного контента, которого сейчас особенно не хватает.
Сеть европейских музейных организаций (NEMO), привела статистические данные 650 музеев из 41 страны, в которых видно, что 60 % музеев полностью или частично перешли в веб-формат [15]. Из статистики можно сделать вывод, что работники музеев понимают, что ускоренного формата восстановления прежнего уклада не существует, и стараются искать альтернативные пути работы. Однако, поскольку формат виртуального музея еще не полностью изучен, и нет четких критериев
его работы, перед музейными работниками встает вопрос: «Какие функции должен выполнять виртуальный музей, и как создать необходимые условия для выполнения этих функций?».
Чтобы выявить, какие просветительские возможности есть сейчас у виртуального музея, и как наиболее эффективно применять их в условиях карантина, необходимо обратиться к истории и понятию виртуального музея.
Изначально у виртуального музея было два значения: так называли вкладки на сайтах реально существующих музеев и отдельные сайты с коллекциями изображений определенной тематики. Конечно, и то, и другое сложно назвать виртуальными музеями в существующем сейчас понимании.
Толчок развитию виртуальных музеев дала передача «Воображаемый музей Михаила Шемякина» [4, с. 97]. Это цикл образовательных лекций по культуре и искусству, во время которых зрители знакомились с созданием музейных коллекций. И после выхода этой передачи в виртуальном пространстве стали появляться ресурсы, создатели которых делились информацией, фотографиями и полезными ссылками на определенную тему.
С течением времени и развитием информационных технологий количество и качество подобных работ значительно увеличилось, а посетителей у них стало почти столько же, сколько у больших музеев. Поэтому можно сказать, что формат такого
УДК 069
DOI 10.24412/cl-34136-2021-11-18-22
В условиях карантина появилась проблема невозможности использования всего культурно-образовательного потенциала музеев. В статье приводится возможность использования виртуального музея как дополнительного источника образовательно-воспитательного контента, рассматриваются просветительские возможности виртуальных музеев и анализируется их использование в период карантина.
Ключевые слова: виртуальный музей, просветительские возможности, образовательный потенциал, деятельность виртуальных музеев, формы работы виртуальных музеев, виртуальное пространство, сайт музея, карантин, пандемия.
E.S. Yudkina
Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm)
The potential of virtual museums in modern realities
Abstract: In the conditions of quarantine, the problem of the impossibility of using the entire cultural and educational potential of museums arose. The author describes the possibility of using a virtual museum as an additional source of educational content, examines the educational possibilities of virtual museums and analyzes their use during the quarantine period.
Key words: virtual museum, educational opportunities, educational potential, the activities of virtual museums, forms of work of virtual museums, virtual space, museum site, quarantine, pandemic.
© ЕС Юк-щ 2021
18
Юдкина Елизавета Сергеевна,
студентка исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №55» (г. Пермь)
образовательно-воспитательного ресурса был полезен, интересен и удобен людям. Ведь уже к началу XXI в. количество виртуальных посетителей сайтов музеев стало значительно больше посетителей реальных музеев. За 2011 г. виртуальный музей Эрмитажа посетили 3 миллиона 650 тысяч человек, в то время как сам музей 2 миллиона 800 тысяч человек [10, с. 111]. А в 2020 г., как утверждает заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, онлайн аудитория федеральных музеев в 4 раза превысила посещаемость реальных музеев [14].
И все-таки что можно считать виртуальным музеем? Д.Ю. Гук и В.В. Определенов на конференции ИИЕТ РАН в 2014 г. дают такое определение: «Виртуальный музей — некая организация, обладающая необходимой и достаточной программно-аппаратной платформой для сбора, хранения, изучения и представления общественности цифровых объектов, как реальных, так и их моделей. В этом случае не имеет значения осуществляется доступ удаленно или непосредственно в реальном мире, имеет значение, где именно хранятся эти электронные архивы, и кто является их правообладателем» [6].
Если дословно разобрать понятие «виртуальный музей», основываясь на новом словаре русского языка Татьяны Ефремовой, то:
«Виртуальный — существующий только в определенных условиях»;
«Музей — учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников истории, искусства, научных коллекций и т.п.».
