УДК 74.01/.09
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЯ
Барсукова Наталия Ивановна, доктор искусствоведения, профессор, Национальный институт дизайна (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
Родионова Наталия Владиславовна, аспирант, Национальный институт дизайна (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
В данной статье исследуются перспективы создания медиапространства современного музея, раскрывается его коммуникативный потенциал. Медиапространство анализируется в качестве феномена современного музея, как интегративная культурная форма, отличающаяся структурным и функциональным разнообразием. Медиапространство показано как ранее неизвестная принципиально новая среда коммуникаций, появившаяся с развитием сети «Интернет», мультимедийных технологий и баз данных. Мультимедийные технологии добавили традиционному музейному пространству медийное расширение. Проводится корреляционный анализ понятий «виртуальный музей» и «медиапространство музея», вскрываются их отличия, определяются ресурсы медиапространства музея. В результате исследования выявляются основные признаки медиапространства музея. Определяются характеристики медиапространства: коммуникативность, вариабельность, подвижность, технологичность, интерактивность. Выявляются коммуникативные возможности и перспективы медиапространства современного музея в резко изменившихся условиях социальной изоляции.
В контексте раскрытия данной темы ставится вопрос о роли медиадизайна в формировании меди-апространства музея. Раскрываются его новые функции модификатора коммуникационной системы. Медиадизайн рассматривается с семиотической позиции как знаковая система, выполняющая иллюстративную, конструктивную, когнитивную и коммуникативную функции медиапространства. Наряду с этим отмечаются проблемные вопросы, связанные с расширением медиапространства музея, такие как сложность сохранения музейной специфики в условиях цифровизации, изменение смысла и содержания из-за увлечения технологиями.
Ключевые слова: медиапространство, медиадизайн, музей, цифровая среда, коммуникативность.
COMMUNICATION POTENTIAL OF THE MEDIA SPACE OF A MODERN MUSEUM
Barsukova Nataliya Ivanovna, Dr of Art History, Professor, National Design Institute (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Rodionova Nataliya Vladislavovna, Postgraduate, National Design Institute (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
This article examines the prospects for creating the media space of a modern museum, reveals its communicative potential. Media space is analyzed as a phenomenon of a modern museum, as an integrative cultural form characterized by structural and functional diversity. Media space is shown as a previously unknown fundamentally new communication environment, which appeared with the development of the Internet, multimedia technologies and databases. Multimedia technologies have added media extension to the traditional museum space. A correlation analysis of the concepts of "virtual museum" and "media space of a museum" is carried out, their differences are revealed, and resources of media space of a museum are determined. As a result of the research, the main features of museum's media space are revealed. The characteristics of media space are determined: communicativeness, variability, mobility, technological, interactivity. The revealed communicative possibilities and prospects of media space of a modern museum in suddenly changed conditions of social isolation.
In a context of disclosure of this topic, a question of a role of media design in formation of media space of a museum is raised. Its new functions as a communication system modifier are revealed. Media design is considered from a semiotic point of view as a sign system that performs illustrative, constructive, cognitive and communicative functions of media space. At the same time, problematic issues related to expansion of museum's media space are noted, such as difficulty of preserving the museum specifics in the context of digitalization, the change in meaning and content due to passion for technology.
Keywords: media space, media design, museum, digital environment, communication.
Doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-123-131
Введение. Музей как культурная институция занимает важное место в обществе. Основная функция любого музея - собирание и сохранение исторических ценностей, выражающиеся в научно-исследовательской, экспозиционной и культурно-просветительской деятельности. Музеи уже давно стали предпочтительным средством коммуникации в плане неформального образования и творчества [1, с. 34]. Еще недавно - элитарное место - музей, с развитием и внедрением цифровых технологий, становится открытым для широкой публики: оцифровываются музейные фонды, создаются мобильные приложения для доступа к цифровым архивам, активно используются социальные сети. С их помощью музейное пространство как бы увеличилось и появилась возможность знакомиться с музейными коллекциями не только при посещении музея, но и находясь дома через Интернет. Внедрение современных мультимедийных и интернет-технологий в музейное пространство началось с момента создания музеями собственных сайтов, использования социальных сетей ВК, FB, Instagram. Это делается музеями не только для популяризации своих коллекций и привлечения посетителей, но и для активного обмена информацией с ними, для установления обратной связи, для воспитания молодёжи. «Музей - это та площадка, в которой возможно реализовать инновационные и интерактивные культурно-досуговые проекты, включающие эмоциональный, эстетический и интерактивный опыт для подрастающего поколения» [5, с. 201].
