О работе школьного музея неоднократно выступали с презентациями на семинаре краеведов и музейных работников в г. Мал-мыже, на II областной научно-практической конференции «Система работы ОУ по подготовке учащихся к военной службе» в г. Кирове, на VI областном открытом форуме «Открытость. Качество. Развитие. Экология жизни ребенка» в г. Кирове, на зональной и областной конференции в г. Уржуме и Кирове «Патриотическое воспитание учащихся в рамках формального, неформального и ин-формального образования», на Худяковских чтениях в г. Малмы-же. Статья «Краеведение и школьный музей в воспитательной и образовательной системе школы» была напечатана в электронном сборнике «Субботинские педагогические чтения». Статья «Школьный музей - центр патриотического воспитания школьников в рамках формального, неформального и информального образования» была напечатана в сборнике статей КИПК и ПРО по итогам научно-практической конференции. В районной газете «Сельская правда» печатаются заметки о работе музея и слова благодарности от благодарных посетителей.
В заключение с уверенностью можно сказать, что школьный музей следует рассматривать как центр, патриотического воспитания во взаимодействии формального, неформального и информаль-ного образования.
УДК 371.233.4; 371.844
С. В. Огородникова
ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ КАК ФОРМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Автор делится опытом по подготовке экскурсоводов для школьного музея. Подробно описаны этапы подготовки школьных экскурсоводов, приведен тематический перечень экскурсий, разработанных на базе музея истории села Среднеивкино Кировской области.
The author shares his experience in the preparation of guides for a school museum. He describes in detail the stages of school guides' training, mentions a thematic list of excursions, developed on the basis of the historical museum at Sredneivkino village, Kirov region.
Ключевые слова: музей, экскурсионная деятельность, экскурсия.
Keywords: museum, excursion activities, excursion.
Дополнительное образование является важной составляющей формирования личности современного школьника. Среди разнообразных направлений дополнительного образования в настоящее время значительное внимание уделяется краеведению. Как правило, центральным звеном краеведческой работы является музей [1].
Музей в школе XXI в. приобретает новые очертания, формируются новые музейные модели. При этом экскурсионная деятельность остаётся приоритетом в работе любого музейного учреждения [2].
Музейная экскурсия - форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенность музейной экскурсии - сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных позиций, на различном расстоянии [3].
Экскурсоводом в школьном музее может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказать, стремится к новым знаниям. Тем не менее подготовка и проведение экскурсии требуют настойчивости, определённых знаний и специальных навыков. Вся работа должна вестись под руководством музейного педагога [4].
В музее истории села Среднеивкино действует кружковое объединение «Экскурсовод», в котором занимаются учащиеся с 5-го по 11-й класс.
Задачами объединения являются следующие:
1) способствовать получению учащимися комплекса знаний и умений по теории и практике экскурсионного дела;
2) познакомить учащихся с профессией экскурсовода;
3) содействовать формированию устойчивого интереса к истории родного края.
В музее накоплен определённый опыт по подготовке экскурсоводов-учащихся. Программа, на основе которой ведутся занятия, имеет циклический характер. В начале учебного года проходит на-
бор в объединение. Каждый учащийся делает свой выбор сознательно и добровольно. Занятия начинаются с изучения теоретических вопросов музейного дела на адаптированном для школьников уровне. Затем рассматриваются темы, непосредственно касающиеся экскурсионной деятельности: Из истории экскурсионного дела. Содержание понятия экскурсия. Главные задачи экскурсий. Различные подходы к классификации экскурсий: по месту проведения, по объектам показа, по характеру тематики, по целевому назначению, по составу экскурсионных групп. Характерные черты экскурсионного метода (непосредственное общение экскурсовода с группой, зрительное восприятие музейного объекта, усиление зрительного восприятия моторным, сочетание рациональных и эмоциональных элементов, общность переживаний участников экскурсии). Основные приемы экскурсионной деятельности. Техника ведения экскурсии. Недостатки, встречающиеся при проведении экскурсий.
Отдельное занятие посвящается требованиям к экскурсоводу. Большинство требований будущие экскурсоводы определяют сами: владение содержанием экскурсионного текста и методикой проведения экскурсий, коммуникативные качества, культура речи, культура поведения, внешний вид, волевые качества.
Далее происходит знакомство с алгоритмом подготовки экскурсии:
1) выбор темы;
2) освоение минимума литературы;
3) определение цели, актуальности, основных проблем экскурсии;
л \ ^ ^ ___
4) ознакомление с музейной экспозицией по теме;
5) составление плана экскурсии;
6) детальная проработка источников;
7) изучение экспозиции;
8) занятия в фондах;
9) разработка структуры экскурсии;
10) выделение подтем;
11) установление порядка маршрута;
12) выбор объектов показа, их группировка;
13) составление экскурсионного текста;
14) определение методов проведения экскурсии;
15) апробация;
16) создание методической разработки экскурсии.
После этого обучающиеся начинают действовать в соответствии с алгоритмом. Они используют его в качестве рекомендации. Это значит, что допустимо объединение каких-либо этапов алгоритма или изменение последовательности.
