Научная статья на тему 'Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении истории педагогики'

Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении истории педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1008
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ВУЗ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышева Т. П., Шалова С. Ю.

Даная статья посвящена проблеме эффективного использования медиаобразовательных технологий при изучении дисциплин гуманитарного цикла. В статье подробно раскрывается опыт разработки и применения технологии создания виртуального музея при изучении курса «История образования и педагогической мысли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание виртуального музея как эффективная медиаобразовательная технология при изучении истории педагогики»

СОЗДАНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

ПЕДАГОГИКИ

Т.П. Мышева

кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный п едагогический институт имени А.П.Чехова,

С.Ю. Шалова

кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова,

Аннотация. Даная статья посвящена проблеме эффективного использования медиаобразовательных технологий при изучении дисциплин гуманитарного цикла. В статье подробно раскрывается опыт разработки и применения технологии создания виртуального музея при изучении курса «История образования и педагогической мысли».

Ключевые слова: виртуальный музей, история педагогики, вуз, медиаоб-разование.

Creating a virtual museum as an effective media educational technology in the study of the history of pedagogy

Dr. Tatiana Mysheva, Associate Professor, Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute,

Dr. Svetlana Shalova Associate Professor, Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute

Abstract. Given article is devoted to the problem of effective usage of media educational technology in studying humanitarian disciplines. The article opens in details the experience of the construction and application of technology to create a virtual museum in studying course «History of education and pedagogical thought».

Keywords: virtual museum, history of pedagogy, school, media education.

Интенсивное развитие новых информационных технологий, компьютерной техники и программного обеспечения и привело к необходимости активного их внедрения в образовательный процесс вузов. Однако освоение и прикладное использование их в педагогической практике оказалось весьма затруд -

нительным. Это касается преимущественно преподавания гуманитарных наук, содержание которых плохо поддается информатизации.

Особую важность использование новых информационных технологий имеет для студентов педагогических вузов, которым необходимы профессиональные умения

работать с информацией и медиа - умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медийного оборудования [Лебедева, Шилова, 2006].

Этим обусловлена актуальность изучения условий эффективного использования новых медиаобразо-вательных технологий при изучении дисциплин гуманитарного цикла.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить ряд важных теоретических положений, которые должны быть учтены при разработке программного и учебно-методического обеспечения дисциплин.

Во-первых, использование ме-диаобразовательных технологий -это не самоцель, а средство для достижения более значимой цели. Так, цель высшего педагогического образования может быть определена как подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке педагогического труда и в сфере образования, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.

Цели при изучении отдельных дисциплин должны конкретизировать общую цель образования и в то же время быть структурированы, например, в соответствии с таксономией целей Б.Блюма [Bloom, 1956].

Во-вторых, программы отдельных курсов должны включать в себя

общетеоретические и общезначимые вопросы, предусматривать такие разделы, которые будут необходимы студентам для прохождения специальных курсов, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Так, при изучении гуманитарных дисциплин может рассматриваться широкий круг вопросов, обеспечивающих понимание освоение современной культуры.

В-третьих, важно научить студента использовать новые меди-аобразовательные технологии не только в процессе обучения, но и в последующей профессиональной деятельности. Для этого при изучении отдельных дисциплин необходимо формировать основные умения работы с информацией, навыки работы с компьютером, в том числе и при помощи стандартных программ Windows. При этом особое внимание следует уделять способам творческой переработки информации.

Наше исследование проводилось в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла на факультете психологии и социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. Представим опыт разработки новых медиаобразовательных технологий для курса «История образования и педагогической мысли», усвоение которого позволит будущим педагогам лучше ориентироваться в многообразии подходов и идей, существующих в образовательной практике.

Прежде всего, мы определили цели курса, которые были объединены в несколько групп.

Цели в области информирования и понимания: раскрыть значение и сущность историко-педагоги-ческих фактов; рассмотреть различные образовательные системы; познакомить студентов с известными педагогами прошлого и их взглядами на обучение и воспитание; способствовать систематизации историко-педагогических знаний;

цели в области применения знаний: создать условия для самостоятельного приобретения студентами новых знаний из разных медийных источников; показать возможности использования приобретенных историко-педагогичес-ких знаний при решении современных проблем образования;

цели в области построения заключений: объяснить возможность и необходимость интерпретации информации, полученной из разных источников; содействовать развитию у студентов способности оценивать значимость историко-педагогических явлений; способствовать развитию у студентов навыков обоснования и доказательства высказываний;

цели в области коммуникации: создать условия для приобретения студентами опыта диалогического общения; способствовать формированию коммуникативных умений (точно излагать мысли, корректно формулировать вопросы, слушать и понимать высказывания других людей);

цели в области формирования и развития деятельностных, мыслительных способностей: способствовать развитию у студентов логического мышления при анализе историко-педагогическо-

го материала; создать условия для развития творческого мышления (гибкости и оригинальности) при выполнении творческих работ.