Публичность музейной деятельности априори предполагает различные виды коммуникации с обществом, основные из которых:
- общедоступное размещение музейных объектов;
- разнообразная навигация;
- открытое посещение музейной территории;
- экскурсионное обслуживание;
- размещение сведений в печатных изданиях;
- в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иные способы.
На современном этапе, особенно в сложных социокультурных условиях, именно последний способ коммуникации на расстоянии стал играть большую роль в расширении музейного пространства и создания диалога со зрителем.
Преимущество музеев в цифровой среде очевидно - поле цифровых медиа огромно и разнообразно, а выйти на него сравнительно легко на современном этапе в ситуации активного распространения информационных технологий. К тому же мультимедиа-инструменты стали доступными и простыми в использовании не только для 1Т-специалистов, но и для веб-дизайнеров, сотрудников музея и пользователей.
Важность выстраивания коммуникаций с потенциальными посетителями является очевидной, ведь «музей выступает посредником между историей и сегодняшним днем, площадкой общения представителей разных поколений, транслятором смыслов и ценностей наследия как неотъемлемой части современной культуры» [9, с. 16]. Тема актуальна для современного музейного проектирования, однако коммуникативная функция всегда считалась дополнительной к основным - исследованию, сохранению и экспонированию исторически ценных материалов и артефактов. Она становится актуальной в связи с развитием цифровых технологий и созданием медиапространства. В представленной статье впервые рассматривается такое явление, как собственное медиапростран-ство музея и ставится вопрос о его коммуникативных функциях. Актуальность статьи обусловлена и задачей выявления коммуникативных возмож-
ностей и перспектив медиапространства современного музея в резко изменившихся условиях пандемии и социальной изоляции.
Материалы и методы. Понятие медиапространства встречается в литературе достаточно часто, но используется как бесспорное, не требующее точных определений. Тем не менее исследование феномена медиапространства в научной литературе так или иначе уже началось: отмечены его особенности в отношении телевидения, средствам массовой информации, намечены основные пути изучения медиапространства как феномена современной культуры [2; 3; 10; 14]. Наиболее распространен термин касательно к стране или региону [6]. В статье впервые предлагается структура медиапространства современного музея, вбирающая в себя коммуникативный потенциал и возможности для показа своих коллекций и выстраивания новых способов общения со зрителем.
По отношению к музеям в литературе преимущественно используется определение «виртуальный музей», который первоначально понимался как интерактивный мультимедийный программный продукт, представляющий музейные коллекции в электронном виде [8]. Можно было бы предположить, что медиапространство и виртуальный музей являются довольно схожими понятиями так как содержат электронный контент и материалы выставок. Однако это не так.
На современном этапе, сайты классических музеев с программами виртуальных посещений или экскурсий - далеко не единственная форма существования музеев в цифровой среде. Виртуальные музеи находятся и в сети Интернет, где они действительно оказываются виртуальными, не существующими в реальной жизни, так как объединяют сразу несколько музейных коллекций. Но самая главная причина, не позволяющая называть медиапространство музея виртуальным музеем, это то, что сейчас их создают организации, которые не являются музеями - образовательные учреждения, учреждения культуры, высшие учебные заведения и даже детские сады. Появляются и коммерческие проекты организаций и частных лиц на различных блогплатформах и в социальных сетях.
По этой причине мы считаем, что такое явление как виртуальный музей отнюдь не является
тождественным медиапространству и даже понятие виртуальная реальность заменяется последнее время на более адекватное и современное -цифровая среда. Поэтому мы будем пользоваться понятием «медиапространство музея», ресурсами которого на данный момент можно считать: официальный сайт музея, аудиогиды, форум для обмена информацией, геолокационные сервисы, социальные сети, блоги, приложения для мобильного устройства и печатную продукцию. На музейном сайте могут быть представлены: онлайн-коллек-ция, пользовательский контент, онлайн-магазин, виртуальные экскурсии или виртуальные посещения. Всё это можно назвать цифровым полем или медиапространством музея.