Принципиально важным этапом работы является выбор темы. С момента открытия музея и проведения первой экскурсии в 2005 г. разработано более 40 тем. Четыре из них - с выходом на улицы села: «Дома-«старожилы» села Среднеивкино как символы истории», «Центральная площадь в Среднеивкино», «Среднеив-кинские парки», «Троицкая церковь - главная достопримечательность нашего села». Практикуются экскурсии, проводимые группой кружковцев по сквозным темам. Например, экскурсия «Война в судьбах среднеивкинцев» включает 5 фрагментов, посвященных участию среднеивкинцев в Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной, афганской и чеченской войнах. При этом учитывается и объем материала, и возможности конкретных учащихся, и взаимоотношения между ними. Данную экскурсию ведут 3 учащихся. Каждый из фрагментов можно использовать как самостоятельный. Немало экскурсий парных. Эксклюзивные варианты экскурсий разрабатывают учащиеся на основе составления родословных. Неподдельный интерес вызывают экскурсии с использованием игровых элементов. Например, ролевая игра «Иностранная делегация в Среднеивкинском музее». Совместными усилиями учащихся и педагогов создан виртуальный тур по залам музея истории села Среднеивкино. Он находится на сайте музея http://www. missredneivkino.narod.ru.
Темы, которые выбирают дети, отражают их интерес к прошлому и настоящему родного края, потребность основательно познать свои корни: «Путешествие в мир русской избы», «Ремёсла нашего края», «Будни и праздники наших предков», «Учителя -ветераны Среднеивкинской школы», «Чеченский излом» и др.
Экскурсии востребованы. Они используются в полном объёме или фрагментарно во время учебных занятий, уроков, классных часов, общешкольных мероприятий, праздников. Категории посетителей музея, для которых проводятся экскурсии, различны: это учащиеся и педагоги Среднеивкинской школы, других школ района и области, выпускники прошлых лет, жители села, ветераны труда, работники и деловые партнёры агрофирмы, участники се-
минаров и совещаний муниципального, регионального уровней, представители СМИ, гости из других регионов, из-за рубежа. При этом у учащихся-экскурсоводов значительно расширяется круг общения. Одна из наиболее востребованных экскурсий «Из истории села Среднеивкино» в течение года используется до 50 раз.
Презентация новых экскурсий, разработанных учащимися в течение учебного года, проводится ежегодно, в Международный день музеев, и превращается для детей в праздник. Экскурсоводы приглашают на презентацию родителей, знакомых, друзей. Обязательным условием мероприятия является внешняя и внутренняя экспертиза подготовленных экскурсий. Внешнюю экспертизу проводят старшеклассники и родители, внутреннюю - сами экскурсоводы.
Лист внешней экспертизы
Фамилия, Владение со- Техника Умение об- Культура Внеш
имя экскур- держанием экс- проведения щаться с экс- речи ний
совода курсионного текста экскурсии курсантами вид
Таким образом, музей способен воздействовать на развитие творческих способностей подростка, помогать формировать вкус, ценностные ориентиры, возбуждать интерес к историческому прошлому. В музее обучающийся приобретает навыки визуального мышления, осмысления достижений общества, творчески активного отношения к окружающему миру.
Во время проведения экскурсий происходит «погружение» в прошлое, дети начинают чувствовать себя в другом временном пространстве, которое становится для них понятным и близким.
Проходя поэтапно весь путь экскурсионной деятельности, подростки получают возможность реализовать себя, самовыразиться, почувствовать свою собственную значимость. Именно в этом и состоит предназначение школьного музея.
Тематический перечень экскурсий, разработанных на базе музея истории села Среднеивкино
«Люби и знай свой край» (в т. ч. на немецком и английском языках)
«Река Ивкина»
«Рысь - животное наших лесов»
«Путешествие в мир русской избы» (в т. ч. на немецком языке)
«Ремёсла нашего края» (в т. ч. на немецком языке)
«Будни и праздники наших предков»
«Дымковская игрушка - бренд Вятского края»
«Штрихи к моей родословной»
«Из прошлого села Среднеивкино»
«Среднеивкино в первые годы Советской власти»
«Дома-«старожилы» села как символы истории»
«Целина в судьбах среднеивкинцев»
«Троицкая церковь - достопримечательность Среднеивкино» «Центральная площадь нашего села» «Парки села Среднеивкино»
«Учреждения нашего села» (в т. ч. на немецком языке) «Войны в судьбах среднеивкинцев»
«Наши земляки на фронтах Великой Отечественной» (в т. ч. на немецком и английском языках)
«Чеченский излом» (в т. ч. на немецком языке) «Из истории Среднеивкинской школы» (о начале школьного образования в селе)
«Школа в годы Великой Отечественной войны»
«Школьные годы чудесные» (о школе в советское время)
«Ветераны учительского труда»
«Директора Среднеивкинской школы»
«Учителя нашей школы сегодня»
«Знаменитые выпускники Среднеивкинской школы»
«Известные спортсмены нашей школы»
«Вязникова Валентина Михайловна - заслуженный учитель РСФСР»
«От коммуны до агрофирмы» «Агрофирма сегодня»
«Заслуженные работники сельского хозяйства»
Примечания
1. Сейненский А. Е. Краеведение в школьном историческом образовании // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 10. С. 1928.
2. Бакулин В. М. Методические аспекты экскурсионной деятельности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 10. С. 69-73.
3. Зорина Л. Н. Основы экскурсоведения: учеб. пособие с циклом пешеходных экскурсий «Культурно-исторические достопримечательности г. Вятки». Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. 107 с.
4. Музейная педагогика в образовательных учреждениях: сб. статей. Сыктывкар, 2008. С. 3-4, 29-32.