После выхода из дистанционного режима в обычный режим обучения мы планируем собрать фокус-группу и разобрать остальные слова для видеословаря, а также записать совместно с участниками проекта новые жесты и их толкование на русском жестовом языке.
Таким образом, данная работа позволит расширить границы русского жестового языка, а самое главное, будет способствовать развитию культуры речи среди носителей русского жестового языка. Новые термины направлены на обогащение словарного запаса, на раскрытие новых сторон жизни, на развитие культурного опыта. Закончить хотелось бы словами известного советского и российского педагога и методиста, специалиста в области методики преподавания русского языка Михаила Трофимовича Баранова: «Вместе со словом приходят знания о мире, развивается мышление, обеспечивается общение с членами коллектива, говорящего на данном языке».
Список литературы
1. Музея современного искусства «Гараж» [Электронный ресурс]. URL: https://garagemca.org/ru (дата обращения: 07.04.2020).
2. Пермская христианская община глухих и слабослышаших [Электронный ресурс]. URL: http://www.permstefan.ru/index.php?get=deaf (дата обращения: 07.04.2020).
УДК 069.12
Юдкина Елизавета Сергеевна
студентка 2-го курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
Elizaveta S. Yudkina
2nd year Student of Historical Faculty
Perm State Humanitarian and Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
© Юдкина Е.С., 2020
EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF VIRTUAL MUSEUMS
Аннотация. Сейчас существует проблема малой изученности культурно-образовательного потенциала виртуальных музеев, несмотря на то что их количество и численность их посещений стремительно растут. В статье рассматриваются формы деятельности виртуальных музеев и их просветительские возможности, способствующие всестороннему развитию личности.
Ключевые слова: виртуальный музей, просветительские возможности, образовательный потенциал, деятельность виртуальных музеев, формы работы виртуальных музеев, виртуальное пространство, сайт музея.
Abstract. Now there is a problem of little knowledge of the cultural and educational potential of virtual museums, despite the fact that their number and the number of their visits are growing rapidly. The article discusses the forms of activity of virtual museums and their educational opportunities that contribute to the comprehensive development of the individual.
Key words: virtual museum, educational opportunities, educational potential, the activities of virtual museums, forms of work of virtual museums, virtual space, museum site.
Виртуальных музеев становится все больше. И это понятно, ведь популярность этой сферы растет вместе с усовершенствованием современных технологий. Виртуальный музей как социокультурный феномен - явление новое и малоизученное. Поэтому многие люди даже не догадываются о том, что существует большое количество образовательных площадок. А музейные работники, в свою очередь, не совсем понимают способы использования этих площадок [4-8, 10-12].
Нами предпринята попытка выделения функциональных возможностей виртуальных музеев, направленных на просвещение населения. Актуальность исследования обусловливается необходимостью в улучшении информированности людей о потенциале виртуальных музеев и существующих в них воспитательно-образовательных мероприятиях.
Объектом исследования являются виртуальные музеи как социокультурный феномен, а предметом - их просветительские возможности. Цель исследования - анализ культурно-образовательного потенциала виртуальных музеев и выделение их функциональных возможностей.
Само понятие «виртуальный музей» относительно новое и еще не успело приобрести точной формулировки. Изначально у виртуального музея было два значения: так называли вкладки на сайтах реально существующих музеев
и отдельные сайты с коллекциями изображений определенной тематики.
223
Конечно, и то и другое сложно назвать виртуальными музеями в существующем сейчас понимании, потому что они попросту не подходят под определение и не обладают необходимыми для виртуального музея признаками.
Отправной точкой в развитии виртуальных музеев стала передача «Воображаемый музей Михаила Шемякина» [1, с. 97]. Это ни в коем случае не виртуальный музей, а просто цикл образовательных лекций по культуре и искусству, во время которых зрители знакомились с созданием музейных коллекций. Но после выхода этой передачи в виртуальном пространстве стали появляться ресурсы, создатели которых делились информацией, фотографиями и полезными ссылками на определенную тему.