Формирование медиапространства отдельно взятого музея, как теперь видно, началось с применения мультимедиа-технологии в музейном пространстве, обзор истории которой был сделан Л. Турлюн [13]. Она отмечает следующие мультимедийные разработки: традиционные эффекты, трехмерное компьютерное моделирование, flash-анимация, панорамные изображения, возможность кругового осмотра музейного зала, дворцового интерьера или пространства городского ансамбля и даже использование в музейном пространстве видеостен. При современном развитии мультимедиа меняется и подход к методике проведения классической экскурсии для посетителей оффлайн, а позже и онлайн.
В научной литературе показаны умения конструировать проекты на базе музейных экспонатов с подключением всех ресурсов и инструментов медиа - от мультимедийности и интерактива до развития историй с использованием пользовательского контента, классифицированы по способам визуализации и визуального представления музейных экспонатов и по способам их интерактивности [11]. Выявлены особенности применения мультимедийных технологий в музейной экспозиции и обозначены ошибки по применению цифровых технологий, их оторванность от научного подхода к созданию музейных концепций [7].
Е. Ним выделяет несколько подходов к пониманию медиапространства [10]:
а) текстоцентричный - медиапространство рассматривается как совокупность всех медийных текстов, «дискурсивное» пространство;
б) структурный - медиапространство понимается как институциональная сфера, социальное поле, система средств массовой коммуникации;
в) территориальный - медиапространство характеризуется как медийный рынок или информационное пространство региона, города, страны;
г) технологический - медиапространство рассматривается как «виртуальная» реальность, управляемая с помощью материальных технологий;
д) экологический - медиапространство мыслится как глобальная среда обитания, пронизывающая все сферы человеческой деятельности.
Применительно к музею, целесообразно рассмотреть новый, коммуникативный, подход к медиапространству, позволяющий взаимодействовать в цифровой среде. В статье впервые рассматривается коммуникативный потенциал ме-диапространства музея в тесной связи с важной его составляющей - медиадизайном. Выявляются возможности медиадизайна в формировании медиапространства музея. Ранее было сделано обоснование сущности медиадизайна в межкультурной коммуникации, его увеличивающейся роли в цифровой среде и формировании бренда телепродукта [4; 12; 14]. Задача данной статьи -исследовать функции медиадизайна как модификатора коммуникационной системы медиапро-странства музея.
Результаты и обсуждение. На современном этапе возрастающая роль музеев связана не только с необходимостью привлечения внимания к глубинным социокультурным процессам меняющихся ценностей общества, но и созданием новых способов коммуникации с ним, в процессе которых возможно появление новых алгоритмов восприятия известных и малоизвестных коллекционных объектов. Никогда ранее в истории культуры музеи не были так доступны: оцифрованные экспозиции теперь можно «посетить» через Интернет из любой точки мира, услышать или прочитать истории о предметах коллекции и связанных с ними событиях, узнать о мероприятиях, которые проводят музеи. Музеи вышли за пределы физической реальности в цифровую среду и у них появилось своё медиапространство.
Такое «расширение» музея вызвало и трансформацию взаимоотношений с музейным про-
странством - произошло смещение от информирования посетителей к вовлечению, участию, диалогу. Изменения коснулись не только обновления экспозиций и логотипов, появлению новых архитектурных проектов музеев, цифровых экспонатов и мультимедийных шоу. Поменялся статус и возможности музея, который становится многофункциональным культурным пространством практически для всех форм социокультурного взаимодействия со зрителем. Музей стал открытым для лекции, дискуссии, спектакля, игры, квеста - здесь готовы услышать мнение каждого посетителя.
Появилась потребность в коммуникации с посетителями различными средствами. Так, например, на входе в музей с помощью навигационных систем гостю возможно дать подсказку о режиме работы музея, о расположении экспонатов и иную справочную информацию. Коммуникация может проходить и сквозь всю экспозицию, при помощи браслета, который выдается посетителю вместе с входным билетом. Он дает возможность осуществлять вход и выход через турникеты и получать информацию на киосках, не отходя от витрин. Вся активизируемая информация отправляется затем на электронную почту, музей получает базу данных своих посетителей и обоюдное общение музея и посетителя может быть продолжено и далее.
