Научная статья на тему 'Виртуальный музей в вузовском образовании'

Виртуальный музей в вузовском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1904
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ / ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ / VIRTUAL MUSEUM / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE VIRTUAL MUSEUM / VISUAL TOUR / TEXT EXCURSIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвазава Валентина Ивановна

Раскрывается значимость виртуального музея как музейной образовательной среды для обучения и воспитания учащихся; показаны эффективные формы познавательной и коммуникативной деятельности учащихся средствами виртуального музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtual Museum in University Education

The significance of the virtual Museum as a Museum and educational environment for the training and education of students; shown effective forms of cognitive and communicative activity of students by means of a virtual Museum.

Текст научной работы на тему «Виртуальный музей в вузовском образовании»

В. И. Гвазава

[В. И. Гвазава]

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

VALENTINA I. GVAZAVA VIRTUAL MUSEUM IN UNIVERSITY EDUCATION

Раскрывается значимость виртуального музея как музейной образовательной среды для обучения и воспитания учащихся; показаны эффективные формы познавательной и коммуникативной деятельности учащихся средствами виртуального музея.

Ключевые слова: виртуальный музей, образовательная среда виртуального музея, виртуальная экскурсия, текст экскурсии.

The significance of the virtual Museum as a Museum and educational environment for the training and education of students; shown effective forms of cognitive and communicative activity of students by means of a virtual Museum.

Keywords: virtual Museum, educational environment of the virtual Museum, visual tour, text excursions.

Валентина Ивановна Гвазава

Кандидат филологических наук, доцент Калининградского института экономики ► balticvalentina@mail.ru

В настоящее время музеям как образовательной среде уделяется особое внимание. Исследователями рассмотрены следующие вопросы: образовательные функции музея [8]; методологические основания деятельности вузовского музея [5]; информационная образовательная среда школьного музея [3]; музеи в системе высшего образования [1]; виртуальный музей как PR-средство [2].

Актуальность данной темы обусловлена тем, что конкурентная среда становится все более агрессивной, поэтому предприятия должны использовать новые эффективные методы работы, чтобы быть конкурентоспособными. Виртуальные музеи как новая форма музеев становятся востребованными, активно используются в образовательном процессе.

Виртуальный музей определяют как:

- тип веб-сайта, оптимизированный для экспозиции музейных материалов: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Виртуальные музеи за счёт применения интернет-технологий предлагают решение традиционных музейных проблем: хранение, безопасность, обеспечение широкого, быстрого и лёгкого доступа к экспонатам;

- (в широком смысле) это музей, не существующий в реальном пространстве;

- информационный ресурс, созданный средствами компьютерных технологий и представляющий в виртуальном пространстве цифровые версии объектов материального и нематериального наследия. Формы представления могут быть различными: веб-сайт, веб-страница, DVD диск, CD диск и др. [7].

[мир русского слова № 3 / 2014]

99

[методика преподавания русского языка]

I

Виртуальный музей характеризуется следующими возможностями:

- наличие виртуального тура;

- расширенные поисковые возможности для нахождения и классификации экспонатов.

Виртуальные музеи классифицируют по различным принципам:

1) в соответствии с технологиями разработки выделяют: статичные виртуальные музеи, содержащие статическую информацию; динамичные виртуальные музеи, включающие комплекс динамических эффектов и предусматривающие технологии обратной связи с пользователем;

2) по тематическому принципу классификация виртуальных музеев аналогична классификации реальных музеев: архитектурные, естественнонаучные, исторические, художественные, технические, литературные, театральные, музыкальные и др.

Ряд исследователей считают, что на современном этапе понимание виртуального музея приближается к понятию электронной публикации.

Выделяют особенности виртуального музея:

- физически такого музея не существует, музей расположен в сети Интернет, основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру;

- посещать виртуальный музей можно в любое время, нет ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов;

- музей позволяет сохранить уникальную архивную информацию, т. е. снимает вопрос о сохранности образцов, при этом место для сохранности любой информации практически не ограничено;

- в Интернете размещается собственно экспозиция музея и выставки. Его задача — показать посетителю виртуального музея здесь и сейчас то, что в другом месте (реальном или виртуальном) он увидеть не сможет;

- педагогические коллективы образовательных учреждений могут использовать музеи для выполнения различных функций: коммуникативной, культурно-просветительской, обучающей и мотивационной. Благодаря виртуальному музею возможны виртуальные экскурсии, конкурсы и акции по овладению культурным наследием страны и мира [9].