С течением времени и развитием информационных технологий количество и качество подобных работ значительно увеличилось, а посетителей у них стало почти столько же, сколько у больших музеев. Поэтому можно сказать, что формат такого образовательно-воспитательного ресурса был полезен, интересен и удобен людям. Ведь уже к началу XXI в. количество виртуальных посетителей сайтов музеев стало значительно больше посетителей реальных музеев. За 2011 г. виртуальный музей Эрмитажа посетили 3 млн 650 тыс. человек, в то время как сам музей - 2 млн 800 тыс. человек [9, с. 111].
И все-таки что же можно считать виртуальным музеем? Д.Ю. Гук и В.В. Определенов на конференции ИИЕТ РАН 2014 г. дают такое определение: «Виртуальный музей - это некая организация, обладающая необходимой и достаточной программно-аппаратной платформой для сбора, хранения и представления общественности цифровых объектов, как реальных, так и их моделей. Ранние мультимедийные базы данных с видео о музеях, музейные порталы, кибермузей, музейный сайт, электронный каталог, виртуальная выставка - аналогами и синонимами "виртуального музея" не являются» [3].
Если дословно разобрать понятие «виртуальный музей», основываясь на новом словаре русского языка Татьяны Ефремовой, то:
- «Виртуальный - существующий только в определенных условиях.
- Музей - учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников истории, искусства, научных коллекций и т.п.»
Значит, виртуальный музей - это, безусловно, организация (или учреждение), существующая только в определенных условиях, занимающаяся сбором, хранением и трансляцией каких-либо памятников. Важно заметить, что под это определение могут подойти и музейные сайты, и мультимедийные выставки, и электронные каталоги, если они обладают всеми чертами, присущими виртуальному музею. Можно выделить следующие черты:
1. Виртуальный музей может существовать только в виртуальном пространстве. Его экспонаты нельзя потрогать, однако они так или иначе существуют или существовали в реальности.
2. Виртуальный музей основан на культурных объектах прошлого и настоящего. И если обычные музеи выставляют постоянные экспозиции и временные выставки, то виртуальные могут демонстрировать любую экспозицию постоянно. Ведь экспонаты реального музея портятся с течением времени или переезжают с места на место, а виртуальный музей смог этих проблем избежать.
3. Виртуальный музей существует для широкого круга лиц. Через Интернет человек в любой стране, в любом уголке мира и в любое время имеет возможность изучить и рассмотреть музейные объекты. Поэтому для людей с ограниченным временем или без возможности выйти из дома и выехать из города виртуальный музей является прекрасной альтернативой обычному. К тому же люди с проблемами в общении и взаимодействии с другими могут комфортно изучить экспонаты, потому что им не мешают посетители и персонал [1, с. 98].
Теперь, когда мы немного разобрались в основных аспектах существования виртуальных музеев, попробуем сформулировать их основные социокультурные функции, основываясь на изученном материале и собственном опыте использования виртуальных музеев:
1) образовательная - возможность использовать музейный потенциал в учебно-воспитательном процессе в образовательном учреждении или для самообразования;
2) коммуникативная - способность получения обратной связи и возможность контакта с работниками музея и другими посетителями онлайн с помощью комментариев, чатов, обсуждений;
3) духовно-просветительская - внутреннее обогащение в связи со знакомством с музейными предметами, получение почвы для размышлений;
4) социальная - свободный доступ к музейным предметам для посетителей, независимо от их гендера, возраста, национальности, пола и религиозной принадлежности, ограниченных возможностей здоровья;
5) мобилизационная - готовность людей участвовать в деятельности музея или иной деятельности, мотивация посетителей на какие-либо действия;
6) развлекательная - возможность интересно провести время, повысить свой культурный уровень.