Видоизменяется и схема взаимодействия посетителя с экспозицией - становится доступен не только осмотр коллекций в залах, но и ознакомление с виртуальными выставками или полноценными экскурсиями онлайн. Современные технологии позволяют заменить классическое путешествие аудиогидом, а историю материального предмета развернуть с помощью интерактивного этикетажа, с помощью технологий либо Л^
Таким образом, мультимедийные технологии являются эффективным средством презентации музейного фонда, как в пространстве экспозиции, так и в издательской деятельности. Использование электронных средств в экспозиционно-вы-ставочной работе позволяет информационно насытить экспозицию, открыв доступ к огромному массиву дополнительных ресурсов, недоступных для непосредственного ознакомления. Электронная экспозиция служит эффективной информа-
ционно-справочной системой, облегчающей ориентацию посетителя в пространстве музея и его информационных ресурсах. Однако интерактивные инсталляции в музее должны сочетаться со всеми элементами мультимедийных технологий и дизайн-средств: свет, цвет, шрифтовые композиции, дизайн интерьера, инфографика и др. Грамотное использование художественного и информационного потенциала мультимедиа в презентации культурного наследия позволяет решить широкий спектр культурно-просветительских задач, стоящих перед современным музеем.
Повествование теперь либо спродюсирова-но как зрелище - экскурсии, например, проходят с помощью виртуальных персонажей и специальных аудиовизуальных эффектов, с использованием кино, анимации, интерактивных экранов, технологий дополненной и виртуальной реальности. Как видно, мультимедиа - это не только «экраны и тач-панели», а комплекс всех разнообразных элементов, который способен пробудить интерес зрителя к экспонатам и выставкам.
Образ сотрудников музея также трансформируется. Цифровые технологии, открывающие путь к междисциплинарности, определили появление совсем иных профессий в музеях: продюсеры цифрового контента и IT-специалисты, менеджеры онлайн-проектов, специалисты по работе с онлайн-аудиторией и социальными медиа, аналитики больших данных. Стали востребованы специалисты, которых ранее не готовили вузы, которые могут сочетать системное понимание музея как культурной институции и адекватное применение методов и приёмов, позволяющих реализовать его миссию и стратегические цели. Благодаря открытой коммуникации в сети Интернет видно, как функционируют и сотрудники традиционных специальностей: смотрители, экскурсоводы, хранители, искусствоведы, кураторы.
Медиапространство складывается и за счет новых технологий - виртуальная и дополненная реальность, мобильные приложения, виртуальные помощники, 3D-графика и моделирование. Зародившаяся в Сети информация, изначально оказалась более жизнеспособной и оформленной нежели проекты классических медиа, которые появились в сетевом пространстве со своим опытом однонаправленных субъектно-объектных ком-
муникаций и с соответствующими ментальными и психологическими лимитированиями.
Таким образом, к музейной коммуникации, в рамках современного информационного общества, можно отнести:
- наличие у музея определенного цифрового поля в информационном пространстве;
- современные, актуальные формы взаимодействия музея и посетителя, соответствующие уровню развития общества, отвечающие как запросам зрителя, так и согласующиеся со смысловой, ценностной стороной коллекции музея;
- зрелищное экспонирование предметов, акцент на визуальном ряде экспозиции;
- «подвижность» музея, разработка новых выставок и новых способов подачи информации, вариативность использования информации и пре-зентативного материала в зависимости от аудитории офлайн или онлайн;
- использование современных технологий для создания целостных и контекстных экспозиций в стенах музея;
- разработка экскурсионных и тематических программ, рассчитанных на разные возрастные и социальные группы посетителей;
- доступность фондов для дистанционного ознакомления и работы: создание интернет-каталога или виртуального филиала как, к примеру, у Русского музея;
- разработка брендинга для презентации музея в мировом культурном пространстве.
Теперь музей конкурирует не только с другими культурными брендами, но вступает в борьбу за внимание потребителей и с бизнесом, и активно развивающейся индустрией развлечений. Создание музейных брендов также проходит в контексте коммуникационной стратегии музеев, акцент делается на визуальных характеристиках через художественное и текстовое оформление.
Вместе с тем медиапространство музея -экономически эффективная модель музейных ресурсов. Медиапространство музеев осуществляет бесплатный массовый доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям. Рейтинг посещаемости сайтов и аккаунтов очень высок - фактически они являются каналом распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре.