Значит, виртуальный музей — это, безусловно, организация (или учреждение), существующая только в определенных условиях, занимающаяся сбором, хранением и трансляцией
каких-либо памятников. Важно заметить, что под это определение могут подойти и музейные сайты, и мультимедийные выставки, и электронные каталоги, если они обладают всеми чертами, присущими виртуальному музею. Давайте выделим эти черты:
1) Виртуальный музей может существовать только в виртуальном пространстве. Его экспонаты нельзя потрогать, однако они так или иначе существуют или существовали в реальности.
2) Виртуальный музей основан на культурных объектах прошлого и настоящего. И если обычные музеи выставляют постоянные экспозиции и временные выставки, то виртуальные могут демонстрировать любую экспозицию постоянно. Ведь экспонаты реального музея портятся с течением времени или переезжают с места на место, виртуальный музей смог этих проблем избежать.
3) Виртуальный музей направлен на широкий круг лиц. Через интернет человек в любой стране и уголке мира, в любое время имеет возможность изучить и рассмотреть музейные объекты. Поэтому для людей с ограниченным временем или без возможности выйти из дома и выехать из города виртуальный музей является хорошей альтернативой обычному. К тому же люди с проблемами в общении и взаимодействии с другими могут комфортно изучить экспонаты, потому что им не мешают посетители и персонал [3, с. 98].
Теперь, когда мы немного разобрались в основных аспектах существования виртуальных музеев, давайте попробуем сформулировать их основные социокультурные функции, основываясь на изученном материале и собственном опыте использования виртуальных музеев:
1) Образовательная — возможность использовать музейный потенциал в учебно-
воспитательном процессе в образовательном учреждении или для самообразования;
2) коммуникативная — способность получения обратной связи и возможность контакта с работниками музея и другими посетителями онлайн с помощью комментариев, чатов, обсуждений;
3) духовно-просветительская — внутреннее обогащение в связи со знакомством с музейными предметами, получение почвы для размышлений;
4) социальная — свободный доступ к музейным предметам для посетителей независимо от их гендера, возраста, национальности, пола и религиозной принадлежности, ограниченных возможностей здоровья;
5) мобилизационная — готовность людей участвовать в деятельности музея или иной деятельности, мотивация посетителей на какие-либо действия;
6) развлекательная — возможность интересно провести время, повысить свой культурный уровень.
На основе этих функций и осуществляется просветительская работа виртуальных музеев. Возникает закономерный вопрос: «А зачем нужны реальные музеи, если виртуальные обладают не только большинством их функций, но и некоторыми другими?». Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в своем интервью с интернет-изданием «LIFE» поделился такими соображениями на этот счет: «Нас пугали, когда мы начинали эту программу с электронными делами, что молодежь не будет ходить в реальный музей, а будет ходить в электронный. Нет, те, кто посещает где-то там в разных, необязательно больших городах, стремятся приехать и приезжают. Делают свои программы, конкурсы и приезжают сюда в реальный Русский музей. Важно, что и в экспозиции должна присутствовать
электроника. Технологии все время меняются, на это не хватает средств и денег, но мелькание экранов компьютерных не должно заслонять подлинников» [7].
Еще в 1968 г. музеолог Дункан Камерон ввел понятие «музейная коммуникация», подчеркивая пространственный и визуальный характер [1]. Он видел в посещении музея именно общение с реальными вещами, посредством которого и происходит просвещение. А просвещение посетителей виртуального музея происходит благодаря совершенно другим механизмам и являет собой новую, совершенно непохожую ни на что модель коммуникации.
А теперь давайте рассмотрим, как существующие сейчас виртуальные музеи ведут свою работу, какие технические средства используют, и как стараются достигнуть максимальной включенности посетителя в работу. Возьмем для анализа Русский музей, чей виртуальный филиал работает с 2003 г. [5].