Практика использования виртуальных музеев в образовательном процессе школьни-

ков, студентов достаточно широкая: в школе — уроки-экскурсии по музеям края, страны, мира (предмет — история); в колледжах — виртуальные экскурсии по известным музеям разных стран (дисциплина — культурология, обществознание и др.); в вузе — экскурсии по музеям мира, например Лувр, Эрмитаж, Национальный музей в Лондоне и др. (дисциплина — «Города мира»).

При подготовке специалистов для сферы туризма виртуальные музеи предоставляют широкие образовательные возможности.

Для занятий по литературе и в школе, и в колледже есть возможность познакомить учащихся не только с биографией писателя или поэта, но и увидеть дом, где жил писатель, музей его имени. Например, Виртуальный литературномемориальный музей А. С. Грина, Виртуальный музей-квартира Горького; Виртуальный музей А. П. Чехова и многие другие.

Потенциал музеев можно использовать достаточно широко:

- формировать у учащихся чувства причастности к истории и культуре своего народа с помощью музейных программ;

- помочь раскрыть творческие способности;

- способствовать духовному и нравственно-патриотическому воспитанию учащихся и др.

А. Гриф считает, что возможно создать полноценную экскурсию по виртуальному музею, используя смешанные методики моделирования. Компьютер позволяет значительно расширить возможности фото, кино и строить на их основе полноценные трехмерные миры.

Воссоздание пространства музея само по себе не является целью при создании виртуального музея. Основой является предоставление возможности пользователю самостоятельно знакомиться с коллекциями музея и его интерьерами, получать любую необходимую сопроводительную информацию. Виртуальный музей необходимо строить на основе модульного принципа с использованием баз данных, что позволит постепенно и неограниченно расширять объем информации, используя ее в разных продуктах. Музей несет ответственность за качество и объем

100

[мир русского слова № 3 / 2014]

информации. Если от музея информация не поступает, ее предоставят другие люди [10].

В целях осуществления государственной социальной политики Минкультуры России и Минобрнауки России считают необходимым активизировать работу по использованию культурно-образовательного потенциала музеев в развитии системы общего образования РФ. Перед учреждениями культуры и образовательными организациями ставится задача приобщения к отечественному и мировому культурно-историческому наследию через максимально эффективное использование образовательных ресурсов музеев [11].

В связи с широким распространением Интернета виртуальные музеи стали популярными. Школьная практика имеет большой опыт объединения компьютерных технологий и учебных предметов на занятии (например, русский язык как предмет учебной программы и музей; математика и музей; биология и музей и др.).

При подготовке студентов-бакалав-ров направления «Туризм» и специалистов «Социокультурный сервис и туризм» большое внимание уделяется экскурсионной деятельности, которая нацелена на знакомство с музеями края, России и другими странами.

Студенты получают задание разработать тур по какой-либо стране, затем по трем городам выбранной страны, а далее — тур, по одному из городов. Таким образом, студенты более глубоко и целенаправленно изучают выбранную страну, учатся составлять туры, приобретая обширные знания по культуре страны, ее возможностям для туристского бизнеса. В конкретном городе они описывают все культурные достопримечательности, делая акцент на музеях.

Например, выбирается страна Испания и дается ее описание с т.з. туристского интереса.

В Испании выбираются для тура три города, например: Мадрид, Барселона, Севилья и дается их характеристика. Затем описывается один из этих городов как объект туризма. Так, в Барселоне более 55 музеев, посвященных искусству, истории, архитектуре, науке, спорту, войне и морю. Можно выбрать для описания один-два музея и провести виртуальную экскурсию по за-

[В. И. Гвазава]

лам этих музеев. Например, музей «Дом Бальо» — один из самых известных особняков, на его архитектурном плане подпись великого Гауди.

Дом-музей Гауди. В Доме-музее выставлены личные вещи мастера, представлена богатая коллекция мебели и шедевров искусства, сотворенных его руками.

CosmoCaixa — это научно-познавательный музей, который по праву считается храмом человеческих познаний о природе и космосе [6].

Студенты получают задание — написать текст экскурсии по одному из музеев. Текст создается с учетом требований русского языка, культуры речи, речевого этикета.