Этому способствуют новые коммуникации, такие как: интерактивный диалог с сотрудниками и возможность получения любой консультативной помощи, развитие мышления и потенциальных способностей участников меди-апространства, общение, сотрудничество и взаимодействие друг с другом через комментарии в социальных сетях и каналы обратной связи на сайтах, наличие многонаправленной информации об экспонатах и онлайн-экскурсии. Можно
сравнить медиапространство музея с форумом, где проходит общение и взаимодействие онлайн-посетителей друг с другом и с сотрудниками музея. В медиапространстве музеям удалось создать культуру сотрудничества, постоянного обучения, развития мышления, модерирования опыта и соучастия. Схематически коммуникативные возможности медиапространства музея можно представить в виде схемы (рис.1).
Рисунок 1. Коммуникативные возможности медиапространства музея
Таким образом, основными характеристиками медиапространства музея можно назвать: коммуникативность, вариабельность, подвижность, технологичность, интерактивность.
Однако активное внедрение мультимедиа в музеи, зачастую очень насыщенными контентом, наталкивает на размышление о сохранении музейной специфики. Есть опасность, что гонка за технологиями может поменять смысл самого понятия «музей», поэтому надо отметить и ряд проблем, которые появляются параллельно с расширением медиапространства:
- Сложность сохранения музейной специфики в условиях цифровизации. Акцент на
спецэффекты и технологии может происходить в ущерб смыслу и содержанию.
- Невозможен автоматический перенос к созданию музейных концепций на основе научно-I го подхода в медиапространство.
Поэтому цифровые технологии не должны быть самоцелью. Они - эффективный и удобный инструмент для развития музея, для воплощения в жизнь самых смелых идей. Огромную роль ; при этом играет медиадизайн, который создает в медиапространстве медиатексты с сильной визуальной составляющей, несет на себе весомую часть смысловой нагрузки. Теперь в основе каждого сообщения в мобильной цифровой сре-
де музея лежит оригинальная идея, уникальное художественное решение и дополнительные возможности для погружения в сюжет и представления деталей экспозиции.
Шрифтовые композиции, логотип, фирменный стиль, инфографика, цвет и структура повествования, бренд и айдентика - все является конструктивной составляющей медиапростран-ства. Можно отметить нарастающую тенденцию ребрендинга среди музеев - многие музеи делают новый бренд, который будет отвечать новым требованиям к музеям в изменившемся обществе. Во многом это связано с необходимостью музеев формировать у посетителей новый уровень восприятия музейных институций, как современных объектов культуры для познания и отдыха, что и отражает данные креативные поиски. Как известно, брендинг - это маркетинговые приемы, направленные на формирование уникального бренда, но именно визуальная айдентика делает
компанию узнаваемой, формирует эмоциональную связь с потенциальным посетителем и влияет на восприятие бренда.
Основные составляющие айдентики любого предприятия, в том числе и музея: шрифтовое начертание, цветовое решение, логотип, всё то, что ложится в основу дизайн-концепции. Совокупность визуальных элементов и материалов, которые создают определенный образ музея в глазах потенциальных посетителей, работают на узнаваемость и запоминаемость, формируются на современном этапе, прежде всего, в медиапро-странстве. Поэтому задачи медиадизайна расширяются, и на наш взгляд, представляют обязательный набор традиционных и новых функций -медиадизайн можно определить, как знаковую систему, выполняющую не столько иллюстративную, сколько когнитивную и коммуникативную функции (рис. 2).
Рисунок 2. Функции медиадизайна в формировании медиапространства музея
За счет развития самостоятельной профессиональной деятельности медиадизайнера существенно улучшились визуальные характеристики медийного контента. Это графические схемы и логотипы, шрифтовые композиции и текстовое сопровождение, цветовые решения и чёткость изображения. Стандартные приёмы оформления сменились более продуманным, концептуально
обоснованным дизайном, опирающимся на законы визуальной семиотики и особенности зрительного восприятия. Таким образом, в формировании медиапространства музея медиадизайн стал играть роль модификатора коммуникационной системы, который существенно видоизменяет саму цифровую среду и способы коммуникации в ней.
Выводы. Таким образом, медиапространство музея представляет собой продолжение цифрового музейного пространства в виде интегративной культурной формы, отличающейся структурным и функциональным разнообразием. С одной стороны, это новая технология бесконтактного информационного взаимодействия пользователя с музейной цифровой средой, компьютерная система, которая обеспечивает визуальный контакт с посетителем онлайн. С другой стороны, это и средство массовой коммуникации, новая форма презентации музея и его персонального издательства, так как все сообщения в медиапространстве оформляются по законам журнальных сообщений при огромной роли медиадизайна.