На основе этих функций и осуществляется просветительская работа виртуальных музеев. Возникает закономерный вопрос: «А зачем нужны реальные музеи, если виртуальные обладают не только большинством их функций, но и некоторыми другими?». Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в своем интервью интернет-изданию «LIFE» поделился такими соображениями на этот счет: «Нас пугали, когда мы начинали эту программу с электронными делами, что молодежь не будет ходить в реальный музей, а будет ходить в электронный. Нет, те, кто посещает где-то там в разных, не обязательно больших городах, стремятся приехать и приезжают. Делают свои программы, конкурсы и приезжают сюда в реальный Русский музей. Важно, что и в экспозиции должна присутствовать электроника. Технологии все время меняются, на это не хватает средств и денег, но мелькание экранов компьютерных не должно заслонять подлинников» [14].
Еще в 1968 г. музеолог Дункан Камерон ввел понятие «музейная коммуникация», подчеркивая пространственный и визуальный характер [13, с. 34].
Он видел в посещении музея именно общение с реальными вещами, посредством которого и происходит просвещение. Просвещение же посетителей
виртуального музея происходит благодаря совершенно другим механизмам и являет собой новую, совершенно непохожую ни на что модель коммуникации.
Далее рассмотрим, какие технические средства применяются в виртуальных музеях для выполнения всех необходимых функций и достижения максимальной включенности посетителя в работу с виртуальным музеем. Для раскрытия наиболее полного функционала предлагается взять музей, не существующий в реальности. В качестве эталона взят музей аварии на Чернобыльской АЭС [2].
Пожалуй, это тот формат, к которому действительно следует стремиться. Сам сайт музея сразу же переносит нас в 3D-модель музея с несколькими залами. Переходы из одного зала в другой осуществляются непосредственно через дверь, а в каждом зале есть информационная стойка со всей необходимой справочной информацией, фотографиями и документами. Основная информация расположена прямо на стенах залов, там же некоторые виртуальные экспонаты: машины, карты, памятники, фото, диорамы. В каждом зале работает аудиогид.
Образовательный потенциал музея сосредоточен как раз на стойках справочной информации, потому что там можно найти наиболее полные материалы о хронологии катастрофы, а также посмотреть реальные фотографии с места событий и прочитать о значимых людях.
Обратная связь осуществляется при помощи нижней панели, где можно узнать подробнее о проекте и связаться с разработчиками через электронную почту. Недостаток в том, что нет возможности взаимодействовать с другими людьми, просматривающими ресурс. Нет обсуждений, чатов и возможности оставлять комментарии.
Есть возможность включить полноэкранный режим для максимального
погружения в атмосферу музея. Сами залы оформлены интересно и красочно,
различаются в зависимости от тематики. Благодаря этому действительно
удается получить ощущение присутствия и начать сопереживать участникам
тех событий. А старые фото позволяют прикоснуться к истории и посмотреть
227
своими глазами на реальные свидетельства событий прошлого. Для эффекта погружения в музей есть даже карта залов, расположенная на нижней панели.
Сам ресурс полностью открыт и может использоваться любым, кто имеет доступ к Интернету. Для людей с нарушениями зрения и слуха есть возможность увеличить шрифт, приблизить экспонаты и прочитать субтитры аудиогида.
Последний зал музея приводит нас к памятникам, посвященным аварии на Чернобыльской АЭС. Вместе с тем мелодичный голос диктора рассказывает об общественной организации «Союз "Чернобыль"», которая занимается помощью и содействием участникам аварии. В конце нас призывают не забывать о страшных событиях прошлого.
И, наконец, о развлекательной составляющей этого музея. На изучение музейной экспозиции необходимо в среднем 40-60 минут. За это время есть возможность поучаствовать в разных видах деятельности: послушать диктора, почитать исторические сведения, посмотреть фотографии и экспозицию и просто погулять по залам. Может быть, не хватает некой интерактивности и возможности взаимодействовать с экспонатами, но в любом случае есть достаточно вариантов того, чем себя занять.
Связь посетителя и музея здесь не строится на непосредственном живом общении с экспонатом. Взаимодействие осуществляется через безграничные цифровые возможности: игру света и цветов, смену локаций, смену видов деятельности и др. В виртуальном пространстве можно осуществить задумки, которые в реальности осуществить невозможно или очень сложно и дорого. Пространство, возможности и способы взаимодействия виртуального музея с его посетителями ограничены только воображением.