Разработаны основные правила написания текста экскурсии:

- в тексте не должно быть разногласий с историческими фактами, необходимы ссылки на источники;

- текст должен быть не только информативным, но и удерживающим внимание слушателей;

- текст нужно соотнести по времени с маршрутом экскурсии;

- в тексте должны присутствовать формулы речевого этикета [13].

При проведении виртуальной экскурсии студентам рекомендуется самостоятельно рассмотреть следующие вопросы:

- техника ведения экскурсии;

- техника проведения рассказа при движении автобуса;

- культура речи экскурсовода;

- лексические нормы;

- грамматические нормы;

- произносительные (орфоэпические) нормы;

- темп речи;

- сила голоса;

- дикция экскурсовода;

- жесты и мимика и др.

Следует учитывать, что экскурсионная методика опирается на педагогические методы: словесные, наглядные и практические. В рассказе экскурсовода используются словесные методы: устное изложение материала, беседа, объяснение, пересказ содержания источника, объяснительное чтение. В значительной части показа используются наглядные методы: демонстрация изучаемых

[мир русского слова № 3 / 2014]

101

[методика преподавания русского языка]

I

объектов в натуре или в изображении; практические методы — самостоятельное знакомство, осмотр объектов и т. д. Экскурсионная методика опирается на активные методы, прежде всего, на метод наблюдения. Наблюдение является первоначальной стадией изучения и исследования, оно позволяет накопить необходимый фактический материал, способствует сознательному восприятию предметов и явлений.

При организации и проведении экскурсий, ориентированных на юношескую аудиторию, должны учитывается три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие интеллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника) и аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворческого отношения к памятнику). Экскурсионные занятия дают учащимся возможность соприкоснуться с подлинником, освоить приемы художественного анализа на примере конкретных памятников, понять художественно-образную идею создания экспозиции или систему произведения изобразительного искусства.

Музей может стать одной из важных составляющих вузовского образования, так как именно он является школой визуального и пространственного восприятия, где, осваивая язык вещей, студент постигает их культурное значение.

На базе Калининградского института экономики и Калининградского Бизнес-колледжа было проведено исследование, цель которого — определить частотность посещения виртуальных музеев, наличие или отсутствие интереса к ним. Проведенное анкетирование показало (90 человек), что виртуальные музеи посещают менее 10% студентов; интерес к музеям вообще и к виртуальным в частности испытывают менее 20% опрошенных.

Таким образом, исследование показало, что оптимальными в современной модели музея являются интерактивные формы, которые носят социально-воспитательный характер, предусматривающий:

- воздействие на эмоциональную сферу молодого человека, способность вызвать разнообраз-

ные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений, прекрасных или безобразных, трагических или комических, возвышенных или низменных;

- пробуждение творческого начала, способности стратегического мышления, развитие воображения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоусова Н. А. Музеи в системе высшего образования Западной Сибири: Автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2009.

2. Вяткина Ю. Виртуальный музей как pr-средство. —

URL: http://psibook.com/religion/virtualnyy-muzey-kak-pr-

sredstvo.html

3. Дюмина И. А. Развитие информационной образовательной среды школьного музея // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 37-40.

4. Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод.рекомендации. М., 2003. С. 23.

5. Жгутова М. Е. Методологические основания деятельности вузовского музея // Ярославский вестн. 2011. № 4. Т. 1 (Гуманитарные науки). С. 290-291.

6. Нагорский Н. В. Музей в духовной жизни общества. СПб., 2004.

7. Смирнова Т. Виртуальный музей в современном культурно-информационном пространстве // Музей. 2010. № 8. С. 24-26.

8. Тимофеева Л. С. Трансформация образовательной функции музея: историческая ретроспектива (XVII — начало XX века). — URL: http://history.spbu.ru/userfiles/VM_ Timofeeva.pdf

9. Туманова Е. В. Виртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной информации в рамках воспитательного пространства. — URL: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-332099.html.

10. URL: http://www.dassic-ru.org/articles/article2.html

11. URL: http://dop-obrazovanie.com/novosti-oglavlenie/

652-ob-ispolzovanii-resursov-muzeev-v-obrazovatelnom-protsesse

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. URL: http://www.kakprosto.ru/kak-58096-kak-napisat-ekskursiyu#ixzz34AqVTl9U.

13. URL: http://tonkosti.ru/Музеи_Барселоны

102

[мир русского слова № 3 / 2014]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.