Во всех своих проявлениях медиапростран-ство музея является новой средой коммуникации, направленной на новые технологии. Кроме того, медиапространство музея - значимый элемент современной культурно-досуговой среды, способствующий развитию творческих способностей, культурному обмену и общению пользователей. Анализ феномена медиапространства музеев необходим для дальнейшего развития медиадизай-на, музейного и экскурсионного дела в условиях цифровизации общества.
Теоретическое и прикладное значение исследования для современных музеев несомненно.
В результате исследования обозначены структура медиапространства музея, его ресурсы и основные признаки: коммуникативность, вариабельность, подвижность, технологичность, интерактивность. С учетом выявленных функций медиадизайна: семиотическая, иллюстративная, конструктивная, когнитивная и коммуникативная, - возможна работа над построением медиа-пространства музея, улучшением логотипа музея, его бренда, маркетинговой политики и коммуникативной стратегии.
Отмечено, что музей цифровой эпохи - это синтез подлинного пространства исторических памятников и новой медийной надстройки, позволяющей раскрыть информационный потенциал экспонатов. Теперь наряду с накоплением, сохранением и трансляцией культурных ценностей приоритетной становится и работа со зрителем.
Вопрос предназначения и функций музея в изменившемся обществе - хранить информацию и артефакты или просвещать посетителей снимается сам собой с развитием медиапространства. Стало понятно, для того чтобы привлечь аудиторию и с ней взаимодействовать необходимо формирование собственного медиапространства, используя для этого образовательные, выставоч-но-экспозиционные, цифровые проекты с использованием коллекций музея.
Литература
1. Барсукова Н. И. Образование и творчество - формы взаимодействия // Образование. Наука. Культура: мат-лы межд. науч. форума. - Гжель. - 2016. - С. 32-36.
2. Водпьян В. Г. Медиапространство как феномен современной культуры // Труды института бизнес-коммуникаций. - СПб.: СПбГУПТД, 2017. - Т. 1. - С. 204.
3. Водопьян В. Г. Визуальные коды культурной идентичности в современном медиапространстве // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. - 2018. - № 32. - С. 229-235.
4. Волкова В. В. Специфика медиадизайна // Вестн. Москов. ун-та, Сер. 10. Журналистика. - 2014. - № 4. -С. 5- 21.
5. Камалова Г. Р., Ахмадиева Р. Ш. Музейный проект как средство развития музыкально-эстетической культуры подростков // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2020. - № 52. - С. 199-209.
6. Лизунова И. В. Медиапространство российского региона: Книга, пресса, радио, телевидение, Интернет (на примере Сибири и Дальнего Востока 1991-2011 годов). - Новосибирск: СГГА, 2013.
7. Лобанова О. С., Макарова Т. С., Глазырина Т. А. Роль мультимедийных технологий в музейной экспозиции // Архитектон: известия вузов. - 2020. - № 4 (72). - Doi: 10.47055/1990-4126-2020-4 (72)-21.
8. Максимова Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный феномен: типология и функциональная специфика: автореф. дис. ... канд. культурологии. - М., 2012.
9. Мастеница Е. Н. Актуализация культурного наследия в музее: вызовы современности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2020. - № 50. - С. 14-22.
10. Ним Е. Г. Медиапространство: основные направления исследований // Бизнес. Общество. Власть. - 2013. -№ 14. - С. 31-41.
11. Пустовойт Ю. В. Классифицирование мультимедийных технологий в экспозиционно-выставочном пространстве современного музея // Культурное наследие России. - 2019. - № 1. - С. 62-67.
12. Родионова Н. В., Барсукова Н. И. Роль медиадизайна в развитии цифровой культуры // Концепции в современном дизайне: мат-лы 2-й Всерос. науч. конф. - М.: РГУ имени А. Н. Косыгина, 2020. - С. 67-70.
13. Турлюн Л. Н. Мультимедиатехнологии в экспозиционно-выставочной и издательской деятельности музеев России. История и современность // Архитектон: известия вузов. - 2020. - № 3 (71).
14. Цветкова П. И. Медиадизайн как фактор формирования бренда телепродукта: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М., 2019.
References
1. Barsukova N.I. Obrazovanie i tvorchestvo - formy vzaimodeystviya [Education and creativity - forms of interaction]. Obrazovanie. Nauka. Kul'tura: materialy mezhdunarodnogo nauchnogo foruma [Education. The science. Culture. Materials of the International Scientific Forum]. Gzhel, 2016, pp. 32-36. (In Russ.).