Виртуальный музей Русского музея выполнен в виде сайта с применением мультимедийных технологий: онлайн-коллекцией произведений искусства Русского музея, виртуальными турами, афишей онлайн-мероприятий и онлайн-курсом по истории отечественного изобразительного искусства.
У ресурса приятный дизайн и удобный интерфейс, позволяющий быстро найти любую необходимую информацию. Сам сайт виртуального музея в значительной степени отличается от музея в привычном его понимании. Там нет стен, витрин и залов, как, например, они выполнены в виртуальном музее истории аварии на Чернобыльской АЭС. [4] Однако такой формат тоже имеет место быть, если соответствует социокультурным функциям виртуального музея. Давайте подробнее рассмотрим каждую в
рамках пространства данного музея.
Образовательный потенциал музея заключается в большей степени в онлайн курсе по отечественному изобразительному искусству. Ссылка переносит нас на очень подробный цикл лекций с примерами, заданиями и литературой для самостоятельного обучения. Так же во вкладке «события» есть возможность попасть на событийные онлайн-лекции, которые проводятся регулярно. Есть полезные ссылки на образовательные порталы, где можно подробнее ознакомиться с наиболее понравившимися темами.
Коммуникация музея и посетителя проводится путем возможности взаимодействия с сотрудниками и другими посетителями на онлайн-лекциях или офлайн-мероприятиях, афиши которых также есть на сайте. Еще существует непосредственно вкладка «контакты», где можно связаться как с контактной службой музея, так и с отдельными работниками, ответственными за хранение, мультимедиа и виртуальную часть музея. У всех представленных сотрудников указаны рабочие адреса, номера телефонов и электронная почта.
Просветительский потенциал все же несколько страдает. При посещении сайта не испытываешь полного погружения в атмосферу музея, сайт выполнен в едином стиле и не меняется в зависимости от вкладок. Однако, открывая виртуальные туры, дизайн кардинально меняется, появляется приятная плавная анимация, открывается полноэкранный режим. Данная часть сайта выполнена в минимали-стичном стиле, ничего не мешает просмотру. Любое произведение искусства можно приблизить и рассмотреть подробнее. Еще, что приятно, открывая справочную информацию прямо на вкладке с экспонатом, можно подробнее
ознакомиться с историей создания, но сама она не появляется и не мешает просмотру.
Сам ресурс полностью открыт и может использоваться любым, у кого есть доступ к интернету. Так же с ним можно ознакомиться в офлайн-филиалах виртуального музея абсолютно бесплатно. Есть версия сайта на английском языке, отдельные форматы для детей. И сам сайт, и виртуальные туры, к сожалению, не адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья. Аудиогида нет, шрифт увеличить нельзя, можно только нажатием мыши увеличить размер экспонатов.
Мобилизационная функция музея заключается, в первую очередь, в активном приглашении посетителей на всевозможные мероприятия музея, как онлайн, так и офлайн. Это лекции, мастер-классы, «Нерадовские чтения». Летом также работал онлайн-кинотеатр. Сайт живо и интересно приглашает к участию в мероприятиях, мобилизуя посетителей к работе с музеем и его проектами.
И, наконец, о развлекательной составляющей этого музея. На изучение музейной экспозиции необходимо в среднем 6о-120 минут. За это время есть возможность поучаствовать в разных видах деятельности: ознакомиться с коллекцией, посмотреть онлайн-лекции, поучаствовать в образовательном курсе и выбрать интересные мероприятия для дальнейшего участия. Возможно, не хватает некой интерактивности и возможности взаимодействовать с экспонатами, но в любом случае есть достаточно вариантов того, чем себя занять.
Связь посетителя и музея в виртуальном музее не строится на непосредственном живом общении с экспонатом. Взаимодействие осуществляется через безграничные цифровые возможности: аудио- и видеоформаты,
большой выбор активностей, смену видов деятельности. В виртуальном пространстве можно осуществить задумки, которые в реальности осуществить невозможно или очень сложно и дорого. Пространство, возможности и способы взаимодействия виртуального музея с посетителями очень обширны, что поможет музеям не потерять посетителей во время карантина, а самим гостям по-прежнему иметь возможность участвовать в жизни музея и продолжать знакомство с культурой, историей и искусством.