В ходе работы были выявлены основные функции виртуальных музеев и соответствие этим функциям на примере виртуального музея аварии на Чернобыльской АЭС. Исследование показало, что виртуальные музеи не сводятся к сайтам традиционных музеев в Сети, а имеют совершенно другое функциональное значение. А возможности таких музеев позволяют им выйти за
рамки образовательного ресурса и выполнять полноценную работу по просвещению населения.
Сейчас виртуальные музеи являются значимыми производителями образовательно-воспитательного контента, и, вероятно, совсем скоро виртуальная среда, и в частности виртуальный музей, будет таким же полноправным участником просветительской работы уже на официальном уровне со своими правовыми аспектами, структурой и контролирующими органами. Все-таки это возможность виртуально сохранять и использовать музейные предметы без вреда для них самих. Виртуальные музеи не могут заменить настоящее живое общение с музейными предметами и сотрудниками, но позволяют сохранить наследие, а также сделать музей доступным для каждого.
Список литературы
1. Василина Д.С. Виртуальный музей как феномен современной культуры // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 3 (24). С. 96-102.
2. Виртуальный музей аварии на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс]. URL: http://chernobyl-museum.ru (дата обращения: 25.03.2020).
3. Гук Д.Ю., Определенов В.В. Виртуальные музеи: терминология, методология, восприятие // Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. Годичная научная конференция. М.: Ленанд. 2014. С. 413-415.
4. Дзюба Д.Н. Классификация виртуальных музеев: структура и динамика [Электронный ресурс]. URL: https://research-journal.org/culture/klassifikaciya-virtualnyx-muzeev-struktura-i-dinamika/ (дата обращения: 25.03.2020).
5. Занина Е.О. Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы // Молодой ученый. 2017. № 46. С. 330-333.
6. Макеева И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 165.
7. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: анализ понятия // Вестник МГУКИ. 2012. № 2. С. 196.
8. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: аналитический обзор зарубежных публикаций // Вестник МГУКИ. 2015. № 4 (66). С. 7984.
9. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: дис. ... канд. культурологии. М., 2012. 187 с.
10. Музейное проектирование / отв. ред. А.А. Щербакова, сост. А.В. Лебедев. М., 2009. 256 с.
11. Несговорова Г.П. Обзор виртуальных музеев в сети Интернет [Электронный ресурс] // ИСИ СО РАН. [1999-2012]. URL: https://www.iis.nsk.su/files/articles/sbor_kas_12_nesgovorova.pdf (дата обращения: 25.03.2020).
12. Черкалин С.Д. Опыт представления музея в Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://gmir.ru/files/documents/geek/cherkalin.pdf (дата обращения: 25.03.2020).
13. Cameron Duncan F. A Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education (англ.) // The Museum Journal. 1968. Vol. 11, Issue 1. P. 33-44.
14. LIFE [Электронный ресурс]: журн. URL: https://life.ru/p/921709 (дата обращения: 25.03.2020).
УДК 159.9.07
Волкова Мария Владимировна
магистрант 1-го курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ПЕРМСКОГО КРАЯ
Maria V. Volkova
1st year Master's Student of Historical Faculty
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
DIGITALIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM ON THE EXAMPLE
OF THE PERM REGION
Аннотация. В статье освещается вопрос об инновациях в современном образовании. Рассматриваются позитивные и негативные аспекты использования электронных образовательных ресурсов в координации образовательного процесса. В работе анализируются основные цифровые площадки, которые успешно работают на территории Пермского края.
Ключевые слова: цифровизация образования, Пермский край, электронный дневник, электронное портфолио, электронная школа.
Abstract. The article analyzes the issue of innovations in modern education. Positive and negative aspects of the use of electronic educational resources in the coordination of the educational process are considered. This paper analyzes the main digital platforms that are successfully operating in the Perm region.
Key words: digitalization of education, Perm region, electronic diary, electronic portfolio, e-
school.
Одним из приоритетных направлений в России считается развитие цифровых технологий, особенно в сфере образования. В 2016 г. стартовал
© Волкова М.В., 2020