Многообразие поставленных образовательных целей обусловило поиск комплексных технологий, которые направлены на достижение нескольких целей одновременно. Одна из наиболее эффективных технологий, как показала практика, - создание студентами виртуального музея, предполагающая организацию музейных экспозиций, способствующих социализации личности, стимулированию ее познавательной активности, повышению эффективности ее обучения с помощью внедрения интерактивных и сетевых форм.

Выбор данной технологии обусловлен тем, что «во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования. Диалогические отношения музея и учащегося отражаются на всем социокультурном образовательном процессе. Это высшая форма общения во взаимодействии человека с музеем» [Мышева, 2007].

Еще больше образовательных возможностей предоставляет виртуальный музей: виртуальные (интерактивные и сетевые) формы значительно расширяют рамки традиционного музея и представляют собой синтетическую конструкцию, объединяющую «музей - экспозицию», «музей - мастерскую», «музей-театр», «музей - игровое пространство, досуговый центр», «музей-креативную лабораторию».

В последние годы стремительно развивается и утверждается в современной культуре виртуальная музейная педагогика, которая открывает захватывающие перспективы для развития музейной педагогики, что связано с освоением современными музеями виртуального пространства. Ее организационной основой является виртуальный музей или «веб-сайт, оптимизированный для экспозиции музейных материалов, которыми могут быть и предметы науки и искусства, и исторические артефакты, и виртуальные коллекции, и фамильные реликвии» [Демин, 2010].

На первый взгляд виртуальный музей во многом близок к обычному музею. Но такое впечатление обманчиво. В действительности виртуальный музей выходит за рамки традиционного представления о музее с его постоянной и временными выставками, так как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время «работы» выставок может исчисляться годами, их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника или видного деятеля педагогической науки с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому видному деятелю) стороны. Кроме того, виртуальный музей никак не связан с реальным помещением. Сфера его жизнедеятельности и среда обитания исключительно Интернет.

Одновременно открываются и новые возможности для творческой

деятельности студентов. Теперь, используя широкие возможности компьютерной техники и глобальной сети Интернет, они могут проводить увлекательнейшие виртуальные экскурсии, напоминающие по форме слайд-шоу или слайд-показы.

Создание виртуального музея истории образования - одно из творческих заданий для самостоятельной работы. При условии качественного выполнения задания, отражения в музейной экспозиции всех периодов истории образования студенту может быть выставлена итоговая оценка по дисциплине, т.е. работа по созданию виртуального музея может рассматриваться как альтернативная форма итоговой аттестации [Шалова, 2011].

Созданный студентами виртуальный музей может быть использован в качестве наглядного пособия. Но в отличие от печатных учебников, где иллюстративный материал может быть лишь статичным, виртуальный музей позволяет демонстрировать компьютерные модели, интерактивные схемы, динамические изображения и т.д. Использование таких средств способствует формированию у учащихся познавательной мотивации и обеспечивает более прочное усвоение представленного материала.

Предлагаемая нами технология заключается в следующем. Студентам при изучении отдельных разделов или тем даются следующие типовые задания: представьте, что Вы участвуете в создании Музея истории образования.

1. Разработайте план экспозиции

2. Опишите наиболее интересные экспонаты .

3. Выберите наиболее интересные цитаты из работ педагогов, которые характеризуют систему образования в этот период.

4. Составьте примерный перечень тематических экскурсий. Критериями оценки являются:

• содержательность,

• адекватность (соответствие экспонатов историческим событиям),

• разнообразие экспонатов,

• оригинальность.

По каждому критерию задание оценивается следующим образом: наиболее полно соответствует критерию - 10 баллов; в основном соответствует - 7 баллов; частично соответствует - 5 баллов. Максимально за выполненное задание студент может получить 40 баллов. За использование компьютерных технологий добавляется еще 10 баллов.

Студентам даются подробные рекомендации по выполнению задания.

С чего следует начать?

1. С обоснования и создания те-матико-экспозиционного плана;

2. С разработки структуры виртуальной экспозиции:

3. С отбора и описания наиболее интересных экспонатов;

4. С отбора наиболее интересных цитат из работ педагогов, которые характеризуют систему образования в этот период;

5. С составления тематических экскурсий.