2. Vodpyan V.G. Mediaprostranstvo kak fenomen sovremennoy kul'tury [Media space as a phenomenon of modern culture]. Trudy instituta biznes-kommunikatsiy [Proceedings of the Institute of Business Communications]. St. Petersburg, SPbGUPTD Publ., 2017, vol. 1, p. 204. (In Russ.).
3. Vodopyan V.G. Vizual'nye kody kul'turnoy identichnosti v sovremennom mediaprostranstve [isual codes of cultural identity in modern media space]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedeniye [Bulletin of the Tomsk State University. Culturology and art history], 2018, no. 32, pp. 229-235. (In Russ.).
4. Volkova V.V. Spetsifika mediadizayna [Specificity of media design]. Vestnik Moskovskogo universiteta, Seriya 10. Zhurnalistika [Bulletin of Moscow University, Series 10. Journalism], 2014, no. 4, pp. 5-21. (In Russ.).
5. Kamalova G.R., Akhmadieva R.Sh. Muzeynyy proekt kak sredstvo razvitiya muzykal'no-esteticheskoy kul'tury podrostkov [Museum project as a means of developing musical and aesthetic culture of adolescents]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 52, pp. 199-209. (In Russ.).
6. Lizunova I.V. Mediaprostranstvo rossiyskogo regiona: Kniga, pressa, radio, televidenie, Internet (na primere Sibiri i Dal'nego Vostoka 1991-2011 godov) [Media space of the Russian region: Book, press, radio, television, Internet (on the example of Siberia and the Far East 1991-2011)]. Novosibirsk, SGGA Publ., 2013. (In Russ.).
7. Lobanova O.S., Makarova T.S., Glazyrina T.A. Rol' mul'timediynykh tekhnologiy v muzeynoy ekspozitsii [The role of multimedia technologies in the museum exposition]. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: news of universities], 2020, no. 4 (72), doi: 10.47055/1990-4126-2020-4 (72)-21. (In Russ.).
8. Maksimova T.E. Virtual'nye muzei kak sotsiokul'turnyy fenomen: tipologiya i funktsional'naya spetsifika: avtorefer-at dis. ... kand. kulturologii [Virtual museums as a socio-cultural phenomenon: typology and functional specificity. Author's abstract of diss. PhD in Culturology]. Moscow, 2012. (In Russ.).
9. Mastenitsa E.N. Aktualizatsiya kul'turnogo naslediya v muzee: vyzovy sovremennosti [Actualization of cultural heritage in the museum: challenges of the present]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University ofCulture andArts], 2020, no. 50, pp. 14-22. (In Russ.).
10. Nim E.G. Mediaprostranstvo: osnovnye napravleniya issledovaniy [Media space: main directions of research]. Biznes. Obshchestvo. Vlast'[Business. Society. Power], 2013, no. 14, pp. 31-41. (In Russ.).
11. Pustovoyt Yu.V. Klassifitsirovanie mul'timediynykh tekhnologiy v ekspozitsionno-vystavochnom prostranstve sovremennogo muzeya [Classification of multimedia technologies in the exposition and exhibition space of a modern museum]. Kul'turnoe nasledie Rossii [Cultural heritage of Russia], 2019, no. 1, pp. 62-67. (In Russ.).
12. Rodionova N.V. Barsukova N.I. Rol' mediadizayna v razvitii tsifrovoy kul'tury [The role of media design in the development of digital culture]. Kontseptsii v sovremennom dizayne: materialy 2-y Vseros. nauch. konf. [Concepts in modern design. Materials of the 2nd All-Russian scientific conf.]. Moscow, Kosygin State University of Russia Publ., 2020, pp. 67-70. (In Russ.).
13. Turlyun L.N. Mul'timediatekhnologii v ekspozitsionno-vystavochnoy i izdatel'skoy deyatel'nosti muzeev Rossii. Istoriya i sovremennost' [Multimedia technologies in the exposition, exhibition and publishing activities of museums in Russia. History and modernity]. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: news of universities], 2020, no. 3 (71). (In Russ.).
14. Tsvetkova P.I. Mediadizayn kak faktor formirovaniya brenda teleprodukta: avtoreferat dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Media design as a factor in the formation of a TV product brand. Author's abstract of Diss. PhD in Art History]. Moscow, 2019. (In Russ.).