Таким образом, мы выделили основные функции и возможности виртуальных музеев и провели соответствие этим функциям на примере виртуального Русского музея. Исследование показало, что виртуальные музеи имеют безграничный потенциал, который со временем и развитием технологий только растет. Возможности таких музеев позволяют им выйти за рамки образовательного ресурса и выполнять полноценную работу по просвещению населения, особенно в такое сложное время.
Сейчас виртуальные музеи являются значимыми производителями образовательно-воспитательного контента, поэтому виртуальный музей, должен стать таким же полноправным участником просветительской работы уже на официальном уровне со своими правовыми аспектами, структурой и контролирующими органами. Сейчас самое подходящее время вывести возможности виртуальных музеев на новый уровень, ведь это отличная возможность использовать музейные предметы без непосредственного взаимодействия человека с ними. Виртуальные музеи не могут заменить настоящее живое общение с музейными предметами и сотрудниками, но являются удобной альтернативой реальному музею во время карантина.
Литература :
1. Cameron Duncan F. A Viewpoint: The Muséum as a Communications System and Implications for Museum Education (англ.) // The Museum Journal. 1968. Vol. 11. Issue 1. P. 33-44.
2. Rebecca Atkinson: Museums report huge income losses in Nemo survey // The Museums Association [Электронный ресурс]. URL: https://www.museumsassociation.org/ museums-
journal/news/2020/04/14042020-museums-report-losses-of-up-to-8o-percent-in-nemo-survey/ (дата
обращения: 05.09.2021).
3. Василина Д.С. Виртуальный музей как феномен современной культуры // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 3 (24). С. 96-102.
4. Виртуальный музей аварии на Чернобыльской АЭС. URL: http://chernobyl-museum.ru (дата обращения: 05.09.2021).
5. Виртуальный Русский музей. URL: https://rusmuseumvrm.ru/index.php (дата обращения: 05.09.2021)
6. Гук Д.Ю., Определенов В.В. Виртуальные музеи: терминология, методология, восприятие //Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2014. М.: Ленанд,
2014. с. 413-415.
7. Журнал «LIFE» [Электронный ресурс]. URL: https://life.ru/p/921709 (дата обращения: 05.09.2021).
8. Занина Е.О. Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы // Молодой ученый. 2017. № 46. С. 330-333.
9. Макеева И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2011. Т. XVII. № 4. С. 165.
10. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: анализ понятия // Вестник МГУКИ. 2012. № 2. С. 196.
11. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: аналитический обзор зарубежных публикаций // Вестник МГУКИ. 2015. 4 (66).
С. 7984.
12. Музейное проектирование / Отв. ред. А.А. Щербакова, сост. А.В. Лебедев. М., 2009. 256 с.
13. Несговорова Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети Интернет // ИСИ СО РАН. [1999-2012]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iis.nsk.su/files/articles/sb or_kas_12_nesgovorova.pdf (дата обращения: 05.09.2021).
14. Онлайн-аудитория музеев в РФ в четыре раза превысила реальную посещаемость в 2020 году // Интерфакс [Электронный ресурс]. URL:
https://tourism.interfax.ru/ru/news/ar
ticles/75435/ (дата обращения: 05.09.2021).
15. Результаты исследования влияния кризиса коронавируса на музеи Европы [Электронный ресурс]. URL: https://www.ne-mo.org/news/article/nemo/nemo-publishes-results-of-survey-on-the-impact-of-the-corona-crisis-on-museums-in-europe.html (дата обращения: 05.09.2021).
16. Рейтинг музеев — 2021: 41000 дней без музеев // The art newspaper Russia. 2021. № 91
[Электронный ресурс]. URL: https://www.theartnewspaper.ru/issue s/91-mai-202i/ (дата обращения: 05.09.2021).
17. Черкалин С.Д. Опыт представления музея в интернет [Электронный ресурс]. URL: http://gmir.ru/files/documents/geek/c herkalin.pdf (дата обращения: 25.03.2020).