В работе над созданием виртуального музея можно выделить два основных аспекта. Во-первых, определение содержания, т.е. поиск необходимой информации по

темам и разделам. Во-вторых, обеспечение удобной навигации, которая бы повышала интерактивность электронного ресурса.

Поиск информации, который ведут студенты при разработке музея, -я основа их знакомства с учебным материалом. Им рекомендуется использовать не только базовые учебники и учебные пособия, но и первоисточники (работы известных педагогов), справочную литературу, сеть Интернет.

На этапе поиска информации студенты овладевают разными методами чтения научных текстов:

• чтение-просмотр при первом знакомстве с источником для получения представления о его содержании;

• выборочное чтение, если читать не весь текст, а только нужные для выбора музейных экспонатов фрагменты;

• сплошное чтение, когда студент внимательно прочитывает весь текст для получения полного представления, например, об истории образования какой-либо страны при подготовке обзорной экскурсии;

• чтение с проработкой материала, т.е. изучение содержания текста, предполагающее его серьезный анализ для разработки тематических экскурсий и ответов на вопросы.

Что касается навигации, то при создании виртуального музея студентам рекомендуется использовать мультимедийные презентации в формате Power Point, позволяющие располагать материал в любой форме, использовать цвет, анимацию, графические изобра-

жения, регулировать динамическую последовательность предъявления слайдов.

С помощью наложения одного слайда на другой можно представить их последовательно. Например, первоначально на экране появляется изображение педагога, его краткая биография, позади возникает фон, на котором изображен город, в котором жил педагог, далее возникает изображение учебного заведения, в котором он учился или работал, если такое изображение имеется. Затем на экране появляется перечень его философско-педагогических идей.

Другой вариант - использование при создании музея гипертекстовой технологии. Основная её черта - это возможность переходов по гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «экскурсии». В такой разветвленной среде легко находить нужную информацию, конструировать необходимое содержание и возвращаться к уже пройденному материалу Эта технология позволяет представить информацию так, что пользователь, следуя графическим и текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Из наиболее современных можно выделить технологию Street View, которая позволяет все видеть так, как будто Вы сами ходите по залам экспозиции. Эта технология предусматривает возможность движения во все стороны, «посети-

тель» музея может переходить из зала в зал, может подходить к любому экспонату и рассматривать его в мельчайших деталях.

Основной вид деятельности виртуального музея - это экскурсия. Виртуальные экскурсии помогают студентам легче и комфортнее войти в экскурсионную деятельность и в качестве экскурсанта и особенно экскурсовода. При подготовке виртуальной экскурсии необходимо соблюдать и целый ряд методических требований. Это поможет сделать ее более эффективной.

Требования эти почти не отличаются от требований к подготовке реальных экскурсий. Сначала «экскурсовод» должен ознакомиться с информацией, имеющейся в музее. Затем необходимо определить цель экскурсии и объем знаний, который экскурсанты должны приобрести, после чего разрабатывается маршрут экскурсии: какие страницы и в какой последовательности должны просмотреть, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие задания должны выполнить.

При подготовке и проведении занятия в форме виртуальной экскурсии необходимо включать следующие основные этапы:

• организационный момент, це-леполагание и мотивацию;

• виртуальную экскурсию или самостоятельное виртуальное путешествие по предложенному маршруту;

• выбор понравившегося экспоната и подготовка рассказа о нем;

• выбор самого интересного рассказа, составленного за время занятия;

• рефлексия.

Как и разработка любого проекта, подготовка виртуальной экскурсии будет эффективной при реализации следующих учебно-методических подходов. Во-первых, это индивидуальный подход к обучению, в соответствии с которым учебная деятельность должна быть приспособлена к познавательным возможностям личности, в ней следует учитывать индивидуальные ее особенности. Во-вторых, инженерно-педагогический подход, который предполагает этапность работы над созданием виртуальной экскурсии.

С учетом этого подготовка виртуальной экскурсии включает в себя несколько этапов:

1) диагностический, на котором выявляются интересы аудитории, мотивы, которыми они руководствуются, приступая к работе, степень их самостоятельности и ответственности за свои действия. На основе проведенной диагностики для каждого учащегося (групп учащихся) может разрабатываться «индивидуальный маршрут» деятельности. Учащиеся, имеющие общие интересы, объединяются в рабочие группы, члены которых могут выполнять разные функции («исследователи», «художники», «педагоги», «фотографы», «аниматоры», «редакторы», «экскурсоводы» и пр.);

2) подготовительный, когда определяются цели и задачи экскурсии, выбирается тема, осуществляется поиск информации, определяются источники экскурсионного материала.

3) исполнительский - производится отбор и изучение экскурсионных объектов, сканируются фотографии или другие иллюстрации необходимые для представления проекта, составляется маршрут экскурсии на основе видеоряда, идет подготовка текста экскурсии, определяется техника ведения виртуальной экскурсии;

4) заключительный - проводится сама виртуальная экскурсия;

5) аналитический - обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления.

Представленная нами технология используется в течение нескольких лет. Уже можно проанализировать результаты ее использования. Например, студентами был создан музей, где в качестве оглавления выделены города, в которых существовали школы. Клик по названию города выводит на экран карту города с обозначенными на ней учебными заведениями разной цветовой гаммы, отражающей период возникновение данного учебного заведения. Соответственно, клик по учебному заведению выводит на экран основную информацию о данном заведении: год создания, кем основано, учебная программа и т. д.

Другой вариант - при «входе» в музей помещен указатель с двумя основными разделами: «история школ» и «выдающиеся педагоги», в которых также есть указатели по эпохам и странам. На информационной панели, которая открывается на любой странице, доступна следующая информация:

• план экспозиции музея

• описание «зала», где в данный момент находится «посетитель»

• биография педагога, список его трудов

• основные педагогические идеи ученого

• сведения об учебных заведениях Используя данные указатели,

«посетитель» может сам строить маршрут своей экскурсии.

Анализируя результаты применения технологии создания виртуального музея, мы заметили, что такая организация самостоятельной работы студентов изменила типичную ситуацию, когда обучающая функция полностью принадлежала преподавателю. Использование разработанной медиаобразо-вательной технологии даёт возможность студенту гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с его индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит к студенту. Преподаватель лишь консультирует студента, помогая ориентироваться в потоках учебной информации и решать возникающие проблемы.

Самостоятельный поиск информации, ее переработка и систематизация облегчает восприятие и запоминание студентами учебного материала, способствует систематизации знаний, при этом развивает образное и логическое мышление, творческие способности.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня имеются самые

разные возможности для использования виртуальной музейной педагогики в образовательной практике. Актуальность и необходимость ее очевидна. Поэтому остается только освоить эту новую и весьма полезную форму организации образовательного процесса и оценить ее потенциал в реальной практической деятельности.

И действительно с помощью компьютерной техники и необозримого «электронного культурного наследия» стало возможно создавать самые удивительные музеи, режиссировать экспозиции и выставки (композиции которых могут меняться как угодно, скажем, в зависимости от времени суток или года). Появилась возможность «погрузить посетителя в любую историческую эпоху, этническую, природную, бытовую среду показать, проиллюстрировать важнейшие моменты жизни и творчества, достижения выдающихся людей.

В целом проведенное исследование показывает, что использование новых медиаобразова-тельных технологий в учебной деятельности дает возможность переосмыслить традиционные подходы к изучению многих вопросов учебных дисциплин. Творческие задания, такие как создание виртуального музея, способствуют систематическому формированию знаний и навыков не только учебной, но и профессиональной деятельности, позволяют повысить качество подготовки специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Демин И.С. Использование компьютерных средств в экспедиционной деятельности (на примере программы «Комплексное исследование деревни») // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 64-79.

Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий // Программа Intel «Обучение для будущего» / Под ред. Е. Н. Ястребцовой. - М., 2006.

Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте: Автореф. ... к.п.н. - Ростов-н/Д., 2007.

Седов В. А., Седова Н.В., Шалова С.Ю., Лагун С.А.. Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «История образования и педагогической мысли»: Учебно-методический комплекс. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

Шалова С.Ю. Инновационные технологии итогового контроля при изучении гуманитарных дисциплин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2011. №2. С.128-130

Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: Handbook I: Cognitive domain. NY: Longman, 1956.

References

Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: Handbook I: Cognitive domain. - NY: Longman, 1956.

Dermin I.S. The use of computer tools in expeditionary operations (for example, the program «A comprehensive study of the village») // Research students. 2002. № 1. P. 64-79.

Lebedeva, M.B., Shilova O.N. The development of students' thinking by means of information technology // Program Intel «Education for the Future». Moscow, 2006.

Mysheva T.P. Museum pedagogic in the contemporary socio cultural and educational context: Ph.D. Dic. Synopsis. Rostov, 2007.

Sedov, V.A., Sedova, N.V., Shalova, S.Y., Lagoons, S.A. Tasks for independent work of students in the course «History of Education and pedagogical thought»: Teaching Materials. St.Petersburg: Herzen State Pedagogical University, 2009.

Shalova S.Y. Innovative technologies final control in studying humanitarian disciplines // Herald of the Voronezh State University. Series: Problems of higher education. 2011. № 2. P.128-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.